Научная статья на тему 'Спортивные игры в формате межфакультетских курсов'

Спортивные игры в формате межфакультетских курсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ukrainian Journal of Ecology
Область наук
Ключевые слова
МЕЖФАКУЛЬТЕТСКИЙ КУРС / СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Е. Д., Фролов М. И., Красиков В. Д.

Разработка межфакультетского курса «Спортивные игры в форме внеурочных занятий», планируемого для реализации кафедрой спортивных игр в Алтайском государственном педагогическом университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Спортивные игры в формате межфакультетских курсов»

УДК 796.015

Е.Д. Кузнецова, М.И. Фролов, В.Д. Красиков СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ В ФОРМАТЕ МЕЖФАКУЛЬТЕТСКИХ КУРСОВ

Алтайская государственная педагогическая академия, г. Барнаул E-mail: helen.k72@mail.ru

Разработка межфакультетского курса «Спортивные игры в форме внеурочных занятий», планируемого для реализации кафедрой спортивных игр в Алтайском государственном педагогическом университете.

Ключевые слова: межфакультетский курс, спортивные игры, занятия физической культурой.

В целях повышения качества реализации основных образовательных программ и углубления межфакультетской интеграции на кафедре спортивных игр Алтайского государственного педагогического университета разрабатывается межфакультетский курс «Спортивные игры в форме внеурочных занятий». Межфакультетский учебный курс это

многосеместровый курс практических и теоретических занятий, преподаваемый ведущими преподавателями кафедры, являющимися специалистами в своей области и способными ярко и увлекательно показать связи между различными областями знаний в процессе преподавания спортивных игр. Межфакультетский учебный курс будет преподаваться группой преподавателей и будет состоять из нескольких циклов. Предположительно каждый цикл будет включать в себя такие спортивные игры как: баскетбол, волейбол, футбол, футзал и теннис.

Предполагается, что межфакультетский учебный курс будет организован для студентов всех факультетов Алтайского государственного педагогического университета. Освоение межфакультетского курса будет являться неотъемлемым элементом обучения студентов. Информация о сданных экзаменах (зачетах) по межфакультетским учебным курсам будет вноситься в приложение к диплому.

Программа межфакультетского курса «Спортивные игры в форме внеурочных занятий» составлена на основе типовой программы и рекомендаций, разработанных специалистами в области физической культуры, нормативных документов Министерства образования и науки и адаптирована к конкретным условиям функционирования группы в Алтайском государственном педагогическом университете.

В процессе занятий на межфакультетском курсе сформируется общая и специальная физическая подготовка, что повлечет за собой поднятие и укрепление функциональных возможностей организма, и развитие специальных физических качеств - быстроты, выносливости, ловкости, силы, ISSN 2225-5486 (Print), ISSN 2226-9010 (Online). Бiологiчний всникМДПУ. 2015. №1а

гибкости. Также студенты, вовлеченные в обучение на межфакультетских курсах, получат профессиональную подготовку в сфере организации соревнований по виду спорта, проведении судейства и руководства ученическим активом по физической культуре.

Спортивные игры - это наиболее увлекательные и массовые виды спорта. Их отличает богатое и разнообразное двигательное содержание, чтобы заниматься спортивными играми, необходимо уметь быстро бегать, высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать силой и ловкостью. Занятия спортивными играми улучшают работу сердечнососудистой и дыхательных систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, развитию точности и ориентировке в пространстве, улучшается реакция на зрительные и слуховые сигналы. Спортивные игры требуют от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умение пользоваться приобретенными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности и коллективизма.

Благодаря своей эмоциональности занятия спортивными играми представляют собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Это становиться актуальным в свете современного образа жизни студентов. Нынешние студенты ведут малоподвижный образ жизни, причем резкое снижение подвижности замечено сразу после поступления в вузы. Современные студенты передвигаются пешком гораздо реже и всё больше используют городской общественный или личный транспорт даже для поездки из одного учебного корпуса до другого. Улучшение условий жизни освобождает человека от физической нагрузки, постепенно изменяется его внешний вид и не в лучшую сторону. Повсеместно среди студентов можно заметить сутулые спины, лишний вес, испорченное зрение, вялость движений, отстраненный взгляд. Значительно увеличилось число хронических заболеваний, возраст которых значительно помолодел.

Программа работы межфакультетского курса рассчитана на три года, предназначена для студентов и магистрантов всех курсов обучения очного отделения, прошедших специальное медицинское обследование и допущенных к занятиям по состоянию здоровья.

При наличии достаточного уровня подготовки, студент может подключиться к занятиям в учебных группах, минуя группы начальной подготовки. Курсы могут посещать все желающие, зарегистрированные в группе в начале учебного года или начале нового цикла, при подтверждении отсутствия противопоказаний к занятиям данным видом спорта. Количество

учащихся в группах 12-20 человек. Продолжительность занятий - 4-6 часов в неделю. Форма занятий - групповая.

Целью физического воспитания в вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов. В процессе обучения в вузе по межфакультетскому курсу «Спортивные игры в форме внеурочных занятий» предусматривается решение следующих задач:

• воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;

• сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;

• всесторонняя физическая и теоретическая подготовка студентов по выбранному направлению;

• профессионально-прикладная физическая подготовка студентов с учётом особенностей их будущей трудовой деятельности;

• приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания, подготовка к работе в качестве общественных инструкторов, организаторов и судей;

• совершенствования спортивного мастерства студентов-спортсменов;

• воспитание у студентов убеждённости в необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.

В программу межфакультетских курсов будут внесены следующие разделы (примерный перечень, т.к. программа находится в стадии разработки):

1. История развития игры. Эволюция правил, организации и проведения соревнований.

2. Подвижные игры и упражнения для начального обучения игре.

3. Физическая подготовка. Значение физической подготовке в данном виде спортивных игр. Методы и средства физической подготовки.

4. Техническая подготовка. Особенности современной техники игры. Терминология.

5. Тактика игры. Классификация тактики и её значение. Терминология.

6. Организация и проведение соревнований.

7. Судейство.

8. Организация, планирование и учет работы секции в формате внеурочных занятий.

9. Воспитательная работа в секционных группах. Формирование здорового образа жизни.

Распределение времени на все разделы работы будет осуществляться в соответствии с задачами каждого занятия, в соответствии с этим произойдет распределение учебного времени по видам подготовки при разработке текущего планирования.

Подготовка студентов будет осуществляться путем обучения и тренировки, которые являются единым педагогическим процессом, направленным на формирование и закрепление определенных навыков, на достижение оптимального уровня физического развития и спортивных результатов обучающимися. Успешное осуществление учебно-воспитательного процесса возможно при соблюдении принципа единства всех сторон подготовки, а именно, обще- и специальнофизической, теоретической, технической и тактической.

Успешное решение учебно-воспитательных задач возможно при использовании двух групп методов: общепедагогических и спортивных. Общепедагогические или дидактические методы включают метод наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации обучения при единстве требований, метод опережающего развития физических качеств по отношению к технической подготовке, метод раннего освоения сложных элементов, метод соразмерности, т.е. оптимального и сбалансированного развития физических качеств.

Спортивные методы включают: метод непрерывности и цикличности учебно-воспитаттельного процесса; метод максимальности и постепенности повышения требований; метод волнообразности динамики тренировочных нагрузок; метод моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе.

Постановка задач, выбор средств и методов обучения едины по отношению ко всем занимающимся при условии соблюдения требований индивидуального подхода и изучения особенностей каждого занимающегося. Особо внимательно выявлять индивидуальные особенности обучающихся необходимо при обучении технике и тактике игры, предъявляя при этом одинаковые требования в плане овладения основной структурой технического и тактического приема, знания теоретических основ двигательного действия и приёмов обучения ему.

В ряде исследований установлено, что у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие высокого жизненного тонуса. Они в большей мере выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, коммуникабельны, меньше боятся критики. У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им в большей степени свойствен оптимизм, энергия, среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих повести за собой коллектив. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, среди них чаще встречаются лидеры. Эти данные подчеркивают основательное

100 Бюлопчний в1сник ^Щр

положительное воздействие систематических занятий физической культурой и спортом на характерологические особенности личности студентов.

Как цитировать:

Кузнецова, Е.Д., Фролов, М.И., Красиков, В.Д. (2015). Спортивные игры в формате межфакультетских курсов. Биологический вестник Мелитопольского государственного педагогического университета имени Богдана Хмельницкого, 5 (1а), 96-100.

© Кузнецова, Фролов, Красиков, 2015

Users are permitted to copy, use, distribute, transmit, and display the work publicly and to make and distribute derivative works, in any digital medium for any responsible purpose, subject to proper attribution of authorship.

[МЖ^И]

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 3.0 License

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.