Научная статья на тему 'Способы образования отыменных глаголов в молодежном жаргоне'

Способы образования отыменных глаголов в молодежном жаргоне Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
453
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Способы образования отыменных глаголов в молодежном жаргоне»

и эксплицитных, И имплицитных компонентов семантической структуры может раскрыть всю глубину, смысловое разнообразие значения многозначного слова, а также помочь выявить настоящий эпитет, отличный от логического определения.

1. Залевская А.А. Значение слова и возможности его ' описания // Языковое сознание: формирование и

функционирование. М., 1998. С. 50.

СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОТЫМЕННЫХ ГЛАГОЛОВ В МОЛОДЕЖНОМ ЖАРГОНЕ

Р.П. Козлова, Т.О. Прокофьева

В молодежном жаргоне действуют те же способы глагольного образования, что и в литературном языке: суффиксальный способ, префиксальный, префиксально-суффиксальный и т. д.

При этом в речи молодежи обнаруживается такая характерная для русского языка в целом семанти-ко-словообразовательная особенность глагола, как отсутствие у него специализированных экспрессивных словообразовательных аффиксов,

кроме суффикса -ну- (-ану-). Поэтому глаголы в молодежном жаргоне образуются по стилистически нейтральным моделям, активно функционирующим и в книжно-литературном языке.

Вместе с тем подобная примитивная по структуре модель жаргонного глагола информационно насыщена, так как всегда индивидуально подобрана в соответствии с такими особенностями речи молодежи, как ситуативная обусловленность, общность апперцепционной базы ее носителей и неофициальный характер их взаимоотношений, установка на языковую игру. При этом особый смысловой и эмоциональной наполненностью отличаются отыменные глаголы-жаргонизмы в результате того, что они образуются на базе специфических для жаргона единиц, многие из которых обладают яркой экспрессивностью в пределах самой молодежной речи. Кроме того, эта экспрессивность может быть усилена за счет включения в основу слова суффикса -ну- (-ану-).

Эти семантико-словообразовательные особенности отыменных глаголов в молодежной речи и обусловили избрание их в качестве объекта

исследования.

В результате исследования выявлены следующие словообразовательные типы отыменных жаргонных глаголов.

Суффиксация.

В пределах этого способа словообразования глаголы распадаются на две группы: глаголы с инвариантными суффиксами -и-, -нича-, -ова-, -ствова- и - с неинвариантными суффиксами -е-, -а-/-ка-.

Глаголы с инвариантными суффиксами.

Как известно, синонимичность инвариантных суффиксов при образовании глагола предпо-

лагает возможность выбора того или иного словообразовательного средства.

Среди инвариантных суффиксов в молодежном жаргоне наиболее продуктивен суффикс -и-. Это можно объяснить минимальным количеством ограничений в образовании (семантического, стилистического и формального характера) со стороны производящих имен, а также тем, что с помощью суффикса -и- могут быть выражены значения, передаваемые другими инвариантными суффиксами. Экспрессивность отыменных глаголов-жаргонизмов создается за счет основы. Например: базар (разговор; беспорядок) > базарить (разговаривать; выяснять отношения), хо_хма (шутка) > хохмить (шутить, смеяться), пыль (мелочь, чепуха, пустяки) > пьушть (заниматься пустяками; болтать попусту), ваучер (коммерсант)

> ваучерить (заниматься бизнесом, коммерцией), шмаль (наркотик, гашиш) > шмалить (курить наркотик), мюсли > мюслить (есть мюсли).

В речи молодежи глагольные производные с другими инвариантными суффиксами сравни-течьно немногочисленны. Однако они позволяют выявить некоторые особенности функционирования в жаргоне данных словообразовательных типов.

Так, глаголы с суффиксом -ова-^ имеют, как правило! заимствованные основы: кайф (удовольствие) > кайфовать (получать удовольствие; отдыхать, расслабляться), шиз (шизофреник; ненормальный человек; сумасшедший) > щщова^ (сходить с ума; неадекватно себя вести), факс Факсовать (передавать информацию по факсу).

Образований с суффиксом -ствова- в молодежном жаргоне мало. Этот суффикс продуктивен в книжной речи, поэтому жаргононосителями он используется при создании глаголов с установкой на шутку, иронию. Экспрессивность таких жаргонизмов является результатом объединения морфем разной функционально-стилевои принадлежности. В речи молодежи они имеют следующие словообразовательные значения:

1) «совершать действия, имеющие отношение к мотивирующему существительному, характерные для него»: диджействовать (работать ди-джеем),

модельствовать (работать моделью), букерствовать (работать букером, то есть занимать составлением бука (портфолио) - фотоальбома с образцами рекламных работ);

2) «обнаруживать свойство (качество, признак), названное исходным именем»: гвинетствовать (подражать английской актрисе Гвинет Пэлтроу), модельствовать (вести себя как модель, манерничать).

Глагольные образования с суффиксом -нича-исследователи относят к числу стилистически отмеченных экспрессивных моделей, так как большая часть лексем этого словообразовательного типа принадлежит актуальному для разговорной речи семантическому классу глаголов поведения [1]. В молодежном жаргоне мы обнаружили лишь несколько отыменных глаголов с суффиксом -нича-, обозначающих негативно оцениваемое чье-либо поведение: стиляжничать (выдерживать в поведении и одежде определенный стиль), жлобничать (жадничать, возможно образование по аналогии), неформальничать (следовать в поведении и одежде определенной манере, не отвечающей общественным стереотипам, но и не выходящей за рамки дозволенного), физкуль-турничать (заниматься физкультурой).

На наш взгляд, причина немногочисленности подобных образований в молодежном жаргоне -активное функционирование конкурентных, более коротких и удобных в произношении, глаголов на -и(ть)ся, хотя негативная оценочность в их семантике значительно стерта. Ср.: стиляжничать -стиляжиться.

Глаголы с неинвариантными суффиксами.

В сфере суффиксации в молодежном жаргоне обнаруживает некоторую продуктивность суффикс -е-: буреть (зазнаваться), борзеть (наглеть, вести себя неадекватно), шизеть (сходить с ума, неадекватно себя вести).

Глаголы с суффиксами -а-/-ка-, которые имеют значение «произносить то, что названо производящей основой», легко образуются в разговорной речи и поэтому находятся на периферии молодежного жаргона, например: итэдэкать (часто произносить «и так далее»). В речи молодежи у подобных глаголов на базе семантики звукоподражания могут развиться переносные, «жаргонные», значения, которые выявляются на основании синтаксических связей глагола или по речевой ситуации: хрупать, штефкать, хряпать что-либо (кушать), фыркать (пить чай).

Префиксально-суффиксальный способ словообразования.

Внутри этого способа в молодежном жаргоне продуктивен словообразовательный тип о-(об-)...-и(ть) со значением наделения кого-либо тем, что названо производящим именем: обни-чить (вручить приз «Ника»), остипендить (выдать стипендию), оконфетить (угостить конфетой).

Суффиксально-постфиксальные глаголы.

Среди суффиксально-постфиксальных отыменных глаголов в молодежном жаргоне продуктивен тип на -и(ть)ся со значением совершения действия, имеющего отношение к тому, что названо производящей основой, без отрицательной оценки этого действия, свойственной глаголам на -нича(ть). Например: физкультуриться, неформа-литься, стиляжиться, пляжиться (проводить время на пляже; загорать).

Исключение составляют те случаи, когда негативную оценочность содержит уже производящая основа. Например: глупиться и тупиться (глупо себя вести; плохо соображать; не думать), жлобиться (жадничать), лошиться (глупо себя вести; плохо одеваться; не следить за собой).

При таком условии отрицательная оценка действия и деятеля сохраняется, когда жаргонизм образуется по типу на -ну(ть)ся: жлобнуться (пожадничать), лохануться и лопухнуться (сделать глупость; поступить опрометчиво, необдуманно). Однако в этом случае степень негативности значительно снижается за счет того, что подобные глаголы однократного действия характеризуют единичные, отдельные поступки человека, на основании которых нельзя судить о личности в целом.

Префиксально-суффиксально-постфиксаль-ный способ словообразования.

В молодежном жаргоне протекают также процессы образования отыменных глаголов с помощью префикса и постфикса -ся одновременно.

Нам удалось выявить следующие словообразовательные типы подобных жаргонизмов:

❖ до-...-и(ть)ся со значением совершения действия в достаточной степени или в избытке: добазариться (договориться о чем-либо; сказать много лишнего), дошоколадиться (необдуманным поведением довести себя до неприятных последствий);

❖ о-(об-)...-и(ть)ся со значением приобретения свойства того, что названо производящей основой: окандидатиться, одокториться (получить, соответственно, кандидатскую или докторску ю степень).

Таким образом, наши наблюдения над словообразованием отыменных глаголов в молодежном жаргоне позволяют сделать вывод о наибольшей продуктивности типов с суффиксом -и-, которые обозначают занятие лица либо наделение его каким-либо признаком, предметом. Причем глаголы-жаргонизмы не только называют действия, но и дают им оценку, как правило, отрицательную. Степень негативности оценки при этом определяется не только характером суффиксов (-и- и -нича-), но также обусловливается категорией вида глагола и способом действия. Продолжительное действие усугубляет негативную оценку его производителя. Глаголы со значением однократного действия в этом плане более «мягкие», они подчеркивают неожиданность, исклю-

чительностъ действия, то есть нетипичность его для данного лица. Ср.: лошиться — лохануться.

Наши наблюдения показывают также, что образующиеся в молодежном жаргоне глаголы с -ся имеют, как правило, собственно возвратные значения: тупиться — самому плохо соображать. При этом обнаруживается своеобразная переходность характеристик лицо —> действие и действие —» лицо. Например: лох лошиться, то есть лох

всегда лошигся, и тот, кто лошится, - лох.

Рассмотренные нами словообразовательные типы отыменных глаголов являются в молодежной речи наиболее продуктивными, однако в це-

лом словообразовательные возможности жаргона необычайно широки и представляют богатый материал для дальнейших исследований [2-3].

1. Васильева А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М., 1976. С. 46.

2. Виноградова В.Н. Стилистический аспект русского

словообразования. М., 1984. _

3. Земская Е.А., Китайгородская М.В, Ширяев Е.Н. Русская разгопорная речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис. М., 1981.

ИДИОСТИЛЬ КАК СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ В.В. Леденева

Идиостиль является данностью, поскольку обнаруживает себя в результате текстопорождающей и эстетической деятельности языковой личности. Идиостиль отражается в интеграции предпочтительных жанров, средств и приемов, необходимых для построения текста и передачи не только информации, но и эмотивно-экспрес-

сивных компонентов.

В жанрах художественной литературы, по признанию М.М. Бахтина, индивидуальный стиль предполагается самим созданием текста, является его ведущей целью. Различные жанры позволяют раскрыться разным сторонам языковой личности писателя, продемонстрировать характерные аспекты взаимодействия с системой национального

языка и его стилей.

Взаимодействие языковой личности с системой национального языка детерминируется сущностью идиолекта, уровнево-полевая структура которого складывается вследствие индивидуализированного усвоения данной системы и ее единиц. Состав языковых средств - материальное воплощение установок и взглядов языковой личности на то, в какую «упаковку» следует облечь идеальное содержание. Это находится в ведении прагматиков языковой личности, потому состав средств идиолекта оказывается относительно очерненным, допускающим учет, классификацию, описание, сравнение / сопоставление, и, безусловно, отличным от состава идиолекта любой другой языковой личности.

Предпочтение языковых средств, устанавливаемое по фактору частности, представляет собой особенность идиостиля. Заметное место занимает стилистически окрашенная лексика, призванная усилить или передать го или иное впечатление, оценку, характеристику, художественно-эстетический эффект. Детерминирующими являются элементы специфические: во-первых, внелитера-турные; во-вторых, слова, несущие на себе отпечаток неповторимой интенции языковой личности, которая находит себя в словотворческой деятельности, в субъективном наполнении семанти ки конкретной единицы узуса, в развитии предпочтительных (отрицательных или положительных по преимуществу) обертонов смысла при непосредственном использовании слов, а также в формировании новых концептов на уровне текста -ключевых слов — и под. Во всяком предпочтении средства просматривается отношение к нему.

Идиостиль проявляется также в приемах «сцепления» слов, построения текста, создания образных средств речи (тропов и фигур). По Ю.М. Лотману, художественный прием есть не какой-либо материальный элемент текста, а отношение.

Рассмотренные признаки позволяют констатировать, что идиостиль - это индивидуально устанавливаемая языковой личностью система отношений к разнообразным средствам и способам авторепрезентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.