культивирование здоровья; уделение самого пристального внимания вопросам формирования культуры отдыха для обеспечения подготовки маленького человека к следующему «трудовому» дню; повышение ответственности должностных лиц за здоровье детей; создание условий на воспитательных пространствах детского сада и начальной школы, способствующих повлиять на образ жизни воспитанников в контексте укрепления и сохранения их здоровья; психолого-педагогическое и валеологическое сопровождение ребёнка; объективизация состояния здоровья детей на основе комплексного мониторинга; создание информационной базы по возрастным особенностям здоровья и прогнозированию индивидуального здоровья; определение контингента учащихся, требующих различных подходов по профилактике и общему оздоровлению.
Выстраивая здоровьесберегающее пространство, способствующее не только повышению культуры здоровья ребёнка, но и его самообучению, мы пришли к выводу, что дошкольное воспитание является важнейшим начальным звеном непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребёнка.
Здоровьесберегающее пространство призвано было создать не только адаптивную, но и адаптирующую систему, обладающую способностью активно влиять на формирование здоровой во всех отношениях личности, помочь каждому ребёнку достичь оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями [4, с. 23]. Изменяя в процессе практики спроектированную среду, педагогический коллектив старался добиваться гибкости (изменчивости) образовательной системы, тем самым обеспечивая индивидуальные условия для комплексного развития каждого ребёнка.
Таким образом, специально созданное единое здоровьесберегающее пространство образовательных учреждений, насыщенное методиками здоровьесберегающей педагогики, позволяют вести оздоровительно-профилактическую работу с детьми в течение всего времени их пребывания в детском саду и начальных классах: в процессе игры, игровых занятий, прогулок, упражнений, дневного сна, закаливающих процедур. В результате реализуется основная задача - сохранить и развить психическое и физическое здоровье ребёнка и сформировать устойчивую потребность ходить в школу и вести здоровый образ жизни.
Библиографический список
1. Грабенко Т.Н. Зинкевич-Евстигнеев Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры: методическое пособие для педагогов, психологов и родителей. Санкт-Петербург: Детство Пресс, 2013.
2. Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Личностный рост ребёнка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования. Тула, 2012.
3. Мельникова И.Е. Психофизиологические механизмы адаптации дошкольников. Санкт-Петербург: Издательство Рос. гос. пед. ун-та, 2012.
4. Методические рекомендации по применению конструктора-тренажера «Тропинка». Красноярск: ККИПКРО, 2013.
References
1. Grabenko T.N. Zinkevich-Evstigneev T.D. Korrekcionnye, razvivayuschie i adaptiruyuschie igry: metodicheskoe posobie dlya pedagogov, psihologovi roditelej. Sankt-Peterburg: Detstvo Press, 2013.
2. Grigor'ev D.V., Kuleshova I.V., Stepanov P.V. Lichnostnyj rost rebenka kakpokazatel' 'effektivnosti vospitaniya: metodika diagnostirovaniya. Tula, 2012.
3. Mel'nikova I.E. Psihofiziologicheskie mehanizmy adaptacii doshkol'nikov. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Ros. gos. ped. un-ta, 2012.
4. Metodicheskie rekomendacii po primeneniyu konstruktora-trenazhera «Tropinka». Krasnoyarsk: KKIPKRO, 2013.
Статья поступила в редакцию 24.02.18
УДК 796.06
Kadetova N.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Culture of Military Training Center,
Southern Federal University (Taganrog, Russia), E-mail: [email protected]
THE INFLUENCE OF JUDICIAL PRACTICE ON DEVELOPMENT OF THE INDIVIDUAL QUALITY OF THE JUDGE ON THE SPORT GAMES (ON THE EXAMPLE OF BADMINTON). The author of the article notes the fact that the rapid development of modern sports games places high demands on the professionalism of the judiciary board. Qualitative control of game situations, management of not only the players but coaches and spectators, imposes a serious responsibility on the judges in the sport. Summarizing practical experience seen, that in badminton, as in other sports games, there are often conflicts, and it is extremely important that the professionalism of the judges must be at the level of the skills of the players. Therefore, to increase the competence of judges is the main factor in multiplying the educational role of sports. The author of the article pays attention to the issue the judiciary practice, which positively influences on the development and improvement of the personal qualities of judges, is necessary for them not only in their professional activities, but in life situations in general too.
Key words: judicial practice, professionalism, game sports.
Н.В. Кадетова, канд. пед. наук, доц. каф. физвоспитания Учебного Военного Центра, Южный Федеральный
Университет, г. Таганрог, E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ СУДЕЙСКОЙ ПРАКТИКИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СУДЬИ ПО ИГРОВОМУ ВИДУ СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ БАДМИНТОНА)
Автор статьи отмечает тот факт, что стремительное развитие современных спортивных игр, предъявляет повышенные требования к профессионализму судейской коллегии. Качественный контроль игровых ситуаций, управление не только игроками, но тренерами и зрителями накладывает серьезную ответственность на судей по спорту. Обобщая практический опыт, замечено, что в бадминтоне, как и в других спортивных играх не редко присутствуют конфликты и поэтому крайне важно, чтобы профессионализм судей был на уровне мастерства игроков. Таким образом, повышать степень компетентности судей является главенствующим фактором преумножения воспитательной роли спорта. Автор статьи уделяет внимание вопросу судейской практики, которая благотворно влияет на развитие и улучшение личностных качеств судей, необходима им не только в их профессиональной деятельности, но и в жизненных ситуациях в целом.
Ключевые слова: судейская практика, профессионализм, игровые виды спорта.
Прежде всего, стоит дать определение следующим понятиям: Судья, арбитр (от латинского arbiter «третейский судья»), рефери (английский referee, от латинского refero «относить», также «судить») - человек, контролирующий ход спортивного состязания.
Необыкновенно быстрое развитие в наши дни современного спорта, и в частности спортивных игр, налагает весьма серьезную ответственность на судей по спорту, прежде всего в плане контроля, управления игроками, тренерами и зрителями. Правильная организация соревнований и профессиональные качества судейства - первенствующие факторы преумножения воспитательной роли спорта, поскольку на современном этапе между судейской коллегией, тренерами, игроками и болельщиками возникают нетождественные взаимодействия и отношения.
Спортивные игры в целом и бадминтон, в частности, относятся к тем видам спорта, в которых имеет место быть конфликтная деятельность. Именно по этой причине необходимо, чтобы профессионализм арбитров был на уровне мастерства игроков. Всё это позволяет зрительской аудитории узреть максимум картинности игры при наименьшем количестве травматизма [1].
К соревнованиям любого уровня арбитры очень серьезно подготавливаются. Необходимы углубленные знания правил соревнований, функционирующие комментарии и интерпретации к ним, а также и все дальнейшие изменения, касающиеся материалов судейства, а также положения о соревнованиях.
Что касается бадминтона, этот вид спорта имеет массу своих нюансов, которые необходимо учитывать при судействе встреч, как одиночных, так и парных. Успешность профессиональной деятельности судей по бадминтону как общей, так и отдельных ее аспектов, определяется их личностными свойствами [2]. В общих словах, это решительность, объективность, глубокие знания правил игры в бадминтон и методологии судейства, учтивость, предупредительность, которые становятся определяющими факторами для справедливого течения игры и для увеличения зрелищности соревнований. Отдельные признаки успешности судейской деятельности зависят от психических свойств судей: общего уровня интеллекта и свойств темперамента.
Профессиональных судей также отличают принципиальность, честность, организованность и высокая дисциплина [3]. Арбитры не имеют права быть формалистами и простыми фиксаторами нарушений, но вместе с этим излишняя импровизация в судействе недопустима. Они, прежде всего, должны быть руководителями игры, чётко ориентируясь в мотивации поступков игроков. Так как любой игре нужны арбитры, не слепо выполняющие правила, а четко усвоившие их фундаментальные положения, творчески думающие на спортивной площадке и умеющие оперативно и глубоко анализировать самые сложные ситуации, создающиеся в ходе игры. Только стабильные тренировки позволяют судьям различных категорий проводить соревнования на достойном профессиональном уровне. Глобальные ошибки даже у опытных судей могут произойти при отсутствии практики, таким образом, теоретические знания необходимо постоянно совершенствовать при практической работе.
Важно помнить, что судьи должны быть готовы физически выдерживать нагрузки любой интенсивной встречи игроков. Об их опытности и авторитетности говорят осанка, походка, коммуникабельность при общении с тренерским составом, официальными лицами, игроками перед игрой и во время игры. Немаловажное значение играет внешний вид арбитра, вплоть до его прически, поскольку он не только психологически воздействует, но и служит примером для игроков. Так, у судейской бригады форма одежды должна быть совершенно одинаковой, в аккуратном состоянии.
Полномочия, данные судьям на спортивной площадке, надо уметь использовать корректно, не бравируя и применять их справедливо. Спокойствие, одновременно решительность и выдержка арбитров воспитывают у игроков такие же качества.
Следует отметить, что общая успешность профессиональной деятельности судьи по бадминтону корреляционно связана с удовлетворенностью. Частные компоненты отношения связаны с признаками успешности: удовлетворенность с уверенностью, активность с последовательностью.
Говоря о судействе в бадминтоне, не стоит забывать, что при проведении каждой встречи бадминтонистов на игровой площадке, как правило, необходимо присутствие 8 судей. Это судья на вышке, судья, контролирующий сетку и 6 судьей на линиях игрового поля. Немало важно, что для работы судьей на линии необходимо не меньше значимых профессионально важных качеств, чем для работы судьей на вышке. Именно поэтому кан-
ву эталона специальности судьи в бадминтоне составил эталон специальности судьи на линии, поскольку практически все судьи на вышке начинают свою профессиональную деятельность с работы судьи на линии [4].
Если подойти более углубленно к исследованию психологического образца специальности судьи в бадминтоне, можно отметить несколько профессионально значимых качеств судьи в этом виде спорта. Прежде всего, это сенсорно-перцептивные свойства: понимание пространства, уяснение формы, восприятие цвета, понимание движения, восприятие времени, зрительная работоспособность. Также важны мнемические свойства: кратковременная и эффективная память, образная память, обучаемость. Свойства, связанные с вниманием: фиксация внимания, его устойчивость и умение быстро его переключать. Мыслительные свойства: продуктивное мышление, свойства речи. Свойства нервной системы: подвижность нервной системы, её сила. Психомоторные свойства: скорость и точность реакции. И самый большой спектр всевозможных признаков, необходимых судье по бадминтону, отражают личностные свойства: эмоционально-волевая устойчивость, коммуникабельность, ответственность, организаторские способности, лидерство, решительность, принципиальность, уравновешенность, конформизм, адаптационный потенциал, поведенческая регуляция, моральная нормативность, социальная чувствительность [5].
На основании всего вышесказанного и для более качественной подготовки судей по бадминтону, было предложено провести тестирование молодых арбитров, выполняющих судейство соревнований в Ростовской области. Это исследование проводилось в начале спортивного года, то есть осенью, перед началом соревновательной деятельности бадминтонистов Ростовской области и летом, когда заканчивались соревновательные мероприятия.
Анкета была разработана и составлена из расчёта объективной оценки профессиональных и личностных качеств судей. Учитывая результаты исследования в области судейства в игровых видах спорта, проведя анализ научных работ по психологии судей, мы сделали вывод о неоспоримой значимости личностных качеств судьи в процессе его деятельности и также о тесной взаимосвязи этих личностных качеств на показатели судейства и правильность выносимых решений [6]. Пункты анкеты разрабатывались на основании сбора общей информации о максимальном количестве признаков судей, профессиональных и личностных качествах людей, занимающихся судейством в игровых видах спорта и в бадминтоне, в частности. А затем были выявлены наиболее важные признаки, качества, применяемые непосредственно для бадминтонистов. Целью данного тестирования было выявление признаков судьи, имеющих низкую степень выраженности. Далее происходил разбор данного признака индивидуально для каждого анкетируемого судьи с целью дальнейшего улучшения и совершенствования показателя этого признака. Проводились беседы с судьями, давались практические рекомендации. Затем, на основании результатов двух этих исследований давалась оценка работы профессиональной деятельности судьи.
Анкета представлена в таблице 1.
Рассмотрим пункты анкеты подробней. Были выделены 4 признака, необходимые судье по бадминтону. Это:
1. Внешний вид судьи и его подготовленность к соревнованию. 2. Личностные качества судьи. 3. Взаимодействие с судейской бригадой. 4. Показатели судейства и правильности выносимых решений. Каждый признак рассматривался с точки зрения спектра его показателей. А комиссия квалифицированных судей, проводившая тестирования оценивала степень выраженности тех или иных показателей признаков по следующей шкале оценок: определенно выражен; пожалуй, выражен; пожалуй, не выражен; определённо не выражен.
Итак, по итогам тестирования, проводимого в секциях бадминтона Ростовской области, были сделаны следующие выводы. По первому пункту судейская комиссия увидела увеличение степени выраженности показателей данного признака на 13%. По второму, наиболее значимому пункту увеличение степени выраженности показателей каждого признака было на 65%. Взаимодействие с судейской бригадой улучшилось на 42% и соответственно показатели судейства и правильность выносимых решений по результатам тестирования дали улучшение на 51%.
Таким образом, судейская практика, позволяя набираться опыта в данном виде деятельности, крайне благотворно влияет на развитие и улучшение личностных качеств судей, необходи-
Таблица 1
Замечания о судье
№ Наименование Показатели признаков Степень выраженности показателей признаков
признаков Определенно выражен Пожалуй выражен Пожалуй не выражен Определенно не выражен
Внешний вид 1. Опрятен
судьи и его подготовленность 2. Соответствует требованиям
к соревнованиям 3. Культура поведения
I 4. Уважение к игрокам
5. Четкость жестикуляций
6. Реакция (быстрая, замедленная) в игровых ситуациях
Личностные 1. Решительность
качества судьи 2. Выдержка
II 3. Уверенность в своих действиях
4. Объективность
5. Принципиальность
6. Уравновешенность
III Взаимодействие с судейской бригадой 1. С судьями на линиях (понимание друг друга в игровых ситуациях) - в случае, если тестируемый судья на вышке
2. С судьёй на вышке (понимание друг друга в игровых ситуациях) - в случае, если тестируемый судья на линии
Правильно Пожалуй правильно Пожалуй неправильно Неправильно
Показатели судейства и правильности А. Технические ошибки
1. Подача:
выносимых - отрыв ноги при подаче
решений - положение ракетки во время подачи
- непрерывность движения руки при подаче
- заступ за линию подачи
2. Во время игровых моментов:
IV - касание сетки ракеткой или любыми частями тела
- касание волана одежды или волос игрока
- перенос ракетки на часть площадки соперника
Б. Засчитывание спорного волана, при сомнениях в четкости его попадания в игровую площадку
В. Неспортивное поведение:
1) пререкание с судьей
2) умышленная грубость
3) дисциплина игроков
мых им не только в их профессиональной деятельности, но и в жизненных ситуациях в целом. Профессиональные действия судей по бадминтону, их чутье и гибкость в управлении игрой и кропотливая воспитательная работа способствуют большей зре-
Библиографический список
лищности, красоте и популяризации игровых видов спорта. А также содействуют росту мастерства игроков, поднятию у широких масс интереса к этому динамичному и красивому виду спорта и его популяризации.
1. Баскетбол. Подготовка судей: учебное пособие. Под редакцией С.В. Чернова Москва: Физическая культура, 2009.
2. Васильева В.С., Пунич С.В. «Проблемы судейства в спорте на современном этапе развития общества» Символ Науки. 2016; 3: 36 - 38.
3. Долгова О.Ю., Агеева Г.Ф. «Анализ подготовки судей по бадминтону в республике Татарстан» IX Международная студенческая научная конференция «Студенческий научный форум». 2017.
4. Зуев В.Н. Спортивный арбитр: учебное пособие. Москва: Советский спорт, 2004.
5. Кадетова Н.В. Значение психологического воздействия на учебно-тренировочный процесс студентов, занимающихся бадминтоном. Инновационное развитие. 2017; 5: 120 - 122.
6. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте Москва: Физкультура и спорт, 1980.
References
1. Basketbol. Podgotovka sudej: uchebnoe posobie. Pod redakciej S.V. Chernova Moskva: Fizicheskaya kul'tura, 2009.
2. Vasil'eva V.S., Punich S.V. «Problemy sudejstva v sporte na sovremennom 'etape razvitiya obschestva» Simvol Nauki. 2016; 3: 36 - 38.
3. Dolgova O.Yu., Ageeva G.F. «Analiz podgotovki sudej po badmintonu v respublike Tatarstan» IX Mezhdunarodnaya studencheskaya nauchnaya konferenciya «Studencheskij nauchnyj forum». 2017.
4. Zuev V.N. Sportivnyj arbitr: uchebnoe posobie. Moskva: Sovetskij sport, 2004.
5. Kadetova N.V. Znachenie psihologicheskogo vozdejstviya na uchebno-trenirovochnyj process studentov, zanimayuschihsya badmintonom. Innovacionnoe razvitie. 2017; 5: 120 - 122.
6. Hanin Yu.L. Psihologiya obscheniya vsporte Moskva: Fizkul'tura i sport, 1980.
Статья поступила в редакцию 05.03.18
УДК 37.035.6
Kalekin A.A., soldier (Anapa, Russia), E-mail: [email protected]
TO THE QUESTION OF PATRIOTIC EDUCATION OF CADETS OF MILITARY HIGH SCHOOL: RESULTS OF PEDAGOGICAL EXPERIMENT. Education of future officers of Russian law enforcement agencies as true citizens and patriots of the fatherland, military professionals and reliable defenders is the most important task of the state. The analysis of the educational and patriotic practice shows that the process of education of patriots, carried out according to the traditional model, requires its renewal and improvement, the search for new approaches, new modern forms and methods of work, reliance on domestic culture, history and traditions. In this regard, according to the author, the cultural environment as a key factor of patriotic education of cadets of military higher education institution has a huge potential. The conducted pedagogical research confirms expediency and efficiency of application of opportunities of cultural environment for education of the real patriots of the fatherland.
Key words: military university, results, cultural environment, cadet, patriot, patriotism, patriotic education, pedagogical experiment, fatherland, formation.
А.А. Калекин, военнослужащий, г. Анапа, E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА: ИТОГИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
Воспитание будущих офицеров силовых структур России как подлинных настоящих граждан и патриотов Отечества, военных профессионалов и надежных защитников - важнейшая государственная задача.
Анализ воспитательно-патриотической практики показывает, что процесс воспитания патриотов, осуществляемой по традиционной модели требует своего обновления и совершенствования, поиска новых подходов, новых современных форм и методов работы, опоры на отечественную культуру, историю и традиции.
В этом плане, по мнению автора, огромным потенциалом обладает культурологическая среда как ключевой фактор патриотического воспитания курсантов военного вуза. Проведённое педагогическое исследование подтверждает целесообразность и эффективность применения возможностей культурологической среды для воспитания настоящих патриотов Отечества.
Ключевые слова: военный вуз, итоги, культурологическая среда, курсант, патриот, патриотизм, патриотическое воспитание, педагогический эксперимент, Отечество, формирование..
Согласно ФГОС ВПО [1], каждый выпускник военного вуза должен быть культурным, высокоразвитым человеком, профессионально компетентным специалистом, подлинным патриотом и гражданином Отечества.
С целью повышения уровня патриотизма военных курсантов в течение 2014 - 2017 гг. проведено педагогическое исследование, стержневым элементом которого было формирование культурологической среды, предусматривающей развитие куль-турно-знаниевого, мативационно-личностного и деятельност-но-практического компонентов патриотизма курсантов военного вуза [2].
Патриотизм курсанта военного вуза, основанный на культурологическом подходе, рассматривается как интегративное качество личности будущего офицера, содержащее систему патриотических мотивов, установок, направленности, позиции, отношений молодого человека к Отечеству и социуму, российской культуре, истории и традициям, и включающее в себя три
основных компонента: мировоззренческий, познавательный и деятельностный. Патриотическое воспитание курсантов в процессе обучения в военном вузе становится определяющим фактором профессионально-нравственного становления военного специалиста, критерием зрелости личности со сформированной патриотической позицией, проявляющейся в их последующей военно-профессиональной деятельности по защите Отечества в мирное и военное время [3].
Опытно-экспериментальная работа включала две последовательные части: констатирующую и формирующую, участниками которого стали курсанты второго-четвертого курсов. Общий анализ качественной характеристики участников эксперимента показал, что все курсанты являются примерно одного возраста, приблизительно одного уровня образования и культуры.
Центральной частью констатирующего эксперимента стало проведение диагностики исходного уровня патриотизма курсантов второго курса. Для этого были отобраны соответствующие