Научная статья на тему 'Фотожурналистика Великой Отечественной воины'

Фотожурналистика Великой Отечественной воины Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6292
762
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фотожурналистика Великой Отечественной воины»

© А.А. Грабельников, 2008

ФОТОЖУРНАЛИСТИКА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

А.А. Грабельников

Когда речь заходит о войне, то перед молодыми поколениями, которые не видели ее воочию, встают образы, запечатленные на фотографиях и в кинолентах фронтовых фотокорреспондентов и кинооператоров. Видеоинформация имеет значительно более быстрое, сильное, убедительное воздействие на сознание человека, чем текст, требующий определенных умственных затрат от читающего, чтобы перевести печатные знаки в образы. Практически все наиболее известные фотографии о Великой Отечественной войне, которые есть в учебниках по истории, энциклопедиях, фотоальбомах, - это продукция СМИ тех лет 1.

Благодаря фоторепортерам сегодняшнее поколение знает, как выглядел первый день войны и как - последний. Фотография Евгения Халдея, фотокорреспондента ТАСС, на которой изображены москвичи, стоящие на тротуаре и с тревогой слушающие сообщение по радио о начале войны, стала хрестоматийной. Сделал он ее сразу же после начала радиосообщения. Как рассказывал сам фотокорреспондент, услышав по радио о начале войны, он выскочил из здания Фотохроники ТАСС на улицу и прямо здесь же снял этот кадр. Фотохроника располагалась в то время на улице 25 Октября (сегодня - Никольская), которая выходит на Красную площадь. В кадр попали прохожие, застывшие перед динамиком и вдалеке Никольская башня Кремля. Подпись под снимком говорит сама за себя: «Москва, 22.6.1941 в 12 часов

10 минут».

Судьба распорядилась так, что и последний кадр о войне - «Знамя над Рейхстагом», который обошел весь мир и каждый раз публикуется во всех газетах и журналах 9 мая, снят этим же автором. На нем изображен наш солдат, устанавливающий на одном из выступов здания красное знамя со звездой, серпом и молотом. Его подстраховывает офицер,

а за ними до самого горизонта - развалины горящего Берлина.

Евгений Ананьевич Халдей рассказал одному из журналистов историю этого снимка 2. В конце апреля он прилетел из-под Берлина в Москву. Сдал снимки в редакцию, обновил запасы пленки. Но покоя не давал самый главный момент, которым, он уверен, будет увенчано окончание войны, - водружение Красного знамени над Рейхстагом. Ему обязательно надо быть там. Живым и здоровым. И желательно... со своим знаменем. Война есть война. Политруки работают, конечно, но кто знает, когда поступит главная команда, будет ли у них под руками красное полотнище, будет ли у него, отснявшего всю войну, возможность оказаться с теми, кто будет водружать его над Рейхстагом? Поэтому Халдей взялся за решение этой проблемы сам. Взял в красном уголке редакции красную скатерть со стола президиума, зашел к знакомому портному и тот ему за вечер сшил знамя. Как известно, знамен над рейхстагом было водружено несколько. На снимке Халдея - то, что он привез с собой.

«Литературная газета» сообщила об этой истории новые подробности: у фотокора было сшито не одно знамя, а три. И кроме Рейхстага Е.А. Халдей водрузил их в Берлине также у имперского орла на аэродроме Темпльхоф и над Бранденбургскими воротами. Но эти снимки не остались в памяти читателей. Зато «Знамя Победы» обошло весь мир. В 1995 году директор Национального музея фотографии США заключил договор с автором о размещении этой фотографии в Белом доме. Всемирную известность получили также его снимки, сделанные в финале войны - на Потсдамской конференции и Нюрнбергском процессе 3.

Евгений Ананьевич дожил до 1997 года. И все послевоенные годы, особенно в преддверии Дня Победы, к нему обращались мно-

гочисленные отечественные и зарубежные издания и агентства с просьбой снабдить их фотографиями. Свой уникальный военный архив, за который иностранцы предлагали Халдею огромные деньги, он никому не продал, справедливо считая, что его фотографии принадлежат России.

За годы войны многие журналисты погибли при исполнении редакционных заданий. Больше всего опасность быть убитым подстерегала фотокорреспондентов и кинооператоров. Если пишущий журналист мог набрать материал на командном пункте, в штабе воинской части или наблюдать бой на безопасном расстоянии, то снимающий должен был быть в самой гуще событий, чтобы запечатлеть все на пленку. Фотоаппаратом «лейка» или «ФЭД», которыми было вооружено большинство репортеров, можно было снимать на расстоянии не более 30 метров, иначе изображение становилось расплывчатым, нечетким 4. Телеобъективов, приближающих объект съемки, тогда у них не было. Поэтому, чтобы снимать на передовой, требовалось большое мужество. Константин Симонов, вспоминая о своих коллегах, писал: «И еще тяжелей, чем для нас, писавших о ней, война оборачивалась для тех, кто должен был снимать ее на пленку, - для военных фотокорреспондентов и операторов... Войну издали не снимешь, войну можно снимать только вблизи!»5

В апреле 1944 года погиб в Крыму фотокорреспондент «Правды» Михаил Калашников: осколок вражеского снаряда сразил его под Сапун-горой на огневых позициях, когда готовился штурм Севастополя. Снимки, сделанные им здесь, отправил в редакцию находившийся рядом корреспондент Вадим Кожевников 6. Не вернулись в редакцию Сергей Струнников (автор снимка «Зоя» - о трагической гибели Зои Космодемьянской), Борис Иваницкий, Николай Ксенофонтов, Павел Трошкин...

Коллега Трошкина, фотокорреспондент «Правды» Яков Рюмкин так характеризовал его: «Павел - храбрец из храбрецов, бесконечно добрый, никого никогда не оставлявший в беде. За одним единственным снимком, который займет в газете не больше колонки, пробирался ночью на передний край. Возле Яр-

цево снял подбитый немецкий самолет, он лежал на другом берегу, вблизи немецких окопов. Переплыл Вопь, подполз и сфотографировал»7. И таких эпизодов в его работе было много. 20 июля 1941 года перед фотовитринами «Известий» стояли толпы москвичей. За стеклом - разбитые под Могилевом фашистские танки. Впервые за страшный месяц тотального отступления люди видели поверженную могучую немецкую технику. Трошкин снимал эти 39 танков на ничейной земле. На предупреждение командира батальона, что во ржи могут сидеть немецкие автоматчики, отмахнулся. Над ним на бреющем полете прошел «мессер», обстреливая поле из пулемета. Он отсиделся под танком и был вознагражден - все снял.

Корреспондент «Известий» Э.М. Максимова пишет, что Трошкин в штабах томился нескрываемой скукой, рвался в пекло, в роты. Однажды в Сталинграде, напугав всех, исчез из штаба генерала Чуйкова, вернулся через несколько часов, черный, будто из кратера вулкана. Побывал в уличном бою! Первым снял Киев, когда город еще был в руках у немцев. Когда летел к окруженному Тернополю, их У-2 был сбит в расположении противника. Павел успел вытащить из огня пилота. Чудом, благодаря Трошкину, ушли из плена. В чудеса он верил, но счет не вел. Погиб он в перестрелке с бандеровцами на Западной Украине 8.

Коллеги вспоминали, как вел себя в бою фотокорреспондент «Комсомолки» Иван Ша-гин: «Он не щелкал без конца, но каким-то удивительным чутьем, видимо свойственным лишь очень одаренным натурам, угадывал в этом аду огня, грохота, дыма то, что есть подлинно героическое, что способно честно и правдиво поведать миру...»9. У Ша-гина, как и у Халдея, есть фотографии начала и конца войны. Он также сделал снимки 22 июня 1941 года и во время штурма Рейхстага (снимок «К Рейхстагу» на выставке в США был признан лучшей фотографией года). Но в историю вошел другой его снимок - «Политрук продолжает бой», сделанный на 2-м Прибалтийском фронте. На нем изображен лейтенант с забинтованной головой, который, превознемогая боль, что-то кричит из окопа, показывая рукой вперед.

Примечательно, что в годы войны снимок так и не был напечатан в прессе и лежал в авторском архиве до 1965 года. Когда фоторепортер опубликовал его к очередной круглой дате Дня Победы, этот снимок в глазах зрителей приобрел символический смысл: он олицетворял советского солдата, спасшего человечество от фашизма.

Военная фотография выполняла две главные функции. С одной стороны, она обличала все зверства фашистов, являлась важным документом, наиболее убедительным свидетельством и одновременно обвинительным актом против оккупантов, вызывая ненависть к врагу у бойцов и народа, а в дальнейшем послужила главным доказательством в многочисленных судебных процессах над военными преступниками. С другой стороны, она звала в бой, на защиту Родины, с помощью снимков-символов, снимков-лозунгов, снимков-плакатов, поднимаясь до больших художественных высот и обобщений и в то же время не теряя своей конкретики и документальности.

По снимкам фотокорреспондента «Правды» Александра Устинова можно проследить всю хронологию Великой Отечественной войны. Вот добровольцы в Октябрьском райвоенкомате Москвы («23 июня 1941 г. 8 часов утра»), «Волховский фронт. Сентябрь 1941 г.», «Бойцы рабочего батальона. Октябрь 1941 г.», «С парада на фронт. 7 ноября 1941 г. Красная площадь». А вот финальные кадры: «Встреча на Эльбе. 26 апреля 1945 г.», «День Победы. Красная площадь». Нужно заметить, что Устинов отражает войну во всем многообразии: военные действия, работу военных заводов, строительство противотанковых укреплений, руины освобожденных городов, жертв концлагерей, партизан Ковпака. Однако наиболее сильное впечатление производят снимки с передовой: «На новую огневую» (1941), «Броня и огонь» (1941), «Химки. Автоматчики в засаде» (1941), «Танковый бой под Москвой» (1941), «За родную Москву» (1941), «Юго-Западный фронт. Ночная атака» (1942), «Атакует отделение сержанта Н. Суркова. Сталинградский фронт» (1942), «И снова - атака!»

(1943), «По фашистским танкам. Польша»

(1944), «На подступах к Нейсе» (1945), «Бои в Берлине» (1945).

Борис Полевой, с которым Александр Устинов работал в одной редакции, имел возможность наблюдать его за делом. «Энергичный, подвижный, совершенно неутомимый в погоне за интересными кадрами, обладающий бесценным даром дружелюбия, он на своей потрепанной машиненке неутомимо ездил по наступающим полкам и дивизиям. Его пышный чуб, который он по-казачьи выпускал из-под форменной фуражки, развевался то тут, то там. В своем неистребимом стремлении показать настоящую войну, настоящий подвиг, запечатлеть лица героев он мог бесстрашно форсировать реку с первым броском десанта, или прошагать десятки километров по невероятной грязи, или по-пластунски проползти на активную передовую, или пробежать по траншеям, простреливаемым вражеским снайпером. В полках, батальонах его видели часто. И звали - Саша...»10

Наряду с этими задачами фронтовые фоторепортеры показывали и обычную, будничную сторону войны, тяжелую повседневную солдатскую работу (снимки И. Озерского «Солдатский труд», Г. Липскерова «Пусть солдаты поспят», Г. Санько «Письмо домой», М. Трахмана «В землянке белорусских партизан», «Обед бойца», А. Устинова «Между боями», «Попей, сынок»). Фотокорреспондент Владимир Юдин как-то заметил: «Сейчас, рассматривая свои собственные снимки, с удивлением отмечаешь, что некоторые моменты войны, казавшиеся совершенно обыденными, теперь обрели совсем другое звучание. Тогда вроде бы второстепенные, они сегодня стали вровень с кадрами, запечатлевшими атаки, воздушные бои, танковые сражения...»11.

Делая свое привычное дело, военные фотокорреспонденты не задумывались, как это будет выглядеть в будущем. Они выполняли главную задачу журналистов и публицистов -писали своими узкопленочными «лейками» историю современности. Спустя тридцать лет после Победы их работу оценили зарубежные исследователи, выпустив фотоальбом советского военного фоторепортажа «Фотографировали войну». «Советский военный репортаж, - писали они, - представляет собой самостоятельную главу не только в развитии советской, но и мировой фотографии... В ходе войны советские фотокорреспонденты сдела-

ли сотни тысяч снимков. Большинство их сыграло свою роль на страницах печати и в настоящее время спокойно лежит в архивах. Но некоторые их них, считавшиеся, возможно, в свое время недостаточно значительными, приобрели с годами большую ценность. Изменились критерии. Актуальный, документальный аспект отошел на второй план, уступив место художественному обобщению. Мир стал открывать для себя силу советской военной фотографии, занявшей в истории современного фотожурнализма особое положение, которое объясняется тем, что если в военной фотографии других стран ярко отличаются имена нескольких исключительных репортеров, то советский военный репортаж заслуживает внимания как единое целое...

Советские фотокорреспонденты воспринимали свое участие в боях с той же позиции, как и все, кто сражался с оружием в руках. Они отображали не более и не менее как суровую действительность, а она была настолько сильной, что не требовала никаких преувеличений или внешнего драматизирования... По существу, советская военная фотография не прославляла индивидуальных героев, единственным героем оставался народ, несший на своих плечах все бремя войны»12.

Большой вклад в это общее дело, кроме названных выше, внесли фотокорреспонденты Макс Альперт, Дмитрий Бальтер-манц, Анатолий Гаранин, Виктор Гребнев, Борис Кудояров, Георгий Липскеров, Марк Редькин, Яков Рюмкин, Галина Санькова, Михаил Савин, Аркадий Шайхет, Виктор Темин, Михаил Трахман, Александр Устинов, Александр Узлян, Георгий Зельма, Георгий Петрусов, Владимир Юдин, Всеволод Тарасевич, Эммануил Евзерихин, Яков Да-видзон, Самарий Гурарий, Роберт Диамент, Яков Халип, Анатолий Егоров, Сергей Лоскутов, Борис Игнатович.

У каждого из них была своя фронтовая судьба, своя главная военная тема. Для Георгия Зельмы и Якова Рюмкина - это Сталинградская битва, для Бориса Кудоярова и Всеволода Тарасевича - это Ленинградская блокада, для Якова Давидзона и Михаила Трах-мана - партизанское сопротивление, для Роберта Диамента и Алексея Межуева - битва на море, для Виктора Темина, Виктора Греб-

нева, Георгия Петрусова, Евгения Халдея -финал войны с Германией.

Яков Рюмкин спустя сорок лет после войны вспоминал о своей 200-дневной съемке Сталинградской битвы, когда он в качестве фотокорреспондента «Правды» был прикомандирован к 62-й армии: «Обстановка была трудная, порой критическая, но мы понимали значение нашей журналистской работы. Время позволяет лучше оценить то, что ты сделал. Информация, которую мы тогда посылали в свои редакции, была очень нужна людям - они хотели видеть, что происходит на этом тяжелом участке фронта... Мы снимали бои, различные эпизоды военных действий, но больше всего - людей, потому что каждый боец заслуживал, чтобы его знала вся страна»13.

Некоторые снимки, сделанные репортерами в годы войны, увидели свет только спустя много лет. Так было, например, со снимком Дмитрия Бальтерманца «Горе», одного из целой серии, рассказывающей о расстреле евреев в Керчи в 1942 году. Тогда, после освобождения города, оставшиеся в живых стали искать своих близких среди мертвых. Эти сцены и запечатлел фоторепортер. Но снимки не пошли в газету, так как в тот момент требовались другие, поднимающие боевой дух. Только через двадцать лет один из них был показан на фотовыставке. Однако он не потерял своей актуальности и художественности. Наоборот, приобрел обобщенный, символический характер: немецкий писатель Генрих Белль так и назвал его - символом трагедии войны. Этот снимок вошел в школьные учебники.

Нужно сказать, что фронтовые фотографии Дмитрия Бальтерманца обошли многие зарубежные и отечественные выставки и издания, опубликованы в многочисленных фотоальбомах. Они стали классикой фотожурналистики: «Тут прошла война» (1941) (на грязную размытую осеннюю дорогу, на которой лежит тело убитого бойца с трехлинейкой, вдали выезжает телега, запряженная парой лошадей, идут два бойца), военный парад на Красной площади 7 ноября 1941 г., «Атака» (1942) (одни бойцы из окопа целятся во врага, а другие, перепрыгивая окоп, и оттого в смазанном виде, бегут в атаку), «Чайковский» (1945) (группа бойцов слуша-

ет товарища, который играет среди руин на чудом уцелевшем пианино). Однако многих его фотографий мы бы не увидели, если бы судьба не благоволила ему. Работая фотокорреспондентом «Известий», Бальтерманц снимал все главные военные события - оборону Москвы, бои в Крыму, в Сталинграде. В 1943 году из-за ошибки редактора, неверно подписавшего его снимки, фоторепортер попадает в штрафной батальон. Выжил чудом - спасло тяжелейшее ранение. В госпитале повезло второй раз - ему не ампутировали ногу, пожалели двадцатилетнего парня. После госпиталя, в 1944 году он вновь возвращается в журналистику, но уже не в центральное издание, теперь начинать приходится с армейской газеты «На разгром врага»14.

Сегодня военная фотография продолжает успешно печататься в СМИ, на плакатах и конкурировать с современной фотожурналистикой. Военные снимки стали символами ушедшей эпохи и живут самостоятельной жизнью. Всем известный снимок Макса Альперта «Комбат», сделанный в 1942 году (офицер, полуобернувшись, взмахнул рукой с пистолетом над головой, поднимая солдат в атаку), даже перекочевал на этикетку водки «Праздничная» московского завода «Кристалл». Некоторые современные журналисты, оценивая этот снимок с точки зрения значимости художественного отражения Великой Отечественной войны, ставят его в один ряд с такими творениями, как памятник Советскому Воину в Трептов-парке и плакат «Родина-мать зовет!»15.

Многие считали этот снимок постановочным: не мог же, в самом деле, фотокорреспондент быть впереди командира, поднимающего бойцов в атаку. Тем более, репортеров берегли, ибо за них, посланцев из Москвы, командиры частей и соединений несли ответственность. Делалось все, чтобы никто из фотожурналистов не мог попасть в руки врага - для прикрытия им давалось специальное сопровождение, как правило, из нескольких бойцов, наиболее опытных и крепких. По словам самого Макса Альперта, он по приказу начальника политотдела дивизии находился в тылу наступающей пехоты. Но ее фашисты буквально скосили из пулеметов и автоматов. Погибло и охранение репортера. Он оказался

меж двух огней. И когда в атаку поднялась вторая волна наших атакующих солдат, Аль-перт снял этот отчаянный бросок. Вот так и получилось, что фоторепортер оказался впереди наступающей цепи. После боя он обнаружил, что вражеская пуля разбила объектив фотоаппарата. Просто чудо, что пленка осталась цела, хотя и не полностью. Было это, как пишет С. Коркин, в июле 1942 года у станции Дебальцево близ Луганска. Выбравшись с остатками полка к своим, Альперт передал отснятое в редакцию. Однако в той ситуации он не смог записать фамилии командира и снимок назвали просто - «Комбат».

Его публиковали многочисленные издания. И через 23 года «Комбат» получил конкретное имя: младший лейтенант Алексей Гордеевич Еременко, который был не комбатом, а политруком. В нем узнала своего мужа одна из солдатских вдов, затем подключились архивисты, криминалисты, которые и подтвердили достоверность этих сведений 16.

Фронтовым фоторепортерам иногда на встречах задавали вопрос: «Какой из снимков вы считаете своей главной фотографией о войне?». Михаил Савин ответил на него так: «Да, я много видел, много снял - и страшные первые месяцы войны, и разрушенный Смоленск, и счастливые лица конников генерала Белова, возвратившихся из рейда по фашистским тылам. Но все же, как я считаю, самая главная моя фотография о войне - та, на которой изображена кошка с перебитой лапой и простреленным ухом, сидящая на пепелище дома в только что освобожденной нашими войсками Жиздре. Как бы тяжело ни приходилось нам в те страшные дни, мы верили, что разрушенное отстоим, отнятое - вернем. Этот снимок -кошки издавна считаются существами, придающими уют домашнему очагу, - был для меня символом мирной жизни, вернуть которую нам могла только Победа...»17.

Военная фотография, фронтовой фоторепортаж продолжают свой путь по современным газетам и журналам, передавая правду о войне новым поколениям. Кроме периодической печати они находят и новые информационные каналы. Ко Дню Победы 2005 года радиостанция «Серебряный дождь» и компания <^1уСа^» реализовали совместный проект «Неизвестные герои Великой Отечественной

войны 1941-1945 годов»: на открытках были выпущены малоизвестные и редкие фотографии фронтовых корреспондентов. Они пополнили наши знания о войне, ввели в информационный оборот совершенно неизвестные страницы военной фотолетописи. Каждая открытка с обратной стороны сопровождалась расширенной подтекстовкой: комментарием фотоснимка и условиями, в которых происходила съемка. Вот, например, снимок, сделанный в июне 1944 года на Карельском перешейке Ленинградского фронта С. Сугатови-чем. На нем запечатлена группа наших разведчиков в захваченной вражеской траншее. На первом плане - убитый немецкий солдат, далее - командир разведроты, старший лейтенант В.И. Крупин показывает на карте бойцам дальнейший ход действий. На обороте даны пояснения: «Редчайший фотоснимок! Обычно “рабочий день” войсковых разведчиков начинался с наступлением темноты. Ночью было легче незаметно пробраться через нейтральную полосу к вражеским позициям и захватить в плен “языка”. Но иногда опытные разведчики выходили на работу и при свете дня - это случалось чрезвычайно редко и было очень опасно, зато результаты такой разведки бывали невероятно успешными, потому что немцы не могли ожидать настолько рискованных действий от противника...». В этот раз на смертельно опасное задание с разведчиками пошел и фотокорреспондент. Именно благодаря ему и увидели мы спустя 60 лет работу разведчиков. В канун Дня Победы открытки с такими фотографиями бесплатно распространялись в Москве в крупных магазинах.

Дополняют фотолетопись войны и новые публикации снимков из российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД). Так, майский журнал «Фото и видео» (2005. № 5) наряду с хорошо известными военными фотографиями дал много неизвестных ранее снимков из названного выше архива, в том числе и портреты авторов фотографий в годы войны - на фронтовых дорогах, в освобожденных городах, партизанских отрядах, на развалинах Рейхстага и т. д. Именно они своим творчеством создали образ войны, который мы знаем. Мы смотрим на войну их глазами.

Сегодня эта работа продолжается в Интернете. На общероссийском портале «Архивы России» был создан сайт «Победа. 19411945» (http://victory.rusarchives.ru), который входит в перечень мероприятий государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20062010 годы». Создание сайта, координацию работы над которым осуществляет Федеральное архивное агентство (Росархив), стало вкладом государственных архивов Российской Федерации в организацию и проведение военно-мемориальных мероприятий, связанных с увековечением Победы советского народа в Великой Отечественной войне 19411945 годов и нацеленных на возрождение и укрепление патриотизма, усиление военно-патриотического воспитания молодежи. Сайт направлен также на повышение эффективности использования архивных фотодокументов по истории Великой Отечественной войны в культурно-просветительских, научно-педагогических целях, в информационных мероприятиях18.

В результате проведенной Федеральным архивным агентством организационной работы к выявлению архивных фотодокументов военного периода были привлечены 5 федеральных и 85 государственных архивов субъектов Российской Федерации, хранящих в своих фондах около 4,5 миллиона фотодокументов, в том числе значительную часть по военной тематике. Отбор фотографий шел с учетом их уникальности, информационно-содержательной и тематической значимости, а также физического состояния.

На сайте «Победа. 1941-1945», открытом в 2004 году, до 2007 года были представлены 475 фотоснимков, распределенных по конкретным темам: «Вставай, страна огромная!», «Суровые испытания лета - осени 1941 года», «Москва прифронтовая», «Оборона Тулы», «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», «На оккупированных территориях», «Сталинградская битва», «Ленинградская блокада», «Все для фронта! Все для Победы!», «Партизанское движение», «Битва на Курской дуге», «Изгнание немецко-фашистских войск с территории СССР», «Освобождение Европы», «Восточно-Прусская операция», «На Берлин!», «Капитуляция Германии», «День Победы», «Союзники», «Берлин: от войны к

миру», «Парад Победы», «Пришел солдат с фронта», «Суд народов», «Не стареют душой ветераны».

В мае 2007 года сайт пополнился еще 462 фотографиями (все они отмечены надписью «new»). Таким образом, общий объем материалов к сегодняшнему дню составляет 937 фотодокументов.

Одновременно были внесены дополнения и изменения в тематическую структуру материала. Так, в раздел «На оккупированной территории» введены подразделы «Разрушения» и «Жертвы войны», в разделе «Все для фронта! Все для победы!» вместо подраздела «Тыл - фронту» образованы два подраздела - «Сельское хозяйство» и «Оборонная промышленность», введены новые тематические разделы - «Победа над Японией», «Дети на войне».

Сформирован также раздел «С лейкой и блокнотом», содержащий материалы о некоторых военных фотокорреспондентах, чьи работы представлены на сайте: Е. Халдее, О. Кноррин-ге, М. Альперте, Я. Халипе, В. Тарасевиче, Э. Евзерихине, Г. Зельме, Б. Игнатовиче, В. Ки-неловском, Л. Конове, О. Ландер, И. Озерском, М. Редькине, С. Струнникове, В. Темине, А. Шайхете, В. Яшкове и др.

Основу экспозиции составили фотодокументы из фондов специализированных архивов: Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД), Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга (ЦГАКФФД Санкт-Петербурга), Центрального архива аудиовизуальной документации Москвы (ЦААДМ), а также Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), хранящих наиболее полные и ценные коллекции фотодокументов по истории Великой Отечественной войны 19411945 годов.

Фотографии сопровождаются информацией о месте, дате, авторах съемок и участниках военных событий, запечатленных на них, а также сведениями о месте их хранения и архивных шифрах. На сайте представлены также фотографии пресс-службы армии США, снимки, изъятые у пленных солдат вермахта, фотосъемка министерства пропаганды III рейха.

В обновленном сайте создан также раздел «Ссылки», направляющий читателя на

интернет-ресурсы с коллекциями документальных фотографий периода Второй мировой войны. Сюда входят коллекции Московского дома фотографии, Центрального государственного кинофотоархива Украины, Национального архива Великобритании, Государственного архива Германии. А также архивы отдельных фотожурналистов (Льва Бородулина «Раритеты фотохроники СССР. Великая Отечественная война», военкора Роберта Ди-амента «Северный флот в боях за Родину. 1941-1945»).

Ко многим фотографиям открыт широкий доступ, и они активно используются для создания и обновления музейных экспозиций, выставочных проектов, фотоальбомов военно-патриотической тематики, монографий, энциклопедических, учебных и справочных изданий. Ветераны войны вносят их в качестве иллюстративного материала в свои мемуары, преподаватели и школьники - в школьные музеи боевой славы. Фотографии публикуются в периодических изданиях, используются для создания документальных кинофильмов и телепередач.

Фотожурналистика Великой Отечественной войны продолжает свою агитационную, пропагандистскую, просветительную, воспитательную работу, успешно конкурируя на нынешнем информационном рынке со всем послевоенным фотографическим творчеством.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Альперт М.В. Великая Отечественная... Краткая иллюстрированная история войны для юношества. М.: Мол. гвардия, 1975; За нашу советскую Родину! 1941-1945: Альбом / Сост. и авт. текста С. Нортман. Снимки Михаила Савина. Минск: Творч. студия «Фото и жизнь», 1975; Зельма Г Сталинград. Июль 1942 - февраль 1943 года: Фоторепортаж / Текст Константина Симонова. М.: Изд-во АПН, 1966; Караваева А. Фотопублицистика периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М., 1981; Москва. 1941-1945: Фотоальбом / Фото Д. Баль-терманца и др. М.: Мос. рабочий, 1971; Устинов А.В. 1941-1945. Избранные фотографии: В объективе фронты: Волховский, Западный, Юго-Западный, Ленинградский, 1-й, 2-й, 4-й Украинский / Текст Т. Гайдара. М.: Сов. Россия, 1978; Устинов А.В.

С «лейкой» и блокнотом. М., 1985; Халдей Е. От Мурманска до Берлина. Мурманск, 1979.

2 Колосов А. Сорок восемь часов с Халдеем // Акценты: Новое в массовой коммуникации: Альманах. Воронеж, 2004. N° 7-8. С. 100-101.

3 Снимки, ценой которых могла быть жизнь // Литературная газета. 2005. 6-12 мая.

4 Лисицын Ф. Для прицельных кадров. Фронтовая фототехника // Фото и видео. 2005. № 5. С. 88.

5 Цит. по: Советское фото. 1985. № 5. С. 2.

6 Солдаты слова: Рассказывают ветераны советской журналистики. Кн. 5. М., 1985. С. 188.

7 Журналисты ХХ века: люди и судьбы. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. С. 217-218.

8 Там же. С. 218-220.

9 Июльский Р. Каждый снимок - память сердца // Солдаты слова... С. 208.

10 Устинов А.В. Указ. соч. С. 5.

11 Хранить вечно // Советское фото. 1985. № 5. С. 27.

12 Mrazkova D., Remes V. Fotografovali valku. Praha: Odeon, 1975.

13 Хранить вечно. С. 24.

14 Снимки, ценой которых могла быть жизнь.

15 Коркин С. История одной фотографии // Журналист. 2005. № 5. С. 9.

16 Там же.

17 Хранить вечно. С. 25.

18 http:/Mctory.msarchives.ra/mdex.php?p=7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.