Научная статья на тему 'СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ДЕТСКОМ ЛЮБИТЕЛЬСКОМ ТЕАТРАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ'

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ДЕТСКОМ ЛЮБИТЕЛЬСКОМ ТЕАТРАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
64
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМФОРТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Артемьева Н.

В статье рассматриваются средства и способы формирования благоприятного психологического климата в детском любительском коллективе. При постановке спектакля учитываются многие психологические факторы, влияющие на продуктивность деятельности и комфортность работы каждого студийца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAYS OF FORMATION OF FAVORABLE PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN THE CHILDREN''S AMATEUR THEATRE GROUP

The article discusses the means and ways of formation of favorable psychological climate in the children's Amateur team. When production of the play are based on many psychological factors affecting the productivity and comfort of work of each students.

Текст научной работы на тему «СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ДЕТСКОМ ЛЮБИТЕЛЬСКОМ ТЕАТРАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ»

МСХА, 2016. 119 с.

2. СТО 01435349-001-2016 "Овощи отварные упакованные"

3. Широков Е. П., Полегаев В. И. Хранение и переработка продукции растениеводства с основами стандартизации и сертификации. Часть 1. Картофель, плоды, овощи. — М.: Колос,2000--254 с.

УДК 374.1

Артемьева Н. студент 4 курса научный руководитель: Мирончук Л.И.

ассистент кафедра НХТ ФГБОУВО «ХГУим. Н.Ф. Катанова»

Россия, г. Абакан СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ДЕТСКОМ ЛЮБИТЕЛЬСКОМ

ТЕАТРАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ Аннотация: В статье рассматриваются средства и способы формирования благоприятного психологического климата в детском любительском коллективе. При постановке спектакля учитываются многие психологические факторы, влияющие на продуктивность деятельности и комфортность работы каждого студийца.

Ключевые слова: психологический климат, любительский коллектив, театрализованная деятельность, комфорт.

Artemieva N. 4th year student Of the ""KSU them. N. F. Katanov"

Russia, Abakan Scientific supervisor: L. I. Mironchuk assistant Professor NHT Of the "KSU them. N. F. Katanov"

Russia, Abakan THE WAYS OF FORMATION OF FAVORABLE PSYCHOLOGICAL CLIMATE IN THE CHILDREN'S AMATEUR

THEATRE GROUP Abstract: the article discusses the means and ways of formation of favorable psychological climate in the children's Amateur team. When production of the play are based on many psychological factors affecting the productivity and comfort of work of each students.

Key words: psychological climate, an Amateur team, theatrical activity, comfort.

Развитие личности, формирование базисных качеств во многом зависит от той социальной среды, членом которой является ребенок.

ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ №7(11) 2017

http ://forum-nauka.ru

11

Наличие благоприятного психологического климата в детском коллективе снижает риск появления проблем в общении, так как он заключается в положительном эмоциональном настрое людей на взаимовыгодное общение, а так же совместную, продуктивную деятельность. Важными условиями совместной работы являются доброжелательность друг к другу, взаимное уважение, чувство удовлетворения общим трудом, поскольку положительные эмоции, которые ребенок испытывает во многом формируют его поведение, значительно влияют на результаты деятельности.

Современные дети очень активны, помимо основной учебной деятельности они успевают посещать несколько дополнительных кружков и студий. Детский любительский театральный коллектив призван обеспечить личностное, культурное и творческое развитие.

Формирование и совершенствование психологического климата - это постоянная практическая задача руководителей детских коллективов. Создание благоприятного климата в коллективе является ответственным и творческим процессом, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива. Формирование благоприятного психологического климата требует понимания психологии детей, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом [1, с. 148].

Каждый руководитель выбирает средства и методы работы с коллективом, при этом учитывая возрастные особенности, уровень специальной подготовки, художественного мышления, эмоциональной отзывчивости, наличия потребностей и интереса к искусству у участников с учетом тех задач, что стоят в данный период перед коллективом.

Главную особенность любительского театра условно можно разделить на две составляющие. С одной стороны - это прекрасная возможность самореализации в творчестве, поскольку любительский коллектив открыт для всех желающих, с другой стороны - это огромный пласт просветительской деятельности, которая способствует всестороннему развитию ребенка.

Занятия театрализованной деятельностью являются одним из эффективных средств воспитания и образования не только потому, что в них устанавливаются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития [2, с. 56].

При изучении психологического климата необходимо иметь в виду два его уровня. Первый уровень - статический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к деятельности и остальным участникам коллектива.

Второй уровень динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой детей в процессе занятия, их психологическое настроение. Этот уровень определяется понятием «психологическая атмосфера», на изменение которой влияет на настроение и

работоспособность личности в течение всего дня [6, с. 73].

Для того чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и уверенно, в коллективе руководитель должен умело управлять поведением детей, формировать здоровое общественное мнение, помочь занять определенную позицию и утвердиться в коллективе. Психологическому климату придает устойчивость отношений детей к общему делу, к целям коллектива. Содержательная сторона и формы организации совместной деятельности должны приносить эмоциональное удовлетворение каждому члену детского объединения.

Основные методы психологического воздействия, используемые на занятиях: психогимнастика (двигательная экспрессия); арттерапия (воздействие искусством); натуртерапия (воздействие природы; логотерапия (разговорный метод); игротерапия (игра образами).

При постановке спектакля учитываются многие психологические факторы, влияющие на продуктивность деятельности и комфортность работы каждого студийца. Главное в данной работе для руководителя, не загнать ребенка в некомфортные рамки. Изучить желания детей, какие сказки они любят, в какой роли себя видят. И постараться подобрать каждому воспитаннику ту роль, которая ему будет более привлекательна и интересна.

Если актеру роль не нравится, руководитель должен попробовать показать, что она интересна, ни в коем случае нельзя заставлять ребенка работать в некомфортной роли, это вызовет лишь неприязнь. По возможности необходимо задействовать всех участников коллектива, ничто так не сближает группу детей, как совместная работа, заключенная в предлагаемые обстоятельства сказки. Постановочно-репетиционная деятельность предполагает полную включенность всех членов коллектива в творческий процесс, ведь с каждой репетицией дети вырабатывают план действий и при правильном отношении руководителя, сами друг друга контролируют и подталкивают к правильности действий. По репетиционному процессу можно понять кому из студийцев интересно, а значит комфортно работать, а кто чувствует себя неуютно, если дети работали в комфортной атмосфере, то наличие благоприятного психологического климата в данном коллективе обеспечено.

Не менее важным условием формирования благоприятного психологического климата является создание «ситуации успеха», что является эффективным приемом педагогического воздействия, так как практическая организация этих ситуаций оказывает положительное влияние на развитие воспитанника. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить его психологическое самочувствие, резко изменить стиль и ритм деятельности, взаимоотношений с окружающими.

Итак, взаимоотношения с другими людьми важны и актуальны для человека любого возраста. Театральный коллектив - это место, где ребенок

находит новых друзей, занимается увлекательным делом, в процессе которого учится общаться, выстраивать отношения с окружающими. Именно в детских любительских коллективах приобретается тот жизненный опыт, который формирует личность и в дальнейшем определяет сложную систему ее отношений к жизни и людям. Поэтому руководителям необходимо осознавать, что важнейшими признаками благоприятного психологического климата коллектива являются: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; отсутствие давления и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов творческого коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из учеников.

Использованные источники:

1. Аникеев Н.П. Психологический климат в коллективе. М.: Логос, 1980. -412 с.

2. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства. Школьный театр. - Спб.: Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства, 2002. - 157 с.

3. Жданов О.И. Практическая психология и аутопсихотерапия. - М.: Просвещение, 1999. - 290 с.

4. Коломинский А.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск: Перемена, 1976. - 274 с.

5. Никитина А.Б. Театр, где играют дети: Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. - М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. - 56 с.

6. Петровский А.В. Формирование психологической теории коллектива и личности. - М.: Просвещение, 1984. - 212 с.

ФОРУМ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ №7(11) 2017

http ://forum-nauka.ru

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.