СТЕРЕОТИПЫ И СОВРЕМЕННОСТЬ (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ «КАВКАЗСКИЙ ЧЕЛОВЕК НА RENDEZ-VOUZ» А.ГАНИЕВОЙ)
Амина Рустамовна Фаттахова
Ташкентский государственный юридический университет
АННОТАЦИЯ
В данной статье на примере анализа произведения молодой писательницы Алисы Ганиевой особое внимание уделяется современному Кавказу, жизни современного дагестанского жителя, а также отношение к национальным традициям и обычаям.
Ключевые слова: современная литература, стереотип, образ, Кавказ, проблематика.
STEREOTYPES AND MODERNITY (ON THE EXAMPLE OF THE WORK "CAUCASIAN MAN ON RENDEZ-VOUZ" A. GANIEVA)
Amina Rustamovna Fattakhova
Tashkent State University of Law
ABSTRACT
This article, uses the example of the analysis of the work of young writer Alisa Ganieva, special attention is paid to the modern Caucasus, the life of a modern Dagestani resident, as well as the attitude to national traditions and customs.
Keywords: contemporary literature, stereotype, image, Caucasus, problematic.
ВВЕДЕНИЕ
Существует культурный стереотип восприятия современной литературы: её принято ругать, скептически оценивать достоинства произведений и не видеть значительных имён, определяющих лицо эпохи[1]. «Во все времена моя современность - объект брани по преимуществу. Достаточно ознакомиться с отзывами современников величайших эпох (по журналам, мемуарам, дневникам), чтобы убедиться, что тогда современность только бранили (во времена Пушкина современники жаловались на отсутствие литературы)» [2, С.234].
МЕТОДОЛОГИЯ
Рассказ «Кавказский человек на rendez-vouz» был напечатан Алисой Ганиевой в 2010 году и вошел в цикл произведений «Дагестанские очерки», который был опубликован в сборнике «Салам тебе, Далгат!». Данный рассказ является одним из первых произведений Ганиевой, где ключевым образом становится образ современного Кавказа и жизнь обычного дагестанского жителя. Произведение А. Ганиевой «Кавказский человек на rendez-vouz» написано в жанре очерка, где отражены в основном социальные проблемы.
Автор, основываясь на конкретных фактах и событиях, раскрывает обычаи, традиции и особенности быта своего народа, делится размышлениями о современной жизни.
В данном произведении показан обобщенный образ современного кавказского народа. Ганиева пытается разрушить стереотипное представление о кавказцах, размышляя о трафаретах кавказского мужчины: «Кавказцы часто вызывают интерес. Иногда доброжелательный, но чаще злой. Стереотипный образ кавказского мужчины весьма противоречив. Добрая душа, лихой танцор, гостеприимный, любвеобильный и темпераментный малый. Но чаще - торгаш, бандит, дикарь, бабник, бездельник, разбойник» [3, С.22].
Следует отметить, что русская классическая литература уделяла особое внимание Кавказу и ее жителям. В. Г. Белинский отмечал, что «с легкой руки Пушкина, Кавказ сделался для русских заветною страною не только широкой, раздольной воли, но и неисчерпаемой поэзии, страною кипучей жизни и смелых мечтаний!» [3, С.112].
РЕЗУЛЬТАТЫ
Пушкиным был создан романтический образ черкешенки, жертвующей жизнью ради светлой любви, ради свободы и счастья любимого. М.Ю. Лермонтов, продолжая романтическую тенденцию, воспел природу и душу Кавказа. Толстой, наоборот, постарался реалистически представить Кавказ. Писателю удалось с невероятно тонким психологизмом раскрыть особенности сложнейшего конфликта, основанного на глубоком, почти антагонистическом различии между двумя духовно-культурными формациями. Он сознательно лишает свой кавказский текст явных романтических наслоений. В. Маканин в рассказе «Кавказский пленный» (1994) также обращается к кавказской тематике, активно используя традиции Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского, исследует духовную составляющую человека и общества в условиях эскалации
религиозных и национальных конфликтов. Сегодня кавказская тема легко обнаруживается как в произведениях писателей, пишущих на русском языке, для которых этот регион является исторической родиной, так и собственно русских писателей, тяготеющих в своих художественных пристрастиях к самым различным направлениям и стилистическим принципам - от чисто реалистических до постмодернистских. Для некоторых из них внимание к теме Кавказа можно считать определяющим для всего творчества (Ф. Искандер, Д. Зантария, Ч. Гусейнов, А. Черчесов, А. Мамедов). Другие обращаются к ней с разной степенью регулярности (В. Максимов, А. Эбаноидзе, Г. Немченко, В. Пискунов, Б. Екимов, А. Битов, С. Довлатов). В одном-двух произведениях о Кавказе писали В. Астафьев, А. Ким, В. Маканин, В. Гроссман, И. Полянская, М. Чулаки, Д. Эсакия.
И вдруг «знакомый» всем Кавказ в произведениях Алисы Ганиевой начинает обрастать самыми разными лицами «от Ямала до Чили», не только не похожими, но и, в зависимости от местности, которую они населяют, кардинально отличающимися друг от друга.
Композиционный приём противопоставления позволяет выпукло представить современную действительность, быт, нравы, условия жизни и род деятельности жителей Дагестана: «В лакском Балхаре вы не найдете ни одного мастера. Только мастериц. Мужчина, прикоснувшийся к гончарному кругу, до недавнего времени карался штрафом в виде угощения для шести человек. Да и сейчас удел балхарца - заготавливать глину и топливо и распродавать готовую керамику на выезде. На большее он не имеет права. То же самое было в лезгинском Кахуле. При том, что в табасаранских селах Джули и Сулевкент -ровно наоборот. Гончарили только мужчины» [3, С.22].
Осмысляя вечную тему, автор поднимает ряд культурных и общественных вопросов: проблемы религии, семейные традиции и обычаи, взаимоотношения между мужчиной и женщиной, а также их роль в обществе.
ОБСУЖДЕНИЕ
Тема религии в Дагестане становится всё более актуальной только потому, что интерес к религии у молодых людей возникает как дань моде. Именно «модные тенденции» заставляют современного кавказца обратиться к религии и начать считать себя «верующим»: «В последнее время стало модным молиться... Кавказские мужчины, по крайней мере дагестанцы, издавна были поверхностными мусульманами.» [3, С.23]. И даже такое решение, как участие
в ваххабитских террористических организациях молодые люди принимают «ради прикола», абсолютно не задумываясь о последствиях. Религиозный аспект в очерке тесно взаимодействует с вопросами взаимоотношения кавказского мужчины с женщиной, способами распределения между ними прав и обязанностей. Бытует такое мнение, что кавказский мужчина по своей сути воинственный и темпераментный человек, «разговаривающих со страшным акцентом и понукающих жен». Однако же автор делится своими наблюдениями на этот счёт и выдвигает совсем иной непривычный для нас образ сильной и гордой женщины, умеющей не только постоять за себя, но и заниматься тяжелой работой по хозяйству: «До недавнего времени шуточное избиение мужчины толпой девушек за пределами села было обычным явлением... Поле, вода в издревле земледельческом Дагестане - сакральные понятия. Только женщина имеет право работать в поле, носить воду. » [3, С.22]. Сразу же складывается такое впечатление, что женщина с течением времени передала часть прав и обязанностей мужчине, а сама решила заняться воспитанием детей и созданием домашнего уюта.
В очерке ярко отражен конфликт времен, проявляющийся в описании жизни кавказского народа в древние времена и те изменения, которые произошли с ними за это время. Изменилось практические всё - от внешнего вида кавказского человека до его мировоззрения: «Увлечение последних лет - домашние порноролики на мобильных телефонах. Знакомишься с девушкой, обещаешь жениться, соблазняешь, снимаешь это на видео, а потом распространяешь по bluetooth среди знакомых» [3, С.23].
Автор играет роль стороннего наблюдателя, экскурсовода, повествующего о жизни и укладе дагестанского народа, о его самобытности, знакомит с древней культурой кавказского народа, противопоставляя её с современной жизнью. Создавая многоликий Кавказ, Ганиева с юмором и добродушием развенчивает стереотипный образ кавказского жителя: «Как мне говорила одна интеллигентная пожилая дама: «Что там у вас мужчины? Утром идут на базар, обвешивают покупателей, а потом режут барашка и жарят шашлык. » Ну да, ну да. А еще носят исключительно черное, имеют большие носы, разговаривают со страшным акцентом и понукают жен. » [3, С.22].
При помощи излюбленного приема противопоставления, автор знакомит читателя с особенностями национального характера дагестанского народа, который почитает многовековые и современные традиции. В произведении представлена галерея образов, где традиционные черты обычного кавказского жителя миксируются с повадками современного человека: «О кавказцах вообще
говорить трудно. Все очень разные. Особенно - в многоукладном Дагестане, где одно село отличается от другого, как Ямал от Чили (чего не скажешь о довольно однородной Чечне, например).» [3, С.22]. Причем характеристика образов построена на противопоставлении мужского и женского. А. Ганиева рассуждает о традиционной и современной форме занятости кавказского мужчины и женщины, выражая при этом свое индивидуальное отношение к каждому из них. Автор с юмором и любовью говорит о традиционном укладе жизни, особо подчеркивая чужеродность псевдоисламского образа жизни: «Горцы при всей своей воинственности во многих обществах уступали женщинам по статусу, хотя сейчас, в связи с бурной модой на исламский образ жизни, грани стираются. До недавнего времени шуточное избиение мужчины толпой девушек за пределами села было обычным явлением» [3, С.22].
ВЫВОД
Следует отметить особое отношение автора к женщинам. Если «основная форма досуга сельских мужчин - сидение на годекане, эдаком традиционном клубе и месте сбора» [3, С.22], то женщины в Дагестане всегда имели особый статус. Учитывая то, что «поле, вода в издревле земледельческом Дагестане -сакральные понятия», именно женщины имели право работать на поле и носить воду, а также могли себе позволить шуточное избиение случайно появившегося в селе незнакомого мужчины. Все это было обычным явлением для дагестанских жителей того времени. Однако советский режим внес свои коррективы: «советская власть в Дагестане освободила не женщину, а мужчину. Раньше дочь получала от родителей самое дорогое - землю (именно для того, чтобы земля не уходила чужакам, приняты были браки внутри одного села, общества). Сын получал только дом. После национализации земли женщины остались с утварью да матрасами и сильно проиграли мужчинам» [3, С.22].
Текст произведения сознательно лишен диалогов героев. Учитывая жанровое своеобразие произведения, важным становится автор и его восприятие описываемой действительности современного Кавказа.
REFERENCES
1. Urinboevna K. D. et al. Creation and use of teaching electronic multimedia books when teaching languages to learners and students in the republic of Uzbekistan //Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. - 2019. - Т. 11. -№. 10 Special Issue. - С. 1039-1045.;
2. Fattakhova A. R. The modern literary process in Russian literature //EUROPEAN RESEARCH: INNOVATION IN SCIENCE, EDUCATION AND TECHNOLOGY. -
2019. - С. 43-45.;
3. Расулмухамедова Д. Проблемы воссоздания образа Амира Темура в Узбекской драматургии периода независимости. - 2000.;
4. Ramazonov N. et al. INTERPRETATION AND ARTISTIC FUNCTION OF THE CONCEPT OF FAQR IN ALISHER NAVOI'S LYRICS //INTERPRETATION. -
2020. - Т. 29. - №. 5. - С. 1633-1641.;
5. Ramazanov N. ПОЭТИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КОНЦЕПТА ФАКР В ЛИРИКЕ АЛИШЕРА НАВОИ //Theoretical & Applied Science. - 2019. - №. 7. -С. 344-347.;
6. Матенов Р. Б. Стиль художественной литературы в аспекте лингвистической и литературоведческой стилистики //Молодой ученый. - 2014. - №. 19. - С. 663665.;
7. Kuchimov S., Ochilova N. Development of International and National Languages //International Journal of Innovative Technologies in Social Science. - 2019. - №. 5 (17). - С. 21-24.;
8. Бозорова Н. П. СПОСОБ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА ОФИСНЫХ ДОКУМЕНТОВ ВО ВРЕМЯ ПАНДЕМИИ //Review of law sc iences. - 2020. - №.
2.;
9. Чориев О. МЕСТО И РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ПРАВОВУЮ ТЕМАТИКУ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЮРИСТОВ //Review of law sciences. - 2018. - №. 1.;
10. Pulotjonovna N. B. Latest Studies of Latoif in Stories //International Journal of Progressive Sciences and Technologies. - 2020. - Т. 19. - №. 1. - С. 158-161.;
11. Зиямухамедова Ш. Гафур Гуломнинг "Менинг ^ригина болам" хдкояси лексикаси буйича мулохдзаларим ва хдкоя асосида тузилган кичкина конкорданс-луFат //Общество и инновации. - 2020. - Т. 1. - №. 1/s. - С. 211-215.;
12. Зиямухамедова Ш. Т. УЗБЕКСКИЕ ТЕРМИНЫ ИНФОРМАЦИОННО -КОММУНИКАЦИОННОЙ СФЕРЫ //КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ И НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. - 2019. - С. 95-102.;
13. Зиямухамедова Ш. УЗБЕК ТИЛШУНОСЛИГИДА ЗАМОНАВИЙ АХБОРОТ-КОММУНИКАЦИЯ ТЕРМИНЛАРИНИНГ УРГАНИЛИШИ //Oriental Art and Culture. - 2020. - №. III.;
14. Pulatova U. R. THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF ACADEMIC WRITTEN BY LAW STUDENTS //Наука, образование и культура. - 2020. - №. 2.
- с. 43-44.;
15. Yakubovna G. G. RELATIONSHIPS OF LEGAL TERMS //European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol. - 2019. - Т. 7. - №. 11.;
16. Гулямова Г. ИЗУЧЕНИЕ ГИПОНИМИИ И СИНОНИМИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ //Review o f law sciences. - 2020. - №. 2.;
17. Ниязова Н. РАБОТА НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЦИОНАЛЬНОЙ АУДИТОРИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ //Review of law sciences. - 2020. - №. 3.;
18. Choriev O. A. Role and significance of law oriented works in pre-service training of legal specialists //Review of law sciences. - 2018. - Т. 2. - №. 1. - С. 32.;
19. Пулатова У. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ //Review of law sciences. - 2020. - №. 2.;
20. Rustamovna F. A. The Outlines Of Life In Modern Literature (As An Example Of "Festive Hill", A Novel By A. Ganieva) //The American Journal of Social Science and Education Innovations. - 2020. - Т. 2. - №. 08. - С. 209-211.;
21. Расулмухамедова Д. Т. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МОДУЛЮ" УСТНОЕ ОБЩЕНИЕ" //XIV Виноградовские чтения. - 2018. - С. 284-286.;
22. ФАТТАХОВА А. Р. SKILL OF CREATING A SIMPLE SYSTEM IN MODERN LITERATURE (ON THE EXAMPLE OF THE NOVEL "HARDENED FEELINGS" AA GANIEVA) //Иностранные языки в Узбекистане. - 2019. - №. 6.
- С. 237-244.;
23. Матенов Р. О НОРМАХ ЛЕКСИЧЕСКОЙ ВАРИАНТНОСТИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕЧИ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ //Review of law sciences. - 2020. - №. 2.;
24. Bazarova N. et al. The basis of the word "heart" to become a poetic image //Journal of Advanced Research in Dynamical and Control Systems. - 2019. - Т. 11. - №. 7. -С. 982-991.;
25. Gulyamova G. Y. Legal Thesaurus-Factor Ensuring Terms Monosemanticity //Eastern European Scientific Journal. - 2019. - №. 1.;
26. Ниязова Н. МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ //Review of law sciences. - 2020. - №. 2.;
27. Матенов Р. Б. Принципы учета межпредметных связей при формировании навыков употребления вариантных единиц в речи студентов неязыковых вузов //Молодой ученый. - 2012. - №. 6. - С. 406-408.;
28. Niyazova N. J. THE ROLE OF REGIONAL TEXTS IN LANGUAGE LEARNING //Проблемы современной науки и образования. - 2020. - №. 1. - С. 41-46.;
29. Ochimov S. N. Diplomatik til asoslari. - Zhahon iqtisodiëti va diplomatic universiteti, 2002.;
30. D.Xoshimova О профессиональном саморазвитии и самосовершенствовании деятельности преподавателя юридического вуза: акмеологический анализ
31. O.Choriev Ёш юридик мутахассисларнинг ёзма нуткидаги имловий муаммолар ва уларни бартараф этишнинг самарали усуллари
32. U.Pulatova Issues on developing legal writing
33. Sh.Kuchimov Суд хужжатлари сифатини ошириш буйича амалий кулланма
34. D.Xoshimova Организация самостоятельной работы студентов с электронными мультимедийными книгами при обучении русскому языку
35. Тошматов О., Миргиязова М., Ёкубов У. ВАЖНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВЮРИСТОВ //Oriental Art and Culture. - 2020. - №. V.
36. Mustafakulovich R. M. THE CORE OF THE SURFACE AND DEEP APPROACHES IN THE FLT SETTINGS //International Scientific and Practical Conference" Innovative ideas of modern youth in science and education". - 2019. - С. 307-308.
37. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / М.М. Бахтин // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Художественная литература, 1975. - С. 234 - 407.