Научная статья на тему '2003. 03. 023. Ильясова С. В. Словообразовательная игра как феномен языка современных СМИ/ отв. Ред. Колесников Н. П. , рост. Гос. Ун-т. Ростов н/д, 2002. 359 с. Библиогр. : С. 334355'

2003. 03. 023. Ильясова С. В. Словообразовательная игра как феномен языка современных СМИ/ отв. Ред. Колесников Н. П. , рост. Гос. Ун-т. Ростов н/д, 2002. 359 с. Библиогр. : С. 334355 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
501
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ РУССКИЙ ЯЗЫК / РУССКИЙ ЯЗЫК СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / ЯЗЫКОВАЯ ИГРА / ЯЗЫК СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 03. 023. Ильясова С. В. Словообразовательная игра как феномен языка современных СМИ/ отв. Ред. Колесников Н. П. , рост. Гос. Ун-т. Ростов н/д, 2002. 359 с. Библиогр. : С. 334355»

ГРАММАТИКА. МОРФОЛОГИЯ. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

2003.03.023. ИЛЬЯСОВА С.В. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИГРА КАК ФЕНОМЕН ЯЗЫКА СОВРЕМЕННЫХ СМИ/ Отв. ред. Колесников Н.П., Рост. гос. ун-т. - Ростов н/Д, 2002. - 359 с. - Библиогр.: с.334-355.

Работа состоит из пяти глав и заключения.

В первой главе «Словообразовательная игра: теоретические основы исследования» отмечается, что понятие языковой игры (ЯИ) как самостоятельного объекта изучения сформировалось в отечественной лингвистике относительно недавно, несмотря на то, что ЯИ в отдельных своих разновидностях издавна имела место в разговорной речи и в художественной литературе. Словообразовательная игра (СИ) - это одновременно и разновидность ЯИ (если использовать уровневый подход), и самостоятельно функционирующая система игровых способов и приемов. Во всех исследованиях по ЯИ именно словообразовательной игре уделяется наибольшее внимание. Принято считать, что начало использованию термина «языковая игра» положено в философских трудах Л. Витгенштейна, но само содержание термина в том понимании, в котором он используется в отечественном языкознании в настоящее время, очевидно, связано с эстетической концепцией игры, восходящей к Платону, развитой в трудах немецких романтиков. Очень важным моментом в понимании языковой игры является такой компонент игровой деятельности, как удовольствие, что настойчиво подчеркивал автор знаменитой книги «Homo ludens» Й.Хейзинга, и именно присутствие творческого начала объединяет все манипуляции с языком (называемые ЯИ), независимо от механизма их осуществления. В современной русистике сложилось несколько подходов к пониманию ЯИ. Первым по времени был подход, в основе которого лежит представление о ЯИ как о неком преднамеренном нарушении нормы. Если говорить о СИ, то такой подход был вполне закономерен для этого этапа в развитии лингвистики, когда новые слова (а создание новых слов, как известно, признается всеми исследователями основной разновидностью СИ) делились на два противопоставленных друг другу разряда -окказионализмы и потенционализмы. Изменение языковой ситуации, следствием чего стало усиление творческого начала, привело к

необходимости пересмотра понятий, окказиональность перестает пониматься как ненормативное, что соответствует общим изменениям в отношении к норме: соотношение «норма - ненорма» заменяется соотношением «норма - другая норма». В свете всего сказанного автору представляется неоправданным говорить о СИ как о нарушении словообразовательной нормы, пусть даже преднамеренной, осознаваемой. Игра - это творчество, удовольствие, получаемое от достижения поставленной цели, что уже само по себе противоречит понятию преднамеренности в нарушении некой нормы. СИ - это реализация того выбора, который предлагает язык, выбора из реально или потенциально существующих возможностей, выбора в пределах системы. СИ в языке современной печати свидетельствует о ее качественно новом состоянии: экспрессия действительно победила стандарт, и немалую роль в этом играет СИ. Достаточно сравнить новые слова 70-х годов и новейшего периода, чтобы убедиться в том, что окказиональность в языке газеты стала нормой. Язык газеты приобрел также индиви-дуально-творческий характер, что позволяет говорить о новом понимании индивидуально-авторского слова - слова, не связанного с определенным автором, не замкнутого в рамках определенного текста, а индивидуального в интенциональных проявлениях, что выражается в необычной форме. Основной сферой функционирования СИ в языке газеты являются заголовки. Таким образом реализуется одна из функций заголовка - рекламная. В условиях реалий сегодняшнего дня функциональная направленность заголовков изменилась, что сказалось и на их оформлении: они стали более броскими, приобрели такое качество, как зазывность, так как они призваны продать свой товар - информацию. В языке газеты частыми стали дезориентирующие заголовки, заголовки-загадки, заголовки, построенные на эффекте обманутого ожидания, именно они в первую очередь привлекают внимание. В заголовках используются все виды СИ, характерные для языка сегодняшней газеты: новые слова, повторы, игра с внутренней формой слова.

Во второй главе «Узуальные словообразовательные типы и модели как база словообразовательной игры» в результате анализа большого фактического материала за период свыше 20 лет (1978-2001) автор приходит к выводу, что абсолютное большинство инноваций образуется по узуальным моделям и типам. Необычность, игровой характер нового слова создается следующими способами: а) использованием необычной

основы, чаще всего имени собственного. Можно говорить об активизации отаббревиатурного словообразования; б) необычным сочетанием основы и аффикса, что позволяет в ряде случаев говорить о расширении границ словообразовательного типа.

Существительные с семантикой лица мужского рода занимают в СМИ не столь значительное место, как это можно было бы предположить, исходя из утверждения Е.А.Земской об антропоцентрическом характере словообразования. Наиболее продуктивны существительные на -чик/-щик. Очевидной тенденцией является собирательный характер существительных с семантикой лица, что выражается в употреблении их в форме множественного числа, ср.: дельтовцы, зоопарковцы и др.

Активно продолжают образовываться существительные женского рода. Инновации этого типа могут создаваться как стилистические синонимы к узуальным существительным и таким образом обыгрываться (комендант - комендантша, музыкант - музыкантша и др.), а также быть собственно инновациями, ср.: пирамидчица, винотесса и др. Наибольшую продуктивность в названной группе сохраняют новообразования на - ша, характеризующиеся такой особенностью, как социальная ориентированность, ср.: бизнесменша, банкирша, мэрша и др. Наиболее представительную в количественном отношении группу среди инноваций рассматриваемого периода составляют отвлеченные существительные. Обьектом пристального внимания исследователей стали инновации на -изация, результатом чего стал следующий вывод: инновации на -изация сохраняют свой процессуальный характер, но при этом мотивируются не глаголами, а существительными (нарицательными и собственными с равной долей частотности). Можно говорить также о формировании конструкции с интенсификатором весь, а также о приобретении названными существительными устойчивой отрицательной коннотации.

Материал авторской картотеки позволяет говорить и о продуктивности другой группы существительных с абстрактной семантикой - существительных-инноваций на -ство. Автор оспаривает как положение о непродуктивности новообразований названного типа, так и об утрате ими самостоятельного значения собирательности. Примеры свидетельствуют как о том, что в словотворчестве конца XX -начала XXI в. новообразования на -ство, мотивированные словами разных частей речи, играют весьма заметную роль, так и о том, что

значительное число новообразований имеют основное, а не добавочное собирательное значение.

Анализ инноваций на -изм позволяет как подтвердить высказываемую в ряде исследований мысль о продуктивности данной группы существительных, так и отметить некоторые новые тенденции. Можно говорить, во-первых, о расширении границ словообразовательного типа, иллюстрируя это положение примерами инноваций, мотивированных аббревиатурами, во-вторых, о становлении нового словообразовательного типа существительных на -изм с конкретной семантикой, ср.; шифринизмы и др. Становление нового словообразовательного типа отмечено и среди существительных на -ость/-ность, мотивированных существительными (статуэточность, ассольскость). Одновременно расширение сферы действия демонстрируют существительные на -ость/-ность, мотивированные прилагательными (подшефность, спортивность). Среди префиксально-суффиксальных существительных выделяются слова с преф. за- и суф. -и]-, приобретающими в современном русском языке продуктивность, что выражается как количественно, так и качественно - в расширении границ словообразовательного типа за счет участия в мотивации не только нарицательных, но и собственных имен существительных, ср.: закулисье, забугорье, Застеколье и др.

Роль прилагательных-инноваций в газетно-публицистическом стиле, на первый взгляд, незначительна, так как в количественном отношении они уступают инновациям-существительным. Но качественный характер СИ в этом случае иной: прилагательные-инновации создаются не столько для номинации, сколько для экспрессии, привлечения внимания к тому признаку, который в языке уже имеет наименование.

Прилагательные-инновации в языке периодической печати представлены другими структурами, нежели в художественной литературе. Так, если в поэзии и прозе на первое место в количественном отношении выходят композиты, то в газетно-публицистических стилях преобладают аффиксальные инновации. Продуктивность проявляют прилагательные с суффиксами -н-, -ист-, причем продуктивность прилагательных с суффиксом -ист- - явление новое.

Особое внимание уделяется анализу окказиональных форм степеней сравнения. Имеющиеся в картотеке материалы позволяют говорить о следующей тенденции: окказиональные формы сравнительной

степени, получившие широкое распространение в разговорной речи, употребляющиеся как экспрессивное средство в языке художественной литературы, приобретают все большую активность и в языке периодической печати, образуясь при этом не только от прилагательных, но и от существительных.

Глаголы-инновации занимают достаточно скромное место в словообразовательной игре как в силу относительной малочисленности, так и в силу особенностей их структуры: глаголы-инновации реже создаются с нарушением законов словообразования. Для словообразовательной игры используются в основном отыменные глаголы, отличающиеся от неотыменных ролевой усложненностью. Говоря другими словами, в отыменном глаголе содержится информация не только о действии, но и о соотнесенной с этим действием семантической роли. Самым продуктивным глагольным суффиксом продолжает оставаться суффикс -и-. Образования на -ить пополняют как группу «профессиональных глаголов», так и другие семантические группы, что подтверждает мнение исследователей о семантическом многообразии глаголов на -ить. Вторым по активности является суффикс -ствова-, также пополняющий как группу «профессиональных глаголов», так и группу «глаголов поведения». Новообразования на -ствовать утрачивают стилистическую противопоставленность глаголам с суффиксом -и- и -нича-, о чем свидетельствует как присоединение суффикса -ствова- к основам разговорного характера и, соответственно, утрата новообразованиями на -ствовать оттенка интеллектуального действия (рабкорствовать, кучерствовать и др.), так и отсутствие в русском языке конца XX в. стилистического противопоставления между так называемыми «параллельными глаголами» (гурманить -гурманствовать и др.). В сфере префиксально-суффиксального словопроизводства наибольшей активностью обладает модель с префиксом о- и суффиксом -и-, ср.: обазарить, отуземить и др. Среди префиксально-суффиксально-постфиксальных инноваций преобладают глаголы с префиксом о- и суффиксом -и-, ср.: одемократиться, опрезидентиться и др. Выделяется самостоятельный словообразовательный тип со значением «приобрести то, что названо мотивирующей основой», например: окожился, оджинсился и др. В сфере глагольного словопроизводства все большую активность приобретает такое явление, как чересступенчатое образование причастий, что позволяет говорить не о формообразовании, а о словообразовании

причастий. Чаще других образуются страдательные причастия прошедшего времени: обездаченный, омансарденный и др.

В образовании наречий активность проявляют наречия на -о, образующиеся не только от прилагательных (в соответствии с нормами литературного языка), но и чересступенчато - от существительных -бегемотно, бермудно, гамно. Типичной функцией для наречий на о в языковой игре становится функция сказуемого, ср.: коттеджно, престижно.

В третьей главе «Окказиональные способы и приемы создания новых слов» подчеркивается, что в языке газеты словотворчество постепенно расширяет свои границы. Явления, которые относились к поэтической речи, становятся нормой в газете. Сказанное прежде всего относится к контаминациям, которые разнообразны не только морфологически, но и графически. Контаминации получают все более широкое распространение в языке современной печати. Сфера их функционирования - заголовки. Они могут как образовывать заголовок самостоятельно, так и входить в словосочетание (предложение). При этом часто используется прием лексико-семантического варьирования -контаминация разрушает форму и значение устойчивого словосочетания. Новым типом контаминации, получающим все более широкое распространение, является графическая контаминация, в которой в качестве графически выделенной части могут использоваться имена нарицательные, собственные, аббревиатуры. Среди графических контаминаций в качестве подтипа можно выделить контаминации орфографические, которые не могут быть оценены однозначно. Семантизация контаминации возможна как непосредственно в заголовке (что представляется наиболее удачным), так и в подзаголовке (предтексте) или непосредственно в тексте. По мнению автора, в контаминации должны быть отражены значения обоих производящих основ, такая контаминация наиболее удачна как с точки зрения формы, так и с точки зрения семантики. Другими словами, производящая основа не должна быть только упаковочным средством. Высказанное положение относится и к графическим контаминациям, несмотря на то, что в них графически подчеркнута одна из основ (или ее часть). Контаминации, построенные только на созвучии, на паронимии, в языке газеты представляются автору неудачными, так как здесь менее уместна словообразовательная шутка, нежели в художественной литературе и в разговорной речи.

Создание слов по конкретному образцу не получило в языке газеты такого распространения, как контаминации, что вполне объяснимо. Образование слов по конкретному образцу ориентировано на более индивидуальный характер восприятия, что предполагает более высокий уровень языковой компетенции у читателя. Сказанное относится в полной мере к таким приемам, как обратное словообразование и «фокус-покус» прием. И первый, и второй пока гораздо больше распространены в разговорной речи и в художественной литературе, где словотворчество более свободно. Появление названных приемов в языке газеты - это доказательство поворота словообразования от словопроизводства в сторону слово-творчества, это доказательство расширения границ словообра-зовательной игры.

Четвертая глава «Повтор одноструктурных производных и корневой повтор» посвящена явлению, которое получает в языке современной периодической печати все большее распространение. Заголовки с названной разновидностью словообразовательной игры являются действенным средством привлечения внимания, особенно если одним из членов повтора является инновация. Узуальное слово при этом не только несет экспрессивную нагрузку, но и служит семантизатором инновации. Повтор одноструктурных производных лишний раз подтверждает мысль о неогенности имени существительного, так как в количественном отношении преобладают повторы именно с этой частью речи. При этом преобладают существительные на -изация, -ость, -изм, т.е. подтверждается общее положение об активности этих существительных в словообразовательной игре. Для языка периодической печати характерен двучленный контактный повтор. Создание более протяженных повторов связано с поста-новкой особой прагматической задачи - пародирования текстов разных жанров. Корневой повтор в языке периодической печати более разнообразен как в структурном, так и в функциональном отношении. Корневой повтор, так же как и повтор одноструктурных производных, может выполнять функцию семантизатора инновации, но механизм семантизации здесь иной: повторение не служебной, а корневой морфемы предполагает большее разнообразие мотивационных отношений, часто имеет место приращение значения. Особую экспрессивность корневой повтор, как и повтор одно-структурных производных, приобретает в заголовках при контактном расположении его членов. Контактное расположение или расположение в минимальном контексте (в пределах предложения) -

сильная позиция для повтора, не вызывающая неоднозначных оценок. Особый интерес представляет использование в языке современной периодической печати многочленного корневого повтора. По функциональной направленности он принципиально отличается от многочленного повтора одноструктурных производных. Много-членный корневой повтор - это особое стилистическое средство, он не только выразителен, но и семантически нагружен. Функционально он более разнообразен, чем двучленный повтор: языковая игра здесь может варьироваться от словообразовательной шутки до развернутой аллюзии.

В пятой главе «Игра с внутренней формой слова как разновидность словообразовательной игры» рассматривается прием не новый для языка в целом - игра с внутренней формой слова (псевдочленение, псевдомотивация). Он давно получил распространение в разговорной речи, используется в художественной литературе как средство создания словообразовательной шутки. Механизмом его действия является столкновение созвучных слов - омонимов, паронимов. Иногда его рассматривают как разновидность каламбура, что не вполне оправдано, так как каламбурное столкновение слов не связано с установлением мотивационных (псевдомотивационных) отношений между ними. Игра с внутренней формой слова - это игра словообразовательная, не случайно она обозначается такими терминами, как «псевдочленение», «псевдомотивация». Распространение названного приема в языке газеты связано с распространением словотворчества в целом. Отличительной особенностью игры с внутренней формой слова в языке газеты является использование графических средств. Первые примеры графических окказионализмов относятся к началу 60-х годов. За прошедшие годы графическое выделение сегмента стало одним из распространенных способов привлечения внимания в заголовках. Так называемые графические окказионализмы рассматриваются автором как разновидность контаминации, так как в этом случае тоже происходит структурно-семантическое объединение слов. Случаи выделения действительно мотивирующей основы редки, ср.: КИНОнизация. ТелеЯШИНи-зация и некоторые другие. Как правило, имеет место псевдочленение, что ведет к «наложению семантик». Выделение одного из сегментов в слове предполагает такое построение заголовка, когда весь минимальный контекст должен «работать» на капитализацию, но это предположение подтверждается лишь отчасти, ср.: ПоКЛОН с того света; НесЧАСТНЫИ визит и др. В заголовках с графическими

окказионализмами мотивация может быть направлена на упаковочное слово, ср.: Политики будут несЧАСтны; На этой зоне сильный менеджМЕНТ и др. Среди заголовков с капитализацией часто встречаются и заголовки дезориентирующего типа, например: На банки напал МОРаторий; Алла Пугачева стала ГЕЙшей. Удачность такого заголовка зависит от того, ставил ли автор своей целью заинтриговать читателя или просто неудачно использовал капитализацию, как, например, в таком заголовке: Народ Украины заДАвил парламент. Предложенная клас-сификация позволяет увидеть, что в роли графически выделенной части могут использоваться как нарицательные, так и собственные имена существительные. В использовании нарицательных существительных можно отметить такие особенности, как, во-первых, активность некоторых слов (час, запад, мент), во-вторых, активность «модных» слов (ген, клонирование). Использование имен собственных также имеет ряд особенностей. Среди антропонимов отсутствуют имена и фамилии первых лиц государства (в отличие от отоно-мастического словотворчества недавнего времени), хотя антропонимы как производящая основа продолжают использоваться очень активно.

В явлении капитализации отражается и такая общая особенность языка новейшего периода, как усиление роли аббревиации. Графические окказионализмы отаббревиатурного типа занимают значительное место в рассмотренном материале. Игра с внутренней формой слова может быть построена на использовании латиницы. Это явление берет начало в рекламе, где, очевидно, должно привлечь внимание к качеству товара, и получает все более широкое распространение в языке газеты. Сам факт игры с латиницей достаточно знаменателен: он говорит о появлении читателя, обладающего значительной языковой компетенцией. Показательна в этом отношении игра с аббревиатурой РК. Постоянные поиски новых выразительно-изобразительных средств нашли выражение в разнообразии игры графическими средствами. Использование скобок, исправлений может быть очень удачным видом языковой игры, так как заставляет читателя по-новому взглянуть на известное слово. Очень интересным видом языковой игры является и игра с ошибкой.

Анализ большого фактического материала позволяет говорить о том, что СИ в языке современных СМИ представлена разно-образными структурными типами. В количественном отношении явно преобладают инновации, созданные по узуальным моделям и типам.

О. К. Клименко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.