3. Selevko, G.K. Sovremennihe obrazovateljnihe tekhnologii: uch. posobie. -M., 1998.
4. Zakharova, I.G. Informacionnihe tekhnologii v obrazovanii: uch. posobie dlya vuzov. - M., 2007.
5. Turganbaeva, A.R. Sovershenstvovanie prepodavaniya disciplinih «chislennihe metodih» [Eh/r]. - R/d: www.kspu.ru/uop2/uploads/1207105205/ 06-07.doc
6. Usenov, S.S. Teoretiko-metodicheskie osnovih primeneniya i ocenki kachestva ehlektronnihkh resursov dlya obucheniya informatike v vuze: avtoref. dis. ... d-ra. ped. nauk. - Almatih, 2008.
7. Tusubaeva, Zh.M. Metodika organizacii distancionnoyj formih obucheniya v sisteme vihsshego professionaljnogo obrazovaniya (na baze tekhnicheskoyj specialjnosti 2001 - «Razrabotka i ehkspluataciya neftyanihkh i gazovihkh mestorozhdeniyj»): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. -Almatih, 2004.
8. Smirnova M.A Didakticheskie vozmozhnosti primeneniya muljtimedia v uchebnom processe vihs-sheyj shkolih / M.A. Smirnova, D.V. Viljker / / Internet zhurnal SakhGU «Nauka, obrazovanie, obthestvo» [Eh/r]: http://journal.sakhgu.ru/work.php?id=13
9. Aldabergenov, N.A. Metodika obucheniya informatike s ehlementami modelirovaniya situaciyj v ehkonomike pri podgotovke specialistov ehkonomicheskogo profilya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Almatih, 2007.
Статья поступила в редакцию 29.10.11
УДК 74.261.3
Aristova T.A. WAYS OF TRAINING OF THE CALLIGRAPHY AND FORMATION OF SKILLS OF THE SOUND ANALYSIS. In article ways of training of calligraphy are presented to interrelations with formation of skills of the sound analysis of younger schoolboys. During mastering speech-thought activity pupils record and overcome the difficulties arising from them, which is possible if pupil includes sensory area in the learning process, is aware of the processes that he feels is acquire knowledge through self-discovery.
Key words: ways of training of calligraphy, formation of skills of the sound analysis, younger schoolboys.
Т.А. Аристова, канд. пед. наук, доц. Академии постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ КАЛЛИГРАФИИ И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА
В статье представлены способы обучения каллиграфии во взаимосвязи с формированием навыков звукового анализа младших школьников. Во время овладения речемыслительной деятельностью учащиеся фиксируют и преодолевают возникшие у них затруднения, что возможно, если школьник включает чувственную сферу в процессе обучения, осознает те процессы, которые он ощущает, т.е. приобретает знание через познание себя.
Ключевые слова: способы обучения каллиграфии, формирование навыков звукового анализа, младшие школьники.
Красивое письмо во все времена служило источником положительных эстетических эмоций, писцы и каллиграфы всегда занимали особые, весьма значимые места в социальной иерархии. Исследование письма тесно связано с таким понятием, как «знак», природа которого тесно связана с развитием речи и мышления. Знак имеет свое значение - предметное (обозначаемый им объект), смысловое (образ обозначенного объекта) и экспрессивное (выражаемые с его помощью чувства).
Письмо - средство запечатления мысли человека с помощью специально созданных условных обозначений (письменных знаков), позволяющих закреплять речь во времени и передавать ее на расстоянии.
Почерк - графическая сторона письма, представляющая собой индивидуальную, относительно устойчивую во времени систему движений, служащую для отображения письменных знаков, в исследованиях графологов доказано, что по почерку можно выявить напряжённость человека, почерк указывает на утомление человека в процессе письма.
Много было и есть споров о почерке. Одни говорят, что это немаловажная деталь, вторые, что это никому не нужно, третьи утверждают, что почерк зависит от характера, темперамента, генетических возможностей и от настроения пишущего. Некоторые виды детского почерка, действительно, сводятся к ряду нескончаемых «палок», где нет связок и закруглений. Если это становится правилом и почерк превращается в «скелет», то это говорит об одиночестве, отверженности, отрицании. Ребенок отделяется от своего окружения, его гордость не дает ему рассказать о том, что мешает ему, или же о том, в чем он нуждается.
Если ребенок пишет с массой завитушек и украшений -это в какой-то степени повод для беспокойства. Завитушки и украшения должны, по мнению ребенка, улучшить написанное. Он добавляет к буквам детали, потому что хочет привлечь
внимание. Ничто не бывает просто так у детей. Такая излишняя манерность письма говорит о том, что ребенок боится одиночества, безразличия, или же о том, что, как ему кажется, вытеснен из родительского сердца младшим братом или сестрой. Прилежным почерком пишет, как правило, примерный и уравновешенный ребенок, который имеет всегда отличные отметки и восторженные отзывы учителей.
Мелкий, твердый, решительный почерк совсем не похож на «примерный». Ребенок с таким почерком - чаще собранный, сконцентрировавшийся на себе, проявляется часто как волевая личность. Когда расстояние между буквами сходит на нет, и когда две части одной буквы (например «и»), кажется, вот-вот склеятся, можно говорить о некотором страхе, недоверчивой боязни, о напуганности и скрытности.
Конечно, почерк, без сомнения отражает характер. В таком случае разве можно отрицать тот фактор, что, работая над почерком, мы можем содействовать формированию характера? Это особенно важно в период становления почерка, который совпадает с периодом становления личности. Такие качества, как аккуратность, целеустремленность, внимание, чувство гармонии, желание доставить радость близким людям (маме, папе, бабушке и дедушке, учителю) своим трудом - все это можно с успехом формировать в процессе обучения письму. Ребенок, у которого буквы неудобочитаемы из-за того, что они состоят из нескончаемых «палок» без связок и закруглений, тратит много энергии, чтобы писать быстро, так как ему нужно как-то компенсировать отсутствие связок между буквами.
В настоящее время в науке сформированы «встречные» течения направлений работы с почерком людей. С одной стороны - это исследование личностных особенностей человека, отражающихся в его почерке. С другой - новый вид врачевания - каллиграфотерапия (от гр. каЛЛо? - красота, урафш -писать) и терапия (от гр. бгра-п^а - забота, лечение), когда
в основу оздоравливающего эффекта положены обратные влияния линий и символов, их эстетического смысла на состояние человека. Иными словами, «пальцы чувствами дрожат», ведь нашей рукой руководят мозг и центральная нервная система, мы незаметно для себя будто бы «проигрываем на пальцах» свои мысли и чувства. Арт-терапевтический подход к письму включает в себя работу не с содержанием текста, а с его формой. Аккуратное выведение рукописного шрифта требует определенного спокойствия и сосредоточенности. Равномерный и плавный ритм письменной деятельности - это безусловный терапевтический фактор, положительно влияющий на эмоциональное состояние пишущего. К этому моторному фактору, связанному с процессом письма, добавляется эстетический фактор, связанный с удовольствием, получаемым при созерцании результатов письменной деятельности, т. е. красиво написанного текста. А как нуждаются наши первоклашки в освоении эстетического начала письменной речи, умении сосредоточиться на гармоничном соединении своей деятельности с результатом обучения, получать удовольствие от согласованной работы рук, мозга, органов чувств.
Система обучения каллиграфии на протяжении лет неоднократно усовершенствовалась. Рассмотрим основные способы обучения: копировальный, линейный, ритмический, генетический, метод Карстера.
Копировальный (или стимогрфический) способ заключается в обведении букв, напечатанных в специальных тетрадях (точками, бледными чернилами) или написанных от руки учителем карандашом. Метод был введен в школу в XIX в. и был рассчитан на то, что длительное, хотя и механическое, обведение красивых образцов письма должно в итоге выработать правильную форму букв. Передовые методисты конца XIX в. и начала XX в. (И.Е. Евсеев, Ф.В. Греков и др.) критиковали этот метод прежде всего за то, что обучение путем обведения готовых образцов не ведет к сознательному овладению почерком, а построено на механическом, притупляющем ум упражнении [1]. Резкую критику этого метода как единственного мы находим и у методиста В.А. Саглика. Он писал, что, обводя буквы, учащиеся не понимают ни их строения, ни последовательности начертания, обводят медленно и неуверенно.
Однако многие методисты (например, Д.А. Писаревский, Н.И. Боголюбов) признавали, что использование копировального метода для специальных целей в условиях индивидуальной работы с детьми на ранней стадии обучения вполне целесообразно. Д.А. Писаревский [2] считал также, что умелое применение этого способа может дать определенный эффект и при исправлении почерков учащихся третьих классов. Таким образом, понимая, какой вред может нанести обучению каллиграфии копировальный способ как единственный или один из ведущих, все методисты допускали его ограниченное применение в каких-то специальных целях.
Линейный метод также берет свое начало в далеком прошлом. В основе этого метода лежит шрифтовый подход к обучению - точные и всегда одинаковые расстояния между элементами букв, точные пропорции высоты и ширины буквы и ее частей. Буквы и слова можно писать, пользуясь вспомогательной сеткой, определяющей высоту письма буквы в целом и ее половины, наклон, расстояние между элементами и т. д.
Графическая сетка стала применяться с 1857 г. в Германии. Она быстро распространилась в других странах. Так как уроки по каллиграфии в России проводили учителя-художники, то вполне естественно, что они склонны были обучать письму так, как обучали рисованию, - со вспомогательной сеткой для построения буквы при письме. Этот метод как единственный тоже не оправдал себя. К концу XIX в. в той же Германии она была уже отвергнута на том основании, что косая сетка вредна для зрения, лишает детей самостоятельности, сковывает движения руки. Частая косая сетка не способствовала развитию навыка письма, формированию глазомера и пр.
Генетический способ заключается в том, что буквы изучаются в порядке от графически простой по форме буквы к графически более сложной. По составу сходных элементов
буквы разбиваются на группы по нарастающей графической сложности. Генетический способ был известен давно. И.Е. Евсеев писал, что еще в XVI в. впервые о нем упоминал немецкий художник Дюрер, доказавший, что все письмо состоит из определенного количества основных линий. В обучении письму этот способ применялся Песталоцци. В течение XIX в. генетический способ применялся при обучении письму в школах Европы. Перенесенный в русскую школу, этот метод в свое время сыграл очень положительную роль, придя на смену механическим упражнениях от «а» до «ижицы».
Д.А. Писаревский считал, что генетический способ более подходит для первоначального овладения письмом. При письме же букв в порядке алфавита или в порядке, данном в букваре, изучение начинается с очень трудных форм. Такого же мнения придерживались еще раньше И.Е. Евсеев, Ф.В. Греков. Однако, все ученые понимали, что нельзя писать буквы без их осмысливания, учить писать в отрыве от обучения чтению. Поэтому генетический способ у нас в школах применяли после того, как уже все дети научились писать буквы в порядке их изучения чтению, т. е. только для усовершенствования письма, отработки формы букв. Практика показывает, что дети испытывают трудности не только при переходе с одной разлиновки (косая линия) на другую (широкая линия), но и при изучении формы буквы, их соединений (нижнее, среднее, верхнее), в переходе от поэлементного к побуквенному.
Тактический (или ритмический) способ - это письмо под счет, в одинаковом для всех учащихся темпе, ритме. Многие учителя увлекались этим способом, считая, что только таким методом возможно образование красивого почерка, так как он удобен для работ со всем классом. Впоследствии оказалось, что ритмический способ имеет свои и недостатки и, пользуясь им, нельзя разрешить все трудности обучения каллиграфии. При длительном и постоянном применении такого способа дети быстрее утомляются, у них притупляется интерес к работе.
Способ Карстера - ещё один из распространенных способов обучение каллиграфии путем прописывания специальных упражнений для развития движений руки: пальцев, кисти, предплечья. Это метод вошел в историю чистописания как метод англичанина Карстера, описавшего его в начале XIX в. При применении этого метода достигаются свободные, уверенные и быстрые движения руки: сначала письмо 19 элементов в крупном плане, затем букв, связанных особыми штрихами, затем слов без всяких вспомогательных линий. Такие росчерки необходимы для овладения умением пользоваться направлением, пространством листа и развития свободы и легкости движения руки. По мнению многих учёных, система упражнений Карстера была больше пригодна для взрослых при выработке скорости или исправления почерков, чем для детей, так как многие росчерки были сложны по технике исполнения. Однако впоследствии отдельные упражнения использовались и для обучения детей (см. прописи А. И. Воскресенской и Н.И. Ткаченко [3], пособия В.А. Саглина [4], Н.Н. Боголюбова и др.). Как видим, в практике широкого обучения ни один из рассмотренных способов не оправдал себя, так как в обучение письму было положено механическое копирование букв, слов, предложений.
К.Д. Ушинский предложил обучать письму на базе чтения, т. е. осмысленно. Таким образом, порядок обучения графике букв стал зависеть от порядка обучения чтению. Этот принцип многие учебно-методические комплекты сохраняют и в настоящее время. До недавнего времени в расписание уроков вводились уроки каллиграфии. Сегодняшние бабушки и дедушки хорошо помнят уроки, на которых писались палочки и крючки. Эта работа для многих детей была утомительной, но она приучала ребенка конструктивно действовать, т. е. пишущий осваивал нужную для написания буквы форму движений руки — размеренность, четкость, наклонность. Моторный навык у школьника формировался в течение четырёх лет на специально отведенном уроке, где ученики занимались только каллиграфией.
В настоящее время обучение каллиграфическому письму кардинально изменилось. Написание букв значительно упростилось и, как следствие, сократилось время на освоение каллиграфии. Урок каллиграфии заменили каллиграфическими минутками на уроках письма. Каллиграфия, как и освоение тем различных предметов, стала подчиняться учебному плану. Например, в учебном плане на тему «Речь начинается со звуков и букв» отведено определенное количество академических часов. Ученик, который за положенное время освоил эту тему, получает «пятерку», а тот, который не усвоил в положенный срок, получает «двойку». Но и тот и другой переходят затем к новой теме: «Мягкий знак - показатель мягкости» - «звук - один, букв - две» [5].
Этот же педагогический принцип лежит теперь в основе усвоения каллиграфии. На изучение и усвоение графики буквы даётся несколько пустых разлинованных строчек для выработки собственного моторного навыка ребенка. Наивно полагать, что ребенок будет заполнять эти пустые строчки с усиленным прилежанием, чтобы успеть наработать соответству-
Библиографический список
ющий моторный навык. Скорее, наоборот, он будет стремиться как можно быстрее заполнить эти строчки не с максимальным прилежанием, а с максимальной скоростью. Независимо от того, научился ли ребенок писать букву «а» или нет, на следующий день, как правило, он переходит к новой букве. К концу основного периода учащиеся должны успевать в течение урока записать до 20 слов, т. е. приблизительно 100120 знаков или письменных букв (если учесть, что непосредственно письмо на уроке занимает примерно 1/3 времени, то скорость письма составляет примерно до четырёх букв в минуту). Хорошо или плохо написаны буквы, ребенок не понимает, так как оценок в первом классе не ставят.
Мы придерживаемся того мнения, что наилучшие результаты по каллиграфии достигаются путем разумного сочетания всех известных способов и введения при записи слова орфографического проговаривания. Для того чтобы учащиеся правильно и красиво писали, надо знать, как у учащихся формируются навыки звукового анализа, как складывается почерк и каковы наилучшие условия формирования этих навыков.
1. История становления методики каллиграфии [Э/р]. - Р/д: http://pishikrasivo.ru/content/
2. Писаревский, Д.А. Шрифты и их построение. - Л., 1927.
3. Воскресенская, А.И. Прописи для учащихся 2-го класса начальной школы / А.И. Воскресенская, Н.И. Ткаченко. - М., 1948.
4. Саглин, В.А. Обучение письму в начальной школе. - М., 1948.
5. Илюхина, В.А. Педагогические основы формирования графических навыков и каллиграфического письма у младших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1997.
Bibliography
1. Istoriya stanovleniya metodiki kalligrafii [Eh/r]. - R/d: http://pishikrasivo.ru/content/
2. Pisarevskiyj, D.A. Shriftih i ikh postroenie. - L., 1927.
3. Voskresenskaya, A.I. Propisi dlya uchathikhsya 2-go klassa nachaljnoyj shkolih / A.I. Voskresenskaya, N.I. Tkachenko. - M., 1948.
4. Saglin, V.A. Obuchenie pisjmu v nachaljnoyj shkole. - M., 1948.
5. Ilyukhina, V.A. Pedagogicheskie osnovih formirovaniya graficheskikh navihkov i kalligraficheskogo pisjma u mladshikh shkoljnikov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 1997.
Статья поступила в редакцию 29.10.11
УДК 37.014.3
Egorova J.S., HOW TO DEVELOPE AND MANAGE ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL STRUCTURES OF THE UNIFIED STATE EXAM. This article describes organizational and pedagogical structure creation, management and development. The main goal of these structures is to prepare and execute the Unified State Exam and to process its results. The concept of an organizational and pedagogical structure, forming milestones, function-depended management specifics are also described. Regional information processing centers and testing centers are mentioned as an example, being the most important and mass.
Key words: Unified State Exam, organizational and pedagogical structure, management in the educational system.
Ю.С. Егорова, канд. пед. наук, зам. директора ФГБУ «Федеральный центр тестирования», г. Москва, Е-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ, РАЗВИТИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СТРУКТУРАМИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЕГЭ
Статья посвящена вопросам формирования, развития и управления организационно-педагогическими структурами, обеспечивающими подготовку, проведение и обработку результатов ЕГЭ. Рассматривается само понятие организационно-педагогической структуры, этапы формирования, специфика управления в зависимости от функций структуры. Применительно к ЕГЭ в качестве примера приводятся региональные центры обработки информации и пункты проведения экзамена, как самые значимые и массовые.
Ключевые слова: единый государственный экзамен, организационно-педагогические структуры, управление в системе образования.
В период подготовки и проведения в 2011 г. вокруг единого государственного экзамена развернулась жаркая дискуссия. Казалось бы, на третьем году его проведения всем должны быть понятны его процедура и правила проведения. Анализируя выступления в прессе критиков ЕГЭ, можно сделать вывод о том, что проще критиковать, нежели познакомиться с основными нормативными правовыми актами, демонстрационными версиями контрольных измерительных материалов и процедурой проведения ЕГЭ. В данной статье вниманию читателей предлагается научно-практический подход к построе-
нию основных структурных элементов ЕГЭ, обеспечивающих наиболее значимые его процедуры.
Краткая историческая справка: на основании постановления Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» с 2001 года в российском образовании начался эксперимент по введению единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ). Эксперимент по введению ЕГЭ являлся одним из направлений модернизации образования, связанных с повышением качества образова-