УДК 339.92
Способ ранжирования и оценки специальных характеристик продукции
в автомобильной промышленности в условиях применения международного стандарта менеджмента качества ISO/TS 16949
© Т.Г. Садовская, А.В. Смирнов МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Изложены особенности проведения анализа видов и последствий потенциальных отказов продукции в автомобильной промышленности в соответствии с международным стандартом ISO/TS 16949. Предложен способ ранжирования специальных характеристик и отслеживания их соответствия установленным требованиям. Даны рекомендации по формированию плана для упреждающего реагирования на выявленные несоответствия. Предложенный способ может применяться для выпускаемой и разрабатываемой продукции в автомобильной промышленности.
Ключевые слова: система менеджмента качества, специальная характеристика, ранжирование, уровень дефектности, оценка критичности.
Вступление России в ВТО, усиление открытости отечественной экономики и интеграция российских отраслей промышленности в мировую систему разработки, производства и сбыта продукции существенно повышают требования к обеспечению конкурентоспособности предприятий. Ключевым фактором конкурентоспособности любой организации и неотъемлемым элементом ее системы управления является система менеджмента качества (СМК), которая внедряется в соответствии с международным стандартом ISO 9001 и представляет собой совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством [1].
Однако стандартизация на основе требований ISO 9001 дает лишь основы для удовлетворения требований потребителей продукции, и в каждой отрасли промышленности создаются отраслевые модели СМК и вводятся свои собственные стандарты.
В автомобильной промышленности применяется система менеджмента качества, основанная на стандарте ISO/TS 16949 [2], который был разработан Международной рабочей автомобильной группой (International Automotive Task Force, IATF) и Японской ассоциацией автомобилестроителей (Japan Automobile Manufacturers Association, JAMA) при поддержке технического комитета TC 176 ISO. Действующая третья версия стандарта ISO/TS 16949 была выпущена в 2009 г. Она базируется на структуре стандарта ISO 9001:2008 и включает дополнения, характерные для автомобильной промышленности. В России аналогом ISO/TS 16949:2009 является
ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949-2009 «Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части» [3].
В настоящее время все ведущие мировые производители автомобилей требуют от поставщиков компонентов внедрения ISO/TS 16949:2009. Более того, это требование также распространяется по всей дальнейшей цепочке поставок: на поставщиков второго и последующих уровней. Фактически сертификация по стандарту ISO/TS 16949:2009 является для автомобилестроительного предприятия обязательной и означает получение лицензии на торговые операции.
Отличительная особенность ISO/TS 16949 заключается в определении требований к СМК в автомобильной промышленности с целью постоянного улучшения качества, предотвращения дефектов, снижения вариаций и потерь в цепи поставок. В этом стандарте установлено требование к организациям по обязательному использованию следующих инструментов:
• APQP (Advanced product quality planning) — перспективное планирование качества продукции и план управления;
• PPAP (Production part approval process,) — процесс одобрения производства компонента;
• FMEA (Failure mode and effects analysis) — анализ видов и последствий потенциальных отказов;
• SPC (Statistical process control) — статистическое управление процессами;
• MSA (Measurement System Analyses) — анализ измерительных систем.
В статье исследуются вопросы развития методик анализа видов и последствий потенциальных отказов FMEA. Ключевыми особенностями FMEA являются планирование и осуществление предупреждающих действий. Именно поэтому он должен стать одним из основных рабочих инструментов при проектировании новой продукции и процессов для постоянного улучшения качества на всех российских автомобилестроительных предприятиях. Вместе с тем отечественные эксперты признают, что эффективность применения метода FMEA в российской автомобильной промышленности снижается из-за формального внедрения. В результате 80% рабочего времени или больше тратится на «тушение пожаров» и исправление «вчерашних» ошибок [4]. Эффективность FMEA обеспечивается только при системном внедрении в тесной взаимосвязи с другими методами анализа и управления.
Актуальность внедрения FMEA обоснована также тем, что именно этот метод позволяет определить специальные и ключевые характеристики продукции и процесса, а значит — выполнить план качества освоения новой продукции.
Специальные характеристики [2, 3] — это характеристики продукции или параметры процесса производства, которые могут повли-
ять на безопасность или соответствие обязательным требованиям, пригодность, выполнение функции, рабочие характеристики или последующую обработку продукции. В рамках системы менеджмента качества на многих отечественных и зарубежных предприятиях разработана система ранжирования специальных характеристик продукции, позволяющая уделять наибольшее внимание при проектировании, постановке на производство, производстве и контроле самым важным характеристикам, обеспечивая тем самым лучшее качество произведенной продукции. Примеры ранжирования предприятиями специальных характеристик приведены в табл. 1.
Таблица 1
Примеры ранжирования специальных характеристик
Специальные характеристики Класс Символы идентификации специальных характеристик в конструкторской и технологической документации
Авто ВАЗ (РФ) Группа ГАЗ (РФ) ЬБ (Германия) Примечание
Характеристики, связанные с безопасностью 1 V <СС> А Ухудшает безопасность работы транспортного средства
Функциональные характеристики 2 0 Важная <БС> Потеря работоспособности
Значимая Ухудшение восприятия потребителем
Характеристики, связанные с процессом производства продукции 3 РК Ухудшение технологичности производства изделия и его качества
Однако в существующих системах ранжирования часто не формализована связь между уровнем специальной характеристики и уровнем качества продукции, что затрудняет управление качеством на предприятии. В данной статье приведена система ранжирования специальных характеристик, основанная на связи уровня специальной характеристики с допустимым уровнем дефектности по данной характеристике.
Целью статьи является разработка способа отслеживания соответствия продукции требованиям специальных характеристик и плана по реагированию в случае несоответствия. Предложенная система ранжирования специальных характеристик приведена в табл. 2.
Таблица 2
Предлагаемое ранжирование специальных характеристик
Ранг Описание
X Дефект, который может повлиять на безопасность потребителя
У Дефект, не соответствующий регламентам по безопасности
ъ Дефект, не соответствующий регламентам
1 Поломка, ведущая к невозможности использования автомобиля
2 Дефект, поломка (не ведущая к невозможности использования автомобиля) или отказ, требующий быстрого ремонта
3 Допустимый (терпимый) или мешающий работе дефект
4 Незамеченные или допускаемые потребителем дефекты
Для оценки выполнимости специальной характеристики для каждого уровня предлагаются два уровня дефектности, приведенные в табл.3.
Таблица 3
Оценка выполнимости характеристик по уровню дефектности
Уровень специальной характеристики Уровень дефектности (количество дефектов от общего количества произведенной продукции) для критичности
Средней Высокой
X 0,000007 % 0,0001 %
У 0,000007 % 0,0001 %
ъ 0,0001 % 0,001 %
1 0,0001 % 0,001 %
2 0,001 % 0,01 %
3 0,05 % 0,27 %
4* * Примечание: дл я четвертого ранга уровни дефектн юсти не нормируются
В случае отсутствия оцифрованных данных (для редких и дорогостоящих измерений и для характеристик с одной границей допуска) характеристике присваивается уровень выполнимости в соответствии с табл. 4.
Таблица 4
Экспертная оценка выполнимости характеристик
Оценка Выполнимость
А Высокая выполнимость. Процесс и оборудование хорошо известны (стандартны) и оцениваются как очень подходящие
В Выполнимы. Процесс и оборудование известны, относятся к стандартным и оцениваются как подходящие
Окончание табл. 4
Оценка Выполнимость
С Возможная выполнимость. Процесс и оборудование известны, вполне подходящие, но возможны непредвиденные отклонения
Б Сомнительная выполнимость. Процесс и оборудование определены, выполнимость сомнительная
Е Невыполнимы. Процесс и оборудование определены, средства не позволяют осуществить технические требования
Как видно из табл. 3, уровень дефектности для некоторых типов специальных характеристик настолько мал (например, для уровня X менее 7 дефектов на 100 млн изделий), что на практике это может означать полное отсутствие дефектов во всем произведенном объеме продукции для выполнения требований специальной характеристики. В связи с этим предложена методика, приведенная в табл. 5, позволяющая оценить уровень критичности с помощью статистических методов измерений.
Таблица 5
Методика оценки уровня выполнимости характеристики
№ шага Действия
1 Проведение большого количества измерений
2 Обработка измерений
3 Приведение распределения к нормальному
4 Оценка среднеквадратического отклонения о
5 Расчет коэффициента выполнимости (КВ): И КВ = —, 6 с где ^ — поле допуска на характеристику
6 Расчет уровня дефектности (УД): КВ (КВ ^ 1 з z2 УД = 1 2 ФI 1 = 1 2 Г e 2 dz 1 3 ) 0
7 Проведение оценки критичности
На практике может оказаться удобным проводить оценку критичности не по уровню дефектности, а по коэффициенту выполнимости. Это связано с отсутствием необходимости вычисления функции Лапласа и меньшим количеством значащих цифр коэффициента выполнимости (3 против 5-6 у уровня дефектности). Оценка критичности по коэффициенту выполнимости приведена в табл. 6.
Таблица 6
Оценка характеристик по коэффициенту выполнимости
Уровень специальной Коэффициент выполнимости для критичности
характеристики Средней Высокой
X 1,80 1,63
У 1,80 1,63
ъ 1,63 1,47
1 1,63 1,47
2 1,47 1,30
3 1,16 1
4 - -
Оценка критичности для характеристик, выполнимость которых определена экспертным путем, проводится в соответствии с табл. 7.
Таблица 7
Оценка критичности для характеристик с экспертно-определенной выполнимостью
Уровень Оценка критичности
характе- для присвоенной оценки выполнимости характеристики
ристики А В С Б Е
X Зеленый Оранжевый Красный
У Зеленый Оранжевый Красный
ъ Зеленый Оранжевый Красный
1 Зеленый Оранжевый Красный
2 Зеленый Оранжевый Красный
3 Зеленый Оранжевый Красный
По результатам оценки критичности специальной характеристики составляется план действий согласно табл. 8.
Таблица 8
План мероприятий по результатам оценки критичности
Критичность Действия
Высокая (красная) Выход из критической зоны посредством влияния на процесс и/или продукт. Возможны следующие действия. 1. Действия применительно к производственному процессу: осуществление анализа параметров, влияющих на разброс характеристик; разработка производственного оборудования, производственных инструментов при неудовлетворительном внутреннем разбросе (согласно обстоятельствам: новая технология, замена существующего оборудования, закупка нового оборудования и т. д.); развитие ассортимента, рабочего режима при неудовлетворительном разбросе технологических отклонений размеров и удовлетворительном внутреннем разбросе. (Примеры: обеспечение более частого повторного центрирования, мониторинг износа инструмента, применение экстренных мер в случае отклонений и т. д.)
Окончание табл. 8
Критичность Действия
Высокая (красная) 2. Работа с техническими требованиями для изменения функциональных требований (номинальные значения, интервал допуска и т. д.), возможное изменение конструкции
Средняя (оранжевая) Анализ параметров, влияющих на разброс характеристик и их мониторинг: - на этапе разработки; - в процессе массового производства
Нормальная (зеленая) 1. Оптимизация границ исследования возможностей процесса. 2. Рассмотрение, с точки зрения экономических перспектив, пригодности процесса и оборудования при условии высокой прогнозируемой осуществимости
Применение приведенного метода ранжирования специальных характеристик и предложенной связи между уровнем специальной характеристики и уровнем дефектности выпускаемой продукции позволяет оптимизировать проектирование и разработку продукции, определить план действий по доводке продукции, изготовить продукцию, соответствующую требованиям, при минимальных затратах на управление качеством.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Садовская Т.Г., Дадонов В.А., Дроговоз П.А. Анализ бизнеса. Ч. 3: Производственно-экономический потенциал наукоемкого предприятия. Москва, Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005, 280 с.
[2] ISO/TS 16949:2009 Quality management systems — Particular requirements for the application of ISO 9001:2008 for automotive production and relevant service part organizations. International Organization for Standardization, 2013, № 6. URL:http://www.iso.org/iso/catalogue_detail?csnumber=52844.
[3] ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949-2009 Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части. Русский регистр, 2013, № 6. URL:http://www.rusregister.ru/services/ mscertification/standards/detail/index.php?ID=116.
[4] Кудряшов А.В., Исаев С.В., Панюков Д.И., Климовских Д.В., Хромова Т.А. Круглый стол «Проблемы и причины формального внедрения FMEA». Стандарты и качество, 2011, № 11. URL:http://www.ria-stk.ru/mmq/adetail.php?ID=54321.
Статья поступила в редакцию 26.07.2013
Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом:
Садовская Т.Г., Смирнов А.В. Способ ранжирования и оценки специальных характеристик продукции в автомобильной промышленности в условиях применения международного стандарта менеджмента качества ISO/rS 16949. Инженерный журнал: наука и инновации, 2013, вып. 3. URL: http:// engjournal.ru/catalog/indust/hidden/65 8 .html
Садовская Татьяна Георгиевна — профессор кафедры предпринимательства и внешнеэкономической деятельности МГТУ им. Н.Э. Баумана, доктор технических наук, почетный работник высшего профессионального образования России. Автор свыше 120 научных работ, в том числе 12 монографий в области теории и методологии организационно-экономического проектирования корпораций, организационно-экономического анализа бизнеса, организации внешнеэкономической деятельности, процессно-ориентированного управления высокотехнологичными предприятиями. e-mail: [email protected]
Смирнов Алексей Вячеславович в 2013 г. окончил кафедру предпринимательства и внешнеэкономической деятельности МГТУ им. Н.Э. Баумана по программе второго высшего образования. e-mail: [email protected]