Научная статья на тему '«Голем убывающей луны» Александра Кана'

«Голем убывающей луны» Александра Кана Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
116
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автобиография / экзистенция / философия / одиночество / отчуждение / autobiography / existence / philosophy / loneliness / alienation

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Корзун А.В.

В статье рассматриваются художественные особенности первой части «Сказки о летающей пижаме» «Голем убывающей луны», где мы знакомимся с главным героем сказочного цикла «Сказки о Корё Сарам» Сашей Ли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Корзун А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Golem of the Waning Moon» by Alexander Kahn

The article examines the artistic features of the first part of "The Tale of the Flying Pajamas" "Golem of the Waning Moon", where we meet the main character of the fairytale cycle "The Tales of Koryo Saram" Sasha Lee.

Текст научной работы на тему ««Голем убывающей луны» Александра Кана»

Виноградовские чтения. - Екатеринбург - Ташкент, 2017. - С. 113-115; Балтабаева А.М. Проблематика в повести Т. Пулатова «Сторожевые башни». XVI Виноградовские чтения. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. - Ташкент-Екатеринбург, 2020. - С. 96-99.; Пулатова В.И. Антиутопическая концепция в творчестве Энтони Берджесса/^cience and technology research. - Петразаводск.,2021 - P.104-108.; Юлдашева О.Б. Этапы становления кавказского пленника в русской литертуре// Наука и образование, 2021. - № 2.4. - С.507-515; Ротанов А. Н. Пути дальнейшего совершенствования учебников по литературе для школы //Молодой ученый. - 2020. - №. 20. - С. 606-608.; Зиганшина А.С. Понятие гипертекста в эстетике современной прозы// XVI Виноградовские чтения в Узбекистане.-Ташкент,2020. - С.107-109.; Akhmedova M.M. Image of The "New Man" In Modern Literature on The Example of The Work of Zakhar Prilepin// International Journal of Academic Multidisciplinary Research (IJAMR). -Vol. 4 -Issue 12,Pages, 43-45.

3. Сенчин Р. Персен https://znamlit.ru/publication.php?id=3079

«Голем убывающей луны» Александра Кана

Корзун А.В.

ТГПУ, Ташкент

«Golem of the Waning Moon» by Alexander Kahn

Korzun A.V.

TSPU, Tashkent

Аннотация: В статье рассматриваются художественные особенности первой части «Сказки о летающей пижаме» - «Голем убывающей луны», где мы знакомимся с главным героем сказочного цикла «Сказки о Корё Сарам» Сашей Ли.

Ключевые слова: автобиография, экзистенция, философия, одиночество, отчуждение.

Abstract: The article examines the artistic features of the first part of "The Tale of the Flying Pajamas" - "Golem of the Waning Moon", where we meet the main character of the fairytale cycle "The Tales of Koryo Saram" Sasha Lee.

Key words: autobiography, existence, philosophy, loneliness, alienation

Прозаик, драматург, эссеист, член Союза писателей Казахстана и Российской Федерации Александр Кан является создателем интересного по содержанию и своеобразного по форме выражения цикла сказок под общим названием «Сказки о Корё Сарам», то есть сказки о корейцах, проживающих за пределами корейского полуострова, в данном случае имеются в виду корейцы, населяющие среднеазиатский регион и Казахстан. «Сказки о Корё Сарам»

связаны общим героем - Сашей Ли, с которым автор идентифицирует себя. Хронология этого сказочного цикла следующая: «Сказка о запретной любви», «Сказка о летающей пижаме», «Сказка о влюблённом домовом», «Сказка о вечных мужьях и любовниках», «Сказка о поющем почтальоне», однако начиная именно со «Сказки о летающей пижаме» Александр Кан принял решение объединить свои произведения в цикл «Сказок о Корё Сарам». Каждая из этих сказок в свою очередь делится на части, имеющие свой сюжет и представляющие очередной эпизод из жизни главного героя Саши Ли.

Объединяющий сказки в единый цикл сквозной герой Саша Ли занят неустанным духовным поиском, решением экзистенциальных проблем, попыткой понимания своего места и времени, обретениями и утратами, взлётами и падениями. «Сказки о Корё Сарам» по признанию автора - это попытка, и надо признать небезуспешная, создания мифологии этноса корё сарам.

Открывающая цикл «Сказка о летающей пижаме» состоит из семи частей: «Голем убывающей луны», «Светоносный самурай», «Невидимый мир, полный томления», «И видимый мир, полный разочарований», «Вера на границе миров», «Встань и иди!», «Отель «взлетающая пижама». Судя по интертекстуальным названиям разделов «Сказки о летающей пижаме» можно предположить, что автор, используя различные культурные коды, выходит за узкие национальные рамки корё сарам, интегрируя тем самым свои сказки в полноводный поток современного литературного процесса. Действительно, сказки интересны и понятны не только диаспоре корё сарам, для которых Александр Кан создаёт мифологию, помогающую им в художественно -образной форме осмыслить свою судьбу, но и представителям других национальных культур, так как поднимаемые автором проблемы носят общечеловеческий универсальный характер.

В примечании-сноске к «Сказке о летающей пижаме» Александр Кан обыгрывает фамилию главного героя Ли, сравнивая её с известной частицей русского языка, имеющей смысл сомнения: «Существуем ЛИ мы? И корейцы ЛИ мы? И кто мы вообще такие? И если по существу, плодотворно и перспективно ЛИ духовно такое чужбинное существование?» [1] Данное замечание задаёт тон всему сказочному волшебному повествованию, лейтмотивом которого является проблема духовной самоидентификации, экзистенциального существования.

В первом части «Сказки о летающей пижаме» под названием «Голем убывающей луны» слышатся отзвуки еврейской мифологии о Големе, трагедии Гёте «Фауст», что находит своё продолжение в последующих частях сказки.

В начале сказочного повествования писатель представляет своего героя как обыкновенного на первый взгляд среднестатистического человека, мечтающего о большой дружной семье, о материальном благосостоянии этой семьи, то есть о всём том, о чём мечтает и к чему стремится, пожалуй, любой нормальный человек. Приземляя тем самым образ своего героя, лишая его романтического ареола Александр Кан делает его близким и понятным большинству читателей. К тому же Александр Кан спроецировал на Сашу Ли

некоторые факты своего происхождения (рос без отца, так как мать была вынуждена вернуться, а отец остался в Северной Корее), что делает образ отчасти автобиографическим и предельно реалистическим.

Разобщённость с отцом, этическую разорванность семьи также переживает герой рассказа современной южнокорейской писательницы Ким Эран «Пейзажи моей жизни», когда узнаёт о смерти отца. Он также, как и Саша Ли вырос без отца. В произведениях описаны совершенно разные ситуации, но есть общий мотив - болезненное мироощущение сына, растущего без отца, об отце мечтающем. Лермонтовские строки «Ужасная судьба отца и сына / Жить розно и в разлуке умереть / И жребий чуждого изгнанника иметь / На родине с названием гражданина!» на наш взгляд в полной мере предают тоску героя по отцу и статус «чуждого изгнанника» Саши Ли.

Неполная семья, страдания от этой неполноценности, агрессия внешнего мира, комплексы и проблемы, которые приходилось преодолевать в одиночестве, сформировали личность сильную, мужественную, стоическую, рефлексирующую. Поворотным моментом, меняющим судьбу Саши Ли, стала встреча с девушкой-кореянкой, которая пленила его своим голосом, вокальными данными и кулинарными способностями, сыгравшими далеко не последнюю роль в развитии романтического чувства (мать героя была научным работником и ей было не до готовки, а путь к сердцу мужчины, как известно, лежит через его желудок). Виолетта - первая любовь Саши Ли. Чувство было взаимно. На свадьбу мать подарила сыну отцовскую байковую пижаму, с загадочным пожеланием покоя и славы [1]. Через месяц после свадьбы умирает мать героя, меняется его социальное окружение и он начинает жить в новой семье. В начале всё складывалось благополучно: быт был налажен, домашний уют, певунья-жена, семейный бизнес, материальный достаток и благополучие, тщательное соблюдение национальных корейских традиций - всё это нравилось Саше Ли, и он был вполне доволен тем как сложилась его жизнь. Однако вскоре он затосковал, его душа жаждала чего-то большего, чем этот замкнутый мирок, где все разговоры были о еде, быте, бизнесе. Мечтая в этой мещанской среде о жизни духа, возвышающегося над миром домашним семейным упорядоченным и внешним беспорядочным, герой живёт в своём мире иллюзий, так как для него неприемлема эта реальность, он ждёт, что его молодая прекрасная жена подарит ему некий прекрасный мир, то есть его мечту, но, увы, этого не происходит, мечты о духовной жизни разбиваются о быт, о материальные ценности, Саша Ли понимает, что попал в «пошлый и подлый тупик» [1]. И тут наступает второй поворотный момент в судьбе Саши Ли, когда посетив спектакль под названием «Голем Убывающей Луны», он безоглядно влюбляется в рыжеволосую зеленоглазую актрису, бросает свою жену, начинает добиваться благосклонности театральной примы Натэллы, перевоплотившись ради неё в экстраординарный эпатирующий образ, но она избалованная вниманием поклонников не обращает на него внимания. Писатель пишет, что герою «повезло», при этом слово «повезло» заключает в кавычки, указывая тем самым на противоположное значение. Действительно, своё счастье на чужом несчастье не построишь: Виолетта болезненно переживала

разрыв с мужем, тесть в последствии перенёс инфаркт. «Повезло» в том, что применяя боевое корейское искусство таэквондо Саша Ли защитил Натэллу от пьяных хулиганов, в тот же вечер став её мужчиной. Но романтичная сказка очень быстро закончилась: переехав от жены жить к Натэлле, его новая избранница стала утверждать своё превосходство над Сашей, в первый же день «сменив милость на гнев, объявила новые правила его жизни или инструкции» [1], стала доминировать над ним. По сути отношение Натэллы к Саше было чисто потребительским, он фактически стал её рабом. Но любовь, как известно, слепа. Так же как в рассказе В. Шукшина «Раскас» шофёра Ивана Петина разлучали с его любимой женой Людмилой его работа дальнобойщика и её репетиции в кружке театральной самодеятельности, на которые он её же и провожал, но при этом смиренно всё сносил в силу своей любви, так и Саша Ли был оторван от объекта своего воздыхания взваленным на него бытом и долгими ожиданиями окончания репетиций. Ни в рассказе Шукшина, ни в сказке Александра Кана такую совместную жизнь счастливой гармоничной назвать нельзя, так как значимость мужчины сильно занижена и эти отношения между мужчиной и женщиной являются ненормальными, патологичными. Однако если шофёр Иван Петин готов простить измену жены, то Саша Ли, «человек со своей честью и ревностью» [1], расправляется со своим соперником, в результате чего на него обрушивается гнев его пассии, она его прогоняет, он возвращается в квартиру своей матери, а через некоторое время Натэлла подло и вероломно мстит ему, завлекая его в свои сети, в которые он легко попадается: благородный, великодушный, постоянный в своих чувствах Саша продолжает её любить. В квартире у Натэллы в кромешной темноте его жестоко избили, после чего он провёл три месяца в больнице. Это было наказание за то, что он побил народного артиста и завершается «Голем убывающей луны» тем, что Саша понимает, что избивающие его «зэки позорные есть всегда и везде герои народные, а он всегда ино-родный, увы, увы и увы, и на этих «увы» потерял сознание» [1]. В первой части «Сказки о летающей пижаме» автором достаточно чётко поставлены проблемы одиночества, отчуждения, самоидентификации, места героя в этом мире, своё решение эти проблемы получают в последующих частях сказки.

Театральное представление «Голем убывающей луны» перевернуло жизнь Саши Ли. Согласно еврейской мифологии Голем - это искусственно созданное, управляемое своим создателем существо, выполняющее функции защитника. Это становится метафорой любви Саши и Натэллы - любви ненастоящей, призрачной в обманчивом свете луны и недолговечной как сама убывающая луна. В то же время театральная прима настойчиво называет Сашу своим Големом, так как он призван её защищать и должен быть ею всецело управляем.

Корейские реминисценции - неотъемлемая эстетическая составляющая мифологии корё сарам. Упоминаемые в «Големе убывающей луны» корейские традиции, корейские салаты, таэквондо, герой одноимённой пьесы «Голем убывающей луны» с восточным именем Хо Лим, рассказ о депортации

корейцев в 1937 году, миф о том, почему корейцы боятся темноты - всё это органично вписывается в художественное пространство первой части сказки.

Необходимо отметить, что «Сказка о летающей пижаме» ассоциативно перекликается не только, как было отмечено выше, с трагедией Гёте, рассказом Шукшина и рассказом Ким Эран, но содержит и кафкианские мотивы, мотивы еврейской мифологии, отзвуки библейских историй, аллюзии с романом Достоевского «Униженные и оскорблённые» и романом Маканина «Андеграунд, или герой нашего времени», с повестью «Пикник на обочине» А. и Б. Стругацких, с повестью самого Александра Кана «Натюрморт с ушедшими близкими».

«Сказки о Корё Сарам» расширяют культурный диапазон читателя, вводят его в пока ещё достаточно малоизвестный художественный мир и демонстрируют ту самую «всемирную отзывчивость» русской литературы, её способность впитывать в себя инонациональные влияния и художественно обогащаться за счёт этих влияний, о которой говорили ещё Белинский и Достоевский.

Литература

1. https://koryo-saram.ru/aleksandr-kan-skazka-o-letayushhej-pizhame/

Законы развития интернета и трансформация прозаических жанров в

современной русской литературе

Марков А.В.

Российский государственный гуманитарный университет

The laws of the development of the Internet and the transformation of prose genres in today Russian literature

Markov A.V.

Russian State University for the Humanities

Аннотация: Кроме технологических и коммерческих законов развития Интернета, существует его собственная логика развития как самостоятельного медиа. По закону Рипля, Интернет удерживает прежние формы представления культурной памяти. В современной русской прозе, Дмитрия Глуховского и Алексея Иванова, мы видим реализацию закона Рипля, углубляющую смысл сюжетов и превращающую картины прошлого и настоящего в доказательство нравственного значения каждого частного сюжета.

Ключевые слова: сетература, интерактивная литература, цифровые гуманитарные науки, Дмитрий Глуховский, Алексей Иванов

Abstract: In addition to the technological and commercial laws of the development of the Internet, there is its own logic of development as an independent media. According to Riepl's law, the Internet retains past forms of representation of cultural memory. In Russian prose, by Dmitry Glukhovsky and Alexei Ivanov, I see

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.