Научная статья на тему 'Способы манипуляции в фотожурналистике: причины появления и этический вопрос'

Способы манипуляции в фотожурналистике: причины появления и этический вопрос Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1681
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фотография / фотожурналистика / фотоманипуляции в журналистике / этика в журналистике.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кутырева Алика Константиновна

Объединяясь с текстом, фотоиллюстрации составляют уникальную лингвистическую единицу. Фотография обладает собственными жанровыми особенностями, значимость жанра фотографии становится все более очевидной по мере того, как растет роль визуальных медиа. Медиатекст с визуальным компонентом воспринимается лучше, чем вербальный аналитический текст. Фотографии можно использовать как средство воздействия на аудиторию и манипуляции потребительским сознанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Способы манипуляции в фотожурналистике: причины появления и этический вопрос»

3. Лукина, М. М. СМИ в пространстве Интернета [Текст] / М. М. Лукина, И. Д. Фомичева. - М. : Изд-во фак. журналистики Моск. гос. ун-та, 2005. - 187 с.

4. Митрофанова, А. А. Маркетинговые коммуникации в социальных сетях: проблемы и перспективы развития / А. А. Митрофанова // Молодой ученый. - 2014. - № 8. -С. 536-538.

5. Обухов, Н. Цифровой сторителлинг [Электронный ресурс] / Н. Обухов // Tilda. -URL: http://tilda.education/courses/web-design/storytelling (дата обращения: 23.10.2018).

6. Хэнсон, У Интернет-маркетинг [Текст] : учебное пособие для вузов / Уорд Хэнсон; пер. с англ. под ред. Ю. А. Цыпкина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 527 с.

7. Чугунова, А. Обыкновенные истории [Электронный ресурс] / А. Чугунова. -URL: http:// hrm.ru/db/hrm/53A3975FC2604A48C32570C000319A A6/category.html (дата обращения: 28.10.2018).

8. Fog, K. Storytelling: Branding in Practice [Text] / K. Fog, C. Budtz, B. Yakaboylu, S. Blanchette. - Luxembourg : Springer, 2006. - 254 р.

9. Manovich, L. The Language of New Media [Text] / L. Manovich. - Cambridge, Mass. : MIT Press. - London, 2001. - 335 р.

10. Social Media Marketing, Statistics and Monitoring Tools [Electronic resource]. - URL: http://www.socialbakers.com (дата обращения: 26.10.2018).

Кузовенкова Александра Ивановна - студент четвертого курса факультета журналистики Челябинского государственного университета.

Научный руководитель: Киуру Константин Валерьевич - доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.

DOI 10.24411/2070-0717-2019-10112

А. К. Кутырева

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

СПОСОБЫ МАНИПУЛЯЦИИ В ФОТОЖУРНАЛИСТИКЕ: ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И ЭТИЧЕСКИЙ ВОПРОС

Объединяясь с текстом, фотоиллюстрации составляют уникальную лингвистическую единицу. Фотография обладает собственными жанровыми особенностями, значимость жанра фотографии становится все более очевидной по мере того, как растет роль визуальных медиа. Медиатекст с визуальным компонентом воспринимается лучше, чем вербальный аналитический текст. Фотографии можно использовать как средство воздействия на аудиторию и манипуляции потребительским сознанием.

Ключевые слова: фотография, фотожурналистика, фотоманипуляции в журналистике, этика в журналистике.

Фотографии активно используются в таких сферах, как реклама, научно-просветительская литература и журналистика. Практически любой журналистский текст выглядит более весомым, если сопровождается привязанными к событию или теме материала фотографиями, потому что именно визуальный компонент в первую очередь привлекает внимание читателей и определяет, насколько они заинтересуются в остальном тексте.

Некоторые исследователи отмечают связанное с этим развитие нового типа мышления у представителей аудитории - так называемого клипового мышления, когда медиатекст, в котором преобладает визуальный компонент, емкие образы, знаки и символы, воспринимается лучше, чем вербальный аналитический текст [8]. Это значит, что фотография в целом и фотожурналистика в частности как часть визуальных медиа становятся еще более востребованы и имеют больше влияния. Таким образом фотографии можно использовать как средство воздействия на аудиторию и манипуляции потребительским сознанием.

Фотография - это универсальная единица невербальной коммуникации, представляющая собой целую паралингвистическую систему, состоящую из особых элементов: сюжетность, композиция, цветовое решение, жесты и мимика, символы. Благодаря тому, что фотография как форма визуальной коммуникации способна физически фиксировать определенные пространственно-временные события, становится очевидным ее повсеместное использование в журналистике, которая является деятельностью по сбору, обработке и распространению информации.

Цель фотожурналистики - раскрыть социально-политическое содержание фактов и событий современной общественной жизни визуальными методами [1. С. 5]. Чтобы фотография как иллюстрация журналистского продукта выполняла эту цель, она должна соответствовать некоторым условиям [2. С. 196]. В современных учебниках фотомастерства выделяют следующие требования к репортажной фотографии:

Документальность - способность отражать окружающий мир с наивысшей достоверностью вплоть до черт лица людей, находящихся на дальнем плане.

Композиция - организация компонентов изображения в единое целое, «сборка» идейной составляющей фотоснимка.

Художественность - эстетическая составляющая, способность привлечь внимание визуально.

Уместность - подразумевается соответствие снимка моральным нормам при публикации или распространении.

Таким образом, фотография как часть СМИ имеет целый арсенал инструментов, которые позволяют ей выступать как в качестве сопровождения других видов коммуникации, так и в виде самостоятельной единицы медиа. Журналистский репортаж расскажет гораздо больше, если его дополнит фоторепортаж, а фотоочерк может рассказать историю и без вербальных средств общения. Этим объясняется привязанность аудитории к фотографиям и фотоиллюстрациям для различных медиа, которую можно наблюдать и по сей день. Сегодня, когда большинство средств массовой информации развиваются в интернет-пространстве, наибольшее внимание получают те медиа, которые активно интегрируют со своей аудитории с использованием изображений, знаков, символов, а наиболее популярными являются такие интернет-сообщества, как соцсети и фотогалереи, использующие огромное количество визуального контента. Это лишь подчеркивает, что фотография - мощный инструмент для работы с аудиторией и возможного воздействия на потребителей.

Многие исследователи заявляют, что журналистика и массовые медиа являются источником мощнейшего влияния на сознание массового потребителя - это объясняется общей интенсивностью распространения огромного количества информации (информационный шум), применением различных лингвистических приемов в журналистских текстах, а также умелое психологическое воздействие на аудиторию посредством управления определенными человеческими эмоциями и контролем восприятия журналистского продукта.

Эмоциональный тип восприятия фотографии у аудитории является прекрасной подоплекой для развития инструментария воздействия на массовое сознание

посредством фотографии, как и в других сферах масс-медиа, только с большим преимуществом: снимок воспринимается гораздо легче, чем, например, текст - она «говорит» на универсальном языке, понятном всем жителям планеты, и не требует мысленного воссоздания образа написанного.

Для фотожурналистики XX век начался с различных фотоманипуляций: фотографии не только делались постановочно, но и переснимались, накладывались друг на друга, подвергались сильной ретуши. Часто это делалось в том случае, если к какой-либо статье нет нужной фотоиллюстрации - ее просто создавали путем различных ухищрений, редактирования. Обычно это использовалось для иллюстрирования сообщений о бедствиях и военных сражениях, примерами могут служить фотографии землетрясения 1906 года в Сан-Франциско и множество постановочных снимков Американской войны на Кубе.

Ярчайший пример манипуляции массовым сознанием в фотожурналистике прошлого века - политическая и идеологическая пропаганда в странах тоталитарного режима. В СССР одним из мощнейших средств воздействия на массовое сознание и его стереотипизации стал индустриальный фоторепортаж [7. С. 111]. Стереотипизация -психологическое воздействие с помощью иллюзорных стереотипов, составлявших основу стандартов поведения, политических и социальных мифов, основывающих государственную идеологию. То есть с помощью фотоизображений в сознание читателей массово внедрялись ложные представления о действительности и существующем порядке жизни. Успех такой кампании был обеспечен не только возросшей популярностью фотографии в печатной прессе, но и низким уровнем грамотности населения - люди не умели читать, поэтому фотоиллюстрации стали для них основным способом получать информацию из СМИ. Сам индустриальный репортаж отображал процесс индустриализации СССР и изменения общественной жизни. Нередко и здесь применялся монтаж и ретушь фотографий - например, для большей внушительности фотографии с новостройками изображения с разных снимков особым образом склеивали, поскольку изначально постройки находились на далеком друг от друга расстоянии и не создавали эффекта «кучности», который стал бы показателем мощи и силы строительных предприятий.

Из исторических примеров очевидно, что манипуляции в фотожурналистике не пришли к нам с появлением цифровых графических редакторов и существовали почти с самого начала существования фотографии. На протяжении всего прошлого века поддельные, отредактированные, скомпонованные фотографии выдавались за истинные, преследуя совершенно разные цели: для личной выгоды, для массового воздействия на сознание целого народа или же просто для того, чтобы было чем проиллюстрировать тот или иной материал. И как видно, средство удачно подошло для данной цели - ведь в первую очередь фотографии играют на человеческих эмоциях, спешат вызвать субъективную оценку, и это мешает потребителям искать контекст появления провокационных снимков, который далеко не всегда совпадает с тем, который предлагают их авторы. Особое место в данном вопросе уделяется отношению непосредственно журналистов и фотографов, приложивших руку к созданию фотоманипуляций.

В соответствии со Словарем иностранных слов, этика - это совокупность принципов и норм поведения, принятых в данной эпохе и в данной социальной среде, а также система норм, мораль какой-либо общественной группы или профессии [4]. Основная особенность журналистской этики состоит в том, что профессия журналиста связана со вторжением в духовный мир и судьбу человека, то есть представители этой профессии непосредственно контактируют с другими людьми и так или иначе оказывают на них влияние. Получается, этике данной профессии должны быть свойственны социальная ответственность, уважение чести и достоинства, общечеловеческих ценностей и психология общения [5. С. 276].

Г. В. Лазутина отмечает, что в журналистике имеется две тенденции: сопряженность с властью и независимость от нее [6]. Борьба между ними неизбежна и выступает в качестве движущего противоречия журналистики, имеющего множество проявлений и определяющего смену ее состояний в историческом процессе.

К вопросу о фотоманипуляциях - особенно ощутимо вопрос встает ребром, когда речь заходит о политической и идеологической пропаганде. Если рассмотреть пример стереотипизации с помощью индустриального фоторепортажа, выдаваемые за действительность фотоманипуляции были созданы с целью воодушевить советских граждан, вдохновить их на участие в процессе застройки и муниципального развития. С другой же стороны - данные манипуляции были проведены для увеличения влияния правящей партии, повышения ее репутации в глазах граждан. Если для этой цели необходимы далекие от истины свидетельства в виде фотографического материала, значит, она не является истиной, какие бы благие, на первый взгляд, намерения не преследовала.

С точки зрения Кодекса профессиональной этики журналиста Союза журналистов России, принятого в 1994 году, основополагающими принципами журналистской профессии являются непредвзятость и достоверное сообщение информации, безопасность в отношении лиц-фигурантов журналистского продукта, а также автономность от власти и других управляющих органов [3]. Манипуляции с помощью фотографического материала морально допустимы в тех случаях, когда не нарушают принципов журналистского кодекса - то есть используются для огласки фактов, правдивость которых достоверно известна, а не в целях манипуляции сознанием общественности в пользу вышестоящих структур или личных интересах журналиста или иных лиц. Необходимо также удостовериться, что в ходе создания и распространения такой манипуляции не пострадает лицо, в ней задействованное или каким-либо иным образом к ней относящееся.

Фотоманипуляция является далеко не новым методом воздействия на массовое сознание. Конечно, сейчас у этого феномена появляется все больше возможностей как в плане создания, так и в вопросе распространения и повышения влияния на аудиторию. Но в случае, когда есть необходимость прибегнуть к манипуляции с фотоматериалом, важно помнить о базовых морально-этических принципах журналиста.

Список литературы

1. Ворон, Н. И. Жанры фотожурналистики [Текст] : учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика» / Н. И. Ворон. - М. : Фак. журналистики, 2012. - 145 с.

2. Егоров, А. А. Фотография в конвергентной журналистике [Текст] / А. А. Егоров // Вестн. МГУП. - 2016. - № 2. - С. 196-197.

3. Кодекс профессиональной этики российского журналиста Союза журналистов России [Текст] : [принят Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 г.] : офиц. текст : по состоянию на 27 нояб. 2018 г. / Союз журналистов России. - URL: https://presscouncil. ru/teoriya-i-praktika/dokumenty/633-kodeks-professionalnoj-etiki-rossijskogo-zhurnalista (дата обращения: 27.11.2018).

4. Комлев, Н. Г. Словарь иностранных слов [Текст] / Н. Г. Комлев. - М. : ЭКСМО, 2008. - 672 с.

5. Култышева, О. М. К вопросу о профессиональной этике журналиста [Текст] / О. М. Култышева, А. Г. Каратеева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 1. - С. 273-277.

6. Лазутина, Г. В. Профессиональная этика журналиста [Текст] : учеб. пособие / Г. В. Лазутина. - М. : Аспект Пресс, 2000. - 257 с.

7. Макаров, А. Н. Советский индустриальный фоторепортаж 1930-х гг. как средство стереотипизации массового сознания [Текст] / А. Н. Макаров // Проблемы истории, филологии, культуры. - 2012. - № 3 (37). - С. 111-124.

8. Симакова, С. И. Клиповизация мышления у молодежи как следствие развития визуальных коммуникаций в СМИ [Текст] / С. И. Симакова // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017. - № 2 (24). - С. 107-118.

Кутырева Алика Константиновна - студент четвертого курса Челябинского государственного университета.

Научный руководитель: Футерман Евгения Борисовна - старший преподаватель кафедры журналистики и массовых коммуникаций, заведующая медиалабораторией Челябинского государственного университета.

DOI 10.24411/2070-0717-2019-10113

Д. К. Лаптиёва

Воронежский государственный университет

Воронеж (Россия)

РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ВЕДУЩЕГО ИГРОВОЙ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ

Рассматриваются особенности вербального поведения ведущих игровых телепередач, понятия «игра», «игра на телевидении», а также специфика речевого поведения, исходя из выявленных особенностей. Проанализирован большой объем эмпирического материала. Приведена классификация игровых телепередач, охарактеризованы особенности речевого поведения в соответствии с классификацией. Сформулированы четкие выводы по рассматриваемой теме.

Ключевые слова: игра на телевидении, речевое поведение, речь телеведущего.

В конце XIX века французский учёный Л. Бен де Фукьера провозглашает, что наступила пора «для более интимного изучения древности» [1]. Предметом своего исследования, дающим более глубокое представление о характере и нравах древних, Фукьера выбирает игры. Играми увлекались дети, молодые девушки, женщины и даже взрослые мужчины. В 1873 году начинается изучение человеческой культуры, связанной с развлечениями, играми и зрелищами.

В различных аспектах игру выбирали в качестве предмета научного осмысления О. А. Дроботенко [4], В. И. Ильин [5], Н. А. Нохрина [8], Д. Б. Эльконин [11]. Представленное исследование опирается на работы этих авторов.

Определение «игра» очень широкое и включает в себя некоторые виды искусства. «Игра - занятие, не имеющее практической цели и служащее для развлечения или забавы, а также применение на практике некоторых искусств (игра на сцене, игра на музыкальных инструментах)» [1. С. 58].

До сих пор нет точного определения понятия «игра на телевидении». Интересной является работа А. А. Динеса, где он подробно описывает опыт создания телеигры «Маркиза» [3]. Прочитав литературу по теме и проанализировав это явление, мы делаем вывод, что игра на телевидении - это соперничество между командами или отдельными участниками под присмотром телеведущего и наблюдением зрителей.

В настоящее время возрастание интереса к проблеме игры особенно актуально, это связано с возросшим количеством игровых программ на телеэкранах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.