РОМАН И.С. ШМЕЛЕВА «ПУТИ НЕБЕСНЫЕ» В КОНТЕКСТЕ ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ О.В. Селянская
Роман И.С. Шмелева «Пути небесные» (1935-1947) - последнее крупное произведение писателя, созданное им в эмиграции. По замечанию автора, книга написана при духовном участии его жены Ольги Александровны и посвящается «ее светлой Памяти». «Пути небесные» -«чудесная история», в которой «земное сливается с небесным», это, как определял сам Шмелев, опыт создания «духовного романа». В нем жизнь человека неразрывно связана с действием Божественного Промысла. По замыслу автора, роман «Пути небесные» должен был представлять собой обширное повествование о поиске главным героем Истинного Пути, о восхождении человека к Богу.
В эмигрантской критике и немногочисленных работах современных исследователей роман «Пути небесные» оценивается неоднозначно. Шмелева упрекают в излишней сентиментальности, наивности, чрезмерном увлечении религиозным мистицизмом. Встречаются мнения, утверждающие, что эта книга в художественном отношении значительно уступает более ранним произведениям писателя, среди которых «Солнце мертвых», «Лето Господне», «Богомолье». Часть упреков в адрес последнего романа Шмелева справедлива. Но многие недостатки, отмеченные исследователями, легко объяснить духовной
сущностью самого писателя. Шмелев был глубоко верующим человеком, стремившимся постичь возможность духовного перерождения и нашедшем его с помощью религии. В своем последнем произведении он попытался открыть читателям тот «небесный» путь, который выбрал для себя сам.
В образе главной героини Дариньки Королевой писатель воплотил идеал «истинно христианской души», которая ведет людей к Богу. При этом необходимо заметить, что идеальность героини несколько преувеличена. Настораживает слишком «неземная» чистота Дарьиньки и ее беспредельная наивность. Однако необходимо отметить, что «Пути небесные» И.С. Шмелева в художественном плане нисколько не уступают лучшим творениям писателя. Четкий, занимательный сюжет, совершенная композиция, великолепный образный язык, строгое следование традициям русского классического романа - яркие достоинства произведения.
На сегодняшний день весьма перспективным представляется целостное исследование поэтики романа с точки зрения его глубинной связи с русским православием, тем более, что в современной науке о творчестве И.С. Шмелева эта проблема до сих пор остается без должного внимания.
СПОСОБЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ХАРАКТЕРА В РОМАНЕ СОМЕРСЭТА МОЭМА «ТЕАТР» И.В. Трикозенко
Человек - это единственно неисчерпаемая тема.
С. Моэм
Исходным пунктом характерологии в творчестве С. Моэма (1874-1965) являлось представление о необычайной сложности и противоречивости феномена человека. Писатель сомневался в том, что едва ли кто «до конца постиг человеческую природу». «Я изучал ее, сознательно и бессознательно, в течение сорока лет, но и сейчас люди для меня загадка». Эти мысли писателя нашли отражение в его труде «Подводя итоги» (1938).
Моэм придерживался высокого мнения о собственном умении пристально всматриваться в людей. Для этого, как он полагал, нужен непредубежденный ум и большой интерес к людям. Исходя из многолетних наблюдений, писатель
приходит к двум вариантам художественного осмысления свободы личности. Первый вариант -люди, приспосабливающиеся к обстоятельствам, идущие по жизни так же ровно, как трамвай по рельсам. По мнению Моэма, эти «честные» граждане достойны уважения. Но не они по-настоящему волновали писателя. Куда интереснее для него были те «весьма редкие, которые берут жизнь в руки и как бы лепят ее по своему вкусу» («Мейхью»). Именно такой была главная героиня романа «Театр» (1937) - Джулия Лэмберт.
Она сама создала и на протяжении всей жизни поддерживала миф о несравненной Джулии Лэмберт, продолжая играть вне сцены, меняя маски. На примере образа Джулии Моэм смог нам показать изнанку этого мифа, механизм его создания. И здесь большую роль сыграл один из
основных способов изображения характера Джулии - внутренний монолог. Именно в них раскрывается другая Джулия, Джулия вне сцены. Внутренние монологи актрисы выявляют для читателя двойственность героини. С одной стороны -это величайшая актриса, обладающая внутренней свободой, внутренней независимостью. С другой -женщина, продолжающая играть и вне сцены: играть перед мужем, перед сыном, перед своим окружением.
Однако в романе играет не только Джулия, но и ее муж Майкл, в образе которого нашла отражение одна из ведущих тем классической английской литературы - тема снобизма, равно как и в образах Чарлза Тэмсрли и Долли де Фриз. Играет с Джулией и Том Феннел, надеящийся сделать карьеру, став любовником знаменитой актрисы. Каждый ведет свою игру, за которой мы наблю-
даем вместе с автором не из партера, а из-за кулис. Подобное смещение ракурса разрушает иллюзорные представления читателя о профессии актера. Образ Джулии - свидетельство того, что ремесло актера - тяжкий труд, помноженный на талант, оно лишается для читателя романтического ореола.
Особенностью стиля Моэма является то, что в его произведениях четко прослеживается приоритет характеров над обстоятельствами. Писателя интересует «человек как таковой».
Противоречивость героев романа, в особенности, главной героини, раскрывается через их поступки и чувства, а среда, обстоятельства выполняют второстепенную роль.
Таким образом, в романе Моэма «Театр» представлены не социальные, а человеческие типы английской действительности начала XX века.
К ПРОБЛЕМЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЖАНРА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО РОМАНА
Г.С. Милосердова
Родоначальником жанра воспитательного романа является английский писатель Генри Филдинг (1707-1754). Он первый соединил плутовской приключенческий роман с семейнобытовым. Роман «История Тома Джонса, найденыша» (1749) является примером разностороннего изображения жизни, эпически широкого повествования.
Воспроизводить в романс, по мнению Фил-динга, следует те периоды в жизни героя, которые наполнены значительными событиями, и опускать незначительные.
Сюжет романа развертывается на широком социальном и историческом фоне. Роман строится как история жизни главного героя Тома Джонса (со дня рождения до 21 года).
Появление жанра романа воспитания в немецкой литературе было связано с именем Кристофа Мартина Виланда (1733-1813). Эстетическая концепция Виланда во многом определила характер его романа «История Агатона» (1767). Этот роман является первым образцом жанра воспитательного романа в немецкой литературе, написанного под несомненным влиянием «Тома Джонса, найденыша» Филдинга.
Дальнейшее свое развитие жанр романа воспитания в немецкой литературе получил в двухтомном произведении Гете (1749-1832) «Вильгельм Мейстер».
Для Гете-просветителя главное - разум человека, возвышающий его до степени высшего существа природы. Смысл же жизни человека в деятельности, именно в труде человек познает свою ценность, что приносит ему глубочайшее нравственное удовлетворение.
«Годы учений Вильгельма Мейстера» завершаются осознанием героем того, что сфера искусства все же недостаточна для формирования характера. После смерти отца на пороге своей самостоятельной жизни Вильгельм начинает серьезно задумываться о своем жизненном пути. Предстоящие три года странствования должны утвердить его в новых принципах.
Роман «Годы странствий Вильгельма Мейстера» (1829) не простое продолжение событий в новых условиях. В нем автор подчеркивает, что процесс совершенствования личности невозможен лишь в сфере теоретической мысли, без практической деятельности.
В отличие от английских образцов романа воспитания для немецких представителей этого жанра идея счастливой личности связана со стремлением к активности общественной деятельности. События жизни героев даются на фантастическом фоне далекого прошлого и далекого будущего, это - одна их главных отличительных черт жанра воспитательного романа в немецкой литературе.