Научная статья на тему 'Отдельные правовые аспекты деятельности по обеспечению судоходства (на примере Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росмопорт»)'

Отдельные правовые аспекты деятельности по обеспечению судоходства (на примере Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росмопорт») Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
120
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
лоцманская проводка / морское право / лоцманы / правовые основы / РФ / история лоцманского дела / становление института лоцманов / pilotage / law of the sea / pilots / legal framework / the Russian Federation / history of pilotage / the formation of the in- stitute of pilots.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алина Петровна Никитина

Рассмотрены как наиболее значимые уставные виды деятельности Азовского бассейнового филиала в морских портах Азов, Ростов-на-Дону и Таганрог лоцманские услуги. Специалисты службы лоцманских проводок Азовского бассейнового филиала обладают высокой квалификацией и большим практическим опытом. Профессиональная подготовка лоцманов филиала соответствует требованиям Положения о морских лоцманах Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 22 июля 2008 г. No 112 «Об утверждении Положения о морских лоцманах Российской Федерации». Раскрываются положения оплаты лоцманской проводки в Азовском бассейне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEPARATE LEGAL ASPECTS OF ACTIVITY ON MAINTENANCE OF SHIPPING (ON THE EXAMPLE OF THE AZOV BASIN BRANCH OF FSUE «ROSMOPORT»)

In the article, the author considers one of the most significant statutory activities of the Azov Basin Branch in the seaports of Azov, Rostov-on-Don and Taganrog, pilotage services. Experts of the pilotage service of the Azov Basin Branch are highly qualified and have great practical experience. The professional training of the branch pilots complies with the requirements of the Regulations on Sea Pilots of the Russian Federation, approved by order of the Ministry of Transport of Russia of July 22, 2008 No. 112 «On Approval of the Regulations on Sea Pilots of the Russian Federation». The author discloses the provisions of the payment pilotage in the Azov basin.

Текст научной работы на тему «Отдельные правовые аспекты деятельности по обеспечению судоходства (на примере Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росмопорт»)»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 340 ББК 67

DOI 10.24411 /2073-0454-2019-10070 © А.П. Никитина, 2019

Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СУДОХОДСТВА (НА ПРИМЕРЕ АЗОВСКОГО БАССЕЙНОВОГО ФИЛИАЛА ФГУП «РОСМОПОРТ»)

Алина Петровна Никитина, заведующая кафедрой «Морское и таможенное право», кандидат юридических наук, доцент

Юридический институт ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» (299053, Севастополь, ул. Университетская, д. 33) E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассмотрены как наиболее значимые уставные виды деятельности Азовского бассейнового филиала в морских портах Азов, Ростов-на-Дону и Таганрог лоцманские услуги. Специалисты службы лоцманских проводок Азовского бассейнового филиала обладают высокой квалификацией и большим практическим опытом. Профессиональная подготовка лоцманов филиала соответствует требованиям Положения о морских лоцманах Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 22 июля 2008 г. N° 112 «Об утверждении Положения о морских лоцманах Российской Федерации». Раскрываются положения оплаты лоцманской проводки в Азовском бассейне.

Ключевые слова: лоцманская проводка, морское право, лоцманы, правовые основы, РФ, история лоцманского дела, становление института лоцманов.

SEPARATE LEGAL ASPECTS OF ACTIVITY ON MAINTENANCE OF SHIPPING (ON THE EXAMPLE OF THE AZOV BASIN BRANCH OF FSUE «ROSMOPORT»)

Alina P. Nikitina, manager of «Maritime and Customs Law» department, candidate of legal sciences, associate professor Legal institute FGAOU VO «The Sevastopol state university» (299053, Sevastopol, ul. Universitetskaya, d. 33) E-mail: [email protected]

Annotation. In the article, the author considers one of the most significant statutory activities of the Azov Basin Branch in the seaports of Azov, Rostov-on-Don and Taganrog, pilotage services. Experts of the pilotage service of the Azov Basin Branch are highly qualified and have great practical experience. The professional training of the branch pilots complies with the requirements of the Regulations on Sea Pilots of the Russian Federation, approved by order of the Ministry of Transport of Russia of July 22, 2008 No. 112 «On Approval of the Regulations on Sea Pilots of the Russian Federation». The author discloses the provisions of the payment pilotage in the Azov basin.

Keywords: pilotage, law of the sea, pilots, legal framework, the Russian Federation, history of pilotage, the formation of the institute of pilots.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Никитина А.П. Отдельные правовые аспекты деятельности по обеспечению судоходства (на примере Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росмопорт»). Вестник Московского университета МВД России. 2019;(2):49—52.

Азовский бассейновый филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Росмопорт» (далее — «Филиал») был создан на основании приказа ФГУП «Росмопорт» от 6 июня 2011 г. и находится в Ростове-на-Дону. Данное предприятие основывает свою деятельность, в первую очередь, на Уставе ФГУП «Росморпорт» [6], а также изменениях к нему, соответствующих Федеральных законах, указах Президента Российской Федерации; постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации; актах федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации; актах ФГУП «Росморпорт».

«Положение об Азовском бассейновом филиале Федерального Государственного унитарного предприятия «Росмопорт» (новая редакция)» [2] было принято 27 июля 2012 г. В соответствии с данным документом одним из основных направлений деятельности Азовского бассейнового филиала является:

♦ создание, содержание, эксплуатация и развитие закрепленного за ФГУП «Росморпорт» федерального имущества, в том числе имущественного комплекса, обеспечивающего безопасность мореплавания;

♦ выполнение работ (оказание услуг) в морских портах: Азов, Ростов-на-Дону и Таганрог;

♦ обеспечение мер по реализации федеральных целевых программ развития морского транспорта и объектов портовой инфраструктуры в морских портах Ростовской области.

Одним из наиболее значимых уставных видов деятельности Азовского бассейнового филиала в морских портах Азов, Ростов-на-Дону и Таганрог, являются лоцманские услуги.

Азовский бассейновый филиал ФГУП «Росмор-порт» предоставляет лоцманские услуги судам всех типов, осуществляющим судозаходы в морские порты Азов, Ростов-на-Дону и Таганрог, а также при следовании судов через Азовское море.

Численность службы лоцманских проводок Азовского бассейнового филиала составляет 16 лоцманов, из них: лоцмана 1-й категории — старшие смены — шесть человек, лоцмана 1-й категории — восемь человек, лоцмана 2-й категории — два человека.

Специалисты службы лоцманских проводок Азовского бассейнового филиала обладают высокой квалификацией и большим практическим опытом. Профессиональная подготовка лоцманов филиала соответствует требованиям Положения о морских лоцманах РФ, утвержденного приказом Минтранса России от 22 июля 2008 г. № 112 «Об утверждении Положения о морских лоцманах РФ» [1].

Теоретическая и тренажерная подготовка при повышении квалификации морских лоцманов Азовского бассейнового филиала проводится в российских образовательных учреждениях профессионального образования, в частности, в Институте водного транспорта им. Г.Я. Седова — филиале ФГБОУ ВПО «ГМУ им. адмирала Ф.Ф. Ушакова (г. Ростов-на-Дону), в навигационном учебно-тренажерном центре «Вега» (г. Ростов-на-Дону), в негосударственном образовательном учреждении Учебно-тренажерный центр «ГАЛС» (г. Ростов-на-Дону).

Служба лоцманских проводок Азовского бассейнового филиала располагает необходимыми судами и транспортными средствами для своевременной доставки лоцманов на суда.

Так, в соответствии с Обязательными постановлениями в морском порту Азов, утвержденными приказом Минтранса России от 13 декабря 2012 г. № 430 [3] лоцманская проводка судов в пределах:

♦ участка № 1 — Азово-Донской морской канал, который ограничен прямыми линиями, соединяющими по порядку точки с координатами:

№ 1 Ш = 47°02,63' N Д = 38°55,24' Е;

№ 2 Ш = 47°02,29' N Д = 38°57,01' Е;

№ 3 Ш = 47°04,46' N Д = 39°05,74' Е;

№ 4 Ш = 47°05,32' N Д = 39°15,00' Е;

№ 5 Ш = 47°05,22' N Д = 39°15,00' Е;

№ 6 Ш = 47°04,36' N Д = 39°05,64' Е;

№ 7 Ш = 47°02,20' N Д = 38°57,00' Е;

№ 8 Ш = 47°02,56' N Д = 38°55,27' Е.

♦ участка № 2 — р. Дон от 3183 (0 км) до 3151 км (устье р. Койсуг);

♦ участка № 3 — дополнительный судовой ход (рукав Каланча) от 0 до 4 км, является обязательной для всех судов.

Для целей оплаты лоцманского сбора в морском порту Азов районы внутрипортовых и внепортовых лоцманских проводок имеют следующие границы:

♦ лоцманские проводки, осуществляемые по ставкам лоцманского сбора для внутрипортовых лоцманских проводок, выполняются в границах акватории морского порта Азов от 3151 км р. Дон до приемного буя Азово-Донского морского канала (АДМК), включая район внешнего рейда 6, и связаны с:

а) переходом судов между рейдами №№ 1-5 и/или причалами в морском порту Азов;

б) выполнением швартовых операций;

в) постановкой/снятием на/с якорь (швартовые бочки);

г) перетяжкой судна вдоль причалов.

♦ лоцманские проводки в морском порту Азов, осуществляемые по ставкам лоцманского сбора для внепортовой лоцманской проводки, выполняются в пределах АДМК и акваторий морских портов Азов и Ростов-на-Дону, связаны с:

а) переходом судов от места встречи лоцмана в районе приемного буя АДМК до причалов или рейдов в морском порту Азов;

б) переходом судов между причалами или рейдами морских портов Азов и Ростов-на-Дону, в том числе прибывших из внутренних водных путей и следующих транзитом через морской порт Ростов-на-Дону.

Протяженность внепортовых лоцманских проводок составляет:

♦ от места встречи лоцмана в районе приемного буя АДМК до причалов или рейдов в морском порту Азов — порядка 22 морских мили.

♦ при переходах судов между причалами или рейдами морских портов Азов и Ростов-на-Дону — порядка 31 морской мили.

Прием/высадка лоцманов на/с суда, следующие в/из морского порта Азов из/в Азовского моря, осуществляется у приемного буя АДМК с координатами Ш = 47°02,40ГЫ Д = 38°54,7'Е при скорости ветра не более 15 м/сек. и волнении моря не более 4 баллов, а высадка/прием осуществляется на причалах или на рейдовых стоянках морского порта Азов.

Прием/высадка лоцманов на суда, следующие в/из морской порт Азов из/в внутренних водных путей, осуществляется на 3125,1 км р. Дон (нижняя граница Александровского рейда), а высадка/прием лоцмана осуществляется на причалах морского порта Азов или на рейдовых стоянках.

Прием/высадка лоцманов на/с суда, следующие в/из морской порт Азов со стороны морского порта Ростов-на-Дону, осуществляется на причалах или рейдах морского порта Ростов-на-Дону, а высадка/прием осуществляется на причалах или на рейдовых стоянках морского порта Азов.

Прием/высадка лоцманов для выполнения внут-рипортовых лоцманских проводок, связанных с постановкой судна к причалу, на якорь (швартовую бочку), швартовкой, отшвартовкой или иной перестановкой судна в пределах акватории морского порта Азов, осуществляется на причалах или на рейдовых стоянках морского порта.

В зимний период навигации с декабря по март лоцманская проводка судов в морском порту Азов осуществляется в ледовых условиях с привлечением ледоколов Азовского бассейнового филиала.

Или же, скажем, в соответствии с Обязательными постановлениями в морском порту Ростов-на-Дону, утвержденных приказом Минтранса России от 4 марта 2013 г. № 62 [5] лоцманская проводка судов:

♦ на участке р. Дон от 3151 км до 3125,1 км;

♦ на акватории Александровского ковша в морском порту;

♦ от устья р. Аксай до верхней границы морского порта по р. Аксай, является обязательной для всех судов.

Для целей оплаты лоцманского сбора в морском порту Ростов-на-Дону районы внутрипортовых и внепортовых лоцманских проводок имеют следующие границы:

♦ лоцманские проводки, осуществляемые по ставкам лоцманского сбора для внутрипортовых лоцман-

ских проводок, выполняются в границах акватории морского порта Ростов-на-Дону от 3121 до 3151 км р. Дон и связаны с:

а) переходом судов между рейдами и/или причалами в морском порту Ростов-на-Дону;

б) выполнением швартовых операций;

в) постановкой/снятием на/с якорь (швартовые бочки);

г) перетяжкой судна вдоль причалов.

♦ лоцманские проводки в морском порту Ростов-на-Дону, осуществляемые по ставкам лоцманского сбора для внепортовой лоцманской проводки, выполняются в пределах АДМК и акваторий морских портов Азов и Ростов-на-Дону, и связаны с:

а) переходом судов от места встречи лоцмана в районе приемного буя АДМК до причалов или рейдов в морском порту Ростов-на-Дону;

б) переходом судов между причалами или рейдами морских портов Азов и Ростов-на-Дону.

Протяженность внепортовых лоцманских проводок составляет:

♦ от места встречи лоцмана в районе приемного буя АДМК до причалов или рейдов в морском порту Ростов-на-Дону — порядка 48 морских миль;

♦ при переходах судов между причалами или рейдами морских портов Азов и Ростов-на-Дону — порядка 31 морской мили.

Прием/высадка лоцманов на суда, следующие в/из морской порт Ростов-на-Дону из/в Азовского моря, осуществляется у приемного буя АДМК с координатами Ш = 47°02,60N Д = 38°55,3'Е, а высадка/прием лоцмана осуществляется на причалах морского порта Ростов-на-Дону или на рейдовых стоянках.

Прием/высадка лоцманов на суда, следующие в/из морской порт Ростов-на-Дону из/в внутренних водных путей, осуществляется на 3125,1 км р. Дон (нижняя граница Александровского рейда), а высадка/прием лоцмана осуществляется на причалах морского порта Ростов-на-Дону или на рейдовых стоянках.

Прием/высадка лоцманов на/с суда, следующие в/из морской порт Ростов-на-Дону из/в морского порта Азов, осуществляется на причалах или рейдах морского порта Азов, а высадка/прием осуществляется на причалах или на рейдовых стоянках морского порта Ростов-на-Дону.

Прием/высадка лоцманов для выполнения внутрипортовых лоцманских проводок, связанных с по-

становкой судна к причалу, на якорь (швартовую бочку), швартовкой, отшвартовкой или иной перестановкой судна в пределах акватории морского порта Ростов-на-Дону, осуществляется на причалах или на рейдовых стоянках морского порта.

В зимний период навигации с декабря по март лоцманская проводка судов в морском порту Ростов-на-Дону осуществляется в ледовых условиях с привлечением ледоколов Азовского бассейнового филиала.

Что же касается лоцманской проводки в Азовском море, то в соответствии с приказом Минтранса России от 12 апреля 2010 г. № 86 «Об установлении районов необязательной и обязательной лоцманской проводки» [6] район в Азовском море от Керченского пролива до портов Российской Федерации и до приемного буя Азово-Донского морского канала является районом необязательной лоцманской проводки и осуществляется лоцманской службой Азовского бассейнового филиала на договорной основе.

Прием/высадка лоцмана на/с судно, при следовании его по Азовскому морю в направлении к/от российским морским портам, осуществляется в районе Варзовского буя (Керчь) с координатами Ш = 45°27'42,ГЫ Д = 36°41'71"Е, а высадка/прием у буя № 2 Таганрогского подходного канала с координатами Ш = 47°03,40"Ы Д = 038°52,70'Е.

В зимний период навигации лоцманская проводка судов, следующих по Азовскому морю в/из российские морские порты, осуществляется в ледовых условиях с использованием ледоколов Азовского бассейнового филиала или Азово-Черноморского бассейнового филиала (при следовании судов в морской порт Ейск).

Таким образом, Азовский бассейновый филиал Федерального государственного унитарного предприятия «Росмопорт» был создан на основании приказа ФГУП «Росмопорт» от 6 июня 2011 г. и находится в Ростове-на-Дону. Данное предприятие основывает свою деятельность, в первую очередь, на Уставе ФГУП «Росморпорт», а также изменениях к нему, соответствующих Федеральных законах, указах Президента Российской Федерации; постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации; актах федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации; актах ФГУП «Рос-

морпорт» и выполняет важную функцию обеспечения безопасности торгового судоходства в Азовском море и его портах, оказывая услуги по лоцманской проводке в данном регионе.

Литература

1. Приказ Минтранса России от 22 июля 2008 г. № 112 «Об утверждении Положения о морских лоцманах Российской Федерации» // Гарант.

2. Приказ Минтранса РФ от 12 апреля 2010 г. № 86 «Об установлении районов необязательной и обязательной лоцманской проводки судов» // Гарант.

3. Приказ Минтранса РФ от 13 декабря 2012 г. № 430 «Обязательные постановления в морском порту Азов» // Гарант.

4. Приказ Минтранса РФ от 4 марта 2013 г. № 62 «Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Ростов-на-Дону» // Гарант.

5. Положение об Азовском бассейновом филиале ФГУП [Росморпорт] // URL://http:www.ros-morport.ru/media/File/ABF_Statute.pdf

6. Устав Федерального государственного унитарного предприятия [Росмопорт] (новая редакция) // URL://http:www.rosmorport.ru/media/File/ustav 20120906.pdf

References

1. Prikaz Mintransa Rossii ot 22 iyulya 2008 g. № 112 «Ob utverzhdenii Polozheniya o morskikh lotsmanakh Rossiyskoy Federatsii» // Garant.

2. Prikaz Mintransa RF ot 12 aprelya 2010 g. № 86 «Ob ustanovlenii rayonov neobyazatel'noy i obyaza-tel'noy lotsmanskoy provodki sudov» // Garant.

3. Prikaz Mintransa RF ot 13 dekabrya 2012 g. № 430 «Obyazatel'nyye postanovleniya v morskom portu Azov» // Garant.

4. Prikaz Mintransa RF ot 4 marta 2013 g. № 62 «Ob utverzhdenii Obyazatel'nykh postanovleniy v morskom portu Rostov-na-Donu» // Garant.

5. Polozheniye ob Azovskom basseynovom filiale FGUP [Rosmorport] // URL://http:www.rosmo-rport.ru/media/File/ABF_Statute.pdf

6. Ustav Federal'nogo gosudarstvennogo unitarnogo predpriyatiya [Rosmoport] (novaya redaktsiya) // URL://http:www.rosmorport.ru/media/File/ustav 20120906.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.