DOI: 10.12731/2218-7405-2015-7-20 УДК 398
СПОСОБЫ ЛЕЧЕНИЯ РАССТРОЙСТВ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У ГРУДНЫХ ДЕТЕЙ В НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЕ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ БАШКИРИИ (ПО ПОЛЕВЫМ И АРХИВНЫМ ИСТОЧНИКАМ)
Галиева Ф.Г., Диникеева Ю.Г.
Современная медицина признает, что длительные психоэмоциональные расстройства почти всегда ведут к изменениям соматических функций организма, поэтому их следует рассматривать со всей серьезностью и вниманием. Русское население Башкирии давно сформировало подобное отношение к психическому и физическому здоровью человека. Настоящая статья ставит цель рассмотреть народные средства избавления от таких проявлений у грудных детей, как беспричинный крик, испуг, бессонница. Источниками для написания статьи стали полевые этнографические исследования авторов, собранные в 2012-2015 годах. Также привлечены рукописные материалы фоль-клорно-этнографической экспедиции в республике в 1938 году Надежды Павловны Кол-паковой. Долгое время исследования по народной медицине в официальной науке не приветствовались в силу господства в стране советской идеологии. В настоящее время они актуальны и пользуются интересом у населения. Настоящая работа установила, что в русской традиционной (сельской) культуре Башкирии большое значение уделялось молитвам и заговорам. Для лечения также активно привлекались местные целебные травы и святая вода. Магические свойства приписывались обрядовой одежде. Русское сельское население Башкирии до сих пор помнит способы лечения и профилактики.
Ключевые слова: народная медицина; русское население Башкирии; детские болезни; народные средства лечения; заговоры; молитвы.
METHODS FOR THE TREATMENT OF MENTAL HEALTH DISORDERS IN INFANTS
IN THE FOLK MEDICINE OF THE RUSSIAN POPULATION OF BASHKIRIA (ON FIELD AND ARCHIVAL SOURCES)
Galieva F.G., Dinikeeva Y.G.
Modern medicine recognizes that the long mental and emotional disorder almost always
lead to changes in the physical functions of the body, so they should be considered seriously with all-STU and attention. The Russian population of Bashkiria have formed one's own attitude to mental and physical health. On-standing article aims to consider folk remedies order to eliminate the deposits from such manifestations in infants, wanton scream, fright, insomnia. Sources for writing articles steel field ethnology study, the authors collected in 2012-2015. Also attracted manuscripts folklore-ethnographic expedition in the Republic in 1938 Nadezh-da Pavlovna Kolpakova. For a long time research on traditional medicine in official science is not hi-implementation had been guided because of the domination in the country of Soviet ideology. Currently they are relevant and the interest of the population. The present work found that in Russian traditional (rural) culture of Bashkiria great importance was given to prayers and incantations. For the treatment is also actively involved with local herbs. Magicalproper-ties were attributed ceremonial dress. Russian rural population of Bashkiria still remembers the ways of treatment and prevention.
Keywords: folk medicine; Russian population of Bashkiria; childhood diseases; folk remedies; incantations; prayers.
В Башкирии к настоящему времени изучена народная медицина курганских, пермских и других башкир [7; 8: 19; 20]. Традиции русских Башкирии - крупнейшего этноса республики (в 2010 году почти 1,4 млн. чел.) - отчасти освещены ленинградским исследователем Надеждой Павловной Колпаковой (1902-1994) в материалах организованной ею в 1938 году фоль-клорно-этнографической экспедиции. В них содержатся записи заговоров, предотвращающих, по народным представлениям, проблемы с психологическим и физическим здоровьем детей [13].
Со стороны Н.П. Колпаковой это был очень смелый поступок: в советский период изучение «бабушкиных методов» считалось «пережитком прошлого», противоречило установкам нового общества, строящего коммунизм. Лишь в последние десятилетия, когда проблема этнич-ности стала государственной проблемой, у населения оживился интерес к истории и культуре, в том числе традиционной медицине, обращение к теме исследования стало закономерным и актуальным. Настоящая статья является одной из первых попыток описать традиции русского населения республики на основе полевых этнографических исследований авторов, проведенных в 2012-2015 годы.
Исследование показало, что развитие медицины в Башкирии (Уфимская губерния, Республика Башкортостан) не исключило сохранения народных методов и средств. Традиционные
способы лечения актуализировались в периоды социальных катастроф (революции, войны) и в условиях расселения вдали от медицинских учреждений. Вплоть до середины прошлого столетия жизнь в русском селе Башкирии регулировалась принципами, сформировавшими в традиционной общине, когда роды принимала повитуха на дому, она же оказывала медицинскую помощь односельчанам. Практически каждая крестьянская семья знала целебные свойства трав, ягод, кореньев, собирала их, готовила отвары, настои. В наши дни в районах также можно найти народных целителей. К ним обращаются по разным причинам. Некоторые не доверяют врачам или не имеют в своем селении таковых. Другие стараются избегать специалистов, не желая признавать у ребенка нервно-психические расстройства из-за боязни постановки на учет, ограничения в будущей учебе и профессии ребенка. Для третьих аптечные препараты очень дороги или неэффективны. Пациенты не хотят тратить время на большие очереди к врачам, приобретают лекарственные средства, которые предлагает реклама или знакомые, и они оказываются неэффективными [12].
Многие современные врачи сами обращаются к накопленным столетиями народным рецептам лечения, рекомендуют отвары и настои растений. Они признают, что длительные эмоциональные расстройства почти всегда ведут к изменениям соматических функций организма, приводят к заболеваниям, нередко тяжелым [10; 11] и поэтому их следует рассматривать со всей серьезностью и вниманием. Русское население Башкирии давно сформировало подобный опыт. Наиболее часто встречающимися детскими эмоциональными расстройствами считаются беспричинный крик, испуг и бессонница. Для избавления от них народные целители Башкирии применяют лекарственные травы, святую воду, а также языческие заговоры, православные молитвы, венчальную одежду и полотенца, которым приписывается магическая функция.
В случае «младенческого» заболевания («младенческая забила»), описанного М. Забыли-ным [3, с. 395], когда ребенок кричит до посинения или с ним случается припадок с потерей сознания, пользуются заговорами, венчальной одеждой (платье, рубаха) или обрядовым полотенцем (использовалось во время венчания). Ими заворачивают ребенка во время припадка и ждут окончания приступа. Подобными методами пользуются при болезненных припадках у детей с судорогами, называемых в народе «родимчиком» [9, с. 106]. (Обычай хранить в доме венчальную одежду, хотя бы фату невесты, а также полотенце и свечи, в среде сельского русского населения Башкирии не прерывалась даже в годы тотальной антирелигиозной борьбы.)
Для лечения детского испуга также обращаются к народным заговорам и православным молитвам («Отче Наш», «Богородице», «Верую»). Берут «святую воду», читая православные молитвы, бросают три уголька (символ благодатного огня; атрибут печи, представляющую гра-
ницу миров). Этой водой надо обмыть четыре угла (границы «своего», замкнутого пространства от «чужого», открытого; угол - место очистительных ритуалов русских, башкир и других народов) у стола четырьмя ложками (атрибут в ритуалах врачевания и магии) [16]. Далее дают попить ребенку три раза (сакральная цифра) и говорят: «Ты избушка стоишь на втором местечке, и порог заговаривает все хитки, придки, уроки и испуг. Спаси Господи младенца (имя)». После этого оставшуюся воду выливают под порог дома с внешней стороны (Чукавина М.М., 1932 г.р., с. Ангасяк Дюртюлинского р-на Республики Башкортостан, далее - РБ)2.
Испуг излечивают отваром цветов предварительно высушенного чертополоха (Александрова Р.М., 1966 г.р., с. Байки Караидельского р-на РБ). Использование этого растения связано с признанием его в качестве оберега и сильного средства для отпугивания дурного глаза и злых сил, результатом действия которых мог быть детский испуг. Чертополох нередко встречается в сенях русских домов.
При бессоннице у детей отщипывают часть маковой коробочки и кладут в молоко, затем томят его в печи. Поят молоком с маком перед сном (Карпова З.П., 1931 г.р., с. Бурново Бирского р-на РБ). Другой вариант: маковые коробочки делят, заваривают кипятком и дают в различных дозах (Иванова А.С., 1933 г.р., с. Ангасяк Дюртюлинского р-на РБ). В качестве успокоительного средства используют настой мяты или травяной отвар «блошницы» (душицы) (Столярова Н.А., 1929 г.р., с. Байки Караидельского р-на РБ). Читают молитвы и умывают лицо святой водой.
Обращение к святой воде универсально при разных недугах и неприятностях. Ее запасают в праздник Крещения и хранят в укромном месте не только православные русские, но и под их влиянием башкиры, татары и другие. Целебные свойства мака, содержащего множество витаминов и микроэлементов, известны ещё со времён Античности, когда его использовали в качестве не только снотворного, но и болеутоляющего средства. Современная медицина рекомендует медицинские препараты с компонентом мака для устранения бессонницы, боли, судорог, спазмов, кашля и многих других проблем [6]. Мята, благодаря содержанию ментола, также обладает хорошим успокоительным, а также противовоспалительным болеутоляющим, отхаркивающим и вяжущим средством. Душица применяется в народной медицине разных народов благодаря большому количеству эфирного масла и аскорбиновой кислоты как сильное противовоспалительное и обезболивающее средство («природный антибиотик»), при бессоннице и головной боли, неврозах и зубной боли, как успокаивающее и седативное средство [2]. Лечебные свойства указанных растений описаны в книге «Лекарственные растения Башкирии» [5].
2 Здесь и далее - информаторы Ю.Г. Диникеевой.
При бессоннице в прошлом рекомендовалось обращаться к Заре. Смотря на вечернюю зарю, необходимо проговаривать: «Заря-зарница, красная девица, успокой младенца (имя) для сна». Далее читали молитву «Отче, Верую», после чего говорили: «Спаси, сохрани и успокой младенца (имя)». Этот заговор произносился три раза, три зари (две вечерних и одну утреннюю), или же только на утреннюю зарю. Помочь мог, по народным представлениям, и молодой Месяц. Глядя на него, следовало произносить: «Месяц-месяц молодой, у тебя рог золотой, ты сидишь высоко и глядишь далеко, ходишь по небу гуляешь и всех избавляешь. Избавь и младенца (имя) от бессонницы» (Чукавина М.М., 1932 г.р., с. Ангасяк Дюртюлинского р-на РБ). Этот же заговор применяется с просьбой излечения и от других болезней. При дневной и ночной Полуночнице (когда ребенок не спит днем или ночью), использовались подобные заговоры: «Дневная Полуночница, ночная Полуночница, отдайся, отбейся (или: отстань, отвалися)» (Столярова Н.А., 1929 г.р., с. Байки Караидельского р-на РБ).
Для избавления от детского безудержного крика и рева также использовали заговоры «на Зорьку», «на Сон-угомон». В ряде случаев заговоры сопровождались открыванием и закрыванием двери (сакральная граница, через которую должна уйти проблема). Ежедневный вечерний плач ребенка называли «коровий рев», так как он совпадал со временем, когда загоняется стадо коров после пастбища. Младенца вечером несли «под нашест», читая молитву «Отче Наш», трясли им под куриным насестом в виде креста (Богданова Е.А., 1926 г.р., с. Ангасяк Дюртюлинского р-на РБ).
Курица в русском фольклоре - птица времени, предсказатель, предвестник событий [4], в этнографии русских, а также башкир, украинцев, марийцев, мордвы и других народов Башкирии, по полевым материалам авторов, - участник языческих обрядов, гаданий, заговоров, жертвоприношений [1]. По мнению многих ученых, в индоевропейской мифологической системе курица связана с женским, родящим началом и, как следствие - с загробным царством и культом предков [18]. В народной магии используются куриное мясо (свадебный курник), яйца (обрядовые блюда), перья, кровь, лапы и, как показало исследование, курятник. Петух как мифологический образ в культурах разных народов связывается с божествами утренней зари и солнца, небесного огня, считается глашатаем и проводником света в годовом и суточном циклах, мужским началом, символом бдительности. Подобно солнцу, он связан с подземным миром, своим криком разгоняет нечистую силу, отпугивает мертвецов, воскрешает мёртвых, обеспечивая цикличность понятий жизнь - смерть - новое рождение. В Новом завете образ петуха имеет значение грани [17]. Магический ритуал, проводимый русскими Башкирии, со-
единил древние языческие представления (куры, куриный насест), христианские молитвы и символы (крест). Он направлен на передачу недуга от ребенка домашним животным. В народной медицине использовались также гребешки петухов. Их специально срезали, сразу же заваривали, давали пить малышу при недержании мочи (Александрова Р.М., 1966 г.р., с. Байки Караидельского р-на РБ).
В записи заговора от сильных криков малыша, сделанных Н.П. Колпаковой, содержится обращение к курам, петухам, а также некоему существу Криксе. Для избавления от Криксы полуденной рекомендовались слова: «Куры, куры, петухи, возьмите Криксу полуденную с раба младенца Владимира». Эти слова, по замечанию Н.П. Колпаковой, говорят над курицей, а затем пускают ее во двор. От Криксы вечерней и от бессонницы ребенка говорили. «Куры, куры, петухи, возьмите Криксу полуденную с раба младенца Ивана. Вам куры и петухи, кричать и ворчать на куриной насести, а рабу младенцу Ивану молчать. Возьмите бессонницу с раба младенца Ивана на куриный насест. Оставайся, бессонница, на куриный насест курам, петухам». Примечание: эти слова говорят над ребенком, когда он кричит по ночам, можно над водой, которую затем дать ребенку выпить [13, д. 80, л. 69]. Схожее обращение к курам встречается в записях в других регионах России. Согласно одному из вариантов, ребенка выносили в подоле три раза во время рассвета под куриный насест и трижды приговаривали: «Куры белые, куры серые, куры пестрые, возьмите от младенца (имя) крик. А дайте ему угомон!» [9, с. 105].
Детская болезнь, называемая в народе «щекотун в ногах» объяснялась тем, что «ребенок сильно кричит, не спит и постоянно шевелит ногами, потому что соседка или мифическое существо приходит ноги щекотать». Для его предотвращения не разрешалось ребенку ходить босыми ногами по полу, чтобы никакая болезнь не приставала к ногам (Самойлова Т.Г., 1927 г.р., с. Байки Караидельского р-на РБ). Для излечения от Щекотуна на обеих стопах у малыша безымянным пальцем рисовали крестики сажей и углем (Столярова Н.А., 1929 г.р., с. Байки Караидельского р-на РБ).
Таким образом, используемые в русской крестьянской среде Башкирии средства лечения детских недугов соединили языческие и христианские верования. Развитие советской медицины сузило рамки, но не исключило развитие народных традиций. Для избавления от эмоциональных, психических расстройств использовались молитвы, заговоры, святая вода, лекарственные травы, которые в настоящее время используются официальной медициной, а также венчальная одежда и полотенца, которым приписывалась магическая функция.
Список литературы
1. Галиева Ф.Г. Адаптация восточнославянского фольклора в творчестве народов Башкортостана. - Уфа: Гилем, 2010. 83 с.
2. Душица. URL: http://www.vashaibolit.ru/9214-celebnye-svoystva-rasteniya-dushica.html (дата обращения 12.07. 2015).
3. Забылин М. Русский народ: Его обычаи, предания, обряды и суеверия. - М., 2003. 616 с.
4. Зеленин Д.К. Избранные труды: Ст. по духов. культуре. 1901-1913. - М., 1994. С. 105-150.
5. Кучеров Е.В., Лазарева Д.Н., Десяткин В.К. Лекарственные растения Башкирии: их использование и охрана. - Уфа: Башкир. кн. изд-во, 1989. 272 с.
6. Мак: лечебные свойства, применение и рецепты // Medic. Народная медицина: URL: http:// nmedic.info/story/mak 2014 nmedic.info (дата обращения 12.07. 2015).
7. Минибаева З.И. Народная медицина башкир Курганской области: Автореф. дис. ... канд. ист. наук: 07.00.07. - этнография, этнология и антропология / Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунтскамера) РАН. - Спб., 2011. 30 с.
8. Минибаева З.И. Народная медицина башкир Южного Урала и тюркских народов Сибири: общее и особенное // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 37 (175). История. Вып. 36. С. 37-46.
9. Мир русского дома. Книга народной жизни / Сост. Т.П. Толчанова. - М., 2004. 592 с.
10. Оганесян М.Г. Онкологическая заболеваемость как проблема социальной медицины // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. № 1(45). DOI: 10.12731/2218-7405-2015-1-9.
11. Полунина Н.В., Полунина В.В. Роль факторов образа жизни в улучшении состояния здоровья детей, страдающих болезнями органов дыхания // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 8 (28). DOI: http://dx.doi. org/10.12731/2218-7405-2013-8-23
12. Попов Г. Русская народно-бытовая медицина. По материалам этнографического бюро князя В Н. Тенишева. - СПб., 1903. 405 с.
13. Русский фольклор Башкирии. Записи фольклорных экспедиций 1938 г. Башкир. НИИ яз. и литер. / Под рук. Н.П. Колпаковой (г. Ленинград) // Научный архив Уфимского научного центра РАН. Ф. 3. Оп. 2. Д. 80. 232 л.
14. Соколов М.Н. Петух // Мифы народов мира. Т. 2. - М., 1992. С. 309.
15. Ткаченко О.В. Выбор, покупка и потребление лекарственных препаратов: опыт социологического исследования // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. 2013. №6(26). DOI: 10.12731/2218-7405-2013-6-53.
16. Толстой Н.И. «Без четырех углов изба не строится» (Заметки по славянскому язычеству // Славянский и балканский фольклор. - М.: Индрик, 2000. С. 9-24.
17. Топоров В Н. Петух // Мифы народов мира. Т. 2. - М., 1992. С. 310.
18. Тульцева Л.А. Символика воробья в обрядах и обрядовом фольклоре: (В связи с вопросом
0 культе птиц в аграрном календаре) // Обряды и обрядовый фольклор. - М., 1982. С. 173.
19. Хусаинова Г.Р. Отражение традиционных целительных знаний башкир в народных сказках и заговорах // Традиционная культура. 2013. № 1 (49). С. 34-41.
20. Хусаинова Г.Р. Традиционная медицина северных башкир // Городские башкиры: проблемы демографии, языка и культуры. - Уфа: Гилем, 2006. С. 212-216.
References
1. Galieva F.G. Adaptatsiia vostochnoslavianskogo fol'klora v tvorchestve narodov Bashkortostana [Adaptation of East Slavic folklore in the works of the peoples of Bashkortostan]. - Ufa: Gilem, 2010. 83 p.
2. Dushitsa [Oregano]. URL: http://www.vashaibolit.ru/9214-celebnye-svoystva-rasteniya-dushica. html (accessed July 12, 2015).
3. Zabylin M. Russkii narod: Ego obychai, predaniia, obriady i sueveriia [Russian people: Its customs, traditions, rituals and superstitions]. - Moscow, 2003. 616 p.
4. Zelenin D.K. Izbrannye trudy: St. po dukhov. kul'ture. 1901-1913 [Selected works: Articles on spiritual culture 1901-1913]. - Moscow, 1994. Pp. 105-150.
5. Kucherov E.V., Lazareva D.N., Desiatkin V.K. Lekarstvennye rasteniia Bashkirii: ikh ispol'zovanie
1 okhrana [Medicinal plants of Bashkiria: their use and conservation]. - Ufa: Bashkir. publ., 1989. 272 p.
6. Mak: lechebnye svoistva, primenenie i retsepty [Mac: therapeutic properties, applications and recipes]. Medic. Narodnaia meditsina: URL: http://nmedic.info/story/mak 2014 nmedic.info (accessed July 12, 2015).
7. Minibaeva Z.I. Narodnaia meditsina bashkir Kurganskoi oblasti [Traditional medicine of Bashkirs Kurgan region]: Avtoref. dis. ... kandidata ist. nauk. - St. Petersburg, 2011. 30 p.
8. Minibaeva Z.I. Vestnik Cheliabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk state University]. 2009, no. 37 (175). Istoriia. Vol. 36. Pp. 37-46.
9. Mir russkogo doma. Kniga narodnoi zhizni [The world of Russian house. The book of life of the people]. Drafter T.P. Tolchanova. - Moscow, 2004. 592 p.
10. Oganesian M.G. Sovremennye issledovaniia sotsial'nykh problem (elektronnyi nauchnyi zhur-nal) [Modern research of social problems (electronic scientific journal)]. 2015, no. 1(45). DOI: 10.12731/2218-7405-2015-1-9.
11. Polunina N.V., Polunina V.V. Sovremennye issledovaniia sotsial'nykh problem (elektronnyi nauchnyi zhurnal) [Modern research of social problems (electronic scientific journal)]. 2013, no. 8 (28). DOI: http://dx.doi.org/10.12731/2218-7405-2013-8-23.
12. Popov G. Russkaia narodno-bytovaia meditsina. Po materialam etnograficheskogo biuro kniazia V.N. Tenisheva [Russian folk-domestic medicine. According to the materials of the ethnographic Bureau of Prince V.N. Tenishev]. - St. Petersburg, 1903. 405 p.
13. Russkie pesni Bashkirii. Zapisi fol'klor. ekspeditsii 1938 g. Bash. NIIyaz. i lit. pod ruk. N.P. Kol-pakovoy [Russian songs of Bashkiria. Records folklore expeditions of 1938 of Bashkir Scientific Research Institute of history, language and literate under hand N.P. Kolpakova]. Nauchnyi arkhiv Ufimskogo nauchnogo tsentra RAN [Research archive of the Ufa Scientific Center, Russian Academy of Sciences. Fund 3. Iinventory 2, busi 80, sheet 232].
14. Sokolov M.N. Mify narodov mira [Myths of the world]. Vol. 2. - Moscow, 1992. P. 309.
15. Tkachenko O.V. Sovremennye issledovaniia sotsial'nykh problem (elektronnyi nauchnyi zhurnal) [Modern research of social problems (electronic scientific journal)]. 2012. 2013, no. 6(26). DOI: 10.12731/2218-7405-2013-6-53.
16. Tolstoi N.I. Slavianskii i balkanskii fol'klor [Slavic and Balkan folklore]. - Moscow: Indrik, 2000. Pp. 9-24.
17. Toporov V.N. Mify narodov mira [Myths of the world]. Vol. 2. - Moscow, 1992. P. 310.
18. Tul'tseva L.A. Obriady i obriadovyi fol'klor [The Rites and ritual folklore]. - Moscow, 1982. P. 173.
19. Khusainova G.R. Traditsionnaia kul'tura [Traditional culture]. 2013, no. 1 (49). Pp. 34-41.
20. Khusainova G.R. Gorodskie bashkiry: problemy demografii, iazyka i kul'tury [Urban Bashkirs: problems of demography, language and culture]. - Ufa: Gilem, 2006. Pp. 212-216.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Галиева Фарида Габдулхаевна, заведующая отделом этнографии, доктор филологических
наук, кандидат исторических наук, доцент
Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра Российской академии наук
ул. К. Маркса, 6, Уфа, Республика Башкортостан, 450077, Россия e-mail: [email protected] SPIN-код: 1912-4605
Диникеева Юлия Геннадьевна, аспирант
Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева Уфимского научного центра Российской академии наук
ул. К. Маркса, 6, Уфа, Республика Башкортостан, 450077, Россия e-mail: moshkinay26@rambler. ru SPIN-код: 3909-7798
DATA ABOUT THE AUTHORS
Galieva Farida Gabdulchaevna, head of the Department of Ethnography, Ph.D. in Historical Sciences, D. in Philology Sciences
Institute of ethnological researches, Ufa scientific center, Russian Academy of Sciences
6, K. Marksa street, Ufa, 450077, Bashkortostan, Russia
e-mail: [email protected]
Dinitia Yuliya Gennad'evna, PhD student
Institute of ethnological researches, Ufa scientific center, Russian Academy of Sciences 6, K. Marksa street, Ufa, 450077, Bashkortostan, Russia e-mail: moshkinay26@rambler. ru