РОМАН И.С. ШМЕЛЕВА «ПУТИ НЕБЕСНЫЕ» В КОНТЕКСТЕ ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ
О.В. Селянская
Роман И.С. Шмелева «Пути небесные» (1935-1947) - последнее крупное произведение писателя, созданное им в эмиграции. По замечанию автора, книга написана при духовном участии его жены Ольги Александровны и посвящается «ее светлой Памяти». «Пути небесные» -«чудесная история», в которой «земное сливается с небесным», это, как определял сам Шмелев, опыт создания «духовного романа». В нем жизнь человека неразрывно связана с действием Божественного Промысла. По замыслу автора, роман «Пути небесные» должен был представлять собой обширное повествование о поиске главным героем Истинного Пути, о восхождении человека к Богу.
В эмигрантской критике и немногочисленных работах современных исследователей роман «Пути небесные» оценивается неоднозначно. Шмелева упрекают в излишней сентиментальности, наивности, чрезмерном увлечении религиозным мистицизмом. Встречаются мнения, утвер-ждающие, что эта книга в художественном отношении значительно уступает более ранним произведениям писателя, среди которых «Солнце мертвых», «Лето Господне», «Богомолье». Часть упреков в адрес последнего романа Шмелева справедлива. Но многие недостатки, отмеченные исследователями, легко объяснить духовной
сущностью самого писателя. Шмелев был глубоко верующим человеком, стремившимся постичь возможность духовного перерождения и нашедшем его с помощью религии. В своем последнем произведении он попытался открыть читателям тот «небесный» путь, который выбрал для себя сам.
В образе главной героини Дариньки Королевой писатель воплотил идеал «истинно христианской души», которая ведет людей к Богу. При этом необходимо заметить, что идеальность героини несколько преувеличена. Настораживает слишком «неземная» чистота Дарьиньки и ее беспредельная наивность. Однако необходимо отметить, что «Пути небесные» И.С. Шмелева в художественном плане нисколько не уступают лучшим творениям писателя. Четкий, занимательный сюжет, совершенная композиция, великолепный образный язык, строгое следование традициям русского классического романа - яркие достоинства произведения.
На сегодняшний день весьма перспективным представляется целостное исследование поэтики романа с точки зрения его глубинной связи с русским православием, тем более, что в современной науке о творчестве И.С. Шмелева эта проблема до сих пор остается без должного внимания.
СПОСОБЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ХАРАКТЕРА В РОМАНЕ СОМЕРСЭТА МОЭМА «ТЕАТР»
И. В. Трикозенко
Человек - это единственно неисчерпаемая тема.
С. Моэм
Исходным пунктом характерологии в творчестве С. Моэма (1874-1965) являлось представление о необычайной сложности и противоречивости феномена человека. Писатель сомневался в том, что едва ли кто «до конца постиг человеческую природу». «Я изучал ее, сознательно и бессознательно, в течение сорока лет, но и сейчас люди для меня загадка». Эти мысли писателя нашли отражение в его труде «Подводя итоги» (1938).
Моэм придерживался высокого мнения о собственном умении пристально всматриваться в людей. Для этого, как он полагал, нужен непредубежденный ум и большой интерес к людям. Исходя из многолетних наблюдений, писатель
приходит к двум вариантам художественного осмысления свободы личности. Первый вариант -люди, приспосабливающиеся к обстоятельствам, идущие по жизни так же ровно, как трамвай по рельсам. По мнению Моэма, эти «честные» граждане достойны уважения. Но не они по-настоящему волновали писателя. Куда интереснее для него были те «весьма редкие, которые берут жизнь в руки и как бы лепят ее по своему-вкусу» («Мейхью»). Именно такой была главная героиня романа «Театр» (1937) - Джулия Лэмберт.
Она сама создала и на протяжении всей жизни поддерживала миф о несравненной Джулии Лэмберт, продолжая играть вне сцены, меняя маски. На примере образа Джулии Моэм смог нам показать изнанку этого мифа, механизм его создания. И здесь большую роль сыграл один из