Научная статья на тему 'Способы эмоционального воздействия на проявление научно-творческих способностей личности в юношеском возрасте'

Способы эмоционального воздействия на проявление научно-творческих способностей личности в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
389
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система образования / эмоциональные проблемы / юношеский возраст / формирование / личность / научно-творческие способности / созидательность / самообразование / самосовершенствование / educational system / emotional problems / adolescence / formation / identity / scientific and creative abilities / creativity / self-education / self-improvement

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бабаджанова Фотима Фармановна

В статье рассматриваются эмоциональные проблемы юношеского возраста, их воздействие на формирование его личности, задачи формирования интеллектуально развитой личности. Даются научные обоснования предпосылок проявления научно-творческих способностей. Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям современного общества имеет не только объем накопленных знаний, но их системность и умение применять знания в практической деятельности. Это требует определенного стиля мышления, которое обычно называют научным, способного увидеть новые связи между вещами и создать новое, как в материальной, так и в духовной сфере. Способность к созданию нового, значимого для личности и общества как раз и является творчеством. Творческая личность может обеспечить себе не только достойное место в обществе, но и способствовать прогрессу самого общества. Система непрерывного образования в Узбекистане служит базой для дальнейшего непрерывного обучения и самообразования в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The early juvernile age is the sensitive perlod for displaying scientific and creative abilities

The article deals with the emotional problems of adolescence, their impact on the formation of personality, the tasks of forming an intellectually developed person. Scientific justification of prerequisites for the manifestations nauno-creative abilities are given. The crucial meaning for adaptation to the complex realities of modern society is not only the volume of accumulated knowledge, but also their system and the ability to apply the knowledge in practice, It requires a certain style of thinking, which is usually called scientific capability to see new connections between things and create something new, both in the material and the spiritual realm, The ability to create something new and meaningful for the individual and society is precisely creativity. The creative person can provide himself not only with a worthy place in society, but also promote the progress of society itself, The continuing Education System in Uzbekistan serves as the basis for further non-stop learning and self-education in the modern world.

Текст научной работы на тему «Способы эмоционального воздействия на проявление научно-творческих способностей личности в юношеском возрасте»

Section 8. Psychology

Section 8. Psychology

Babajanova Fotima Farmanovna, Senior Lecturer, Gulistan State University E-mail: Babajanova-69@mail.ru

The early juvernile age is the sensitive period for displaying scientific and creative abilities

Abstract: The article deals with the emotional problems of adolescence, their impact on the formation of personality, the tasks of forming an intellectually developed person. Scientific justification of prerequisites for the manifestations nauno-creative abilities are given. The crucial meaning for adaptation to the complex realities of modern society is not only the volume of accumulated knowledge, but also their system and the ability to apply the knowledge in practice, It requires a certain style of thinking, which is usually called scientific capability to see new connections between things and create something new, both in the material and the spiritual realm, The ability to create something new and meaningful for the individual and society is precisely creativity. The creative person can provide himself not only with a worthy place in society, but also promote the progress of society itself, The continuing Education System in Uzbekistan serves as the basis for further non-stop learning and self-education in the modern world.

Keywords: educational system, emotional problems, adolescence, formation, identity, scientific and creative abilities, creativity, self-education, self-improvement.

Бабаджанова Фотима Фармановна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Гулистанского государственного университета Узбекистана.

E-mail: Babajanova-69@mail.ru

Способы эмоционального воздействия на проявление научно-творческих способностей личности в юношеском возрасте

Аннотация: В статье рассматриваются эмоциональные проблемы юношеского возраста, их воздействие на формирование его личности, задачи формирования интеллектуально развитой личности. Даются научные обоснования предпосылок проявления научно-творческих способностей.

Решающее значение для адаптации человека к сложным реалиям современного общества имеет не только объем накопленных знаний, но их системность и умение применять знания в практической деятельности. Это требует определенного стиля мышления, которое обычно называют научным, способного увидеть новые связи между вещами и создать новое, как в материальной, так и в духовной сфере. Способность к созданию нового, значимого для личности и общества как раз и является творчеством. Творческая личность может обеспечить себе не только достойное место в обществе, но и способствовать прогрессу самого общества. Система непрерывного образования в Узбекистане служит базой для дальнейшего непрерывного обучения и самообразования в современных условиях.

Ключевые слова: система образования, эмоциональные проблемы, юношеский возраст, формирование, личность, научно-творческие способности, созидательность, самообразование, самосовершенствование.

Каждое государство, которое стремится к мировому стандарту образования, опирается на хорошо разработанные и научно обоснованные принципы образования. Целью создания принципов в области образования является воспитание гармонично-развитой личности.

В Узбекистане основными принципами реформирования системы образования являются:

• формирование в обществе атмосферы престижности знаний, образованности и высокого интеллекта;

• соответствия образовательных и профессиональных программ современным мировым достижениям

92

The early juvernile age is the sensitive period for displaying scientific and creative abilities

образования, науки, техники и технологий, экономики и культуры;

• обеспечения тесной связи образования с будущей практической профессиональной деятельностью молодежи;

• формирования приоритетности общечеловеческих ценностей, высокой духовности, культуры и творческого мышления обучающихся;

• органичного единства образования с национальной историей, народными традициями и обычаями, уважения к истории и культуре других народов.

Эти принципы образования направлены проявление и формирование творческой, приносящей обществу личности. Немаловажным в системе непрерывного образования является полноценное развитие, формировании всесторонне гармоничное развитие личности и нахождения его место в обществе. Творческий потенциал личности не сводится к качеству ее интеллекта.

Интеллектуальное творчество является, частным случаем более общего свойства активности субъекта, включая его готовность выходить за пределы ситуативной необходимости и способность к самоизменению. Это свойство проявляется не только в интеллектуальной, но и в любой другой деятельности — в социальной активности, художественном творчестве, способности вырабатывать моральное решение и т. д. К сожалению, возрастные параметры творчества и сопутствующих ему личностных свойств пока не изучены.

Творческая активность предполагает, с одной стороны, умение освободиться из-под власти обыденных представлений и запретов (часто неосознаваемых), искать новые ассоциации и непроторенные пути, а с другой — развитый самоконтроль, организованность, умение себя дисциплинировать.

Юность психологически более подвижна и склонна к увлечениям. Чтобы стать творчески продуктивным, юноша нуждается в большей интеллектуальной дисциплине и собранности, отличаясь этим от своих импульсивных, разбросанных сверстников.

Конкретные личностные свойства творчески одаренных юношей бывают различными. Отчасти это зависит от основной сферы деятельности человека. Например, научное творчество обычно сочетается с высокими общими показателями интеллекта, способностью к абстрактно-логическому мышлению, что совсем не обязательно для художников. Много значат условия воспитания: одаренный юноша, если его самовыражение затруднено, обнаруживает черты

тревожности и невротизма, отсутствующие у того, кому семья и школа, академический лицей и колледж помогает раскрыть и реализовать свои способности. Это налагает на учителя большую ответственность. Нестандартность, оригинальность мышления легко спутать с оригинальничанием как средством самоутверждения, а тягу к самостоятельности — с возрастной самоуверенностью и негативизмом.

Поскольку учебная программа строго регламентирована, детское и юношеское творчество гораздо полнее и ярче проявляется вне класса, в научных кружках или в сфере досуга, где оно может сохранять свободные игровые формы. Искусство учителя состоит, в частности, в том, чтобы своевременно распознать преимущественную сферу творческой направленности старшеклассника и стимулировать ее развитие в желательном направлении.

Умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности, по определению психолога Е. А. Климова, есть «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности».

В познавательных процессах он выступает как стиль мышления, т. е. устойчивая совокупность индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации.

Стиль мышления старшеклассника зависит от типа его нервной системы. По данным Н. Е. Малкова, старшеклассники с инертной нервной системой в условиях перегрузки учебными заданиями учатся хуже, чем обладатели подвижного типа нервной системы, так как не успевают за быстрым темпом преподавания. Однако недостатки типа нервной системы могут компенсироваться другими ее свойствами. Лица с инертными нервными процессами компенсируют запоздание, несвоевременность своих реакций более тщательным планированием и контролем своей деятельности.

Это убедительно свидетельствует о необходимости индивидуального подхода в обучении, который бы стимулировал самостоятельность и творчество обучаемого. Самостоятельность обучаемого в процессе получения знаний не только улучшает его

93

Section 8. Psychology

непосредственные результаты, но и оказывает благотворное влияние на умственные способности и черты личности. Исходя из этих мнений, можно привести пример о том, что во всех вузах Узбекистана большое внимание уделяется на организации самостоятельной работы студента (СРС). Они в определённом количестве часов ведены в учебную нагрузку студента. Выполняя СРС, студенты усваивают самостоятельно научные знания, на их основе делают свои личные открытия.

Американские психологи Карен Миллер, Мелвин Кон и Карми Скулер (1985, 1986) в рамках большого лонгитюдного исследования влияния труда на личность обследовали наряду со взрослыми трудящимися около 200 юношей. Оказалось, что более сложная и более самостоятельная, свободная от мелочной опеки учебная работа способствует формированию более гибкого, творческого стиля мышления и развитию общей, выходящей за рамки учебной деятельности потребности в самостоятельности, уменьшает вероятность эмоциональных расстройств. Существует и обратная связь: учащиеся с более развитой ориентацией на самостоятельность предъявляют повышенные требования к самоуправлению в обучении. То есть в обучении старшеклассников действуют те же психологические закономерности, что и в трудовой деятельности взрослых.

Творческие способности — далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчеством людей. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Формирование творческого мышления учащихся в юношеском возрасте — один из основополагающих принципов обучения, потому что именно в этом возрасте формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.

В процесс творчества входят психологические, эмоциональные, неповторимо личные, парадоксально случайные моменты. Но нужно, все-таки, согласиться с возможностью найти, пусть через логику внутреннего диалога в голове творца — изобразить, понять творчество как логический процесс. Но как с этим

согласиться, ведь в творчестве нет никакой логики (точнее, творчество не может быть предметом науки логики). Мышление как творчество — это художественное мышление, а оно радикально нелогично!

Мыслить — это всегда теоретизировать, и суть любого творчества как мышления можно понять, только исходя из процессов теоретизирования. Исходная установка мышления (ситуация, когда мышление необходимо, когда ощущением и представлением не обойдешься) — это необходимость воспроизвести в сознании возможность предмета, то, что сейчас еще не существует, в ощущениях не дано, но что может существовать в неких идеальных, изобретенных ситуациях.

Наступает период развития инициативы, самостоятельности каждого человека, горизонтального мышления. В обществе складывается социальный заказ на творческую личность, т. е. человека, способного думать по-новому, самостоятельно ставить перед собой задачи, цели, предлагать нестандартные решения, сопротивляться рутинному подходу, ориентироваться более на будущее, чем на прошлое. Одним словом, человека с «вирусом новизны», когда даже старые известные пути переосмысливаются с целью совершенствования технологии, наконец, человека, у которого есть не только способность, но и потребность к собственному саморазвитию, самоусовершенствованию.

Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования образа возможного будущего и системы ценностных ориентаций, оказывающих влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для их формирования предпосылок: овладением понятийным мышлением, накоплением достаточного количества жизненного опыта, занятием определённого социального положения. Процесс формирования этих личностных структур стимулируется значительным расширением сферы общения, столкновением с многообразием возможных форм поведения, взглядов, идеалов. В юношеском возрасте происходит значительный качественный перелом во всём характере жизненного мира.

Юность — социально и профессионально активный этап становления и формирования мировоззрения, потому что именно в этот период созревают и его когнитивные и его эмоциональные личностные предпосылки. Юношеский возраст характеризуется, как мы уже видели, не просто увеличением объема знаний, но и громадным расширением умственного кругозора старшеклассника, появлением у него

94

The early juvernile age is the sensitive period for displaying scientific and creative abilities

эстетических интересов и потребности свести многообразие теоретических фактов к немногим принципам. Хотя конкретный уровень знаний, теоретических способностей, широта интересов у ребят весьма не одинаковы, какие-то сдвиги в этом направлении наблюдаются у всех, давая мощный толчок юношескому «философствованию». Мировоззренческий поиск включает в себя социально активную ориентацию личности, т. е. осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения. В ходе этих поисков юноша ищет формулу, которая разом осветила бы ему и смысл собственного существования и перспективы всего человечества. Но где взять такую формулу? На эти вопросы нет, и не может быть общих ответов, их нужно выстрадать самому, к ним можно прийти только практическим путем. Стоящий перед юношей вопрос заключается не только и даже не столько в том, кем быть в рамках существующего разделения труда (выбор профессии), сколько в том, каким быть (моральное самоопределение). Вопрос о смысле жизни есть симптом определенной неудовлетворенности. Когда человек целиком поглощен делом, он обычно не спрашивает себя, имеет ли это дело смысл, — такой вопрос просто не возникает. Рефлексия, критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением, которой и является вопрос о смысле жизни, как правило, связаны с какой-то паузой, «вакуумом» в деятельности или в отношениях с людьми. И именно потому, что проблема эта по самой сути своей практическая, удовлетворительный ответ на нее может дать только деятельность.

Юноши, по сравнению с подростками, лучше управляют своим эмоциональным состоянием, их настроение более устойчиво, оно в меньшей мере зависит от нервной системы и в большей степени определяется факторами среды. Однако и в юношеском возрасте наблюдается повышенная эмоциональность. Юношеский возраст, по Э. Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям:

1. Уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;

2. Размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;

3. Размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности;

4. Формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания. Оперируя в основном клиническими данными, Эриксон, не пытался выразить описываемые явления количественно.

Есть юноши, и их не мало, которые не хотят задумываться о будущем, откладывая все трудные вопросы и ответственные решения «на потом». Установка (как правило, не осознанная) на продление веселья и беззаботности существования не только социально вредна т. к. является по своей сути иждивенческой, но и опасна для самой личности.

Необходимым психологическим условием для развития творческих способностей является создание атмосферы, благоприятной для проявления новых идей и мнений, развитие чувства психологической защищенности и позитивной Я — концепции. Юноши, имеющие низкую самооценку, часто не могут реализовать своих способностей, поэтому педагогам необходимо оказать помощь в развитии у них позитивного представлении о себе путем внимательного и доброжелательного отношения к ним, поощрения их деятельности. Кроме этого, в данном возрасте стабилизируются эмоциональные процессы, снижается напряженность эмоциональных состояний, что позволяет более позитивно воспринимать краски мира.

В этот возрастной период необходимо привлечь внимание юношу к различным формам и видам занятий, таким, как проектирование, макетирование, конструирование, то есть все то, что направляет интерес и внимание на новую область, в которой может проявляться творческое воображение подростка. Поэтому задача всех педагогов развивать творческие способности учащихся, начиная с раннего юношеского возраста. Ведь именно этот период формирует из учащегося полноценную личность, умеющую отвечать за свои поступки и брать на себя ответственность. Также данный период подходит для реализации своих способностей, ощущения собственной значимости. Для этого педагоги должны правильно направить учащегося, выявить его интересы, склонности и способности для успешной его реализации.

Исходя, из всего отмеченного можно сказать, что любое государство должно быть заинтересовано в развитии интеллектуального и духовного потенциала страны. В эпоху глобализации образованность

95

Section 8. Psychology

становится важнейшим компонентом экономического развития и накопления национального богатства страны, а высокий духовный уровень населения позволит органично формировать правовую культуру, способность народа жить и трудиться в свободном, демократическом правовом государстве, осознавать свои права и свободы, уметь ими

пользоваться в интересах личности, государства и общества. Только люди, которые осознают необходимость гармонии национальных и общечеловеческих ценностей, располагающие современными знаниями, интеллектуальным потенциалом и передовыми технологиями, могут добиться поставленных стратегических целей развития.

Список литературы:

1. Из материалов международной конференции на тему: «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения - как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны». - Ташкент, 16-17 февраля 2012 года.

2. Попов Л. М. Психология самодеятельного творчества студентов. - Казань: Издательство Казанского университета, 1990. - 49 с.

3. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Издательство «Наука», 1976. - 92 с.

4. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер Ком, 1999.

5. Грэйс Крайг. Психология развития. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.

6. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969. - С. 49.

7. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: изд. Просвещение, 1989.

Bakynova Irina Vladimirovna, North-Caucasian Federal University, assistant professor of special and practical psychology Rodionova Elena Sergeevna, Staheeva Elena Andreevna, students of the Faculty of Education E-mail: elenasta2012@yandex.ru

Organization of psychological assistance to children with mental retardation means art-therapy

Abstract: in this paper considered carefully organizing psychological care for children with mental retardation means art-therapy.

Keywords: mental deficiency, fine а^.

Бакунова Ирина Владимировна, Северо-Кавказский федеральный университет, доцент кафедры практической и специальной психологии

Родионова Елена Сергеевна, Стахеева Елена Андреевна, студенты кафедры дефектологии E-mail: elenasta2012@yandex.ru

Организация психологической помощи детям с умственной отсталостью средствами арт-терапии.

Аннотация: в данной статье рассматривается организация психологической помощи детям с умственной отсталостью средствами арт-терапии.

Ключевые слова: умственная отсталость, изобразительное искусство.

96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.