литературоведение
И.А. Строганова
«Пути небесные» и.с. Шмелева: жанровый и стилевой синтез
в статье рассматривается итоговый роман и.с. Шмелева «Пути небесные» в аспекте его жанровой принадлежности. Жанровая форма романа синтезирует черты жития, дневника, исповеди, поучения, проповеди. кроме компонентов агиографической литературы писатель использовал классическую романную
линию и создал в эмиграции новый жанр - «духовный роман», в чем проявилось новаторство автора книги. Исследователи творчества И.С. Шмелева, в том числе его современники, неоднозначно восприняли итоговое произведение писателя и указывали на некоторую противоречивость в использовании писателем элементов различных жанровых форм.
Ключевые слова: художественная форма, жанровый синтез, стилевой синтез, «духовный роман», православное мировоззрение, роман И.С. Шмелева «Пути небесные».
Книга И.С. Шмелева «Пути небесные» - «роман-завещание» [22], «эпопея о религиозных исканиях русской души» [4] - итоговое произведение писателя. Г.П. Струве отмечал, что в изгнании художественный талант И.С. Шмелева приобрел размах, которого до того не было; главным вкладом писателя в зарубежную литературу, по мнению критика, стал и роман «Пути небесные» [15], новый тип романа, основанный на сознательноправославном мировоззрении; «воссоздав черты личности, детали биографии и даже сохранив имена реальных людей, Шмелев создал книгу, стоящую на грани между художественным произведением и документальным повествованием» [6, с. 3]; «необычность романа заключается в осознанно-строгой ориентированности на христианские догматы, более последовательной и жесткой даже по сравнению с “Богомольем” и “Летом Господним”» [5, с. 68]. Поэтическая система «Путей небесных» включает жанровые черты агиографии, дневника, исповеди, поучения, проповеди, органично вплетающихся в структуру произведения. Наряду с жанровым синтезом в книге наблюдается синтез стилевой: символистские концепции рубежа Х1Х-ХХ вв. взаимодействуют с традициями русской реалистической классики.
В основе «духовного романа» Шмелева - творческий сплав жанровых компонентов светской и духовной литературы: помимо любовной интриги, важнейшими смысловыми жанрообразующими факторами книги являются знамения, предсказания, предопределения, чудеса, вещие сны, случаи как знаки Господни [19, с. 20-28]. Опираясь на данное И. Ильиным определение книги И. Шмелева как «опыта духовного романа»,
О.В. Селянская анализирует духовно-эстетическую концепцию автора, эволюцию ключевых моментов воплощенного в книге многолетнего духовного опыта писателя. Рассматривая «Пути небесные» в контексте православной традиции, О.В. Селянская акцентирует внимание на таких аспектах жанровой природы романа, как провиденциальный характер («план» «для судеб мира» - история мира; «для каждого из сущих» -«план жизни» человека, его судьба); символичное название, отражающее
Филологические
науки
Литературоведение
поиск путей к познанию божественной истины; контраст божественного и дьявольского (святого и грешного, светлого и темного) на всех уровнях текста; создание «иконного» образа главной героини; жертвенную любовь ко всему живому; связь «всего со всем» - чувство соборности, слиянности человека с окружающим миром в общей молитве Богу; мотив душевного сна; духовную брань. О.В. Селянская отмечает такие особенности художественной системы книги И. Шмелева, как метафорическую образность, систему оппозиций, символику света и цвета, темпоритм повествования, составляющих основу религиозной концепции автора: идею восхождения человека через страдания и земные лишения к божественному откровению - «небесный путь» [11].
В структуре жанрово полифоничного «духовного романа» И.С. Шмелева О.Е. Галанина и В.Т. Захарова выявляют и анализируют систему лейтмотивов, отражающих последовательную установку автора на православную традицию, и замечают: «Такая насыщенная концентрация формы обусловлена идейной концепцией автора: показать путь духовного становления личности не в психологическом аспекте (как это было в литературе XIX в.), а в категориях православной антропологии» [1, с. 74-75]. В сопоставлении социально-бытового и космического уровней «Путей небесных» в своей работе авторы рассматривают комплекс мотивных линий, соотносимых с моделями «Дом-Храм-Город» и «Дом-Храм-Усадьба». По их наблюдению, первый план сопровождается темами искушения, соблазна, «антидома», переходящих в генеральный мотив «суетности жизни»; на втором уровне этот мотив трансформируется: круг всеобщей суеты переходит в круг бесконечной полноты, где ведущим становится мотив возвращения в потерянный рай.
В романе писатель использует значимые для житийной литературы элементы: вещие сны и описание чудес. «Чудесное событие - характерный для творчества И.С. Шмелева сюжетный мотив», - утверждает Л.В. Суматохина, отмечая эволюцию «чудесных» мотивов в творчестве писателя от условного метафорического упоминания о чуде в дореволюционный период до употребления в буквальном смысле слова после 1934 г., когда писатель пережил чудесное исцеление [16]. Рассматривая чудесное событие в сюжете «Путей небесных» как черту духовного реализма, исследовательница представляет фабулу книги в виде цепи чудесных событий, в которых для героев очевиден Божий Промысел, «небесный чертеж» их судеб. По утверждению Т.А. Махновец, чудо в произведениях И. Шмелева «сообщает полноту концепции мира и человека, оно приподнимает человека над привычными условиями “мира сего», напоминая, что человеку даны способности для восприятия иного,
высшего мира» [10, с. 28]. В то же время «изобилие и сам характер чудес, исходящих от икон, нарушает художественную меру» [20, с. 34]; в частности, празднование памяти Николая Чудотворца в «Путях небесных» присутствует не в подтексте, а в самом тексте, и «именно эта неумеренная настойчивость лишает изображение праздников в последнем романе Шмелева той поэтичности и сердечной теплоты, которой оно отмечено в “Лете Господнем”» [21].
Религиозная окрашенность поздней прозы И. Шмелева определила обращение писателя к темам «хождения», «жития», «поучения», «пророчества». Анализируя возможность жанрового синтеза жития и романа в итоговом произведении писателя, Н.А. Герчикова отмечает стремление некоторых литературоведов свести своеобразие романа лишь к идее использования И. Шмелевым житийных мотивов в построении сюжета. Однако, по ее мнению, при детальном рассмотрении замысла «Путей небесных» обнаруживается иной аспект этой проблемы - сущностных отличий романа и жития в силу различной направленности этих жанров: светского (роман) и «церковного» (житие), что позволяет говорить о новаторстве и художественном эксперименте в творчестве писателя [2, с. 309]. Н.А. Герчикова приходит к выводу о тяготении «Путей небесных» к типу «романа воспитания», в котором «изображены временные отрезки, ярко высвечивающие определяющие моменты в жизни главных героев, переходные этапы их становления, выстроенные автором в линию поступательного развития» [Там же, с. 311].
Штрихи житийного жанра в реалистическом повествовании «Путей небесных» О.Н. Сорокина соотносит с названиями глав романа: «Откровение», «Искушение», «Преодоление» и др. Сверхзадача романа, по ее мнению, - исследование темы судьбы человека, центральная проблема - спасение души человеческой. «По своему художественному методу и философии “Пути небесные” противостоят “новому роману” экзистенциалистов, а с другой стороны, согласуются с идеями французских современников Шмелева - Франсуа Мориака и Жоржа Бернаноса, авторов религиозных романов, ориентирующихся на “Мысли” Блеза Паскаля: “страдание человека без Бога, и величие человека с Богом”», -считает исследовательница [14, с. 276]. Богословский контекст творчества И. Шмелева обусловлен его мировосприятием как верующего писателя и объясняет своеобразие художественной действительности романа, где в природный мир включено сверхъестественное: «В основе шмелевской трактовки человеческой личности лежит одна из центральных тем христианской антропологии - тема образа и подобия Божьего» [12, с. 62]. Важнейшим элементом художественной структуры романа,
Филологические
науки
Литературоведение
по мнению А.Г. Сергеевой, является христианская символика движения человеческой души к спасению из мрака греховной слепоты к прозрению и познанию света Истины, т.е. Божественного Промысла, но в то же время утверждается невозможность для порабощенной грехом души прямо следовать этому пути и сразу проникнуть в суть происходящих событий. На вопрос о смысле страданий И.С. Шмелев отвечает, опираясь на православное учение: страдание за грех есть голос Божий, вразумление грешащему человеку. Эту мысль выражает героиня романа, воспринимающая страдание как духовное лекарство от греховного вреда, чему способствует и духовный настрой, изначально включающий ориентацию на постижение смысла примет потустороннего мира.
Работая над романом «Пути небесные», И. Шмелев читал Софокла в поисках античного понимания рока; «осмыслив воззрения древних, он размышлял о христианском понимании Промысла: где у Софокла -гибель в угоду злому року, у Шмелева - искушения и спасение» [13, с. 227]. Отмечая, что «абстрактно-гуманитарная» идея о путях спасения души через совесть, о страстях, искушениях, прельщениях, самолюбии, сомнениях подчиняет себе природу текста «Путей небесных», Н.М. Солнцева сопоставляет структуру романа с текстами Феофана, сравнивая названия глав, в основу которых положены моральные, религиозные понятия («Зло», «Страсти», «Прелесть», «О соблазне», «О гневе» и др.). На определении жанра «Путей небесных» как религиозного романа настаивает Е.А. Черева, в качестве обоснования рассматривая не только проповеднический пафос книги, но и важную роль мотива преображения [18]. Идея преображения с точки зрения православного сознания занимает особое место в творчестве И.С. Шмелева, она «становится основным художественным приемом в изображении человека. Положительные герои изображаются Шмелевым в сиянии света» [9, с. 146].
Романная и агиографическая линии в структуре «Путей небесных», таким образом, органически взаимодействуют. В соответствии с замыслом произведения, бытовой и бытийный планы в книге сопряжены с двумя сюжетными линиями, реализуясь, в том числе, через лейтмотивные комплексы, соотносимые с образами главных героев и религиозной канвой книги. Жанровые особенности романного целого определили стилевой синтез «Путей небесных», выраженный во взаимопроникновении традиций русской реалистической литературы и философско-эстетических поисков Серебряного века.
Этический критерий, лежащий в основе эстетики Л. Толстого, по мнению А.П. Черникова, доминирует в произведениях И. Шмелева, чем и обусловлен интерес писателя к проблемам морали, человеческого дос-
тоинства, мучительных поисков ответов на вопросы о смысле жизни, о ш
быте и бытии русского человека, о сложностях жизни, противоречивых S
исканиях и радостях духовных прозрений. Несомненные толстовские 1
традиции в «Путях небесных» ученый видит в использовании И. Шмеле- о
вым формы традиционного любовного романа, где интертекстуальность ©
«носит явно полемический характер, ибо, используя для воплощения христианских идей форму, ситуации традиционного романа, в частности, “Анну Каренину”, Шмелев насыщает его новым смыслом и содержанием, показывая, какова роль Провидения в жизни каждого человека, как ведет его по земным путям и путям небесным Божий Промысел и какова роль самого человека в выборе этих путей» [19, с. 27].
Историософская концепция Вл. Соловьева (исторический процесс с внутренней необходимостью ведет к торжеству добра), по мнению А.М. Любомудрова, оказала влияние и на творчество И. Шмелева: «существенно для мировоззрения Шмелева то, что правда неизбежно должна прийти в мир в рамках наличного исторического бытия. <.. .> Но влияние Соловьева не ограничивалось лишь историософскими теориями. Основоположник символизма, философ-поэт оказал немалое воздействие и на эстетическую ткань произведений Шмелева» [8, с. 19, 21]. Указывая на значимость итогового романа писателя, А.М. Любомудров обращает внимание на «просчеты» автора в изображении православного мира и православного человека, прежде всего в создании образа главной героини. Двоемирие Дарьи, двойственность ее натуры, соединяющей человеческое и нечто из мира высшего, при внимательном прочтении оказывается не поэтической метафорой, а обнаруживает глубокий религиозно-философский смысл, отсылающий к эстетическим и философским составляющим русского символизма начала ХХ в., «христианство призывает человека к обожению души, ума, сердца, тела, а не разрывает личность дуалистически на небесную и земную» [Там же, с. 22].
Еще одно отступление от последовательно православной линии в изображении персонажей связано с преклонением Вейденгаммера перед героиней, подобное культу Прекрасной Дамы у младосимволистов; отголоски символистской поэзии, идея Вечной Женственности пронизывают также письма Вагаева к Дарье. Влияние идей философа отчетливо заметны в неслучайности всего происходящего: эта мысль «может показаться подлинно христианской, но мысль о таинственном значении и даже предназначении каждого явления уже уводит от представления о Промысле и свободной синергии Бога и человека» [Там же, с. 24]. Н.М. Солнцева также замечает отражение рассуждений Вл. Соловьева о механическом (рассудочном мышлении) и органическом, рассматривающем нечто в
Литературоведение
его связи со всем прочим в романе И. Шмелева, проявившееся в степени духовного влияния Дарьи на Вейденгаммера [13]. Влияние философских построений Вл. Соловьева в замысле «Путей небесных» Л.В. Хачатурян находит в заимствовании писателем у философа двух центральных идей: Вечно-женственного как искупляющей и направляющей силы и диалектического понимания христианства, согласно которому падение/искушение является необходимым этапом становления человеческого и Мирового духа [17].
Решение художественных задач, поставленных И. Шмелевым в «Путях небесных», потребовало создания новой художественной формы. В итоге роман синтезирует различны жанровые и стилевые черты, органично вплетающиеся в художественную ткань произведения и создающие целостность, единство романного пространства, реализуясь на разных уровнях структуры текста: сюжетном, образном, мотивном, композиционном.
Библиографический список
1. Галанина О.Е., Захарова В.Т. Духовный реализм И. Шмелева: лейтмотив в структуре романа «Пути небесные». Н. Новгород, 2004.
2. Герчикова Н.А. Роман «Пути небесные» - итог творческого пути И.С. Шмелева // Наследие И.С. Шмелева: проблемы изучения и издания / Под ред. Спиридоновой Л.А. М., 2007. С. 308-313.
3. Иван Шмелев // Литература русского зарубежья (1920-1990) / Под ред. Смирновой А.И. М., 2006. С. 64-79.
4. Каманина Е.В. О смысле заглавия и подзаголовка «эпопеи» в «Солнце мертвых» И.С. Шмелева // Наследие И.С. Шмелева: проблемы изучения и издания / Под ред. Спиридоновой Л.А. М., 2007. С. 135-142.
5. Компанеец В.В. Антиномичность характера в романе И.С. Шмелева «Пути небесные» // Русское зарубежье - духовный и культурный феномен: В 2-х ч. / Под ред. Гопман В.Л. М., 2003. Ч. 1. С. 68-71.
6. Любомудров А. Опыт духовного романа // Шмелев И. Пути небесные. М., 2007. С. 3-78.
7. Любомудров А.М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б.К. Зайцев, И.С. Шмелев. СПб., 2003.
8. Любомудров А.М. И.С. Шмелев и философия Владимира Соловьева // Наследие И.С. Шмелева: проблемы изучения и издания / Под ред. Спиридоновой Л.А. М., 2007. С. 19-24.
9. Макаров Д.В. Преображение человека: от религии к художественной литературе (И.С. Шмелев, А.А. Блок). Ульяновск, 2005.
10. Махновец Т.А. Концепция мира и человека в зарубежном творчестве И.С. Шмелева. Йошкар-Ола, 2004.
11. Селянская О.В. Духовно-аксиологическая парадигма романа И.С. Шмелева «Пути небесные» в контексте переписки автора с И.А. Ильиным: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2004.
12. Сергеева А.Г. «Пути небесные» И.С. Шмелева как «духовный роман» // Творчество И.С. Шмелева в аксиологическом аспекте / Под ред. Цыган-ник В.П. Алушта, 2004. С. 56-67.
13. Солнцева Н.М. Иван Сергеевич Шмелев: аспекты творчества. М., 2006.
14. Сорокина О.Н. Московиана: Жизнь и творчество Ивана Шмелева. М., 2000.
15. Струве Г.А. Русская литература в изгнании: Опыт исторического обзора зарубежной литературы. М.; Париж, 1996.
16. Суматохина Л.В. Типология чудесного в произведениях И.С. Шмелева // Наследие И.С. Шмелева: проблемы изучения и издания / Под ред. Спиридоновой Л.А. М., 2007. С. 247-252.
17. Хачатурян Л.В. «Пути небесные»: редакции 1944 и 1947 гг. // Наследие И.С. Шмелева: проблемы изучения и издания / Под ред. Спиридоновой Л.А. М., 2007. С. 314-318.
18. Черева Е.А. Жанрообразующее значение мотива «преображения» в романном творчестве И.С. Шмелева // Пушкинские чтения: Материалы Х международной конференции: Сб. научных ст. СПб., 2005. С. 183-189.
19. Черников А.П. Традиции русской литературы XIX в. в прозе И.С. Шмелева // Художественный мир И.С. Шмелева и традиции славянской культуры / Под ред. Цыганник В.П. Симферополь, 2004. С. 20-28.
20. Шешунова С.В. Национальный образ мира в русской литературе: П.И. Мельников-Печерский, И.С. Шмелев, А.И. Солженицын: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Дубна, 2006.
21. Шешунова С.В. Православный календарь в романах И.С. Шмелева // Наследие И.С. Шмелева: проблемы изучения и издания / Под ред. Спиридоновой Л.А. М., 2007. С. 58-66.
22. Шмелев И.С. // Литературная энциклопедия русского зарубежья (19181940) / Под ред. Николюкина А.Н. М., 1997. С. 454-457.
Филологические
науки