DOI: 10.24412/2224-9133-2023-4-89-94 ЯНИШЕВСКАЯЯна Андреевна,
NIION: 2021-0079-4/23-204 адвокат,
MOSURED: 77/27-025-2023-04-204 помощник Председателя Международной
коллегии адвокатов г. Москвы «Закон и право», e-mail: [email protected]
СПОРТИВНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ КАК ОБЪЕКТЫ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ
Аннотация. В настоящей статье автор анализирует спортивное выступление как сложный объект авторской охраны в гражданском законодательстве Российской Федерации. Для российского законодательства совершенно не свойственно предоставление режима правовой охраны, например, в отношении спортивных выступлений, поскольку в России фактически отсутствует практика признания творческой (художественной) составляющих в таких объектах. Более того, в ГК РФ не содержится положений и о том, что те или иные спортивные произведения являются объектом авторского права. Товарный знак спортивной организации или спортивной команды (клуба) представляет собой средство индивидуализации, включающее информацию, характеризующаяся максимальным содержанием и краткостью описания, и которая относительно легко узнаваема и идентифицируема (предназначена для обеспечения и идентификации) для третьих лиц как неразрывно связанная с данной спортивной организацией или спортивной командой и отражающая ее спортивную идентичность.
Ключевые слова: спортивная символика, олимпийская собственность, олимпийский символ, спортивное выступление, национальная олимпийская эмблема, товарный знак.
YANISHEVSKAYA Yana Andreevna,
lawyer, assistant chairman of the International Bar Association of Moscow "Law and Law"
SPORTS PERFORMANCES AS OBJECTS OF EXCLUSIVE RIGHTS
Annotation. In this article, the author analyzes sports performance as a complex object of author's protection in the civil legislation of the Russian Federation. For Russian legislation, the provision of a legal protection regime is completely unusual, for example, in relation to sports performances, since in Russia there is virtually no practice of recognizing creative (artistic) components in such objects. Moreover, the Civil Code of the Russian Federation does not contain provisions that certain sports works are the object of copyright. The trademark of a sports organization or sports team (club) is a means of individualization, including information characterized by the maximum content and brevity of the description, and which is relatively easily recognizable and identifiable (intended to provide and identify) for third parties as inextricably linked to a given sports organization or sports team and reflecting its sports identity.
Key words: sports symbols, Olympic property, Olympic symbol, sports performance, national Olympic emblem, trademark.
Само по себе спортивное выступление является сложным объектом авторской охраны. Объясняется это тем, что содержание спортивного выступления как объекта правовой охраны (не со спортивной точки зрения) заключается в том, как между собой связаны (скомпонованы) спортивные элементы, какая музыка сопровождает их выполнение, в каком художественном образе выступают спортсмены.1 Все это в своей совокупности придает спортивному выступлению творческую составляющую, которая и придает
1 Каменкова В.Ю. Вопросы правового регулирования интеллектуальной собственности в индустрии спорта в Республике Беларусь. Спорт: экономика, право, управление. 2012. № 2. С. 26-28.
охраноспособность данному объекты. Справедливо отметить и то, что отсутствие всего вышеперечисленного исключает такой правовой статус, поскольку сами технические (спортивные элементы), как правило, используются одни и те же.
Спортивные выступления как объекты исключительных прав признаются как таковые только в тех видах спорта, которые так или иначе граничат с искусством. Таким образом, спортивное выступление будет признаваться охраняемым объектом исключительных интеллектуальных прав, например, если оно исполняется в рамках художественной гимнастики, фигурного катания, синхронного плавания и проч. Достаточно интересным в данной области является такой
объект, как сценарии спортивного мероприятия, который также во многих случаях признается объектом авторского права. Сценарии, действительно, могут быть объектами охраны, однако, только в том случае, когда сам по себе сценарий является уникальным и оригинальным. Эти характеристики придается сценарию, возможно, природой самого спортивного мероприятия. Ярким примером такого объекта выступают Олимпийские игры, которые в силу своей оригинальности и уникальности, действительно являются результатом тяжелого интеллектуального труда. Данный довод подтверждается положениями Олимпийской хартии, в правила № 7 которой содержится следующая норма: «Олимпийские игры являются исключительной собственностью Международного олимпийского комитета, которому принадлежат все права и данные, связанные с ними, в частности, без каких-либо ограничений МОК принадлежат права, связанные с их организацией, использованием, вещанием, записью, представлением, воспроизведением, доступом и распространением в любой форме и любыми средствами и методами, существующими в настоящее время, или теми, что будут развиты в будущем. Международный Олимпийский Комитет (далее - МОК) определяет условия доступа и пользования данными, имеющими отношение к соревнованиям и выступлениям на Олимпийских играх».1
Для российского законодательства совершенно не свойственно предоставление режима правовой охраны, например, в отношении спортивных выступлений, поскольку в России фактически отсутствует практика признания творческой (художественной) составляющих в таких объектах. Более того, в ГК РФ не содержится положений и о том, что те или иные спортивные произведения являются объектом авторского права. В статье 1259 ГК РФ обозначены более традиционные объекты: литературные произведения, музыкальные произведения, сценарные произведения и проч. Сложности также возникают и в вопросе признания спортсменов или тренеров, постановщиков спортивных выступлений в качестве авторов и артистов-исполнителей. Просто-напросто, спортсмены не причислены к артистам-исполнителям. Аналогичная ситуация сложилась в отношении хореографов, которые ввиду особенностей природы спортивного выступления или отдельного элемента не признаются в качестве лиц, осуществляющих творческую деятельность, результаты которой могли бы подлежать правовой охране в соответствии с частью IV ГК РФ.
Для устранения соответствующих проблем и разрешения сложившихся вопросов необходимо в состав положений об авторском праве, содержащихся в ГК РФ, включить спортивные мероприятия, признав их de jure в качестве охраняемых объектов авторских прав. Для этого стоит уточнить перечень статьи 1259 ГК. Важность данной меры обусловлена тем, что именно авторское право столь тесно связано со спортивной сферой, а также в связи с широким использованием данной формы интеллектуальной собственности в спорте de facto. Зарубежные законодательства в сфере авторского права также не содержат lex specialis в сфере спорта. Приняв соответствующие изменения, Российская Федерация станет государством, осуществившем прорывной шаг в регулировании соответствующих вопросов не только на внутринациональном уровне, этот шаг станет мировым примером для других государств и международных организаций и сообществ в сфере спорта.
Отдельно учеными-юристами исследуются вопросы об охраноспособности авторским правом отдельных спортивных элементов, комбинаций, тактических схем, отдельных спортивных движений и проч.2 К наиболее распространенным формам интеллектуальной собственности спорта можно отнести средства индивидуализации -торговые знаки, торговые марки, знаки обслуживания, а также объекты патентных прав.
Среди юристов-практиков спорт в большинстве случаев ассоциируется именно с товарными знаками и марками. Безусловно, такой подход имеет право на существование, однако, этот традиционный взгляд является ограниченным представлением о том, как в спортивной индустрии используются исключительные права на объекты интеллектуальной собственности. Для обоснование данного тезиса все же стоит обратиться к особенностям правового режима средств индивидуализации в сфере спорта.
На сегодняшний день сложилась такая ситуация, при которой люди, профессионально не занимающиеся спортом, являющиеся обычными любителями спорта как в плане жизненной активности, так и просто любящие посмотреть тот или иной эфир со спортивного мероприятия, ассоциируют тот или иной вид спорта с конкретной спортивной командой, клубом или вовсе отдельным спортсменом. Происходит это благодаря используемой спортивной символике, главное предназначение которой - индивидуализация.
1 Олимпийская Хартия // официальный сайт Международного олимпийского комитета // доступ по ссылке: https://olympics.com/ru/
2 Гражданское право : учебник : в 4 т. / отв. ред. д-р юрид. наук., проф. Е.А. Суханов. - 3-е изд., пере-раб. и доп. - Москва : Статут, 2023. Т. II : Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. - 508 с.
В силу указанного группа объектов, индивидуализирующих спортивные команды, клубы и отдельно спортсменов, является достаточно распространенной, что детерминирует ранее указанный традиционный взгляд относительно товарных знаков и марок в сфере спорта.
Для спортивных команд и клубов наименование, логотип и иные индивидуализирующие и определяющие характеристики являются достаточно ценными активами, как справедливо отмечается некоторыми учеными.1 Функция идентификации, присущая средствам индивидуализации, важна абсолютно для любой организации, преследующей коммерческие цели. К средствам индивидуализации в сфере спорта, согласно положениям Письма Минспорта России, относятся:
1) фотографии спортсменов, спортивных команд, за исключением фоторепортажей спортивных мероприятий;
2) аудиовизуальные произведения с записями изображений спортсменов и спортивных команд;
3) талисманы, названия команд;
4) проч.
Представляется достаточно странным, что Минспорта России не включило в данный перечень средств индивидуализации в сфере спорта логотипы и спортивную символику. Такой подход обусловлен, скорее всего, тем, что ни ГК, ни Закон о спорте в период принятия данного Письма не содержали понятий «спортивная символика», «логотипы» и так далее. Однако сегодня в статье 2 Закона о спорте содержится положение, согласно которому опознавательная символика, плакаты, предметы дизайна, кубки, медали и прочие объекты могут охраняться в качестве промышленных образцов или объектов авторских прав организаторов спортивных мероприя-тий.2
В действующей редакции Закона о спорте также содержится положение об охране символики комплекса ГТО в соответствии с законодательством Российской Федерации об интеллектуальной собственности (статья 31.5). В соответствии с частью третьей указанного законоположения исключительные права на данные объекты принадлежат федеральному органу исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
1 Душакова, Л. А. Правовое регулирование интеллектуальной собственности в сфере спорта в Российской Федерации / Л. А. Душакова, М. Ю. Гончарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 89-92. — URL: moluch.ru/archive/438/95869
2 Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Доступ СПС Консультант Плюс.
Наиболее распространенной формой, которую выбирают при регистрации спортивной символики, является товарный знак. В соответствии с пунктом первым статьи 1477 ГК РФ под товарным знаком понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. На сегодняшний день в сфере спорта товарные знаки можно дифференцировать на словесные, изобразительные, комбинированные, звуковые, трехмерные и проч.
Словесным товарным знаком является такое обозначение, которое представляет собой словесную (шрифтовую) комбинацию. Использование словесных товарных знаков, как правило, осуществляется для индивидуализации спортивного бренда, определения названия торговых марок. Наиболее часто приводимым в научных работах словесным товарным знаком в сфере спорта является товарный знак компании Nike -«Just do it». Любители этого спортивного бренда сразу бы узнали сочетание этих слов, у них сразу бы возникла ассоциация с этим брендом.
Изобразительный (графический) товарный знак - графическое начертание, в основе которого используется фирменное наименование спортивного бренда или команды, фактически и представляющий собой логотип.
Звуковой товарный знак представляет собой уникальное сочетание мелодии и звуков. Как правило, такой вид товарных знаков используется совместно с двумя предыдущими видами, например, в рекламных роликах или транслируется на трибунах спортивных объектов. Использование звукового товарного знака присуще также в рекламах комбрендингого характера, когда, к примеру, известный спортивный клуб или команда участвует в рекламировании организации-производителя спортивного оборудования и товаров, представляемых им на рынок.
Объемные товарные знаки выражаются в использовании формы, цвета, материала и прочих физических характеристик такого знака. Их использование присуще при изготовлении специальных наград (кубки, медали), фигурок (яркий пример - фигурка медведя, используемая в качестве товарного знака Олимпийских игр) и проч.
Использование товарных знаков в совокупности между собой, с другими средствами индивидуализации способствуют формированию в спортивной индустрии бренда, формирующий узнаваемый облик спортивной команды. Для обозначения таких брендов, как правило, и используется регистрации наименований в форме товарных знаков.
Коммерциализация спортивной индустрии опосредовала наличие у товарного знака в сфере спорта рекламной функции. Использование
товарных знаков их владельцами направлено, прежде всего, на получение прибыли, которая существует благодаря наличию приверженности потребителей продукции к конкретному виду спорта, спортсмену или спортивной команде.
Таким образом, можно подытожить, что товарный знак спортивной организации или спортивной команды (клуба) представляет собой средство индивидуализации, включающее информацию, характеризующаяся максимальным содержанием и краткостью описания, и которая относительно легко узнаваема и идентифицируема (предназначена для обеспечения и идентификации) для третьих лиц как неразрывно связанная с данной спортивной организацией или спортивной командой и отражающая ее спортивную идентичность.
Интересна позиция Кузнецовой А.М., которой предложена новая, неизвестная ранее российскому гражданскому законодательству функция товарного знака. Так, в сфере спорта товарный знак может отражать деловую репутацию спортивной команды (клуба), спортивные возможности и достижения команды, а в случае использования товарных знаков конкретными спортсменами - их образ жизни и поведения. Ярким примером к данной позиции служит так называемый известный прыжок Cristiano Ronaldo, выполняемый после каждого забитого им мяча. Данное действие среди любителей футбола всегда ассоциировалось с этим человеком, который в свою очередь ассоциировался с конкретным футбольным клубом - Real Madrid.
Интересным вопросом, связанным с использованием товарных знаков в сфере спорта и не отраженным никак в российском законодательстве, является использование товарных знаков в целях имиджевой защиты прав спортсменов.
Имиджевыми правами спортсмена, прежде всего, являются права на изображения. У отдельных спортсменов формируется личный спортивный бренд, благодаря использованию специальных товарных знаков. Такие товарные знаки опосредует коммерческое использование фамилии и имени спортсмена, его фотографий, обликов, образов, иных идентифицирующих элементов. А.М. Дорофеева указала, что имиджевые права -права, приобретенные в результате профессиональной деятельности спортсмена.1 Ярким примером такого личного бренда, построенного на использовании товарных знаков и имиджевых
1 Дорофеева, А. М. Интеллектуальная собственность в шоу-бизнесе, моде и спорте : Учебное пособие / А. М. Дорофеева ; Под общ. ред. Л. А. Новоселовой; Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА). - Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Проспект", 2021. - 144 с. - ISBN 978-5-392-33846-7. - DOI 10.31085/9785392334049-2021-144. - EDN VZMAQR
прав, является имя известного баскетболиста -Michael Jeffrey Jordan. Его «прыгающий» облик (образ) фактически стал символом всего баскетбольного спорта. Этот облик используется на спортивной обуви («Air Jordan»), одежде, экипировке, спортивных объектах.
Имиджевые права находятся в прямой взаимосвязи с правами спортсменов на изображение, которые в Российской Федерации в соответствии со статьей 152.1 ГК РФподлежат охране. Обнародование и использование изображений гражданина допускается только с его согласия. Данное правило не распространяется на случаи, когда такие изображения сделаны в ходе публичных мероприятий. В аспекте спорта данное право носит двойственную природу, поскольку, во-первых, как и у остальных граждан оно направлено на реализацию конституционного права на тайну личной жизни, а, во-вторых, позволяет осуществлять контроль коммерческим использованием своего физического изображения.2
Как таковое право спортсмена на изображение в смысле контроля над коммерческим использованием представляет собой толкование такого права в узком смысле. Если рассматривать данное право в широком смысле, то стоит сказать, что сквозь призму спорта данное право заключается в возможности использования спортсменом своего изображения в качестве средства индивидуализации и построения личного спортивного бренда.
В ряде государств, права на изображения спортсменов существуют в качестве отдельного института, однако, содержание которого ни коим образом не определено. В некоторых государствах, например, Великобритании, отсутствует закрепленное на законодательном уровне право на изображение спортсменов. Французский ГК содержит, например, лишь общее положение о праве граждан на изображение и его защиту. В таких случаях спортсмены вынуждены использовать в качестве механизма защиты регистрацию своего изображения в качестве товарного знака. В Российской Федерации и такой способ невозможен, поскольку регистрация товарного знака возможно только юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Нормы, которые бы отдельно регулировали вопрос о реализации права спортсменов на изображении, также отсутствуют.
В сфере спорта не исключено и использование иных видов исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Например, разработка новых технологий и усовершен-
2 Маковский, А.Л. Исключительные права и концепция части четвертой Гражданского кодекса // Гражданское право современной России / Сост. О.М. Козырь и А.Л. Маковский. М.: Статут, 2008. - 252 с.
ствованных существующих приводит к появлению огромного количества инновационных спортивных продуктов, основанных на научно-исследовательской работе. В свою очередь, такие продукты требуют тщательной патентной защиты. Существуют буквально десятки тысяч полезных патентов, которые так или иначе относятся к сфере спорта. Поиск в общедоступных сервисах и наборах данных Google Patents (патентная база данных, собранная из 17 патентных ведомств по всему миру) позволяет обнаружить сотни тысяч патентов на полезные свойства, относящихся к спорту и содержащих ссылки на такие категории, как «атлетический» или «атлеты». Многие компании, производящие спортивные товары, также являются технологическими компаниями с широким патентным портфелем.
Аналогичным образом дело обстоит и с вопросами теле-, радиовещанием. Увеличение объема использование сети «Интернет», а также глобализация спорта приводит к тому, что аудитория национального и международного спорта увеличивается в геометрической прогрессии. В свою очередь, это требует четкого и надежного правового регулирования. Доходы от вещания и деятельности средств массовой информации становятся основным источником финансирования для спортивных организаций (включая лиги и отдельные команды), которые возводят спортивную инфраструктуру, организовывают турниры и чемпионаты, а также проводят разъяснительную работу с населением для поддержания и роста интереса общественности к конкретному виду спорта.
Присущая спортивной индустрии активная коммерциализация как самой сферы, так и рассмотренных интеллектуальных прав, является незаменимым и достаточно объемным источником финансирования спортивной отрасли. Данный процесс положен в основу возникающих в отрасли проблем, особенно связанных с правовым регулированием охраны прав на спортивную символику. В настоящее время ни международный опыт, ни национальный не могут представить четкую концепцию осуществления такой охраны. Более того, в данном вопросе существуют серьезные пробелы.
Так, например, в рамках Закона о спорте легальное определение спортивной символики ограничивается лишь перечислением ее отдельных видов - флаг, логотип, девиз и так далее (статья 2). Понятие спортивной символики выработано лишь на доктринальном уровне. Так, например, ряд авторов предлагают под спортивной символикой понимать «любые объекты и обозначения, которые разработаны для целей индивидуализации спортивного мероприятия и его участ-
ников».1 При данное определение имеет изъян. В случае введения в законодательство такой формулировки необходимо также предусмотреть положение о том, что из-под правового режима охраны исключительных прав на спортивную символику исключаются такие объекты интеллектуальной собственности, которые не предназначены для индивидуализации (коммерческой индивидуализации) спортивного мероприятия, спортивной команды или клуба, а также отдельных спортсменов. К таковым мы можем отнести флаг, герб, девиз.
Отсутствие на национальном уровне должного правового регулирования отношений, вытекающих из гражданско-правовой охраны прав на спортивную символику, предопределяют существование такой охраны de facto с присущей ей спецификой. При этом важно и то, что вопросами регулирования надлежащей правовой охраны таких объектов необходимо заниматься параллельно с решением проблем, связанных с распространением контрафактной продукции.
Должная правовая охрана интеллектуальной собственности является катализатором процесса стимулирования творческой деятельности практически во всех аспектах человеческого поведения. Спорт не является из этого исключением. Для целей совершенствования российского национального законодательства в рассматриваемой сфере законодателю предлагается четче сформулировать легальное определение спортивной символики, скорректировать перечень объектов, подпадающих под правовой режим охраны авторским правом (статья 1259 ГК), а также предпринять другие меры, направленные на решение как минимум тех проблем, которые были описаны в настоящей статье.
Список литературы:
[1] Каменкова В.Ю. Вопросы правового регулирования интеллектуальной собственности в индустрии спорта в Республике Беларусь. Спорт: экономика, право, управление. 2012. № 2. С. 26-28.
[2] Олимпийская Хартия // официальный сайт Международного олимпийского комитета // доступ по ссылке: https://olympics.com/ru/
[3] Гражданское право : учебник : в 4 т. / отв. ред. д-р юрид. наук., проф. Е.А. Суханов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Статут, 2023. Т. II : Вещное право. Наследственное право. Интел-
1 Дорофеева, А. М. Интеллектуальная собственность в шоу-бизнесе, моде и спорте : Учебное пособие / А. М. Дорофеева ; Под общ. ред. Л. А. Новоселовой; Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА). - Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Проспект", 2021. - 144 с. - ISBN 978-5-392-33846-7. - DOI 10.31085/9785392334049-2021-144. - EDN VZMAQR
лектуальные права. Личные неимущественные права. - 508 с.
[4] Душакова, Л. А. Правовое регулирование интеллектуальной собственности в сфере спорта в Российской Федерации / Л. А. Душакова, М. Ю. Гончарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 89-92. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95869
[5] Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Доступ СПС Консультант Плюс.
[6] Дорофеева, А. М. Интеллектуальная собственность в шоу-бизнесе, моде и спорте : Учебное пособие / А. М. Дорофеева ; Под общ. ред. Л. А. Новоселовой; Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА). - Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Проспект», 2021. - 144 с. -ISBN 978-5-392-33846-7. - DOI 10.31085/9785392334049-2021-144. - EDN VZMAQR
[7] Маковский, А.Л. Исключительные права и концепция части четвертой Гражданского кодекса // Гражданское право современной России / Сост. О.М. Козырь и А.Л. Маковский. М.: Статут, 2008. - 252 с.
[8] Дорофеева, А. М. Интеллектуальная собственность в шоу-бизнесе, моде и спорте : Учебное пособие / А. М. Дорофеева ; Под общ. ред. Л. А. Новоселовой; Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА). - Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Проспект», 2021. - 144 с. -ISBN 978-5-392-33846-7. - DOI 10.31085/9785392334049-2021-144. - EDN VZMAQR
Spisok literatury:
[1] Kamenkova V.YU. Voprosy pravovogo reg-ulirovaniya intellektual'noj sobstvennosti v industrii
sporta v Respublike Belarus'. Sport: ekonomika, pravo, upravlenie. 2012. № 2. S. 26-28.
[2] Olimpijskaya Hartiya // oficial'nyj sajt Mezh-dunarodnogo olimpijskogo komiteta // dostup po ssylke: https://olympics.com/ru/
[3] Grazhdanskoe pravo : uchebnik : v 4 t. / otv. red. d-r yurid. nauk., prof. E.A. Suhanov. - 3-e izd., pererab. i dop. - Moskva : Statut, 2023. T. II : Veshch-noe pravo. Nasledstvennoe pravo. Intellektual'nye prava. Lichnye neimushchestvennye prava. - 508 s.
[4] Dushakova, L. A. Pravovoe regulirovanie intellektual'noj sobstvennosti v sfere sporta v Rossi-jskoj Federacii / L. A. Dushakova, M. YU. Gon-charova. — Tekst : neposredstvennyj // Molodoj uchenyj. — 2022. — № 43 (438). — S. 89-92. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95869
[5] Federal'nyj zakon ot 04.12.2007 № 329-FZ «O fizicheskoj kul'ture i sporte v Rossijskoj Federacii» // Dostup SPS Konsul'tant Plyus.
[6] Dorofeeva, A. M. Intellektual'naya sobstven-nost' v shou-biznese, mode i sporte : Uchebnoe pos-obie / A. M. Dorofeeva ; Pod obshch. red. L. A. Novoselovoj; Moskovskij gosudarstvennyj yuridich-eskij universitet imeni O. E. Kutafina (MGYUA). -Moskva : Obshchestvo s ogranichennoj otvetstven-nost'yu "Prospekt", 2021. - 144 s. - ISBN 978-5392-33846-7. - DOI 10.31085/97853923340492021-144. - EDN VZMAQR
[7] Makovskij, A.L. Isklyuchitel'nye prava i kon-cepciya chasti chetvertoj Grazhdanskogo kodeksa // Grazhdanskoe pravo sovremennoj Rossii / Sost. O.M. Kozyr' i A.L. Makovskij. M.: Statut, 2008. - 252 s.
[8] Dorofeeva, A. M. Intellektual'naya sobstven-nost' v shou-biznese, mode i sporte : Uchebnoe pos-obie / A. M. Dorofeeva ; Pod obshch. red. L. A. Novoselovoj; Moskovskij gosudarstvennyj yuridich-eskij universitet imeni O. E. Kutafina (MGYUA). -Moskva : Obshchestvo s ogranichennoj otvetstven-nost'yu "Prospekt", 2021. - 144 s. - ISBN 978-5392-33846-7. - DOI 10.31085/97853923340492021-144. - EDN VZMAQR