Научная статья на тему 'ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ А. ГАНИЕВОЙ В ПРИЗМЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ'

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ А. ГАНИЕВОЙ В ПРИЗМЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

147
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
читательская компетентность / высшая школа / молодежь / современная литература / личностное восприятие / аналитическое мышление / reading competence / high school / youth / modern literature / personal perception / analytical thinking

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Амина Рустамовна Фаттахова

Каждый учитель-литератор сталкивается с проблемой восприятия учащимися художественных произведений. Для этого необходимо формировать читательскую компетенцию, чем и обусловлена актуальность данной работы. Читательская компетентность формируется семьей, дошкольными учреждениями, школой, профессиональными средними и высшими учебными заведениями, а также учреждениями культуры. Она является результатом воспитания, обучения и образования. При этом читательская компетентность основывается как на развитии мыслительных действий и механизмов чтения, так и на развитии личностных качеств учащихся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NARRATIVE STRATEGY BY A. GANIEVA IN THE PRISM OF READING COMPETENCE STUDENT YOUTH

Every literary teacher is faced with the problem of students' perception of works of fiction. To do this, it is necessary to form reading competence, which determines the relevance of this work. Reading competence is formed by the family, preschool institutions, schools, vocational secondary and higher educational institutions, as well as cultural institutions. It is the result of upbringing, training and education. At the same time, reading competence is based both on the development of mental actions and reading mechanisms, and on the development of personal qualities of students

Текст научной работы на тему «ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ А. ГАНИЕВОЙ В ПРИЗМЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ»

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ А. ГАНИЕВОЙ В ПРИЗМЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Амина Рустамовна Фаттахова

Ташкентский государственный юридический университет

АННАТОЦИЯ

Каждый учитель-литератор сталкивается с проблемой восприятия учащимися художественных произведений. Для этого необходимо формировать читательскую компетенцию, чем и обусловлена актуальность данной работы. Читательская компетентность формируется семьей, дошкольными учреждениями, школой, профессиональными средними и высшими учебными заведениями, а также учреждениями культуры. Она является результатом воспитания, обучения и образования. При этом читательская компетентность основывается как на развитии мыслительных действий и механизмов чтения, так и на развитии личностных качеств учащихся.

Ключевые слова: читательская компетентность, высшая школа, молодежь, современная литература, личностное восприятие, аналитическое мышление.

NARRATIVE STRATEGY BY A. GANIEVA IN THE PRISM OF READING

COMPETENCE STUDENT YOUTH

Amina Rustamovna Fattakhova

Tashkent State University of Law

ABSTRACT

Every literary teacher is faced with the problem of students' perception of works of fiction. To do this, it is necessary to form reading competence, which determines the relevance of this work. Reading competence is formed by the family, preschool institutions, schools, vocational secondary and higher educational institutions, as well as cultural institutions. It is the result of upbringing, training and education. At the same time, reading competence is based both on the development of mental actions and reading mechanisms, and on the development of personal qualities of students.

Keywords: reading competence, high school, youth, modern literature, personal perception, analytical thinking.

«Люди перестают мыслить тогда, когда перестают читать» (Д. Дидро)

ВВЕДЕНИЕ

«Чтение - основной и ничем не заменимый источник социального опыта прошлого и настоящего, российского и зарубежного. Все остальные каналы (телевидение, радио, повседневное общение и др.) несут более поверхностную, часто сиюминутную информацию и выполняют вспомогательную роль своего рода «путеводителей», побудителей к поиску достоверной письменной информации, либо предоставляют иллюстрации к событиям прошлого и настоящего» [4].

МЕТОДОЛОГИЯ

По определению «читательская грамотность» понимается как способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, способность использовать их содержание для достижения различных целей. Овладеть читательской грамотностью - это значит понимать текст, размышлять над его содержанием, оценивать его смысл и значение, излагать свои мысли о прочитанном.

Понятие «читательская компетентность» имеет более широкий смысл. Определяя читательскую компетентность, можно сказать, что это качество сохранения прочитанного, сформированное на основе общей культуры человека, обеспечивающее возможность решения возникающих учебно-академических, социальных, а впоследствии и профессиональных задач адекватно ситуациям в широком социальном взаимодействии и образовательно-профессиональной деятельности. При определении «читательской компетентности» видна динамика - от поиска информации к ее интерпретации и далее к творчеству, таким образом, можно определить модель читательской компетентности, характерной чертой которой является устремленность ввысь (как принято сейчас говорить, «акме»).

РЕЗУЛЬТАТЫ

Согласно официальному опросу Министерства народного образования Республики Узбекистан и UzReport, проведенного 04 сентября 2020 года среди учащихся старших классов, были выявлены следующие показатели. Большинство узбекистанцев предпочитают художественную литературу (41%),

далее идет научно-популярная (21%), следом — детективы и боевики (12%). Популярность бумажных книг значительно превосходит электронные — 73% против 18% [6]. Это свидетельствует о том, что в Узбекистане намечена благоприятная тенденции по повышению количества читающей молодежи.

Теперь, перед преподавателями стоит другой достаточно серьезный вопрос: создание условий для формирования читательской компетентности учащихся высших школ, а также активизация у них познавательной и аналитической способности. В связи с этим, основополагающим моментом в деятельности преподавателя является учет интересов самих учащихся. Согласно данным опроса, проведенного 23 января 2021 года среди студентов 1-курса Ташкентского государственного юридического университета было выявлено, что наибольший интерес был проявлен к современной литературе, что и становится основным объектом нашего дальнейшего исследования.

Современная проза - это проза о жизни, в особенности о повседневной, бытовой жизни. Здесь основное внимание сосредоточено не на политических, общественных проблемах, а именно на личной жизни конкретного человека, его душевном состоянии, взаимоотношении с окружающими и т.д.

ОБСУЖДЕНИЕ

Обращаясь к литературе нового века, стоит отметить талантливую российскую писательницу, критика и журналиста Алису Ганиеву, которая родилась в Москве, но до 17 лет прожила в Дагестане. Она является финалисткой Независимой литературной премии «Дебют» за повесть «Салам тебе, Далгат!», поданную на конкурс под псевдонимом Гулла Хирачев. Кому принадлежит авторство повести, стало известно во время церемонии награждения в 2009 году, чем и вызвала горячую дискуссию не только у дагестанской, но и у общероссийской общественности. Перу Ганиевой принадлежат также произведения «Жених и невеста», «Праздничная гора», «Оскорбленные чувства» и другие рассказы. Особый интерес как среди читателей, так и среди критиков вызвала повесть «Салам тебе, Далгат!».

Здесь Алиса Ганиева описывает современную жизнь дагестанского народа. Эта тема осмыслена сквозь призму социокультурной проблематики: автора интересует быт, нравы, привычки, условия жизни, мировоззрение жителей Дагестана. В своём произведении Ганиева поднимает ряд культурных и общественных вопросов: религия, взаимоотношения между людьми, семейные традиции и обычаи, права и положение кавказской женщины, система

образования, культура, искусство и, даже, государственное управление и коррупция [2].

Так, в повести представлен типичный образ молодого дагестанца, умело использующего все атрибуты сегодняшней цивилизации, однако в вопросах религии ведет себя как отсталый, духовно нищий и невежественный человек: «Арип достал свой распашной мобильный и, чем-то щелкнув, показал Далгату экран, на котором крупным планом возник помидор без кожуры. Белые прожилки на помидоре изгибались в некое подобие арабской вязи. — Видишь? — сказал Арип торжествуя. — Здесь написано «Аллах». Этот помидор у праведных людей вырос» [1].

Примечательно то, что в повести автор представляет различные типы людей: это и Арип со своей утопической концепцией «харам» («Мой долг тебя наставить. Совершающий получает вознаграждение, оставляющий получает наказание...»), и Мага - уличный разборщик и хулиган («Ле, Мурад, салам! Это Мага. Че ты, как ты? Папа-мама, брат-сеструха? Я че звоню, этот черт же есть, который Исашки брат! Махаться хочет! Ты сейчас где? Давай да подъезжай на 26, кувыркнем их.»), и Хаджик - «местный мачо» («Хаджик был накачен и выглядел модно. Светлые волосы слегка отпущены на затылке, на ногах — отполированные лакские туфли с цепочкой»), и Камиль - шахид-смертник («Из-за таких, как он, ислам не любят. Он за джихад говорит, только все неправильно. Я ему говорю, ле, Камиль, вставай на верный путь, ты что? Тебе голову задурили, о матери подумай своей! Не послушал он никого, в лес ушел»), и Мурад - последователь салафитов («Мурад достал из кармана зеленую тюбетейку и надел ее на голову»), и, наконец, сам повествователь Далгат -инфантильный интеллигент, не способный на активные действия. Вместе с тем, данные характеры и есть собирательный образ молодого поколения дагестанцев

[3].

«Салам тебе, Далгат!» представляет нашему вниманию резкое деление молодых людей не только по внешним характеристикам, но и по мировоззрению, культуре воспитания, мировосприятию, ценностной ориентации и увлеченности. Всё это наводит на мысль о потерянности молодого поколения. Все герои находятся в постоянном поиске: Мага ищет себе сторонников среди местной «братвы» для участия в очередной драке («Ле, Мурад, салам! Это Мага. Че ты, как ты? Папа-мама, брат-сеструха? Я че звоню, этот черт же есть, который Исашки брат! Махаться хочет! Ты сейчас где? Давай да подъезжай на 26, кувыркнем их. Я его выстегну! Братуху тоже позови и Шапишку. Пусть

приходят»); Сакина мысленно перебирает в голове моменты, которые характеризуют круг интересов современной дагестанской женщины («Вчера ходила к портнихе шить юбку, портниха удивлялась, что она не красится. «А почему не красишься? Ну, когда нежарко, наверное, да? Чуть -чуть?». Потом рассказывала о жене своего брата, который не послушался советов родственников, женился на девушке другой национальности, а та, лентяйка и хамка, лежит беременным животом кверху, мажет крем от растяжек, делает маникюр, по хозяйству и не пошевелится... Юбка вышла совершенно возмутительной и разъезжалась по швам»); Хаджик разъезжает по селу со своими друзьями в поисках различных уличных потасовок для того, чтобы в очередной раз показать себя во всей красе («Сколько я ему говорю, не езди с этими шакалами, а он гай-гуй поднимет и едет на движения.»); уличная шпана находится в постоянном поиске потенциальной жертвы; Меседу ищет повод, чтоб сбежать в другую страну («Вот мне говорят, в Питере скинов много, — продолжала Меседу, — но я думаю, меня не тронут. Я и за русскую сойду»). И, наконец, центральной фигурой произведения, находящейся в поиске, выступает Далгат. Путешествуя из одной части в другую, Далгат пытается найти дядю Халилбека для того, чтобы что-то передать ему. Данные поиски становятся символичными для всего молодого поколения дагестанского народа. Главными вопросами, тревожащими современную молодежь, становятся вопросы, связанные с будущим: Что ждет молодого кавказца в будущем? Каково это будущее и есть ли оно?

ВЫВОД

Таким образом, большая часть произведении Алисы Ганиевой рассказывает читателю о жизни и быте кавказского народа. Описание нужд и чаянии молодого поколения, полного амбиции и стремящегося вырваться из обыденности, заставляет читателей, в частности, современную молодежь задуматься о своих жизненных приоритетах и об избрании верного пути. Творчество Ганиевой выполняет, можно сказать, эстетическую и воспитательную функции, что очень актуально в современный век глобализации и градации сознания и мышления современного поколения.

REFERENCES

1. Ганиева А. Салам тебе, Далгат! Изд-во: АСТ, Астрель// Редакция Е.Шубиной, - 2010, С. 2. http://loveread.ec/view global.php?id=37097

2. Камилова С. Э. Современный рассказ: содержательные векторы и повествовательные стратегии //Т.: Fan va texnologiya. - 2016.

3. Kamilova S.E., Arustamyan Y. Yu.Original projections of author's ^self^ in modern Russian and Uzbek short story | Оригинальные проекции авторского «я» в современном русском и узбекском рассказе Journal of Siberian Federal University - Humanities and Social Sciences, 2020. -Volume 13, Р. 2012-2026

4. Национальная программа поддержки и развития чтения. - [Электронный ресурс]// Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества. - 2007. -Режим доступа: www.mcbs.ru/chtenie -23.01.2017.

5. Fattakhova A. R. The modern literary process in Russian literature //EUROPEAN RESEARCH: INNOVATION IN SCIENCE, EDUCATION AND TECHNOLOGY. -2019. - С. 43-45.

6. ФАТТАХОВА А. Р. SKILL OF CREATING A SIMPLE SYSTEM IN MODERN LITERATURE (ON THE EXAMPLE OF THE NOVEL "HARDENED FEELINGS" AA GANIEVA) //Иностранные языки в Узбекистане. - 2019. - №. 6. - С. 237-244.

7. https://hook.report/2020/09/chitat-ne-vredno/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.