Научная статья на тему 'Инновационные технологии в автомобильном транспорте на базе стандартов ISO'

Инновационные технологии в автомобильном транспорте на базе стандартов ISO Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2724
377
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в автомобильном транспорте на базе стандартов ISO»

Смирнов А.А.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ НА БАЗЕ СТАНДАРТОВ ISO

Из всех видов транспорта в течение последних десятилетий наиболее интенсивно развивается автомобильный транспорт. В настоящее время во всех экономически развитых странах мира автомобильный транспорт по объему перевозок занимает ведущее место; в большинстве стран он занимает ведущее место и по транспортной работе. [1] На его долю приходится значительная часть всех грузовых перевозок в народном хозяйстве. Автомобиль широко используется для подвоза грузов к железным дорогам, речным и морским причалам, обслуживания промышленных торговых предприятий, работников сельского хозяйства, обеспечивает перевозки пассажиров. Миллионы автомобилей принадлежат гражданам и обслуживают их в быту.

Прошло буквально сто с небольшим лет с момента появления первого автомобиля, а уже нет практически сферы деятельности, в которой бы он не использовался. Поэтому автомобильная промышленность в экономике развитых стран является сейчас ведущей отраслью машиностроения. [2]

На протяжении всего XX века автомобилестроение было «промышленностью промышленностей», но принципиальных нововведений в продукции автомобильной отрасли не внедрялось вплоть до 80-х гг., прогресс преимущественно сводился в основном к обновлению внешнего оформления автомобиля, разработки дизайна очередных моделей. Начавшееся в мире в конце XX векеускорение научно-технического прогресса обусловило глубокие качественные сдвиги в автомобилестроении и технологический скачок в конструкции самого автомобиля. Придание автомобилю новых качественных характеристик было обеспечено пионерными разработками и новыми материалами, современными методами производства, масштабным использованием гибких производственных систем и робототехники, прогрессивной организацией трансграничного производства.[9]

Инновации, представляя собой базис научно-технического прогресса, позволяют получать конкурентные преимущества, как для отдельного предприятия отрасли, так и для всей страны в целом. Опыт экономически развитых стран показывает, что автопроизводители, строящие свою деятельность преимущественно на основе инновационного подхода и ставящие главной целью стратегического плана разработку новых автотранспортных средств (АТС), занимают ведущие позиции на рынке, увеличивают темпы развития, способны уменьшать расходы и увеличивать прибыль. Внедрение инноваций является практически единственным рычагом повышения конкурентоспособности производимой автотехники. Поэтому ведущие автопроизводители прилагают все усилия к тому, чтобы реализовывать стратегию производства АТС на основе инновационных процессов и технологий. [5]

Эти инновации могут затрагивать все сферы деятельности предприятия. Следует отметить, что любые довольно серьезные инновации в одной сфере деятельности предприятия, как правило, требуют немедленных изменений в объединенных участках, а иногда и общей перестройки организационных структур его менеджмента. [8]

Наряду с традиционным подходом, когда под инновациями понимались технологические изменения (внедрение новых продуктов, процессов или их модификация), все большее значение начинают приобретать организационные инновации. Их ярким примером может служить внедрение системы менеджмента качества (СМК). Этот процесс носит радикальный характер, так как при внедрении СМК в организации происходят существенные изменения ее бизнес-процессов. [10]

Существует множество убедительных примеров, свидетельствующих, что концентрация внимания на менеджменте качества позволяет организации позитивно влиять на итоговые финансовые показатели деятельности бизнеса, а именно повысить рентабельность, увеличить доходность на инвестиции и т. д. Например, к началу 80-х годов XX века по уровню качества промышленной продукции Япония вышла на первое место в мире. Доля японских фирм в общем объеме экспорта с 1970 - 1983 года возросла на 33,4%, а доля экспорта готовой промышленной продукции - на 60,3%. В середине 80-х годов XX века одной из первых американских организаций, пригласивших Э. Деминга помочь трансформировать свои операции, стала компания FORD MOTOR COMPANY, что позволило ей в1992 году стать лидером национальных продаж. [7]

Процесс создания и внедрений системы менеджмента качества предприятия можно считать инновационной деятельностью организации, поскольку он отвечает основным свойствам инноваций. Во-первых, обладать новизной - наличие СМК на предприятии предполагает внедрение новых методов организации и управления бизнес-процессами предприятия. Во-вторых, удовлетворяет рыночный спрос - СМК предполагает реализацию в деятельности предприятия основных принципов менеджмента качества, основным из которых является ориентация на потребителя. В-третьих, приносит прибыль производителю - СМК предполагает организацию производства таким образом, чтобы в деятельности предприятия реализовался принцип «ноль дефектов», а также СМК формирует имидж производителя на рынке, что обеспечивает ему устойчивое положение, за счет удержания или дальнейшего расширения доли рынка. [3]

Основным стандартом системы качества в автомобилестроении является международный стандарт ISO/TS16949 - «Системы менеджмента качества. Специальные требования по применению ISO 9001:2008 в организациях производящих автомобильную продукцию и запасные части к ней». Это отраслевой стандарт, разработанный для автомобильной промышленности на основе стандартов ISO9000. Стандарт был разработан Международной целевой группой автомобильной промышленности (InternationalAutomotiveTaskForce — IATF) и Японской ассоциацией производителей автомобилей (JapanAutomobileManufacturersAssociation — JAMA) при поддержке технического комитета международной организации стандартизации ISO/TC176 «Менеджмент качества и обеспечение качества».

Принципиальной отличительной чертой данных Технических условий является их практическая направленность, основанная на требованиях, которые автомобильные производители предъявляют к системам менеджмента качества своих поставщиков.

Несмотря на то, что процесс разработки и внедрения ISO/TS16949 базируется на стандарте ISO9001, он значительно превосходит его по жесткости требований, предъявляемых к опыту, знаниям и навыкам персонала. Кроме дополнительных требований в ISO/TS16949 также входят специальные руководства по: анализу видов и последствий потенциальных дефектов (на FMEA-процесс); анализу измерительных систем (MSA); процессам одобрения производства автомобильных компонентов (PPAP); планированию качества перспективной продукции и программы управления (APQP&CP); оценке систем качества (QSA); методам статистического управления процессами (SPC).

Применение данных руководств способствует повышению качества на всех этапах жизненного цикла продукции (проектирование, производство, контроль, хранение и эксплуатация) при помощи анализа статистических характеристик, статистического управления процессами, планирования качества, анализа «голоса потребителя», оценки действующей системы менеджмента качества и др. [4]

Вопрос внедрения стандарта ISO/TS 16949 для предприятий российского автопрома является первостепенным. Без внедрения стандарта ISO/TS 16949 нельзя не только стать поставщиком автосборочных заводов, но и вообще остаться в отрасли.Эффективная работа автомобильных заводов будет зависеть от того, как быстро они внедрят у себя современные стандарты на системы менеджмента качества, то есть преодолеют путь, который в свое время успешно прошли сегодняшние лидеры мирового автомобилестроения . [6]

В России процесс освоения ISO/TS16949 идет более сложным путем, нежели в странах, где данная спецификация применяется уже давно и эффективно. Сложности обусловлены тем, что Россия только выходит на мировой автомобильный рынок, принимая и разрабатывая на своих предприятиях международные стандарты качества в области автомобилестроения. [4]

Так "Группа ГАЗ" начала реализацию проекта по внедрению на своих предприятиях системы управления качеством. На первом этапе проекта (2009-2011 гг.) ISO/TS 16949 освоен и внедрен на 5 пилотных производственных площадках "Группы ГАЗ": в дивизионах "Легкие коммерческие автомобили" и "Автокомпоненты", на заводах АЗ "Урал", "Автодизель" (ЯМЗ) и ПАЗ. Затем опыт внедрения будет перенесен на другие дивизионы и предприятия Группы. [11]

В настоящее время 35 поставщиков АВТОВАЗа имеют систему менеджмента качества, соответствующую требованиям ISO/TS 16949 и более 50 ведут активную подготовку к сертификации по этому стандарту.В числе сертифицированных - производители различных видов подшипников ЗАО ''ВПК'' и ООО ''ЗМЗ-ПС'', изготовитель автомобильных стекол ОАО ' ' БСЗ' ', поставщик рулевого управления в сборе, воздушных фильтров, ограничителей дверей, элементов передней подвески ЗАО ''Мотор-Супер'', изготовитель электрооборудования ОАО ''Завод Автоприбор'', производители автомобильной электроники ОАО ''Роберт БОШ'', АО ''Геркон-Авто'' и ОАО ''ЭМЗ ''ПЕГАС''. [12]

Система менеджмента качества ОАО "КАМАЗ" в области проектирования, разработки, производства грузовых автомобилей и автобусов, запасных частей к ним признана соответствующей требованиям международного стандарта ИСО 9001:2008. И в настоящее время совершенствуется путем внедрения требований ISO/TS 16949 и его руководств: APQP, FMEA, MSA, SPC, PPAP.

При разработке и внедрении спецификации ISO/TS16949 представители высшего руководства должны создавать условия для внедрения и сертификации данной спецификации, чтобы в итоге разработанная система менеджмента действительно функционировала. [4]Специалистам по качеству предстоит выпол-

нить не только большой объем работы, но и постоянно заниматься мониторингом процесса внедрения СМК.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что разработка и внедрение эффективной системы менеджмента качества является на сегодняшний день необходимым аспектом развития предприятия, вовлеченного в сферу автопрома. Перспектива разрешения поставленной проблемы, позволяет предприятию развиваться инновационным путем, улучшать качество выпускаемой продукции, занимать высокие позиции на рынке и быть конкурентоспособным, организованно работать с поставщиками, и, что самое важное, удовлетворять и превосходить потребности и ожидания своих потребителей.

Таким образом, на основе зарубежного и отечественного опыта, можно сделать вывод: чем раньше

отечественные автопроизводители начнут внедрять СМК, основанную на требованиях стандарта ISO/TS16949:2009, тем быстрее они смогут догнать зарубежных конкурентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шапошников Ю.А. Развитие и функционирование автомобильного транспорта. - Барнаул: Изд-во

АлтГТУ, 2004 г.

2. Резник Л.Г., Карнаухов В.Н., Чумляков К.С, Лямзин А.М. Методические указания к практическим работам по дисциплине «Развитие и современное состояние мировой автомобилизации». - Тюмень: Изд-во Нефтегазовый университет, 2009 г.

3. Байда Е.А. Система менеджмента качества - составляющая инновационной политики организацию.

// Научные записки НГУЭУ - 2009 - №3

4. Боярова А. В. Проблемы внедрения и сертификации системы менеджмента качества для российских предприятий - поставщиков автомобильной промышленности. // Известия СПбГУЭФ. - 2010. - №5(65).

5. Даньшина В. А. Производство автотранспортных средств на основе инновационных процессов и технологий. // Материалы международного научного симпозиума "Автотракторостроение-2009" - 2009 г.

6. Дереберя С.П., Зубков Ю.П. О внедрении стандарта ИСО/ТУ 16949:2002. // Компетентность -2010 - №1(72)

7. Ларцева Т.А. Менеджмент качества как инструмент формирования устойчивой конкурентоспособности организаций автомобиле- и тракторостроения. // Материалы международной научно-технической

конференции ААИ "Автомобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров", посвященной 145-летию МГТУ "МАМИ" - 2010 г.

8. Полянский А.С., Дубинин Е.А., Дубинина И.Н. Перспективы внедрения инноваций на предприятиях

автомобильного транспорта. // ПраціТаврійськогодержавногоагротехнологічногоуніверситету.

Збірникнауковихпраць. - 2011. - Вип. 11. Т.1.

9. Шихмурадов С. Г. Инновационный подход как основной фактор развития конкурентоспособности в

автомобильной промышленности. // Материалы международной научно-технической конференции ААИ "Ав-

томобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров", посвященной 145-

летию МГТУ "МАМИ" - 2010 г.

10. Чайка В. А. Инновации и система менеджмента качества. - Режим доступа: http://quality.

eup.ru/MATERIALY10/innovation & smk.htm

11. "Группа ГАЗ" внедрит стандарт ISO/TS 16949. - Режим доступа:http://www.sartgm.ru/so-

stavi/gruzovie4656.html

12. поставщиков ОАО ' 'АВТОВАЗ' ' имеют сертификат ИСО/ТУ 16949. - Режим доступа:

http://www.motor-super.ru/news/archive/news1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.