Научная статья на тему 'Роль педагога в управлении процессом формирования экологической культуры обучающихся с учетом среды родного края'

Роль педагога в управлении процессом формирования экологической культуры обучающихся с учетом среды родного края Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ECOLOGICAL CULTURE / НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ / NON-TRADITIONAL FORMS OF WORK / УПРАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ / MANAGEMENT OF PEDAGOGICAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочарян Людмила Борисовна

В статье показана роль педагога в управлении процессом формирования экологической культуры обучающихся в урочной и внеурочной деятельности, а также управление педагогическим процессом в работе с родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the teacher in the management of the process of formation of ecological culture of students based on the environment of their native land

The article shows the role of the teacher in the management of the process of formation of ecological culture of students in curricular and extracurricular activities, and the management of pedagogical process in working with parents.

Текст научной работы на тему «Роль педагога в управлении процессом формирования экологической культуры обучающихся с учетом среды родного края»

2. Мальцев, Д.В. Об учебном кино в 1930-80-ые годы по материалам газеты «Правда» / Д. В. Мальцев // Педагогика: традиции и инновации. - Челябинск : Два комсомольца, 2011. - Т. I. - С. 46-49.

3. Никифорова, О.В. Использование иллюстративного материала в лекциях по психологии / О.В. Никифорова // Вопросы психологии. - 1978. - № 2. - С. 7-18.

4. Патитина, В.Н. Использование элементов медиаобразования в преподавании психологии студентам педагогических специальностей : учеб.-метод. пособие / В.Н. Патитина, И.В. Кондратенко. - Тирасполь, 2012.

УДК 378.11

Л.Б. Кочарян, г. Пятигорск

Роль педагога в управлении процессом формирования экологической культуры обучающихся с учетом среды родного края

В статье показана роль педагога в управлении процессом формирования экологической культуры обучающихся в урочной и внеурочной деятельности, а также управление педагогическим процессом в работе с родителями.

Экологическая культура, нетрадиционные формы работы, управление педагогическим процессом.

L.B. Kocharian Pyatigorsk

The role of the teacher in the management of the process of formation of ecological culture of students based on the environment of their native land

The article shows the role of the teacher in the management of the process of formation of ecological culture of students in curricular and extracurricular activities, and the management of pedagogical process in working with parents.

Keywords: ecological culture, non-traditional forms of work, management ofpedagogical process.

Формирование экологической культуры — это процесс сложный, сочетающий многие компоненты воспитания, такие как урочную и внеклассную совместную деятельность: педагога, родителей и обучающихся [3]. Данный подход объясняется тем, что четко организованный процесс урочной деятельности и целенаправленная организация внеклассных занятий по формированию экологической культуры, позволяющий использовать дополнительную информацию в нетрадиционных формах работы, а так же устранения дублирования материала и осуществления преемственности в содержании, открывает для школьников возможность в выражении их самостоятельной деятельности, активности и инициативности, творчества.

Основная работа заключается в поисках эффективного управления процессам формирования экологической культуры лежит на ответственности педагога, особенно классного руководителя, который формирует детский коллектив и знает его особенности и способности каждого ребенка. существует несколько этапов формирования экологической культуры обучающихся. На первом этапе стоит задача сформировать единый, сплоченный

коллектив, перед которым должна быть выдвинута цель изучить состояние природной среды, ее зависимость от человека в родном крае. Педагог убедительно должен дать понять детям, что любой человек может улучшить обстановку в природной среде родного края, а также направить детей на изучение, исследование природы родного края и ее состояния.

При такой организации воспитательного процесса в экологическом направлении постепенно сформировывается новая личность, испытывающая гордость за свой край, его историю и культуру; оберегающая природное достояние своего края и всей станы.

Вторым этапом в процессе управления формированием экологической культуры -предотвращение возникающих проблем в детском коллективе, одной из которых является не желание общаться с природой, что является следствием заложенности родителями любови, понимания ко всему живому[5]. Поэтому возникает необходимость испльзовать индивидуальный подход, который должен основываться на общественно- значимых поручениях, чтобы показать важность сделанного поручения ребенка для всего ученического коллектива, школы, природной среды. Одна из серьезных проблем - это взросление детей. Возраст, в котором теряется интерес к одним занятиям и появляется увлеченность к другим. Это происходит у целого ряда детей, поэтому педагогу важно сохранить интерес к изучению экологических проблем и в этом помогут формы работы, которые должны быть ориентированы на три канала восприятия так, чтобы аудиалы, визуалы и кинестетики получали достаточную духовную пищу для внутренней активности [1].

В данной ситуации успех учителя зависит и в планирование классным руководителем работы по экологическому воспитанию с родителями и педагогическим коллективом, особенно. Система формирования экологической культуры - процесс многогранный и предполагает работу трех составляющих: педагог - обучающиеся -родители. Хотя в этом триумвирате родители занимают последнее место, но в формировании экологической культуры они играют далеко не последнюю роль.

Специфика управления педагогическим процессом состоится в том, чтобы найти среди родителей как можно больше единомышленников. Индивидуальные и коллективные беседы позволят определить союзников в процессе организации работы по экологическому воспитанию и в этом случае можно создать родительский экологический комитет, задачами которого будут:

- укрепление взаимодействия семьи-школы- общества, для установления целостного единства в формировании экологической культуры обучающихся;

- привлечение родителей к участию в обсуждениях тем по экологических проблемам микрорайона на заседаниях;

- морально-психологическая и материальная помощь в организации экологических мероприятий;

- связь с информационными каналами;

- передача информации проделанной работы детей всему родительскому коллективу.

Родительский комитет будет помощником в педагогическом процессе, а именно в проведении экскурсий с семьей к берегам реки, в лес с целью наблюдения за животным и растительным миром, сбором материала для изготовления поделок к выставки, но и обязательно с беседой о правилах поведения в природе. В планы учителя по составлению

тем для бесед на родительском собрании присутствовали темы по защите, благоустройству природной среды, об экологических проблемах планеты.

Создание органов экологического детского самоуправления является сложным, но эффективным процессом формирования экологической культуры. Дети приобретаются определенные знания, умения , навыки в области познания природного мира своего края и экологических проблем возникших в результате воздействия на природу человека. органы экологического управления могут включать в себя: культурно- экологический сектор, информационный сектор, эколого - трудовой сектор; сектор правопорядка в природе; здравоохранительный сектор.

В ходе работы каждого сектора должны формироваться нормативные документы:

1. Экологические правила поведения в природе, ее охране и защите.

2. Экологический паспорт территории своего населенного пункта.

Данная система в управлении процессом формирования экологической культуры будет эффективна, если педагог будет повышать свой уровень экологической культуры, участвуя в конференциях, круглых столах, на заседаниях учителей, изучая современные образовательные технологии в области экологического воспитания.

Эффект воспитания экологической культуры у учащихся во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются педагогом как жизненно необходимые и какие мотивы им движут в работе с детьми. Если учитель в своей деятельности руководствуется мотивом "вынужден", то эффект следует ожидать низкий, если же он движим мотивом "хочу" или "не могу иначе", то и результативность воспитания экологической культуры возрастает. Практика чаще показывает экокультурную несостоятельность учителя, что является серьёзным препятствием в формировании у младших школьников понимания экологии как нового видения мира, места и роли в нём человека, тем самым затрудняет процесс воспитания культуры у детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А.Г. Асмолов. - М. : Изд-во МГУ, 1984. - 105 с.

2. Крючков, В.К. Взаимоотношения в системе «педагог - ребенок - родители» / В.К. Крючков // Педагогика. - 2002. - № 9. - С. 27-32.

3. Кочарян, Л.Б. Формирование экологической культуры младших школьников: региональный аспект / Л.Б. Кочарян // Вестник Пятигорского Государственного лингвистического университета. - 2010. - №2 4. - С. 253-257.

4. Мещерякова, Е.В. Внеаудиторная работа в педвузе как фактор подготовки будущих учителей к проведению внеклассной работы со школьниками : дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Мещерякова. — Волгоград, 1994.

5. Щербаков, Ю.И. Методические разработки внеклассных мероприятий в начальной школе / Ю.И. Щербаков. - М., 1997.

УДК 159.9.072

А.В. Кудрявцев, г. Екатеринбург

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.