УДК 796.01 ББК 75.1
Е.И. Кибенко
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ СО СТУДЕНТАМИ, ЗАНИМАЮЩИМИСЯ БАСКЕТБОЛОМ
Аннотация. Основой для достижения спортивных результатов при проведении секционных занятий со студентами занимающимися баскетболом является грамотное планирование тренировочного процесса. Комплексный подход позволяет преподавателю рационально использовать различные виды спортивной подготовки и качественно решать поставленные задачи.
Ключевые слова. Спортивная игра баскетбол, планирование тренировочного процесса, спортивная подготовка, физические способности, комплексный подход, средства и методы физического воспитания, формирование личности.
E.I. Kibenko
ORGANIZATION AND REALIZATION OF THE TRAINING PROCESS IN SPORTS SECTIONS WITH STUDENTS INVOLVED IN BASKETBALL
Abstract. The basis for the achievement of sports results in conduction sessions with students involved in basketball is the competent planning of the training process. An integrated approach allows the teacher to efficiently use various kinds of sports training and quality tasks.
Key words: sports game basketball, planning the training process, athletic training, physical ability, comprehensive approach, by means and methods of physical education, the formation of personality.
В России практически все образовательные заведения в программу физического воспитания молодежи включают спортивную игру баскетбол. Своему возникновению она обязана Джеймсу Нейсмиту, преподавателю физического воспитания Спрингфилдской международной тренировочной школы (штат Массачусетс, США), в связи с тем, что в зимний период времени его ученики демонстрировали полное равнодушие к тренировочным занятиям и тем самым теряли интерес к физическому воспитанию. Первый официальный матч по баскетболу между женскими командами был проведен в 1892 году [2; 3; 7; 12].
С тех пор прошло много лет, а спортивная игра баскетбол остается столь же популярной и любимой во всем мире и столь же остро перед педагогами стоит вопрос: «Каким образом повысить у молодежи мотивацию к занятиям физической культурой и спортом?»
Большую роль для формирования мотивации к физической культуре и спорту у студентов играют тренировочные занятия в спортивных секциях, которые организуются во внеучебное время и направлены на удовлетворение потребности студентов в физкультурно-спортивной деятельности по избранному ими виду спорта, что способствует популяризации баскетбола в студенческой среде.
Педагог, проводя секционную работу, решает важные задачи: сохранение и укрепление здоровья студентов; обучение и совершенствование техническим и тактическим приемам игры; знакомство с правилами баскетбола и судейства для организации соревнований и участия в спортивных состязаниях; формирование дружного сплоченного коллектива, который стремится к здоровому образу жизни и к спортивным достижениям [8; 10].
Для того чтобы успешно решать стоящие перед педагогом задачи необходимо обратить пристальное внимание на планирование тренировочного процесса, которое довольно часто основывается на Примерной (типовой) программе спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. Помощь при планировании тренировочного процесса могут также оказать учебники, учебно-методические пособия, методические рекомендации известных российских и зарубежных тренеров по баскетболу.
Если уровень соревновательной деятельности у спортсменов, занимающихся в спортивной секции, довольно высок, то планирование тренировочного процесса зависит от календарного плана физкультурно-спортивных мероприятий. При планировании тренировочных занятий педагог обязан разработать рабочую программу спортивной подготовки по виду спорта баскетбол, которая рассчитана на один учебный год. В зависимости от количества важных для команды соревнований планируются и периоды спортивной подготовки (подготовительный, соревновательный, переходный).
Спортивная подготовка включает в себя различные виды: физическую, техническую, теоретическую, тактическую, игровую, психологическую и др. Каждый вид спортивной подготовки имеет определенные цели и задачи. Обучать технике, тактике, психологической и другим видам спортивной подготовки стоит в единстве с воспитанием физических качеств необходимых для спортсменов-баскетболистов.
В Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта баскетбол указан уровень влияния физических качеств на результативность спортсменов. К наиболее значимым, которыми должны обладать баскетболисты, относятся быстрота, ловкость, выносливость, а также большое внимание уделяется силовым способностям, гибкости и личностным качествам спортсменов.
Высокий уровень физической подготовки позволяет студенту занимающемуся баскетболом вести активную спортивную борьбу, порой, в экстремальных условиях. Повышая уровень физической подготовки, педагог рассчитывает на то, что у занимающихся баскетболом значительно повысится уровень работоспособности, что положительно отразится и на других видах спортивной подготовки. Поэтому при планировании тренировочного процесса педагогу целесообразно использовать комплексный подход, что позволит целенаправленно подвести студентов к соревновательной деятельности, где наиболее полно проявляется тесная взаимосвязь физических качеств и технико-тактического мастерства, просматривается психологическая готовность занимающихся к участию в спортивной борьбе, выявляются межличностные отношения в учебной группе (команде).
Каждый студент, зачисленный в спортивную секцию для занятий баскетболом, знает свою позицию (амплуа) на игровой площадке: защитник - разыгрывающий или атакующий, нападающий (форвард) - легкий или тяжелый, центровой игрок. Поэтому кроме командных тренировок со спортсменами-баскетболистами различного игрового амплуа проводят индивидуальные и групповые тренировочные занятия разной направленности. Например, для атакующего защитника очень важно уметь вовремя и точно выполнить передачу мяча, иметь хороший бросок со средней и дальней дистанции, владеть скоростным ведением. Спортсмен данного амплуа должен быть очень быстрым, ловким, обладать хорошим вертикальным прыжком и достаточно высоким ростом. А перед центровым игроком стоит другая задача. Он обязан хорошо играть под кольцом, уметь правильно занять позицию для подбора мяча, метко атаковать с близкой и средней дистанции. Для этого ему необходимо обладать высоким ростом, быть очень мощным для борьбы под щитом [7; 9].
Для воспитания физических способностей довольно часто во время тренировочных занятий применяют метод «круговой тренировки» (от 4 до 10 станций). Круговая тренировка имеет ряд методических вариантов. Наиболее часто тренеры используют при работе с баскетболистами следующие:
- круговая тренировка по методу длительного непрерывного упражнения (воспитание общей выносливости);
- круговая тренировка по методу интервального упражнения с жесткими интервалами отдыха (воспитание силовой выносливости и скоростно-силовых способностей);
- круговая тренировка по методу интервального упражнения с ординарными (полными) интервалами отдыха (воспитание силовых и скоростных способностей) [15; 16].
Физическая подготовка способствует совершенствованию физических способностей, которые важны не только для ведения соревновательной деятельности, но и оказывают благоприятное воздействие на всестороннее развитие личности студента.
Баскетболисту очень важно научиться легко, точно, свободно, стабильно выполнять технические приемы игры. С этой целью в процессе технической подготовки спортсмена осуществляется большая, кропотливая работа по усвоению знаний, формированию умений и навыков. Эффективность процесса обучения техническим приемам, перехода умения в навык, по мнению педагога Ж. К. Холодова, зависит от многих факторов: врожденных способностей, возраста обучающихся, двигательного опыта занимающихся, координационной сложности двигательного действия, уровня мотивации, профессионального мастерства преподавателя и др. [16].
Новые двигательные действия, которые сознательно вырабатываются в процессе обучения, дают возможность студенту увеличить количество приемов техники баскетбола и улучшить качество их исполнения. Научно доказано, что ранее освоенные навыки оказывают влияние на приобретение новых более сложных двигательных действий при их разучивании. Однако влияние может быть как положительным, облегчающим формирование нового навыка, так и отрицательным, затрудняющим процесс обучения. Чтобы избежать торможения одного навыка другим необходимо соблюдать четкую последовательность при обучении двигательному действию придерживаясь принципов физического воспитания - сознательности и активности, наглядности, систематичности, доступности и индивидуализации, постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий, прочности и т. д. [16]. Для того чтобы обучить двигательному действию в баскетболе, как и в других видах спорта, применяют общепедагогические и специфические для физическо-
го воспитания методы. На этапе ознакомления с упражнением в основном используют общепедагогические методы. К общепедагогическим методам относятся словесные методы и методы наглядного воздействия. Из словесных методов наиболее часто при обучении двигательному действию применяют объяснение, разбор, инструктирование, распоряжения, команды, указания, комментарии, замечания [13]. Из методов наглядного воздействия - непосредственную и опосредованную наглядность, методы направленного прочувствования двигательного действия и др. [15; 16].
На этапе практического овладения действием применяют специфические методы, которые используются только в физическом воспитании. К ним относятся методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный. Методы строго регламентированного упражнения позволяют каждое упражнение разучивать в строгой последовательности и с точно определенной нагрузкой [16]. Для обучения двигательным действиям применяют целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения) и расчлененно-конструктивный метод [2; 3; 7; 16]. С помощью целостного метода упражнение осваивается с самого начала в целом виде, без расчленения на отдельные части. В основном его используют в тех случаях, когда двигательное действие не сложное по своей структуре или педагогу необходимо уточнить в каком месте при повторении упражнения большинство студентов допускают ошибки при выполнении задания. Это дает возможность педагогу понять, какие подводящие упражнения целесообразно подобрать для устранения недостатков при разучивании сложного технического приема. Если при освоении технического приема будут выявлены ошибки, то в таком случае предпочтение отдают расчлененно-конструктивному методу, который предполагает расчленение целостного двигательного действия на отдельные элементы с последующим поочередным их разучиванием и в дальнейшем с соединением всех частей в единое целое [16]. После того как новый технический прием студенты освоят, приступают к его прочному закреплению и совершенствованию. На этом этапе целесообразно выполнять его в новых условиях и ситуациях, обогащая элементами новизны в соответствии с индивидуальными особенностями спортсменов [9; 16].
В баскетболе большинство игровых ситуаций связано с командными действиями, то есть носят коллективный характер. Командные действия спортсменов в основном зависят от подготовленности команды и ее отдельных игроков, тактики игры команды соперника и ее лидеров, условий проведения соревнований. Поэтому большое внимание во время тренировочных занятий уделяют взаимодействиям и взаимопониманию спортсменов на баскетбольной площадке [2; 3; 7; 9]. Игровая подготовка позволяет студентам-баскетболистам совершенствовать технико-тактические умения и навыки, дает возможность проверить функциональные возможности организма спортсмена, увидеть насколько готова команда и отдельно каждый игрок к ведению соревновательной борьбы. Главным средством игровой подготовки является специально организованная и управляемая двусторонняя учебная игра, направленная на решение определенных задач, например:
- закрепить ранее разученные технические приемы игры и тактические взаимодействия;
- совершенствовать взаимодействия игроков придерживаясь жесткой тактической схемы, доведенной до автоматизма;
- создать экстремальную ситуацию, жесткие противодействия со стороны противоположной команды определенному игроку или команде в целом;
- совершенствовать психологическую подготовку;
- содействовать творческому подходу при решении тактических задач, для образования новых, порой неожиданных игровых ситуаций и т. д. [2; 3; 7].
Большое значение для спортсмена, занимающегося баскетболом, имеет теоретическая подготовка. Она дает возможность понять сущность тренировочного процесса и соревновательной деятельности, лучше усвоить практический материал, быстрее и качественнее изучить правила ведения спортивной борьбы, приобрести знания, которые позволяют глубже понять и усвоить инструкторскую и судейскую практику. Теоретическая подготовка тесно связана с физической, технической, тактической, морально-волевой и другими видами спортивной подготовки.
При проведении тренировочных занятий в спортивной секции педагогу следует большое внимание уделять психологической подготовке. Джон Вуден, один из великих тренеров мирового уровня по баскетболу, рассуждая о психологической готовности спортсмена-баскетболиста, предложил свою версию психологической подготовки, которая ведет к победе. Это «пирамида успеха», в основе которой лежит трудолюбие и энтузиазм, а на вершине - вера и настойчивость. Большое значение при подготовке баскетболистов он уделял не только физическим способностям спортсменов, но особое внимание обращал на такие очень важные характеристики и качества, как сотрудничество, постоянство, решительность, честность, искренность, надежность и т. д. Он говорил, что «обретите и сохраните эти качества - и успех обречен» [4, 8].
К средствам психологической подготовки, которые целенаправленно используются для развития определенных психических качеств и свойств личности, необходимых для баскетболиста, можно отнести вербальные и невербальные воздействия педагога на моральную, нравственную,
волевую сферы спортсмена. Довольно часто для этого применяются физические упражнения, которые выполняются студентами в различных условиях. Например, для развития волевых качеств настойчивости, упорства, терпения, смелости, решительности, выдержки - используется наиболее естественный путь, который лежит через преодоление трудностей, возникающих при достижении поставленной цели. К трудностям можно отнести тренировочные нагрузки, техническую сложность разучиваемых упражнений, реакцию зрителей, незнакомые места при проведении соревнований и т. п. [2; 3; 6; 17]. Для успешного развития волевых качеств недостаточно ставить перед студентом трудные задачи, необходимо учить преодолевать их, формируя тем самым волевые умения. С этой целью используются следующие приемы: самоприказ, самоубеждение, самообладание [1; 6; 17].
В ходе общей психологической подготовки к соревнованиям формируется высокий уровень соревновательной мотивации, соревновательные черты характера: хладнокровие, уверенность в себе, боевой дух, сплоченность команды [1; 17]. Поэтому при подготовке к конкретному соревнованию или к конкретной игре у занимающихся баскетболом, должна формироваться психологическая боевая готовность к ведению спортивной борьбы [1; 16].
Что представляет собой психологическая боевая готовность? Это уверенность студента в своих силах, оптимальное эмоциональное возбуждение, высокая психическая устойчивость к различным раздражающим факторам (способность управлять своим поведением), стремление в честной борьбе одержать победу [1; 14; 17].
Для приобретения этих важных качеств и свойств личности во время учебно-тренировочных занятий довольно часто используют вербальные (словесные) и невербальные методы гетерорегуляции. К вербальным методам относятся: беседы, убеждения, приказы, рациональные внушения (в обычном состоянии). К невербальным - физические упражнения, которые выполняются с разной скоростью, амплитудой, в различной последовательности и т. п. Выявлено что размеренные, ритмичные, плавные движения с широкой амплитудой успокаивают, а резкие, энергичные, быстрые возбуждают и бодрят [5; 6; 7].
Также на тренировочных занятиях очень важно студентов обучать методам психической саморегуляции - самовнушению, самоубеждению, самоприказу, дыхательным и мимическим упражнениям. Психическая саморегуляция представляет собой воздействие студента на самого себя с помощью слов и соответствующих им мысленных образов [1].
Большое внимание педагогу при проведении тренировочных занятий следует уделять личностным качествам студента таким, как отзывчивости, корректности по отношению к товарищам по команде, к судьям, к сопернику, учить достойно радоваться победе или огорчаться поражению. Это положительно скажется не только на игре команды, но и на авторитете самого тренера.
Занятия баскетболом в спортивной секции помогают студенту сохранить и укрепить здоровье, повысить работоспособность, улучшить физические способности, приобрести новые умения и навыки спортивной игры баскетбол, а также способствуют формированию личностных качеств таких, как настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, что так важно для человека в повседневной жизни.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алексеев, А.В. Преодолей себя! / А.В. Алексеев. - М.: ФиС, 2003. - 280 с.
2. Баскетбол / под ред. Ю.М. Портнов. - М.: АО «Астра семь», 1997. - 480 с.
3. Баскетбол / под ред. Н.В. Семашко. - М.: ФиС, 1976. - 264 с.
4. Вуден, Д. Современный баскетбол / Д. Вуден. - М.: ФиС, 1987. - 256 с.
5. Занина, Т.Н. Формирование навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями / Т.Н. Занина, И.Г. Лебединская, В.Е. Гармонова // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова. - 2014. - № 2. - С. 87-91.
6. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.
7. Кибенко, Е.И. Баскетбол: учеб. пособие / Е.И. Кибенко; под ред. проф. Г.Ф. Гребенщикова. - Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова, 2014. - 116 с.
8. Кибенко, Е.И. Использование различных форм занятий в физическом воспитании при подготовке учителей-предметников с целью здоровьесберегающей среды образовательного пространства // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова. - 2013. - № 1. - С. 32-36.
9. Кибенко, Е.И. Спортивная подготовка баскетболистов // Научный журнал «Апробация». - 2014. - № 11 (26). - С. 102-106.
10. Кибенко, Е.И. Педагогическое моделирование физкультурно-спортивной деятельности студентов педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук / Е.И. Кибенко; Южный федеральный университет. - Таганрог, 2008.
11. Кибенко, Е.И. Физическое воспитание студентов Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова // Вестник Таганрогского государственного педагогического института имени А.П. Чехова. - 2014. - № 2. - С. 101-106.
12. Колос, В.М. Баскетбол: теория, практика / В.М. Колос. - Мн.: Полымя, 1988. - 167 с.
13. Педагогика / под ред. Л.П. Крившенко и др. - М.: ТК Велби: Проспект, 2006. - 432 с.
14. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения / Ю.Д. Железняк и др. - М.: Академия, 2006. -520 с.
15. Теория и методика физического воспитания / под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. - М.: ФиС, 1976. -Т. 1. - 304 с.
16. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов. - М.: Академия, 2007. - 480 с.
17. Яхонтов, Е.Р. Психологическая подготовка баскетболистов / Е.Р. Яхонтов. - СПб.: ГАФК имени П.Ф. Лес-гафта, 2000. - 58 с.
УДК 37 ББК 74.04
О.Н. Кирюшииа
РАЗРАБОТКА СРЕДСТВ АКТИВИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
Аннотация. В статье представлен исторический аспект развития научно-педагогический знаний и средств их активизации.
Ключевые слова: образование, ресурсы образования, научный потенциал, научные знания, методы исследования, наукометрия.
O.N. Kiryushina
DEVELOPMENT OF MEANS OF ACTIVIZATION OF DEVELOPMENT SYSTEMS OF SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL KNOWLEDGE
Abstract. The article presents the historical aspect of the development of scientific knowledge and the means of their activation.
Key words: education, resources of education, research potential, scientific knowledge, research methods, scientometrics.
Вырабатываемые человечеством научные знания являются не только основой совершенствования общества, но и служат базой формирования новых идей их развития. Так, педагогические знания накапливались тысячелетиями, создавались, проверялись и отвергались педагогические системы, пока не оставались самые жизнестойкие и эффективные для определенного исторического периода. Одновременно с наработкой и накоплением научно-педагогических знаний совершенствовались способы и средства их развития, в том числе и научные методы изучения развивающейся личности и образовательного процесса. Современный этап модернизации образования, обуславливающий диверсификацию его содержания и технологий педагогического процесса, предопределяет развитие системы научных знаний и эффективных направлений их активизации.
Общечеловеческие и общепедагогические ценности, созданные на всех этапах существования мировой цивилизации, составляют основу современных гуманистических идей в воспитании и развитии личности. Проблема развития личности и разработка средств научно-педагогической деятельности имеет глубокие истоки. Еще в V в. до новой эры в Древней Греции понимали необходимость направленного воспитания граждан. Воспитание - фундамент всей жизни человека. Полагая, что при обучении следует обеспечить «свободу призвания», наставник должен направлять вкусы и склонности детей к тому занятию, в котором они должны впоследствии достичь совершенства. В основе морали Плутарха, древнегреческого философа, лежали понятия - образование, просвещение и человеколюбие. Однако процесс обучения в тот исторический период не был связан с логическими системами, способными обеспечить массовое воспроизводство знаний, да и потребности в этом, когда обучение было привилегией весьма ограниченной части населения, не возникало. Используемые античными мыслителями способы обучения, такие как беседа-диалог, дискуссия и др., несли в себе элементы индивидуального эмпирического опыта и существовали как личный опыт наставников. Они осознавали необходимость изучения детей для их правильного воспитания.
Большое внимание на развитие этих идей и их реализацию оказало общественное течение гуманизма в эпоху Возрождения. Гуманизм, неся в себе потенциал светскости и рационализма, открывал путь научному знанию о природе человека. Школьная программа преследовала цель -заложить фундамент общей культуры, который в дальнейшем позволил бы воспитанникам самостоятельно овладевать специальными предметами. По суждениям прогрессивных мыслителей той эпохи - Х.Л. Вивеса, М. Монтеня, Т. Мора, Э. Роттердамского и др., целью в правильно ор-