основных способов изображения характера Джулии - внутренний монолог. Именно в них раскрывается другая Джулия, Джулия вне сцены. Внутренние монологи актрисы выявляют для читателя двойственность героини. С одной стороны -это величайшая актриса, обладающая внутренней свободой, внутренней независимостью. С другой -женщина, продолжающая играть и вне сцены: играть перед мужем, перед сыном, перед своим окружением.
Однако в романе играет не только Джулия, но и ее муж Майкл, в образе которого нашла отражение одна из ведущих тем классической английской литературы - тема снобизма, равно как и в образах Чарлза Тэмсрли и Долли де Фриз. Играет с Джулией и Том Феннел, надеящийся сделать карьеру, став любовником знаменитой актрисы. Каждый ведет свою игру, за которой мы наблю-
даем вместе с автором не из партера, а из-за кулис. Подобное смещение ракурса разрушает иллюзорные представления читателя о профессии актера. Образ Джулии - свидетельство того, что ремесло актера - тяжкий труд, помноженный на талант, оно лишается для читателя романтического ореола.
Особенностью стиля Моэма является то, что в его произведениях четко прослеживается приоритет характеров над обстоятельствами. Писателя интересует «человек как таковой».
Противоречивость героев романа, в особенности, главной героини, раскрывается через их поступки и чувства, а среда, обстоятельства выполняют второстепенную роль.
Таким образом, в романе Моэма «Театр» представлены не социальные, а человеческие типы английской действительности начала XX века.
К ПРОБЛЕМЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЖАНРА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО РОМАНА
Г. С. Милосердое а
Родоначальником жанра воспитательного романа является английский писатель Генри Филдинг (1707-1754). Он первый соединил плутовской приключенческий роман с семейнобытовым. Роман «История Тома Джонса, найденыша» (1749) является примером разностороннего изображения жизни, эпически широкого повествования.
Воспроизводить в романс, по мнению Фил-динга, следует те периоды в жизни героя, которые наполнены значительными событиями, и опускать незначительные.
Сюжет романа развертывается на широком социальном и историческом фоне. Роман строится как история жизни главного героя Тома Джонса (со дня рождения до 21 года).
Появление жанра романа воспитания в немецкой литературе было связано с именем Кристофа Мартина Виланда (1733-1813). Эстетическая концепция Виланда во многом определила характер его романа «История Агатона» (1767). Этот роман является первым образцом жанра воспитательного романа в немецкой литературе, написанного под несомненным влиянием «Тома Джонса, найденыша» Филдинга.
Дальнейшее свое развитие жанр романа воспитания в немецкой литературе получил в двухтомном произведении Гете (1749-1832) «Вильгельм Мейстер».
Для Гете-просветителя главное - разум человека, возвышающий его до степени высшего существа природы. Смысл же жизни человека в деятельности, именно в труде человек познает свою ценность, что приносит ему глубочайшее нравственное удовлетворение.
«Годы учений Вильгельма Мейстера» завершаются осознанием героем того, что сфера искусства все же недостаточна для формирования характера. После смерти отца на пороге своей самостоятельной жизни Вильгельм начинает серьезно задумываться о своем жизненном пути. Предстоящие три года странствования должны утвердить его в новых принципах.
Роман «Годы странствий Вильгельма Мейстера» (1829) не простое продолжение событий в новых условиях. В нем автор подчеркивает, что процесс совершенствования личности невозможен лишь в сфере теоретической мысли, без практической деятельности.
В отличие от английских образцов романа воспитания для немецких представителей этого жанра идея счастливой личности связана со стремлением к активности общественной деятельности. События жизни героев даются на фантастическом фоне далекого прошлого и далекого будущего, это - одна их главных отличительных черт жанра воспитательного романа в немецкой литературе.