4. https://literratura.org/poetry/289-vsevolod-nekrasov-potom.html
5. Толстая Т. Кысь. - М.:Издательство АСТ Эксмо, 2000. - 280 с.
6. Эко У. Двойное кодирование. Откровения молодого романиста. https ://lit.wikireading.ru/32817
7. Шишкин М. Письмовник. - М.: Редакция Елены Шубиной, 2010 . - 416 с.
«Артур и Джордж» Дж.Барнса как опыт постмодернистской литературной биографии
Низамова М.
НУУз, Ташкент
J. Barnes's "Arthur and George" as postmodern literary biography
Nizamova M.
NUUz, Tashkent
Аннотация: В статье рассматриваются жанровые особенности историографического романа Дж. Барнса «Артур и Джордж», выявляются черты традиционного жанра литературной биографии, философского романа, детектива. Обращается внимание на использованные в романе приемы постмодернистской метапрозы.
Ключевые слова: литературная биография, историографический роман, постмодернистская стилистика, фактографичность, философский роман.
Abstracts: The paper research genre peculiarities of J. Barnes's historiographical novel "Arthur and George". Characteristic features of traditional genres - literary biography, philosophical novel, detective - revealed. The article studies postmodern methods used in the novel.
Keywords: literary biography, historiographical novel, postmodern stylistic, factuality, philosophical novel.
Одна из постоянных тем творчества Джулиана Барнса (род. 1946) -отношения литературы и жизни, художественного воссоздания жизненных явлений в искусстве слова. Последовательно отстаивая самостоятельность литературы и свободу писателя, Барнс исходит из убеждения: литература, «отказываясь от общезначимого сюжета, оказывается частной речью, обращенной к тем, кто хочет ее услышать» [7]. Именно этот смысл писатель вкладывает в часто повторяемую им фразу: «Роман - это не жизнь» [2, с. 7].
Рассмотрению вопросов литературы, личности и судьбы писателя и его произведений посвящены романы Д.Барнса «Попугай Флобера» (1984) и «Артур и Джордж» (2005). Эти романы, героями которых являются Г.Флобер и А.Конан Дойль, могут быть отнесены к жанру биографии, ставшему необыкновенно популярным в британской литературе рубежа XX-XXI веков.
Особую популярность у английских авторов получила литературная биография и прежде всего биография писателей предшествующего века, эпохи викторианства. Так, за сравнительно короткий период - последняя четверть XX
века - в Англии были опубликованы многочисленные литературные (писательские) биографии Д. Остен, Ч.Диккенса, сестер Ш. и Э.Бронте, У. Теккерея, Э.Троллопа и других викторианских прозаиков.
Одной из причин популярности жанра на рубеже веков стала настоятельная потребность осмыслить, пересмотреть проблему личности и ее судьбы в стремительно меняющемся, полном катаклизмов мире, попытка найти опору в опыте писателей прошлого. Отсюда и обращение авторов биографий к философским проблемам бытия. Данному вопросу посвящены исследования таких литературоведов, как Камилова С.Э., Гибралтарская О.Н., Эгамбердиева Г.М., Каминская Е.М., Хатамова Д.А., Алимова Н.Х., Екабсонс А.В., Балтабаева А.М., Ротанов А.Н., Юлдашева О.Б., Зингашина А.С., Ахмедова М.М.[4].
Отсюда также и сочетание в литературной биографии элементов различных жанров. Литературная биография давала возможность через изображение писателя представить тип человека в контексте истории, испытавшего на себе влияние времени и отразившего в своих произведениях происходившие исторические события, свой «век». На эту особенность литературной биографии, позволяющей воссоздать культурные приметы ушедшей в прошлое эпохи, указала Н. А. Соловьева: «биографии позволяют явственно ощущать атмосферу эпохи - не только общую ментальность, но и социальный быт во всей его конкретности... Эпоха и жизнь писателей в их взаимоотношениях становятся для нас яснее» [8, с. 371]. С другой стороны, как справедливо отметил С.Зенкин, биография - это «способ приблизить писателя к нашей эпохе, ввести его в нашу современную литературную ситуацию, установить с ним более или менее прямой диалог. Диалог с ним и с эпохой, в которой он жил» [3, с.93].
Британские постмодернисты с их «одержимостью историей» (М. Брэдбери) с не меньшим интересом, чем писатели -реалисты, исследуют жизненный путь, судьбу и творческие искания предшественников и прежде всего - эпоху, в которой они жили и творили. В частности, перу известного представителя английского постмодернизма Питера Акройда принадлежат несколько версий литературной биографии Ч.Диккенса, биографии Т.Чаттертона, Д.Мильтона.
В романах Д.Барнса органично сочетаются черты традиционной литературной биографии и постмодернистской историографической метапрозы. В романе «Попугай Флобера» - жизнеописании выдающегося французского писателя - использованы такие приемы постмодернистской техники как фрагментарность, соединение документального (в основном это письма) и художественного начал (выдуманные воспоминания), смешение биографического и автобиографического материала, множественность точек зрения, отсутствие единства в интерпретации прошлого. Критики отмечают, что «Попугай Флобера» «предстает текстом о неуловимости жизни. Он может быть воспринят и как методика демонстрации сюжета жизни, который принципиально нельзя пересказать. Но эта мысль не приводит к бездействию и пессимизму; наоборот, она оказывается основой деятельного чувства» [ 6, с.48].
В романе «Артур и Джордж» Барнс обратился к реальному событию и использовал сюжетную схему детектива, но вопрос о преступлении, его причинах, о реальном преступнике с самого начала книги отходит на второй план. Внимание автора сосредоточено на образах центральных персонажей; волей судьбы жизненные пути выдуманного героя Джорджа Идалджи и известного английского писателя Артура Конан Дойла оказываются переплетены. Читатель знакомится с предпосылками становления личностей персонажей, событиями их частной жизни, их психологией, возможными мотивами их поступков, с чувствами, переживаниями и надеждами. Эти черты сближают «Артура и Джорджа» с романом воспитания.
Сюжет романа основан на реальном событии, «деле о преступлениях в Грейт-Уайрли», широко освещавшемся в английской печати. Молодой юрист Джордж Идалджи, сын выходца из Индии, англиканского священника-парса и шотландки, по доносу обвинен в изощренном убийстве домашних животных. Доказать свою непричастность к преступлениям ему не удается. В тюрьме он впервые знакомится с творчеством Конан Дойла, прочитав рассказ «Собака Баскервиллей». Выйдя через несколько лет на свободу, не найдя работу по специальности и желая восстановить свое честное имя, Джордж обращается к писателю за помощью.
Жизнеописание Конан Дойла фактографично, основано на достоверных фактах: писатель был дипломированным офтальмологом но врачебной практикой занимался недолго; был чемпионом по крикету; с блеском расследовал сложные криминальные случаи, задолго до Шерлока Холмса применив дедуктивный метод. Конан Дойл - блестящий пример и доказательство утверждения ученых о свойственных людям и обычно нереализуемых ментальных способностях. О своих способностях Конан Дойл писал в книге «Воспоминания и приключения»: «В каждом человеке скрывается потенциал разных возможностей. Среди этих разнообразных вариантов моего внутреннего «Я» есть и умный, зоркий детектив, однако, чтобы найти его в действительной жизни, я должен отбросить все другие мысли и заботы: особое настроение охватывает меня, лишь когда рядом в комнате никого нет. Тогда я добиваюсь результатов, и несколько раз мне удалось методом Шерлока Холмса решить проблемы, которые ставили в тупик полицию» [5, с. 177]. Узнав историю Джорджа, Конан Дойл начал войну против несправедливой судебной системы и добился оправдания своего подопечного, не сумев, однако, найти истинного преступника.
Композиция романа проста, хронология событий последовательная. В первой части, «Начала», в попеременно следующих друг за другом главах, названных по именам героев, рассказано об их детстве. Построение первой части имеет целью создать читательское ожидание: несмотря на принадлежность героев разным социальным кругам, их жизненные пути должны пересечься. Вторая часть, «Начинающаяся концом», повествует в основном о Джордже (судебное следствие, годы в тюрьме), на втором плане -события личной жизни Артура (болезнь и смерть жены, его любовь к Джин). Только в третьей части, «Кончающаяся началом», герои встречаются, в жизни
каждого происходят важные перемены. В этой, как и в четвертой части, «Концы», на первый план выходит фигура Конан Дойла: 1930 год, Джордж узнает о смерти выдающегося писателя и приезжает на панихиду в Лондонский Альберт-Холл. Завершает роман краткое авторское послесловие о дальнейшей судьбе основных персонажей. Послесловие подчеркивает документальный характер книги. «Кроме письма Джин Артуру, все цитируемые письма, подписанные или анонимные, являются подлинными; так же, как цитаты из газет, правительственных докладов, выступлений в парламенте и произведений сэра Артура Конан Дойла» [1, с.509].
В романе не только рассказаны биографии «выдуманного» Джорджа и реально существовавшего Артура, но и созданы их подробные психологические портреты, при этом параллельное повествование о судьбах главных героев позволило автору ярче высветить фигуру каждого из них. В целом в повествовании образ Артура Конан Дойла занимает меньше страниц, чем образ Джорджа, но при этом является более живым и ярким. Создавая его, Барнс использовал биографии писателя, мемуары и воспоминания его современников. И все же его герой не похож на реального Конан Дойла. Одной из составляющих постмодернистской парадигмы является отказ от традиционного «я», подчеркивание множественности «я». Как считает английский литературовед Н.Кинг, в образе барнсовского героя получило «воплощение постмодернистское представление о личности как о динамичном сочетании разных идентичностей» [6, с.127]. Действительно, в отличие от образов цельных, лишенных противоречивости, героев викторианской литературы, как и в отличие от образа Джорджа Идалджи, Конан Дойла Барнса соединяет в себе черты разных натур. В нем уживаются врач и видный общественный деятель, спортсмен и детектив, правоверный католик и пропагандист спиритуализма, человек, страстно мечтавший о титуле рыцаря, - и отказавшийся от него. Конан Дойл Барнса - человек, ищущий правды, и не находящий согласия с самим собой. Главная черта, свойственная его характеру, - внутренний конфликт, затрагивающий все стороны его жизни, - подтверждает «множественность» постмодернистского образа, созданного Барнсом. В романе «Артур и Джордж» писатель создал яркий, интересный и при всей своей противоречивости живой образ выдающегося писателя- викторианца и - типичный образ героя постмодернистской литературы.
Литература
1. Барнс Дж. Артур и Джордж./Пер. с англ. И. Гуровой. - СПб.: ДОМИНО; М.: ЭКСМО, 2012.
2. Барнс Дж. Роман это живая материя: интервью (беседовал Ю. Сапожков) // Дж. Барнс // Лит. газ. - М., 2003, № 47.
3. Зенкин С. Жития великих святых. Фигуры иного в литературной биографии //Иностранная литература. № 4 - 2000.
4. S.E.Kamilova, Y.Y.Arustamyan Original Projections of Author's "Self' in Modern Russian and Uzbek Short Story// Journal of Siberian federal university -Humanities and Socials sciences. - Vol 13, 2020.p. 2012-2026; Гибралтарская О.
АКСИОСФЕРА СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ //Polish Journal of Science. - 2021. - №. 36-2. - С. 49-51.; Egamberdieva, G. M. "About the Khorezm fairy tales recorded by AN Samoylovich." POLISH JOURNAL OF SCIENCE 36-2: 36.; Khatamova D.A Historical and cultural background od typological study russian and uzbek literature. Journal of critical reviews/ ISSN-2394-5125 VOL 7, ISSUE 10, 2020; Каминская Е.М. Новелла С.Д. Кржижановского «Сбежавшие пальцы» в аспекте теоретической триады «текст-контекст-метатекст»/ Филологический аспект-, 2020. - № 6 - С.130-138; Алимова Н. X. План повествователя в новеллистике Р. Карвера //V Абаевские чтения. - 2018. - С. 333-337.; Екабсонс А.В. Концепт хронотопа в драматургии XX-начала XXI века// XIII Виноградовские чтения. - Екатеринбург - Ташкент, 2017. - С. 113-115; Балтабаева А.М. Притчевый характер повестей Сухбата Афлатуни // Polish journal of science., 2021. - № 36-2. - С.39-44.; Пулатова В.И. Антиутопическая концепция в творчестве Энтони Берджесса/ZScience and technology research. - Петразаводск.,2021 - P.104-108.; Юлдашева О.Б. Этапы становления кавказского пленника в русской литертуре// Наука и образование, 2021. - № 2.4. - С.507-515; Ротанов А. Н. Пути дальнейшего совершенствования учебников по литературе для школы //Молодой ученый. -2020. - №. 20. - С. 606-608.; Зиганшина А.С. Понятие гипертекста в эстетике современной прозы// XVI Виноградовские чтения в Узбекистане.-Ташкент,2020. - С.107-109.; Akhmedova M.M. Image of The "New Man" In Modern Literature on The Example of The Work of Zakhar Prilepin// International Journal of Academic Multidisciplinary Research (IJAMR). - Vol. 4 - Issue 12,Pages, 43-45.
5. Конан Дойл А. Воспоминания и приключения//А. Конан Дойл. Собр.соч. в 12 томах. Т. 11. - М.: 1993
6. Кинг Н. Память, Повествование, Идентичность: Воспоминание себя. -Изд-во Эдинбургского университета, 2000.
7. О'Коннелл Дж. Интервью с Джулианом Барнсом. 13 марта 2008 г. URL:// http://www.timeout.com/london/books/features/4416/Julian_Barnes-interview. html
8. Энциклопедический словарь английской литературы XX века / отв. ред. А. П. Саруханян; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького РАН. - М.: Наука, 2005.
Нравственность как идеологический доминант в интертекстуальной системе исторической романистики
Петрухина Н.М.
УзГУМЯ, Ташкент
Morality as an ideological dominant in the intertextual system of historical
romanism
Petrukhina N.M.
UzSUMYa, Tashkent