_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
стимулирует креативные способности, приводит к развитию качеств, умений и навыков, необходимых современному конкурентоспособному специалисту. Обучение студентов проектно-творческой деятельности соответствует основным тенденциям российского образования, ориентирующего выпускника на решение профессиональных творческих теоретических и практических задач. Список использованной литературы
1. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы: учеб. -методическое пособие. - М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.
2. Бреднева Н.А. Дисс........на соискание ученой степени канд. пед. наук: 13.00.08. - Москва, 2009. - 238 с.
3. Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. для вузов. - СПб. : Питер, 2005. - 583 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).
4. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие. - М: Академический проект, 2004. - 2-е изд., испр. и доп. - 560 с.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - 17 изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1985. - 797 с.
© Бреднева Н.А., 2016
УДК 796/799
Васильева Валерия Сергеевна
к.п.н., доцент ИФКСТ СПб ПУ Петра Великого E-mail: lera.v@mail.ru Пунич Станислав Владимирович
преподаватель кафедры ФПиС ВКА имени А.Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург, РФ
ПРОБЛЕМЫ СУДЕЙСТВА В СПОРТЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
Аннотация
В статье представлен анализ ситуации, сложившейся в данной сфере в Российской Федерации к настоящему времени. Россия отстает от ведущих футбольных стран по количеству арбитров. Спортивные судьи всегда были в зоне повышенного внимания со стороны критиков, хотя очевидно, что без них немыслим современный спорт. Важным моментом для успешного решения проблемы поднятия авторитета спорта следует считать наличие хороших взаимоотношений между судейской бригадой и руководством команд. Спортивное судейство требует достаточной административной дистанции от основных участников соревнования. Принятием в нашей стране «Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 года» определена роль физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала России.
Ключевые слова
Спортивные судьи, спортивные игры, судейская бригада, закон о спорте, личностные качества арбитра, физическая культура и спорт
Соревнования по различным видам спорта имеют существенное значение в приобщении к регулярным занятиям физической культурой и спортом детей дошкольного возраста, школьников, студентов, а также людей различных возрастных категорий [5]. Стремительное развитие современного спорта, и в частности спортивных игр, налагает серьезную ответственность на спортивных судей. Проблемы с необъективным судейством были зафиксированы уже в 1906 году на внеочередных играх в Афинах [3]. Судьи из страны-хозяйки Олимпиады очень симпатизировали своим тяжелоатлетам, так что греческим силачам засчитывали
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
взятый вес, даже если им не удавалось удержать штангу. Два года спустя в Лондоне британский боксер Дуглас выиграл в среднем весе благодаря судье, который приходился ему родным отцом. Эволюционное развитие в судействе футбола начиналось с того, что судьи на поле не было, он сидел на трибуне и внимательно следил за всем, что происходит на поле. Как только у футболистов возникало какое-либо недоразумение, они бежали к нему и тот сразу же выносил свой вердикт. В 1878 г. судья впервые вышел на поле и стал двадцать третьим участником матча. Прошло ещё долгих 13 лет, когда у футбольных арбитров появились помощники, и судейская бригада стала состоять из трех человек [1-3].
Спортивные игры относятся к видам спорта с так называемой конфликтной деятельностью, по этой причине мастерство арбитров должно находиться на уровне мастерства игроков для того, чтобы дать возможность зрителям увидеть максимум прелести игры при минимуме травматизма [4,6-7]. Улучшая качество судейства, судьи не только работают над повышением своего авторитета, но и содействуют основному делу - росту мастерства игроков, поднятию у широких масс интереса к спорту и его популяризации. Новый закон о спорте, бесспорно, относит спортивного судью к участникам спортивного соревнования.
Важным моментом для успешного решения проблемы поднятия авторитета спорта следует считать наличие хороших взаимоотношений между судейской бригадой и руководством команд. Личностные качества судей, их смелость, объективность, глубокие знания правил игры и методики судейства, их тактичность, воспитанность не только становятся решающим фактором повышения зрелищности соревнований, но и имеют огромное воспитательное значение для всех участвующих в состязании сторон (как играющих команд, тренеров, официальных лиц, так и зрителей) [6-7]. Спорту нужны арбитры, не слепо выполняющие правила, а усвоившие их фундаментальные положения, думающие на спортивной площадке, творческие и умеющие оперативно и глубоко анализировать самые сложные ситуации, создающиеся в ходе матча.
Спортивное судейство требует достаточной административной дистанции от основных участников соревнования.
Следует подчеркнуть, что спортивные судьи могут нести особую ответственность за некачественное судейство. Например, в футболе действует Дисциплинарный регламент Коллегии футбольных арбитров РФС, согласно которому в целях упорядочивания мер дисциплинарного воздействия за различные нарушения судьями, рекомендованными на обслуживание соревнований среди команд нелюбительских футбольных клубов, юношеских соревнований, проводимых под эгидой РФС, изложенных в соответствующих регламентирующих документах, утвержденных РФС, РФПЛ, ПФЛ и КФА применяются следующие виды дисциплинарных санкций: предупреждение, сокращение общей загрузки за сезон на 1 или 2 игры, отстранение от судейства на 1 месяц, отстранение от судейства до конца первого круга или до конца сезона, дисквалификация до конца сезона, удержание 50 % от вознаграждения за матч, удержание 75 % от вознаграждения за матч, перевод из рекомендательного списка судей Премьер-лиги в рекомендательный список судей первого дивизиона на второй круг сезона, рассмотрение на Совете КФА вопроса о выводе из рекомендательного списка судей, для обслуживания матчей Чемпионата, Первенства и Кубка России.
Говоря об ответственности спортивных судей нельзя не упомянуть и Уголовный кодекс РФ (Статья 184. Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов), который установил уголовную ответственность за подкуп спортивного судьи. В соответствии с «Конвенцией УЕФА по судейскому образованию и организации» - первостепенной задачей является поддержка и улучшение судейства на всех уровнях, от начального до самых высоких. Применительно к ситуации, сложившейся в нашей стране, это означает - систематизировать работу по поиску, подготовке, отбору, удержанию и повышению квалификации российских судей и инспекторов, что, в конечном итоге, позволит - благодаря серьёзной конкуренции и необходимой ротации - расти, утверждаться и доминировать истинным профессионалам.
Россия отстает от ведущих футбольных стран по количеству арбитров. В нашей стране насчитывается около 3500 зарегистрированных арбитров различных категорий, что явно недостаточно для качественного обслуживания многочисленных футбольных соревнований всех уровней. Прежде всего, недостаточно судей
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
для обслуживания соревнований муниципального, городского, районного, областного уровня, турниров школьных, «дворовых», детских, юношеских команд.
Принятием в нашей стране «Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 года» определена роль физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала России. На сегодняшний день идет реализация Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 гг.». В ходе реализации Программы, будут решаться следующие основные задачи: создание условий для занятий физической культурой и массовым спортом с применением наиболее эффективных проектных решений и методических подходов; развитие материально-технической базы спорта высших достижений с учетом необходимости подготовки спортсменов, в том числе по видам спорта, не включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, а также в различных природно-климатических зонах и соответствующего научного сопровождения тренировочных процессов; создание условий для подготовки и совершенствования отраслевых кадров; создание условий для формирования, подготовки и сохранения спортивного резерва, начиная с этапа детско-юношеского спорта.
Вывод. Анализ ситуации, сложившейся в данной сфере в Российской Федерации к настоящему времени, отчетливо показывает не укомплектованность судейского корпуса. Список использованной литературы:
1. Болотин, А.Э. Педагогическая технология использования средств физической культуры для адаптации студентов к профессиональной деятельности / А.Э. Болотин, В.А. Щеголев, В.В. Бакаев // Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». - 2014. - № 7 - С.16-20.
2. Болотин, А.Э. Показатели, определяющие высокую эффективность деятельности преподавательского состава кафедр физического воспитания / А.Э. Болотин, А.В. Караван // Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». - 2015. - № 9 - С.36-38.
3. Зуев В.Н. Спортивный арбитр: Учебное пособие. М. Советский спорт, 2004.
4. Кузнецов Ю.Ф. Спортивное судейство в футболе в XXI веке / Ю.Ф. Кузнецов // «Теория и практика физической культуры». - 2000. - №7, с. 34-38.
5. Пунич С.В. К вопросу о значении физической подготовки в современных условиях / С.В. Пунич, В.В. Чернышев, А.В. Стафеев // Труды ВКА им. А.Ф. Можайского. - 2013. - № 641 - с.204-208.
6. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов // Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, 2-е изд. исп. и доп. - М.: «Академия», 2003. -480 с.
7. Физическая культура (Физическая подготовка): учебник / А.Ю. Чихачев [и др.]. - СПб. Изд-во Политехн. Ун-та, 2016. - 368 с.
© Васильева В.С., Пунич С.В., 2016
УДК 37.013.78
Веремьев Алексей Сергеевич
преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки, Краснодарский университет МВД России, Крымский филиал, г. Симферополь, Российская Федерация
СПЕЦИФИКА ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭКСТРЕМИСТСКИХ НАСТРОЕНИЙ
Аннотация
В статье рассматривается специфика проявления экстремистских настроений, а также роль профессиональной подготовки в обучении специалистов соответствующего профиля. Значительное