Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ СПОРТА (НАЧАЛЬНЫЙ ОПЫТ ТЕОРЕТИКО-ОТРАСЛЕВОГО ЮРИДИЧЕСКОГО АНАЛИЗА)'

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ СПОРТА (НАЧАЛЬНЫЙ ОПЫТ ТЕОРЕТИКО-ОТРАСЛЕВОГО ЮРИДИЧЕСКОГО АНАЛИЗА) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
365
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ПРАВОВАЯ ОХРАНА / ЗАЩИТА ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / АВТОРСКОЕ ПРАВО / ПАТЕНТНОЕ ПРАВО / ИНСТИТУТ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ УЧАСТНИКОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБОРОТА / ОСОБЫЕ ОБЪЕКТЫ ПРАВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / SPORT / INTELLECTUAL PROPERTY / LEGAL PROTECTION / PROTECTION OF INTELLECTUAL PROPERTY / COPYRIGHT / PATENT LAW / INSTITUTE OF MEANS OF INDIVIDUALIZATION OF PARTICIPANTS OF CIVIL TURNOVER / SPECIAL OBJECTS OF INTELLECTUAL PROPERTY RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Козина Яна Анатольевна

В сфере спорта интеллектуальная составляющая сегодня приобретает особую значимость, поскольку в ней активно используются объекты интеллектуальной собственности. Актуализируется необходимость обращения к комплексу проблем правовой охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности в области спорта, выработки научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики. В данной работе рассматриваются такие институты, как институт авторского права и смежных прав, институт патентного права, институт средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции, особые объекты права интеллектуальной собственности в сфере спорта. При рассмотрении институтов права интеллектуальной собственности и непосредственно объектов данных институтов мы пришли к выводу, что достаточно много различных проблем правовой охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности, и тем самым возникает необходимость совершенствования законодательство в данной сфере. А именно необходимо усовершенствование законодательной базы, регулирующей отношения участников творческой интеллектуальной спортивной деятельности, в процессе которой могут возникать интеллектуальные права создателей и исполнителей спортивных произведений. Необходимо добавить в часть IV ГК РФ статью, посвященную правовой охране и защите объектов интеллектуальной собственности в спорте, или издать НПА, регулирующий данный вопрос более подробно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL SECURITY AND PROTECTION OF OBJECTS OF INTELLECTUAL PROPERTY IN THE FIELD OF SPORT (INITIAL EXPERIENCE OF THEORETICAL AND INDUSTRIAL LEGAL ANALYSIS)

In the field of sports, the intellectual component is of particular importance today, since it actively uses intellectual property. The necessity of addressing to the complex of problems of legal protection and protection of intellectual property objects in the field of sports, development of scientifically grounded recommendations on improvement of the legislation of the Russian Federation and law enforcement practice is actualized. This paper considers such institutions, as the institute of copyright and related rights, the institute of patent law, institute of means of individualization of participants of civil turnover in their products, special objects of intellectual property rights in the field of sports. When considering the institutions of intellectual property law and the objects of these institutions we came to the conclusion that a lot of different problems of legal protection and protection of intellectual property, and thus there is a need to improve legislation in this area. Namely it is necessary to improve the legislative framework governing the relations of participants of creative intellectual sports activities, during which there may be intellectual rights of creators and performers of sports products. It is necessary to add to the 4th part of the civil code of the Russian Federation article on legal protection and protection of intellectual property in sports, or publish an NPA, regulating this issue in more detail.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ СПОРТА (НАЧАЛЬНЫЙ ОПЫТ ТЕОРЕТИКО-ОТРАСЛЕВОГО ЮРИДИЧЕСКОГО АНАЛИЗА)»

УДК 347; 196И99 Яна Анатольевна Козина,

студентка Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина,

Институт права и национальной безопасности, направление подготовки: 40.03.01 - Юриспруденция (гражданско-правовой профиль), 4 курс, 42 группа (научный руководитель - директор Научно-исследовательского института государственно-правовых исследований, профессор кафедры гражданского права, доктор юридических наук, доцент В. В. Трофимов)

E-mail: [email protected]

Yana Anatolevna Kozina, Tambov State University named G.R. Derzhavin, Institute of Law and National Security Direction of training: 40.03.01 - Law (Civil law), 4th year student, group 42 (scientific advisor - Director of Scientific Research Institute of State -Legal Research, Professor of Civil Law Department, Doctor of Law, associate Professor V.V. Trofimov)

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ОБЛАСТИ СПОРТА (НАЧАЛЬНЫЙ ОПЫТ ТЕОРЕТИКО-ОТРАСЛЕВОГО ЮРИДИЧЕСКОГО АНАЛИЗА)

В сфере спорта интеллектуальная составляющая сегодня приобретает особую значимость, поскольку в ней активно используются объекты интеллектуальной собственности. Актуализируется необходимость обращения к комплексу проблем правовой охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности в области спорта, выработки научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики. В данной работе рассматриваются такие институты, как институт авторского права и смежных прав, институт патентного права, институт средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции, особые объекты права интеллектуальной собственности в сфере спорта. При рассмотрении институтов права интеллектуальной собственности и непосредственно объектов данных институтов мы пришли к выводу, что достаточно много различных проблем правовой охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности, и тем самым возникает необходимость совершенствования законодательство в данной сфере. А именно необходимо усовершенствование законодательной базы, регулирующей отношения участников творческой интеллектуальной спортивной деятельности, в процессе которой могут возникать интеллектуальные права создателей и исполнителей спортивных произведений. Необходимо добавить в часть IV ГК РФ статью, посвященную правовой охране и защите объектов интеллектуальной собственности в спорте, или издать НПА, регулирующий данный вопрос более подробно.

Ключевые слова: спорт, интеллектуальная собственность, правовая охрана, защита объектов интеллектуальной собственности, авторское право, патентное право, институт средств индивидуализации участников гражданского оборота, особые объекты права интеллектуальной собственности.

PROBLEMS OF LEGAL SECURITY AND PROTECTION OF OBJECTS OF INTELLECTUAL PROPERTY IN THE FIELD OF SPORT

(INITIAL EXPERIENCE OF THEORETICAL AND INDUSTRIAL LEGAL ANALYSIS)

In the field of sports, the intellectual component is of particular importance today, since it actively uses intellectual property. The necessity of addressing to the complex of problems of legal protection and protection of intellectual property objects in the field of sports, development of scientifically grounded recommendations on improvement of the legislation of the Russian Federation and law enforcement practice is actualized. This paper considers such institutions, as the institute of copyright and related rights, the institute of patent law, institute of means of individualization of participants of civil turnover in their products, special objects of intellectual property rights in the field of sports. When considering the institutions of intellectual property law and the objects of these institutions we came to the conclusion that a lot of different problems of legal protection and protection of intellectual property, and thus there is a need to improve legislation in this area. Namely it is necessary to improve the legislative framework governing the relations of participants of creative intellectual sports activities, during which there may be intellectual rights of creators and perfor-

mers of sports products. It is necessary to add to the 4th part of the civil code of the Russian Federation article on legal protection and protection of intellectual property in sports, or publish an NPA, regulating this issue in more detail.

Keywords: sport, intellectual property, legal protection, protection of intellectual property, copyright, patent law, institute of means of individualization of participants of civil turnover, special objects of intellectual property rights.

В сфере спорта интеллектуальная составляющая сегодня приобретает особую значимость, поскольку в ней активно используются объекты интеллектуальной собственности. Как обоснованно утверждает в своей работе Н.В. Кашапов, «роль результатов интеллектуальной деятельности в сфере спорта, в том числе в соответствующих его видах, становится все более определяющей, мало того, наблюдается тенденция к ее усилению» [5, с. 2]. Гарантиям прав интеллектуальной собственности в области спорта в настоящее время придается очень высокое значение [8].

ГК РФ регулирует такие институты, как институт авторского права и смежных прав, институт патентного права, институт средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции, особые объекты права интеллектуальной собственности. Все эти институты в той или иной мере имеют проявление и в спортивной сфере жизнедеятельности, в рамках которой либо непосредственно создаются, либо привлекаются извне в качестве уже созданных объекты интеллектуальной собственности (произведения, изобретения, товарные знаки и пр.).

В качестве подтверждения высказанного суждения обратимся вначале к институту авторских и смежных прав. Из числа объектов авторских прав в сфере спорта свое воплощение имеет, во-первых, хореографическое произведение. Хореографическое произведение как самостоятельный объект авторско-правовой охраны может быть представлено в качестве отдельных хореографических номеров в виде танцевальных композиций фигуристов, мастеров художественной гимнастики, в спортивных номерах синхронного плавания, выступлениях акробатов и т. д. [15]. Естественно, могут возникать ситуации неправомерного заимствования авторских произведений и пр. Для того чтобы защитить свои права на хореографическое произведение и доказать авторство можно использовать: сделать детальное описание танца; сделать фото основных элементов или их зарисовку; подробно описать движения и их сочетания; все это можно сшить в единый документ, на котором проставить знак ©, дату создания хореографического произведения и имя правообладателя; дополнительно можно сделать видеозапись исполнения танца и оформить как приложение к этому документу [3].

Во-вторых, в спортивных номерах используются музыкальные произведения с текстом или без текста. Музыка - это органическая составная часть той композиции, которую спортсмены и тренеры выносят на суд зрителей и арбитров. Особенностями подбора музыки является: техническая и музыкальная подготовленность спортсменов; возраст спортсменов; соблюдения одного стиля и другое. Достаточно часто права музыкантов, авторов музыкальных композиций нарушаются. Музыкальное произведение может быть присвоено, чем авторские права музыканта нарушаются. Возникает вопрос: «Как защитить авторские права на музыкальное произведение»? Способов подтверждения авторского права на музыку может быть несколько: записать произведение на материальный носитель; сохранить все материалы, подтверждающие процесс создания; заверить у нотариуса подлинность бумажных документов; опубликовать текст и музыку в СМИ; осуществить онлайн-регистрацию песни, которая отражает время создания произведения и др.

В-третьих, в области спорта могут быть задействованы аудиовизуальные произведения (как правило, это речь может идти об околоспортивной сфере - например, реклама спортивных атрибутов и пр.). Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровож-

дения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств (ст. 1263 ГК РФ) [2]. Отметим то, что авторским правом защищаются все аудиовизуальные произведения, используемые для рекламирования, например, спортивной одежды или обуви для спортсменов. Аудиовизуальные произведения, как правило, связаны с рекламным материалом, который должен содержать или создавать запоминающийся, оригинальный, вызывающий определенные ассоциации у потребителя результатов спортивной индустрии творческий образ на соответствующую спортивную тематику [11].

В-четвертых, это произведения графики и дизайна. В области спорта графика и дизайн -это объекты, которые сопровождают спортивные мероприятия и события [13, с. 49]. Многие крупные клубы открывают свои фирменные магазины, так как болельщики находят привлекательной идею покупки спортивных футболок, бейсболок, костюмов с фирменной атрибутикой любимой спортивной команды.

В-пятых, фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии. Спортивная фотография - это особый и очень интересный жанр фотоискусства. Однако фотограф должен обладать определенным мастерством, чтобы суметь поймать необходимый момент, наиболее полно показывающий накал борьбы или восторг победы на фото. Спортивная фотография особенно динамична. Снимки получаются не только эстетическими, они передают настоящий спортивный дух, живой и насыщенный: радости победы, горечь проигрышей, драматические моменты, борьбу. Для рекламодателей, подписавших контракт со спортсменами, такие фотографии могут быть лицензированы с целью коммерческого использования на определенный период и / или на определенной территории, к примеру, это может быть реклама на билбордах. В момент лицензирования фотоагентство в обязательном порядке запрашивает у заказчика подтверждение его прав [16].

Не менее активно в спортивной сфере задействуются объекты патентного права. Объектами патентного права являются: изобретение; полезная модель; промышленный образец.

1. Изобретение - это новое, имеющее изобретательский уровень и промышленно применимое решение творческо-технического характера.

В качестве изобретения в спорте, например, рассмотрим:

- Очки Recon Jet - умные очки с виртуальным экраном. Данные очки разработаны и созданы для повседневного использования профессиональными спортсменами и спортсменами - любителями. Все измеряемые данные, такие как скорость, дистанция, частота сердцебиения, сожженные калории и время, отображаются на экране. Достаточно взглянуть на очки и вся нужная информация у Вас перед глазами, не надо отвлекаться, чтобы взглянуть на телефон или часы. В очках Recon Jet используется запатентованная технология, которая включает экран автоматически, когда спортсмен смотрит на него, и выключает, когда спортсмен отводит взгляд. Эта технология увеличивает время автономной работы очков и не отвлекает пользователя постоянно включенным экраном.

- Лазерная футбольная площадка от NIKE - это мобильное лазерное футбольное поле на базе обыкновенного микроавтобуса. Компания NIKE занимается не просто производством спортивной одежды и развитием различных видов спорта, но и несет в мир новейшие технологии. Социальная инициатива MiРista, которую недавно представила компания NIKE, направлена на то, чтобы обеспечить местами для игры в футбол даже те районы, где отсутствует стадион [18].

2. Полезная модель - это нематериальный объект интеллектуальных прав, который сходен с изобретением (техническое решение) и относится к устройству. В сфере спорта можно выделить такие полезные модели как, например, лыжные палки с изгибом (такие палки как бы повторяют форму фигуры спортсмена и создают наименьшее сопротивление воздушному потоку), клюшка Vapor X Advanced (выполнена из секретного композитного материала, делающего клюшку самой легкой и в то же время прочной, самой сбалансированной и динамичной моделью).

3. Промышленный образец - объект интеллектуальных прав, относящийся к внешнему виду, дизайну и эргономическим свойствам изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства. Сейчас в стране широко развивается тенденция продажи атрибутики с фирменной символикой спортивных команд [9]. В данном случае производство и продажа спортивной атрибутики, экипировки, снаряжения, оборудования может осуществляться с помощью патентования в качестве промышленного образца [7].

Следующим институтом является институт средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (фирменные наименования и товарные знаки). Так, под товарным знаком Гражданский Кодекс РФ понимает «обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей» (ст. 1477 ГК РФ). Сформулированное законодателем определение представляется нам наиболее удачным по причине своей содержательности, четкости и лаконичности [4].

Товарные знаки можно разделить на следующие виды:

1. Словесный - это шрифтовая комбинация, которая определяет название торговой марки, а также девизы и слоганы. Например, Nike - «Just Do It», который переводится как «просто сделай это» и другие [1].

2. Изобразительный - состоит из графических объектов.

3. Комбинированные - подразумевают совмещение текстовой и графической составляющей.

4. Звуковой - уникальные мелодии или комбинации звуков.

5. Трехмерный - это форма, цвет, материал и прочие характеристики самого товара, а также его упаковки (объемные товарные знаки).

Права на товарные знаки, используемые в сфере спорта, довольно часто подвергаются нарушениям. Отметим, к примеру, что в картотеке арбитражных судов с начала 2008 года зарегистрировано около 40 дел с участием фирмы «Адидас», большинство из которых касаются использования фирменных товарных знаков Adidas [12].

Приведем показательную ситуацию из судебной практики Арбитражного суда Мурманской области (19.12.2017 г.). Должностным лицом при осмотре места осуществления розничной продажи были обнаружены товары, содержащие незаконное воспроизведение чужого товарного знака, в том числе, обувь с изображением наименований и логотипов Reebook, Adidas, Nike. Доказательств, подтверждающих легальность введения спортивного товара в гражданский оборот, предоставлено не было. По решению суда к предпринимателю была применена административная ответственность по ч. 2 ст. 14.10 КоАП РФ [6] в виде административного штрафа в размере 50000 руб. с конфискацией товара [14].

Одним из важнейших институтов является особые объекты права интеллектуальной собственности. Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие коммерческую ценность.

Обратимся к некоторым примерам проявления института секретов производства (ноу-хау) в области спорта. Интерес в этом плане представляет подготовка спортсменов к Олимпийским играм. Так, на Олимпиаде 2018 г. в Пхенчхане канадская хоккейная команда запрещала российским журналистам снимать видеорепортаж во время тренировки канадских спортсменов, мотивируя это тем, что тренировка содержит различные разработки, принадлежащие данной команде.

В связи с коммерциализацией объектов интеллектуальной собственности в спортивной сфере возникает множество правовых проблем, для решения которых необходимо предоставить надлежащую правовую охрану всем создателям результатов спортивной интеллектуальной деятельности и добросовестным пользователям этими результатами [10].

В заключение вышесказанного отметим, что при рассмотрении институтов права интеллектуальной собственности и непосредственно объектов данных институтов в контексте

спортивной области, мы пришли к выводу, что здесь достаточно много различных проблем правовой охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности и тем самым возникает необходимость совершенствования законодательства и практики правоприменения и пра-вореализации в данной сфере. А именно необходимо усовершенствование законодательной базы, регулирующей отношения участников творческой интеллектуальной спортивной деятельности, в процессе которой могут возникать интеллектуальные права создателей и исполнителей спортивных произведений. Необходимо добавить в часть IV ГК РФ статью, посвященную правовой охране и защите объектов интеллектуальной собственности в спорте, или издать НПА, регулирующий данный вопрос более подробно, решить иные связанные с рассмотренным предметом вопросы законодательного и правоприменительного характера.

Список литературы

1. База слоганов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http://www.textart.ru/baza/slogan/sport/ odezhda-obuv.html, свободный (3.03.2018 г.).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 г. № 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 25.12.2006 г. - № 52 (ч. I). - Ст. 5496.

3. Закон ру. [Электронный ресурс]: Макаров А. Авторские права на танец. - Режим доступа: https://zakon.rU/blog/2016/11/9/avtorskie_prava_na_tanec, свободный (5.03.2018 г.).

4. Иванова Е.Г. История развития понятия товарного знака и его функций // Юридическая наука. -2014. - № 3. - С. 48-51.

5. Кашапов Н.В. Регламентация интеллектуальных прав в сфере спорта: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03; ГОУ ВПО «Рос. гос. ин-т интеллект. собственности» / Н.В. Кашапов. - М., 2010. - 24 с.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 05.02.2018 г.) // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. I). - Ст. 1.

7. Колодочкина Е.А. Проблемы и перспективы графического дизайна для спортивных мероприятий // Дизайн-ревю. - 2008. - № 3-4. - С. 26-29.

8. Кузнецова А.М. Особенности правового обеспечения, реализации и защиты прав интеллектуальной собственности в области спорта // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. - 2013. - № 4. - С. 134-141.

9. Лубышева Л.И. Современный спорт: проблемы и решения // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». - 2014. - Том 14. - № 1. - С. 12-14.

10. Москалевич Г. Н. Интеллектуальная собственность в спортивной сфере // Спортивное право в Республике Беларусь: Сборник статей. Раздел III. Статьи IV конкурса на лучшую работу по теме «Спортивное право в Республике Беларусь. - Минск: ЮрСпектр, 2014. - Вып. 4. - С. 331-348.

11. Нестерова Е. В. Товарный знак и реклама. Недобросовестная конкуренция при использовании товарного знака // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2010. - № 10. - С. 90-97.

12. Новостные события. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://newsland.com/user/4297712996/ content/adidas-pytaetsia-otstoiat-v-rossii svoe-avtorskoe-pravo/4248785, свободный (19.03.2018 г.).

13. Понкин И., Редькина А. Патенты в сфере спорта: особенности правовой охраны // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - 2018. - № 1. - С. 47-52.

14. Решения Арбитражных судов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ras.arbitr.ru/, свободный (12.03.2018 г.).

15. Смирнова В.М. Хореографическое произведение как объект авторского права // Журнал российского права. - 2011. - № 12. - С. 102-111.

16. Спортивные фото в рекламе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dvmb.ru/arkhiv/item/ 86-спортивные-фото-в-рекламе, свободный (12.03.2018 г.).

17. Федеральный закон от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 10.12.2007 г. - № 50. - Ст. 6242.

18. Етош^ включи сознание // https://econet.ru/articles/6717-nike-predstavil-unikalnuyu-lazernuyu-futbol-nuyu-ploschadku.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.