Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРАВА ПЛАВАНИЯ БЕЗ ЛОЦМАНА НА ПРИМЕРЕ ГРУППЫ КОМПАНИЙ «ЯРБУНКЕР»'

ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРАВА ПЛАВАНИЯ БЕЗ ЛОЦМАНА НА ПРИМЕРЕ ГРУППЫ КОМПАНИЙ «ЯРБУНКЕР» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
перевозки в международном сообщении / лоцманская проводка / район обязательной лоцманской проводки / Керчь-Еникальский канал / право плавания без лоцмана / лоцманская служба / расходы компании / экономия. / international transportation / mandatory pilotage area / Kerch-Yenikalsky Canal / right to sail without a pilot / pilotage service / company expenses / economy.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вершинина Елена Ивановна, Новиков Алексей Васильевич

В данной статье рассматривается один из путей уменьшения расходов судоходной компании за счёт сокращения простоев судна путём получения права плавания без лоцмана в районе обязательной лоцманской проводки Керчь-Еникальского канала. Рассчитаны затраты компании при осуществлении лоцманской проводки наёмным лоцманом и при прохождении канала капитаном судна самостоятельно. Приведены основные выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

JUSTIFICATION OF THE FEASIBILITY OF OBTAINING THE RIGHT TO SAIL WITHOUT A PILOT ON THE EXAMPLE OF THE «YARBUNKER» GROUP OF COMPANIES

This article discusses one of the ways to reduce the costs of a shipping company by reducing the downtime of the vessel by obtaining the right to sail without a pilot in the area of mandatory pilotage of the Kerch-Yenikalsky Canal. The company's costs are calculated when conducting pilotage by a hired pilot and when passing the channel by the ship's captain independently. The main conclusions are given.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРАВА ПЛАВАНИЯ БЕЗ ЛОЦМАНА НА ПРИМЕРЕ ГРУППЫ КОМПАНИЙ «ЯРБУНКЕР»»

VI Международная научно-практическая конференция УДК 656.614.3

Вершинина Елена Ивановна Vershinina Elena Ivanovna

Магистрант Master's degree student Новиков Алексей Васильевич Novikov Alexey Vasilyevich

доцент, кандидат технических наук Associate Professor, Candidate of Technical Sciences Волжский государственный университет водного транспорта

Volga State University of Water Transport

ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРАВА ПЛАВАНИЯ БЕЗ ЛОЦМАНА НА ПРИМЕРЕ ГРУППЫ КОМПАНИЙ «ЯРБУНКЕР»

JUSTIFICATION OF THE FEASIBILITY OF OBTAINING THE RIGHT TO SAIL WITHOUT A PILOT ON THE EXAMPLE OF THE «YARBUNKER»

GROUP OF COMPANIES

Аннотация. В данной статье рассматривается один из путей уменьшения расходов судоходной компании за счёт сокращения простоев судна путём получения права плавания без лоцмана в районе обязательной лоцманской проводки Керчь-Еникальского канала. Рассчитаны затраты компании при осуществлении лоцманской проводки наёмным лоцманом и при прохождении канала капитаном судна самостоятельно. Приведены основные выводы.

Annotation. This article discusses one of the ways to reduce the costs of a shipping company by reducing the downtime of the vessel by obtaining the right to sail without a pilot in the area of mandatory pilotage of the Kerch-Yenikalsky Canal. The company's costs are calculated when conducting pilotage by a hired pilot and when passing the channel by the ship's captain independently. The main conclusions are given.

Ключевые слова, перевозки в международном сообщении, лоцманская проводка, район обязательной лоцманской проводки, Керчь-Еникальский канал, право плавания без лоцмана, лоцманская служба, расходы компании, экономия.

Keywords: international transportation, mandatory pilotage area, Kerch-Yenikalsky Canal, right to sail without a pilot, pilotage service, company expenses, economy.

«Вопросы развития современной науки и техники»

Совершенствование деятельности транспортной компании (ТК) является

актуальной проблемой для любой организации. В большинстве случаев целью совершенствования деятельности является уменьшение расходов или получение дополнительной прибыли. Существуют различные способы достижения этой цели. В данной статье будет представлен один из возможных вариантов уменьшения расходов транспортной компании на примере группы компаний «Ярбункер».

В группу компаний «Ярбункер» входят ООО «ТК «Ярбункер» и ООО «СК Ярбункер». Основные направления деятельности группы компаний (ГК): бункеровка судов на реке Волга, перевозка судового топлива, жидких химических грузов и генеральных грузов в международном сообщении.

ГК эксплуатируются в основном нефтеналивной флот: танкера (Ленанефть-621), танкера-химовозы (Волгонефть-165, Волгонефть-252, Волгонефть-630), сухогрузы типов Волго-Балт и Сормовский. Кроме того компания использует бункеровочные базы и барже-буксирные составы (ОТ-2064, ОТА-951, Угличанин, нефтеналивная баржа Соть).

ГК осуществляет свою деятельность на внутренних водных путях Российской Федерации, а также в Чёрном, Азовском, Каспийском, Средиземном морях. Основные направления перевозок Ростов-на-Дону - Турция (Мерсин, Самсун), Туркменбаши - Запорожье, Таганрог - Кавказ, Ростов-на-Дону -Кавказ.

В табл.1 представлен объём перевозок компании за 2020 год.

Таблица 1. Объёмы перевозок за 2020 год

Наименование груза Объём, т

Подсолнечное масло 44 513,715

Технические масла 18 159,78

Дизельное топливо 4 748,95

Тяжёлая смесь пиролизов 6 209,15

Топливо бункеровочное 48 229,08

Газойль 11 999,01

Бензин 3 940,69

Нафта 4 330,60

Топливо судовое 200 301,94

VI Международная научно-практическая конференция

Продолжение Таблицы 1

Кукуруза 25 824,873

Ячмень 5 019,48

Пшеница 5 869,00

Соль в биг-бегах 3 156,549

Цемент в биг-бегах 2 867,000

Семена подсолнечника на паллетах 2 971,219

Лузга подсолнечника на паллетах (шрот) 2 043,929

Итого 390 184,959

География деятельности компании диктует свои условия, связанные с труднопроходимыми участками. Одним из них является Керченский пролив, который входит в перечень районов обязательной лоцманской проводки (ОЛП). Это значит, что для его прохождения необходимо привлечение услуг лоцмана.

Районами обязательной лоцманской проводки являются следующие участки (рис.1):

- Керчь-Еникальский канал (КЕК) от светящегося буя №1 до Варзовского буя осевого;

- Керченский подходной канал;

- подходной канал рыбного порта;

- подходной канал порта Камыш-Бурун;

- участок Крым акватории морского порта Керчь;

- участок Керченский торговый порт акватории морского порта Керчь;

- участок рыбный порт акватории морского порта Керчь;

- порт Камыш-Бурун акватории морского порта Керчь;

- Таманский судоходный путь, состоящий из фарватера №50, участка перехода между фарватерами №50 и №52 и фарватера №52;

- зона паромной переправы [1].

Рис. 1. Схема морского порта Керчь

Пользование услугами лоцмана требует финансовых затрат. Кроме затрат на лоцманскую проводку, проблемой является также ожидание. Нехватка лоцманов в большинстве случаях приводит к простою судна продолжительностью в несколько часов и, соответственно, к дополнительным затратам на содержание судна на стоянке.

Основной идеей в решении этого вопроса является получение права плавания без лоцмана для всех капитанов судоходной компании. По предварительной оценке реализация данного мероприятия позволит:

- сократить время кругового рейса за счёт сокращения ожидания лоцманской проводки;

- уменьшить затраты компании на оплату услуг лоцманов;

- повысить численность квалифицированных кадров организации.

13

VI Международная научно-практическая конференция Право плавания без лоцмана в районах ОЛП морского порта Керчь и на

подходах к нему предоставляется капитану судна в соответствии со следующими

приказами Министерства транспорта РФ:

Приказ Министерства транспорта РФ от 06 ноября 2020 г. N 446 «Об

утверждении Порядка предоставления капитану судна права осуществлять

плавание без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки» [2].

Приказ Министерства транспорта РФ от 21 октября 2015 г. N 313 «Об

утверждении обязательных постановлений в морском порту Керчь» [3].

Согласно порядку проведения испытаний, кандидат направляет в

администрацию морского порта Керчь необходимые документы: заявление,

копии паспорта и квалификационного документа (диплома), согласие на

обработку персональных данных, документальное подтверждение стажа работы

в должности капитана судна не менее 3-х лет. А также направляются копии

лоцманских квитанций или подтверждение от судоходной компании об

осуществлении не менее 12 проходов КЕК с лоцманом или самостоятельно в

запрашиваемом районе ОЛП за год до даты направления заявления.

После успешного прохождения тестирования и устного собеседования

издаётся распоряжение «О предоставлении права капитанам судов осуществлять

плавание без лоцмана». Документ подписывается капитаном порта и

оформляется отдельно для каждого района ОЛП.

Чтобы выяснить какое влияние получение права плавания без лоцмана

окажет на компанию, рассмотрим один рейс танкера-химовоза «Навиджер-1».

Расходы за транзитный проход по КЕК взяты из дисбурсментского счёта и

представлены в виде диаграммы на рис.2. Общая сумма по счёту составляет

133123 руб., статья «Лоцманская проводка» имеет долю, равную 26,6% (34727

руб. за два прохода) от общей суммы.

Рис. 2. Расходы на транзитный проход Керчь-Еникальского канала

Рассчитаем расходы компании с привлечением лоцмана ФГУП «Росморпорт» и при самостоятельном прохождении КЕК капитаном. В расчетах необходимо учесть затраты на лоцманскую проводку, затраты на топливо и на оплату труда членов экипажа за время ожидания лоцмана:

= . + 3 + 3„

общ ЛПобщ топл от

(1)

3

где ЛПобщ - затраты на лоцманскую проводку, руб./год;

Зтопл - затраты на топливо, руб./год;

Зот - затраты на оплату труда за время простоя, руб./год. За 2020 год было совершено всего 19 проходов Керчь-Еникальского канала. Расчёт затрат на лоцманскую проводку за год будет осуществляться по следующей формуле:

3 , С пп П

'ЛПобщ ^ЛП

(2)

С

где ЛП - стоимость одной проводки лоцманом, руб.;

п - количество проходов за год, ед./год. Таким образом, получаем:

Зшв 17364*19 = 329916 г/ ЛПобщ руб./год.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среднее ожидание лоцмана составляет 6 ч при каждом проходе канала.

Рассчитаем расходы на топливо за время простоя:

VI Международная научно-практическая конференция

З = С * я * * * п

топл топл о (3)

С

где топл - стоимость топлива (принята 520 $/т), руб./т;

я - количество топлива, потраченное во время простоя, т/ч.

* - время простоя, ч.

З = 38610*0,13*6*19 = 572200 топл руб/год.

Оплата труда членов экипажа за время простоя составляет:

Ф

З * * * п

от 24 , (4)

где Фсут - суточный фонд заработной платы (составляет 43667 руб./сут).

л о /С/С'7

Зот =-* 6 * 19 = 207418

24 руб./год.

Рассчитаем по формуле (1) общие расходы компании на лоцманскую проводку:

ЗА = 329916 + 572200 + 207418 = 1109534 г/ общ руб./год.

Чтобы оценить разницу между двумя вариантами прохождения канала (с лоцманом и без лоцмана), рассчитаем затраты на получение права плавания без лоцмана и дополнительную плату капитану.

Расходы на получение права плавания без лоцмана включают в себя госпошлину, затраты на транспорт и командировочные. Госпошлина составляет 1350 руб., затраты на транспорт можно принять до 20000 руб., командировочные 5000 руб. В сумме получаем 26350 руб. Данные затраты являются переменными и зависят от места и времени вылета или выезда.

З = З + З

—' 7Т7ТС и —'1

ППБЛ пер кап

(5)

З

где пер - затраты на госпошлину, транспорт и командировочные, руб.;

Зкап - плата капитану за каждый проход канала без лоцмана, руб. Решением компании принято, что каждый проход по каналу будет оплачиваться капитану в размере 3000 руб.

Зкап = Ст * п, (6)

где Ст - ставка за один проход пролива.

З = 3000*19 = 57000 г., кап руб./год.

Зцпбл = 26350 + 57000 = 83350 руб/год.

Таким образом, были получены затраты по двум вариантам работы - с наёмным лоцманом и в случае, когда сам капитан судна имеет право плавания без лоцмана. По истечении 2-х лет необходимо снова сдавать квалификационные испытания, поэтому экономия компания составит в первый год:

3 = 1109534 - 83350 = 1026184 руб/год

З

Во второй год необходимо исключить переменные затраты ( пер) и учесть только плату капитану:

3 = 1109534 - 57000 = 1052534 руб /год

В данной статье на примере группы компаний «Ярбункер» было показано, как влияет на расходы компании пользование услугами лоцманской службы, а также был предложен вариант снижения данных затрат, который в настоящее время успешно применяется также такими судоходными компаниями, как ООО «Волготранс», АО «АнРуссТранс», ООО «Прайм Шиппинг». Проведённые исследования можно применять в работе других судоходных компаний, деятельность которых осуществляется в районах с ОЛП.

Библиографический список:

1. ФГБУ «Администрация морских портов Чёрного моря» [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://bsamp.ru/section-view-nolocman-kerch (дата обращения 08.03.2021)

2. Приказ Министерства транспорта РФ от 06 ноября 2020 г. N 446 «Об утверждении Порядка предоставления капитану судна права осуществлять плавание без лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки» [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400065082/ (дата обращения 15.03.2021)

VI Международная научно-практическая конференция

3. Приказ Министерства транспорта РФ от 21 октября 2015 г. N 313 «Об

утверждении Обязательных постановлений в морском порту Керчь» [Электронный ресурс]. - Режим доступа

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_188207/ (дата обращения 15.03.2021)

4. Справочник по материально-техническому снабжению и сбыту / В.С. Куротченко. - 2-е изд., перераб. - Москва : Экономика, 1976. - 137-142 с.

5. Дмитриев В.И., Найденов Е.В. Перевозка грузов морем // Учебник. -Москва : Моркнига, 2021 г. - 151-157 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.