Зачастую одиночество обусловлено и социально -историческими мотивами. Как герой романа «Свобода», оградился от внешнего мира из -за сложной политической обстановки в стране раздираемой «диким» капитализмом, и политическим вакуумом. Стремясь найти свое место в мире, он шаг шагом анализирует события, произошедшие с ним. Здесь мы сталкиваемся с одиночеством в физическом и духовном смысле. Совсем по -другому ощущается одиночество у Л. Бежина, мы видим семью героя, но на подсознательном уровне читатель чувствует, что герой одинок душевно, детское одиночество, которое посещает всех детей, становится тем трамплином, от которого герой отталкивается во всю оставшуюся жизнь.
В заключении хотелось бы отметить то, экзистенциализм и одиночество является взаимосвязанными в своем понятии; одиночество в экзистенциализме не несет в себе отрицательного значения; экзистенциализм -это гуманизм, который проявляется в красоте человеческой мысли и души.
Литература:
1. Бубер М. Два образа веры. - М., 1995.
2. Заманская В. Экзистенциальная традиция в русской литературе ХХ века: Диалоги на границах столетий.- М.,2002.
3. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. - М.: Радуга, 1991.
4. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. - M.: Политиздат, 1989.
5. Торо Г.Д. Уолден, или Жизнь в лесу. - М: Изд-во АН СССР, 1962.
Постмодернизм - логическая эволюционная фаза в развитии литературы и искусства
Миркурбанов Н.М.
НУУз, Ташкент
Postmodernism is a logical evolutionary phase in the development of
literature and art
Mirkurbanov N. M.
NUUz, Tashkent
Аннотация: Статья посвящена теоретическим вопросам развития современного русского литературного процесса. Автор статьи обращается к актуальным вопросам идентификации термина постмодернизм в литературоведении. Определяет основополагающие стилевые признаки литературного феномена XX века, а именно интертекстуальность, концептуальность, языковая игра, ироничность. Автор приводит примеры из художественных текстов Т.Толстой , В. Пелевина, В. Некрасова,С.Довлатова и др. в потверждении своих умозаключений.
Ключевые слова: постмодернизм, интертекстуальность,
концептуальность, языковая игра, ироничность, современный литературный процесс, цитация, кодировка текста.
Abstract: The article is devoted to the theoretical issues of the development of the modern Russian literary process. The author of the article addresses the topical issues of identifying the term postmodernism in literary studies. Defines the fundamental stylistic features of the literary phenomenon of the XX century, namely intertextuality, conceptuality, language play, irony. The author gives examples from the literary texts of T. Tolstoy, V. Pelevin, V. Nekrasov, S. Dovlatov, etc. in confirming their conclusions.
Keywords: postmodernism, intertextuality, conceptuality, language game, irony, modern literary process, citation, text encoding.
В недрах современного литературного процесса были рождены и реанимированы такие явления, как авангард и поставангард, модерн и постмодерн, сюрреализм, импрессионизм, неосентиментализм, материализм, соц-арт, концептуализм и т.д. Литература конца ХХ столетия добровольно перестала выступать в роли рупора общественного мнения и воспитателя человеческих душ, а главными героями произведений многих молодых писателей стали бомжи, алкоголики, убийцы, маньяки и путаны. Жесткая цензура эпохи застоя обернулась в 90-е годы вседозволенностью. Очень точно эта ситуация отражена в песенных строчках Булата Окуджавы: Каждый пишет, как он слышит, Каждый слышит, как он дышит, Как он дышит, так и пишет, Не стараясь угодить...
(«Я пишу исторический роман»)[3] Художественная словесность стала шокировать читателей обилием имеющихся в литературных текстах различных патологий, тотального насилия, вплоть до каннибализма. Один из активных творцов постмодернистского направления в искусстве писатель Виктор Ерофеев заметил: «Новая русская литература засомневалась во всем без исключения: в любви, детях, вере, церкви, культуре, красоте, благородстве, материнстве, народной мудрости. Ее скептицизм — это двойная реакция на данную русскую действительность и чрезмерный морализм русской культуры».
Если в 1986 г. наиболее читаемые книги, по опросу «Книжного обозрения», — это «Улисс» Дж. Джойса, «1984» Дж. Оруэлла, «Железная женщина» Н. Берберовой, то в 1995 г. в списках бестселлеров уже иная литература: «Профессия — киллер» Л. Пучкова, «Спутники волкодава» П. Молитвина, «Мент поганый» Н. Леонова и др.
Рейтинг же серьёзных читательских интересов выдвинул на первые места творчество Л. Петрушевской, В. Пелевина, В. Сорокина, Ю. Мамлеева, Э. Лимонова и многих других писателей, по поводу которых мнение критики было совершенно неоднозначным и чаще всего отрицательным.
Радикальные изменения в условиях литературной жизни и способах творческой самореализации художников вызвали к жизни необходимость теоретического осмысления новой ситуации в литературе, да и во всех областях культуры России конца ХХ столетия. В качестве ответа на эти вызовы современности на русскую литературную сцену начала 90 -х годов выходит многосложное и не совсем тогда понятное, но уже сформировавшееся концептуальное явление - постмодернизм.
Термин «постмодернизм» часто употребляется для характеристики литературы конца ХХ века. В переводе с немецкого постмодернизм означает «то, что следует после модерна». Как это часто случается с «изобретенной» в ХХ веке приставкой «пост» (постимпрессионизм, постэкспрессионизм), термин «постмодернизм» указывает как на противопоставление модерну, так и на его преемственность. Здесь важно заметить, что уже в самом понятии «постмодернизм» отразилась двойственность и противоречивость времени, породившего это явление. Неоднозначны, зачастую прямо противоположны и оценки постмодернизма его исследователями и критиками. Понятие «постмодернизм» трактуется обычно в широком и узком значениях. В широком значении, постмодернизм - это состояние культуры в целом, совокупность идей, концепций, особый взгляд на мир.
В узком значении, постмодернизм - это явление эстетики, литературное направление, в котором находят своё воплощение идеи постмодернизма в широком значении.
Постмодернизм абсолютно сознательно ревизирует все литературное наследие. И получается, что любой текст оказывается цитатой другого текста. Мы знаем что-то, следовательно, можем выразить это словами. А откуда мы об этом знаем? Просто всё это мы где-то, когда-то услышали, прочли, увидели, узнали. Но даже то, что мы не знаем, тоже можно описать словами. А раз всё кем-то, когда-то уже сказано и написано, то нет смысла придумывать всё заново, нужно просто перестроить, переосмыслить чужой текст, чужое слово, лишь только придав ему новый смысл. Поэтому основной вид и способ построения художественного текста в искусстве постмодернизма - интертекстуальность, т.е. художественное произведение строится из явных и неявных цитат, а также реминисценций, аллюзий и отсылок к другим текстам. Данному вопросу посвящены исследования таких литературоведов, как Камилова С.Э., Гибралтарская О.Н., Эгамбердиева Г.М., Низамова М.Н., Каминская Е.М., Хатамова Д.А., Алимова Н.Х., Екабсонс А.В., Балтабаева А.М., Ротанов А.Н., Юлдашева О.Б., Зингашина А.С., Ахмедова М.М.[2].
К примеру, один из основателей «московского концептуализма» Всеволод Некрасов, нисколько не смущаясь, заявляет: Я помню чудное мгновенье Невы державное теченье Люблю тебя Петра творенье Кто написал стихотворенье Я написал стихотворенье [4]
Отличительная черта постмодернизма - концептуальность. Поэт или писатель не просто описывает мир, а фиксирует в произведении свои ощущения и своё видение мира. Читатель получает картину мира, как художественный образ, возникший в сознании автора, а не отражение реальной действительности.
Чаще всего автор или герой, от лица которого ведется повествование, обладает особенным мировоззрением, а мир воспринимается им как абсурдный, хаотический, необъяснимый. Таков мир, в котором пребывают герои романа В. Пелевина «Чапаев и Пустота», но таков мир и рядового Пахапиля из повести С. Довлатова «Зона».
Герой постмодернистской литературы не заброшенный во враждебный ему мир человек и не отгораживающийся от всего, что происходит вокруг, напротив, он представитель общества потребления, борющийся за свои потребительские права путем осмысления всего вокруг, иногда даже того, что осмыслению не поддается. Таковы герои романов В. Пелевина, Саши Соколова, Т. Толстой и многих других писателей.
Постмодернизм включает в современную литературу весь опыт мировой художественной культуры путем её иронического цитирования. Такой подход к созданию художественных произведений писателями-постмодернистами потребовал и особенный тип организации текста. В научной литературе и в широкой практике этот писательский приём получил название «двойное кодирование»[6].
Ничего общего с понятием «подтекст» двойное кодирование не имеет. Это художественный текст, адресуемый одновременно различно подготовленным читателям и способный порождать множество различных прочтений в зависимости от образованности, начитанности и интеллектуального развития человека. Однако вне зависимости от широты кругозора читателя удовольствие от прочтения талантливо сделанного текста ему гарантировано, так как постмодернистская литература - игровая, ироническая в своей основе.
Например, роман Татьяны Толстой «Кысь»[5] - сложное жанровое образование, включающее элементы памфлета, фантастики, философского исследования и мифологии, и в то же время - это роман-антиутопия о том, что может произойти с Россией после глобального ядерного взрыва. Или же роман Михаила Шишкина «Письмовник»[7], в котором писатель, якобы основываясь на письмах незнакомых друг другу людей, создал изумительное сказание о любви, и одновременно это фантастический роман, где события различных эпох происходят как будто бы в одно и то же время.
Литературное произведение, по мнению теоретиков и практиков постмодернизма, уже не плоская «калька», а широкомасштабная «карта» мира, приглашающая и побуждающая читателя к путешествию по главам, страницам и фразам этого увлекательного мира. «Грядет не смерть книги, но рождение нового типа чтения...», - утверждают видные теоретики постмодернизма[ 1].
Как и любое эпохальное художественное явление, постмодернизм -тематически и сюжетно - довольно широк и разнообразен, он не появился
вдруг и ниоткуда, в основе его лежат, как ни странно, классические традиции. Почти все свойства и признаки постмодернистской поэтики, включая интертекстуальность, столь же древни, сколько история мировой литературы. Их можно найти у Гомера, Шекспира, Пушкина и Достоевского, и не только у них.
Сегодня уже все критики и апологеты этого, как казалось, экспериментального явления в литературе, пришли с некоторыми оговорками к единому мнению, что - постмодернизм - логическая эволюционная фаза в развитии искусства, открывающая возможность для нового художественного взгляда на прошлое, настоящее и будущее чрезвычайно сложного и довольно противоречивого мира людей.
Литература
1. Дианова В.М. Постмодернизм как феномен культуры // Введение в культурологию: Курс лекций. / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова Санкт-Петербург. - 2003.
2. Камилова С.Э. Переводы русской/узбекской литературы на русский/узбекский языки: диахроническая характеристика// Русский язык за рубежом. - № 1. - 2020. - С. 116-119; Гибралтарская О. К., Камилова С. Э. Специфика передачи индивидуального стиля писателя при переводе художественной прозы с узбекского на русский язык //Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. -2018. - №. 12 (805).; Egamberdieva G. M. About the Khorezm fairy tales recorded by AN Samoylovich //POLISH JOURNAL OF SCIENCE. - №. 36-2. - С. 36..; Низамова М.Н. Поэтика ранней прозы Мюриэл Спарк// XVI Виноградовские чтения. - Екатеринбург - Ташкент, 2020. - С. 135-138; Каминская Е.М. Новелла С.Д. Кржижановского «Сбежавшие пальцы» в аспекте теоретической триады «текст-контекст-метатекст»/ Филологический аспект-, 2020. - № 6 -С.130-138; Алимова Н. Х. План повествователя в новеллистике Р. Карвера //V Абаевские чтения. - 2018. - С. 333-337.; Екабсонс А.В. Концепт хронотопа в драматургии XX-начала XXI века// XIII Виноградовские чтения. -Екатеринбург - Ташкент, 2017. - С. 113-115; Baltabayeva A.M. Delivery as a substacional sign of the tales of the Sukhbat Aflatuni // International Scientific Journal Theoretical & Applied Science.- Issue: 02 Volume: 94. - P.242-247. Пулатова В.И. Антиутопическая концепция в творчестве Энтони Берджесса/ZScience and technology research. - Петразаводск.,2021 - P.104-108.; Юлдашева О.Б. Этапы становления кавказского пленника в русской литертуре// Наука и образование, 2021. - № 2.4. - С.507-515; Ротанов А. Н. Пути дальнейшего совершенствования учебников по литературе для школы //Молодой ученый. - 2020. - №. 20. - С. 606-608.; Зиганшина А.С. Понятие гипертекста в эстетике современной прозы// XVI Виноградовские чтения в Узбекистане.-Ташкент,2020. - С.107-109.; Akhmedova M.M. Image of The "New Man" In Modern Literature on The Example of The Work of Zakhar Prilepin// International Journal of Academic Multidisciplinary Research (IJAMR). - Vol. 4 -Issue 12,Pages, 43-45.
3. https://www.culture.ru/poems/14268/ya-pishu-istoricheskii-roman
4. https://literratura.org/poetry/289-vsevolod-nekrasov-potom.html
5. Толстая Т. Кысь. - М.:Издательство АСТ Эксмо, 2000. - 280 с.
6. Эко У. Двойное кодирование. Откровения молодого романиста. https ://lit.wikireading.ru/32817
7. Шишкин М. Письмовник. - М.: Редакция Елены Шубиной, 2010 . - 416 с.
«Артур и Джордж» Дж.Барнса как опыт постмодернистской литературной биографии
Низамова М.
НУУз, Ташкент
J. Barnes's "Arthur and George" as postmodern literary biography
Nizamova M.
NUUz, Tashkent
Аннотация: В статье рассматриваются жанровые особенности историографического романа Дж. Барнса «Артур и Джордж», выявляются черты традиционного жанра литературной биографии, философского романа, детектива. Обращается внимание на использованные в романе приемы постмодернистской метапрозы.
Ключевые слова: литературная биография, историографический роман, постмодернистская стилистика, фактографичность, философский роман.
Abstracts: The paper research genre peculiarities of J. Barnes's historiographical novel "Arthur and George". Characteristic features of traditional genres - literary biography, philosophical novel, detective - revealed. The article studies postmodern methods used in the novel.
Keywords: literary biography, historiographical novel, postmodern stylistic, factuality, philosophical novel.
Одна из постоянных тем творчества Джулиана Барнса (род. 1946) -отношения литературы и жизни, художественного воссоздания жизненных явлений в искусстве слова. Последовательно отстаивая самостоятельность литературы и свободу писателя, Барнс исходит из убеждения: литература, «отказываясь от общезначимого сюжета, оказывается частной речью, обращенной к тем, кто хочет ее услышать» [7]. Именно этот смысл писатель вкладывает в часто повторяемую им фразу: «Роман - это не жизнь» [2, с. 7].
Рассмотрению вопросов литературы, личности и судьбы писателя и его произведений посвящены романы Д.Барнса «Попугай Флобера» (1984) и «Артур и Джордж» (2005). Эти романы, героями которых являются Г.Флобер и А.Конан Дойль, могут быть отнесены к жанру биографии, ставшему необыкновенно популярным в британской литературе рубежа XX-XXI веков.
Особую популярность у английских авторов получила литературная биография и прежде всего биография писателей предшествующего века, эпохи викторианства. Так, за сравнительно короткий период - последняя четверть ХХ