Научная статья на тему 'СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПРОВОДКИ СУДОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПУТНИКОВЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ'

СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПРОВОДКИ СУДОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПУТНИКОВЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автоматическая лоцманская проводка / проводка судов / спутниковая навигационная система / система АИС / automatic pilotage / pilotage / satellite navigation system / AIS system

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Гурбанова Гызылгуль, Шаназаров Азат, Ишанкулыев Хемра

Целью автоматической лоцманской проводки судов является обеспечение безопасного плавания судов, предотвращение происшествий с судами и защита водной среды от загрязнения. Так как, использование лоцманской службы не всегда оправдано, во-первых, включается человеческий фактор, т.е. профессионализм и практические навыки лоцмана, что не всегда соответствует необходимым требованиям, во-вторых, природно-климатические условия то есть, проводка судов лоцманом в Туркменбашинском порту проводится при идеальных условиях погоды, в остальное время судам приходится находится на внешнем рейде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF AUTOMATIK PILOTAGE OF SHIPS USING SATELLITE NAVIGATION SYSTEMS

The purpose of automatic pilotage is ensuring the safe navigation of ships, preventing accidents with vessels and protection of the aquatic environment from pollution. Since the use of the pilotage service is not always justified. First of all, the human factor is included, i.e. professionalism and practical skills of a pilot, which does not always meet the necessary requirements. At the second, the natural and climatic conditions, that is the pilotage of ships in the Turkmenbashi port is carried out under ideal weather conditions, the rest of the time the ships have to be in the outer roadstead. Finding ships in the outer roadstead costs the seaport unstable, i.e. cause loss of profit and leads to additional costs associated with downtime of ships.

Текст научной работы на тему «СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПРОВОДКИ СУДОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПУТНИКОВЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ»

Б. Б. и др. 3-е изд., перераб. и доп. М., Недра, 1984. 344 с.

3. Большакова В.Д. Методы н приборы высокоточных геодезических измерений в строительстве. Под ред. В. Д. Большакова. М., «Недра», 1976, 335 с. Авт.: В.Д. Большаков, И.Ю. Васютинский, Е.Б. Илюшин и др.

4. Горбунова В. А. Инженерная геодезия: учеб. пособие [Электронный ресурс]: для студентов направления подготовки бакалавров 270800 Строительство, профиль Автомобильные дороги / В. А. Горбунова. - Электрон. дан. - Кемерово: КузГТУ, 2012.

5. Дементьев В. Е. Современная геодезическая техника и ее применения: Учебное пособие для вузов. - Изд. 2-е. - М.: Академический Проект, 2008. - 591 с. - (Фундаментальный учебник).

© Гулсарыев Ч., Италмазов Д., Мухаммедов Ш., 2023

Гурбанова Гызылгуль

Преподаватель кафедры «Эксплуатация водного транспорта», Институт инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана.

г. Ашгабад, Туркменистан Шаназаров Азат

Директор, Морская средняя профессиональная школа города Туркменбаши агентства «Turkmendenizderyayollary».

г.Туркменбаши, Туркменистан Ишанкулыев Хемра

Преподаватель, Морская средняя профессиональная школа города Туркменбаши агентства «Turkmendenizderyayollary».

г.Туркменбаши, Туркменистан

СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПРОВОДКИ СУДОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПУТНИКОВЫХ

НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ

Аннотация

Целью автоматической лоцманской проводки судов является обеспечение безопасного плавания судов, предотвращение происшествий с судами и защита водной среды от загрязнения. Так как, использование лоцманской службы не всегда оправдано, во-первых, включается человеческий фактор, т.е. профессионализм и практические навыки лоцмана, что не всегда соответствует необходимым требованиям, во-вторых, природно-климатические условия то есть, проводка судов лоцманом в Туркменбашинском порту проводится при идеальных условиях погоды, в остальное время судам приходится находится на внешнем рейде.

Ключевые слова: автоматическая лоцманская проводка, проводка судов, спутниковая навигационная система, система АИС.

METHOD OF AUTOMATIK PILOTAGE OF SHIPS USING SATELLITE NAVIGATION SYSTEMS

Abstract

The purpose of automatic pilotage is ensuring the safe navigation of ships, preventing accidents with

АКАДЕМИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУЧНАЯ АРТЕЛЬ»

vessels and protection of the aquatic environment from pollution. Since the use of the pilotage service is not always justified. First of all, the human factor is included, i.e. professionalism and practical skills of a pilot, which does not always meet the necessary requirements. At the second, the natural and climatic conditions, that is the pilotage of ships in the Turkmenbashi port is carried out under ideal weather conditions, the rest of the time the ships have to be in the outer roadstead. Finding ships in the outer roadstead costs the seaport unstable, i.e. cause loss of profit and leads to additional costs associated with downtime of ships.

Key words:

automatic pilotage, pilotage, satellite navigation system, AIS system.

В эру Возрождения новой эпохи могущественного государства под руководством Уважаемого Президента Сердара Бердимухамедова, наше государство - Туркменистан добивается высоких достижений в области экономики, политики, культуре и в других областях общественной жизни. Успешное выполнение политики и указаний Президента Туркменистана в развитии государства, в настоящее время является приоритетными задачами для каждой отрасли, в том числе для транспортного сектора Туркменистана. В настоящее время по навигационному каналу Туркменбашинского порта возможно прохождение только одного судна, остальные суда для соблюдения безопасного прохода вынуждены ожидать освобождения канала. Для прохождения по каналу одного судна требуется в среднем около 1,5 часа. Вынужденное ожидание судов освобождения канала составляет около 42-х часов в неделю, или одну неделю в месяц. Это служит причиной потери прибыли и приводит к дополнительным затратам.

Подходы к порту Туркменбаши (Красноводск) отличаются особой сложностью и требуют от капитанов судов предельной внимательности и высокого профессионализма. Небольшая глубина моря, наличие ветровых течений, извилистый фарватер, частые северные и северо-западные ветры являются основными факторами, которые усугубляют сложность проводки судов по заданному маршруту в данном районе. Подходной канал к Туркменбашинскому порту имеет большую длину и сложную конфигурацию. При движении судна по каналу оно оказывается под воздействием ветра любых направлений и может быть снесено на окружающие канал мели даже при небольших порывах ветра. В этих условиях даже опытному лоцману трудно удержать судно на нужном направлении. Поэтому при малейшем усилении ветра канал закрывается, а судно становится на якорь на внешнем рейде. Если судно не подошло к причальным стенкам порта, это значит, что стоит порт и портовое оборудование, простой которого обходится большими денежными потерями.

Основные результаты работы заключаются в следующем.

1. Предложено ввести дифференциацию аппаратуры автоматической радиолокационной прокладки в зависимости от габаритов'' и маневренных характеристик судна - ее носителя. В рамках подобной дифференциации признана необходимость создания САШ повышенной информативности для крупнотоннажных танкеров, управление которыми имеет ряд особенностей. К созданию таких САРП предложено подойти с позиций теории эргатических систем для оптимального распределения информационного потока между САРП и судоводителем.

2. Для автоматизации процесса анализа и оценки опасности ситуации сближения судов с учетом навигационных условий плавания предложено использовать аналитические фигуры опасных положений (ФОН), установлены зависимости для определения вида и количества рассматриваемых фигур и дано аналитическое описание ФОП в горизонтной, географически ориентированной системе координат МОЕ. Предложен вариант решения задачи предупреждения столкновений судов с использо-. ванием ФОЛ. Имитационное моделирование- позволило сделать вывод, что новый алгоритм выгодно отличается от подобных алгоритмов, применяемых в настоящее время.

3. Разработана методика двухканальной фильтрации по методу переключающегося алгоритма с использованием дополнительного нелинейного канала обработки, позволяющего, благодаря применению группового алгоритма фильтрации на основе математического аппарата марковских цепей, обнаруживать момент начала маневра встречного судна и получать достоверные параметры движения маневрирующей цели. Указаны пути повышения информативности существующих САРП с использованием подобного алгоритма.

4. С использованием теории нелинейной интегральной инвариантности получен алгоритм расчета параметров маневра уклонения своего судна от опасно маневрирующей цели. На основе полученного алгоритма, а также разработанных в предыдущих главах модулей анализа ситуаций сближения и обнаружения маневра цели произведен синтез структуры комплексной эргатической системы предупреждения столкновений судов. В качестве объекта установки разработанной системы предложены крупнотоннажные танкера типа "Крым" Новороссийского морского пароходства. Также показано, что математическая модель движения судов этого типа может быть создана на базе уравнения в форме Номото. По данным натурных испытаний т/х "Совнефть" рассчитаны коэффициенты К® их( математической модели, качество которой проверено методами численного моделирования. Результаты моделирования приведены в виде графиков. Создана математическая модель разработанной эргатической системы ЦОС, с помощью которой получена аналитическая зависимость, позволяющая учитывать инерционность объекта управления. Проверка функционирования эргатической системы ПСС. показала достаточную» надежность ее работы в различных режимах и универсальность в решении самых разнообразных задач, связанных с расхождением судов с использованием САРП.

Эта система даст успешные результаты не только морскому флоту Туркменистана, но и другим государствам прикаспийского региона. Предлагаемый способ приведет к дополнительной прибыли от судо- заходов и выходов, от портовых услуг, разгрузочно-погрузочных работ. Кроме того, сокращение времени простоя повысит привлекательность порта для клиентов, что также повлияет на увеличение грузооборота в целом. Реализация проекта позволит обеспечить безопасное прохождение канала в соответствии с международными стандартами и повысить качество охраны окружающей среды.

Список использованной литературы:

1. Кодекс торгового мореплавания Туркменистана город Ашхабад 2008 г. 23 октябрь № 22-Ш.

2. Генеральный план развития Туркменбашинского международного морского порта и Туркменского морского торгового флота до 2020 года. www.turkmenmartitime.gov.tm

©Гурбанова Г., Шаназаров А., Ишанкулыев Х., 2023

Овечкина Анастасия Игоревна,

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

г. Москва, РФ

СРАВНЕНИЕ ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ С++ И С# Аннотация

В статье дается сравнение двух языков программирования: C++ и C#. Анализируются особенности и назначения языков. Рассматриваются возможности и скорость работы языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.