1.Бурцева Е.А. Жанры сетевой литературы // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5.;).
2.Изд. центр "Академия", 2011. С. 260.
3. Сетевая словесность. [Электронный ресурс]. URL: http://www.netslova.ru/.
Интернет и литература и наоборот... (на примере творчества
А.Ганиевой)
Фаттахова А.Р.
ТГЮУ, Ташкент
Internet and literature and versai ... (on the example of A. Ganieva's
creativity)
Fattakhova A.R.
Tashkent State University of Law
Аннотация: Данная статья посвящена исследованию роли и места Интернет-пространства в современном литературном сообществе, в частности, на примере творчества молодой российской писательницы А. Ганиевой.
Ключевые слова: глобализация, современная литература, сетература, Интернет-пространство.
Abstract: This article is devoted to the study of the role and place of the Internet space in the modern literary community, in particular, on the example of the work of the young Russian writer A. Ganieva.
Keywords: globalization, modern literature, network literature, Internet space.
Сегодняшний век глобализации диктует свои условия жизни и способы коммуникации в пространстве. И, что самое удивительное, этот процесс затронул все сферы жизнедеятельности современного человека: работа, образование, медицина, искусство, литература, живопись и т.д. Сегодня Интернет является не просто новым средством связи или носителем информации - он определил новое миропонимание. Философия последних десятилетий рассматривает современность как начало новой информационной эры человеческой цивилизации (М.Маклюэн, М.Кастельс, Ж.Бодрийяр, Б.Гройс, М.Эпштейн, Э.Тоффлер) [6, с.12.].
Вот, только некоторые относятся к Интернету с особой настороженностью или даже крайним неприятием, либо становятся ярыми сторонниками и приверженцами исключительно современного образа жизни и общения. Подобные дискуссии ведутся и в литературном сообществе. Здесь целесообразно отметить и появление в обиходе термина «Сетевая литература (сетература)», которое определяло совокупность литературных произведений,
основной средой существования которых служит Интернет [Проект Ю.Л. Сетевая литература// ://cyberleninka.ru/article/n/setevaya-literatura/viewer].
Многие писатели-современники все чаще свое предпочтение отдают современным технологиям, выбирая Интернет-пространство в качестве платформы для общения с читателями, а также публикации собственных художественных произведений. Подобное явление значительно расширяет возможности как читателя, так и автора, где первый с легкостью может найти любое понравившееся произведение, забив его название в поисковой строке Гугл, а второй, тем самым, получает большую вероятность быть услышанным и прочитанным. Сам феномен информационного ресурса Интернета оказывает непосредственное воздействие на воображение современного писателя, генерирующего новые сюжеты, создающего произведения, в поэтике которых чувствуется воздействие интернет-среды в целом Развитие 1Т-технологий и своеобразная интернет-культура так или иначе влияют на художественный текст современных писателей.
Обращаясь к творчеству современных писателей, хотелось бы подробнее остановиться на творчестве молодой, но уже достаточно известной и успешной российской писательнице Алисе Аркадьевне Ганиевой, которая в юности была больше известна, как критик. Но уже с 2009 года А.Ганиева с успехом врывается в ряды современных писателей-прозаиков, став призером премии «Дебют» для молодых писателей за повесть «Салам тебе, Далгат!». Перу молодой писательницы принадлежат такие произведения, как «Салам тебе, Далга!», «Праздничная гора», «Жених и невеста», «Оскорбленные чувства» и «Ее Лиличество Брик на фоне Люциферова века». Ее книги переведены на многие языки и удостоились большого количества рецензий за рубежом.
Произведения А. Ганиевой пестрят героями, являющимися яркими представителями современной молодежи. Категорию герой в художественном произведении исследуют такие литературоведы как Камилова С.Э., Гибралтарская О.Н., Эгамбердиева Г.М., Низамова М.Н., Каминская Е.М., Хатамова Д.А., Алимова Н.Х., Екабсонс А.В., Балтабаева А.М.[ 5]. Например, в произведении «Салам тебе, Далгат!»: это и Арип со своей утопической концепцией «харам» («Мой долг тебя наставить. Совершающий получает вознаграждение, оставляющий получает наказание...»), и Мага - уличный разборщик и хулиган («Ле, Мурад, салам! Это Мага. Че ты, как ты? Папа-мама, брат-сеструха? Я че звоню, этот черт же есть, который Исашки брат! Махаться хочет! Ты сейчас где? Давай да подъезжай на 26, кувыркнем их...»), и Хаджик - «местный мачо» («Хаджик был накачен и выглядел модно. Светлые волосы слегка отпущены на затылке, на ногах — отполированные лакские туфли с цепочкой»), и Камиль - шахид-смертник («Из-за таких, как он, ислам не любят. Он за джихад говорит, только все неправильно... Я ему говорю, ле, Камиль, вставай на верный путь, ты что? Тебе голову задурили, о матери подумай своей! Не послушал он никого, в лес ушел»), и Мурад -последователь салафитов («Мурад достал из кармана зеленую тюбетейку и надел ее на голову») [1, с. 5-28.], и, наконец, сам Далгат - инфантильный интеллигент, не способный на активные действия. И каждый из них несет за
собой некий собирательный образ современной молодежи. Под словом «молодежь» принято понимать особую социально-возрастную группу людей, отличающуюся возрастными критериями и своим статусом в обществе. По большому счету, главными участниками Интернет-аудитории также является «продвинутая» молодежь, которая практически профессионально справляется со всеми трудностями в этой области, с которыми, зачастую, не справляются представители старшего поколения.
Словесно-зрелищная форма, созданная Алисой Ганиевой в повести «Салам тебе, Далгат!», передает многоголосие народа, противоречивость мировоззренческих установок старшего и молодого поколения. Так, речь молодых построена на модных сленгах, арготизмах и ненормативной лексике: «До Манаса доехали, на пляже песок грамотный. Купаться их зовем. Эти курицы начали бычиться, Нурик одну схватил, она возникать стала. Нурик ей орет, мол, своим ротом нормально разговаривай, она орет типа братуху позовет. Бувахаха! — засмеялся Мага» [1, с. 4.].
Вместе с этим, стоит отметить и то, что герои Ганиевой также демонстрируют свои отличные познания в области современных информационных технологий. За происходящем в жизни люди наблюдают либо через ТВ, при помощи современных гаджетов: телефонов, планшетов и др. Даже поиск невесты, который относится к одному из главных обычаев дагестанского народа, не обходится сейчас без помощи Интернета: «"Я ее страницу в интернете видел. Все время саму себя фотографирует. А еще картинки: котята, дети читают Коран, статус «я - дерзкая персона с ноль пятого региона», состоит в группе «Красоточки-дагестаночки-мусульманочки"» [2, с.24].
Являясь ярким представителем своего поколения, Алиса Ганиева и сама ведет активную жизнь как в «офлайн», так и в «онлайн» режиме. Это доказывает и наличие ее блога в Интернете https://rus.alisaganieva.com/p/blog-page.html, с помощью которого любой желающий сможет познакомиться с биографией и творчеством молодой писательницы, и странички в социальных сетях Инстаграм и Фейсбук, где также появляется возможность не тоько следить за жизнью писателя, но и вступить в переписку с автором лично и получить ответы на возникшие вопросы.
Несмотря на все еще существующие проблемы с использованием услуг, предоставляемых в Интернет-пространстве, следует отметить, что «Жизнь в Сети обеспечивает писателю не только оперативность, независимость, самостоятельность, креативность в концептуальном и формальном решении своих произведений, но и столь необходимую писателям-блогерам возможность непрерывающегося диалога с читателем, позволяющего... понимать степень своей востребованности, иметь возможность жить. в полном согласии со своими личностными особенностями и творческими предпочтениями» [7, с. 193-207.].
Литература
1. Ганиева А. Салам тебе, Далгат! Изд-во: АСТ, Астрель// Редакция Е.Шубиной, - 2010. http://loveread.ec/view global.php?id=37097
2. Ганиева А. Жених и невеста// Журнал «Октябрь». - М., 2015, №4. С.24
3. Камилова С. Э. Современный рассказ: содержательные векторы и повествовательные стратегии //Т.: Fan va texnologiya. - 2016. 3.
4. Kamilova S.E., Arustamyan Y. Yu.Original projections of author's ^self^ in modern Russian and Uzbek short story | Оригинальные проекции авторского «я» в современном русском и узбекском рассказе Journal of Siberian Federal University - Humanities and Social Sciences, 2020. -Volume 13, Р. 2012-2026
5. S.E. Kamilova, Berdieva Sh. The Paradigm Of Contemporary Russian Literary Process// European Journal of Molecular & Clinical Medicine. - 2020 № 7 (8).; Gibraltarskaya O. N. Axiosphere of modern Russian-language literature. POLISH JOURNAL OF SCIENCE.№ 36-2 (36).-Kiev: 2021. S. 49-51.; Эгамбердиева Г. М. К вопросу о синкретизме в фольклорных жанрах //Филология и лингвистика. -2020. - №. 2. - С. 11-13.; Низамова М.Н. Поэтика ранней прозы Мюриэл Спарк// XVI Виноградовские чтения. - Екатеринбург - Ташкент, 2020. - С. 135-138; Khatamova D.A Historical and cultural background od typological study russian and uzbek literature. Journal of critical reviews/ ISSN- 2394-5125 VOL 7, ISSUE 10, 2020; Каминская Е.М. Новелла С.Д. Кржижановского «Сбежавшие пальцы» в аспекте теоретической триады «текст-контекст-метатекст»/ Филологический аспект-, 2020. - № 6 - С.130-138; Алимова Н. Х. МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ И «НОВЫЕ АМЕРИКАНЦЫ» В СОВРЕМЕННОЙ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ //Polish Journal of Science. - 2021. - №. 36-2. - С. 36-39.; Екабсонс А.В. Концепт хронотопа в драматургии XX-начала XXI века// XIII Виноградовские чтения. - Екатеринбург - Ташкент, 2017. - С. 113-115.; Baltabayeva A.M. Delivery as a substancial sign of the tales of the Sukhbat Aflatuni // International Scientific Journal Theoretical & Applied Science. - Issue: 02 Volume: 94. - P.242-247.
6. Катаев Ф.А. Русская проза в эпоху Интернета: трансформации в поэтике: 1990-2000-е годы//Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук.
7. Пономарёва Е.В. «Оппозиция» или «позиция»: Сетевая литература в современном литературном пространстве // Уральский филол. вестник. -Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2012. - Вып. 1: / Гл. ред. Барковская Н.В. - С. 193-207. - (Серия «Русская литература XX-XXI вв.: Направления и течения»; Вып. 13).
8. Rustamovna F. A. The Outlines Of Life In Modern Literature (As An Example Of "Festive Hill", A Novel By A. Ganieva) //The American Journal of Social Science and Education Innovations. - 2020. - Т. 2. - №. 08. - С. 209-211.
9. Фаттахова А. Р. АВТОРСКОЕ «Я» В ТВОРЧЕСТВЕ АЛИСЫ ГАНИЕВОЙ //Academic research in educational sciences. - 2021. - Т. 2. - №. 3.