Научная статья на тему 'Способ создания образа маленького человека в рассказе Р.Сенчина «Персен»'

Способ создания образа маленького человека в рассказе Р.Сенчина «Персен» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
248
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малая проза / рассказ / современная русская литература / Роман Сенчин / деталь / short prose / story / contemporary Russian literature / Roman Senchin / detail

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Камилова С. Э.

В данной статье представлен анализ рассказа «Персен» современного российского прозаика, яркого представителя «нового реализма» Романа Сенчина. Писатель в данном произведении создает образ маленького человека, опираясь на классические традиции русской литературы. При помощи разного рода повторяющихся и «говорящих» деталей Сенчину удается нарисовать не только картину современной действительности, но и образ современного маленького человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The way of creating the image of a little man in the story "Persen" by R. Senchin

This article presents an analysis of the story "Persen" by the modern Russian prose writer, a prominent representative of the "new realism" Roman Senchin. In this work, the writer creates the image of a little man, relying on the classical traditions of Russian literature. With the help of various repetitive and "speaking" details, Senchin manages to draw not only a picture of modern reality, but also an image of a modern little man.

Текст научной работы на тему «Способ создания образа маленького человека в рассказе Р.Сенчина «Персен»»

Литература

1. Дубин Б. «Сейчас - период прощания с книгой» // Уроки истории. ХХ век. 26.08.2013. - URL: https://urokiistorii.ru/article/51820

2. [Лейбов Р.] Книга для всех и ни для кого [Интервью Дмитрия Попова с Р. Лейбовым]. - URL: http://www.kulichki.com/classic/leybov.htm

3. Мартынов В. И. Автоархеология. 1952-1972. Москва : Издательский дом «Классика-XXI», 2011. - 240 с.

Способ создания образа маленького человека в рассказе Р.Сенчина

«Персен»

Камилова С.Э.

НУУз, Ташкент

The way of creating the image of a little man in the story "Persen"

by R. Senchin

Kamilova S.E.

NUUz, Tashkent

Аннотация: В данной статье представлен анализ рассказа «Персен» современного российского прозаика, яркого представителя «нового реализма» Романа Сенчина. Писатель в данном произведении создает образ маленького человека, опираясь на классические традиции русской литературы. При помощи разного рода повторяющихся и «говорящих» деталей Сенчину удается нарисовать не только картину современной действительности, но и образ современного маленького человека

Ключевые слова: малая проза, рассказ, современная русская литература, Роман Сенчин, деталь.

Abstract: This article presents an analysis of the story "Persen" by the modern Russian prose writer, a prominent representative of the "new realism" Roman Senchin. In this work, the writer creates the image of a little man, relying on the classical traditions of Russian literature. With the help of various repetitive and "speaking" details, Senchin manages to draw not only a picture of modern reality, but also an image of a modern little man

Key words: short prose, story, contemporary Russian literature, Roman Senchin, detail

Роман Сенчин известен больше читателю как автор романов «Лед под ногами» и «Елтышевы». Его, как представителя «нового реализма», активно изучает современная литературная критика. Однако его малая проза редко становится объектом исследования, хотя именно они дают полное представление о повествовательной стратегии писателя. В рамках данной

статьи остановимся на анализе одного из лучших рассказов Романа Сенчина «Персен», вошедший в шорт-лист премии Казакова за 2006 год.

Рассказ «Персен» - яркий образец «новой реалистической прозы», направления, которое активно заявило о себе в 2000 годов современной русской литературе [1]. Главный герой рассказа - типичный представитель нового слоя общества - офисного планктона, менеджера средней руки. Это одинокий, закрытый человек, запрограммированный на работу, изолированный от духовной жизни в силу повседневности и рутинности окружающей действительности, а также «комплексом своей не интересности миру» и платящий миру таким же равнодушием и скрывающийся от него в искусственно созданной реальности - виртуальные игры, Интернет.

Тема «маленького человека» в рассказе раскрыта на современном материале через призму сознания современного человека с помощью целого спектра разнородных деталей. Данному вопросу посвящены исследования таких литературоведов, как Гибралтарская О.Н., Эгамбердиева Г.М., Низамова М.Н., Хатамова Д.А., Каминская Е.М., Алимова Н.Х., Екабсонс А.В., Балтабаева А.М., Ротанов А.Н., Юлдашева О.Б., Зингашина А.С., Ахмедова М.М.[2].

Рассмотрим более подробно художественные детали, которые в совокупности создают образ современного маленького человека. В отличие от классического типа маленького человека XIX века герой, хоть и обыкновенный, заурядный человек, однако он не умен, но и не глуп. Ключевой деталью в его характеристике является эпитет «нормальный». Помимо этого, современный маленький человек несколько помолодел. Это «в основном молодежь самого ценного для работодателей возраста - лет двадцати пяти - тридцати»; ухоженные девушки и молодые люди «в кремовых и светло-серых костюмах с аккуратными, требующими времени по утрам прическами». Вторая ключевая деталь в характеристике данного типа людей «почти все они одиноки». Тотальное одиночество, погруженность в быт, в повседневное течение жизни делает жизнь этих людей скучной, тоскливой, безысходной - «Они долго сидят в каком-нибудь кафе недалеко от дома или у себя на квартире готовят ужин на одного человека и съедают его перед телевизором. И потом сон, пустой, как у мертвых, а утром - душ, кофе, торопливый сбор на работу».

Следующая важная деталь - «очередной автоматический день». Автор берет за основу бесцветные, похожие друг на друга дни, когда ничего не происходит и описывает это в соответствующей тональности. В этом и заключается экзистенциальный ужас будней - в их безличности, принудительности и беспредельности.

Другой, не менее важной деталью, является особенность существования Андрея «привык, как говорится, притёрся, вжился. И задумываться стал реже и реже». Герой постепенно становится заложником современного образа жизни, превращается в обезличенный винтик бизнеса.

Искренние чувства к девушке показывают главному герою насколько ничтожна его работа, на которую он тратит свою жизнь. Однако, любовь не становится толчком к пробуждению личности, а оказывается лишь

романтическим сном, который быстро заканчивается. Иными словами, автор показал, что любовь - это всего лишь иллюзия выхода из общего хода жизни, что повседневность - нерушимая часть человеческого существования. Адинамичность сюжета, прием «растянутого ожидания», детализация позволяют автору скрупулёзно нарисовать портрет молодого поколения 2000 годов, создать слепок современной действительности, где смещены ориентиры и духовные категории. Так, потребительское общество порождает потребительское отношение и в личной жизни, поэтому ухаживания мужчины за женщиной становятся «несбыточной роскошью свободного человека».

Самой «говорящей» деталью в рассказе является «Персен» -успокоительные и концентрирующие внимание таблетки. Персен становится значимым символом, который убивает способность мыслить нерационально, проявлять свою индивидуальность и позволяет превратить процесс труда в ряд продуманных движений и действий, приносящих прибыль фирме, становится символом превращения современного человека в запрограммированную машину, живущую по распорядку.

Композиция рассказа выстроена так, что на протяжении рассказа автор не только воссоздает «жизнь без катастроф», но и раскрывает сознание современника, рефлексия которого направлена лишь на то, чтобы удовлетворять потребности и скоротать время.

Финал рассказа открытый, хотя с одной стороны, неутешительный -привычка к сложившийся жизни побеждает.

Таким образом, в рассказе автору с помощью разного типа деталей, без стилистических изысков, скупым языком и адинамического сюжета удалось зафиксировать типический образ современного маленького человека и современную действительность.

Литература

1. Ганиева А.А. Не бойся новизны, а бойся пустозвонства [Электронный ресурс] // Знамя. 2010. № 3. URL: http://magazines.russ.ru/znamia/2010/3/ga17.html

2. Гибралтарская О. АКСИОСФЕРА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ //Polish Journal of Science. - 2021. - №. 36-2. - С. 49-51.; Egamberdieva, G. M. Funkcii epitetov v «Lesnoj kapeli» MM Prishvina. XIV VINOGRADOVSKIE CHTENIYA (Tashkent, 16 maya 2018 goda). Sbornik nauchnyh trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii.-Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj ekonomicheskij universitet. 2018. -S. 101-104.; Низамова М.Н. Поэтика ранней прозы Мюриэл Спарк// XVI Виноградовские чтения. -Екатеринбург - Ташкент, 2020. - С. 135-138; Khatamova D.A ffistorical and cultural background od typological study russian and uzbek literature. Journal of critical reviews/ ISSN- 2394-5125 VOL 7, ISSUE 10, 2020; Каминская Е.М. Новелла С.Д. Кржижановского «Сбежавшие пальцы» в аспекте теоретической триады «текст-контекст-метатекст»/ Филологический аспект-, 2020. - № 6 -С.130-138; Алимова Н. Х. Повествовательная особенность новеллистики Реймонда Карвера //XIII ВИНОГРАДОВСКИЕ ЧТЕНИЯ. - 2017. - С. 96-99.; Екабсонс А.В. Концепт хронотопа в драматургии XX-начала XXI века// XIII

Виноградовские чтения. - Екатеринбург - Ташкент, 2017. - С. 113-115; Балтабаева А.М. Проблематика в повести Т. Пулатова «Сторожевые башни». XVI Виноградовские чтения. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. - Ташкент-Екатеринбург, 2020. - С. 96-99.; Пулатова В.И. Антиутопическая концепция в творчестве Энтони Берджесса/^cience and technology research. - Петразаводск.,2021 - P.104-108.; Юлдашева О.Б. Этапы становления кавказского пленника в русской литертуре// Наука и образование, 2021. - № 2.4. - С.507-515; Ротанов А. Н. Пути дальнейшего совершенствования учебников по литературе для школы //Молодой ученый. - 2020. - №. 20. - С. 606-608.; Зиганшина А.С. Понятие гипертекста в эстетике современной прозы// XVI Виноградовские чтения в Узбекистане.-Ташкент,2020. - С.107-109.; Akhmedova M.M. Image of The "New Man" In Modern Literature on The Example of The Work of Zakhar Prilepin// International Journal of Academic Multidisciplinary Research (IJAMR). -Vol. 4 -Issue 12,Pages, 43-45.

3. Сенчин Р. Персен https://znamlit.ru/publication.php?id=3079

«Голем убывающей луны» Александра Кана

Корзун А.В.

ТГПУ, Ташкент

«Golem of the Waning Moon» by Alexander Kahn

Korzun A.V.

TSPU, Tashkent

Аннотация: В статье рассматриваются художественные особенности первой части «Сказки о летающей пижаме» - «Голем убывающей луны», где мы знакомимся с главным героем сказочного цикла «Сказки о Корё Сарам» Сашей Ли.

Ключевые слова: автобиография, экзистенция, философия, одиночество, отчуждение.

Abstract: The article examines the artistic features of the first part of "The Tale of the Flying Pajamas" - "Golem of the Waning Moon", where we meet the main character of the fairytale cycle "The Tales of Koryo Saram" Sasha Lee.

Key words: autobiography, existence, philosophy, loneliness, alienation

Прозаик, драматург, эссеист, член Союза писателей Казахстана и Российской Федерации Александр Кан является создателем интересного по содержанию и своеобразного по форме выражения цикла сказок под общим названием «Сказки о Корё Сарам», то есть сказки о корейцах, проживающих за пределами корейского полуострова, в данном случае имеются в виду корейцы, населяющие среднеазиатский регион и Казахстан. «Сказки о Корё Сарам»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.