ПОЭЛЕМЕНТНЫЙ ПРИНЦИП ИЗУЧЕНИЯ БУКВ В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ
Н.Г. Агаркова
Agarkova N.G. The discrete-element principle of studying letters in the methodology of teaching handwriting. The article reconciles the two approaches to teaching children to write letters, i.e. the discrete-element and the holistic one. The author also proposes a kind of a programme to identify written letters. It includes 8 basic visual elements in the whole shape of a graphic sign.
Во второй половине XX столетия в методике обучения детей первоначальному письму зарождается объективное противоречие между двумя направлениями: 1) поэлементного и 2) целостного начертания букв и их соединений. При этом поэлементное письмо характеризуется лишь как отрывное, несвязное воспроизведение буквенных знаков в сравнении с безотрывным.
Чтобы установить правомерность такого противопоставления и выявить тенденции дальнейшего развития методической науки, необходимо, во-первых, проследить особенности реализации поэлементного принципа в трудах отечественных методистов прошлого и настоящего, во-вторых, определить формы элементов букв, зрительно воспринимаемые и двигательно воспроизводимые, и, в-третьих, найти закономерности соотношения между зрительными и двигательными элементами письменных букв.
Теоретическую основу исследования данных задач составляют понятия: письмо, графика, графический навык, каллиграфия, графическая система, графические и каллиграфические ошибки, зрительные и двигательные элементы, зрительно-двигательный образ буквы.
Письмо как процесс воспроизведения рукописных букв и их сочетаний, который представляет собой техническую сторону письменной речевой деятельности.
Термин «первоначальное письмо» используется с целью подчеркнуть специфику начального этапа овладения этим видом деятельности, когда ученик усваивает сложные действия по дифференцировке и перекодировке звуков-фонем в соответствующие буквы-графемы и начертанию их с помощью определенных движений руки и в определенной последовательности.
Графика - система отношений между буквами письма и звуками (фонемами) речи,
а также рисунок, сами начертания букв, что соотносимо с технической стороной письма.
Графический навык - автоматизированный способ различения и перекодирования звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, а также начертания их на бумаге.
Каллиграфия - искусство красивого письма, то есть умение писать правильным (четким) и устойчивым почерком. Термин «каллиграфический» сочетается со словами почерк, письмо.
Графическая система - совокупность букв алфавита, имеющая определения структуры, которая характеризуется наличием структурных единиц постоянной формы и пространственно-количественным типом отношений между ними. Традиционное понятие «шрифт» обозначает лишь совокупность букв алфавита определенного рисунка. Оно употребляется в сочетаниях со словами печатный, письменный.
К графическим ошибкам относятся разнообразные замены букв, соответствующих фонемам, сходным по акустической, артикуляционной характеристике или изменение формы, размера, пространственной ориентации и количества элементов в буквенном знаке.
Каллиграфические ошибки (вернее, недочеты письма) - это нарушение пропорции элементов букв по ширине, высоте и углу наклона. Они являются следствием несфор-мированности координации движений пальцев, кисти, предплечья и плечевого отдела руки.
Зрительные элементы - относительно законченные части рисунка буквы, на которые она закономерно расчленяется в процессе ее зрительного восприятия и которые легко соотносятся с определенными формами: овал, полуовал, прямая линия, линия с закруглением с одной стороны, линия с закруглением с
двух сторон, линия с петлей, линия с четвертным овалом и плавная линия.
Двигательные элементы представляют собой относительно законченные отрезки движения руки, в которых, с одной стороны, учитывается форма соответствующих зрительных элементов, с другой, - закономерности плавного и безотрывного воспроизведения их на бумаге. Например, в строчной букве ~ТТГ зрительно воспринимаемые элементы: —прямая линия, ~~Т~ - линия с закруглением с одной стороны (вверху) и - линия с закруглением с двух сторон: вверху и внизу. Соответствующие двигательные элементы (второй и третий) отличаются удлиненной формой х/ А г чтобы осуществить связное начертание буквы.
Зрительный образ буквы - это зрительное, более или менее адекватное представление о форме буквенного знака. Зрительнодвигательный образ буквы - представление о целостном, относительно законченном движении руки при воспроизведении буквы на бумаге, которое осуществляется на основе зрительного представления о ее форме, знания последовательности начертания ее двигательных элементов и за счет корректирующего контроля глаз [1].
Исходя из содержания основных понятий изучаемой проблемы, сделаем экскурс в историю развития поэлементного принципа обучения письму и чистописанию в отечественной методической науке прошлого (ХУШ-ХХ века).
В первой половине XVIII века основными руководствами по обучению письму являлись «Надписи», то есть своеобразные прописи, по которым учились писать. Шрифты этих пособий отличались сложностью. В самой последовательности изучения письменных знаков не соблюдалось основное дидактическое правило перехода от простого учебного материала к более сложному. Вначале изучались заглавные буквы, наиболее трудные по начертанию (украшенные всевозможными росчерками, петлями, завитками), а затем - строчные. Основным приемом выработки навыка письма было списывание, материалом для которого служили различные изречения нравоучительного характера. Об элементах как составных частях буквенного знака еще не упоминается [2].
Во второй половине XVIII века в методике обучения письму происходят коренные изменения, появляется рациональный для
того времени генетический принцип изучения букв, в соответствии с которым буквы распределялись в группы на основе сходства элементов и изучались в порядке нарастающей сложности их начертания. Это нововведение стало возможным в результате упрощения существующих в то время сложных шрифтов.
Создателем нового, упрощенного шрифта, который лег в основу прописи всего последующего периода, был П.Е. Градобоев, методист-каллиграф. В его методическом пособии «Руководство к чистописанию для родителей, воспитателей и воспитательниц» (1871) в разделе «О штрихах» впервые дается анализ письменного шрифта, структурной единицей которого является, по его мнению, штрих. «Штрих есть вспомогательная линия, которая служит для составления букв» [3]. Таких штрихов выделено шесть. Три из них: «штрих палочка, штрих овал и оборотный штрих буквы «с» - главные, или коренные элементы. Остальные три: штрих буквы «ш» (иными словами, линия с закруглением внизу), штрих буквы «т» (линия с закруглением вверху) и последний штрих буквы «т» (линия с закруглением вверху и внизу) - отнесены автором к разряду производных, так как состоят из частей основных штрихов. Например, в штрихе в виде прямой линии с закруглением внизу он выделяет прямую черту - «палочку», которая равняется 5/6 частям всего этого элемента, и 1/6 часть «от овала», то есть ту линию, которая фиксирует закругление внизу. Вместе с тем линия, являющаяся продолжением этого закругления (плавная линия), не описана автором.
В данном методическом пособии весьма подробно описан каждый штрих, дается классификация элементов букв по «толщине» и «ширине». По «толщине» выделяются штрихи «сильные», или «толстые», и «слабые», или «тонкие, волосные». Сильные всегда пишутся от верхней линейки к нижней, слабые - наоборот. По ширине штрихи разделяются на два разряда: одинарные, то есть не имеющие ширины (штрих в виде прямой линии), и неодинарные, например, штрих «о», ширина которого равна половине его высоты.
Все шесть штрихов, кроме одного («палочки»), не обозначены определенными терминами и поэтому названы через буквы, в состав которых они входят. Не является научным термином и название «палочка». Все
это позволяет предположить, что автор анализируемого пособия стоял у истоков развивающего знания о графической системе письменных букв русского алфавита.
Три основные штриха: прямая линия («палочка»), овал (штрих «о») и полуовал (оборотный штрих буквы «с») - представляют собой относительно законченные части, легко воспринимаемые в письменном тексте зрительно. Это зрительные элементы. Но они (в сочетании с другими штрихами) являются основными опорными единицами и в процессе письма, когда рука в основном воспроизводит движения, соответствующие прямым, полуовальным и овальным линиям. Кроме того, в анализе производных штрихов наблюдаем искусственный «разрыв» зрительно не членимой формы, каковыми являются эти линии (с закруглением вверху, внизу, вверху и внизу одновременно). Конечно, движение руки при воспроизведении этих штрихов на бумаге значительно сложнее, чем письмо, например, прямой линии, однако описывать это нужно с позиции другого видения, базирующегося на знании закономерностей движения руки при письме. Но в силу временных причин автор не мог обладать такими знаниями. И это не его вина.
Для нас остается загадкой, почему П.Е. Градобоев не вычленил весьма распространенный в графической системе элемент «линия с петлей» (вверху или внизу). Если следовать его логике выделения «производных» элементов, то линия с петлей должна была продолжить ряд элементов с закруглениями. К тому же линия с петлей имеет относительно законченную форму, которую без особого труда можно воспринять зрительно.
Итак, в методической системе П.Е. Гра-добоева уже наблюдается поэлементный подход к изучению буквенных знаков: определена основа письменного шрифта, выделены штрихи как структурные единицы букв; описаны «коренные» и производные элементы. Наряду с этим поэлементный состав букв представлен неполно, в анализе «производных» штрихов автор прибегает к искусственному «разрыву» оптически не членимой формы; нельзя согласиться и с принципом разделения элементов на основные и производные.
В методической системе B.C. Гербача (1909) выделено уже 7 основных структурных единиц письменного шрифта русского алфавита, которые по степени сложности их
начертания разделены на четыре группы:
1) черта прямая и черта, закругленная внизу;
2) черта, закругленная вверху и закругленная вверху и внизу; 3) полуовалы (левые и правые); 4) овал. Черта с закруглением вверху или внизу, черта с закруглением вверху и внизу отнесены этим автором к разряду основных. Это, по всей вероятности, явилось результатом уже довольно полного анализа всей совокупности букв, когда учитывается относительная завершенность графических форм, воспринимаемых зрительно. Вместе с тем перечень основных элементов букв в данной работе неполный. Нельзя согласиться и с тем, что в одну группу включаются разные элементы. Например, в первую группу входят прямая черта и черта с закруглением внизу, то есть элементы, которые существенно отличаются как по форме, зрительно воспринимаемой, так и по технике двигательного исполнения.
Строчные и заглавные буквы изучаются по группам, выделенным в соответствии с основными чертами - линиями. Однако для группировки прописных букв этого количества элементов оказалось недостаточно, и автор вводит еще два: пламевидную и волнистую линии.
Принцип поэлементного изучения букв реализуется в рассматриваемом методическом пособии через систему отработки начертания элементов, букв, слогов и слов. Прежде чем приступить к письму букв, ученики должны выполнить целый ряд подготовительных упражнений. Например, перед изучением букв первой группы они тренируются в начертании прямой черты, черты в соединении с волосной линией, черты с закруглением внизу, волнистой и пламевидной, черты с петлей и без нее, прямых черт и черт с закруглениями в соединениях с узлами, волнистыми и пламевидными линиями. Подготовка детей к изучению букв второй группы включает упражнения по начертанию таких элементов, как черта с закруглением вверху, вверху и внизу, удлиненная прямая без петли и с петлей. Особое внимание уделяется упражнениям на «выписывание одним почерком двух, трех, четырех и пяти черт» с закруглением вверху и внизу, полуовалов (левых и правых), соединенных петлеобразным движением, и овалов [4].
В методическом пособии по чистописанию И.Е. Евсеева (1916) выделены те же семь элементов, что и в системе предшест-
вующего автора. Кроме главных штрихов, даны и «добавочные» элементы: точки, петли, узлы, волнистые и пламевидные линии. Принцип их вычленения иной, чем у П.Е. Гра-добоева. Одной из задач рационального способа обучения письму И.Е. Евсеев считал «основательное знание элементов, из которых составлены буквы» [5], то есть перед изучением букв в генетическом порядке следует упражняться в письме элементов, вначале «в отдельности, а потом в связи с волосными чертами». При этом особое внимание он уделял анализу каждой буквы, то есть разложению ее на составные элементы [5, с. 65].
По мнению этого автора, «одно из видных мест в элементарном курсе обучения письму должны занимать «предварительные упражнения», предназначенные для развития отдельных звеньев руки. Это вычерчивание:
1) дугообразных линий слева направо и наоборот до шести раз в один прием (без отрыва руки) при условии постоянного ускорения темпа; 2) наклонных (прямых) линий с помощью движения только пальцев при неподвижной кисти руки; 3) наклонных линий с соединительными чертами; 4) овалов, начинающихся справа, а затем наоборот - слева; 5) фигуры, напоминающей цифру восемь в горизонтальном положении [5, с. 56].
Основная мысль работы заключается в том, что обучение письму и отработка навыка письма подготавливается изучением поэлементного состава буквы и начертанием ее элементов. Особое внимание уделено и специальным двигательным упражнениям, способствующим развитию техники письма.
В работах Д.А. Писаревского (1938), В.А. Саглина (1948), H.H. Боголюбова (1963) наблюдается дальнейшее развитие поэлементного принципа методики обучения письму и выработки графического навыка, а именно: перед отработкой начертания букв и их соединений изучаются элементы, составляющие эти буквенные знаки [6-8]. Перечень основных и дополнительных элементов в данных методических системах одинаков за небольшим исключением. Наиболее полно он представлен H.H. Боголюбовым.
Элементы, входящие в состав строчных букв: 1) прямая черта с нажимом; 2) прямая черта с нажимом и закруглением внизу;
3) прямая черта с нажимом и закруглением вверху; 4) прямая черта с нажимом и закруглением вверху и внизу; 5) прямая черта с двумя волосными соединительными черта-
Чш; 6) удлиненная прямая черта с нажимом; 7) удлиненная прямая черта с нажимом и петлей; 8) левый полуовал; 9) правый полуовал; 10) правый полуовал с петлей (в строчной букве «з»); И) овал с нажимом с левой стороны; 12) овал с нажимом с правой стороны.
Элементы, входящие в состав прописных букв: 1) начальное закругление волнистой линии (имеется в виду горизонтально направленный элемент в буквах «Г», «П», «Т»);
2) прямая черта с нажимом и закруглением внизу; 3) прямая черта с нажимом и закруглением вверху и внизу; 4) правый полуовал, 5) левый полуовал; 6) овал; 7) пламевидная черта; 8) левый полуовал с петлей; 9) овал с нажимом с левой стороны; 10) овал с нажимом с правой стороны.
Дополнительные элементы для строчных и заглавных букв: 1) точка с волосной чертой (первый элемент буквы «л»); 2) опущенная петля (в буквах «ц», «щ»); 3) начальное закругление (в первом элементе таких заглавных букв, как «И», «Ш» и другие); 4) волнистая черта с нажимом посредине; 5) волнистая черта без нажима; 6) начальный узелок; 7) конечный узелок; 8) верхняя поднятая петля; 9) точка с маленькой пламевидной чертой; 10) малый овал.
Такое подробное описание элементов, составляющих основу всей совокупности букв, свидетельствует, прежде всего, о достаточно разностороннем и глубоком изучении и анализе письменного шрифта. В результате названы и такие основные элементы (удлиненная прямая линия, удлиненная прямая линия с петлей, полуовал с петлей), которые прежними авторами-каллиграфами не выделялись. Кроме того, сделана попытка как-то систематизировать письменные знаки русского алфавита. Однако большое количество элементов-структурных единиц алфавита письменных букв не позволило реализовать эту попытку.
С одной стороны, большое количество названных элементов говорит о недостаточной стройности прописного шрифта, о сложности и форм письменных букв, и процесса их начертания. Это подтверждается весьма обширным перечнем дополнительных элементов (см. выше) и тем, что овалы и полуовалы, отличающиеся лишь нажимом (с левой или с правой стороны), распределены в разные группы. А малый овал, который отличается от строчных размеров, включен в
группу дополнительных элементов. Вместе с тем прямая черта с нажимом и закруглением внизу должна быть включена в одну группу с чертой с закруглением вверху, поскольку это тот же элемент, но отличающийся лишь своим пространственным положением.
Элементы «прямая черта», «прямая удлиненная черта», «прямая черта с двумя волосными соединительными чертами» должны также находиться в одной группе, так как это варианты одного элемента - прямой черты, отличающиеся размером или наличием соединительных черт, которые следует вынести в соответствующий раздел «Дополнительные элементы» [8].
Почти все выделенные элементы представляют собой те относительно завершенные формы, которые сравнительно легко вычленяются при зрительном восприятии буквенных знаков и их комплексов, то есть зрительные элементы. Но среди них есть и такие элементы, которые показывают начало или конец какого-то движения и поэтому являются частью, искусственно оторванной от зрительно неделимой формы. Это начальное закругление ^Г, например, в 32 заглавной, «верхняя», поднятая петля — в строчной ~Ж_, конечный узелок _±^ в строчных буквах _____.у/г.._____¿И. В тех случаях, когда зрительный элемент довольно сложный по своей конфигурации, то отдельная часть движения, наиболее трудная для двигательного воспроизведения, показывается как образец отдельно. На первый взгляд, такой прием помогает ученику овладеть сложным движением. Но по сути происходит искусственное дробление логически неделимого образа элемента, который будет запечатлен в памяти ребенка уже на уровне первичного знакомства с буквой и ее поэлементным составом. Подтвердим эту мысль фактическим материалом.
Дети, еще не обучавшиеся грамоте, при восприятии усложненного образца заглавной буквы ~ШИ (из традиционного шрифта) «выхватывают» из нее наиболее заметные части. Одни видят в этой букве «головку» (верхнее закругление), «хвостик» (первое нижнее закругление), «крючок» (последнюю линию с закруглением внизу), другие замечают лишь «кружочек» (верхнее закругление) и «палочку» (последний элемент), выпустив из внимания нижнюю часть первого элемента - линию с закруглением внизу.
Наиболее развитые первоклассники стремятся к логическому осмыслению и объ-
единению отдельных, наиболее сложных частей контура этой буквы: «круглячок с хвостиком, как уточка» (показывает при этом первый элемент буквы), «и еще вот, как крыло» (показывает второй элемент - прямую линию с закруглением внизу).
В первом примере ребенок как бы «выхватывает» отдельные части контура буквы и таким образом фиксирует свое внимание на тех местах, где линия целостного зрительного элемента меняет направление. При этом форма зрительного элемента как бы «разрывается» на части, в результате задерживается формирование целостного зрительного образа этого элемента и образа буквы, в которую входит данный элемент.
Принимая во внимание разную степень подготовленности этой группы дошкольников к обучению письму, сделаем акцент на индивидуальных особенностях зрительного восприятия графических форм. Одна группа детей этого возраста ориентируется в процессе восприятия буквы на линию ее контура, вычленяя в ней отдельные отрезки. Другие дети фиксируют свое внимание на отдельных логически завершенных ее частях, которые они объединяют и осмысливают как целое через сравнение с образами знакомых предметов (вспомним, «головка и хвостик, как у уточки»).
Однако после обучения этих детей на подготовительном этапе овладения грамотой, когда уже изучены все основные элементы -структурные единицы современного шрифта, подавляющее большинство из них (87 %) увидели в заглавной букве «И» (вариант начертания традиционный) два элемента. Второй элемент этой буквы они назвали так, как мы их учили: большая прямая линия с закруглением внизу. При словесном обозначении первого элемента они испытывали некоторую растерянность. Ведь форма верхней его части в традиционном шрифте отличается от современного варианта. Но тем не менее большинство учеников увидели и назвали уже целый элемент, а не отдельные его части: линия с «полукружочком» («головкой», «вертушкой») вверху и закруглением внизу. Следовательно, именно обучение письму должно способствовать формированию целостного четкого образа элемента, а затем и буквы на основе знания и представления ее поэлементного состава. Нельзя «разрывать» эти первично сформированные зрительные образы букв на уровне их двига-
тельного воспроизведения. Овладение движением руки при начертании элемента, буквы и сочетания букв - важная и вместе с тем чуть ли не самая трудная задача, которая стоит перед учащимися в период обучения письму. Нужно специально учить маленьких школьников процессу воспроизведения буквы на бумаге. Но эта работа не должна идти в ущерб формированию целостного зрительного образа буквы или за счет его ломки, как это было показано выше. Зрительный образ буквы должен стать первоосновой в процессе формирования зрительно-двигательного, а затем и двигательно-зрительного образа этого буквенного знака.
Итак, ранний период развития методики обучения письму и чистописанию характеризуется зарождением поэлементного принципа изучения буквенных знаков. В это время методистами-каллиграфами был определен состав (хотя и не полный) основных и дополнительных элементов письменного шрифта, даны образцы начертания и последовательности написания письменных букв русского алфавита, разработаны упражнения, подготавливающие обучающихся к письму. Основой обучения первоначальному письму являлись зрительно воспринимаемые части букв. Воспроизведение буквенных знаков осуществлялось в основном по зрительным элементам. Техника письма отрабатывалась с помощью специальных двигательных упражнений по начертанию разного рода штрихов. С приемами безотрывного начертания букв и их соединений учащиеся знакомились на более поздних этапах обучения (во 2-4 классах), что приводило к нежелательным явлениям перестраивания у детей первоначально сложившегося навыка письма.
Попытки отдельных методистов учитывать особенности движения руки при письме входят в явное противоречие с поэлементным принципом, вернее, с необходимостью опираться в процессе письма на зрительные элементы букв, так как выделенные ими отрезки движения руки часто «разрушали» относительно законченный зрительный образ элемента и буквы в целом. Чрезмерное увлечение методистов-каллиграфов эстетической стороной форм письменных букв происходит в ущерб технике письма. Закономерно возникают вопросы: «Как помочь ребенку овладеть необходимым движением руки при письме определенной буквы? Каков принцип выделения таких частей?» Развитие методи-
ческой мысли по вопросам обучения письму и формирования графического навыка у младших школьников проходило в этот период под влиянием весьма плодотворных психологических исследований, проводимых в 40-60-е годы в лабораториях видных психологов нашей страны А.Р. Лурии, Б.Г. Ананьева, В.Г. Гурьянова, А.Ц. Пуни.
Исследования А.Р. Лурии и его сотрудников показали, что в процессе письма у детей большую роль играют артикуляционные движения речевого аппарата, то есть двигательные навыки письма регулируются специфическим для второй сигнальной системы речедвигательным анализатором. Поэтому в механизме письма важнейшее значение имеет взаимодействие речедвигательных (артикуляционных) и общедвигательных анализаторов [9].
В ряде исследований Б.Г. Ананьев и его последователи доказывают, что в процессе формирования элементарных навыков письма возникает условно-рефлекторная связь не только со звуковыми и оптическими признаками букв, но и с их пространственными и количественными отношениями. Источником ошибок в письме детей является нерас-члененность зрительного восприятия букв, отсутствие на уроках обучения грамоте анализа видимого буквенного знака. Это значит, что буква на уроках обучения письму должна быть «подвергнута дробному анализу», так как только в таких случаях становится возможным цельное ее восприятие, то есть синтез. В коре головного мозга ученика образуется условно-рефлекторная связь между зрительным образом буквы и соответствующими ему слухо-артикуляционными представлениями, то есть звуком. В букве как сложном комплексном раздражителе, «помимо формы, отдельным раздражителем является также величина, направление знака или его элемента, а также количество подобных элементов». Поэтому необходимо в процессе обучения письму направлять аналитическую деятельность ребенка на отдельные компоненты буквы, на установление пространственно-количественных отношений между ее частями-элементами. Готовая форма буквы может быть дана лишь как исходный и контрольный образец, но недостаточна для самих упражнений [10].
Недостаточный учет этого положения в методике и практике обучения письму созда-
ет для ребенка определенные трудности в овладении этим видом деятельности.
В работах Е.В. Гурьянова показано, что процесс формирования навыка письма протекает относительно самостоятельно, поскольку он подчиняется и общим закономерностям выработки и дифференцировки ус-ловно-двигательных рефлексов. Основными чертами письма учащихся начальной школы являются расчлененность действия, скованность и напряженность руки, неумение координировать звенья руки (пальцы, кисть, предплечье и плечо) в процессе воспроизведения букв и их комплексов на бумаге. Следовательно, ученик испытывает трудности, которые относятся как к процессу восприятия и образования представления формы буквенного знака, так и к процессу его изображения. Прежде чем написать букву, ученик должен установить, из каких элементов она состоит и в каком порядке эти элементы должны быть воспроизведены.
В результате экспериментальных исследований Е.В. Гурьянов пришел к выводу о необходимости формирования в процессе выработки навыков письма у младших школьников зрительного и двигательного контроля, на основе которых у детей появляется готовность и возможность предупреждать графические ошибки самостоятельно [11].
В исследованиях А.Ц. Пуни и его сотрудников выявлено тренирующее действие предварительного представления движений при овладении двигательным навыком. Больший эффект в развитии двигательного навыка получается при сочетании предварительного представления изучаемого упражнения с последующим практическим его выполнением. При этом представления из идеального образа переходят в активный механизм, способствующий образованию двигательного навыка [12].
Итак, после столь краткого экскурса в психологические исследования, касающиеся прямо или косвенно вопросов обучения письму и формирования графического навыка, обратимся вновь к методическим проблемам.
Период 60-х годов характеризуется поисками путей совершенствования методики обучения письму и чистописанию. В то время эти проблемы активно обсуждались на страницах журнала «Начальная школа». Результатом таких поисков явилось в начале 70-х годов значительное упрощение письменного шрифта.
А между тем в практике школы возникает объективная потребность в ускоренном письме. Традиционная методика не может решить поставленную задачу в силу того же поэлементного принципа. Процесс воспроизведения буквы по традиционной методике состоял из действий прописывания ее отдельных зрительных элементов, что приводило с самого начала обучения грамоте к закреплению у первоклассников отрывного письма. Отработка безотрывного письма на последующих этапах (во 2, 3 классах) не давала необходимых результатов, так как это было связано в определенной степени с переучиванием детей.
Итак, в силу объективных причин зарождается новое направление в методике обучения письму и чистописанию: обучение безотрывному письму (Ф.Г. Голованов, Е.Н. Соколов). Исследование Е.Н. Соколовой, по ее словам, было связано с изучением двигательной (моторной) стороны навыка письма. Специально изучалось «формирование скорости письма как показателя автоматизиро-ванности навыка» [13].
Признавая тот факт, что навык письма является не только двигательным, но и речевым, автор акцентирует внимание на его специфике, которая «заключается в том, что при беглом письме рука стремится к совершению правильных ритмических колебательных движений. Эти движения приводят к деформации формы букв. «Деформация букв закономерна. Она будет тем меньше, чем больше наш письменный шрифт будет учитывать закономерность деформации в процессе быстрого ритмического письма» [14]. Чем быстрее письмо, тем значительнее деформация букв. А искажение буквы при ее медленном воспроизведении автор объясняет лишь несоответствием формы буквы данного знака закономерности движения руки при письме.
По нашему мнению, искажение букв на первом этапе обучения детей письму зависит более всего не от этого несоответствия (формы буквы закономерностям движения руки), а от того, насколько ребенок на уровне зрительного восприятия овладел формой буквы. Деформация возникает тогда, когда ученик в некоторой степени овладел письмом букв и отдельных соединений и начинает выписывать комплексы букв в более ускоренном темпе. Здесь следует исключить небрежность в письме на фоне отрицательного отношения
детей к этому виду деятельности или при наличии каких-либо побочных раздражителей, так как это к явлению деформации не относится.
Результаты экспериментального исследования Е.Н. Соколовой показали, что «...без-отрывность способствует более ранней выработке плавности и ритмичности при письме. Почерк при безотрывном письме развивается быстрее» [14, с. 16].
Конечно, простота разлиновки тетради, введение безнажимного письма авторучками явились средствами положительных преобразований в обучении письму, так как они удовлетворяют санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к письму, и соответствуют возрастным возможностям шести-семилетних детей в овладении письмом.
Отказ от употребления в письме различных волосных, нажимных, пламевидных линий, излишних точек, петель, закруглений, украшающих букву, привел к значительному упрощению шрифта, обеспечил идентичность начертания букв (строчных в сравнении с другими строчными и строчных в сравнении с заглавными) и позволил использовать в соединениях с овалами и полуовалами способы повторного проведения линии по ранее написанной.
В связи с этим эстетический критерий оценки самого шрифта письменных букв, а также продуктов письма детей переосмыслен. Теперь красивым считают графически правильное (с позиции нового шрифта и новых требований), четкое (удобочитаемое), а также в достаточной степени связное и скорое письмо.
Первоклассники с самого начала обучения письму не только нацеливаются на безотрывное воспроизведение букв и их комплексов, но и специально обучаются приемам безотрывного письма, когда нужно проводить повторную линию по уже написанной. Здесь возможны два случая: 1) нижнего повтора, совпадающего с ритмом и направлением движения руки при письме, и
2) верхнего повтора, который противоречит естественному движению руки и пишется в обратном направлении.
Со всей определенностью автор высказывает свое отношение к поэлементному принципу: «Нецелесообразно обучать поэлементному или отрывному письму...» [15]. Ясно, что поэлементное письмо понимается ею как отрывное. Это происходит потому, что
термин «элемент» соотносится исследователем лишь с теми частями буквы, которые легко можно увидеть при зрительном восприятии буквы, и которые чаще всего не совпадают с элементами движения при ее воспроизведении.
Справедлива мысль о том, что использование зрительных элементов в процессе воспроизведения букв формирует у ребенка с самого начала обучения его грамоте отрывное письмо, последующий переход на побук-венное и послоговое письмо с его переучиванием. Но весьма искусственно выглядит аналогия, проводимая автором между техникой письма взрослого человека и школьника, обучающегося письму: поскольку «в связном письме взрослого человека элементы букв не выделяются» и «одна буква плавно переходит в другую», учащихся надо обучать безотрывному письму [14, с. 10].
Однако психофизический механизм письма младшего школьника, а особенно первоклассника, и взрослого человека, у которого графический навык уже сформирован, не одинаков. Скорость и безотрывность письма - не условие выработки графического навыка, а результат целесообразного обучения. Другое дело, что эти свойства не всегда проявляются. Это, по всей вероятности, зависит от целого ряда причин, но более всего от методики обучения письму.
На наш взгляд, противопоставление поэлементного и безотрывного письма неправомерно, поскольку безотрывность начертания букв нельзя получить на любом этапе формирования графического навыка путем педагогических требований, навязываемых ребенку извне. К тому же если ребенок не представляет себе ясно и отчетливо форму буквы и последовательность ее начертания, то сформировать безотрывность его письма невозможно.
Конечно, «безотрывность письма способствует выработке плавности и ритмичности движения при письме» [14, с. 144], но при том условии, если у ученика уже сформирован достаточно дифференцированный зрительно-двигательный образ каждой буквы и он не испытывает затруднения в процессе перекодировки звуковой формы слога, слова в графическую и двигательную.
Более того, результаты нашего исследования [16] свидетельствуют о том, что между умением учеников аналитически зрительно воспринимать буквенные знаки и умением
і
воспроизводить эти знаки и их сочетания безотрывно существует заметная положительная зависимость. Следовательно, активно формируемый в памяти первоклассника первичный зрительный образ изучаемой буквы положительно влияет на процесс овладения письмом. Следовательно, проблема состоит в том, чтобы на уровне воспроизведения буквы на бумаге зрительные элементы не противоречили процессу письма, не «разрывали» его на отдельные штрихи, а напротив, способствовали соединению их на основе учета закономерности движения руки при письме - пронации.
Итак, в методической системе Е.Н. Соколовой со всей определенностью поставлен вопрос об использовании «элементов движения при письме» (двигательных элементов в отличие от зрительных) в процессе обучения письму и чистописанию. Однако решить этот вопрос достаточно полно автор не смог. Отказ от использования в процессе письма букв зрительных элементов приводит к недооценке работы по формированию зрительного образа письменной буквы, который представляет собой первичную зрительно ощутимую опору для двигательного воспроизведения письменных знаков обучающимися. Вместе с этим исчезает активная роль глаза по построению (созданию) зрительного образа буквы. Его функции ограничены лишь зрительным контролем за движением руки во время письма, а также в процессе сравнения воспроизведенной учеником буквы с данным образцом, причем при отсутствии структурных единиц для анализа графических знаков письменного алфавита.
Явное преувеличение роли двигательных элементов и абсолютное отрицание самой возможности использования в процессе обучения первоначальному письму зрительных элементов приводит к неправомерному противопоставлению поэлементного как только отрывного и целостного (побуквенного) как безотрывного воспроизведения букв. В результате этого противопоставления автор рассматриваемой методической системы не смог увидеть проблему и поставить задачу по изучению соотношения этих элементов в структуре элементарного графического навыка.
Проблема заключается не в том, какие элементы (зрительные или двигательные) следует использовать в обучении первоначальному письму, а в том, чтобы учесть объ-
ективные закономерности зрительного восприятия и двигательного воспроизведения письменных букв в процессе формирования зрительно-двигательного звена в элементарном графическом навыке.
Вопрос о соотношении зрительных и двигательных элементов букв в процессе овладения графическим навыком - принципиальный, так как в нем кроется основное противоречие существующей методики обучения письму: поэлементное воспроизведение букв понимается как отрывное письмо, целостное начертание буквенных знаков ассоциируется с безотрывным (связным) письмом.
Структурирование совокупностей графических знаков в виде системы письменных букв [ 17] и изучение закономерностей начертания письменных букв позволили наполнить содержанием два основных понятия: зрительный и двигательный элементы (см. начало статьи).
Определение характера соотношений между элементами этих двух категорий подводит к раскрытию закономерности формирования специфического зрительно-двигательного звена процесса письма и определению методически целесообразных условий для овладения элементарным графическим навыком. А это практически связано с разрешением основного противоречия в методической науке.
Традиционная методика ориентировала на поэлементное обучение письму. Под элементами понимались зрительно вычленяемые части в рисунке буквы. Прежде чем написать букву в целом, ученик должен был поупражняться в начертании ее зрительных элементов.
Можно предположить, что первичное воспроизведение буквы по зрительным элементам способствует в определенной мере формированию у обучающихся зрительных представлений о форме буквенного знака, однако механический перенос зрительных элементов в двигательное звено письма, имеющее свою специфику, задерживает выработку графического навыка в целом, так как изображение буквы по зрительным элементам противоречит закономерности формирования этого навыка как двигательного действия.
С другой стороны, требование безотрывного написания букв не дает заметных положительных результатов, поскольку первоклассник не может самостоятельно овладеть
Таблица 1.
Соотношение зрительных и двигательных элементов букв
Буквы Зрительные элементы Двигательные элементы Двигательные комплексы
77— П / У / -угу/7 /-/---- /7 Л У
. х/'У и У ! \ ^^У—Зц
тнг - / —7 .
и/ /Уд/ • / - и •-/ ._ _ ^ *_ .. ^ .. ^ ^ -
/ /7 ..
и ии . ._ . и - ■/.- - •• и . и 'У
7 у о / __ с .... .....
—О \У . 6-' >.У ..У
/о /1 / / /У / /у
(ук г~УУ С/^Г _ -^1 - ;--- у V с/У
X Г , У~ _
о . С 0. ... .. . О
.. Г ■ у /•' /~ г /?
... о . - С/ С/ _ . - С: . . -с>
жЖг Э<1'£^М/С. 731 ГС Я/// £• ^ /ГС У^С
^ - " 9 , ... . ^ -Ч- - -
— ^ ^ -V У .
-77-^-у " """ У / ' .Г / /
¿г/ £ и . и и. - 7/-, /У // и //_...
пГАЬ 7/ =■'-■' // /.
. 1А/ (Л/ с/ 1/. . (У 6' ..... ^ у ! у, ¿У 6' (У с/ '¿У'
ж </£ / / 'с . ... Гг / г
У, У/У у А ,/ / ' У““ ./ 7-
1/1/ иг 1/. Е—■ £/ '>-/ С/ . . (/ Vх . 1/ _
у/- У/ - - / /. / У7/ ////'
у 1/ и сУ _1/ У А/и_ .У ^ у .
гшИ 1Гй (г£.~ п^и ^ ^ <ЛГ"
7/г-га= ._ r?_ .Z*. 7 o 7
--- /-у -р " т> Л'” /•"4 -/? ,/") -7 / /Л ■ ■'■ n ~ 7 " rvp ГУ/
0 Т, ■ ■ —Of ^
- ¿ -6' =£=г:
■ - ■ ■ 0 .. —.. п
- V _ . __ _ У ..... У
П /9 ~~ : ... п:т::ч :: '.:s7:57: 7: -75
n _ . n
- У /ОГ ... 7 ^
-Ш:±лж *TñW'rumi 77^ттпг^ппг
■ /Т' ”/} /}■ /•} /) /) /7 /7 77 " n /Г77'” /Т/VJ <OV)
-У —/71 z^-/g
' /? '7 _ /7 >7 _ Л Л
" І~7Ь ^ Л Л Ä —% ^ p p
-?рд=±и_ - 'J7l—-™=z :^L7^Z7 _^L
гл П f' Г Г О /""г ' - - r-\ n — n - r
J X J :7У 6 J у с J L J L JZ7
г г hï (T~ 1 СУ Ö ■ -/ /-у -П Л / Л п л ■■ ■ ■ ... 777._0ZQ7 -n^-
... .
£тг.—í-zz- f Ъ _ " tL
‘ ■ № Ш о 6/67 7 У//' ,
■ ■■ ' ,--л " --о 77 " O '/'YO
: 72: z: 3z. У “ —5z^z
■ : 'il ' 7“ z: Г 7 / СО / -7^-
S-tj - - ^ /T /' 4 - Г) J i .. ..... . r~ 7) J
Oí _ ... // o ^ - TF-_^1_ 7a ^
* —/; °-- '/7_ :тг
ЗИНЗЖІЮЇҐОСІЦ
формой графического знака. Следовательно, процесс первичного изображения буквы на бумаге должен строиться не только на основе учета закономерностей движения руки при письме, то есть на основе двигательных элементов. Нельзя не учитывать, что зрительно вычленяемые части (элементы) буквы также выполняют определенную положительную роль в процессе овладения письмом.
При первичном знакомстве с буквой глаз выполняет сложную и важную работу по созданию зрительного образа этого знака: вычленяет в нем относительно законченные части и соотносит их по размеру, количеству и пространственной ориентации. В процессе воспроизведения буквы на бумаге он участвует в построении ее зрительно-двигательного образа и корректирует движение руки. По мере выработки графического навыка зрительный контроль заменяется зрительнодвигательным, а в отдельных случаях - двигательным.
Чтобы создать оптимальные условия для овладения графическим навыком, необходимо в методике обучения письму учитывать закономерности двух порядков: 1) зрительного восприятия (распознавания) и 2) двигательного воспроизведения буквенных знаков. Следовательно, конфигурацию буквы можно составить из элементов формы, то есть зрительно вычленяемых частей целостного рисунка и из относительно законченных отрезков движения руки при ее начертании (таблица 1. «Соотношение зрительных и двигательных элементов букв»).
При зрительном восприятии буквы глаз ребенка фиксирует линии относительно законченных форм, которые можно легко соотнести с формами определенных предметов. Например, в заглавной букве «Б» вычленяется плавная линия, расположенная горизонтально («крыша», «клюшка»), прямая с петлей внизу («удочка», «перышко», «листочек») и полуовал («ушко», «ручка от чайной чашки»). Повторные движения руки по уже написанной линии глазом не воспринимаются. Так, в заглавной букве «А» первый элемент (плавную линию) ученики видят в укороченном виде, так как прямая линия в верхней части буквы пишется на небольшом расстоянии по этой плавной линии, то есть реализуется естественный повтор.
На первый взгляд, двигательными элементами букв должны являться отдельные отрезки движения руки при письме, которые
фиксируют внимание обучающегося на том месте конт\;ра буквы, где линия резко меняет свое направление. Однако взять такой двигательный элемент за основу не представляется возможным, поскольку в процессе воспроизведения буквы по таким элементам происходит «разрыв» зрительного образа элемента на отдельные части произвольной формы и длины, а это безусловно противоречит закономерному формированию целостных зрительно-двигательных образов основных 8 элементов и всех букв и задерживает выработку элементарного графического навыка.
В традиционных методических системах первоначального обучения письму в основном использовались зрительные элементы. В процессе выработки графического навыка на последующих этапах обучения учащихся знакомили со скорописью, то есть специальными приемами безотрывного начертания букв и их соединений. В генезисе графического навыка первоосновой всегда являлись зрительные элементы. Понятие «двигательный элемент», или «элемент движения», появился в методике сравнительно недавно, в 60-е годы текущего столетия. Даже H.A. Бернштейн, обосновавший в своей классической работе «О построении движений» суждение об иерархической многоуровневой системе построения движения при письме, пришел в более поздних своих работах к выводу о регулирующей роли зрительного образа в построении движений руки. Следовательно, модель движения руки при начертании буквы не должна «разрывать» форму зрительного элемента, так как эта целостная форма используется ребенком как сенсорный эталон, как инструмент анализа буквенного знака на уровне его первичного зрительного восприятия и изучения.
Но, с другой стороны, в сложном процессе двигательного воспроизведения буквенных знаков необходимо учитывать начало, последовательность и смену направления движения руки при письме букв и их соединений. Анализ техники движения руки при письме позволил выделить линии трех основных и пяти производных категорий. К основной категории линий относятся прямые, плавные и полуовальные. Прямые (опорные) линии пишутся сверху вниз (на себя), плавные - вверх, вправо или влево (от себя). Особенность начертания полуовальных линий заключается в том, что рука в
процессе письма постоянно изменяет направление по замкнутой кривой.
К производным линиям относятся такие, которые сочетают в себе в различной последовательности основные линии: 1) прямая, переходящая в плавную; 2) прямая, переходящая в полуовальную; 3) полуовальная, переходящая в прямую; 4) плавная, переходящая в полуовальную; 5) полуовальная, переходящая в плавную.
Таким образом, в двигательных элементах как относительно законченных движениях руки при письме учитываются, с одной стороны, формы зрительно вычленяемых частей, то есть зрительных элементов, а с другой - технология воспроизведения их на бумаге на основе закономерностей формирования графического навыка как двигательного действия (таблица 1).
Чтобы разрешить основное противоречие в методике обучения письму между направлениями поэлементного и целостного (безотрывного) воспроизведения букв, необходимо не только обосновать роль зрительных и двигательных элементов в обучении первоначальному письму, но и выявить характер их взаимоотношений в процессе выработки элементарного графического навыка. С этой целью было проведено сравнение зрительных и двигательных элементов. Результаты этой работы представлены в таблице 1.
Соотношение между элементами двух категорий, составляющими данную букву, выражается в виде полного или частичного совпадения их форм.
Полностью совпадают элементы в заглавных (Г, О, П, Р, Т, Э) и строчных (г, е, ё,
о, с, ь, э) буквах. Большое количество двигательных элементов совпадают с соответствующими зрительными элементами лишь частично.
Это происходит за счет удлинения конца элемента, например, в буквах
-’/-у-«-. X ..¿у
«¿/а и.,
/¿А ЗрЬ
или удлинения его начала (\Ж^34С„к,, н,, .¿Ъ,р;,ПЪ,Н2)^ а также путем объединения двух зрительных элементов в единый двигательный комплекс при условии плавного перехода от одного элемента к другому (-&Д..л&^%..<Зафик-
сированы и такие случаи, когда в процессе начертания буквы появляется дополнительное движение, которое нельзя вычленить в целостном рисунке этого буквенного знака. Это касается сравнительно небольшого числа дополнительных плавных линий, которые применяются в соединениях полуовалов ( сии овалов ( rit, аС ер, W.).
Однако в большинстве случаев соотношения между элементами двух видов характеризуются тем, что двигательный элемент, в основном, повторяет зрительный, но не сводится лишь к нему. Другими словами, двигательный элемент - это его зрительный вариант, осложненный соединительными штрихами. Значит, графическая система письменных букв русского алфавита должна быть построена на основе зрительных элементов, но с учетом динамики их двигательного воспроизведения при написании букв.
При таком подходе в процессе воспроизведения буквы не происходит «разрушения» зрительных образов элементов, воспринятых ребенком при первичном знакомстве с этой буквой. Зрительный образ элемента и буквы органично «вплетается» в систему движения руки при письме. А это создает необходимые условия для закрепления первичных образов элементов и букв, которые были сформированы у ученика на уровне зрительного изучения буквы.
Кроме того, воспроизведение буквы по двигательным элементам в период обучения письму создает прочную основу для отработки устойчивости и безотрывности письма на дальнейших этапах формирования графического навыка.
Итак, результаты данного исследования позволяют сделать следующие выводы:
Структурирование совокупностей письменных букв русского алфавита позволило создать своеобразную программу распознавания буквенных знаков, в которой восемь основных зрительных элементов, разных по форме, находятся в разнообразных пространственно-количественных соотношениях в целостной форме графического знака. Распознавание переменных свойств восьми постоянных элементов в каждом буквенном знаке создает необходимое условие для овладения его целостной формой.
Подтверждено предположение о том, что структурными единицами системы письменных букв являются элементы двух категорий: зрительные и двигательные, что обусловлено
закономерностями зрительного восприятия и двигательного воспроизведения букв как достаточно сложных графических форм.
Зрительные и двигательные элементы, выполняя в процессе овладения письмом своеобразные функции, находятся в определенных закономерно обусловленных связях. Форму зрительного элемента следует считать исходной, так как она первична по отношению к двигательному элементу и является своеобразным сенсорным эталоном в познании формы целостного буквенного знака.
Основная функция двигательного элемента заключается в том, чтобы, не разрушая форму зрительно воспринятых элементов в букве, синтезировать и корректировать их с помощью относительно законченного движения руки, подчиненного пронации.
При таком подходе разрешается основное противоречие в современной методике овладения элементарным графическим навыком, а именно: поэлементное письмо не противопоставляется безотрывному, а рассматривается в диалектическом единстве с ним.
1. Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк // Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. 1-4. М., 1996. С. 168.
2. Педагогическая энциклопедия: В 4 т. М., 1964-1968. Т. 3. С. 542.
3. Градобоев П.Е. Ру ководство к чистописанию для родителей, воспитателей и воспитательниц. М., 1871. С. 35.
4. Гербач B.C. Методическое руководство к обучению письму. СПб., 1879.
5. Евсеев U.E. Методика обучения чистописанию. М., СПб., 1911. С. 9.
6. Писаревский Д.А. Обучение письму: Методическое пособие для учителей начальных школ. М., 1938.
7. Саглин В.А. Обучение письму в начальной школе. Л., 1948.
8. Боголюбов H.H. Методика чистописания: Учебное пособие для пед. училищ. 4-е изд. Л., 1963.
9. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М., 1950.
10. Ананьев Б.Г., Попова А.Н. Некоторые психологические вопросы букварного периода первоначального обучения грамоте // Известия АПН РСФСР. М., 1950. Вып. 26. С. 132.
11. Гурьянов Е.В., Щербак М.К. Психология и методика обучения письму в букварный период. М., 1952.
12. Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта. М., 1959.
13. Соколова Е.Н. Развитие навыков письма у учащихся начальных классов при разных методических приемах обучения письму: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1964. С. 6.
14. Соколова Е.Н., Тарасова О.Т. Обучение чистописанию. М., 1969. С. 4-5.
15. Соколова Е.Н. Методические указания к «Рабочим прописям». М., 1973. С. 5.
16. Агаркова Н.Г. Формирование графического навыка письма у первоклассников на основе использования умственных действий: Дис. ... канд. пед. наук. Л., 1978. С. 155-156.
17. Агаркова Н.Г. Совокупность букв русского языка как система // Вестн. Тамбов, ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Тамбов, 1997. Вып. 3. С. 54-56.