Научная статья на тему 'Спортивно-оздоровительная деятельность в базовой физической культуре молодежи'

Спортивно-оздоровительная деятельность в базовой физической культуре молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура личности и общества / здоровье человек / оздоровительная деятельность / двигательная рекреация / ценности спорта и культуры физической / physical culture of the individual and society / human health / health-improving activities / motor recreation / values of sports and physical culture

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Планидин Евгений Сергеевич

В работе представлены результаты социологического опроса, которые позволяют совершенствовать работу по спортивно-оздоровительной деятельности молодежи в одном из видов физической культуры. Одной из ведущих составляющих базовой физической культуры молодежи становится спортивно-оздоровительная деятельность, которая осуществляется в рамках рекреационных мероприятий, позволяющих в свободное время активно использовать весь арсенал средств физической культуры для сохранения и укрепления индивидуального здоровья молодых людей, что в призме отражения определяет уровень здоровья общества. Спортивно-оздоровительная деятельность выступает составляющей физической культуры личности, лежит в основе совершенствования гармоничного физического развития человека, совершенствования функциональных систем организма человека и базой разнообразных двигательных умений, действий необходимых в жизнедеятельности и профессионального становления молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS AND RECREATION ACTIVITIES IN THE BASIC PHYSICAL CULTURE OF YOUTH

The paper presents the results of a sociological survey, which make it possible to improve the work on sports and recreational activities of young people in one of the types of physical culture. One of the leading components of the basic physical culture of young people is sports and recreation activities, which are carried out within the framework of recreational activities that allow in their free time to actively use the entire arsenal of physical culture tools to preserve and strengthen the individual health of young people, which in the prism of reflection determines the level of health of society. Sports and recreation activities are a component of the physical culture of the individual, they are the basis for improving the harmonious physical development of a person, improving the functional systems of the human body and the basis for a variety of motor skills, actions necessary in the life and professional development of young people.

Текст научной работы на тему «Спортивно-оздоровительная деятельность в базовой физической культуре молодежи»

Спортивно- оздоровительная деятельность в базовой физической культуре молодежи

Планидин Евгений Сергеевич,

соискатель Института социологии и регионоведения Южного федерального университета, преподаватель, ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет» Е-таП: planida1996@yandex.ru

В работе представлены результаты социологического опроса, которые позволяют совершенствовать работу по спортивно-оздоровительной деятельности молодежи в одном из видов физической культуры. Одной из ведущих составляющих базовой физической культуры молодежи становится спортивно-оздоровительная деятельность, которая осуществляется в рамках рекреационных мероприятий, позволяющих в свободное время активно использовать весь арсенал средств физической культуры для сохранения и укрепления индивидуального здоровья молодых людей, что в призме отражения определяет уровень здоровья общества. Спортивно-оздоровительная деятельность выступает составляющей физической культуры личности, лежит в основе совершенствования гармоничного физического развития человека, совершенствования функциональных систем организма человека и базой разнообразных двигательных умений, действий необходимых в жизнедеятельности и профессионального становления молодежи.

Ключевые слова: физическая культура личности и общества, здоровье человек, оздоровительная деятельность, двигательная рекреация, ценности спорта и культуры физической.

Физическую культуры в современный момент представляют как одну из составляющих общей культуры человека. Сама физическая культура личности формируется под влиянием различных составляющих социальной жизни человека. Реализация задачи физической культуры подрастающего поколения является вниманием многих социальных институтов, которые объединяет единство ценностей, способы и формы деятельности, а также нормы взаимодействия, ведущие к достижению общих задач. Если определить, что социальными институтами является семья, спортивное сообщество, система образования, здравоохранение, то стоит признать мнение многих, что социальный институт развивается под действием членом общества и является основой появления новых общественных отношений. С этой позиции представляется возможным физическую культуру и спорт признать социальным институтом, причем самым универсальным и эффективным средством формирования ценностей социального общества. Физическая культура предстает перед нами не просто одной из составляющих общей культуры личности и общества, а самой первой культурой, которая в совокупности с биологическим началом человека может начинать формироваться уже с первых дней жизни маленького человека. Этот вид культуры на протяжении всей жизнедеятельности совершенствоваться и динамически развиваться синхронно с запросами общества и потребностями личности.

Достаточно большое количество специалистов из разных областей знаний - педагогики, психологии, медицины, социологии и даже экономики, отмечают, что физическая культура создает основу проявления небывалых возможных резервов человеческого организма и приоритетным результатом самой физической культуры становится здоровье человека. Именно здоровье в последние десятилетия приводят как критерий качества жизни, благополучия человека и общества, основой безопасности государства и багажом перспективного развития человечества. Мавропуло О.С. отмечает, «следует учитывать, что взгляды на здоровье со временем меняются, и, наверное, неправомерно требовать от молодежи придерживаться ценностей и установок в отношении здоровья, выступавших, к примеру, нормой для представителей советской молодежи» [1, С. 91]. Однако, обращаясь к истории, мы слышим сквозь века слова Геродота, «когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и болен разум» [2, С. 132]. Ни эти ли слова открывают нам понимание широких возможностей физической культуры в развитии и становлении человека, особенно в эпоху цифровой реальности. По мнению Верещагиной А.В. в настоящее время «цифровизация - это тот актуальный жизненный фон, на котором разворачиваются самые разнообразные социальные практики, в том числе и практики здоровья» [3, С. 70].

Специалистами принято считать, что в основу базовой физической культуры человека на любом возрастном этапе должен входит оптимальный запас освоенных двигательных действий обеспечивающих жизнедеятельность человека, удовлетворяющих потребность

сз о

сг

0

1

-1 У

=Е СГ

<п

I_

и

см о см

человека в движении. Также, в основу базовой физической культуры должна быть положена система знаний о морфофункциональных особенностях организма, об основах здорового образа жизни, возможности вариативного арсенала средств спортивно-оздоровительной деятельности с целью поддержания двигательных функций, а при необходимости восстановления утраченных двигательных возможностей.

Базовая физическая культура входит своим содержанием и становится основой для других видов и разновидностей культуры физической. Данный вид, безусловно, лежит в основе спорта, входящим как специфический вид двигательной активности в физическую культуру, где отличительной чертой является собственно соревновательная деятельность и многолетний поступательный ступенчатый тренировочный процесс. Профессионально-прикладную физическую культуру базовая физическая культура наполняет соответствующими необходимыми двигательными действиями, комплексным проявлением физических качеств с целью выполнения профессиональных задач, совершенствования профессиональной готовности и поддержания высокой работоспособности на протяжении трудовой деятельности. По отношению к реабилитационной физической культуре основы базовой позволяют не только снизить риск прогресса ограничений в состоянии здоровья человека, но и восстановить утраченные двигательные функции, расширить функциональные возможности организма и адаптировать двигательную деятельность. Адаптивная физическая культура строит на базовой реализацию специальных задач, связанных с расширением двигательного потенциала человека, имеющего ограниченные физические возможности и утраченные морфо-функциональные способности.

В рамках рекреационной физической культуры базовая физическая культуры раскрывает весь свой потенциал, становится основной активностей человека в досуговой деятельности, ярко проявляет универсальность средств, вариативность методов и разнообразие форм организации занятий спортивно-оздоровительной деятельности. Сформированность двигательных умений, навыков, знаний, развития физических способностей различного уровня позволяют любому человеку, включится в спортивно-оздоровительную деятельность и не встретить препятствий в виде возрастных или ген-дерных ограничений, в виде не оптимальности физических нагрузок, в виде временных ограничений. При этом спортивно-оздоровительная деятельность гармонично вписывается в базовую физическую культуру как самая рациональная форма рекреационной формы занятий. Интересно на наш взгляд распределились ответы респондентов на вопрос о том, с какой целью сами молодые люди занимаются спортом в свободное время. Почти 55% ответили, что занимаются для восстановления сил, поддержания работоспособности и активного общения в спортивной обстановке - это отличная сформированная позиция молодых людей к использованию спортивно-оздоровительной деятельности в противовес неактивных видов досуговой деятельности. В сумме 33% другая часть респондентов используют занятия спортом для достижения спортивного результата с различной целевой установкой. Кстати хотелось бы отметить, что согласно Единой всероссийской спортивной классификации в сфере существует достаточное количество спортивных разрядом, включая кандидата в мастера спорта, которые рассматриваются как массовые спортивные разряды. Во многих видах спорта можно получить массовый спортивный разряд, дополняя специальный учебно-тренировочный процесс активными досуговыми форма-

ми спортивно-оздоровительной деятельности. Не имеют целевых установок при занятиях спортивной деятельностью только 8,3%, однако мы понимаем, что целевые установки формируются и в процессе физического совершенствования, поэтому и это количество респондентов можно включить в число молодых людей, имеющих устойчивый интерес к своему здоровью и физическому самосовершенствованию.

Формирование базовой физической культуры невозможно без активного участия самого субъекта спортивно-оздоровительной деятельности - человека. И здесь речь уже пойдет о наличии у самого человека уровня сформированных интенционных ценностей. Именно ин-тенционные ценности отражают уровень заинтересованности к занятиям физической культурой и спортом, популярность различных видов двигательной активности, наличие потребностей и предпочтений к занятиям определенным видом спорта, мотивация на результаты спортивно-оздоровительной деятельности. Интенцион-ные ценности на уровне общественного мнения создают благоприятный мотивационный фон и могут обеспечить включение в систему спортивно-оздоровительной деятельности все возрастные категории. Это в свою очередь в перспективе станет положительным посылом для следующих поколений.

В разрезе этого вопроса представляется объективным представить информацию нашего социологического исследования, в котором при анализе ответов респондентов четко прослеживается взаимосвязь количественных показателей по включению молодежи и их родителей к занятиям спортивной деятельностью. Если родители занимались спортом, когда были по моложе и это отметили больше 50% респондентов, то и сами молодые люди практически в этой же процентном соотношении отвечают, что занимаются спортом в настоящее время. Если родители в соответствующем возрасте молодых респондентов не занимались спортом, а это отметили чуть меньше 50% наших участников опроса, то и от самих респондентов в зеркальном количественном отношении с разницей в 2% были получены, отрицательны ответы на вопрос о занятиях спортом. При наличии такой корреляции полученных данных можно утверждать о необходимости совершенствования спортивно-оздоровительной деятельности молодежи, с перспективой отражения на последующие поколения вне такой далекой перспективе.

Известный ученый Лубышева Л.И., отмечает, что «по эффективности освоения интенционных ценностей можно реально оценить запросы общества и каждого человека в физической культуре и спорте, а также действительное отношение человека к этой важнейшей сфере культуры» [4, С. 57]. При этом ряд специалистов в соавторстве с Лубышевой Г.И., отмечают, что на современном этапе актуальность спортизации студенческой молодежи возрастает. Сама спортизация должна выражаться в свободном выборе двигательной активности и в большей степени представлять спортивную ориентацию, а не спортивный отбор [5, С. 509]. В позиции авторов следует поддержать свободу выбора двигательной активности, тем боле, что при наличии большого количества массовых и доступных видов спорта, разнообразия индивидуальных и командных форм реализации спортивно-оздоровительной деятельности в настоящий момент это возможно. В любом случайном или целенаправленном выборе спортивно-оздоровительной деятельности лежит рациональное использование средств базовой физической культуры и преумножение багажа основ двигательных возможностей молодежи.

Наш исследовательский интерес в вопросе совершенствования спортивно-оздоровительной деятель-

ности молодежи был не случайным. Выбор проблемы и возрастной категории от 18 до 25 лет, обусловлен снижением двигательной активности, именно в этом возрасте. Та система образовательных организаций и учреждений дополнительного образования, которая охватывает школьный возраст, выпустила молодое поколение в самостоятельную жизнь или передала в другую систему среднего профессионального и высшего образования. При этом система дополнительного образования, в которую входят спортивные школы, отметив, 18-летие своих воспитанников выпускает их из стен детско-юношеского спорта навсегда, если только это не спортсмен высокого класса и остается в спортивной школе в качестве спортсмена-инструктора. Далее задачи по совершенствованию спортивно-оздоровительной деятельность молодежи переходят в училища, колледжи, техникумы и Вузы, где занятия физической культурой и спортом продолжаются в рамках учебных занятий, как правило, по объему одна учебная пара в неделю. Спортивно-оздоровительная работа в выше упомянутых образовательных учреждениях, выходящая за рамки учебных часов уже не имеет строгих требований, стандартов и реализуется на уровне тесной зависимости возможностей этих организаций.

В студенческий период учебной деятельности у молодого человека происходит смена уклада жизни, которая характеризуется снижением свободного времени на фоне появлением систематической или временной трудовой деятельности и усложнения образовательных задач учебной работы. Все выше перечисленные особенности жизни молодежи, к сожалению, в прогрессии влияют на снижение двигательной активности и как следствие ухудшения морфофункциональных показателей здоровья. Эксперты, принимающие участие в нашем исследовании, утвердительно отмечали в 47, 7% случаях после выпуска из школы молодежь меньше занимается спортивной деятельностью, а с началом профессионально-трудовой деятельности еще 25% добавляются к этому показателю и только 13% отметили, что смена уклада жизни не влияет на снижение объема занятий физической культурой.

Группа специалистов Иркутского национального исследовательского технического университета, подтверждает, что «уменьшилось число студентов, соблюдающих рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) нормы недельной двигательной нагрузки» [6, С. 151]. В среднем ВОЗ рекомендует от 2,5 до 5 часов двигательной активности в неделю, причем рекомендуемый объем умеренной аэробной нагрузки, которая предполагает эквивалент анаэробной нагрузки в меньшем количестве. Главное, что бы двигательная активность была в достаточном и систематическом выполнении. Таких рекомендаций среди наших респондентов придерживаются до 30% молодежи, занимающихся ежедневно спортом или больше двух раз в неделю. Не больше двух раз в неделю занимается 25%, а не систематически до двух раз в месяц или всего несколько раз в год оказалось среди опрошенных 35,3%. Надо отметить, что вопрос о занятиях спортом носил обобщенный характер, предусматривал участие респондентов не только в специальных тренировочных занятиях, но и в физкультурно-массовых мероприятиях. Все эти разновидности двигательных активностей объединяет спортивно-оздоровительная деятельность.

Полученные результаты социологического исследования и анализ вопроса использования средств спортивно-оздоровительной деятельности в жизни российской молодежи, позволяют сделать выводы, что молодые люди небезразлично относятся к своему здоровью, несмотря

на изменения уклада жизни, стремятся сохранить стиль жизни, ориентированный на поддержание уровня базовой физической культуры, придерживаться правил здорового образа жизни. Активность российской молодежи к занятиям в рамках спортивно-оздоровительной деятельности вызывает противоречивые мнения и зависит от многих внутренних и внешних факторов, включая уровень сформированности ценностного потенциала физической культуры, развития спортивной инфраструктуры региона, спортивных традиций образовательных организаций, наличия возможностей заниматься на безвозмездной основе или финансовых условий, совершенства программ физкультурно-спортивных мероприятий и проектов. Многофакторные основы развития спортивно-оздоровительной деятельности создают интегральные задачи перед всеми субъектами, включенными в работу данного направления, а повышение значимости ценности здоровья является объединяющим в совершенствовании базовой физической культуры не только молодежи, но и населения России в целом.

Литература

1. Мавропуло, О.С. Культура нездоровья в российском обществе: причины и специфика проявления / О.С. Мавропуло // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. - 2017. -№ 1(60). - С. 86-96. - EDN ZEIBGF.

2. Геродот История [Текст]: в 9 книгах / Геродот; перевод и примечания Г.А. Стратановского; под общей редакцией С.Л. Утченко; редактор перевода Н.А. Мещерский. - Ленинград: Наука, 1972. - 599, [1] с. - (Памятники исторической мысли). - Указ.: с. 547-599. - (в пер.): Б. ц.

3. Верещагина, А.В. Здоровье и отношение к нему российской молодежи в цифровую эпоху / А.В. Верещагина, А.Г. Лукьяшко // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. - 2021. - № 3(86). - С. 67-78. - EDN FBTNTL.

4. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пособие - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 240 с. ISBN 5-7695-0804-3

5. Пешкова, Н.В. Феномен спортизации физического воспитания в контексте развития студенческого спорта в вузах / Н.В. Пешкова, Л.И. Лубышева, Ш.Н. Муртазин // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма, психологического сопровождения и оздоровления различных категорий населения: Сборник материалов XX Юбилейной международной научно-практической конференции, Сургут, 19-20 ноября 2021 года / Отв. ред. Ж.И. Бушева, ред. А.А. Исаев, Н.М. Ахтемзянова. - Сургут: Сургутский государственный университет, 2022. - С. 507-511. - EDN VKHSNH.

6. Физическая активность как фактор повышения качества жизни студентов / М.М. Колокольцев, С.С. Ермаков, Н.В. Третьякова [и др.] // Образование и наука. - 2020. - Т. 22, № 5. - С. 150-168. -DOI 10.17853/1994-5639-2020-5-150-168. - EDN FYRQZG.

SPORTS AND RECREATION ACTIVITIES IN THE BASIC PHYSICAL CULTURE OF YOUTH

Planidin E.S.

Southern Federal University; Don State Technical University

The paper presents the results of a sociological survey, which make it possible to improve the work on sports and recreational activities of young people in one of the types of physical culture. One of the

C3

о

er

IE

0

1

-1 У

IE U~

leading components of the basic physical culture of young people is sports and recreation activities, which are carried out within the framework of recreational activities that allow in their free time to actively use the entire arsenal of physical culture tools to preserve and strengthen the individual health of young people, which in the prism of reflection determines the level of health of society. Sports and recreation activities are a component of the physical culture of the individual, they are the basis for improving the harmonious physical development of a person, improving the functional systems of the human body and the basis for a variety of motor skills, actions necessary in the life and professional development of young people.

Keywords: physical culture of the individual and society, human health, health-improving activities, motor recreation, values of sports and physical culture.

References

1. Mavropulo, O.S. Culture of ill health in Russian society: causes and specifics of manifestation / O.S. Mavropulo // SEARCH: Politics. Social studies. Art. Sociology. Culture. - 2017. -№ 1(60). - Pp. 86-96. - EDN ZEIBGF.

2. Herodotus History [Text]: in 9 books / Herodotus; translation and notes by G.A. Stratanovsky; under the general editorship of S.L. Utchenko; translation editor N.A. Meshchersky. - Len-

ingrad: Nauka, 1972. - 599, [1] p. - (Monuments of historical thought). - Decree.: pp. 547-599. - (in translation): B. C.

3. Vereshchagina, A.V. Health and attitude of Russian youth in the digital age / A.V. Vereshchagina, A.G. Lukyashko // SEARCH: Politics. Social studies. Art. Sociology. Culture. - 2021. -№ 3(86). - Pp. 67-78. - EDN FBTNTL.

4. Lubysheva L.I. Sociology of physical culture and sports: Textbook - M.: Publishing center "Academy", 2001. - 240 p. ISBN 5-7695-0804-3

5. Peshkova, N.V. The phenomenon of sportization of physical education in the context of the development of student sports in universities / N.V. Peshkova, L.I. Lubysheva, Sh.N. Murtaz-in // Improving the system of physical education, sports training, tourism, psychological support and rehabilitation of various categories of the population: A collection of materials of the XX Anniversary International scientific and practical conference, Surgut, November 19-20, 2021 / Ed. Zh.I. Busheva, ed. A.A. Isaev, N.M. Akhtemzyanova. - Surgut: Surgut State University, 2022. - pp. 507-511. - EDN VKHSNH.

6. Physical activity as a factor in improving the quality of life of students / M.M. Kolokoltsev, S.S. Ermakov, N.V. Tretyakova [et al.] // Education and Science. - 2020. - vol. 22, No. 5. -pp. 150-168. - DOI 10.17853/1994-5639-2020-5-150-168. -EDN FYRQZG.

ci ■_

u

CM

o

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.