УДК 377
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО РЕЖИССЕРА ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА
ТО. Петракова
Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: [email protected]
В этой статье рассматривается проблема педагогического мастерства режиссера любительского театрального коллектива, элементы педагогического мастерства и их применение в работе режиссера любительского театрального коллектива.
Ключевые слова: педагогическое мастерство, режиссер любительского театрального
коллектива, элементы педагогического мастерства, гуманистическая направленность деятельности руководителя, профессиональные знания, педагогические способности, педагогическая техника.
Режиссёр любительского театрального коллектива является прежде всего педагогом.
Концепция современного педагогического образования предполагает создание условий для развития творческих способностей будущего поколения
Существует целая система последовательной работы по овладению основами профессионального мастерства учителя: от осознания сущности педагогического мастерства к постижению путей и средств развития профессиональной позиции (умение непринужденно действовать в публичной обстановке, управлять своим организмом, психическим состоянием, речью)1.
Педагогическое мастерство - это комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самореализации профессиональной деятельности. К элементам педагогического мастерства относят: гуманистическую направленность деятельности руководителя-учителя, профессиональные знания, педагогические способности и педагогическую технику2.
Гуманизм (от лат. - человечный) - мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности отношений между людьми; проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству3.
Педагогическая направленность каждого учителя многогранна. Ее составляющие ценностные ориентации следующие: на себя - самоутверждение, чтобы видели в руководителе знающего, требовательного настоящего учителя; на средство педагогического воздействия; на участника и коллектив; на цели педагогической деятельности. При условии ощущения ответственности перед будущим, при сочетании сознательной устремленности и большой любви к людям начинает формироваться профессиональное мастерство руководителя-учителя. «Если
1 Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: учеб. пособие / Н.К.Бакланова, В.С.Кузин, Н.Г.Самарина. М.: МГУКИ, 2003. С.178.
2 Зозюн И.Н. Основы педагогического мастерства / И.Н.Зозюн. К.: Знание, 1987. С.21.
3 Алексеева Л.Я. Художественная самодеятельность; Опыт воспитательной работы / Л.Я. Алексеева. М.: Просвещение, 1970. С.67.
учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам - он совершенный учитель» -говорил Л.Н. Толстой. Гуманистическая направленность - это, так называемая, сверхзадача в повседневной работе педагога-мастера, которая определяет его конкретные задачи. В основе направленности педагога-мастера лежат две страсти -увлеченность предметом, который он преподает и потребность в общении с
4
учениками .
Фундаментальная основа педагогического мастерства - профессиональное знание. Знания педагога обращены, с одной стороны, к науке, предмету который преподает учитель, с другой стороны - к учащимся, которые приобретают эти знания5.
Содержание профессиональных знаний составляет знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики и психологии. Важной особенностью профессионального педагогического знания является его комплексность, что требует способности учителя синтезировать изучаемые науки. Важной особенностью профессионального знания руководителя-педагога является личностная окрашенность. Педагог не должен забывать, что если сам не раскрываешься перед учеником, не даешь ему проникнуть в свой мир ощущений, мыслей, то тщетно ждать искренних ответов собственных мыслей от учащихся6.
Третий элемент педагогического мастерства - способность к педагогической деятельности. Ведущие способности, без которых учитель как мастер своего дела не состоится, можно отнести к шести видам.
Коммуникативность (способность общаться), включающая
предрасположенность к людям, доброжелательность, общительность, ощущение удовлетворения от работы с людьми; сохраняет работоспособность, создает подпитку творческому самочувствию; общительность включает в себя не только желание и потребность, но и способность испытывать удовлетворение от процесса коммуникации.
Перцептивные (восприятие, непосредственное отражение объективной действительности органами чувств) способности - профессиональная зоркость, педагогическая интуиция, наблюдательность, эмпатия (способность педагога идентифицировать (условно отождествлять) себя с учеником, встать на его позицию, разделять его интересы, заботы, радости и огорчения); способность наблюдать - это сложное качество, оно проявляется в умении видеть, слышать, в наличии интереса к тому, на что направленно внимание, в интенсивной работе ума по переработке информации; наблюдательность и опыт дают основу такой способности как интуиция, быть мастером - значит предугадывать ход педагогического процесса, овладевать чутьём; для педагога важно анализировать, предугадывать, опираясь не только на логические простроения, но и на эмпатию.
Динамизм личности - способность к волевому воздействию и логическому убеждению, способность к пониманию человека у педагога-мастера взаимосвязано со способностью к активному воздействию на него; динамизм - способность к убеждению и внушению, это внутренняя энергия, гибкость и инициатива в разнообразии воздействий.
4 Новский Л.А. Ступени мастерства / Л.А.Новский. М.: Советская Россия, 1981. С.21.
5 Богачевская К.Г. Самодеятельное художественное творчество / К.Г.Богачевская. М.: Знание, 1997. С.80.
6 Красило А. И. Психология обучения художественному творчеству: Учебное пособие для психологов и педагогов / А.И. Красило. М, 1998. С.45.
Эмоциональная устойчивость - способность владеть собой, сфера влияния хорошего педагога направлена прежде всего на себя (самообладание, способность к саморегуляции создают эмоциональную устойчивость личности); возможность владеть собой в ситуации и этой ситуацией.
Оптимистическое прогнозирование - это ведущая профессиональнопедагогическая способность видеть все положительные стороны в становлении личности каждого человека-участника любительского театрального коллектива7.
Креативность - (способность к творчеству) это личностное качество, базирующееся на развитии высших психических функций, когда творчество, как автоматизированный навык, включается во все виды деятельности, поведения, общения, контакта со средой; креативность как личностная характеристика проявляется в том, что человек (педагог) творческое начало вкладывает во все виды деятельности8.
Четвертым элементом педагогического мастерства является педагогическая техника. Педагогическая техника - это форма организации поведения учителя. Знание, направленность и способности без умения - не гарантия высоких результатов. Педагогическая техника включает две группы умений: первая группа умений - это умение управлять собой (владение своим телом, эмоциональным состоянием, техникой речи); вторая группа умений - это умение воздействовать в процессе решения задач (дидактические, организаторские умения владения техникой контактного взаимодействия). Таким образом, педагогическое мастерство - это профессиональное умение активизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, целенаправить их на всестороннее развитие и совершенствование личности, формирования мировоззрения личности, ее способностей, потребностей в социально-значимой деятельности .
В общей структуре способностей руководителя любительского театрального коллектива важное место занимают коммуникативность, способность к общению, установлению тесных контактов с самыми разными по возрасту, образованию, полу, профессиональной принадлежности людьми. Эти особенности руководителя составляют важное профессиональное качество руководителя любительского театрального творчества - педагогическое общение10.
Все начинается с руководителя как учителя, его умения организовать с участниками коллектива педагогически целесообразные отношения, как основу творческого общения11.
Общение - важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности. Педагогическое общение - профессиональное общение руководителя-преподавателя с участниками художественного творческого коллектива, направленное на создание благоприятного психологического климата12.
Для осуществления этой стороны деятельности руководителю необходимо владеть различными по характеру, формам, методике использования навыками.
7 Зозюн И.Н. Основы педагогического мастерства / И.Н.Зозюн. К.: Знание, 1987. С.166-167.
8 Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по креативной терапии / Т. Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Гребенк.- С-Пб.: Речь, ТЦ Сфера, 2001. С. 172.
9 Зозюн И.Н. Основы педагогического мастерства / И.Н.Зозюн. К.: Знание, 1987. С.235.
10 Смирнов А.М. Этика Станиславского и самодеятельность / А.М.Смирнов. М.: Искусство, 1987. С.97.
11 Михайлова Н. Г. Народное творчество: Перспективы развития и формы социальной организации / Н.Г.Михайлова. М.: НИИ культуры, 1990. С.48.
12 Бакланова Н. К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: учеб. пособие / Н.К.Бакланова, В.С.Кузин, Н.Г.Самарина. М.: МГУКИ, 2003. С.31.
Учитывая многоплановость деятельности руководителя, различными должны быть содержание общения и его формы, имеется ввиду, различия в способах его организации и осуществления. К таким способам относятся: 1) общение с помощью речи; 2) общение с помощью жестов, знаков, условных движений. Способности к общению можно рассматривать в двух плоскостях: предрасположенности личности к коммуникабельности и умения организовывать общение и общаться. В понятие коммуникабельности включают наличие у человека способности к максимально свободному, или, как еще говорят, безынерционному установлению контактов с другими людьми. Под умением общаться или общительностью понимается способность человека к длительному или постоянному контактированию на высоком нравственно-этическом или профессиональном уровне. Общение предполагает наличие таких качеств, как высокая культура, умение находить предмет разговора, интересный для собеседника, выбрать нужный тон и ряд других психологических свойств, составляющих педагогический художественный такт руководителя творческого коллектива. Это сложный комплекс профессионально необходимых руководителю качеств и черт, обеспечивающих выполнение им своих обязанностей на должностном нравственно-этическом уровне13.
Такт в буквальном смысле слова обозначает «прикосновение». Это нравственная категория, помогающая регулированию взаимоотношений людей.
Педагогический такт отличается от общего понятия такта тем, что обозначает не только свойства личности руководителя, но и умение выбрать правильный подход к участникам коллектива, то есть это - воспитывающее, действенное средство
14
влияния на творческий коллектив .
В условиях любительского театрального коллектива неуместны окрик, резкость, грубый нажим, наказание. Относиться к участникам следует уважительно мягко, с доверием, как к единомышленникам. Это способствует появлению у них желания выполнять требования руководителя как можно лучше. Строгость, взыскательность, не допускающая недочётов, требовательность в преодолении трудностей, терпеливость, кропотливая работа над отдельными фрагментами, сценами, движениями, неуклонное следование заранее намеченному плану, высокая принципиальность все это способствует достижению больших творческих успехов. Получив эстетическое удовлетворение от своей деятельности, участники начинают понимать справедливость требований руководителя, проникаются к нему уважением и доверием15.
Одним из важнейших качеств деятельности руководителя как части профессионального общения является педагогическая этика. Профессиональная этика руководителя самодеятельного художественного коллектива имеет свои специфические черты, особенности проявления. Поэтому закономерно, что уровень нравственных отношений в коллективе прямо связан с профессионально-этической подготовленностью руководителя. Как известно, деятельность любого руководителя, да и любого человека регламентируется определенным количеством этических норм. Поэтому важно знать особенности профессиональной этики конкретного вида деятельности, ибо это предпосылка обеспечения необходимого уровня нравственного
13 Ершова А.Н. Режиссура урока, общения и поведения учителя / А.Н.Ершова, В.Н.Букатов. М.: Воронеж,1995. С.47.
14 Смирнов А.М. Этика Станиславского и самодеятельность / А.М.Смирнов. М.: Искусство, 1987. С.76.
15 Соколовский Ю.Е. Коллектив художественной самодеятельности: Вопросы теории и практики / Ю.Е.Соколовский. М.: Советская Россия, 1984. С.34.
развития коллектива. Поскольку профессиональная этика формируется на основе обязанностей и задач профессии, то главная социальная функция ее - способствовать успешному исполнению задач своей профессии. Профессиональная этика - емкое понятие, включающее всё богатство и многообразие форм и способов организации поведения руководителя с коллективом, участников в коллективе и руководителя с каждым участником в отдельности. Её изучение, овладение ей - одна из наиболее значительных частей подготовки руководителя любого ранга и профиля, в том числе руководителя любительского театрального коллектива16.
Известный режиссер К. С. Станиславский в своей книге «Этика» подчёркивал: «Этика - это не только моральный кодекс поведения актёров и режиссёров в работе, но одновременно и условие для их всестороннего творческого раскрытия, пути художественного формирования и технологического вооружения». К.С.
Станиславский также писал: «Чтобы урегулировать между собой работу многих творцов и сберечь свободу каждого из них в отдельности, необходимы нравственные начала, создающие уважение к чужому творчеству, поддерживающие товарищеский дух в общей работе, оберегающие свою и чужую свободу творчества и умеряющие эгоизм и дурные инстинкты каждого из коллективных работников в отдельности. Эти нравственные начала создаёт артистическая этика». Эти положения К.С. Станиславского имеют прямое отношение к любительским театральным коллективам, в которых всё основано на выполнении не только профессионально-творческих функций, но и на строгом следовании определенным нравственно-педагогическим идеям и принципам. Руководитель любительского театрального коллектива должен постоянно помнить о повышенной роли именно этических начал в своей работе,
17
своем поведении .
Известный советский режиссёр, народный артист СССР А. Попов в своей книге «Спектакль и режиссер» писал: «Взаимное уважение, доверие, желание помочь товарищу в работе, умение быть тактичным, бережное отношение друг к другу - все это входит в понятие своеобразной гигиены творческого труда. Этика - основа основ в работе»18.
Руководитель обязан помнить о том, что он работник искусства. Он отвечает за нравственный облик, этическую и поведенческую культуру участников художественного коллектива. В этом смысл профессиональной этики режиссера любительского театрального коллектива19.
Общение руководителя художественно-творческого коллектива предполагает высокую речевую культуру, привлекательность, притягательность разговора (говора), наречия. Однако, эти качества нельзя рассматривать лишь как привилегию отдельных лиц, умеющих «красиво» говорить, излагать мысли. Привлекательность речи может иметь в основе различные начала: один производит впечатление немногословием, другой - неторопливостью, третий - гибкостью мысли, особым нестандартным построением разговора20.
16 Новский Л.А. Ступени мастерства / Л.А.Новский. М.: Советская Россия, 1981. С.29.
17 Смирнов А.М. Этика Станиславского и самодеятельность / А.М.Смирнов. М.: Искусство, 1987. С.56.
18 Ершова А.Н. Режиссура урока, общения и поведения учителя / А.Н.Ершова, В.Н.Букатов. М.: Воронеж,1995. С.24.
19 Михайлова Н. Г. Народное творчество: Перспективы развития и формы социальной организации / Н.Г.Михайлова. М.: НИИ культуры, 1990. С.42.
20 Новский Л.А. Ступени мастерства / Л.А.Новский. М.: Советская Россия, 1981. С.68.
Руководитель художественного коллектива должен знать основные приёмы организации педагогического общения, помогающие ему в работе. К таким приёмам можно отнести следующие: умение эмоционально поддержать («согреть»)
собеседника; умение ответить отказом, переориентировать участника, не обижая; умение вызвать на откровенность человека, раскрепостить его; умение просить, настаивать, диктовать, не ущемляя интересов отдельного участника; избегать формального общения, свести на нет ни к чему не обязывающие разговоры21.
Педагогическое общение как профессиональное качество руководителя любительского коллектива - это процесс имеющий свою структуру. Структура процесса профессионального общения руководителя включает в себя: моделирование педагогом-руководителем предстоящего общения с коллективом (прогностический этап); организация непосредственного общения в момент начального взаимодействия, владение приемами динамичного взаимодействия - техникой быстрого включения коллектива в учебно-творческий процесс (этап коммуникативной атаки); управление общение в ходе педагогического процесса, умение поддерживать инициативу участников, организовывать диалогическое общение (этап управления); анализ осуществлённой системы общения и соответствия цели, средств и результата деятельности творческого коллектива (этап анализа)22.
Таким образом, педагогическое общение режиссера любительского театрального творчества является одним из главных компонентов не только общей, но и специальной подготовки. От этого зависит и морально психический климат, взаимопонимание в коллективе, и уровень его социально-художественной деятельности, и готовность участников наилучшим образом выполнять намеченное23.
Когда молодой человек или девушка выбирают родом своей деятельности театральную - актёрскую, они поступают в специальные учебные заведения, подготавливающие профессиональных актёров. Окончив, поступают для работы в драматические театры, в которых существуют свои порядки, законы, требования к актёрам, которые они в силу трудового порядка обязаны выполнять. За свою работу они получают деньги и т.д. На этих условиях и основывается методика работы режиссёра с актёрами в профессиональных театральных коллективах. Совсем другие условия взаимоотношений режиссёра и актёров-любителей в любительском театральном коллективе. Актёр в данном случае - это человек (взрослый или ребёнок), не имеющий формальных обязанностей перед режиссёром и коллективом; человек, приходящий для занятий в коллективе после учебного или трудового дня. Вся стабильность посещения находится в воле и желании актёра. Это наиболее существенная сложность в деятельности любительского театрального коллектива, в процессе работы режиссёра с актёром-любителем. Отличаются и те мотивы и стремления, пристрастия театрального коллектива и его участников по сравнению с профессиональными: если в профессиональном театре важен, прежде всего,
практический результат, то есть спектакль, в театре любительском интерес пробуждает сам процесс репетиции, «секреты кухни» театрального искусства. Дети и взрослые, при наличии свободного времени, порой готовы даже присутствовать на репетиции, наблюдать, а уж тем более участвовать. И нередко, для многих
21 Каргин А. С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе / А.С.Каргин. М.: Просвещение, 1984. С.204.
22 Ершова А.Н. Режиссура урока, общения и поведения учителя / А.Н.Ершова, В.Н.Букатов. М.: Воронеж, 1995. С.70.
23 Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: учеб. пособие /
Н.К.Бакланова, В.С.Кузин, Н.Г.Самарина. М.: МГУКИ, 2003. С.65.
отыгранные (как правило немногочисленные, премьерные) спектакли - грустное расставание с полюбившимся составом участников любительского театрального коллектива, материалом, стилем и жанром, героями, особой атмосферой репетиционного процесса, присущей именно для данного спектакля. Следующим отличием условий в любительском театральном коллективе от профессионального театра является профессиональная подготовка и талант, способности актёра-профессионала и неопытность, нередко среднеспособность и малоспособность участников любительского театрального коллектива24.
Овладение системой Станиславского имеет огромное значение не только для профессиональных театров. В любительском театральном коллективе также необходимо подробно и тщательно объяснять все события, задачи роли. Актёрам-любителям вреден показ, ибо они в этом случае не поймут сути образа, а будут слепо, механически копировать режиссёра. И если в ходе такого «натаскивания» даже удастся достичь механической слаженности, исполнителям будет причинён вред. Их органика будет подавлена, возможно неисправимо, вследствие узко-утилитарной эксплуатации их способностей. Бороться следует не только с ремесленными штампами, но и с подменой переживания представлением25.
То, что, накладываясь на талант актёров-профессионалов, налаженную
систематичную работу, с выделенным для этого временем, проходит у них за 4-5 лет,
в любительском театральном коллективе участникам приходится навёрстывать на
немногочисленных, недостаточно организованных (в силу объективных причин
отсутствия нужного минимума декораций, реквизита, бутафории, опытных партнеров \ 26 и т.д.) тренингах, ограниченные сроками сдачи спектакля .
Многие режиссёры и в современном педагогическом пространстве сценической театральной деятельности, когда к исполнительскому мастерству и актёров любительского театрального коллектива предъявляются довольно повышенные требования (особенно на всероссийских и региональных конкурсах и фестивалях проходящих в провинциальных и столичных городах России), справедливо оставляют за любительским театральным движением основной целью -гармоничное развитие личности участников, а не поражение зрителей театральными открытиями и откровениями (хотя для многих руководителей эти приоритеты являются спорными), другие увязывают эти два понятия - профессионализм и реальные условия деятельности любительского театрального коллектива27.
Еще один немаловажный момент в работе режиссёра любительского театрального коллектива - это выбор репертуара, который тоже «подчиняется» специфике любительского театрального творчества. Не секрет, что удачный выбор репертуара во многом определяет успешность постановки и легкость работы с участниками любительского театрального коллектива во время работы над спектаклем. На выбор репертуара в любительском театральном творчестве влияют следующие факторы: возраст участников; количественный состав участников; уровень исполнительского мастерства участников, индивидуальные способности и имеющиеся навыки; степень заинтересованности участников в театральной
24 Алексеева Л.Я. Художественная самодеятельность; Опыт воспитательной работы / Л.Я.Алексеева. М.: Просвещение, 1970.- 214с.
25 Новский Л.А. Ступени мастерства / Л.А.Новский. М.: Советская Россия, 1981. С.13.
26 Каргин А. С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе / А. С.Каргин. М.: Просвещение, 1984. - 223с.
27 Алексеева Л. Я. Художественная самодеятельность; Опыт воспитательной работы / Л.Я. Алексеева. М.: Просвещение, 1970. С.49.
деятельности; материальные возможности любительского театрального коллектива. На выбор произведения в репертуарный план окажут влияние все перечисленные факторы в той или иной степени. Так же на выбор репертуара влияет то образное решение, которое предполагает в замысле режиссёр. Только очень опытный и профессионально подготовленный руководитель любитель любительского театрального коллектива может полностью реализовать свой замысел и поставить произведение понравившееся участникам, придумав недостающему участнику роль, действующее лицо, не существующее в литературном произведении, подогнав жанр спектакля, стиль авторов литературного материала и стиль постановки под определенные навыки и уровень исполнительского мастерства участников, умело распределив роли, учитывая психологические, физиологические и возрастные особенности участников.
Очевидно одно: задача режиссёра любительского театрального коллектива заключается в том, чтобы максимально содействовать раскрытию индивидуальности каждого члена коллектива, пробудить его инициативу. Нужно как можно больше подсказывать исполнителям и как можно меньше показывать и навязывать. Вместе с тем, надо быть примером во всем.
Существует различное понимание роли режиссёра любительского театра: одни видят в нём простого преподавателя театрального творчества, другие - педагога, воспитателя и наставника, человека, способствующего становлению и развитию личности участника любительского театрального коллектива.
Настоящий режиссер любительского театра, вобравший все принципы работы режиссёра-педагога с актёром-любителем, является не только руководителем, техническим режиссёром, но и учителем жизни.
Руководитель любительского театрального коллектива обязан усвоить необходимый объём знаний применительно к сфере своей деятельности и уметь пополнить их в процессе практики. Без этого он не может считаться профессионалом, подлинным мастером своего дела.
Список литературы
1. Алексеева Л.Я. Художественная самодеятельность; Опыт воспитательной работы / Л.Я.Алексеева.- М.: Просвещение, 1970.- 214с.
2. Бакланова Н. К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: учеб. пособие / Н.К.Бакланова, В.С.Кузин, Н.Г.Самарина.- М.: МГУКИ, 2003.- 223с.
3. Богачевская К.Г. Самодеятельное художественное творчество / К.Г.Богачевская.- М.: Знание, 1997.- 118с.
4. Гавдис С.И. Подходы к созданию сценарно режиссёрского замысла театрализованных действ / С.И. Гавдис // Образование и общество. 2013. Т. 2. № 79. С. 106-110.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по креативной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Гребенк.- С-Пб.: Речь, ТЦ Сфера, 2001- 400с.
6. Зозюн И.Н. Основы педагогического мастерства / И.Н.Зозюн,- К.: Знание, 1987.- 255с.
7. Ершова А.Н. Режиссура урока, общения и поведения учителя / А.Н.Ершова, В.Н.Букатов.- М.: Воронеж,1995.- 355с.
8. Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художественном коллективе / А. С.Каргин.- М.: Просвещение, 1984.- 223с.
9. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству: Учебное пособие для психологов и педагогов / А.И.Красило.- М, 1998.- 228с.
10. Михайлова Н.Г. Народное творчество: Перспективы развития и формы социальной
организации / Н.Г.Михайлова.- М.: НИИ культуры, 1990.- 190с.
11. Новский Л. А. Ступени мастерства / Л.А.Новский.- М.: Советская Россия, 1981.- 94с.
12. Смирнов А.М. Этика Станиславского и самодеятельность / А.М.Смирнов.- М.: Искусство, 1987.- 105с.
13. Соколовский Ю.Е. Коллектив художественной самодеятельности: Вопросы теории и практики / Ю.Е.Соколовский.- М.: Советская Россия, 1984.- 157с.
PEDAGOGICAL SKILLS OF THE DIRECTOR OF AMATEUR THEATRE GROUP
T.O. Petrakova
Belgorod state institute of arts and culture e-mail: [email protected]
In this article discusses the problem of pedagogical skills of Director of Amateur theatre group, elements of pedagogical skills and their application in the work of the Director of Amateur theatre group.
Keywords: pedagogical skill, the Director of Amateur theatre group, elements of pedagogical skills, a humanistic orientation of activity of the head, professional knowledge, teaching abilities, pedagogical technique.