Научная статья на тему 'Законодательство о регулировании крупных спортивных соревнований: паразитический маркетинг и особенности использования коммерческих прав (спорные дела с участием россии)'

Законодательство о регулировании крупных спортивных соревнований: паразитический маркетинг и особенности использования коммерческих прав (спорные дела с участием россии) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
666
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О КРУПНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ / LEGISLATION FOR MEGA INTERNATIONAL SPORTS EVENTS / ПАРАЗИТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ / AMBUSH MARKETING / КОММЕРЧЕСКИЕ ПРАВА В СПОРТЕ / COMMERCIAL RIGHTS IN SPORT / СПОРТИВНЫЕ СПОРЫ / SPORTS DISPUTES / НАРУШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАВ / COPYRIGHT INFRINGEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колантуони Лучио

В статье рассмотрены основы законодательства о регулировании организации и проведения крупных международных спортивных мероприятий, особенности использования коммерческих прав в спорте и проблемы паразитического маркетинга с использованием российских спорных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGISLATION FOR MEGA-EVENTS IN SPORTS: AMBUSH MARKETING AND COMMERCIAL ASPECTS, RUSSIAN CASES

The basic legislation for organisation and holding of the mega sports events, features of using of commercial rights in sport and the ambush marketing problems with Russian cases are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Законодательство о регулировании крупных спортивных соревнований: паразитический маркетинг и особенности использования коммерческих прав (спорные дела с участием россии)»

162

зарубежный опыт

)УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Лучио КОЛАНТУОНИ,

профессор спортивного права юридической школы Миланского университета, директор Миланского исследовательского центра спортивного права,

арбитр и медиатор CAS/TAS (Лозанна), член Совета директоров Международной ассоциации спортивного права (IASL)

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О РЕГУЛИРОВАНИИ КРУПНЫХ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ: ПАРАЗИТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ПРАВ (СПОРНЫЕ ДЕЛА С УЧАСТИЕМ РОССИИ)

В статье рассмотрены основы законодательства о регулировании организации и проведения крупных международных спортивных мероприятий, особенности использования коммерческих прав в спорте и проблемы паразитического маркетинга с использованием российских спорных ситуаций.

Ключевые слова: законодательство о крупных международных спортивных мероприятиях, паразитический маркетинг, коммерческие права в спорте, спортивные споры, нарушение интеллектуальных прав.

L. COLANTUONI,

Professor in «Sports Law and Sports Contracts» of the University of Milan — Faculty of Law, Director of Sports Law Research Center (Milan), TAS/

CAS Arbitrator and Mediator (Lausanne — CH), Board Member of International Association of Sports Law (IASL)

LEGISLATION FOR MEGA-EVENTS IN SPORTS: AMBUSH MARKETING AND COMMERCIAL ASPECTS,

RUSSIAN CASES

The basic legislation for organisation and holding of the mega sports events, features of using of commercial rights in sport and the ambush marketing problems with Russian cases are considered in the article. Keywords: legislation for mega international sports events, ambush marketing, commercial rights in sport, sports disputes, copyright infringement.

Организация и проведение крупных международных спортивных мероприятий в Российской Федерации осуществляются в соответствии с действующим законодательством. В первую очередь следует отметить базовый Федеральный закон о физической культуре и спорте1. В отношении крупных российских спор-

в

7ШЛШЖ Лучио Коланту°ни „ <ч сз

УНИВЕРСИТЕТА Законодательство о регулировании крупных спортивных соревновании: имени о.Е.кугафина(мгюА) паразитический маркетинг и особенности использования коммерческих прав

тивных соревнований, таких как зимние Олимпийские игры 2014 г. в Сочи2 и чемпионат мира по футболу 2018 г.3, приняты отдельные федеральные законы.

Одна из проблем, с которой сталкиваются организаторы крупных международных спортивных соревнований как в России, так и за рубежом — это нарушение прав интеллектуальной собственности в связи с неправомерным использованием коммерческих прав.

В соответствии с частью IV Гражданского кодекса Российской Федерации4 нарушение любого из прав интеллектуальной собственности влечет серьезную юридическую ответственность, включая право правообладателей требовать правовой защиты через суд. Перед судом правообладатели могут требовать возмещения убытков, разрушения контрафактных товаров, а в некоторых случаях — ликвидации оборудования и юридического лица.

За нарушение прав интеллектуальной собственности действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность (ст. 146 Уголовного кодекса РФ5). Для того чтобы быть квалифицированным в качестве уголовного преступления, нарушение должно причинить значительный ущерб. Уголовный кодекс РФ предусматривает в этом случае наказания в виде штрафа, исправительных или принудительных работ или лишения свободы.

Неисправимый вред организаторам спортивных соревнований наносит паразитический и партизанский маркетинг. Следует привести пример, когда олимпийские города-хозяева обязаны гарантировать, что перед началом Олимпийских игр их законодательство должно уменьшить возможность воздействия паразитического маркетинга настолько, насколько это возможно, и обеспечить механизмы воздействия на такой маркетинг и способность налагать санкции против тех, кто им занимается.

Россия предусмотрела в Федеральном законе от 01.12.2007 № 310-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Па-ралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» соответствующие положения в обеспечение установленных Международным Олимпийским комитетом гарантий. Согласно ст. 7 указанного Закона:

«1. Для целей настоящей статьи под олимпийской символикой понимаются наименования "Олимпийский", "Олимпиада", "Сочи 2014", "Olympic", "Olympian", "Olympiad", "Olympic Winter Games", "Olympic Games", "Sochi 2014" и образованные на их основе слова и словосочетания, олимпийские символ, огонь, факел, флаг, гимн, девиз, а также эмблемы, символы и сходные с ними обозначения Олимпийских игр и олимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними. Под паралимпийской символикой понимаются наименования "Паралимпийский», "Паралимпиада",

2 Федеральный закон от 01.12.2007 № 310-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3 Федеральный закон от 07.06.2013 № 108-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «О подготовке и проведении в Ш Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA ^ 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ó (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015. ^

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от

31.12.2014). I

4

5

|

УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кутафина(МГЮА)

"Paralympic", "Paralympian", "Paralympiad", "Paralympic Winter Games", "Paralympic Games" и образованные на их основе слова и словосочетания, паралимпийские символ, флаг, гимн, девиз, а также эмблемы, символы и сходные с ними обозначения Паралимпийских игр и паралимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними. К олимпийской символике и паралимпийской символике относятся также произведения изобразительного искусства, музыкальные, литературные и иные произведения, содержащие олимпийскую символику и (или) паралимпийскую символику или ее элементы и предназначенные для обозначения Олимпийских игр и Паралимпийских игр, а также олимпийских игр и паралимпийских игр, предшествующих им и следующих за ними.

2. Использование олимпийской символики и (или) паралимпийской символики, в том числе для обозначения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, производимых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг (в фирменных наименованиях, коммерческих обозначениях, товарных знаках, знаках обслуживания, наименованиях мест происхождения товаров), в составе доменных имен и иным способом, если такое использование создает представление о принадлежности указанных лиц к Олимпийским играм и Паралимпийским играм, допускается только при условии заключения соответствующего договора с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями».

В связи с этим следует также упомянуть Правило 40 Олимпийской хартии6, в соответствии с которым должен быть соблюден кодекс допуска к участию в Олимпийских играх. Согласно разъяснению к указанному правилу: «За исключением случаев, санкционированных Исполкомом МОК, ни один спортсмен, тренер, инструктор или официальное лицо, участвующие в Олимпийских играх, не могут допускать использования во время Олимпийских игр своей личности, фамилии, изображения или спортивного выступления в рекламных целях».

Необходимо отметить несколько спорных дел, касающихся партизанского маркетинга в течение Олимпийских игр в Сочи:

«Зиппо» (Zippo). В октябре 2013 г. компания «Зиппо» запустила социальный пиар-проект в СМИ «#Зиппо спасает Олимпийские игры» после публикации фотографий и видеоотрывков, демонстрирующих повторное зажигание Олимпийского факела с использованием зажигалки «Зиппо». Факел, как сообщалось, был потушен порывом ветра в то время, как его проносили через Кремль. После того как с «Зиппо» связались представители Олимпийских игр, компания удалила этот проект.

«Найк» (Nike) и его реклама «Играй по-русски». В ноябре 2013 г. «Найк» запустил рекламную акцию «Играй по-русски», изображая знаменитых русских спортсменов в зимних видах спорта, преодолевающих суровую зиму во имя любви к своему виду спорта. Сроки запуска данной рекламы и ее тематика спровоцировали подозрения о том, что «Найк» хочет ассоциироваться с Олимпийскими играми. В самом деле, даже если в рекламе не упоминаются олимпийские символы или терминология, она может быть использована потенциальными участниками и может изображать громкие спортивные события, проходящие на зимних Олимпийских играх, включая хоккей и фигурное катание.

Рекламная кампания «6-й принцип». Рекламная кампания, начатая организацией Athlete Ally, использовала данный принцип под тэгом «6-й принцип» (из Преамбулы Олимпийской хартии) в качестве средства привлечения внимания к тому, что

МОК порицает дискриминацию любого рода, с намеком, осуждающим российские законы против сексуальных меньшинств.

Производитель одежды American Apparel согласился произвести некоторое количество изображений данной рекламной кампании и запустил рекламу «6-й принцип» на своем сайте. Реклама гласила, что, надевая такую одежду, покупатель поможет поддержать олимпийские принципы, и подчеркивала, что дискриминация ЛГБТ в России несовместима с олимпийским движением. Выручка от продажи данных товаров направлялась на поддержку кампании и помощь в борьбе с дискриминацией в России.

Далее необходимо отметить нормы, регулирующие использование прав интеллектуальной собственности во время соревнований «Формулы-1» и чемпионата мира по футболу 2018 г.

«Формула-1» — это бренд, используемый для идентификации наиболее престижных автомобильных гоночных соревнований в мире, он является чрезвычайно важным в мировом спортивном сообществе. Группа «Формулы-1» владеет исключительными правами в отношении товарного знака «Формула-1», включая право на коммерческое использование во всем мире7.

Товарные знаки (торговые марки), используемые для идентификации бренда, включают в себя логотип 'F1 FORMULA 1', логотип 'F1', логотип 'F1 FIA FORMULA ONE WORLD CHAMPIONSHIP', логотип 'FORMULA ONE PADDOCK CLUB', F1™, FORMULA ONE™, FORMULA 1™, FIA FORMULA ONE WORLD CHAMPIONSHIP™, FORMULA ONE PADDOCK CLUB™, PADDOCK CLUB™ and GRAND PRIX™. Эти марки используются и/или регистрируются в Англии, Европейском Союзе и во всем мире как торговые марки, связанные с широким кругом товаров и услуг.

Запрещено использование товарных знаков (логотипов) «Формулы-1» в любых целях, в любой среде, любого из логотипов « Формулы-1», без письменной лицензии или разрешения группы « Формулы-1». Мировые торговые марки « Формулы-1» могут быть использованы средствами массовой информации для изложения и предоставления информации о событиях «Формулы-1» до тех пор, пока данное использование не будет создавать никаких несанкционированных ассоциаций между группой «Формулы-1», его брендом и любой третьей стороной, их продуктами и услугами.

Мировые торговые марки «Формулы-1» не могут быть использованы в рекламе или рекламных роликах таким образом, чтобы создавать нежелательную ассоциацию между «Формулой-1» и третьей стороной или их продуктами или услугами.

Упомянутые мировые марки не могут быть использованы в любой форме, в любой среде, которая подразумевает принадлежность «Формулы-1» к аффилированным группам с одобрением, спонсорством, поддержкой третьей стороны или его продуктов или услуг. Они не могут быть использованы в сочетании с брендом или логотипом неуполномоченных третьих лиц. Товарные знаки «Формулы-1» не могут быть использованы в отношении товаров или услуг, предназначенных для прода-жи/промоподарков без специальной лицензии от «Формулы-1». Это включает, но не ограничивается производством, распределением и продвижением товаров или услуг.

Ш

Проведение автомобильных гонок «Формулы-1» в России было инициативой Владимира Путина еще со времен его первого президентского правления. 14 октя- Ó

бря 2010 г. в Сочи В. Путин встретил Берни Экклестоуна, фактического владельца ^

«Формулы-1». По итогам встречи Formula One Management Ltd и центр «Омега»

подписали контракт на строительство гоночных трасс для Гран-при в России. Го - I

É i

166 зарубежный опыт

я ^Ж ^

^^^^ I

УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кутафина(МГЮА)

ночный комплекс был включен в программу строительства олимпийских объектов8. Средства были выделены из федерального бюджета в виде субсидий для Краснодарского края и Администрации Сочи для использования их на покупку акций центра «Омега». Эта схема финансирования увеличила возможность пополнять бюджет на строительство с минимальной отчетностью9.

Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА)10 и ее спонсоры защищают свои товарные знаки в течение соревнований ФИФА. Было интересно посмотреть, насколько успешной будет стратегия защиты прав ФИФА в отношении наиболее ценных активов и его интеллектуальной собственности. Стоит отметить, что руководство ФИФА заявило, что «официальные логотипы ФИФА, символы и другие графические торговые марки не могут быть использованы на любой другой социальной медиаплатформе».

ФИФА обладает 13 000 торговых марок, зарегистрированных во всем мире, чтобы защитить себя от несанкционированного использования или смешения с какими-либо похожими марками. ФИФА даже зарегистрировал термин «Чемпионат мира» во многих юрисдикциях, хотя и для узкого класса товаров.

ФИФА также опубликовала «Руководящие принципы для использования официальных знаков ФИФА» — юридически необязательное руководство, в котором излагается позиция ФИФА об использовании его интеллектуальных прав в чемпионате мира 201411 и заявлено, что они созданы «для оказания помощи третьим лицам, которые хотят избежать несанкционированной ассоциации с турниром». Руководство допускает общую футбольную тематику и рекламу бразильской тематики, но без прямых ссылок на чемпионат мира.

После вступления в силу бразильского «Закона Пеле» (Закон № 9.615/98) имена и логотипы спортивных организаций и спортсменов принадлежат исключительно им и не должны регистрироваться для других организаций или спортсменов в целях извлечения прибыли от необходимой правовой защиты. Кроме того, в соответствии с Законом Бразилии о промышленной собственности (Закон №. 9.279/96) невозможно зарегистрировать имя, логотип или приз спортивного мероприятия или имитацию, т.к. это может привести к путанице, если не разрешено соответствующим компетентным органом или организацией, проводящей событие.

ФИФА и ее спонсорам удалось получить дополнительную защиту бренда по бразильскому закону о чемпионате мира. Он применяется для всех предприятий, ориентированных на бразильский рынок, включая экспресс-определение «паразитический маркетинг», который ранее не был определен в соответствии с законодательством по интеллектуальной собственности Бразилии.

Закон о чемпионате мира по футболу выделяет 2 типа паразитического маркетинга: преднамеренный маркетинг — более прямой метод, который легче распознать и регулировать, и косвенный маркетинг. Закон определяет косвенный па-

Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 991 (ред. от 17.05.2014) «О программе строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта» (вместе с « Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта»). Раздел 235.

См. также: постановление СФ ФС РФ от 29.04.2014 № 179-СФ «О направлениях эффективного использования объектов инфраструктуры, созданных для проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи».

URL: http://www.fifa.com.

URL: http://resources.fifa.com/mm/document/afFederation/marketing/01/37/85/97/2014_fifapublicguide-lines_eng_13032014_neutral.pdf.

10

разитический маркетинг как «использование знаков, продуктов или услуг с целью получения экономического преимущества или огласки, прямо или косвенно создавая ассоциацию с чемпионатом мира по футболу или официальными знаками ФИФА без разрешения ФИФА, которая заставляет других считать, что знаки, продукты или услуги в данном вопросе утверждаются, уполномочены или одобрены ФИФА».

Впереди Чемпионат мира™ ФИФА 2018 г., ФИФА впервые предложит компаниям возможность приобрести региональные спонсорские пакеты. В конце 2013 г объявлено, что новая коммерческая структура будет предоставлять значительные возможности для заинтересованных компаний.

Перевод с английского языка В. Липатовой, Н. А. Овчинниковой (Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Девятая международная научно-практическая конференция jtbJf «Спортивное право, перспективы развития» 'I

Wf

МГЮА им. O.E. Кутафнна.з апреля2015г.

«ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О РЕГУЛИРОВАНИИ КРУПНЫХ СПОРТИВНЫХСОРЕВНОВАНИЙ, ПАРАЗИТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ПРАВ {СУДЕБНЫЕ ДЕЛА С УЧАСТИЕМ РОССИИ)»

Колантуони Лучио

Арбитр CAVTAS (Лоинт)|

ТТр п фе rrftp е п орт к ha t о права khp н.чпч еп: пп m km kl Ми.1анскпто университета. Директор мнлансьлго песле.тоядтельеийгп центра спортивного права,

4,1 рк С de fn директор db \ i i'j_ i : t .11 : : ) i ii iv ii ассоциации спортивного права (I \ M

I ucio.col antuonl^uniml.it - ludo.colantuonigi sportslawrc.com

При поддержке Алессаидро Артнко Биассони (Миланский Университет- Факультет Права)

ш >

и

<

СП

ШШЁЁ& |

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина(МГЮА)

план

a) Введение

b) Крупные спортивные соревнования Правовой режим «паразитического маркетинга» Защита права интеллектуальной собственности в России Сочи 2014: вопросы передачи коммерческих прав и маркетинг Формула-и Гран-При России и Сочи

Перспективы Чемпионата Мира по футболу 2018 в России

Sports Law Research Center

введение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Крупные спортивные соревнования

> Что такое крупное спортивное соревнование?

> Глобальное влияние, значительное преимущество и интерес широкие экономические возможности

Правовой режим «паразитического маркетинга» Что это?

> Определение «паразитического маркетинга»: Руководство по защите бренда во время проведения Олимпийских игр. Закон о безопасности во время проведения спортивных мероприятий, AIPPI (Международная ассоциация по защите интеллектуальной собственности)

> Виды «паразитического маркетинга»

Анализ Российской правовой системы Защита интеллектуальных прав

> Закон 2007 г.: закрепление разрешения споров в ad hoc для крупных спортивных соревнований (Олимпийские игры, 4M по футболу)

Олимпийские Игры в Сочи 2014 мерчендайзинг и дела, связанные с

паразитическим маркетингом

Формула 1: Гран-при России политическое и экономическое влияние

> Право интеллектуальной собственности во время проведения Формулы-1

4M 2018 по футболу в России Перспективы развития права интеллектуальной

собственности, опыт 4M 2014 по футболу в Бразилии, сравнение

Sports Law Research Center

УНИВЕРСИТЕТА Законодательство о регулировании крупных спортивных соревновании: имени o.e. кугафина(мгюа) паразитический маркетинг и особенности использования коммерческих прав

крупные спортивные соревнования i»

OQQ ü>

RUSSIü201S

> Происхождение; крупные спортивные события Главные однократные или повторяющиеся спортивные соревнования ограниченные по времени, разработанные в первую очередь для повышения привлекательности и рентабельности туристического направления н короткой и / или долгосрочной перспективе. Такие события опираются на успех, уникальность и статус мероприятий, или на создание временного интереса и привлечения внимания (Ritchie)

Определение крупных спортивных соревноплний (i) крупном асштлбные

соревнования, обладающие привлекательностью и значимостью, обеспечивающие широкий интерес со стороны международного сообщества (Roche)

Определение крупных спорта dhli\ соревнований (г) крупные спортивные соревнования относятся к собственности, которая имеет огромное воздействие на международные средства массовой информации, предлагает спонсорам значительные рекламные возможности и имеет глобальное влияние большое внимание« экономическим возможностям

Sports Law Research Center

ш >

и

<

Ol

УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кутафина(МГЮА)

крупные спортивные соревнования

Ра^шчия между спортивными соре вниманиями разныхуровней

Крупные соревнования 7 увеличение количества зрителей, стирание локальных и национальных границ

Другие локальные, региональные и национальные (футбольные лиги, регулярные сезоны в баскетболе. Большой шлем в теннисе и гольфе)

Исключение: некоторые регулярные соревнования привлекают больший интерес, чем постоянные (например матчи "Monday Night" * во время регулярного сезона лиги американского футбола 15 млн. - прим, количество

зрителей)

"Ночь» в понедельник

Sports Law Research Center

крупные спортивные соревнования

Возможности

> Почему страны борются за возможность проведения таких мероприятий?

V

Экономические интересы привлечение спонсоров

1

Масштабный размер этих событий представляет сотням компаний уникальную возможность развития своего бренда и привлечения огромного количества клиентов

I .

Спорт является важным инструментом", который не только объединяет людей, но и доносит агитационные сообщения населению

Sports Law Research Center

УНИВЕРСИТЕТА Законодательство о регулировании крупных спортивных соревновании: имени o.e. кугафина(мгюа) паразитический маркетинг и особенности использования коммерческих прав

крупные спортивные соревнования

Athens гаи

Затраты OQKp

Затраты на проведение Олимпийских игр или Чемпионатов Мира огромны и требуют субсидий принимающего государства. Наиболее капитальные затраты - это затраты, связанные с организацией необходимой инфраструктуры для размещения спортсменов и зрителей.

Текущие затраты крупных спортивных соревнований огромны и имеют тенденции к увеличению. В результате терактов в 1972 г., 2000 г. и и сентября 2001 года в Соединенных Штагах, затраты на обеспечение безопасности и о время проведения Олимпиады обошлись в сотни миллионов долларов.

Может ли доход от проведения крупного спортивного соревнования компенсировать принимающему государству затраты на развитие инфраструктуры, текущие расходы и обосновать государственные вложения? -> разные взгляды. Пример: Олимпийские Игры в Афинах 2004

Sports Law Research Center

ш >

и

<

СП

172

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

УНИВЕРСИТЕТА

УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кутафина(МГЮА)

правовой режим «паразитического маркетинга»

Определения:

> Руководство по защите бренда во время проведения Олимпийских игр: лТермин «паразитический маркетинг» включает в себя все преднамеренные и непреднамеренные попытки создания ложной lmu несан ktj ионир ое а к н ой коммерческой ассоциации с Олимпийским движением или Олимпийскими играми. Паразитический маркетинг включает в себя: (а) использование кампаниями творчески* средств для создания ложной ассоциации с Олимпийскими Играми, (б) нарушение Компаниями различных законов, которые защищают легитимное исполъзование олилшийских илображений и JrIt!кии, и (с) деятельность колтании которая преднамеренно или непреднамеренно мешает легитимной маркетинговой деятельности Олимпийских партнеров»

Sports Law Research Center

Определения:

> Закон о безопасности во время проведения спортивных

ассоциации и FIFA (2010): «Умышленное действие или попытка, которые лицо, при наличии общественного интереса, использует или пытается использовать с целью коммерциализации, организованной третьими лицами, для получения несанкционированной и неоплаченной коммерческой выгоды от объединения с мероприятием, без какой-либо официальной связи с таким событием (ЮжноАфриканская Республика)»

Sports Law Research Center

правовой режим «паразитического маркетинга»

мероприятий между Южноафриканской футбольной

правовой режим «паразитического маркетинга»

Определения:

> Международная ассоциация по защите интеллектуальной собственности (А1РР1): «Все виды деятельности, не уполномоченные правообладателями в области маркетинга, продвижения и рекламы в любой форме, которая каким-то образом стремится извлечь выгоду из репутации или общего интереса к этому мероприятию»

Sports Law Research Center

правовой режим «паразитического маркетинга»

Виды:

Прямой: это когда бренд намеренно пытается ассоциировать себя с событием, в котором он не является официальным спонсором, или собственностью, на которую он не покупал правд. Некоторые компании выбирают это для того, чтобы навредить споим конкурентам; другие делают это для того, чтобы заработать на большой аудитории, которую привлекает крупное соревнование или команда

( 1

klViERICANl vs VISA

■ EXPRESS

Г1 ре д il а м с р en и ы й на ра tu i и ч ее un и M >1 р lit' I Ii II I

[Ja гс clon а'92

OQ9

Sports Law Research Center

Ш >

~o

<

01

174 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

я ^Ж ^

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина(МГЮА)

правовой режим «паразитического маркетинга»

Виды:

Косвенный: определяется как преднамеренная ассоциация бренда с событием посредством внушении или косвенной ссылки. Как при прямом паразитическом маркетинге, многие компании используют его для популяризации своих товаров на рынке, без намерения повлиять на деятельность своих конкурентов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

летом 2008

\ се о Ц н til ti inrítl ii пара ; п гнчеч кип м а р к с т 11 ii г

Sports Law Research Center

правовой режим «паразитического маркетинга»

Виды:

Непреднамеренный: это когда потребители считают, что бренд является спонсором или связан с событием без каких-либо попыток со стороны бренда установить такую связь. Даже если это не намеренно, паразитический маркетинг такого вида может быть проблемой для принимающей организации и других спонсоров, потому что это препятствует нормальному функционированию маркетинговой среды

speecfct

Во время

OQp"

Нел р е д и а м с реп и hi ii Il ¿i p a i и i и ч с t и и ii м а р кс i и и г

Sports Law Research Center

защита права интеллектуальной собственности в россии _

Анализ экономнческо й системы страны _ _ tjjj

> Экономические и социальные факторы:

> Постепенное обнищание населения в до-х годах.

> Дефицит товаров народного потребления из-за избавления от значительной части промышленного производства.

> Отсутствие опыта ведения бизнеса.

> Советское прошлое.

> Импорт то Da ров народного потребления в Россию Последствия:

> Производители оригинальных товаров проявляют низкую заинтересованность в Российском рынке, как следствие перенасыщение рынка дешевой контрафактной продукцией низкого качества.

> Монополия иногтранных компаний в ценообразовании, несоответствующее Российской действительности.

> Провал мер по борьбе с нарушением прав интеллектуальной и промышленной собственности

Sports Law Research Center

защита права интеллектуальной собственности в россии

Развитие нормативного регулирования:

Вступление в силу IV части ГК РФ (Январь, 2008) реформой было гармонизовано законодательство о праве интеллектуальной собственности в соответствии с нормами права пивных экономически развитых i-осударств:

> Систематизация основных требований использования и защиты права интеллектуальной собственности.

> Введение условий для функционирования современного рынка права интеллектуальной собственности.

> Расширение мер по правовой защите правообладателей, а также, объектов интеллектуальной собственности, подлежащих защите.

> Особая защита инвесторов и иностранных компаний в создании прав интеллектуальной собственности

Sports Law Research Center

ш >

и

<

СП

|

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина(МГЮА)

защита права интеллектуальной собственности в россии

ГК РФ, Часть IV л УК РФ

В России, Гражданский кодекс, часть IV, является основным источником норм 1Р*, б том числе об авторском гтрлпе и правах на средства индивидуализации. Согласно ГК РФ, нарушение любого ид прав интеллектуальной собственности влечет серьезную ответственность, включая право требования правообладателей правовой защиты через суд.

Нарушение прав [Р* также урегулировано нормами Уголовного Кодекса Российской Федерации. Для того, чтобы быть квалифицированным в качестве уголовного преступления, нарушение должно причинить значительный ущерб или являться рецидивом. Уголовный кодекс предусматривает наказания за серьезные правонарушения, в виде штрафов и тюремного заключения. Нанесение значительного ущерба интеллектуальным правам по российскому процессуальному праву является главным препятствиям для начала уголовного преследования во многих делах, особенно тех, которые связаны с нарушением авторских прав

- Право интеллектуальной собсп енносп т

Sports Law Research Center

защита права интеллектуальной собственности в россии

Закон 2007 г. 4 Для Сочи 2014 и Формулы-1: Гран-при России

Олимпийские города-хозяева обязаны гарантировать, что перед началом Олимпийских игр, должны Выть приняты НПА, сводящие к минимуму негативное воздействие паразитического маркетинга.

«Федеральный закон № 310 - об организации и о проведении XXII зимних олимпийских игр и XI зимних параолимпийских игр 2014г. в городе Сочи, по развитию города Сочи как горноклиматического оздоровительного курортаи о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ»

Sports Law Research Center

УН^Д^^^^поа) паразитический маркетинг и особенности использования коммерческих прав ш ж ж

защита права интеллектуальной собственности в россии

ФЗ № 310 от 2007 г- устанавливает:

За месяц до, в период и месяц после проведения Олимпийских игр и Парали\птийсга1х игр запрещается размещение (распространение) наружной рекламы на расстоянии ближе чем тысяча метров от Олимпийских объектов, а также в воздушном пространстве над ними допускается только при условии заключения соответствующего договора с МОК и/или МПК, В период проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр размещение рекламы на спортивной одежде, аксессуарах (экипировке) и спортивном оборудовании, используемых спортсменами и иными участниками Олимпийских игр или Паралимпийских игр, допускается только в случаях и на условиях, предусмотренных Олимпийской хартией или Сводом правил МОК.

Реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о причастности рекламодателя к Олимпийским играм и Паралимпииским играм, в том числе в качестве спонсора, признается недостоверной, ** Список наименований и знаков, использование без специального разрешения которых будет признано нелегитимным, если такое использование создает «впечатление причастности компании к Олимпийским и/или Параолимпийским играм». Эти наименования и знаки включают в себя слова «Олимпийский», «Олимпиада», «Сочи 2014», «Olympic», «Olympian», «Olympiad», «Olympic Winter Games», «Olympic Games», «Sochi ¿014»

Sports Law Research Center

О op

защита права интеллектуальной собственности в россии

Б соответствии с правилом 40 Олимпийской хартии

Правило 40: это запрет, специально разработанный для защиты против паразитического маркетинга и предупреждения несанкционированной коммерциализации Олимпийских игр. Положение предотвращает конкуренцию между спортсменами, участвующими в Олимпийских играх {также и между тренерами и представителями) от появления в рекламе незадолго до, после и во время Игр: «За исключением случаев, санкционированных Исполкомом МОК, ни один спортсмен, тренер, инструктор или официальное лицо, участвующие в Олимпийских играх, не может допускать использования во время Олимпийских игр своей личности, имени, изображения ¡или с л орт иен ого выступления в рекламных целях, в течение [ограниченного периода]^

Sports Law Research Cemter

ш >

и

<

СП

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина(МГЮА)

сочи 2014: вопросы передачи коммерческих прав и маркетинг

Дела, связанные с «паразитическим маркетингом» во время проведения Олимпийских Игр и Сочи 2014

' Nike и кампания «Play Russian»5 В ноябре 2013, за три месяца до церемонии открытия, Nike запустили рекламную кампанию «Play Russian», изображая русских звезд зимних видов спорта преодолевающих суровую русскую зиму во имя любви к спорту. Период запуска данной рекламы и ее тематика спровоцировали подозрения о том, что Nike хочет ассоциировать себя с Олимпийскими играми. Действительно, даже если в рекламе не упоминаются Олимпийские знаки или терминология, она не может изображать крупные спортивные соревнования, проходящие на Зимних Олимпийских играх, включая хоккей и фигурное катание и быть использована потенциальными конкурентами

F Играй по-русски

Sports Law Research Center

ш >

и

<

СП

|

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина(МГЮА)

формула-1: гран-при россии в сочи

Использование символики Формулы-1

Логотипы Запрет на использование в любых целях, в любой среде, любого из логотипов Формулы 1, без письменной лицензии или разрешения.

Редакционное использование 4 Мировые торговые знаки Формулы-1 могут быть использованы редакциями печатных и интернет изданий для изложения информации о событиях Формулы-1, до тех пор, пока данное использование не будет создавать никаких несанкционированных ассоциаций между Формулы-1, ее брендом и любой третьей стороной, их продуктами и услугами.

Рекламные кампании Мировые торговые знаки Формулы-1 не могут быть использованы в рекламе или рекламных роликах, создавая нежелательную ассоциацию между Формулой-1 и третьей стороной или их продуктами или услугами. Спонсорство Упомянутые торговые знаки не могут быть использованы в любой форме, в любой среде, которая подразумевает принадлежность Формулы! к спонсорству, поддержке третьей стороной или его продуктов или услуг. Они не могут быть использованы в сочетании с брендом или логотипом неуполномоченных третьих лиц.

Коммерческое использование —> Торговые знаки Формулы -1 не могут быть использованы в отношении товаров или услуг предназначенных для продажи / промо подарков без специальной лицензии от Формулы-1. Это включает, но не ограничивает производство, распределение и продвижение товаров или услуг

Sports Law Research Center

формула-1: гран-при россии в сочи

Первая Формула-i в России; Гран-При в Сочи

SOCHI

autodrom

> Проведение автомобильных гонок Формулы-i в России было инициативой Владимира Путина еще во время его первого президентского срока.

Oil October 14, 14 октября ¿оюг. в Сочи, Путин встретил Бэрни Экклестоуна, de facto, владельца Формулы-г. В тот же день, руководство Формулы-1 и центр Омега подписали контракт на строительство гоночных трасс для Гран-при в России. г- Краснодарский край не смог обосновать свою денежную оценку, поэтому Министр экономического развития и Министр финансов не одобрили расходы на строительство.

В конце концов, выход был найден, Гоночный комплекс был включен в раздел «Строительство олимпийских городов и развитие Сочи» (номер 235 в программе олимпийского строительства)

Sports Law Research Cemter

fifa world cup 2018: перспективы

Опыт Чемпионата Мира по футболу в Бразилии ¿014

Ж

FirAWMLOCgP fefÜAtt 2014

ФИФА и ее спонсоры защищали свои бренды в течение всего Чемпионата мира. Было интересно наблюдать за тем, насколько успешной будет стратегия защиты прав ФИФА в отношении наиболее ценных активов, а также интеллектуальной собственности. Стоит отметить, что IР - Рук о к оде тн о ФИФА заявило, что «официальные логотипы ФИФА, символы и другие графические торговые марки не могут быть использованы на любой другой соц и ал ьноб м едиа-платформе».

ФИФА обладает 13,000 торговых марок, зарегистрированных во всем мире, для зашиты от несанкционированного использования или смешения с какими либо похожими марками. ФИФА даже зарегистрировала термин «World сир» во многих юрисдикшхях, хотя и для узкого класса товаров.

ФИФА также опубликовала «Руководящие принципы использования официальных знаков ФИФА», юридически не обязательное руководство в котором излагается позиция ФИФА по использованию ее IP прав на Чемпионате мира 2014 и заявлено, что они созданы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«для оказания помощи третьим лицам, которые хотят избежать несанкционированной ассоциации с турнирам». Руководство допускает общую футбольную тематику и рекламу бразильской тематики, но без прямых ссылок на Чемпионат мира или использование года «20Ц», такая реклама считалась несанкционированной

Sports Law Research Center

Ù) >

TJ <

m

182 зарубежный опыт

Я ^Ж Î

^^^^ I

УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кутафина(МГЮА)

fifa world cup 20x8: перспективы

Опыт Чемпионата Мира по футболу в Бразилии 2014

А

mi i .\ i>. :i v

fcml гон

После бразильского закона Пеле (Закон № 9.615/98), имена и логотипы спортивных организаций и спортсменов принадлежат исключительно им и не должны регистрироваться для других организаций или спортсменов. Кроме того, в соответствии с Законом Бразилии о промышленной собственности (Закон № 9,279 / 96), невозможно зарегистрировать имя, логотип или приз спортивного мероприятия, или имитацию, так как это может привести к путанице, если не разрешено соответствующим компетентным органом или организацией, проводящими событие,

ФИФА и ее спонсорам удалось получить дополнительную защиту бренда по бразильскому закону о Чемпионате мира по футболу. Он применяется для всех предприятий, ориентированных на бразильский рынок, включает определение «паразитический маркетинг», который ранее не был определен в соответствии с законодательством но интеллектуальной собственности Бразилии

Sports Law Research Center

fifa world cup 2018: перспективы

Опыт Чемпионата Мира по футболу в Бразилии 2014

О Ju

í irt wiOai.fi Суп

«■»И

2014

Закон о Чемпионате Мира по Футболу выделяет 2 типа «паразитического маркетинга»; преднамеренный маркетинг, более прямой метод, который легче распознать и регулировать, и косвенный маркетинг. Закон определяет косвенный паразитический маркетинг, как «использование знаков, продуктов или услуг, с целью принятия экономического преимущества или получения огласки, прямо или косвенно создавая ассоциацию с Чемпионатом мира по футболу или официальными знаками ФИФЛ без разрешении ФИФЛ, которая заставляет других считать, что знаки, продукты или услуги в данном вопросе утверждаются, уполномочены или одобрены ФИФА»

Sports Law Research Center

w

fifa world cup 2018: перспективы

Подготовка к 4M 2018 по футболу в России

RUSSIA 201«

Основная законодательная база: Федеральный закон № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г., Федеральный закон № 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралнмпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи"».

Анализ возможностей «паразитического маркетинга»; таким российским и зарубежным компаниям, которые являются спонсорами, поставщиками, лицензиатами, а также вещателями, в связи с организацией и проведением Чемпионата мира по футболу, предоставляются налоговые льготы

Sports Law Research Center

fifa world cup 2018: перспективы

Стратегия спонсоров

RUSSIA 2018

I 1 I 1 I

f"'«* CBÄUC. S°".hAmHi«

У V 4

Sports Law Research Center

Ш >

~o

<

01

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина(МГЮА)

Спасибо за внимание!

Переводе английского на русский язык Кашехлебовой Екатерины и Липатовой Виктории Московский восударственный юриОическиа университет имени О,Е. Кутафина(МПОА)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.