Научная статья на тему 'Развитие экологической культуры в современной школе'

Развитие экологической культуры в современной школе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
230
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ECOLOGICAL CULTURE / PEDAGOGY / PEDAGOGICAL CONDITIONS / PEDAGOGICAL PRACTICE / ЭКОЛОГИЯЛЫқ БіЛіМ / ПЕДАГОГИКАЛЫқ ЖАГДАЙЛАР / ПЕДАГОГИКАЛЫқ ТәЖіРИБЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Маруарова А. Т.

В статье определён термин «экологическая культура», и рассмотрено значение экологической культуры в педагогической практике. Представлены основные педагогические условия для эффективного развития экологической культуры. Выявлены преимущества каждого из представленных педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of ecological culture in modern school

The article defines the term "ecological culture" and considers the importance of ecological culture in pedagogical practice. The main pedagogical conditions for effective development of ecological culture are presented. The advantages of each of the presented pedagogical conditions are shown.

Текст научной работы на тему «Развитие экологической культуры в современной школе»



УДК 373.1.02

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Ацдатпа

Мацалада «экологиялык; бтм» терминологи-ясы мен онын педагогикалык; тэжiрибедегi мэт карастырылFан. М¥Fалiмдер практикада цол-данатын Heri3ri педагогикалыв; жаFдайлар ^сы-нылFан. ¥сынылFан педагогикальщ жаFдайлар-дын маныздылыFы царастырыг^ан.

Аннотация

В статье определён термин «экологическая культура», и рассмотрено значение экологической культуры в педагогической практике. Представлены основные педагогические условия для эффективного развития экологической культуры. Выявлены преимущества каждого из представленных педагогических условий.

Annotation

The article defines the term "ecological culture" and considers the importance of ecological culture in pedagogical practice. The main pedagogical conditions for effective development of ecological culture are presented. The advantages of each of the presented pedagogical conditions are shown.

Сложившаяся экологическая обстановка в стране и в мире ставит перед человеком важную задачу - сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. Экологическое образование как непрерывный процесс является основным приоритетным направлением педагогической теории и практики.

Анализ опыта экологического образования позволяет констатировать, что развитие эколо-

Маруарова А.Т.,

ведущий специалист отдела

учебной работы и мониторинговой службы, филиал АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Костанайской области», г. Костанай

Нег1зг1 свздер: экологиялъщ б\л\м, педагогика, педагогика-лыц жагдайлар, педагогикалыц тэж1рибе.

Ключевые слова: экологическая культура, педагогика, педагогические условия, педагогическая практика.

Keywords: ecological culture, pedagogy, pedagogical conditions, pedagogical practice.

t* S X

ш

О

«

о с о

1-4

W

si

2

с

H

о

п о

с *

s

X

H

s с о о m

ш

ч

W О о. С

ш

X

g

H *

С

1

X

ш

ч

о

«

о с о

1-4

м ^

2

<

н

о

£ «

о

с *

к

X

<с н

с о о т

ш

ч

РЧ

О о. С

ш л X -а

£

н *

с

гической культуры в образовательном процессе эффективно включается в практику школы. В настоящее время достаточно хорошо разработана теоретическая база экологического образования, однако отсутствует системность, последовательность формирования отдельных его компонентов, в частности экологической культуры школьников.

Для современных педагогов актуальной является задача организации образовательного процесса, способствующего воспитанию разумного, гуманного, ответственного отношения как к природным, так и социальным компонентам окружающей среды, т.е. задача развития экологической культуры обучающихся. Под экологической культурой в педагогике понимается: часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный коадаптивный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом.

Изучением проблемы развития экологической культуры обучающихся в педагогике занимались А.Н. Захлеб-ный, И.Д. Зверев, И.Т. Суровегина, Н.Н. Моисеев, Н.Н. Тарасов, Г.Н. Ягодин и др. Главными средствами развития экологической культуры обучающихся с точки зрения педагогики выступают содержание и технологии обучения. Научно-исследовательские работы также являются эффективным

средством развития экологической культуры обучающихся, поскольку развивают умение решать проблемы, готовят к самостоятельному выбору своей позиции, способствуют пониманию сути глобальных проблем экологии.

Определён термин «экологическая культура» как совокупность научных знаний об исторически сложившемся в различных культурных эпохах опыте взаимодействия человека и природы; способность человека к рациональному и эмоциональному восприятию окружающего мира и себя в нем; готовность к природоохранной деятельности [1, с.6]. Экологическая культура предполагает высокий уровень умений человека осуществлять грамотную экологическую деятельность.

На сегодняшний день в системе образования владеть основной информацией об экологии является необходимым для развития экологической культуры учащихся. Экологические знания обучающиеся приобретают на уроках биологии, естествознания и т.д.

Развитие и формирование экологической культуры тесно взаимосвязано с экологическим воспитанием, в рамках которого этот процесс понимается как развитие и становление личностных качеств школьников, позволяющих организовать свою жизнедеятельность на основе интересов природы, общества и человека (Б.Т. Лихачев, Н.С. Дежникова).

Важным аспектом в развитии экологической культуры обучающихся в современной школе занимают педагогические условия, применяемые педагогами.

Рассмотрев педагогические условия, выдвигаемые отечественными

1

учеными, были сделаны выводы, согласно которым для эффективного развития экологической культуры обучающихся важно соблюдать следующие педагогические условия:

• диагностика уровня развития экологической культуры обучающихся на базе школы;

• обучающимися систематически осуществляется научно-исследовательская деятельность экологической направленности;

• организована кружковая работа.

Каждое педагогическое условие несет как теоретический, так и практический интерес.

Диагностика уровня развития экологической культуры обучающихся является важным условием исследования экологического образования, это первый шаг в формировании и развитии экологической культуры личности, определяющее условие оптимизации этого процесса.

Для определения уровня развития экологической культуры обучающихся можно применять различные методики, такие, как методика Е.В. Асафовой «Экологическая культура учащихся»; «Диагностика уровня экологической культуры» по С.С. Кашлеву, С.Н. Гла-зычеву; методика «Самооценка экологической культуры» (Е.Ю. Ногтева, И.Д. Лушников).

Данные методики направлены на выявление уровня развития экологической культуры обучающихся. Данные диагностики проводят классные руководители, учителя-предметники, которые ведут урочную и внеурочную деятельность по предметам естественно-научного цикла.

Проводится диагностика в два этапа: в начале учебного года и в конце

учебного года, что позволяет выявить начальный и конечный уровень сфор-мированности экологической культуры. Также данные диагностики позволяют проанализировать показатели изменения в динамике за весь учебный год.

После завершения всех диагностик производится обработка данных по анкетам, заданиям, тестам учащихся педагогами или классными руководителями в соответствии с возрастными особенностями учащихся тестируемых групп. Анализируя полученные данные, педагог может выявить следующее:

• на сколько сформирована экологическая культура каждого обучающегося;

• общий уровень экологической культуры отдельно взятого учащегося;

• начальный и конечный уровень экологической культуры обучающегося.

Исходя из вышеизложенного, на конец учебного года педагог дает оценку эффективности образовательных программ с точки зрения экологической культуры и изменяет их по мере необходимости.

В условиях модернизации образования в современной школе важное значение для развития и формирования личности учащихся имеет научно-исследовательская деятельность обучающихся. Научно-исследовательская деятельность - это процесс решения учащимися научных и личностных проблем, имеющих своей целью построение субъективно нового знания. При этом учитель, выступающий в роли научного руководителя, консультирует, советует, направляет, но не диктует и не выполняет работу учащихся. При учебном исследовании, в отличие от научного, не открывается новых для

К

х

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш Ч

О

«

о с о

1-4

м ^

2

с н

о «

о

с *

к

X

<с н

с о о т

ш

ч

РЧ

О о. X

ш

X -а

¡3

Н *

С

он

X

ш

ч

о

«

о

X

о

1-4

м ^

2

<

н

о

£ о

X *

X

X

<с н

X

X о о т

человечества знании, но если рассматривать ученические исследования в такоИ области, как экология, то результаты могут нести определенную объективную новизну.

Экологическое образование должно осуществляться на протяжении всеИ жизни человека - от эмоциональных представлении о природе в раннем младенчестве, понимания основ картины мира в младших классах школы до формирования экологического мировоззрения, эксцентрического типа сознания и необходимости собственного участия в экологической деятельности в юношеском и взрослом периодах жизни.

Тот или иной уровень экологической культуры - это результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие

деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни. Одну из важных позиций в развитии экологической культуры занимает работа в кружках. Представленные педагогические условия способствуют развитию экологической культуры обучающихся.

Под экологической культурой мы понимаем часть общечеловеческой культуры, систему социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды.

В развитии экологической культуры самым эффективным является практический метод обучения. Выполняя лабораторные и практические работы, обучающиеся самостоятельно познают те или иные процессы, происходящие в природе или организмах.

ЛИТЕРАТУРА

1.Яншин А.Д. Научные проблемы охраны природы и экологии. // Экология и жизнь. - 2009. - № 3, с. 6

ш

ч

РЧ

О о. X

ш

X -а

¡3

Н *

С

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.