Научная статья на тему 'ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА'

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА / КУЛЬТУРНО-БЫТОВАЯ РАБОТА / AMATEUR GROUP / PLANNING / ORGANIZATIONAL WORK / EDUCATIONAL WORK / ARTISTIC AND CREATIVE WORK / CULTURAL AND EVERYDAY WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеленская М.А.

В статье раскрываются проблемы планирования работы любительского коллектива; описывается некоторая документация, призванная помочь руководителю любительского театра в планировании различных видов работы (организационной, учебно-воспитательной, художественно-творческой и культурно-бытовой).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANNING OF WORK OF THE CHILDREN AMATEUR THEATRICAL TEAM

The article reveals the problems of planning the work of the amateur team; describes some documentation designed to help the head of the amateur theater in the planning of various types of work (organizational, educational, artistic, creative, cultural and everyday).

Текст научной работы на тему «ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА»

Использованные источники:

1. Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. - М.: Искусство, 1982. - 119 с. [Электронный ресурс]. URL: http://on4a.narod.ru/Knebel analiz.pdf (дата обращения 07.01.2019).

УДК 7.077

Зеленская М.А. студент 2 курса

научный руководитель: Янковская О.В., к.филол.н.

доцент кафедра НХТ ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» Россия, РХ, г. Абакан ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА Аннотация: в статье раскрываются проблемы планирования работы любительского коллектива; описывается некоторая документация, призванная помочь руководителю любительского театра в планировании различных видов работы (организационной, учебно-воспитательной, художественно-творческой и культурно-бытовой).

Ключевые слова: любительский коллектив, планирование, организационная работа, учебно-воспитательная работа, художественно-творческая работа, культурно-бытовая работа.

Zelenskaya M.A.

2nd year student FGBOU BO «KSU them N F. Katanov» Russia, Republic of Khakassia, Abakan Scientific supervisor: Yankovskaya O. V. candidate of philological

Sciences, associate Professor of NHT FGBOU BO «KSU them N.F. Katanov» Russia, Republic of Khakassia, Abakan PLANNING OF WORK OF THE CHILDREN AMATEUR THEATRICAL TEAM Abstract: The article reveals the problems of planning the work of the amateur team; describes some documentation designed to help the head of the amateur theater in the planning of various types of work (organizational, educational, artistic, creative, cultural and everyday).

Keywords: amateur group, planning, organizational work, educational work, artistic and creative work, cultural and everyday work.

Сложность планирования работы любительского коллектива подчеркивается многочисленными исследователями, занимающимися как

вопросами дополнительного образования детей, так и проблемами любительского творчества.

Например, профессор, доктор педагогических наук Т.И. Бакланова выявляет такую особенность планирования работы подобных объединений: «В сложившейся практике педагогического руководства коллективами народного художественного творчества преобладает установка на достижение высоких художественно-творческих результатов за максимально короткий срок. Это вызвано строгими «нормативами» постановки спектаклей, подготовки концертных программ или отдельных номеров.... В этих условиях руководителю не всегда удается тщательно осмыслить учебно-воспитательный процесс в своем коллективе» [1, с. 139].

Но основная специфика планирования работы театрального коллектива заключается, прежде всего, в том, что план работы детского любительского театра предусматривает решение многих задач: организационных, учебно-воспитательных, художественно-творческих и даже культурно-бытовых. Следовательно, работа любительского театра многогранна, она обычно планируется на год.

Поскольку «в настоящее время нет единых требований к содержанию и структуре плана» [2, с. 23] работы детского объединения, его можно составить из следующих разделов:

1. Организационная работа. К этому разделу плана относятся все вопросы организаций жизни и деятельности коллектива. Устанавливается период (дни и часы в течение 1-2 месяцев) дополнительного набора участников. Если набирается студия, то определяются дни и часы учебных занятий и учебные предметы, создается расписание, а в случае, когда новички просто дополняют коллектив, определяется характер их творческой подготовки. Выбираются удобные для большинства дни занятий коллектива (обычно 3-4, раза в неделю), расписание репетиций и учебных занятий. Намечаются дни показов спектаклей текущего репертуара, а также примерный срок выпуска премьеры.

Составляется график дежурств, планируется, кем, когда и как должна быть оформлена комната театрального коллектива, являющаяся репетиционным помещением; как должна проходить работа «технических цехов» театра (организация изготовления декораций, записи шумов, музыки, изготовление реквизита, пошив костюмов и пр.). Определяются ответственные члены совета театра (бюро коллектива).

2. Учебно-воспитательная работа. В этом разделе плана указываются цели и задачи учебно-воспитательной работы, намечаются конкретные меры выполнения поставленных задач. Определяется круг учебных предметов, программа каждого из них и примерное содержание каждого предмета, составляется учебное расписание, намечается ответственный за организацию и проведение учебной работы. В учебное расписание включаются и разовые лекции, например, по актуальным проблемам развития мирового театра и кино и т. п.

Важной стороной воспитательной работы может стать регулярный просмотр театральных спектаклей, кинофильмов с их последующим обсуждением, а, если есть возможность, то и с приглашением актеров или режиссеров, участвующих в их создании. Если руководитель коллектива сумел наладить творческие связи с местным театром, то очень полезны для участников регулярные встречи с деятелями театра: режиссерами, актерами, художниками. Их тоже следует планировать и учитывать в учебном расписании.

3. Художественно-творческая работа. В этом разделе плана намечаются цели и задачи художественно-творческой работы театра, намечается репертуар, ближайшая постановка, определяется время работы над пьесой, планируются премьера и работа над текущим репертуаром.

Поскольку меняется и обновляется состав коллектива, возникает необходимость ввода новых исполнителей в спектакли текущего репертуара. Эта работа также отражается в плане работы театра.

При подготовке к премьере спектакля важно своевременно спланировать и изготовление оформления. План должен отражать участие коллектива в смотрах, фестивалях, также театральный коллектив, как правило, бывает активным участником некоторых клубных мероприятий, и лучше это заранее спланировать.

4. Культурно-бытовая работа. Этот раздел касается внутренней жизни коллектива, которая охватывает и организацию, и содержание досуга коллектива, и всю его повседневную жизнь, от характера и содержания которой зависит атмосфера взаимоотношений в коллективе, что, в свою очередь, заметно влияет на творческую работу.

Учащемуся необходимо помнить, что у каждого самодеятельного театра есть свое представление о повседневной жизни коллектива, о его досуге, что обычно выражается в определенных традициях. Примером могут служить вечера отдыха, проходящие с творческой выдумкой, юмором, на них приглашаются и члены семей участников; или празднования дней рождения коллектива, творчески организованные участниками и т. д. Подобных традиций у коллектива любительского театра немало, все они обязательно планируются.

Руководитель должен знать, что наряду с планированием, необходимо вести и другую документацию любительского театрального коллектива. Основным документом является журнал учета работы детского объединения, где содержатся сведения об участниках коллектива, фиксируется содержание каждой репетиции и каждого учебного занятия.

Существует также своеобразная картотека участников (на учетной карточке записывается фамилия, имя, отчество участника коллектива, адрес, возраст, время вступления в коллектив и некоторые другие сведения).

Кроме этого в каждом театральном коллективе есть «свои» документы: дневник репетиций, фотоальбомы творческой жизни театра, где отражены не только сцены из спектаклей, но и моменты репетиций, а также другие

события повседневной жизни коллектива (работа «цехов», традиционные праздники коллектива и прочие стороны его досуга и т. д.). Во многих коллективах, существующих продолжительное время, есть своя «летопись» и ее «летописцы». Историю коллектива дополняют афиши поставленных спектаклей, программки, книга отзывов и др.

План работы обычно составляется советом коллектива под руководством режиссера. Он обсуждается на совете, затем на общем собрании коллектива. План должен быть согласован с руководством ДК (клуба), особенно в той его части, где планируются сценические репетиции. Когда все стороны плана согласованы, он утверждается и вступает в силу.

Использованные источники:

1. Бакланова Т.И. Педагогика народного художественного творчества: учебник. - СПб.: Лань; Планета музыки, 2016. - 160 с.

2. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. - М.: Школьная Пресса, 2007. - 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.