Научная статья на тему 'Формирование творческих способностей личности в процессе социализации'

Формирование творческих способностей личности в процессе социализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нормы поведения / моральные нормы / верования / человеческие факторы творчества / интеллектуального развития и социализации / behavioral norms / moral norms / beliefs / human factors of creativity / intellectual development / and socialization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Холназарова Матлюба Холбутаевна

В статье описываются факторы, влияющие на формирования творческих способностей и со‑ циализация личности. Они являются важным компонентом в длительном процессе формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого у че‑ ловека преобразуется социальный опыт, личностные ценности и ориентации, избирательно вводится в систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of creative abilities of students in the process of socialization

The article describes the factors that influence the formation of creativity and socialization of the individual, which is an important component in the long process of the formation of personality in certain social conditions. The process of assimilation of human social experience in which a person has transformed social experience, personal values and orientations, selectively introduced into the system of behavior, the norms and patterns of behavior, which are accepted by society or group

Текст научной работы на тему «Формирование творческих способностей личности в процессе социализации»

Formation of creative abilities of students in the process of socialization

4. Fromm E. The Anatomy of Human Destructiveness. - New York: Holt, Rinehart and Winston, 1973.

5. Fromm E. The art of loving. Research of the nature of love. Translation by L. A. Chernyshyova. - Moscow: Pedagogics, 1990.

6. Soloviev V. S. Philosophy of art and literary criticism. - M.: Art, 1991.

7. Soloviev V. The meaning of love./V. Soloviev. - M.: Contemporary, 1991.

8. Tatarinov V. Divine comedy. Preface. - M.: Eksmo, 2007.

Holnazarova Matluba Kholbutaevna, Ph. D., Associate Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Gulistan State University of Uzbekistan E-mail: Babajanova-69@mail.ru

Formation of creative abilities of students in the process of socialization

Abstract: The article describes the factors that influence the formation of creativity and socialization of the individual, which is an important component in the long process of the formation of personality in certain social conditions. The process of assimilation of human social experience in which a person has transformed social experience, personal values and orientations, selectively introduced into the system of behavior, the norms and patterns of behavior, which are accepted by society or group.

Keywords: behavioral norms, moral norms, beliefs, human factors of creativity, intellectual development, and socialization.

Холназарова Матлюба Холбутаевна, Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Гулистанского государственного университета Узбекистана

E-mail: Babajanova-69@mail.ru

Формирование творческих способностей личности в процессе социализации

Аннотация: В статье описываются факторы, влияющие на формирования творческих способностей и социализация личности. Они являются важным компонентом в длительном процессе формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого у человека преобразуется социальный опыт, личностные ценности и ориентации, избирательно вводится в систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

Ключевые слова: нормы поведения, моральные нормы, верования, человеческие факторы творчества, интеллектуального развития и социализации.

Знания, которые дают образовательные учреждения, призваны воспитывать в молодежи преданность высоким нравственным идеалам, а также способствовать развитию страны. Эти требования в полной мере соответствуют концепции образования в целях устойчивого развития, принятой в Узбекистане.

Выступая на Международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения — как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны», состоявшейся

в нашей столице, глава государства подчеркнул, что в Узбекистане за последние годы проделана огромная по масштабам и глубине работа по кардинальному обновлению и реформированию сферы образования. В этом выступлении также отмечено, что принципиальная особенность реализуемой в республике модели заключается в том, что после девяти лет учебы в общеобразовательной школе следующие три года учащиеся обучаются в специализированных профессиональных колледжах и академических лицеях, где каждый из них

109

Section 8. Psychology

наряду с общеобразовательными дисциплинами получает профессиональную подготовку по 2-3 востребованным на рынке труда специальностям.

Благодаря реализации Национальной программы по подготовке кадров, разработанной под руководством Президента Узбекистана Ислама Каримова, в нашей стране введено 12-летнее обязательное образование. По всей республике построено свыше 1 500 профессиональных колледжей и академических лицеев, которые по своему архитектурному облику и техническому оснащению ничуть не уступают лучшим вузам. Благодаря передовому учебно-лабораторному, компьютерному и производственному оборудованию юноши и девушки не только обретают здесь востребованную специальность, получают обширные знания, но и осваивают современные технологии. В результате они покидают стены учебных заведений конкурентоспособными на мировой арене профессионалами [1].

Изучая особенности юношеского возраста, перед нами выявляются такие вопросы как: Что мы знаем о когнитивных (познавательных) процессах и способностях юношеского возраста? Каковы особенности одаренных, талантливых юношей и какой стиль учебной деятельности способствует развитию их творческого мышления?

Развитие познавательных функций и интеллекта имеет две стороны — количественную и качественную. Количественные изменения — суть изменений в степени, в уровне развития: юноша решает интеллектуальные задачи легче, быстрее и эффективнее, чем ребёнок младшего школьного возраста. Количественные изменения характеризуют сдвиг в структуре мыслительных процессов: важно не то какие задачи решает человек, а каким образом он это делает.

Однако отвлеченные рассуждения юности так же необходимы и полезны, как бесконечные «ПОЧЕМУ? » дошкольника. Это новая стадия развития интеллекта, когда абстрактная возможность кажется интереснее и важнее действительности (именно по тому, что она не знает никаких ограничений, кроме логических) и изобретение, а затем разрушение «универсальных» законов и теорий становятся лю-бимейшей умственной игрой. Причем интеллектуальные игры обладают для юношей большой ценностью, в силу чего эти универсальные теории должны скорее подчинять себе действительность, чем подчиняться ей. Широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью, отсутствием системы и метода.

Развитие интеллекта тесно связанно развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового.

Существуют три подхода к изучению возрастных закономерностей творчества, «креативности».

Первый подход прослеживает связь максимальной продуктивности с возрастом на основе анализа соответствующих продуктов деятельности.

Второй подход можно назвать личностным: сравнивая свойства людей, известных творческими достижениями, со свойствами менее продуктивных людей, психологи пытаются определить важнейшие черты творческой личности.

Третий подход ставит во главу угла изучение самих мыслительных процессов, которые предположительно отличают творческую мысль от не творческой. Это ближе всего к изучению собственно интеллекта.

Эти подходы не исключают друг друга, а являются взаимодополняющими. Возрастные закономерности творчества пока недостаточно ясны. Я. А. Пономарев считает, что пик интеллектуального развития достигается уже в 12 лет, но его нельзя смешивать с кульминацией творческой продуктивности, которая наступает намного позже, так как высокая продуктивность невозможна без большого багажа знаний, жизненного опыта, целеустремленности и ряда других качеств, которыми еще не обладает подросток. Другие авторы склонны полагать, что пик творческих потенций, как и пик интеллектуального развития, наступает позже. Вероятно, на этот вопрос и не может быть общего ответа, ибо творческие способности человека, как и его интеллект, нельзя рассматривать изолированно от содержания деятельности, которая существенно изменяется с возрастом.

Сталкивая личность с множеством новых, противоречивых жизненных ситуаций, переходный возраст стимулирует и актуализирует ее творческие потенции. Важнейший интеллектуальный компонент творчества — преобладание так называемого дивергентного мышления, которое предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов (в отличие от конвергентного мышления, ориентирующегося на однозначное решение, снимающее проблему как таковую). Творческий потенциал личности не сводится к качеству ее интеллекта.

Интеллектуальное творчество является, по-видимому, частным случаем общего свойства активности субъекта, включая его готовность выходить

110

Formation of creative abilities of students in the process of socialization

за пределы ситуативной необходимости и способность к самоизменению. Это свойство проявляется не только в интеллектуальной, но и в любой другой деятельности — в социальной активности, художественном творчестве, способности вырабатывать моральное решение и т. д.

Конкретные личностные свойства творчески одаренных юношей бывают различными. Отчасти это зависит от основной сферы деятельности человека. Много значат условия воспитания: одаренный юноша, если его самовыражение затруднено, обнаруживает черты тревожности и невротизма, отсутствующие у того, кому семья и школа помогает раскрыть и реализовать свои способности. Это налагает на учителя большую ответственность.

Умственное развитие старшеклассника заключается не столько в накоплении умений и изменении отдельных свойств интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля умственной деятельности. Стиль мышления старшеклассника зависит от типа его нервной системы. По данным Н. Е. Малкова, старшеклассники с инертной нервной системой в условиях перегрузки учебными заданиями учатся хуже, чем обладатели подвижного типа нервной системы, так как не успевают за быстрым темпом преподавания. Однако недостатки типа нервной системы могут компенсироваться другими ее свойствами. Лица с инертными нервными процессами компенсируют запоздание,

несвоевременность своих реакций более тщательным планированием и контролем своей деятельности.

Это убедительно свидетельствует о необходимости индивидуального подхода в обучении, который бы стимулировал самостоятельность и творчество учащихся. Самостоятельность школьники в процессе обучения не только улучшает его непосредственные результаты, но и оказывает благотворное влияние на умственные способности и черты личности.

В интеллектуальной сфере учащихся средних и старших классов отмечается недостаточно сформировано самостоятельности мышления, осознанного владения приемами и способами умственной работы. Треть детей испытывает трудности при самостоятельном овладении даже элементарной умственной деятельностью. Из-за неудовлетворительного развития смысловой и образной памяти учащиеся часто прибегают к механическому запоминанию, многие не владеют самыми необходимыми навыками запоминания. Они не умеют конкретизировать теоретические положения, обобщать, сравнивать, делать самостоятельные выводы. Это затрудняет учение и делает его неинтересным.

В завершении, я бы хотела отметить, что единственный выход из этого положения является радикальная перестройка содержания и методов обучения, максимально учитывающая индивидуальные особенности и интересы учащихся и дающая простор их собственной умственной и социальной инициативе.

Список литературы:

1. Из материалов международной конференции «Подготовка образованного и интеллектуально развитого поколения - как важнейшее условие устойчивого развития и модернизации страны». - Ташкент, 16-17 февраля 2012 г.

2. Кон И. С. Психология ранней юности. - М.: изд. Просвещение, 1989.

3. Бурменский Г. В., Слуцкий В. М. Одарённые дети. - М.: «Прогресс», 1991.

4. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань: изд. Казанского университета, 1988.

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.