Научная статья на тему '«Пути небесные» И. С. Шмелева: жанровый и стилевой синтез'

«Пути небесные» И. С. Шмелева: жанровый и стилевой синтез Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
784
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОРМА / ЖАНРОВЫЙ СИНТЕЗ / СТИЛЕВОЙ СИНТЕЗ / "ДУХОВНЫЙ РОМАН" / ПРАВОСЛАВНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / РОМАН И.С. ШМЕЛЕВА "ПУТИ НЕБЕСНЫЕ" / "SPIRITUAL NOVEL" / I.S. SHMELEV'S NOVEL "WAY OF HEAVEN" / ART FORM / GENRE SYNTHESIS / STYLISTIC SYNTHESIS / THE ORTHODOX WORLDVIEW

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Строганова Ирина Александровна

В статье рассматривается итоговый роман И.С. Шмелева «Пути небесные» в аспекте его жанровой принадлежности. Жанровая форма романа синтезирует черты жития, дневника, исповеди, поучения, проповеди. Кроме компонентов агиографической литературы писатель использовал классическую романную линию и создал в эмиграции новый жанр «духовный роман», в чем проявилось новаторство автора книги. Исследователи творчества И.С. Шмелева, в том числе его современники, неоднозначно восприняли итоговое произведение писателя и указывали на некоторую противоречивость в использовании писателем элементов различных жанровых форм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNTHESIS OF GENRE FORM IN I.S. SHMELEV’S NOVEL «WAY OF HEAVEN»

The article is devoted to the final novel by I.S. Shmelev «Way of Heaven» in the aspect of its genre. The genre of the novel form synthesizes features of life, diary, confession, preaching and sermon. In addition to the hagiographical literature classic the writer used the novel line and created a new genre in exile-«spiritual novel» which was the innovation of the author of the book. Researchers of I.S. Shmelev’s works, his contemporaries as well, ambiguously accepted the final product of the writer and noted some inconsistency in the writer’s use of various elements of genre forms.

Текст научной работы на тему ««Пути небесные» И. С. Шмелева: жанровый и стилевой синтез»

литературоведение

И.А. Строганова

«Пути небесные» и.с. Шмелева: жанровый и стилевой синтез

в статье рассматривается итоговый роман и.с. Шмелева «Пути небесные» в аспекте его жанровой принадлежности. Жанровая форма романа синтезирует черты жития, дневника, исповеди, поучения, проповеди. кроме компонентов агиографической литературы писатель использовал классическую романную

линию и создал в эмиграции новый жанр - «духовный роман», в чем проявилось новаторство автора книги. Исследователи творчества И.С. Шмелева, в том числе его современники, неоднозначно восприняли итоговое произведение писателя и указывали на некоторую противоречивость в использовании писателем элементов различных жанровых форм.

Ключевые слова: художественная форма, жанровый синтез, стилевой синтез, «духовный роман», православное мировоззрение, роман И.С. Шмелева «Пути небесные».

Книга И.С. Шмелева «Пути небесные» - «роман-завещание» [22], «эпопея о религиозных исканиях русской души» [4] - итоговое произведение писателя. Г.П. Струве отмечал, что в изгнании художественный талант И.С. Шмелева приобрел размах, которого до того не было; главным вкладом писателя в зарубежную литературу, по мнению критика, стал и роман «Пути небесные» [15], новый тип романа, основанный на сознательноправославном мировоззрении; «воссоздав черты личности, детали биографии и даже сохранив имена реальных людей, Шмелев создал книгу, стоящую на грани между художественным произведением и документальным повествованием» [6, с. 3]; «необычность романа заключается в осознанно-строгой ориентированности на христианские догматы, более последовательной и жесткой даже по сравнению с “Богомольем” и “Летом Господним”» [5, с. 68]. Поэтическая система «Путей небесных» включает жанровые черты агиографии, дневника, исповеди, поучения, проповеди, органично вплетающихся в структуру произведения. Наряду с жанровым синтезом в книге наблюдается синтез стилевой: символистские концепции рубежа Х1Х-ХХ вв. взаимодействуют с традициями русской реалистической классики.

В основе «духовного романа» Шмелева - творческий сплав жанровых компонентов светской и духовной литературы: помимо любовной интриги, важнейшими смысловыми жанрообразующими факторами книги являются знамения, предсказания, предопределения, чудеса, вещие сны, случаи как знаки Господни [19, с. 20-28]. Опираясь на данное И. Ильиным определение книги И. Шмелева как «опыта духовного романа»,

О.В. Селянская анализирует духовно-эстетическую концепцию автора, эволюцию ключевых моментов воплощенного в книге многолетнего духовного опыта писателя. Рассматривая «Пути небесные» в контексте православной традиции, О.В. Селянская акцентирует внимание на таких аспектах жанровой природы романа, как провиденциальный характер («план» «для судеб мира» - история мира; «для каждого из сущих» -«план жизни» человека, его судьба); символичное название, отражающее

Филологические

науки

Литературоведение

поиск путей к познанию божественной истины; контраст божественного и дьявольского (святого и грешного, светлого и темного) на всех уровнях текста; создание «иконного» образа главной героини; жертвенную любовь ко всему живому; связь «всего со всем» - чувство соборности, слиянности человека с окружающим миром в общей молитве Богу; мотив душевного сна; духовную брань. О.В. Селянская отмечает такие особенности художественной системы книги И. Шмелева, как метафорическую образность, систему оппозиций, символику света и цвета, темпоритм повествования, составляющих основу религиозной концепции автора: идею восхождения человека через страдания и земные лишения к божественному откровению - «небесный путь» [11].

В структуре жанрово полифоничного «духовного романа» И.С. Шмелева О.Е. Галанина и В.Т. Захарова выявляют и анализируют систему лейтмотивов, отражающих последовательную установку автора на православную традицию, и замечают: «Такая насыщенная концентрация формы обусловлена идейной концепцией автора: показать путь духовного становления личности не в психологическом аспекте (как это было в литературе XIX в.), а в категориях православной антропологии» [1, с. 74-75]. В сопоставлении социально-бытового и космического уровней «Путей небесных» в своей работе авторы рассматривают комплекс мотивных линий, соотносимых с моделями «Дом-Храм-Город» и «Дом-Храм-Усадьба». По их наблюдению, первый план сопровождается темами искушения, соблазна, «антидома», переходящих в генеральный мотив «суетности жизни»; на втором уровне этот мотив трансформируется: круг всеобщей суеты переходит в круг бесконечной полноты, где ведущим становится мотив возвращения в потерянный рай.

В романе писатель использует значимые для житийной литературы элементы: вещие сны и описание чудес. «Чудесное событие - характерный для творчества И.С. Шмелева сюжетный мотив», - утверждает Л.В. Суматохина, отмечая эволюцию «чудесных» мотивов в творчестве писателя от условного метафорического упоминания о чуде в дореволюционный период до употребления в буквальном смысле слова после 1934 г., когда писатель пережил чудесное исцеление [16]. Рассматривая чудесное событие в сюжете «Путей небесных» как черту духовного реализма, исследовательница представляет фабулу книги в виде цепи чудесных событий, в которых для героев очевиден Божий Промысел, «небесный чертеж» их судеб. По утверждению Т.А. Махновец, чудо в произведениях И. Шмелева «сообщает полноту концепции мира и человека, оно приподнимает человека над привычными условиями “мира сего», напоминая, что человеку даны способности для восприятия иного,

высшего мира» [10, с. 28]. В то же время «изобилие и сам характер чудес, исходящих от икон, нарушает художественную меру» [20, с. 34]; в частности, празднование памяти Николая Чудотворца в «Путях небесных» присутствует не в подтексте, а в самом тексте, и «именно эта неумеренная настойчивость лишает изображение праздников в последнем романе Шмелева той поэтичности и сердечной теплоты, которой оно отмечено в “Лете Господнем”» [21].

Религиозная окрашенность поздней прозы И. Шмелева определила обращение писателя к темам «хождения», «жития», «поучения», «пророчества». Анализируя возможность жанрового синтеза жития и романа в итоговом произведении писателя, Н.А. Герчикова отмечает стремление некоторых литературоведов свести своеобразие романа лишь к идее использования И. Шмелевым житийных мотивов в построении сюжета. Однако, по ее мнению, при детальном рассмотрении замысла «Путей небесных» обнаруживается иной аспект этой проблемы - сущностных отличий романа и жития в силу различной направленности этих жанров: светского (роман) и «церковного» (житие), что позволяет говорить о новаторстве и художественном эксперименте в творчестве писателя [2, с. 309]. Н.А. Герчикова приходит к выводу о тяготении «Путей небесных» к типу «романа воспитания», в котором «изображены временные отрезки, ярко высвечивающие определяющие моменты в жизни главных героев, переходные этапы их становления, выстроенные автором в линию поступательного развития» [Там же, с. 311].

Штрихи житийного жанра в реалистическом повествовании «Путей небесных» О.Н. Сорокина соотносит с названиями глав романа: «Откровение», «Искушение», «Преодоление» и др. Сверхзадача романа, по ее мнению, - исследование темы судьбы человека, центральная проблема - спасение души человеческой. «По своему художественному методу и философии “Пути небесные” противостоят “новому роману” экзистенциалистов, а с другой стороны, согласуются с идеями французских современников Шмелева - Франсуа Мориака и Жоржа Бернаноса, авторов религиозных романов, ориентирующихся на “Мысли” Блеза Паскаля: “страдание человека без Бога, и величие человека с Богом”», -считает исследовательница [14, с. 276]. Богословский контекст творчества И. Шмелева обусловлен его мировосприятием как верующего писателя и объясняет своеобразие художественной действительности романа, где в природный мир включено сверхъестественное: «В основе шмелевской трактовки человеческой личности лежит одна из центральных тем христианской антропологии - тема образа и подобия Божьего» [12, с. 62]. Важнейшим элементом художественной структуры романа,

Филологические

науки

Литературоведение

по мнению А.Г. Сергеевой, является христианская символика движения человеческой души к спасению из мрака греховной слепоты к прозрению и познанию света Истины, т.е. Божественного Промысла, но в то же время утверждается невозможность для порабощенной грехом души прямо следовать этому пути и сразу проникнуть в суть происходящих событий. На вопрос о смысле страданий И.С. Шмелев отвечает, опираясь на православное учение: страдание за грех есть голос Божий, вразумление грешащему человеку. Эту мысль выражает героиня романа, воспринимающая страдание как духовное лекарство от греховного вреда, чему способствует и духовный настрой, изначально включающий ориентацию на постижение смысла примет потустороннего мира.

Работая над романом «Пути небесные», И. Шмелев читал Софокла в поисках античного понимания рока; «осмыслив воззрения древних, он размышлял о христианском понимании Промысла: где у Софокла -гибель в угоду злому року, у Шмелева - искушения и спасение» [13, с. 227]. Отмечая, что «абстрактно-гуманитарная» идея о путях спасения души через совесть, о страстях, искушениях, прельщениях, самолюбии, сомнениях подчиняет себе природу текста «Путей небесных», Н.М. Солнцева сопоставляет структуру романа с текстами Феофана, сравнивая названия глав, в основу которых положены моральные, религиозные понятия («Зло», «Страсти», «Прелесть», «О соблазне», «О гневе» и др.). На определении жанра «Путей небесных» как религиозного романа настаивает Е.А. Черева, в качестве обоснования рассматривая не только проповеднический пафос книги, но и важную роль мотива преображения [18]. Идея преображения с точки зрения православного сознания занимает особое место в творчестве И.С. Шмелева, она «становится основным художественным приемом в изображении человека. Положительные герои изображаются Шмелевым в сиянии света» [9, с. 146].

Романная и агиографическая линии в структуре «Путей небесных», таким образом, органически взаимодействуют. В соответствии с замыслом произведения, бытовой и бытийный планы в книге сопряжены с двумя сюжетными линиями, реализуясь, в том числе, через лейтмотивные комплексы, соотносимые с образами главных героев и религиозной канвой книги. Жанровые особенности романного целого определили стилевой синтез «Путей небесных», выраженный во взаимопроникновении традиций русской реалистической литературы и философско-эстетических поисков Серебряного века.

Этический критерий, лежащий в основе эстетики Л. Толстого, по мнению А.П. Черникова, доминирует в произведениях И. Шмелева, чем и обусловлен интерес писателя к проблемам морали, человеческого дос-

тоинства, мучительных поисков ответов на вопросы о смысле жизни, о ш

быте и бытии русского человека, о сложностях жизни, противоречивых S

исканиях и радостях духовных прозрений. Несомненные толстовские 1

традиции в «Путях небесных» ученый видит в использовании И. Шмеле- о

вым формы традиционного любовного романа, где интертекстуальность ©

«носит явно полемический характер, ибо, используя для воплощения христианских идей форму, ситуации традиционного романа, в частности, “Анну Каренину”, Шмелев насыщает его новым смыслом и содержанием, показывая, какова роль Провидения в жизни каждого человека, как ведет его по земным путям и путям небесным Божий Промысел и какова роль самого человека в выборе этих путей» [19, с. 27].

Историософская концепция Вл. Соловьева (исторический процесс с внутренней необходимостью ведет к торжеству добра), по мнению А.М. Любомудрова, оказала влияние и на творчество И. Шмелева: «существенно для мировоззрения Шмелева то, что правда неизбежно должна прийти в мир в рамках наличного исторического бытия. <.. .> Но влияние Соловьева не ограничивалось лишь историософскими теориями. Основоположник символизма, философ-поэт оказал немалое воздействие и на эстетическую ткань произведений Шмелева» [8, с. 19, 21]. Указывая на значимость итогового романа писателя, А.М. Любомудров обращает внимание на «просчеты» автора в изображении православного мира и православного человека, прежде всего в создании образа главной героини. Двоемирие Дарьи, двойственность ее натуры, соединяющей человеческое и нечто из мира высшего, при внимательном прочтении оказывается не поэтической метафорой, а обнаруживает глубокий религиозно-философский смысл, отсылающий к эстетическим и философским составляющим русского символизма начала ХХ в., «христианство призывает человека к обожению души, ума, сердца, тела, а не разрывает личность дуалистически на небесную и земную» [Там же, с. 22].

Еще одно отступление от последовательно православной линии в изображении персонажей связано с преклонением Вейденгаммера перед героиней, подобное культу Прекрасной Дамы у младосимволистов; отголоски символистской поэзии, идея Вечной Женственности пронизывают также письма Вагаева к Дарье. Влияние идей философа отчетливо заметны в неслучайности всего происходящего: эта мысль «может показаться подлинно христианской, но мысль о таинственном значении и даже предназначении каждого явления уже уводит от представления о Промысле и свободной синергии Бога и человека» [Там же, с. 24]. Н.М. Солнцева также замечает отражение рассуждений Вл. Соловьева о механическом (рассудочном мышлении) и органическом, рассматривающем нечто в

Литературоведение

его связи со всем прочим в романе И. Шмелева, проявившееся в степени духовного влияния Дарьи на Вейденгаммера [13]. Влияние философских построений Вл. Соловьева в замысле «Путей небесных» Л.В. Хачатурян находит в заимствовании писателем у философа двух центральных идей: Вечно-женственного как искупляющей и направляющей силы и диалектического понимания христианства, согласно которому падение/искушение является необходимым этапом становления человеческого и Мирового духа [17].

Решение художественных задач, поставленных И. Шмелевым в «Путях небесных», потребовало создания новой художественной формы. В итоге роман синтезирует различны жанровые и стилевые черты, органично вплетающиеся в художественную ткань произведения и создающие целостность, единство романного пространства, реализуясь на разных уровнях структуры текста: сюжетном, образном, мотивном, композиционном.

Библиографический список

1. Галанина О.Е., Захарова В.Т. Духовный реализм И. Шмелева: лейтмотив в структуре романа «Пути небесные». Н. Новгород, 2004.

2. Герчикова Н.А. Роман «Пути небесные» - итог творческого пути И.С. Шмелева // Наследие И.С. Шмелева: проблемы изучения и издания / Под ред. Спиридоновой Л.А. М., 2007. С. 308-313.

3. Иван Шмелев // Литература русского зарубежья (1920-1990) / Под ред. Смирновой А.И. М., 2006. С. 64-79.

4. Каманина Е.В. О смысле заглавия и подзаголовка «эпопеи» в «Солнце мертвых» И.С. Шмелева // Наследие И.С. Шмелева: проблемы изучения и издания / Под ред. Спиридоновой Л.А. М., 2007. С. 135-142.

5. Компанеец В.В. Антиномичность характера в романе И.С. Шмелева «Пути небесные» // Русское зарубежье - духовный и культурный феномен: В 2-х ч. / Под ред. Гопман В.Л. М., 2003. Ч. 1. С. 68-71.

6. Любомудров А. Опыт духовного романа // Шмелев И. Пути небесные. М., 2007. С. 3-78.

7. Любомудров А.М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б.К. Зайцев, И.С. Шмелев. СПб., 2003.

8. Любомудров А.М. И.С. Шмелев и философия Владимира Соловьева // Наследие И.С. Шмелева: проблемы изучения и издания / Под ред. Спиридоновой Л.А. М., 2007. С. 19-24.

9. Макаров Д.В. Преображение человека: от религии к художественной литературе (И.С. Шмелев, А.А. Блок). Ульяновск, 2005.

10. Махновец Т.А. Концепция мира и человека в зарубежном творчестве И.С. Шмелева. Йошкар-Ола, 2004.

11. Селянская О.В. Духовно-аксиологическая парадигма романа И.С. Шмелева «Пути небесные» в контексте переписки автора с И.А. Ильиным: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2004.

12. Сергеева А.Г. «Пути небесные» И.С. Шмелева как «духовный роман» // Творчество И.С. Шмелева в аксиологическом аспекте / Под ред. Цыган-ник В.П. Алушта, 2004. С. 56-67.

13. Солнцева Н.М. Иван Сергеевич Шмелев: аспекты творчества. М., 2006.

14. Сорокина О.Н. Московиана: Жизнь и творчество Ивана Шмелева. М., 2000.

15. Струве Г.А. Русская литература в изгнании: Опыт исторического обзора зарубежной литературы. М.; Париж, 1996.

16. Суматохина Л.В. Типология чудесного в произведениях И.С. Шмелева // Наследие И.С. Шмелева: проблемы изучения и издания / Под ред. Спиридоновой Л.А. М., 2007. С. 247-252.

17. Хачатурян Л.В. «Пути небесные»: редакции 1944 и 1947 гг. // Наследие И.С. Шмелева: проблемы изучения и издания / Под ред. Спиридоновой Л.А. М., 2007. С. 314-318.

18. Черева Е.А. Жанрообразующее значение мотива «преображения» в романном творчестве И.С. Шмелева // Пушкинские чтения: Материалы Х международной конференции: Сб. научных ст. СПб., 2005. С. 183-189.

19. Черников А.П. Традиции русской литературы XIX в. в прозе И.С. Шмелева // Художественный мир И.С. Шмелева и традиции славянской культуры / Под ред. Цыганник В.П. Симферополь, 2004. С. 20-28.

20. Шешунова С.В. Национальный образ мира в русской литературе: П.И. Мельников-Печерский, И.С. Шмелев, А.И. Солженицын: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Дубна, 2006.

21. Шешунова С.В. Православный календарь в романах И.С. Шмелева // Наследие И.С. Шмелева: проблемы изучения и издания / Под ред. Спиридоновой Л.А. М., 2007. С. 58-66.

22. Шмелев И.С. // Литературная энциклопедия русского зарубежья (19181940) / Под ред. Николюкина А.Н. М., 1997. С. 454-457.

Филологические

науки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.