Научная статья на тему 'СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕКРЕАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕКРЕАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
115
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Планидин Евгений Сергеевич

Цель исследования - теоретический анализ становления и развития физической рекреации в системе спортивно-оздоровительной деятельности. Методологическую базу исследования составляет критический анализ теоретико-методологических подходов к спортивно-оздоровительной деятельности, сложившихся в современном социально-гуманитарном знании. Результаты исследования. Спортивно-оздоровительная деятельность является сферой социальной деятельности, при этом физическая рекреация рассматривается как ресурс, в комплексе удовлетворяющий потребность человека в движении, что обусловлено не только биологической потребностью человека, но и социальной необходимостью. Потенциал спортивно-оздоровительной деятельности посредством физической рекреации в современном обществе обладает интегративными возможностями человека и общества. Перспективы исследования связаны с проблемой сохранения и воспроизводства здоровья человека, особенно молодого, и самого общества в целом, а также с необходимостью формулировать стратегические задачи по совершенствованию спортивно-оздоровительной деятельности молодежи в российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND DEVELOPMENT OF RECREATION AS A SOCIAL PHENOMENON IN THE SYSTEM OF SPORTS AND RECREATIONAL ACTIVITIES

Objective of the study - theoretical analysis of the formation and development of physical recreation in the system of sports and recreational activities. The methodological basis of the research makes a critical analysis of theoretical and methodological approaches to sports and recreational activities that have developed in modern social and humanitarian knowledge. Research results. Sports and recreation activities are a sphere of social activity, while physical recreation is considered as a resource that satisfies a person's need for movement in a complex, which is due not only to the biological need of a person, but also to social necessity. The potential of sports and recreation activities through physical recreation in modern society has the integrative capabilities of man and society. Prospects of the study are related to the problem of preserving and reproducing human health, especially young people, and society itself as a whole, as well as the need to formulate strategic objectives for improving the sports and recreational activities of young people in Russian society.

Текст научной работы на тему «СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕКРЕАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

УДК 316.4

DOI 10.18522/2227-8656.2022.4.5 EDN GDDNQC

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕКРЕАЦИИ КАК СОЦИАЛЬНОГО ЯВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2022 г.

Е.С. Планидин*- **

* Институт социологии и регионоведения Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону, Россия

** Донской государственный технический

университет,

г. Ростов-на-Дону, Россия

Цель исследования - теоретический анализ становления и развития физической рекреации в системе спортивно-оздоровительной деятельности.

Методологическую базу исследования составляет критический анализ теоретико-методологических подходов к спортивно-оздоровительной деятельности, сложившихся в современном социально-гуманитарном знании.

Результаты исследования. Спортивно-оздоровительная деятельность является сферой социальной деятельности, при этом физическая рекреация рассматривается как ресурс, в комплексе удовлетворяющий потребность

Тип статьи в журнале - научная

FORMATION AND DEVELOPMENT OF RECREATION AS A SOCIAL PHENOMENON IN THE SYSTEM OF SPORTS AND RECREATIONAL ACTIVITIES

© 2022 E.S. Planidin*' **

* Institute of Sociology and Regional Studies of the Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia

** Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russia

Objective of the study - theoretical analysis of the formation and development of physical recreation in the system of sports and recreational activities.

The methodological basis of the research makes a critical analysis of theoretical and methodological approaches to sports and recreational activities that have developed in modern social and humanitarian knowledge.

Research results. Sports and recreation activities are a sphere of social activity, while physical recreation is considered as a resource that satisfies a person's need for movement in a complex, which is due not only to the biologi-

человека в движении, что обусловлено не только биологической потребностью человека, но и социальной необходимостью. Потенциал спортивно-оздоровительной деятельности посредством физической рекреации в современном обществе обладает интегративны-ми возможностями человека и общества.

cal need of a person, but also to social necessity. The potential of sports and recreation activities through physical recreation in modern society has the integrative capabilities of man and society.

Перспективы исследования связаны с проблемой сохранения и воспроизводства здоровья человека, особенно молодого, и самого общества в целом, а также с необходимостью формулировать стратегические задачи по совершенствованию спортивно-оздоровительной деятельности молодежи в российском обществе.

Ключевые слова: физическая рекреация, спортивно-оздоровительная деятельность, физическая культура, спорт, здоровье

Prospects of the study are related to the problem of preserving and reproducing human health, especially young people, and society itself as a whole, as well as the need to formulate strategic objectives for improving the sports and recreational activities of young people in Russian society.

Keywords: physical recreation, sports and recreational activities, physical culture, sports, health

Введение. Научно-технический прогресс и направления развития общества напрямую оказывают существенное влияние на образ жизни современных людей. Этот образ жизни далек от идеального и характеризуется ограниченной двигательной активностью, что влечет за собой такие негативные явления, как гиподинамия, гипокинезия. И все это происходит на фоне значительной информационной нагрузки и психоэмоциональном напряжения.

По мнению В. Н. Супикова, современное общество характеризуется рядом значимых тенденций, связанных с образом и качеством жизни людей, которые оказывают существенное воздействие на состояние их здоровья. К ним относятся, в частности, изменения в структуре так называемой естественной двигательной и физической активности людей, происходящие вследствие отсутствия необходимости применять в сфере повседневной жизни, а также в ряде областей профессиональной деятельности значительные физические усилия, что было объективно необходимо в предыдущие исторические периоды (Супиков, 2004. С. 15).

Становление физической рекреации в России и на Западе. Если исследовать становление физической рекреации, то можно обратиться к истории и ретроспективному анализу понятия «культура». Понятие «культура» возникло в эпоху античности и означало оно «обработку, возделывание» и относилось к земле, ее обработке. Впоследствии содержание понятия «культура» в теории и практике значительно расширялось и означало уже не только обработку, но и преобразование не

только всего того, что дала природа в готовом виде (земля, флора, фауна), но и самого человека, его собственной природы.

Критерием культуры и ее органического вида физической культуры является мера (степень) возвышения человека над его природной данностью. Изменяя природу, человек изменяет и свою собственную природу. Более того, культура преобразует не только природу, человека, но и общество. Она имеет материальные, духовные, нравственные формы выражения, по существу она безгранична в своем содержании и направлениях.

Собственно физическая рекреация в том современном социальном состоянии, в котором мы ее принимаем и понимаем, берет свои корни из западного капиталистического общества. Ведь в свое время капиталисты имели намерения и заинтересованность в повышении производительного труда рабочих. Необходимо было создавать хотя бы минимальные условия отдыха перед работой. Поэтому на некоторых предприятиях создавались заводские рекреационные организации. Масштабы так называемой заботы и помощи были разные и определялись разными причинами и мотивами производства собственника. Капиталисты думали и о подготовке будущих поколений рабочих, солдат и вынуждены были в какой-то степени заботиться о физическом здоровье рабочего, особенно подрастающего поколения, которое придет на место рабочего в перспективе. Капиталист того времени даже обращал внимание на физическое развитие школьников и включение подвижных часов в систему образования, поднимались также вопросы по проблемам здравоохранения населения.

Все происходящее в сфере начала физической рекреации в западной жизни во второй половине XIX в. отвечало потребностям трудящихся, но реализовывалось в незначительной мере. Сельские жители и городские ремесленники занимались физическими упражнениями в виде забав и развлечений в перерывах между сельскохозяйственными работами. А уж что говорить о религиозных праздниках, таких как Пасха, Рождество, Троица, перед Великим постом или после него, на ярмарках. Народное веселье этих праздников сохранилось и до сих пор, причем забавы не были легкими, а требовали достаточной физической сноровки. Например, в России к таким народным гуляньям специально готовились целые группы людей. Это движение, в конце концов, привело к созданию рабочего спортивного интернационала в 1912 г., функции которого вышли за рамки собственно участия в народных гуляньях.

В основе деятельности рабочего спортивного интернационала начали появляться другие задачи, которые более серьезно обращали внимание на использование физических упражнений в повседневной жизни рабочего, заложив тем самым основы физической рекреации. Однозначно для станов-

ления физической рекреации имела важное значение культура Ренессанса. На идеях возрождения античной культуры (в противовес культуре феодализма и аскетизма) вырастают выдающиеся деятели культуры Ренессанса -философы, художники, литераторы, музыканты, педагоги. В это время расширяется диапазон средств физической культуры. Появились спортивная верховая езда, фехтование, различные игры с мячами и другим инвентарем. Например, в Европе - крикет, а в России - городки.

В начале XVI в. появляется первое пособие по игре с мячом руками, ногами, лопатками. В пособии де Барди есть уже указания по методике подготовки к игре. Выдающийся славянский педагог Я. А. Комен-ский отмечал большое значение физических упражнений для восстановления работоспособности школьников в перерыве между учебными занятиями, ведь перемена деятельности и есть рекреация. Более точно в отношении к физической рекреации высказался английский философ Дж. Локк еще в XVII в., что занятие упражнениями - это не праздность, а снятие нагрузки с утомленного тела посредством перемены вида деятельности. Французский философ Ж.-Ж. Руссо (XVIII в.), опираясь на мнение Дж. Локка по поводу ценности активного отдыха, указывал на необходимость сочетания умственных занятий с физическими упражнениями, так как физические и умственные упражнения служат отдыхом друг для друга.

В учебных заведениях начала XIX в. появляются рекреационные помещения, залы с простым гимнастическим оборудованием, большие коридоры, специальные площадки.

В России в этот период физическая рекреация с ее атрибутами появляется в аристократических учебных заведениях - институте благородных девиц в Смольном, Царскосельском лицее, некоторых гимназиях и колледжах под руководством учителей. В рядовых же школах для народа, в реальных училищах в процессе учебных занятий существовали перемены, которые проводились учащимися самостоятельно, без участия учителей и вне какой-либо организации. Правительства капиталистических стран и господствующие классы стали использовать возможности рекреационного движения и его организаций в собственных политических целях. Появляются рекреационные организации - Ассоциация молодых христиан, еврейская организация «Моккаби», католические организации. Наконец была создана рекреационная организация в рамках международного рабочего движения (конец XIX - начало XX в.).

В среде правящих классов физическая рекреация всегда широко использовалась как одно из важнейших средств укрепления физического и психического здоровья, основы их эксплуататорской деятельности.

Среди ученых конца XIX - начала XX в., сыгравших важную роль в раскрытии механизмов физического развития человека, особое место занимает великий русский физиолог И. М. Сеченов. Его учение о закономерностях формирования человеческого организма, о его связи с природой и внешней средой дало мощный толчок для познания явлений и процессов, протекающих в организме.

Открытия И. М. Сеченова имели важное значение для дальнейшего развития философии, медицины, биологии, педагогики, психологии, теории и практики физического воспитания.

В Советском Союзе это название исчезло из лексикона и было заменено недостаточно адекватным понятием «массовая физкультура». Только в 1969 г. появилась небольшая статья М. А. Якобсона, но она прошла незамеченной. В настоящее время многие специалисты в области физической культуры и спорта, медицины, туристской сфере, педагоги, психологи применяют термин «физическая рекреация» широко, с большим диапазоном значений, но всех их объединяет общее понимание того, что физическая рекреация - это физкультурно-оздоровительная социальная деятельность человека, направленная на использование разнообразных физических упражнений в повседневной жизнедеятельности человека.

Социологи определяют, возрастает ли внимание к внедрению фоновых компонентов физической культуры в сферу повседневного быта, с целью решения социальных аспектов межличностного общения и повышения психического и физического здоровья. Фоновые компоненты не гарантируют радикальных преобразований физического состояния организма, но неуклонно участвуют в поступательном развитии его кондиций (Мавропуло, 2013).

При этом специалисты из различных областей используют данный вид физической культуры для решения социальных проблем в обществе, связанных с улучшением состояния здоровья современного человека, который испытывает негативное влияние урбанизированного общества (Мавропуло, 2017).

Отсюда проистекает необходимость в укреплении здоровья молодежи. Именно от уровня здоровья молодых людей зависит будущее любого общества. Уровень морфофункциональной готовности, физическое состояние и здоровье граждан любой страны принято и необходимо рассматривать как значимый критерий благополучия государства. Такой подход определяет, что данный критерий включен в основу сохранения и воспроизводства жизненного потенциала человека, а это уже соответствует интересам национальной безопасности любого государства (Самыгин, 2015. С. 60).

Современная жизнь в урбанизированном обществе устроена так, что достижение жизненного успеха далеко не всегда позволяет отводить значительное время видам деятельности, которые находятся вне профессиональной сферы и не связаны с работой. Стоит отметить, что это одна из негативных проблем для современной молодежи, которая достаточно часто вынуждена жертвовать свободным временем и в итоге в состоянием здоровья, чтобы достичь жизненных целей и устоять в жестоком мире финансовой и социальной конкуренции (Планидин, 2021).

Спортивно-оздоровительная деятельность и массовый спорт: терминологический потенциал. Спортивно-оздоровительную деятельность можно рассматривать в качестве некоего «социального обруча», предназначенного в первую очередь для молодежи как становящегося субъекта социальных отношений. Занятия спортом не только способствуют укреплению здоровья молодых людей, но и способны удовлетворять другие присущие им потребности, а также находить выход для той энергии, которая могла бы при неблагоприятных обстоятельствах быть направлена на различные деструктивные виды деятельности.

Здесь актуальность приобретает проблема организации рекреационной активности молодежи: данное обстоятельство объясняет авторский интерес к проблеме рекреации представителей рассматриваемой социально-демографической группы. Необходимо отметить, что в отечественной науке существуют определенные методологические трудности с определением понятия «рекреация». По мнению О. В. Епанешниковой, это объясняется отсутствием как соответствующих терминологических стандартов по рассматриваемой тематике, так и законодательной базы, определяющей круг основных дефиниций, связанных с рекреацией.

Чаще всего рекреацию (от лат. recreation - «восстановление») рассматривают как восстановление сил, которые были израсходованы человеком в процессе осуществления его трудовой деятельности, предусматривающее также создание определенного запаса энергии для реализации активной деятельности в будущем, сохранение и увеличение как физического, так и интеллектуального потенциала.

Совершенствуя терминологический потенциал понятия «спортивно-оздоровительная деятельность», нам представляется возможным обратить внимание на выбор, который молодые люди производят в пользу тех или иных форм проведения свободного времени в структуре рекреационной деятельности. И здесь необходимо отметить, что рекреация направлена не просто на пассивный отдых, а на всестороннее развитие личности, удовлетворение ее различных потребностей, развитие ее потенциала. Принимая позицию О. В. Ионовой, которая отмечает, что спортивная деятельность

может иметь как активный, так и пассивный характер (Ионова, 2018. С. 15), мы считаем, что здесь пассивный отдых не содействует укреплению здоровья, повышению уровня физической подготовленности, усовершенствованию жизненно необходимых двигательных умений и навыков, а относится к зрелищно-развлекательному досугу.

По мнению отечественных исследователей в области массового спорта Е. С. Баразговой и Л. С. Аристова, массовый спорт с присущими ему институциональными характеристиками следует рассматривать в качестве структурного элемента социального института спорта (Баразгова, 2016. С. 134). Данные институциональные характеристики присущи также и спортивно-оздоровительной деятельности, и представляется возможным заявить, что такая деятельность существенно дополняет институт массового спорта.

Массовый спорт представляет собой значимое общественное явление, отмечает М. Ж. Зангиева, которое развивается в настоящее время фактически отдельно от профессионального спорта или спорта высших достижений, характеризуясь существенными различиями в реализуемых целях и задачах (Зангиева, 2014. С. 132). Задачи спортивно-оздоровительной деятельности близки к задачам, реализуемым массовой физической культурой и спортом, следовательно, такая деятельность наряду с массовым спортом тоже имеет приоритетную направленность на физическое воспитание и развитие вовлеченных в него лиц посредством проведения занятий самостоятельного или организованного характера, а также участия в физкультурных и массовых спортивных мероприятиях.

Заключение. Говоря о физической рекреации молодого поколения населения, представляется возможным выделить группу в системе самой рекреации - это молодежь18-30 лет. В этой возрастной категории последнее время достаточно активно пропагандируется и развивается физическая рекреация. Данный возраст молодежи, с одной стороны, характеризуется этапом профессионального роста, а с другой - началом снижения работоспособности на фоне снижения уровня здоровья в процессе интенсификации современной производственной сферы. Именно спортивно-оздоровительная деятельность, выраженная в виде разнообразных форм активного использования физической рекреации, отождествляется с отдыхом и создает благоприятные предпосылки для общего самочувствия и возможности физически совершенствоваться.

В данной ситуации актуальность приобретает проблема организации рекреационной активности молодежи, что и обусловило авторский интерес к проблеме рекреации представителей рассматриваемой социально-демографической группы. Здесь большое значение имеет выбор, который молодые люди производят в пользу тех или иных форм прове-

дения свободного времени в структуре рекреационной деятельности. Особенность рекреации заключается в том, что она направлена не просто на пассивный отдых, а на всестороннее развитие личности, удовлетворение ее различных потребностей, развитие ее потенциала.

Современные направления в физической культуре и спорте обладают высоким потенциалом для развития спортивно-оздоровительной деятельности, прежде всего это является важной составляющей рекреационной деятельности человека. В настоящее время спортивно-оздоровительная рекреационная деятельность активно развивается во всем мире, не исключение - и Россия, где уделяется особое внимание детско-юношескому спорту, физической культуре в образовательных учреждениях и развитию студенческого спорта. И, безусловно, проблема сохранения и воспроизводства здоровья человека, особенно молодого, и самого общества в целом определяет стратегические задачи по совершенствованию спортивно-оздоровительной деятельности молодежи и выделению ее как предмета социологического научного дискурса.

Литература

Баразгова Е. С. Массовый спорт: институциональный и неоинституциональный подходы / Е. С. Баразгова, Л. С. Аристов // Вопросы управления. - 2016. - № 6 (43). - С. 132-137. EDN: ZXJEGH.

Зангиева М. Ж. Массовый спорт как многофункциональное социальное явление в жизни молодого поколения. // Молодежь XXI века: потенциал, тенденции и перспективы : материалы Всерос. научн.-практ. конф. с междунар. участием, г. Екатеринбург, 19-20 ноября 2013 г. : в 2-х т. / отв. ред. Л. К. Тропина, Т. Н. Карфидова. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. -Т. 1. EDN: SHEHIZ.

Ионова О. В. Физкультурно-оздоровительная деятельность в структуре досуга студенческой молодежи : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 [Место защиты: Пенз. гос. ун-т]. - Пенза, 2018. - 21 с.

Мавропуло О. С. Культура нездоровья в российском обществе: ценностные детерминанты и поведенческие практики // Гуманитарий Юга России. - 2017. - Т. 6, № 3. -С. 165-173. - DOI: https://doi.org/10.23683/ 2227-8656.2017.3.14. EDN: ZEIBGF.

Мавропуло О. С. Физическая культу-

References

Barazgova E. S. (2016) Mass sport: institutional and neoinstitutional approaches / E. S. Barazgova, L. S. Aristov // Questions of management. - No. 6 (43). - Pp. 132-137.

Zangieva M. Zh. (2014) Mass sport as a multifunctional social phenomenon in the life of the younger generation // Youth of the XXI century: potential, trends and prospects: materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Yekaterinburg, November 19-20, 2013: in 2 vol. / ed. by L. K. Tropin, T. N. Karfidova. -Yekaterinburg: Ural State University Press. -Vol. 1.

Ionova O.V. (2018) Physical culture and recreation activities in the structure of leisure of student youth : abstract of the dissertation of the Candidate of Sociological Sciences : 22.00.04 [Place of defense: Penza State University]. - Penza. - 21 p.

Mavropulo O. S. (2017) The culture of ill health in Russian society: value determinants and behavioral practices // Humanities of the South of Russia. - Vol. 6, No. 3. - Pp. 165173. DOI: https://doi.org/10.23683/2227-8656.2017.3.14.

Mavropulo O. S. (2013) Physical culture

ра и спорт в системе ценностей культуры здоровья // Когнитивные исследования на современном этапе КИСЭ-2013 : материалы Четвертой Междунар. науч.-практ. конф., Ростов-на-Дону, 8-9 апреля 2013 года. - Ростов н/Д.: МАРТ, 2013. - С. 350354. EDN: WYIDFR.

Планидин Е. С. Спортивно-оздоровительная деятельность в контексте социального значения // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2021. - № 12-1. - С. 99-102. - DOI: 10.23672/a8157-4315-7049-u. EDN: PIFAUL.

Самыгин С. И. Спорт и здоровье российской молодежи в аспекте национальной безопасности / C. И. Самыгин, П. С. Самыгин, А. В. Верещагина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 7. - С. 60. EDN: UBQZKR.

Супиков В. Н. Спорт как социальный институт в системе управления качеством жизни : автореф. дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.08, 22.00.04 / Орлов. регион. акад. гос. службы. - Орел, 2004. - 47 с. EDN: NHVMYR.

Для цитирования: Планидин Е. С. Становление и развитие рекреации как социального явления в системе спортивно-оздоровительной деятельности // Гуманитарий Юга России. 2022.4 (56). С. 75-83. DOI 10.18522/2227-8656.2022.4.5 EDN GDDNQC

Сведения об авторе

Планидин Евгений Сергеевич

Соискатель Института социологии и регионоведения

Южного федерального университета; преподаватель кафедры «Теория и практика физической культуры и спорта» Донского государственного технического университета

344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 160, e-mail: planida1996@yandex.ru

and sport in the system of values of health culture // Cognitive research at the present stage of KISE-2013: materials of the Fourth International Scientific and Practical Conference, Rostov-on-Don, April 8-9, 2013. - Rostov-on-Don: MARCH. - Pp. 350-354.

Planidin E. S. (2021) Sports and recreation activity in the context of social significance // Humanities, socio-economic and social sciences. - No. 12-1. - Pp. 99-102. - DOI: 10.23672/a8157-4315-7049-u.

Samygin S. I. (2015) Sport and health of Russian youth in the aspect of national security / S. I. Samygin, P. S. Samygin, A. V. Veresh-chagina // Humanities, socio-economic and social sciences. - No. 7. - P. 60.

Supikov V. N. (2004) Sport as a social institution in the quality of life management system. (Doctors of Sociological Sciences, Orel region. Academy of Public Services. - Orel).

История статьи:

Поступила в редакцию - 30.06.2022 г. Получена в доработанном виде -01.08.2022 г. Одобрена - 15.08.2022 г.

Information about author

Evgeny S. Planidin

The Applicant, Institute of Sociology and Regional Studies Southern Federal University; Lecturer of the Department "Theory and Practice of Physical Culture and Sports", Don State Technical University

344006, Rostov-on-Don, Pushkinskaya str., 160, e-mail: planida1996@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.