Научная статья на тему 'К вопросу о термине «художественный образ»'

К вопросу о термине «художественный образ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
771
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественный образ / эстетическая категория / содержание / смысл / идейный мир / тема / проблема / artistic image / aesthetic category / content / meaning / ideological world / theme / problem

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хатамова Д.А., Алтундаг М.

в данной статье делается попытка определения сферы восприятия термина «образ», как одного из ключевых понятий литературоведения. При идентификации толкований термина, ведущими российскими учеными, определяются различные подходы в интерпретировании понятия, выявляются аспекты, выделенные теоретиками. Таким образом, очерчиваются границы сферы восприятия термина «образ» в современном литературоведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the question of the term "artistic image"

This article attempts to define the sphere of perception of the term "image" as one of the key concepts of literary criticism. When identifying the interpretations of the term, leading Russian scientists define various approaches to the interpretation of the concept, identify the aspects highlighted by theorists. Thus, the boundaries of the sphere of perception of the term "image" in modern literary criticism are outlined.

Текст научной работы на тему «К вопросу о термине «художественный образ»»

требует от переводчика широкого спектра знаний, а порой и исследовательского творческого подхода к своей работе.

Литература

1. Абдулла Кадыри. Минувшие дни. - Т.: Изд-во лит. и искусства, 1984. -

336 с.

2. Абдулла Кадыри. Минувшие дни. - Т.: Шарк. - 2009. - 432 с.

3. Абдулла Кодирий. Утган кунлар. - Т: Шарк. - 2014. - 400 б.

4. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М., 1966. - с.607.

5. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвостановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: МГУ, 1973. - с.232.

6. Камилова С.Э. Особенности воссоздания национальной картины мира при переводе современной узбекской прозы на русский язык. Вестник Московского государственного лингвистического университета: научный журнал - 2014. - № 695

7. Куронов Д.Х., Хабибуллаева Ф.К. «Уткан кунлар» таржимаси: тахлил ва тавсиялар. Адабий-бадий, ижтимоий-публицистик журнал «Жахон адабиёти», 2018. - №7- С.163-171

8. Шлейермахер Ф. Герменевтика. - Спб: Европейский дом, 2004.

К вопросу о термине «художественный образ»

Хатамова Д.А., Алтундаг М.

НУУз, Ташкент

On the question of the term "artistic image"

Khatamova D.A., Altundag M.

NUUz, Nashkent

Аннотация: в данной статье делается попытка определения сферы восприятия термина «образ», как одного из ключевых понятий литературоведения. При идентификации толкований термина, ведущими российскими учеными, определяются различные подходы в интерпретировании понятия, выявляются аспекты, выделенные теоретиками. Таким образом, очерчиваются границы сферы восприятия термина «образ» в современном литературоведении.

Ключевые слова: художественный образ, эстетическая категория, содержание, смысл, идейный мир, тема, проблема

Resume: This article attempts to define the sphere of perception of the term "image" as one of the key concepts of literary criticism. When identifying the interpretations of the term, leading Russian scientists define various approaches to the interpretation of the concept, identify the aspects highlighted by theorists. Thus, the

boundaries of the sphere of perception of the term "image" in modern literary criticism are outlined.

Key words: artistic image, aesthetic category, content, meaning, ideological world, theme, problem

Прежде чем анализировать образ, каждый студент должен понимать: что такое образ, какова его функция внутри художественного текста? Для этого, необходимо, прежде всего, ответить на вопрос: что такое художественный образ?

В современном литературоведении художественный образ - это «наиболее важный и непосредственно воспринимаемый элемент литературного произведения. Понятию образ посвящены работы таких исследователей Узбекистана, как Камилова С.Э., Гибралтарская О.Н., Эгамбердиева Г.М., Низамова М.Н., Каминская Е.М., Алимова Н.Х., Екабсонс А.В., Балтабаева А.М., Ротанов А.Н., Юлдашева О.Б., Зингашина А.С., Ахмедова М.М.[1].

Образ является средоточением идейно-эстетического содержания и словесной формы его воплощения» [2, с.39]. То есть, Крупчанов видит функцию и предназначение образа, прежде всего, в выражении смысловой данности: темы, проблемы и идеи художественного произведения.

По определению Чернец и Скибы, художественный образ - «Категория эстетики, характеризующая результат осмысления автором какого-либо явления, процесса свойственного тому или иному виду искусства способами, объективированными в форме произведения как целого или его отдельных фрагментов частей» [3, с. 33]. Здесь, теоретики связывают образ с категорией автора, то есть, позицией, авторским идеалом и оценкой.

Согласно Есину: «Любой художественный образ не представляет собой механического копирования, в него вносится активное авторское пристрастно-избирательное отношение к изображенному» [4, с.210].

Борев Ю.Б. же определяет художественный образ «как всеобщую категория художественного творчества, средство и форму освоения жизни искусством» [5, с.462]. Итак, по мнению Борева образ - это тот компонент произведения, который самостоятельно существует и несёт определенное значение, то есть это сам способ бытия художественного произведения, взятого с содержательной стороны.

У В.П. Мещерякова художественный образ также важнейшая категория эстетики, которая определяет суть искусства, его особенности. Чаще всего, утверждает автор, «искусство понимается как мышление в образах и противопоставляется мышлению концептуальному, возникшему на более позд -нем этапе человеческого развития. А сам образ, согласно интерпретации ученого, - есть конкретно-чувственная форма воспроизведения и преобразования действительности. Образ передает реальность и в то же время создает новый вымышленный мир, который воспринимается человеком как существующий на самом деле» [6, с. 18].

Таким образом, каждый из исследователей данной проблемы во главе угла ставит какой-то один, наиболее важный, с его точки зрения аспект. И отсюда вытекает, что единой точки зрения в определении данного термина нет.

Выше вытекающее заключение мы можем потвердеть примерами из истории вопроса. Если мы, хотя бы частично, затронем историю эволюции термина образ, то можно увидеть, что это исторически изменчивое понятие в рамках художественных систем и стадиальностей. К примеру, мифологический образ отличается от образа античности, средневековья и эпохи Возрождения, в античных и средневековых научных трактатах, интерпретирующих понятие «образ», оно не выделяется в особый тип возвышенного. Если для античности термин означал облик, вид, а по теории Аристотеля, имеющий еще и «внетелесную и вневременную сущность», то у Платона «образ в искусстве -копии реальных предметов, которые сами являются копиями вечных идей»[ 7, с.78]. Позже, немецкие эстеты, подчеркнули нераздельность в образе его «вида» и «идеи» тем самым подтвердили гипотезу Аристотеля. Важно, при этом подчеркнуть, что по Аристотелю образы поднимаются над реальными вещами, подражают возможному и заключают в себе общее, а не единичное. И если античная эстетика рассматривает образ только в его отношении к реальности, то немецкая классическая эстетика рассматривает образ в его отношение к творческому субъекту и его духовно познавательной деятельности. Таким образом, в образе концентрируется не подражательный (миметический) момент, а выразительно-созидательный. То есть, чувство, мысль, идеал, фантазия - все, то в чем утверждает себя единичная субъективность художника или собирательная субъективность человечества. При этом, одни ставят перед собой задачу, вычленить художественный образ из синкретической целостности мифа-ритуала, подчеркивая его дифференциальные признаки, а другие утверждают синтетизм образа, слияние и соединение в нем противоположных начал.

Литература

1. Камилова С.Э. Развитие поэтики краткого жанра в русской литературе конца XX-начала XXI веков// журнал критических обзоров № 7.3., 2020.- С. 406-410; Gibraltarskaya O. N. Axiosphere of modern Russian-language literature. POLISH JOURNAL OF SCIENCE.№ 36-2 (36).-Kiev: 2021. S. 49-51.; Эгамбердиева Г.М. Вопрос о своеобразии в образах// Филология и лингвистика. - Казань, 2018. - № 2. - С.1-3; Низамова М.Н. Поэтика ранней прозы Мюриэл Спарк// XVI Виноградовские чтения. - Екатеринбург - Ташкент, 2020. - С. 135138; Каминская Е.М. Новелла С.Д. Кржижановского «Сбежавшие пальцы» в аспекте теоретической триады «текст-контекст-метатекст»/ Филологический аспект-, 2020. - № 6 - С.130-138; Алимова Н. Х. МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ И «НОВЫЕ АМЕРИКАНЦЫ» В СОВРЕМЕННОЙ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ //Polish Journal of Science. - 2021. - №. 36-2. - С. 36-39.; Екабсонс А.В. Концепт хронотопа в драматургии XX-начала XXI века// XIII Виноградовские чтения. - Екатеринбург - Ташкент, 2017. - С. 113-115; Балтабаева А.М. Жанровое своеобразие повестей русскоязычной литературы 50-60 гг. XX века// Русский язык как средство общения в среднеазиатском

регионе.-М.,2020. - С.281-283.; Пулатова В.И. Антиутопическая концепция в творчестве Энтони Берджесса/^cience and technology research. -Петразаводск.,2021 - P.104-108.; Юлдашева О.Б. Этапы становления кавказского пленника в русской литертуре// Наука и образование, 2021. - № 2.4. - С.507-515; Ротанов А. Н. Пути дальнейшего совершенствования учебников по литературе для школы //Молодой ученый. - 2020. - №. 20. - С. 606-608.; Зиганшина А.С. Понятие гипертекста в эстетике современной прозы// XVI Виноградовские чтения в Узбекистане.-Ташкент,2020. - С.107-109.; Akhmedova M.M. Image of The "New Man" In Modern Literature on The Example of The Work of Zakhar Prilepin// International Journal of Academic Multidisciplinary Research (IJAMR). - Vol. 4 - Issue 12,Pages, 43-45.

2. Крупчанов Л. М. Введение в литературоведение. М.: ОНИКС, 2007. - С. 39.

3. Введение в литературоведение. Основные понятия и термины / Под ред. Чернец Л.В., Хализев В.Е. М.: Высшая школа. AcademiA, 1999. - С. 210.

4. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М.: Флинта. Наука. 1999. - С. 33.

5. Борев Ю. Эстетика. Теория литературы // Энциклопедический словарь терминов. М.: Астрель, 2003. - С. 462.

6. Мещеряков В. П. Основы литературоведения. М.: Дрофа, 2003. - С. 18.

7. Платон. Избранные диалоги. М.: Эксмо, 2007. - С. 78.

Образ Востока в рассказе Д.Рубиной «Бабка»

Юлдашева О.Б.

НУУз, Ташкент

The Image of the East in the story of D. Rubina "Babka"

Yuldasheva O.B

NUUz, Tashkent

Аннотация: В статье рассматривается тема Востока в творчестве Дины Рубиной на примере рассказа «Бабка». В данном исследовании анализируется заглавие, образная система, время и пространственная организация текста. Среди центральных образов в статье выделяется образ Ташкента, который воссоздан при помощи наименования улиц, названия остановочных станций, рынков, водоемов, названия предметов быта.

Ключевые слова: образ, Восток, рассказ, героиня, мотив, современный литературный процесс.

Abstract: The article deals with the theme of the East in the work of Dina Rubina on the example of the story "Babka". This study analyzes the title, image system, time, and spatial organization of the text. Among the central images in the article, the image of Tashkent is highlighted, which is recreated using the names of streets, names of bus stops, markets, reservoirs, names of household items.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.