СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
УДК 316.4
DOI 10.18522/2227-8656.2022.4.5 EDN GDDNQC
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕКРЕАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© 2022 г.
Е.С. Планидин*- **
* Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, Россия
** Донской государственный технический
университет,
г. Ростов-на-Дону, Россия
Цель исследования - теоретический анализ становления и развития физической рекреации в системе спортивно-оздоровительной деятельности.
Методологическую базу исследования составляет критический анализ теоретико-методологических подходов к спортивно-оздоровительной деятельности, сложившихся в современном социально-гуманитарном знании.
Результаты исследования. Спортивно-оздоровительная деятельность является сферой социальной деятельности, при этом физическая рекреация рассматривается как ресурс, в комплексе удовлетворяющий потребность
Тип статьи в журнале - научная
FORMATION AND DEVELOPMENT OF RECREATION AS A SOCIAL PHENOMENON IN THE SYSTEM OF SPORTS AND RECREATIONAL ACTIVITIES
© 2022 E.S. Planidin*' **
* Institute of Sociology and Regional Studies of the Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia
** Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia
Objective of the study - theoretical analysis of the formation and development of physical recreation in the system of sports and recreational activities.
The methodological basis of the research makes a critical analysis of theoretical and methodological approaches to sports and recreational activities that have developed in modern social and humanitarian knowledge.
Research results. Sports and recreation activities are a sphere of social activity, while physical recreation is considered as a resource that satisfies a person's need for movement in a complex, which is due not only to the biologi-
человека в движении, что обусловлено не только биологической потребностью человека, но и социальной необходимостью. Потенциал спортивно-оздоровительной деятельности посредством физической рекреации в современном обществе обладает интегративны-ми возможностями человека и общества.
cal need of a person, but also to social necessity. The potential of sports and recreation activities through physical recreation in modern society has the integrative capabilities of man and society.
Перспективы исследования связаны с проблемой сохранения и воспроизводства здоровья человека, особенно молодого, и самого общества в целом, а также с необходимостью формулировать стратегические задачи по совершенствованию спортивно-оздоровительной деятельности молодежи в российском обществе.
Ключевые слова: физическая рекреация, спортивно-оздоровительная деятельность, физическая культура, спорт, здоровье
Prospects of the study are related to the problem of preserving and reproducing human health, especially young people, and society itself as a whole, as well as the need to formulate strategic objectives for improving the sports and recreational activities of young people in Russian society.
Keywords: physical recreation, sports and recreational activities, physical culture, sports, health
Введение. Научно-технический прогресс и направления развития общества напрямую оказывают существенное влияние на образ жизни современных людей. Этот образ жизни далек от идеального и характеризуется ограниченной двигательной активностью, что влечет за собой такие негативные явления, как гиподинамия, гипокинезия. И все это происходит на фоне значительной информационной нагрузки и психоэмоциональном напряжения.
По мнению В. Н. Супикова, современное общество характеризуется рядом значимых тенденций, связанных с образом и качеством жизни людей, которые оказывают существенное воздействие на состояние их здоровья. К ним относятся, в частности, изменения в структуре так называемой естественной двигательной и физической активности людей, происходящие вследствие отсутствия необходимости применять в сфере повседневной жизни, а также в ряде областей профессиональной деятельности значительные физические усилия, что было объективно необходимо в предыдущие исторические периоды (Супиков, 2004. С. 15).
Становление физической рекреации в России и на Западе. Если исследовать становление физической рекреации, то можно обратиться к истории и ретроспективному анализу понятия «культура». Понятие «культура» возникло в эпоху античности и означало оно «обработку, возделывание» и относилось к земле, ее обработке. Впоследствии содержание понятия «культура» в теории и практике значительно расширялось и означало уже не только обработку, но и преобразование не
только всего того, что дала природа в готовом виде (земля, флора, фауна), но и самого человека, его собственной природы.
Критерием культуры и ее органического вида физической культуры является мера (степень) возвышения человека над его природной данностью. Изменяя природу, человек изменяет и свою собственную природу. Более того, культура преобразует не только природу, человека, но и общество. Она имеет материальные, духовные, нравственные формы выражения, по существу она безгранична в своем содержании и направлениях.
Собственно физическая рекреация в том современном социальном состоянии, в котором мы ее принимаем и понимаем, берет свои корни из западного капиталистического общества. Ведь в свое время капиталисты имели намерения и заинтересованность в повышении производительного труда рабочих. Необходимо было создавать хотя бы минимальные условия отдыха перед работой. Поэтому на некоторых предприятиях создавались заводские рекреационные организации. Масштабы так называемой заботы и помощи были разные и определялись разными причинами и мотивами производства собственника. Капиталисты думали и о подготовке будущих поколений рабочих, солдат и вынуждены были в какой-то степени заботиться о физическом здоровье рабочего, особенно подрастающего поколения, которое придет на место рабочего в перспективе. Капиталист того времени даже обращал внимание на физическое развитие школьников и включение подвижных часов в систему образования, поднимались также вопросы по проблемам здравоохранения населения.
Все происходящее в сфере начала физической рекреации в западной жизни во второй половине XIX в. отвечало потребностям трудящихся, но реализовывалось в незначительной мере. Сельские жители и городские ремесленники занимались физическими упражнениями в виде забав и развлечений в перерывах между сельскохозяйственными работами. А уж что говорить о религиозных праздниках, таких как Пасха, Рождество, Троица, перед Великим постом или после него, на ярмарках. Народное веселье этих праздников сохранилось и до сих пор, причем забавы не были легкими, а требовали достаточной физической сноровки. Например, в России к таким народным гуляньям специально готовились целые группы людей. Это движение, в конце концов, привело к созданию рабочего спортивного интернационала в 1912 г., функции которого вышли за рамки собственно участия в народных гуляньях.
В основе деятельности рабочего спортивного интернационала начали появляться другие задачи, которые более серьезно обращали внимание на использование физических упражнений в повседневной жизни рабочего, заложив тем самым основы физической рекреации. Однозначно для станов-
ления физической рекреации имела важное значение культура Ренессанса. На идеях возрождения античной культуры (в противовес культуре феодализма и аскетизма) вырастают выдающиеся деятели культуры Ренессанса -философы, художники, литераторы, музыканты, педагоги. В это время расширяется диапазон средств физической культуры. Появились спортивная верховая езда, фехтование, различные игры с мячами и другим инвентарем. Например, в Европе - крикет, а в России - городки.
В начале XVI в. появляется первое пособие по игре с мячом руками, ногами, лопатками. В пособии де Барди есть уже указания по методике подготовки к игре. Выдающийся славянский педагог Я. А. Комен-ский отмечал большое значение физических упражнений для восстановления работоспособности школьников в перерыве между учебными занятиями, ведь перемена деятельности и есть рекреация. Более точно в отношении к физической рекреации высказался английский философ Дж. Локк еще в XVII в., что занятие упражнениями - это не праздность, а снятие нагрузки с утомленного тела посредством перемены вида деятельности. Французский философ Ж.-Ж. Руссо (XVIII в.), опираясь на мнение Дж. Локка по поводу ценности активного отдыха, указывал на необходимость сочетания умственных занятий с физическими упражнениями, так как физические и умственные упражнения служат отдыхом друг для друга.
В учебных заведениях начала XIX в. появляются рекреационные помещения, залы с простым гимнастическим оборудованием, большие коридоры, специальные площадки.
В России в этот период физическая рекреация с ее атрибутами появляется в аристократических учебных заведениях - институте благородных девиц в Смольном, Царскосельском лицее, некоторых гимназиях и колледжах под руководством учителей. В рядовых же школах для народа, в реальных училищах в процессе учебных занятий существовали перемены, которые проводились учащимися самостоятельно, без участия учителей и вне какой-либо организации. Правительства капиталистических стран и господствующие классы стали использовать возможности рекреационного движения и его организаций в собственных политических целях. Появляются рекреационные организации - Ассоциация молодых христиан, еврейская организация «Моккаби», католические организации. Наконец была создана рекреационная организация в рамках международного рабочего движения (конец XIX - начало XX в.).
В среде правящих классов физическая рекреация всегда широко использовалась как одно из важнейших средств укрепления физического и психического здоровья, основы их эксплуататорской деятельности.
Среди ученых конца XIX - начала XX в., сыгравших важную роль в раскрытии механизмов физического развития человека, особое место занимает великий русский физиолог И. М. Сеченов. Его учение о закономерностях формирования человеческого организма, о его связи с природой и внешней средой дало мощный толчок для познания явлений и процессов, протекающих в организме.
Открытия И. М. Сеченова имели важное значение для дальнейшего развития философии, медицины, биологии, педагогики, психологии, теории и практики физического воспитания.
В Советском Союзе это название исчезло из лексикона и было заменено недостаточно адекватным понятием «массовая физкультура». Только в 1969 г. появилась небольшая статья М. А. Якобсона, но она прошла незамеченной. В настоящее время многие специалисты в области физической культуры и спорта, медицины, туристской сфере, педагоги, психологи применяют термин «физическая рекреация» широко, с большим диапазоном значений, но всех их объединяет общее понимание того, что физическая рекреация - это физкультурно-оздоровительная социальная деятельность человека, направленная на использование разнообразных физических упражнений в повседневной жизнедеятельности человека.
Социологи определяют, возрастает ли внимание к внедрению фоновых компонентов физической культуры в сферу повседневного быта, с целью решения социальных аспектов межличностного общения и повышения психического и физического здоровья. Фоновые компоненты не гарантируют радикальных преобразований физического состояния организма, но неуклонно участвуют в поступательном развитии его кондиций (Мавропуло, 2013).
При этом специалисты из различных областей используют данный вид физической культуры для решения социальных проблем в обществе, связанных с улучшением состояния здоровья современного человека, который испытывает негативное влияние урбанизированного общества (Мавропуло, 2017).
Отсюда проистекает необходимость в укреплении здоровья молодежи. Именно от уровня здоровья молодых людей зависит будущее любого общества. Уровень морфофункциональной готовности, физическое состояние и здоровье граждан любой страны принято и необходимо рассматривать как значимый критерий благополучия государства. Такой подход определяет, что данный критерий включен в основу сохранения и воспроизводства жизненного потенциала человека, а это уже соответствует интересам национальной безопасности любого государства (Самыгин, 2015. С. 60).
Современная жизнь в урбанизированном обществе устроена так, что достижение жизненного успеха далеко не всегда позволяет отводить значительное время видам деятельности, которые находятся вне профессиональной сферы и не связаны с работой. Стоит отметить, что это одна из негативных проблем для современной молодежи, которая достаточно часто вынуждена жертвовать свободным временем и в итоге в состоянием здоровья, чтобы достичь жизненных целей и устоять в жестоком мире финансовой и социальной конкуренции (Планидин, 2021).
Спортивно-оздоровительная деятельность и массовый спорт: терминологический потенциал. Спортивно-оздоровительную деятельность можно рассматривать в качестве некоего «социального обруча», предназначенного в первую очередь для молодежи как становящегося субъекта социальных отношений. Занятия спортом не только способствуют укреплению здоровья молодых людей, но и способны удовлетворять другие присущие им потребности, а также находить выход для той энергии, которая могла бы при неблагоприятных обстоятельствах быть направлена на различные деструктивные виды деятельности.
Здесь актуальность приобретает проблема организации рекреационной активности молодежи: данное обстоятельство объясняет авторский интерес к проблеме рекреации представителей рассматриваемой социально-демографической группы. Необходимо отметить, что в отечественной науке существуют определенные методологические трудности с определением понятия «рекреация». По мнению О. В. Епанешниковой, это объясняется отсутствием как соответствующих терминологических стандартов по рассматриваемой тематике, так и законодательной базы, определяющей круг основных дефиниций, связанных с рекреацией.
Чаще всего рекреацию (от лат. recreation - «восстановление») рассматривают как восстановление сил, которые были израсходованы человеком в процессе осуществления его трудовой деятельности, предусматривающее также создание определенного запаса энергии для реализации активной деятельности в будущем, сохранение и увеличение как физического, так и интеллектуального потенциала.
Совершенствуя терминологический потенциал понятия «спортивно-оздоровительная деятельность», нам представляется возможным обратить внимание на выбор, который молодые люди производят в пользу тех или иных форм проведения свободного времени в структуре рекреационной деятельности. И здесь необходимо отметить, что рекреация направлена не просто на пассивный отдых, а на всестороннее развитие личности, удовлетворение ее различных потребностей, развитие ее потенциала. Принимая позицию О. В. Ионовой, которая отмечает, что спортивная деятельность
может иметь как активный, так и пассивный характер (Ионова, 2018. С. 15), мы считаем, что здесь пассивный отдых не содействует укреплению здоровья, повышению уровня физической подготовленности, усовершенствованию жизненно необходимых двигательных умений и навыков, а относится к зрелищно-развлекательному досугу.
По мнению отечественных исследователей в области массового спорта Е. С. Баразговой и Л. С. Аристова, массовый спорт с присущими ему институциональными характеристиками следует рассматривать в качестве структурного элемента социального института спорта (Баразгова, 2016. С. 134). Данные институциональные характеристики присущи также и спортивно-оздоровительной деятельности, и представляется возможным заявить, что такая деятельность существенно дополняет институт массового спорта.
Массовый спорт представляет собой значимое общественное явление, отмечает М. Ж. Зангиева, которое развивается в настоящее время фактически отдельно от профессионального спорта или спорта высших достижений, характеризуясь существенными различиями в реализуемых целях и задачах (Зангиева, 2014. С. 132). Задачи спортивно-оздоровительной деятельности близки к задачам, реализуемым массовой физической культурой и спортом, следовательно, такая деятельность наряду с массовым спортом тоже имеет приоритетную направленность на физическое воспитание и развитие вовлеченных в него лиц посредством проведения занятий самостоятельного или организованного характера, а также участия в физкультурных и массовых спортивных мероприятиях.
Заключение. Говоря о физической рекреации молодого поколения населения, представляется возможным выделить группу в системе самой рекреации - это молодежь18-30 лет. В этой возрастной категории последнее время достаточно активно пропагандируется и развивается физическая рекреация. Данный возраст молодежи, с одной стороны, характеризуется этапом профессионального роста, а с другой - началом снижения работоспособности на фоне снижения уровня здоровья в процессе интенсификации современной производственной сферы. Именно спортивно-оздоровительная деятельность, выраженная в виде разнообразных форм активного использования физической рекреации, отождествляется с отдыхом и создает благоприятные предпосылки для общего самочувствия и возможности физически совершенствоваться.
В данной ситуации актуальность приобретает проблема организации рекреационной активности молодежи, что и обусловило авторский интерес к проблеме рекреации представителей рассматриваемой социально-демографической группы. Здесь большое значение имеет выбор, который молодые люди производят в пользу тех или иных форм прове-
дения свободного времени в структуре рекреационной деятельности. Особенность рекреации заключается в том, что она направлена не просто на пассивный отдых, а на всестороннее развитие личности, удовлетворение ее различных потребностей, развитие ее потенциала.
Современные направления в физической культуре и спорте обладают высоким потенциалом для развития спортивно-оздоровительной деятельности, прежде всего это является важной составляющей рекреационной деятельности человека. В настоящее время спортивно-оздоровительная рекреационная деятельность активно развивается во всем мире, не исключение - и Россия, где уделяется особое внимание детско-юношескому спорту, физической культуре в образовательных учреждениях и развитию студенческого спорта. И, безусловно, проблема сохранения и воспроизводства здоровья человека, особенно молодого, и самого общества в целом определяет стратегические задачи по совершенствованию спортивно-оздоровительной деятельности молодежи и выделению ее как предмета социологического научного дискурса.
Литература
Баразгова Е. С. Массовый спорт: институциональный и неоинституциональный подходы / Е. С. Баразгова, Л. С. Аристов // Вопросы управления. - 2016. - № 6 (43). - С. 132-137. EDN: ZXJEGH.
Зангиева М. Ж. Массовый спорт как многофункциональное социальное явление в жизни молодого поколения. // Молодежь XXI века: потенциал, тенденции и перспективы : материалы Всерос. научн.-практ. конф. с междунар. участием, г. Екатеринбург, 19-20 ноября 2013 г. : в 2-х т. / отв. ред. Л. К. Тропина, Т. Н. Карфидова. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. -Т. 1. EDN: SHEHIZ.
Ионова О. В. Физкультурно-оздоровительная деятельность в структуре досуга студенческой молодежи : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 [Место защиты: Пенз. гос. ун-т]. - Пенза, 2018. - 21 с.
Мавропуло О. С. Культура нездоровья в российском обществе: ценностные детерминанты и поведенческие практики // Гуманитарий Юга России. - 2017. - Т. 6, № 3. -С. 165-173. - DOI: https://doi.org/10.23683/ 2227-8656.2017.3.14. EDN: ZEIBGF.
Мавропуло О. С. Физическая культу-
References
Barazgova E. S. (2016) Mass sport: institutional and neoinstitutional approaches / E. S. Barazgova, L. S. Aristov // Questions of management. - No. 6 (43). - Pp. 132-137.
Zangieva M. Zh. (2014) Mass sport as a multifunctional social phenomenon in the life of the younger generation // Youth of the XXI century: potential, trends and prospects: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Yekaterinburg, November 19-20, 2013: in 2 vol. / ed. by L. K. Tropin, T. N. Karfidova. -Yekaterinburg: Ural State University Press. -Vol. 1.
Ionova O.V. (2018) Physical culture and recreation activities in the structure of leisure of student youth : abstract of the dissertation of the Candidate of Sociological Sciences : 22.00.04 [Place of defense: Penza State University]. - Penza. - 21 p.
Mavropulo O. S. (2017) The culture of ill health in Russian society: value determinants and behavioral practices // Humanities of the South of Russia. - Vol. 6, No. 3. - Pp. 165173. DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2017.3.14.
Mavropulo O. S. (2013) Physical culture
ра и спорт в системе ценностей культуры здоровья // Когнитивные исследования на современном этапе КИСЭ-2013 : материалы Четвертой Междунар. науч.-практ. конф., Ростов-на-Дону, 8-9 апреля 2013 года. - Ростов н/Д.: МАРТ, 2013. - С. 350354. EDN: WYIDFR.
Планидин Е. С. Спортивно-оздоровительная деятельность в контексте социального значения // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2021. - № 12-1. - С. 99-102. - DOI: 10.23672/a8157-4315-7049-u. EDN: PIFAUL.
Самыгин С. И. Спорт и здоровье российской молодежи в аспекте национальной безопасности / C. И. Самыгин, П. С. Самыгин, А. В. Верещагина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 7. - С. 60. EDN: UBQZKR.
Супиков В. Н. Спорт как социальный институт в системе управления качеством жизни : автореф. дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.08, 22.00.04 / Орлов. регион. акад. гос. службы. - Орел, 2004. - 47 с. EDN: NHVMYR.
Для цитирования: Планидин Е. С. Становление и развитие рекреации как социального явления в системе спортивно-оздоровительной деятельности // Гуманитарий Юга России. 2022.4 (56). С. 75-83. DOI 10.18522/2227-8656.2022.4.5 EDN GDDNQC
Сведения об авторе
Планидин Евгений Сергеевич
Соискатель Института социологии и регионоведения
Южного федерального университета; преподаватель кафедры «Теория и практика физической культуры и спорта» Донского государственного технического университета
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, e-mail: planida1996@yandex.ru
and sport in the system of values of health culture // Cognitive research at the present stage of KISE-2013: materials of the Fourth International Scientific and Practical Conference, Rostov-on-Don, April 8-9, 2013. - Rostov-on-Don: MARCH. - Pp. 350-354.
Planidin E. S. (2021) Sports and recreation activity in the context of social significance // Humanities, socio-economic and social sciences. - No. 12-1. - Pp. 99-102. - DOI: 10.23672/a8157-4315-7049-u.
Samygin S. I. (2015) Sport and health of Russian youth in the aspect of national security / S. I. Samygin, P. S. Samygin, A. V. Veresh-chagina // Humanities, socio-economic and social sciences. - No. 7. - P. 60.
Supikov V. N. (2004) Sport as a social institution in the quality of life management system. (Doctors of Sociological Sciences, Orel region. Academy of Public Services. - Orel).
История статьи:
Поступила в редакцию - 30.06.2022 г. Получена в доработанном виде -01.08.2022 г. Одобрена - 15.08.2022 г.
Information about author
Evgeny S. Planidin
The Applicant, Institute of Sociology and Regional Studies Southern Federal University; Lecturer of the Department "Theory and Practice of Physical Culture and Sports", Don State Technical University
344006, Rostov-on-Don, Pushkinskaya str., 160, e-mail: planida1996@yandex.ru