2. Борбугулов М. «Манас» эпосу: башаттары, эволюциясы. Б., 2004.
3. УбукеевМ. Тайны эпоса «Манас». Литературный Кигизстан, 1992, № 110. 12 с.
4. Кулматов А. «Манастын» семантикасына кыска саясат. Кут Билим, 1995, 12 апрель.
5. Акмолдоева Ш. Духовный мир кыргызов (по материалам эпоса «Манас»). Б., 1998, 268-б.
6. Акмолдоева Ш. Вселенная «Манаса». Б., 2009.
7. Мелетинский Е. М.Происхождение героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники. М., 1963.
8. Мамбетакун М. «Манас» эпосунун варианттары жана манасчылык. Б., 2014. 319 б.
9. Райхл К. Тюркский эпос: традиции, формы, поэтическая структура. М., 2008.
Трансформация репортажного фото в рамках современных
коммуникаций Гусева И. Е.
Гусева Ирина Евгеньевна / Guseva Irina Evgenevna - магистрант, кафедра рекламы и связей с общественностью, факультет коммуникативного менеджмента, Российский государственный социальный университет, г. Москва
Аннотация: в статье анализируются процессы, которые влияют на трансформацию современного фото. С появлением социальных коммуникаций репортажная фотография активно меняется, вбирая в себя черты различных жанров.
Ключевые слова: трансформация, фото, репортажное фото, современные коммуникации.
Сегодня невозможно представить СМИ без использования фотоматериалов, среди них важное место занимает фоторепортаж. Он гармонично смотрится на страницах печатных изданий. Благодаря нему, читательская аудитория в буквальном смысле слова может увидеть, представить, воссоздать ход того или иного события.
Фоторепортаж - понятие двузначное. Под ним часто подразумевают и жанр фотожурналистики, который посредством снимков рассказывает о каком-либо произошедшем событии, и специальный способ репортажной съемки. Но в этом нет ничего противоречивого.
По мнению В. М. Березина, автора учебного пособия «Фотожурналистика», «фоторепортаж - более развернутое коммуникативное действие, направленное коммуникатором (фоторепортером, журналистом, органом СМИ) на зрителя, и читателя с целью освещения многосоставного события. <...> Фоторепортажем обозначается и ряд последовательных или, наоборот, хаотических событий, объединенных одной темой» [2, с. 98].
Фоторепортаж может состоять как из серии снимков, посвященных одному событию и объединенных одной тематической линией, так и из снимков, которые отражают ключевые моменты разных событий. Ученый утверждает, что фоторепортаж - это не всегда серия снимков, передающая динамизм происходящего. Фоторепортаж может сложиться только из одной фотографии [2, с. 98].
Другой исследователь Н. И. Ворон, автор многих трудов, посвященных фотожурналистике, полагает, что отдельный информационный снимок не может претендовать на «звание» фоторепортажа. Потому что единоличная фотография, сделанная репортажным способом даже с поясняющим текстом, не отобразит процесс развития действия, а покажет только лишь отдельный фрагмент события. Подобный
материал автор относит к фотозаметке. Фоторепортаж ученый определяет как «несколько фотографий, отражающих развитие какого-нибудь события» [3, с. 45].
Г. Розов талантливый журналист и фотокорреспондент, много лет, проработавший в известных советских и российских изданиях («Московский связист», «Огонек», «Советская женщина», «Деловые люди»), в книге «Как снимать: искусство фотографии» считает, что фоторепортаж - это «вид репортажа, производство фотографических снимков с места какого-либо актуального события для публикации в прессе» [7, с. 89].
Все вышеперечисленное позволяет нам сделать вывод, что фоторепортаж - это набор снимков, связанных одной тематической линией и отражающих динамизм происходящих событий. Читатель благодаря «эффекту присутствия», создаваемого фотокорреспондентом, оказывается участником увиденного.
Назначение данного жанра - оперативное освещение событий посредством фотоснимков.
Первые репортажные фотографии появились в европейских изданиях еще в середине 19 века. Одним из самых выдающихся авторов в то время был английский военный фотокорреспондент Р. Фентон, который отправился в Россию для освещения событий Крымской войны. Фоторепортажи, подготовленные им, отправлялись в родную Англию дважды в неделю морской почтой.
Другой не менее талантливый фотожурналист - американец М. Бреди. Он показал всю суровость, жестокость кровопролитной Гражданской войны в Америке (18611865). Многие факты произошедших событий во время этой войны сегодня известны благодаря его фоторепортажным снимкам. Исследователи истории фотографии считают, что именно военный фоторепортаж и стал отправной точкой для возникновения самой фотожурналистики.
В России фоторепортаж стал развиваться лишь в 70-х годах 19 века. Печать подобных материалов для того времени была большой редкостью. Но ситуация изменилась с появлением первых отечественных иллюстрированных изданий, среди которых были еженедельный художественно-литературный журнал «Всемирная иллюстрация» (1869 по 1898 гг.), еженедельный художественно-юмористический журнал «Стрекоза» (1875 по 1918 гг.), еженедельный журнал с приложениями «Нива» (1869 - 1918 гг.), еженедельный журнал Солнце России, (1910 - 1916 гг.).
Пожалуй, одним из самых известных фотографов того времени был К. К. Булла. Его по праву называют отцом российского фоторепортажа. Еще в 1886 году он получил в МВД «разрешение на право производства всякого рода фотографических работ вне дома, как-то: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей Петербурга». МВД разрешает и производство «бланков открытых писем частного изготовления» в стандарте Всемирного почтового союза [12].
К. К. Булла открывает свою типографию для печати почтовых открыток, он начинает работать в жанре фоторепортажа. Также его интересует репортажный портрет, то есть портретная фотография, снятая в естественной обстановке с минимальным применением постановочных элементов. Ему позировали Ф. И. Шаляпин, Л. Н. Толстой, И. Е. Репин. В 1904 году мастер получает разрешение снимать торжества в Высочайшем присутствии. Это позволило сохранить для потомков изображения августейших особ. Фотограф становится иллюстратором журналов «Нива», «Огонек», «Петербургская жизнь», «Столица и усадьбы». Печатается он и в зарубежных изданиях: «Die Woche», «Illustrirte Zeitung», «Illustration». «Булла фиксирует все стороны жизни столицы, оставляя потомкам уникальные документы, позволяющие почувствовать живое веяние эпохи» [14].
Фоторепортажи К. Буллы - новы, кальны, ни с чем несравнимы. Он работал во многих жанрах фотоискусства, «но непревзойденным мастером <...> был именно в жанре фоторепортажа, так как мог оперативно работать в любых ситуациях и при любом освещении» [2, с. 99].
Для советского периода развития фоторепортажа характерно использование не в полной мере жанрообразующих признаков фоторепортажа. Авторы показывали героев, результаты события, но не отображали самого действия, динамики происходящего. Материалы были больше похожи на другой информационный жанр: фотозаметку.
Открытие фотосерии стало важнейшей вехой в развитии советского фоторепортажа. Благодаря появлению фотосерии, как способа передачи более полной, развернутой визуальной информации, стало возможным печатать «цельную историю» события, показывать произошедшее с разных ракурсов, в развитии. Читатель смог «увидеть за пунктиром фотографий сплошную линию развития содержания» [8, с. 16]. Издание «Советское фото» в 1930 году писало о необходимости развития фотосерии. Журнал так объяснял своим читателям появление нового способа передачи информации:
1) Произошел экономический подъем, 2) расширился набор тем для пропаганды с помощью фотографий, 3) изобрели советский фотоаппарат, 4) появились отечественные фотоматериалы, 5) стало больше талантливых фоторепортеров, фотолюбителей [9, с. 1]. Действительно, в то время круг профессиональных фоторепортеров значительно расширился. Среди них особенно выделялись такие авторы: М. В. Альперт, Д. Г. Дебабов, Г. А. Зельма, Р. Л. Кармен, Б. П. Кудояров, Г. Г. Петрусов, М. А. Озерский, С. О. Фридлянд.
Несмотря на то, что накопился уже некоторый опыт репортажной съемки, в 30-х годах 20 века специфика этого жанра все еще продолжала изучаться.
В довоенное время были популярными фоторепортажи о жизни строителей светлого советского будущего. В погоне за нужным сюжетом фотокоры шли на многое, вплоть до фальсификации реальных событий, прибегая к постановочной репортажной съемке. Для того периода характерно отсутствие сюжета в репортажных снимках. Но фотожурналистка не стояла на месте. Медленно, но верно «обозначились основные черты, характерные для фоторепортажа, - сюжетность отображения с действующим лицом. В 30-е годы прошлого века отчетливо обозначился путь развития фоторепортажа как жанра» [3, с. 49]. Но еще не были четко определены предметно-тематические границы жанра. В основе многих фоторабот по-прежнему отсутствует событие.
Журнал «Советское фото», размышляя о развитии фоторепортажа в те годы, писал: «Фотографы избирают некоторую неподвижную тему, они не застают жизнь в ее движении. Между тем фотографы должны пойти по линии прямого репортажа, фиксируя динамические моменты нашей жизни» [10, с. 22].
Время шло, работа в печатных изданиях требовала скорости и оперативности от фотокорреспондента, поэтому все отчетливее проявлялись характерные черты фоторепортажа: оперативность и мобильность. Он (фоторепортаж) не только протокольно отображал действительность, но в нем появилось и место для выражения авторского «я» через фотографию, оценочные суждения, комментарии. Вместе с этим происходило усиление публицистического элемента [3, с. 46-52].
Сегодня фоторепортаж развивается в жестких условиях рыночной экономики. В 90-е годы прошлого века произошло огромное вливание в ряды российских периодических печатных изданий зарубежных. Вместе с этим, большое количество отечественных - закрылись. К сожалению, сейчас многие газеты и журналы ориентированы на массового потребителя, который, по мнению редакторов данных изданий, не нуждается в качественных фотоматериалах. А. Е. Лыженков в книге «Практическая фотожурналистика» так характеризует современное состояние фоторепортажа: «Из глянцевых журналов пришла мода на техническое качество снимков, которое часто идет в ущерб творческому. Многие молодые фотографы, не думая, принимают эти правила игры. Хотя это - правила игры массовой культуры, где все должно быть максимально ярко, детализировано и понятно. В переводе на
63
фотографический язык это означает: насыщенные цвета, высокое разрешение матрицы (слайда), примитивный сюжет» [5, с. 7].
Поэтому жанр фоторепортаж встречается не так часто в современных СМИ, в основном, он публикуется в качественных общественно-политических изданиях. Журнал «Русский репортер», который мы анализируем во 2 главе работы, - пионер по использованию данного жанра.
Современные исследователи выделяют такие жанрообразующие признаки фоторепортажа:
■ оперативность отображения событий;
■ динамизм в изображении происходящего;
■ наглядность, детализация, документальность в изображении;
■ фабульно-сюжетное равенство (Фабула - хронологическое следование событию, сюжет - видение автором события);
■ в основе фоторепортажа событийный повод;
■ многокадровый изобразительный ряд.
Способ построения фоторепортажа схож с построением всех других видов информационных жанров. Применяется принцип перевернутой пирамиды (ответы на вопросы: что?, кто?, где?, когда?), плюс добавляется дополнительный вопрос: как? Журналист показывает с помощью этого жанра сам процесс, то есть динамизм, стремительность развития действия.
Современные теоретики в области журналистике выделяют несколько видов фоторепортажей:
Первый - хроникальный фоторепортаж. Журналист - очевидец события, он оперативно хронологически верно отображает происходящее, детализируя его. Авторское «я» в материалах подобного рода практически не выражено.
Тематический фоторепортаж. Он подготавливается фотокорреспондентом на определенную актуальную тему для общества.
Следующий вид - интерпретирующий фоторепортаж, или фоторепортаж с оценочным началом. Из названия понятно, что здесь одним из главных компонентов становится авторское мнение по поводу происходящего. Фоторепортер выражает свою позицию с помощью изобразительного фоторяда, текстового материала или же с помощью и первого, и второго компонентов.
На наш взгляд, подписи к фоторепортажам необходимы, они помогают лучше ориентироваться в материале, разъясняют фотоинформацию читателям. Знаменитый советский корреспондент И. Д. Бальтерманц в книге «Специфика содержания и формы фотожурналистики» писал: «Снимок, относящийся к виду журналистской фотографии, не обладает той самостоятельностью, имманентностью, которую имеют, например, произведения художественной фотографии. Силу воздействия произведений фотожурналистики во многом определяет именно сочетание с текстовым материалом» [1, с. 15].
Сочетание фоторепортажа и текста осуществляется с помощью трех способов:
■ краткого пояснения, дополнения напечатанных снимков;
■ контраста, сопоставления изображения и текстовой подписи;
■ использования развернутого текстового материала, который состоит не только из сжатой информационной сводки, но включает и другие разножанровые вкрапления, например, аналитические (комментарии, мнения) или художественно-публицистические (элементы портретных, путевых зарисовок).
Особое внимание нужно уделить способу репортажной съемки. Данная съемка связана с фактами реальной действительности, поэтому требует от фотожурналиста быстрой реакции, четкости движений, высокого профессионализма. Здесь дорога каждая секунда.
На сегодняшний день выделяется 2 вида: постановочный и не постановочный фоторепортаж. В чем их различие? При постановочном - автор выступает в роли режиссера кадра. Он предлагает героям определенные позы, дает советы, сам создает композицию. Не постановочный фоторепортаж таких авторских манипуляций не предполагает. Корреспондент играет роль наблюдателя со стороны за происходящим и фиксирует события в динамике. В советский период активно применялся метод постановки. «Выполняя идеологический заказ, газетный и журнальный фотограф снимал не жизнь как есть, а приукрашенное подобие радости, энтузиазма и оптимизма» [13]. Многие научные споры ученых посвящены использованию постановочного репортажа.
Размышляя над этим вопросом, О. Каримова, автор книги «Основы фотографии», приходит к выводу: «Искусство этого вида съемки в том, чтобы не выдумывать сюжет, а снимать внезапно, по ходу действий, умея находить нужный момент, правильную точку съемки и нужный ракурс. В этом и заключается вся «изюминка» фоторепортажей» [4, с. 164].
Схожее мнение имеет и А. А. Колосов. В научной статье «Визуальная коммуникация печатных СМИ: объективные сложности становления» он полагает, что фоторепортаж «как вид съемки, несомненно, выходит за рамки репортажа-жанра и подразумевает, прежде всего, неприятие постановочной фотографии, вмешательства фотожурналиста в происходящие и фиксируемые события» [11, с. 152]. Автор подчеркивает то, что журналист должен подходить к выбору темы, героев, техники съемки творчески.
И. Д. Бальтерманц также рассматривает проблему выбора вида съемки. Исследователь полагает, что постановочный способ съемки возможен, но только в том случае, когда фоторепортер создает условия для развития события, а не когда он подменяет действительность вымыслом. Однако постановочная репортажная съемка проигрывает не постановочной. Последняя показывает динамику реальной жизни в том виде, в каком она предстает перед фотожурналистом. Даже, несмотря на то, что при не постановочной съемке все равно присутствует небольшая субъективность автора в восприятии события [1, с. 60-63].
Для фоторепортажа также важна правильно составленная композиция, она должна быть законченной. В ее основе лежит принцип равновесия.
Современные ученые выделяют следующие основные виды композиции в фотографии:
■ симметричная композиция - строгая уравновешенность;
■ фронтальная композиция - видна только одна плоскость. Придает снимку статичность, строгость. Такая композиция не подходит для передачи движений;
■ асимметричная композиция - отображает динамику происходящего.
Мы делаем вывод, что в фоторепортажах чаще всего используется ассиметричная композиция. Она придает снимку реальность и динамизм. Конечно, добиться правильной композиции фоторепортеру поможет кадрирование.
Также не меньшее значение имеет и правильное освещение. Безусловно, в условиях репортажной съемки идеального света очень тяжело достичь. К тому же, в данном виде фотожурналистики важным фактором является оперативность. Многие современные фотокорреспонденты вспоминают об освещении в последнюю очередь. Легендарная книга «Композиция в фоторепортаже» дает такой совет начинающим фоторепортерам: «Выбирая тот или иной вид освещения, — один или в сочетании с другим, — фотограф <...> должен уметь представить себе, как распределятся тональные пятна в будущем кадре. Светотень придает снимку определенную эмоциональную окраску, возбуждает в зрителе то или иное настроение» [6, с. 67]. Обилие темных поверхностей утяжеляет снимок. Наоборот, большие ярко освещенные участки на изображении придают ему легкость.
65
В работе фоторепортеру нужно постоянно искать необычные, удивительные, впечатляющие снимки. Ему следует избегать фотоштампов, например: «рукопожатие и улыбка» (двое людей пожимают друг другу руки, улыбаются и смотрят в объектив), «награждение» (рукопожатие и вручение грамоты, диплома) и др.
Как и в обычном репортаже, так и в фоторепортаже наблюдается трансформация. Она проявляется в следующем:
■ сокращается число общественно значимых, социальных тем, освещаемых в фоторепортаже. Вместе с этим практически ушли фоторепортажи, посвященные экономике, сельскому хозяйству, науке;
■ увеличивается количество фоторепортажей, которые отображают криминальные стороны жизни, скандалы, жизнь шоу-бизнеса, публичных и известных людей;
■ изначально фоторепортаж - серьезный жанр, отражающий важные моменты жизни общества. Сегодня многие фоторепортажи, особенно в «желтых» массовых изданиях выполняют только развлекательную, гедонистическую, шокирующую функцию;
■ в основе фоторепортажа — факт. Но сейчас многие материалы строятся на выдумке, мифе, инсинуации;
■ трансформация происходит и на жанровом уровне: в информационный жанр внедряются заимствования типологических черт других жанров. И событийно-хроникальный, и тематический фоторепортаж смыкаются с фотоочерками, репортажными портретами, фотозарисовками;
■ усиливается психологическая нагрузка фоторепортажа. Он стремится выразить не только действия героев, но и их чувства, мысли. Фоторепортаж показывает не только физическое, но и духовное движение;
■ с появлением Интернета, развитием социальных сетей, блогов, производством дешевой фототехники (сегодня практически все гаджеты содержат небольшую фотокамеру) любой человек может назвать себя фоторепортером, не обладая достаточными знаниями фотодела. Из-за этого страдает качество снимков.
Фоторепортаж имеет большое значение для журналистики. Он позволяет увидеть, лучше представить любое событие читателю, отобразить действительность в динамике. Сейчас этот жанр находится на новом витке развития. Фоторепортаж переживает трансформацию устоявшейся жанровой структуры. В нее входят элементы фотоочерков, репортажных портретов, фотозарисовок. Он отображает не только физическое, но и духовное движение. Вместе с этим, меняется и предметно-тематическое содержание фоторепортажа. Данный жанр практически не отображает некоторые стороны общественной жизни (не рассматривается научная, экономическая сфера).
Сегодня любой человек, «вооружившись» фотокамерой, может создать серию снимков. Но будут ли эти фотографии полноценным фоторепортажем? Сложный вопрос. Ведь важными элементами остаются не только оперативность, но и соблюдение законов жанра. Поэтому так важно владеть необходимыми знаниями и техникой фотодела. А настоящий профессионал останется всегда востребованным.
Литература
1. Бальтерманц И. Д.Специфика содержания и формы фотожурналистики. М.:
Издательство Московского университета, 1981. С. 15.
2. Березин В. М. Фотожурналистика. М.: Издательство Российского университета
дружбы народов, 2006. С. 98.
3. Ворон Н. И. Жанры фотожурналистики. М.: Издательство Московского
университета, 2012. С. 45.
4. Каримова О. Основы фотографии. М.: Самиздат, 2011. С. 164.
5. ЛыженковА. Е. Практическая фотожурналистика. Тула.: Тула, 2010. С. 7.
6. Морозов С. Композиция в фоторепортаже. М.: Фотохроника ТАСС, 1941. С. 67.
7. Розов Г. Д. Как снимать: искусство фотографии. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006. С. 89.
8. Вартанов А. От движения объектов к движению мыслей // Советское фото, 1970. № 1. С. 16.
9. См. «Советское фото», 1930. № 1, С. 1
10. Новый «Огонек» // «Советское фото». 1935. № 11, С. 22.
11. Колосов А. А. «Визуальная коммуникация печатных СМИ: объективные сложности становления» // Вестник ВГУ Серия: Филология. Журналистика, 2007, № 1. С. 152.
12. Бархатова Е. В. Булла К. К. Руниверс. 15.02.2010. [Электронный ресурс]. URL:
http: // www.runivers.ru/doc/d2.php?CENTER_ELEMENT_ID=148096 (дата обращения: 20.03.2016).
13. Беленький А. Съемка репортажа. [Электронный ресурс]. URL: http://prophotos.ru/lessons/7831-s-emka-reportazha (дата обращения: 20.03.2016).
14. Интернет-портал Клуб Foto.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://dub.foto.m/dassics/Иfe/2/(дата обращения: 11.02.2016).
Особенности современного телевизионного текста регионального телевидения (на примере ОТРК «Югра», ТК «N1») Конюченко А. В.
Конюченко Алиса Вадимовна /Koniuchenko Alisa Vadimovna - студент (магистр),
кафедра филологии, Гуманитарный институт, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск
Аннотация: эта статья посвящена анализу грамотности телевизионных журналистов. В статье определяется роль языка средств массовой информации в системе русского языка, рассматриваются понятия норм языка телевидения, выделены особенности современного языка телевидения и типичные речевые, грамматические и ошибки мышления телеведущих на примере окружной телерадиокомпании «Югра» и Нижневартовской городской телекомпании «N1». Средства массовой информации с каждым годом обретают все большую языковую свободу. Раньше законодателем моды в языке был писатель, который имел непосредственное отношение к литературной норме, сегодня на язык большое внимание оказывают СМИ. В этом заключается актуальность исследования. Ключевые слова: журналистика, лингвистика, филология, анализ.
При изучении отечественного телевидения научное сообщество, эксперты и журналисты уделяют основное внимание федеральным эфирным телеканалам и телесетям, по числу которых Россия занимает одно из первых мест в мире. Большое значение придается бурно растущему сегменту кабельно-спутниковых вещателей. А вот современное региональное телевизионное пространство до недавних пор привлекало ограниченное внимание. Мы постарались заполнить именно эту нишу в отечественных медиаисследованиях. В этом заключается новизна нашей работы. Раньше законодателем моды в языке был писатель, который имел непосредственное отношение к литературной норме, теперь на язык значительное влияние оказывают средства массовой информации, которые с каждым годом обретают всё больше