УДК 37.02 +378.1 ББК 74.480.2
DOI 10.7442/2071-9620-2017-9-1-60-71
о о
03 <
ю го
П.Г. Лабзина
(Самарский государственный технический университет, г. Самара, Россия) А.В. Москвина
(Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, Россия)
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ИНФОРМАЦИОННО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЕ ВУЗА
Рассмотрены некоторые из подходов к интерпретации понятия «креативность», основанные на его понимании как ресурса результативности обновленного образования, ориентированного на индивидуальность, на развитие таланта и творческого потенциала. Переход к новому качеству образования, основанного на развитии креативной личности, обусловлен пониманием учебной деятельности как квазиисследовательской, что приобретает особое значение в рамках изучаемой проблемы. Рассмотрены идеи об исследовательской деятельности как перспективном средстве творческого развития студентов. Раскрываются два аспекта творческой исследовательской деятельности студентов. Первый выражается результатом исследования, то есть новым знанием, которое характеризуется актуальностью, новизной, практической значимостью, перспективностью, обоснованностью. Второй аспект определяет исследовательскую деятельность как средство развития творческих научных способностей студентов за счет приобретения ими новых знаний, умений, изменения своей мотивации и статуса в научном сообществе. Уточняется, что использование в образовательном процессе возможностей информационной среды, обеспечивающих включение в образовательный процесс познавательных задач, исследовательских, проектных методов в сочетании с различными видами самостоятельной работы выступает важным моментом развития креативных способностей студентов в современном вузе. Системный анализ возможных направлений исследовательской деятельности позволил нам ввести интегративное понятие «информационно-исследовательская среда вуза» как особый вид информационно-исследовательского образовательного пространства, активизирующий потенциальные креативные возможности студентов для их самореализации и творческого роста. Были определены и подробно рассмотрены составляющие информационно-исследовательской среды вуза.
Ключевые слова: креативность, креативные способности, исследовательская деятельность, информационно-исследовательская среда, Интернет-технологии, мотивация, юношеский возраст.
P.G. Labzina
(Samara State Technical University, Samara, Russia) A.V. Moskvina
(Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia)
STUDENTS' CREATIVE ABILITIES DEVELOPMENT IN THE RESEARCH AND INFORMATION ENVIRONMENT OF HIGH SCHOOL
The article is motivated by the approaches to the notion of creativity as a basis of the personality oriented education. Considering learning activity as a quasi-investigative one explains the shift to a new level of education based on the creativity development. The analysis underlines the ideas of the research activities being a promising tool of students' creative development. Two aspects of the creative research activity are taken into account. They tend to account for the result of students' study such as new knowledge which is characterized by practical application. The research activity is defined as a means of development of students' creative abilities due to acquiring new skills and changing their motivation.
Our study explored the role of the information environment possibilities, providing the use of cognitive tasks, project methods and individual work in the process of creative abilities development. System analysis of various branches of the research activity let us use the integrative notion of the information environment as a special kind of the educational environment, encouraging the potential creative abilities of students. Its constituent parts are specified.
Keywords: creativity, creative abilities, research activity, research and information environment, Internet technologies, motivation, preadult age.
Интенсивные процессы становления постиндустриального общества, основанного на знаниях, характеризующихся возрастающим «информационным взрывом», становлением наукоемких отраслей и интеллектоемких технологий определяют значимость творческого развития современного обучающегося («creative, informing, acting man»), обладающего движущей силой креативности, способностью генерировать и усваивать информацию, создавать новые или улучшенные комбинации, обладающего умением четко формулировать проблемы и эффективно их решать, а также активно действовать не только в собственных целях, но и в интересах общества [3].
Актуализируется необходимость креативной личности, способной успешно адаптироваться к изменениям в профессиональной и социальной среде, готовой
к рефлексии, анализу происходящих событий в рамках кризисного настоящего и неопределенного будущего. Результаты исследований В.И. Андреева, В.И. Загвя-зинского, М.М. Зиновкиной, В.Г. Рындак, А.П. Тряпицыной показали, что по окончании вуза лишь незначительная часть выпускников способна решать сложные профессиональные проблемы. Из этого следует, что процесс подготовки будущего специалиста должен подразумевать не только передачу фундаментальных и профессиональных знаний, но развитие креативных способностей студента, активизирующих возможности его самоопределения, самостоятельности, мобильности, способности работать в проблемных ситуациях.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, «Националь-
ш ш
° £
Ф «и
5 &
£
о ™
о
о <и
х 8
-й S
М
го О CP J
0
о о
03 <
ю го
ной доктрине образования Российской Федерации до 2025 г.», Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования акцентируется внимание на необходимости овладения будущими специалистами (бакалаврами) процессом творчества (поиском идей, рефлексией, моделированием), культурой мышления, знанием его общих законов, способностью к принятию организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность.
Мотивация, интерес, склонности обучающихся являются значимым ресурсом результативности обновленного образования, ориентированного на индивидуальность, на развитие таланта и творческого потенциала. В проекте «Российское образование 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» указано важнейшее отличие новой модели образования - это практическое признание высокой ценности креативной личности [13].
В связи с этим в современной психолого-педагогической литературе всё большую популярность приобретает термин «креативность», под которым понимаются «способности, отражающие свойства индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки» [12].
Концепция креативности назрела и оформилась ещё в 60-е годы (Дж. Гилфорд) из стремления выделить некоторую специфическую способность к творчеству, не сводящуюся только к интеллекту. Успех данной концепции был обусловлен в первую очередь неудовлетворённостью в понимании творческих способностей как максимального выражения общих и специальных способностей.
Рассмотрим некоторые из подходов к интерпретации понятия «креативность». Креативность в узком значении слова -это дивергентное мышление (согласно позиции Дж. Гилфорда, М.А. Холодной, это операции дивергентной продуктивности), характерной особенностью
которого является способность выдвигать множество в одинаковой степени правильных идей относительно одного и того же объекта. Креативность, в широком смысле слова, - это творческие интеллектуальные способности, в том числе способность привносить нечто новое в опыт [1], способность порождать оригинальные идеи в условиях разрешения или постановки новых проблем [19], способность осознавать противоречия, а также формулировать гипотезы относительно недостающих элементов ситуации [21], способность отказываться от стереотипных способов мышления [4].
По мнению Дж. Гилфорда, креативность многогранна и включает в себя способность рисковать, дивергентное мышление, гибкость мышления, быстроту мышления, богатое воображение, восприятие неоднозначных вещей, высокие эстетические ценности, развитую интуицию. В качестве отдельных факторов Дж. Гилфордом были выделены такие способности, как беглость аналогий и противопоставлений, экспрессивная беглость (способность быстро составлять фразы), спонтанная гибкость (способность творческой личности быстро переключаться с одного класса объектов на другой), адаптационная гибкость (оригинальность), аудиовизуальная гибкость (способность придавать вербальной или визуальной форме задуманные очертания) [4].
С. Тейлор, подобно Дж. Гилфорду, рассматривает креативность не как единый фактор, а как совокупность равных способностей, каждая из которых может быть представлена в разной степени [20]. Этим ученым было выделено 52 критерия одаренности.
Для Э.П. Торренса креативность - это способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, недостающих элементов, дисгармонии и т.д. [21]. В операциональном плане для нашего исследования важна позиция Э.П. Торренса, который предложил модель креативности, включающей три
фактора; беглость (продуктивность), гибкость, оригинальность. В рассматриваемом подходе критерием творчества является не качество результата, а характеристики и процессы, активизирующие творческую продуктивность.
Такой же подход к пониманию креативности у Дж. Рензулли [19]. Креативность понимается им как особенность поведения личности, проявляющаяся в оригинальных способах получения продукта, достижения решения проблемы, новых подходах к проблеме с разных точек зрения.
С.А. Медник рассматривает креативность как процесс переконструирования элементов в новых комбинациях, соответствующих требованиям полезности и делает акцент на способности индивида к нахождению соответствующих ассоциативных связей [18].
В зарубежной психологии рассматривают четыре основных аспекта проблемы креативности: креативный процесс, креативный продукт, креативная личность и креативная среда (сфера, структура, социальный контекст, формирующий требования к продукту творчества). Часто эти подходы используются вместе. В контексте нашего исследования значимым является процессуальный аспект указанной проблемы.
Ф. Баррон и Д. Харрингтон, подводя итоги исследований в области креативности, сделали следующие обобщения [17]:
1. Креативность - это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет также осознавать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер.
2. Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации.
3. Специфическими свойствами креативного процесса, продукта и личности являются их оригинальность, состоятельность, валидность, адек-
ватность задаче и ещё одно свойство, которое может быть названо пригодностью - эстетической, экологической, оптимальной формой, правильной и оригинальной на данный момент.
4. Креативные продукты могут быть очень различны по природе: новое решение проблемы в математике, химии, физике, создание музыки, картины или поэмы, новой философской или религиозной системы и т.д. Многие исследователи считают, что процесс креативности специфичен для разных сфер деятельности и знаний (Бар-рон, Харрингтон, Тейлор и др). Однако, независимо от проблемы, на которую он направлен, креативный процесс включает следующее:
1. Постоянное переформулирование проблемы.
2. Применение существующих знаний, воспоминаний и образов для создания нового и применения старых знаний и навыков в новом ключе.
3. Использование невербальной модели мышления.
4. Процесс креативности требует внутреннего напряжения, которое может возникать тремя путями: в конфликте между традиционным и новым в каждом шаге креативного процесса; в самих идеях, в различных путях решения или предполагаемых продуктах; креативный продукт может создаваться между хаосом неопределённости и стремлением выйти на более высокий уровень организации и эффективности внутри индивидуальности. Возможно, все три вида напряжения возникают на разных этапах креативного процесса. Учитывая широкое эмпирическое
поле исследований креативности в зарубежной психологии, мы, однако, придерживаемся традиций отечественной психологии, которую, прежде всего, характеризует представление о том, что суть предрасположенности к творчеству можно «схватить» в неуловимом каче-
ш со
° £
о, «и
5 &
£
о ™
о
о <и
х 8
л ^
N
го О ф ^
0
о о
03 <
ю го
стве, которое даёт сплав способностей и личности [2].
На наш взгляд, обусловленность перехода к новому качеству образования, основанного на развитии креативной личности, связана с пониманием «учебной деятельности как квазиисследовательской» (В.И.Слободчиков, Д.Б.Эльконин и др.), что заслуживает определенного внимания в контексте изучаемой нами проблемы.
С философской точки зрения, исследование определяется как процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследование характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. Согласно философскому энциклопедическому словарю различают два уровня исследования:
1) эмпирический (установление новых фактов и на основе их обобщения формулирование эмпирических закономерностей);
2) теоретический (выдвижение и формулирование общих для данной предметной области закономерностей, позволяющих объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие факты [15]. Однако нас интересует исследование
в контексте педагогики, в частности в образовательной деятельности студентов. Исследование в педагогике - это процесс и результат научной деятельности, направленный на получение общественно значимых новых знаний о закономерностях, структуре, механизме обучения, воспитания и развития, теории и истории педагогики, методике организации учебно-воспитательной работы, её содержании, принципах, методах и организационных формах [14].
Идея включения обучающихся в исследовательскую деятельность для наиболее эффективного достижения целей обучения имеет давнюю, почти стодвад-цатилетнюю историю, начало которой связано с именами таких ученых, как
А.Я. Герд, М.М. Стасюлевич, Р.Э. Ам-стронг, сформулировавших общую идею исследовательского метода. С тех пор педагогическая мысль периодически обращается к исследовательской деятельности, которая при этом рассматривается в качестве перспективного средства творческого (креативного) развития студентов (Б.П. Есипов, М.А. Данилов, М.Н. Скат-кин, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Т.И. Шамова, В.И. Андреев, Л.А. Казанцева, А.И. Савенков, А.В. Хуторской и др.).
Творческая исследовательская деятельность студентов, рассматриваемая в образовательном процессе как деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для формирования их личности как общественного субъекта на основе самостоятельного приобретения субъективно новых знаний, умений и навыков, значимых для них на данном этапе развития, имеет две стороны. Во-первых, она представляет собой результат исследования, то есть новое знание, которое характеризуется актуальностью, новизной, практической значимостью, перспективностью, обоснованностью. Во-вторых, является средством развития творческих научных способностей студентов за счет приобретения ими новых знаний, умений, расширения кругозора, изменения своей мотивации и статуса в научном сообществе.
Значимым моментом развития креативных способностей студентов в современном вузе выступает использование в образовательном процессе возможностей информационной среды, обеспечивающих включение в образовательный процесс проблемных, поисковых, исследовательских, проектных методов в сочетании с различными видами самостоятельной работы, проводимыми в группе или индивидуально (разработка креативных проектов, аннотаций, проведение экспериментальной части проекта, аналитический обзор по исследуемой проблематике, подготовка тезисов, статьи, докладов, презентаций, критически-сопоставимый анализ дефиниций,
создание глоссария и т.д.), многоаспектное использование интернет-технологий (электронное портфолио обучающегося, участие в видеоконференциях, интернет-олимпиадах и викторинах, конкурсах, научных конференциях и т.д.), соответствующих уровню познавательной активности и интересов особо мотивированного и способного обучающегося, обеспечивающих развитие своеобразных индивидуальных умозрений, интеллектуальной инициативы, накопление фундаментальных, академических и инновационных знаний, основ научных представлений, создание и апробацию инновационных способов, приемов расширения и актуализации знаний, установление межпредметных связей; формирование научного образа мышления, творческих способностей, «саморегуляционных стратегий» обучения, умения и навыков оперирования информацией [8].
Системный анализ возможных направлений исследовательской деятельности позволил нам ввести интегративное понятие «информационно-исследовательская среда вуза» как специфический вид информационно-исследовательского образовательного пространства, активизирующий потенциальные креативные возможности студентов для их самореализации и творческого роста, включающий способы развития креативных способностей, учебно-познавательной культуры, независимости мышления и мотивацию к самообразованию.
В связи с этим возникает проблема рассмотрения соответствующих возможностей обучающихся данного возраста (относящихся к возрастному периоду ранней юности), теоретического и экспериментального изучения целей, средств и результатов учебного исследования и его влияния на личностное развитие. Анализ психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам ранней юности (работы Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.А. Крутецкого, И.С. Кона, Н.С. Лейтеса, А.В. Мудрика, В.А. Сухом-линского, Е.А. Шумилина и др.), позво-
ляет выделить ряд возрастных особенностей, имеющих важное значение для развития креативных способностей. В работах И.С. Кона и А.В. Мудрика раскрываются характерные особенности и выделены основные тенденции возраста ранней юности:
1) обогащение сферы деятельности и общения в мире культуры;
2) интенсивное развитие самосознания, самоутверждения, самоопределения;
3) многоплановость и противоречивость отношений к миру, к людям, к самому себе.
Указанные тенденции находятся во взаимосвязи и определяются всем сложным процессом развития личности юношеского возраста, влиянием тех условий и обстоятельств, в которых он пребывает.
В связи с обозначенной нами проблемой развития креативных способностей в процессе исследовательской деятельности необходимо подчеркнуть, что именно в раннем юношеском возрасте интенсивно развиваются гипотетико-дедуктивное мышление, способности абстрагировать понятие от действительности, формулировать и перебирать альтернативные гипотезы, делать предметом анализа собственную мысль, способности находить и ставить проблемы (И.С. Кон) [5].
Этот возрастной период характеризуется новой стадией развития интеллекта: исследователи отмечают склонность юношеского стиля мышления к отвлеченному теоретизированию, созданию абстрактных теорий, увлеченность философскими построениями, интеллектуальное экспериментирование, соотношение возможности и действительности в пользу сферы возможного (Н.С. Лейтес) [6]. Развитие интеллекта тесно связано с развитием креативных способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а создание чего-то нового.
На основе идей ряда исследователей [9; 11] нами определены следующие составляющие информационно-исследовательской среды вуза, обеспечивающие развитие креативных способностей студентов:
ш со
° £
о, «и
5 &
£
о ™
о
о <и
х 8
л ^
N
го О ф ^
0
о о
03 <
ю го
1. Социодуховная (духовно-нравственная атмосфера образовательной организации, знаково-символические атрибуты, традиции, ритуалы, эстетическое окружение, региональная и образовательная специфика, педагогический этикет, гуманистические позиции субъектов образования), определяющая способы:
а) приобщения особо мотивированного и способного обучающегося к культурному образовательному наследию общества и образовательной организации посредством учета традиций и инноваций как воплощение творческого прогресса человечества;
б) освоения социально-ролевого функционала, норм, правил поведения в организации, взрослых и социальных сообществах;
в) формирования у талантливого студента научной картины мира, которая адекватна современному уровню знаний (предметный компонент) и определяет овладение различными культурно-креативными формами мышления и деятельности, воспитания творческой индивидуальности, способной к социокультурному самоопределению в постоянно изменяющихся условиях социума (метапред-метный компонент);
г) формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей для осознанного и ответственного творческого преобразования действительности;
д) выстраивания субъект-субьектных отношений, основанных на сотрудничестве, сотворчестве, со-поддержке, содействии, способствующих развитию достоинства, доверия и творчества, предусматривающих равноправие, свободу выбора деятельности, познания и общения, открытость диалога, взаимный обмен мнениями, общую рефлексию достижений и неудач;
2. Содержательно-технологическая (оптимально-рациональная организация образовательного процесса в соответствии с уровнем творческого развития,
учетом возрастных характеристик обучающегося, полноценным научно-методическим обеспечением содержания образования), обеспечивающая:
а) экологичное (здоровьесберегающее), последовательное и целостное конструирование «дидактико-креатив-ного» содержания образования научного, междисциплинарного практи-ко-ориентированного, усложненного и проблемного характера, соответствующего разнообразию интересов талантливых подростков, направленная на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, формирование общеучебных умений и навыков;
б) реализацию комплекса ресурсов для вариативного выбора обучающимся собственной траектории творческой и интеллектуальной самореализации, активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения студента, способного активно действовать, реа-лизовываться и совершенствоваться в различных способах креативно ориентированной деятельности и общения посредством проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов, различных компьютерных конкурсов и презентаций, создания проектов различной тематики и т.д.;
в) повышенные требования к особо мотивированному и способному студенту, к его способности самоорганизации, самообразованию, саморазвитию;
г) ценностную направленность к выбору подходящих видов творческой деятельности, самостоятельному приобретению фундаментальных и инновационных знаний в разнообразии массива информации, накоплению и усложнению индивидуального понятийного опыта [10; 16].
3. Предметно-пространственная (оснащенность современными учебными помещениями, высокотехнологичными оборудованием, техническими средства-
ми; доступ к мировым информационным потокам; создание условий для самостоятельной работы студентов в библиотеке, читальном зале и т.п.; соответствие учебно-лабораторной, компьютерной и технологической базы современным требованиям). Очевидно, что предметно-пространственная оснащенность предоставляет дополнительные возможности для творческого развития студентов, поскольку пробуждает познавательный интерес, способствует включению различных каналов восприятия (видео-, аудио-), предполагает деятельное участие в формировании личного опыта применения своих компетенций в предметно-насыщенной эвристической среде [7].
В ходе исследования проявления креативных способностей студентов применялась разработанная карта педагогической оценки интеллектуально-творческих способностей обучающихся (модифицированный вариант В.А. Сластенина, Л.С. Подымовой). Педагогам-экспертам предлагалось оценить креативные способности студентов по пятибалльной шкале по каждому показателю:
1) мотивационно-творческая направленность личности (любознательность, творческий интерес; стремление к творческим достижениям; стремление к лидерству; стремление к получению высокой оценки творческой деятельности со стороны педагогов, сверстников, администрации; личная значимость творческой деятельности; стремление к самосовершенствованию);
2) креативность (продуцирование большего числа решений, вариативность творческой деятельности; независимость суждений; фантазия, воображение, интеллектуальная легкость в обращении с идеями; способность отказаться от стереотипов в творческой деятельности, преодолеть инерцию мышления; стремление к риску; умение видеть проблемы в интеллектуально-творческой деятельности; критичность мышления, способность к
оценочным суждениям; способность к самоанализу, рефлексии);
3) оценка способностей обучающегося к осуществлению креативной деятельности (способность личности к овладению методологией творческой деятельности; владение методами исследовательского поиска; способность к созданию авторского интеллектуального продукта, инновационной идеи; способность к планированию творческой деятельности; способность к организации эксперимента; способность к рефлексии, коррекции и перестройке деятельности; способность аккумулировать и использовать опыт творческой деятельности других; способность к сотрудничеству и взаимопомощи в творческой деятельности; способность творчески разрешать конфликты);
4) индивидуальные особенности личности студента (темп творческой деятельности; работоспособность личности в творческой деятельности; решительность, уверенность в себе; ответственность; убежденность в социальной значимости интеллектуально-творческой деятельности; честность, правдивость; способность к самоорганизации).
С целью выявления сформирован-ности дивергентного (нестандартного) мышления студентов применялся тест на определение творческих способностей обучающихся, основанный на разработке Х. Зиверта. Респондентам предлагалось установить нестандартные рациональные связи в предметах, имеющих совершенно отличное значение. Например, придумать, что можно сделать с перечисленными предметами (спичечный коробок, жестянка, автомобильная шина) и перечислить, сколько вариантов их применения можно найти, какие не-стандарные возможности можно предложить. После выполнения теста производится оценка по суммированным баллам и выявляется уровень нестандартного мышления.
ш со
° £
о, «и
5 &
£
о ™
о
о <и
X 8 л ^
N
го О ф ^
0
о о
03 <
ю го
Для исследования степени проявления аналитических, исследовательских, рефлексивных умений студентов в информационно-исследовательской среде вуза использовалась методика «Диагностика креативных склонностей» (Н.В. Вишнякова, модифицированная в контексте исследования). Испытуемым предлагалось самостоятельно оценить свои личностные качества по предлагаемым вопросам, отвечая «да» (+) или «нет» (-) по шкалам: творческое мышление, любознательность, оригинальность, воображение, интуиция, эмоциональность, эмпатия, чувство юмора, творческое отношение к креативной деятельности. Индексы показателей креативности определялись суммированием полученных баллов при ответе на вопросы: «Доставляет ли вам удовольствие достижение оригинального результата в практической деятельности?» «Изобретали ли вы когда-нибудь что-то новое в интересующей вас сфере деятельности?» «Будете ли вы заниматься созданием чего-то с какими-то трудностями?»
Для повышения интереса к креативной деятельности, активного включения студента в столь привлекательную для него форму информационных игр мы использовали образовательную технологию геокешинг. Геокешинг (geocaching от греч. Geo - земля и англ. СаЛе - тайник) - это организация занимательной для юношеского возраста игровой ситуации, основанной на идее путешествия, нахождения местоположения заданных объектов, поиска информации об этих объектах, постановки и разрешения проблемных ситуаций. В процессе игровой деятельности у обучающихся формировалась положительная мотивация, развивался интерес к интеллектуально-творческой деятельности и её продуктам, представленным в виде креативного продукта (нахождение искомого объекта, его наименование, получение бонусов за наиболее оригинальные и быстрые варианты решения).
Идея использования фликр-техно-логии появилась на этапе участия сту-
дентов в конкурсах и проектах и необходимости запечатления результатов своей творческой деятельности. Для создания альбомов, портфолио, коллективных фотоколлажей мы использовали ресурс сайта www.flickr.com, предназначенного для размещения и хранения фотографий его пользователей. Увлеченные идеей художественного запечатления результатов своей деятельности, участия в олимпиадах, конкурсах, обмена продуктами творчества, студенты и педагоги вступали в неформальное общение, развивали культуру художественной презентации.
Актуальной в контексте развития творчества обучающихся стала технология построения ментальных карт (mind mapping), основанная на идее схематического изображения (кодирования) определенной информации. В ходе построения ментальных карт развивались наиболее глубинные и сложно формулируемые креативные способности и умения: анализа и синтеза, обобщения, интуиции, воображения. Собеседование со студентами, выполненное по итогам анкетирования, выявило, что обучающимся нравится работать с данными средствами, потому что они позволяют по-своему выразить мысль, использовать для этого рисунок, свой способ компоновки материала, использовать цветовое выделение каких-либо частей учебного материала, отразить в схеме или карте дополнительный материал. Многим обучающимся нравится работать с ментальными картами, потому что они находят там для себя опору, подсказки, позволяющие более полно раскрыть материал. Студенты использовали ментальные карты для осмысления своей исследовательской деятельности. Результатом стало развитие способности студента в реализации новых конструктивных способов, приемов определения возможных альтернатив и нетривиальных способов решения проблемы.
Информатизация образовательного процесса привела к тому, что студенты все чаще и чаще обращались к инфор-
мационным технологиям в процессе обучения. Так, например, перевод текста студенты осуществляли намного проще и быстрее при помощи электронных словарей. Результатом применения технологии cheater Google было развитие способности осуществлять коррекцию собственных ошибок посредством самоконтроля и мыслительных операций анализа и синтеза.
В заключение отметим, что разработанная нами программа развития креативных способностей студентов в информационно-исследовательской среде вуза была ориентирована на актуализацию знаний о способах и методах развития креативных способностей студентов на основе работы с информационно-исследовательским дискурсом на основе проблемных, эвристических задач, обеспечивающих развитие таких значимых для специалиста качеств, как дивергентность мышления, способность быстро перестраиваться, умение прогнозировать, моделировать, осуществлять самостоятельный поиск и решение поставленных в современном образовании целей и достижение профессиональной успешности в будущей педагогической профессии.
Библиографический список:
1. Баррон Ф. Личность как функция проектирования самого себя // Вопросы психологии. - 1990. - №2. С. 153-158.
2. Богоявленская ДБ., Богоявленская М.Е. Творческая работа - просто устойчивое сочетание // Педагогика. -1998. - № 3. С. 36-43.
3. Болотова М.И. Методические основы реализации культуротворческой модели воспитания в образовательной организации // Внешкольник Оренбуржья. - 2016. - №2. С. 6-10
4. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта: Психология мышления. - М.: Прогресс, 1965. - 14 с.
5. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 256 с.
6. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1971. - 72 с.
7. Матвиевская Е.Г. Современная оценка качества образования: теория и практика. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2007. - 184 с.
8. Пак Л.Г. Социально-ориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации. - Оренбург: Изд-во Принт-Сервис, 2013. - 312 с.
9. Панов В.И., Лидская Э.В. Психодидактические основы развития креативных способностей и потенциальной одаренности школьников: монография / Под ред. Панова В.И. -Черноголовка: ИНИМ РАО, 2011.
10. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. - СПб.: Питер, 2007. - 352 с.
11. Пермяков А.К., Москвина А.В. Эвристика для одаренных обучающихся: учебно-методическое пособие. -Оренбург: ГБУ РЦРО, 2016. - 70 с.
12. Психологический словарь. - М.: Педагогика-Пресс, 1997. - 440 с.
13. Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. - 39 с.
14. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 Т. // Гл. редактор В.В. Давыдов. - Большая русская энциклопедия. - М.: 1994. - 840 с.
15. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев и др. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
16. Холодная М.А. Принципы и методы выявления одаренных детей // Одаренность: рабочая концепция: Ежегодник Российского психологического общества. - Т 8. - Вып. 1: Материалы 1 Международной конференции (1-3 октября 2000 г.) / отв. ред. Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков. -М.: 2000. С. 22-28.
17. Barron Harrington. Creativity, intelligence and personality// Ann. Rev. of Psychology. - 1981. - V32. P. 439-476. [In English]
18. Mednick S.A., Mednick M.T. The associative basis of the creative process.
m m
° £
X 4
а, Ф
5 &
ю £ о ™
о
о <u
x 8
.0 s
Ii
го о
CP J
CP
0
University of Michigan, 1965. - 165 p. [In English]
19. Rensulli J.S. The three-ring conception of giftedness: a developmental model for creative productivity // Conceptions of giftedness / Ed. by R.T. Sternberg., Davidson J.E. N.Y., 1986. P. 53-92. [In English]
20. Taylor C. Various approaches to and definitions of creativity // Sternberg R., Tardif T. (eds.) The nature of creativity. Cambridge, Cambridge Press, 1988. P. 99-126 p. [In English]
21. Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in the testing // Sternberg R., Tardif T. (eds.) The nature of creativity. Cambridge, Cambridge Press, 1988. P. 43-75. [In English]
Поступила 05.03.2017
о о
m <
ю го
Об авторах:
Лабзина Полина Глебовна, старший преподаватель кафедры иностранных языков, Самарский государственный технический университет (Россия, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 244), кандидат педагогических наук, [email protected]
Москвина Альфия Валеевна, профессор кафедры общей педагогики, Оренбургский государственный педагогический университет (Россия, г. Оренбург, ул. Советская, д. 19), доктор педагогических наук, [email protected]
Для цитирования: Лабзина П.Г., Москвина А.В. Развитие креативных способностей студентов в информационно-исследовательской среде вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2017. - Т. 9. - № 1. С. 60-71. DOI: 10.7442/2071-9620-2017-91-60-71
References:
1. Barron F. Personality as a function of self-development // Voprosy psikhologii. - 1990. -№2. P. 153-158. [In Russian]
2. Bogoyavlenskaya D.B., Bogoyavlenskaya M.E. Creative work is a set expression // Pedagogika. - 1998. - №3. P. 36-43. [In Russian]
3. Bolotova M.I. Methodical basis of realization of cultural creative model of personal development in the educational establishment // Vneshkol'nik Orenburzhiya. - 2016. - №2. P. 6-10. [In Russian]
4. Gilford G. Three sides of intelligence: psychology of thinking. Moscow, Progress, 1965. -14p. [In Russian]
5. Kon IS Psychology of early adolescence. Moscow: Enlightenment, 1989. - 256 p. [In Russian]
6. Leites N.S. Mental abilities and age. Moscow: Pedagogika, 1971. - 72 p. [In Russian]
7. Matvievskaya E.G. Modern estimation of education quality: theory and practice. Orenburg: Publishing House OGPU, 2007. - 184 p. [In Russian]
8. Pak L.G. Social activity of high school students: from ideas to their realization. Orenburg: Print-Servis, 2013. - 312 p. [In Russian]
9. Panov V.I., Lidskaya E.V. Psychodidactic basis of creative abilities development and prospective giftedness of schoolchildren / Ed. Panov V.I. Chernogolovka: INIM RAO, 2011. [In Russian]
10. Panov V.I. Psychodidactics of educational systems: theory and practice. Saint Petersburg, 2007. - 352 p. [In Russian]
11. Permyakov A.K., Moskvina A.V. Heuristics for gifted students. Orenburg: GBU RTSRO, 2016. - 70 p. [In Russian]
12. Psychological dictionary. - M.: Pedagogika-Press, 1997. - 440 p. [In Russian]
13. Education in Russia-2020: educational model for economics based on knowledge. Moscow, Publishing House: State University High School of Economics, 2008. - 39 p. [In Russian]
14. Russian pedagogical encyclopedia: in 2 Vol. // Ed. V.V. Davydov. - Bol'shaya russkaya entsiklopediya, 1994. - 840 p. [In Russian]
15. Philosophy dictionary / Ed. L.F. Il'ichev, P.N. Fedoseev, S.M. Kovalev. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya, 1983. - 226 p. [In Russian]
16. Kholodnaya M.A. Principles and techniques of revealing gifted children // Giftedness: working concept: The annual of Russian psychological society. Vol.8. Edition 1: Materials of 1st International Conference (October 1-3, 2000); ed. D.B. Bogoyavlenskaya, V.D. Shadrikov. Moscow, 2000. P. 22-28. [In Russian]
17. Barron Harrington. Creativity, intelligence and personality// Ann. Rev. of Psychology, 1981. V32. P. 439-476 p.
18. Mednick S.A., Mednick M.T. The associative basis of the creative process. University of Michigan, 1965. - 165 p.
19. Rensulli J.S. The three-ring conception of giftedness: a developmental model for creative productivity // Conceptions of giftedness / Ed. by R.T. Sternberg., Davidson J.E. N.Y., 1986. P. 53-92.
20. Taylor C. Various approaches to and definitions of creativity // Sternberg R., Tardif T. (eds.) The nature of creativity. Cambridge: Cambridge Press, 1988. P. 99-126.
21. Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in the testing // Sternberg R., Tardif T. (eds.) The nature of creativity. - Cambridge: Cambridge Press, 1988. P. 43-75.
About the authors:
Labzina Polina Glebovna, Senior Lecturer, Department of Foreign Languages, Samara State Technical University (Samara, Russia), Candidate of Sciences (Pedagogical), [email protected]
Moskvina Alfiya Valeevna, Professor of the Department of General Pedagogy, Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia), Doctor of Sciences (Pedagogical), [email protected]
For citation: Labzina P.G., Moskvina A.V. Students' creative abilities development in the research and information environment of high school // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2017. - Vol. 9. No. - 1. P. 60-71. DOI: 10.7442/2071-9620-2017-9-1-60-71
m m
° £
X 4
a, «u
S &
о ц
0 <u
1 fc s
о g
° я
о ч
с ®
о с;
х 8
И
го О
(В S CP J
S ^
н О
s f
го s
CL m