Абрамкова Е. А.
СПЕЦИФИКА СОЗДАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ФОТОРЕПОРТАЖА
ДЛЯ ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИЙ
Рассматриваются особенности создания социального фоторепортажа для интернет-изданий как с точки зрения работы фотографа над серией снимков, так и со стороны освещения социально значимой темы в аспекте ее этической составляющей. В качестве материала исследования рассмотрена публикация сайта «Русский репортер», выполненная в жанре фоторепортажа. Также автором исследования презентован собственный проект - социальный фоторепортаж, проанализированы основные этапы и принципы его создания. По результатам работы сделаны выводы о специфике создания социального фоторепортажа для интернет-изданий.
Ключевые слова: социальная журналистика, фоторепортаж, интернет-издание.
Репортажная фотография давно вошла в жизнь современного общества и стала неотъемлемой частью журналистских материалов в Интернете. Позднее сложилось специальное направление - фотожурналистика. Фотография легко воспринимается зрителем. Благодаря этому появляется возможность привлекать внимание аудитории к проблемам нашего общества и вызывать эмоциональный отклик посредствам социального фоторепортажа. Фоторепортаж важен для социальной журналистики, так как с помощью журналистских материалов в этом жанре можно наглядно показать детали, эмоции, образы, не теряя документальность. Социальный фоторепортаж способен привлечь внимание аудитории к важным проблемам общества, тем самым запустить процесс решения этих проблем на всех уровнях власти, а также мотивировать аудиторию к активному участию в жизни общества.
Сегодня самым востребованным видом медиа является Интернет, как пишет А. А. Морозова «В информационную эпоху, отмеченную развитием электронных средств коммуникации, Интернет становится самым популярным источником информации в любой сфере деятельности, знаний и опыта [5. С. 104]. А значит именно посредством Сети и интернет-СМИ возможно добиться максимального внимания аудитории к поднятию актуальных социальных проблем. Следовательно, важно определить специфику создания социального фоторепортажа для интернет-изданий.
Существует множество жанров фотографии. Один из самых распространённых - репортажная фотография. «Фоторепортаж призван правдиво информировать о наиболее значительных и интересных событиях общественно-политической, экономической и культурной жизни» [6].
У фоторепортажа есть множество разновидностей. Фоторепортаж как жанр можно разделить на два вида: событийный, сделанный в ходе какого-то события и описывающий его, и тематический, иллюстрирующий текст на какую-либо тему или самостоятельно рассказывающий историю. Также жанр фоторепортажа можно разделить по тематике: спортивный, производственный, культурный, политический, социальный. Всё зависит от особенностей события, которое освещает фотожурналист. В последнее время стал популярным так называемый «клубный фоторепортаж». С технической точки зрения можно выделить документальный и художественный фоторепортаж. Не смотря на то, что рассматриваемый нами жанр принадлежит к документальной фотографии, в последнее время репортажные снимки подвергаются серьезной художественной обработке. Исходя из этого можно назвать их художественным фоторепортажем, а снимки без обработки или
с минимальной - документальным. Но такой репортаж также будет подчиняться художественным законам, и в нем будут присутствовать средства выразительности фотографии, которые мы рассмотрим позже.
Зачастую, бесконечный набор фотографий, сделанных на каком-то мероприятии, всё средним планом, не сходя с места, называют фоторепортажем. Это ошибочное понятие. Скорее всего, это фото-отчёт о событии, мероприятии [2].
Фоторепортаж является сложным жанром фотографии, который имеет ряд особенностей. Он объединяет в себе множество других жанров фотографии, таких как пейзаж, портрет, натюрморт и т. д. Снимки в этих жанрах комбинируются между собой, рассказывая какую-либо историю. Работа в этом жанре осложняется тем, что фотограф не может влиять на происходящее событие, а лишь рассказывает о нем со стороны.
Чтобы дать верное определение социального фоторепортажа как жанра фотографии, необходимо раскрыть понятие социальной журналистики. Однозначного определения социальной журналистике в научном мире нет. Фролова в своем учебном пособии под названием «Социальная журналистика и её роль в общественном диалоге» изучает эту проблему и сообщает, что самая распространённая трактовка этого определения подразумевает, что предмет социальной журналистики выражен в четком образе «бедные, несчастные, обиженные люди, которых надо поддерживать» [7]. Однако Дзялошинский пишет о социальной журналистике следующее: «Этот предмет настолько обширен и размыт, что при некотором усилии под категорию «социальная журналистика» можно подвести практически все, кроме, разве что, курсов акций и рейтингов политиков» [1]. Ориентировочно можно выделить два взгляда на социальную журналистику. С одной стороны этот вид журналистики, объектом которого выступает общество и взаимодействие его отдельных групп и личностей. С другой стороны, объектом выступают незащищенные и уязвимы слои общества, которые нуждаются в поддержке. Предмет социальной журналистики очень обширный и всегда актуальный для аудитории. Он включает в себя процессы, происходящие в обществе, пространство человека и его взаимоотношений с другими людьми и с самим собой. Целью социальной журналистики является поддержание стабильности социальных отношений.
Исходя из вышеперечисленного, приведем определение «Социальная журналистика -это вид журналистики, объектом которого выступают конкретные люди, их группы и общество в целом, а также их взаимодействие» [7]. Это направление журналистики занимается освещением социальных проблем, связанных с противоречиями внутри общества.
Согласно Т. И. Фроловой, «основная цель социальной журналистики - поддержание стабильности и устойчивости социальных отношений. На ее осуществление направлены следующие задачи: помогать одному человеку в конкретной ситуации, рассказывать о прецеденте решения проблемной ситуации и стремиться к выработке алгоритма решения той или иной проблемы; открывать новые темы и проблемы для обсуждения, отслеживать изменения, давать им оценку, осваивать новые жизненные реалии, помогать жить в меняющемся мире и ориентироваться в нем, стимулировать творческую жизненную активность и в особенности индивидуальную инициативу; создавать возможность для выражения новых взглядов и оценок в рамках традиционных ситуаций, не допускать замалчивания или невнимания к трудным ситуациям, объяснять суть перемен; давать полную информацию о состоянии социальной сферы, вырабатывать общую позицию по назревшим проблемам, подвергать общественной экспертизе все законопроекты и решения с точки зрения их социальных последствий, реально участвовать в формировании и осуществлении социальной политики; поддерживать равновесие интересов, представляя и обосновывая позиции различных социальных групп, снимать социальную напряженность и предотвращать потрясения; стремиться к разговору на равных между разными группами; помнить о нравственной оценке событий, поступков, высказываний, мораль-
но поддерживать людей и помогать преодолевать чувство одиночества и безысходности, рассказывать об опыте других людей, напоминать, что всегда есть возможность помочь другому, всегда ставить идеи гуманизма и добра выше ситуативных интересов отдельных групп» [7].
Структура социального фоторепортажа будет сходной с материалами другой тематической направленности. Публикация должна состоять из заголовка, лидер-абзаца, фотоподборки из 10-30 снимков, и их описаний. В качестве дополнения, которое поможет сделать материал более объемным, можно добавить историю жизни героя, рассказ о его кругозоре и взгляд на проблему. В материале не должна прослеживаться авторская позиция.
Таким образом, специфика создания социального фоторепортажа заключается в следующем: фотожурналист должен выбрать тему, которая будет актуальной, проблемной и интересной для аудитории; для создания социального фоторепортажа необходимо найти героев, которые открыто смогут говорить о выбранной проблеме; необходимо найти общий язык с героем фоторепортажа, помочь ему раскрыться и вести себя естественно; выбрать ракурсы съемки, и определить, какую именно информацию нужно донести до аудитории; информацию необходимо отобрать исходя из этических и моральных принципов, которые диктует общий моральный облик личности фотожурналиста и законодательство в данной сфере; социальный фоторепортаж должен максимально передавать эмоции и характеры героев, поэтому необходимо добавлять в общую фотоподборку портреты крупного плана; в центре фоторепортажа на социальную тематику должны быть люди и жизненные ситуации, с которыми они сталкиваются.
Для того чтобы лучше на практике представить, как снимать социальный фоторепортаж, мы проанализировали материал, опубликованный на известном федеральном интернет-издании. Сайт «Русский Репортёр» является интернет-аналогом журнала «Русский Репотёр» (http://rusrep.ru.). Журнал и аналогичный интернет-ресурс привлекают читателей не только качественными текстами, но и не менее качественными фотографиями, к которым стремится каждый фотограф и фотожурналист. Снимки в контенте этого издания не просто дополняют текст, а являются самостоятельным источником информации. Данный журнал интересно не только читать, но и смотреть.
Фоторепортаж «Другие Строгановы» [3]. Фотографии к нему подготовил Сергей Мак-симишин, текст - Виталий Лейбин. Анализировать репортаж мы проанализировали по четырем основным критериям: техническая составляющая фотографий, композиционное построение, идейно-тематическое содержание, связь фотографий, их описаний и основного текста. Данный фотопроект относится к тематическому социальному фоторепортажу, поскольку он рассказывает о деревне Циренниково Архангельской губернии. В ней более пятисот лет живет один и тот же род с фамилией Строгановы.
Фотоистория состоит из 16 снимков. Анализируя техническую составляющую, мы пришли к следующим выводам - фотографии Сергея Максимишина легко выделить из ряда работ других фотографов, у него есть свои отличительные особенности, одной из которой является стилизация работы под бытовую фотографию. Примером особого стиля журналиста является ярко выделенные контуры изображения, видно, что это делается специально. Вся серия работ снята на портретный и широкоугольный объективы. Об этом говорит угол искажения изображения и особенности съёмки, особенно видные на отдельных кадрах.
С точки зрения композиции, фотограф придерживается основных законов художественного построения снимка. В серии представлены фотографии с разным композиционным построением. Так, например, на первом снимке композиция центральная, однако, главный объект смещен вправо, это распространённый фотографический примем. Таким образом мы подробно рассматриваем каждую фотографию, где фотожурналист ловко ак-
центирует внимание на главных деталях, пусть они и выбиваются на чьем-то фоне своей нестандартностью. Шестой снимок отличается нестандартной композицией. Это групповой портрет среднего плана, где яркой деталью является отражение мальчика в большом зеркале на стене. Главная тема фоторепортажа - это история в лицах, отражение прошлого в настоящем и их плотное сплетение. Мы рассмотрели наиболее интересные снимки с точки зрения идеи фоторепортажа, например, на девятом снимке с помощью зеркальной композиции показано соединение прошлого и будущего. В левой части снимка дедушка и старая часовня, в правой - его внучка и отреставрированный собор. Как символ сплетения будущего и прошлого, дедушка и внучка держатся за руки.
Анализируя текст, который написал Виталий Лейбин, мы заключили, что в данном проекте главной составляющей является фотография, а текст дополняет её и поясняет выбор фотографа съемки именно этой семьи. К тому же текст делает эту историю более объемной и понятной для аудитории издания. Он разделен на пять блоков, каждый имеет своё название и рассказывает об одной странице истории семейства Строгановых.
Изучив все аспекты создания фоторепортажа, в том числе его тематическую направленность, техники подготовки и этическую сторону работы, мы подготовили собственный проект. Он представлен материалом в жанре социального фоторепортажа на определенную тему. Далее рассмотрим актуальность выбранной темы, процесс работы и анализ полученных результатов.
Фоторепортаж был подготовлен в рамках проекта «Надежда для Аистят». Речь о детском доме «Аистята» в городе Челябинске. Авторов репортажа приняли в роли фотографов-волонтеров акции «Поезд Надежды», координатор акции Владимир Песня, а главная цель «Поезда» - найти «потеряшкам» родителей.
Репортаж был проанализирован по трем основным критериям: техническая составляющая фотографий, композиционное построение и идейно-тематическое содержание. Фотоистория состоит из15 снимков.
С технической точки зрения вся серия работ снята на телеобъектив и широкоугольный объективы. Об этом говорит угол искажения изображения и особенности съёмки. При съемке на широкоугольный объектив (< 50 тт) в углах изображение вытягивается. Примером этому служат фотографии 3, 4 и 5. Оставшиеся части фоторепортажа выполнены на телеобъектив.
Фоторепортаж сделан в цвете, что играет важную художественных роль. Детские фотографии данного проекта наполненный сугубо положительно эмоциями, что потерялось бы, будь фотографии выполнены в другой цветовой гамме. С точки зрения композиции, фотограф придерживается основных законов художественного построения снимка. В серии представлены фотографии с разным композиционным построением. Рассмотрим титульный снимок, главный объект слегка смещен вправо, это распространенный фотографический прием, руки смазаны, что передает активную жестикуляцию девочки. Подобное смещение объекта особенно бросается в глаза на снимках 8, 10 и 14.
На фотографии номер 12 присутствуют два главных объекта, оба они не в центре кадра, однако, в фокусе только один, удаленная фигурка игрушечной медсестра. Создавая данную фотографию, автор выбрал для построения кадра образ медсестры, а не гармониста. Возможно, автор руководствовался тем, что именно женский образ таится в сердцах воспитанников детского дома, образ мамы. А кто как не медсестра, станет образом заботливой женщины.
В последней фотографии можно разглядеть целую историю. С левой стороны кадра - обнимающиеся мальчик и девочка: новообретенные старшие брат и сестра, за ними фигура матери, общающаяся с четвертым героем картины. Этот герой - девочка, что расположена в стороне от семьи, от основной концентрации людей. Как много говорит ее расположение, девушка остается одна, ее не взяли в приемную семью - всё, что ей остается, это провожать подругу в дорогу.
Главная тема фоторепортажа - это невидимая история. Мало кто находился в детском доме, мы жертвует им вещи, но совершенно не имеем понятия об их образе жизни или традициях. Говоря о смысловой нагрузке снимком, хочется снова упомянуть снимок с медсестрой. Также сделать акцент на эмоциях детей, ведь на каждом снимке они радостные и улыбчивые, не смотря на тяжелую судьбу. Текст рассказывает нам о проекте «Поезд Надежды», об образе жизни «Аистят» и их поведении. В данном проекте главным является текст, что выбивается из определения фоторепортажа, а вызван этот феномен неполнотой картины передаваемой фотографиями. Немногие фотографы могут рассказать историю в деталях и показать больше, чем просто сюжет.
Итак, в качестве материала исследования нами была рассмотрена публикация сайта «Русский репортер», выполненная в жанре фоторепортажа. Также автором исследования презентован собственный проект - социальный фоторепортаж, проанализированы основные этапы и принципы его создания.
По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1) Фотография является основным средством передачи визуальной информации, так как она обладает высокой информативностью и имеет большие возможности графического и стилистического оформления.
2) Фоторепортаж - один из самых распространенных жанров в фотожурналистике. Его следует чаще использовать для создания материалов на социальную тематику, так как с его помощью можно красочно и доступно вести повествование.
3) Средства художественной выразительности и композиционного построения фотографии в социальных материалах - мощный прием для привлечения внимания аудитории.
4) Средства художественной выразительности могут не применяться в социальных фоторепортажах, описывающих особо актуальные и острые события.
5) Социальная журналистика является важной частью информационного пространства России, и ей нужно уделять большее внимание для поддержания стабильности в обществе.
6) Автор социального фоторепортажа должен указывать на проблему, предоставлять различные взгляды на неё, освещать происходящее с максимальной объективностью.
7) При взаимодействии изображения с текстом в социальном фоторепортаже следует уделять особое внимание соразмерности текста и изображения, его ориентированности на аудиторию.
8) Для создания журналистского материала в жанре социального фоторепортажа крайне важно учитывать этический аспект работы.
Полученные выводы помогут журналистам, работающим в жанре социального фоторепортажа, предназначенного для интернет-изданий.
Фоторепортаж «Надежда для Аистят»
На нашей планете живут маленькие люди с большими сердцами, «потеряшки», дети из приютов. У каждого из них своя история, и каждая печальная. Каждый день брошенных детей становится больше, как и неравнодушных людей готовых им помочь. Мы хотим рассказать вам о «Аистятах» и их дне открытых дверей. О людях, которые подарили им надежду.
Речь пойдет о благотворительной акции «Поезд надежды», участники которой не только волонтеры-фотографы, но еще и потенциальные родители для малышей. Главным координатором этого проекта является Владимир Песня, знаменитый спортивный фотограф. Вместе с другими взрослыми он ездит по городам и помогает детским домам. Привозит детям родителей, а также разыскивает фотографов-волонтеров, которые фотографирует детей для документов. Ведь так важно первое впечатление.
Фото 1
еще раз.
Фото 3
Фото 2
Директор Аистят, Любовь Яндиева, с радостью приняла «Поезд Надежды» в своих стенах. Любовь Александровна много рассказывала нам о своих воспитанниках, в процессе фотосессии ребят мы договорились об организации в их детском доме фотокружка, а также вызвались фотографами на их День Открытых дверей.
На фотографии Дима, воспитанник детского дома «Аистята». Мальчик встретил фотографов с улыбкой на лице и целый день контролировал процесс нашей работы, задавал вопросы и просился сфотографироватся
Все воспитанники оказались очень открытыми детьми, а переживания фотографов были напрасны, нам легко удалось наладить с ребятами контакт. Никита - спортсмен с наградами и победами, живет мальчик во второй семье.
I
I
Фото 4
Семья - группа ребят, живущая своем блоке -квартире. Квартира представляет из себя следующее: коридор с большим общим шкафом для верхней одежды, кухня с полным гарнитуром и техникой, где кушает семья, и две комнаты - мальчиков и девочек. Лена самая старшая воспитанница «Аистят», она попала в детский дом год назад, после смерти своей бабушки. При нашей второй встрече Лена сказала: «Я тоже хочу в приемную семью... Сильно-сильно».
Фото 5
Фото 6
На фотографии Маша (слева) и Вика (справа) обнимающие свою новую маму. Уже спустя полчаса после нашей встречи, девочки с чемоданами покинули «Аистят».
Фото 7
Фото с концерта «Дня открытых дверей», ребята создали программу на основе муль-
тика «П
зостаквашино», а в конце станцевали общий «звездный» танец.
МП 1'I IV
Фото 8
Наши друзья рассказывали о своих увлечениях и достижениях. На фотографии Дмитрий, чемпион по Тайскому боксу.
Фото 9
Мама и Папа «Дяди Федора».
Фото 10
Почтальон Печкин.
Фото 11
После концерта потенциальные родители пообщались с детьми, а мы наблюдали как рождаются новые семьи, как плачут женщины и с какой надеждой смотрят дети на взрослых людей.
Фото 12
Представленная вниманию гостей выставка состояла из ручных поделок ребят. «Гармонист и медсестра».
Фото 14
Фото 13
«Репка».
«Маленький электроник».
Фото 15
Эту фотографию удалось сделать в последний момент: слева новообретенные брат и сестра, за ними мама. Справа Лена, провожающая свою подругу.
Детский дом открылся для нас с новой стороны, по итогам акции «Поезд Надежды» было усыновлено семь ребят. А сколько бы еще хотели обрести свою семью...
Список литературы
1. Дзялошинский, И. М. Торговля людьми: СМИ как ресурс общественного противодействия современному рабству [Текст] / И. М. Дзялошинский, Е. В. Тюрюканова. - М. : ЗАО «СитиПрессСервис», 2008. - 368 с.
2. Коробешко. С. А. Фоторепортаж - жанр журналистики [Электронный ресурс] / С. А. Коробешко. - URL: http://shadow-laboratory.com/2010/12/fotoreportazh—zhanr-zhurnalistiki/ (датаобращения: 19.10.2015).
3. Максимишин. С. Другие Строгановы [Электронный ресурс] / С. Максимишин. - URL: http://www.rusrep.ru/article/2015/04/16/drugie-stroganovyi/ (дата обращения: 29.11.16).
4. Морозова, А. А. Социальная журналистика на учебном радио [Текст] / А. А. Морозова, Ю.А. Ткаченко II Изв-я высш. учеб. зав-й. - Челябинск. - 2012. - № 2. - С. 85-92.
5. Морозова А. А. Специфика традиционных жанров журналистики в текстах социальных сетей (на примере «ВКонтакте») [Текст] / А. А. Морозова II Провинциальный мегаполис в современном информационном обществе: журналистский текст в новой технологической среде II Вестник Челябинского государственного университета. - Сер. Филология, искусствоведение. - Челябинск, 2015. -№ 5 (360). - С. 240-249.
6. Оводов, А. Творчество в репортажной фотографии [Электронный ресурс] / А. Оводов. -URL: http://www.favoritfoto.ru/tvorchestvo.php (датаобращения: 19.11.2015).
7. Фролова, Т. И. Социальная журналистика и её роль в общественном диалоге [Текст] / Т. И Фролова. - М. : Пульс, 2003. - 44 с.
Абуладзе Е. М.
ПАРТИЗАНСКИЙ МАРКЕТИНГ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ
ПРОДВИЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ
За последние годы технологии продвижения претерпели существенные изменения. Раньше основной упор делался на масштабность рекламы, показ ее дорогой стоимости, сейчас завоевать внимание потребителей стараются с помощью нестандартных инструментов продвижения. В статье рассмотрен партизанский маркетинг и все его подвиды, как методы эффективного продвижения, также в статье приведены примеры использования данных технологий.
Ключевые слова: партизанский маркетинг, Д.К. Левинсон, продвижение.
Многомиллионные рекламные кампании доступны лишь немногим бизнесменам, которые располагают огромными средствами, имеют свой PR-отдел и могут использовать все методы продвижения, но что остается делать владельцам малого и среднего бизнеса? Продвижение своей компании, товаров и услуг становится для этих владельцев попросту недоступным. С каждым годом эта проблема становится все более актуальной, так как конкуренция растет, использование рекламных инструментов дорожает, а потребитель становится все менее восприимчив к обычной рекламе.
Решение этой проблемы нашел американский рекламист Джей Конрад Левинсон. В 1984 году он опубликовал книгу «Guerrilla marketing» («Партизанский маркетинг»), в которой провел аналогию между военными действиями и ведением бизнеса, и привел эффективную для выигрыша стратегию - «партизанский маркетинг». Книга была адресована малому бизнесу и посвящена бюджетным способам рекламы. Основная идея «партизанского маркетинга» это максимальная эффективность при минимальных затра-