Научная статья на тему 'Спортивно-оздоровительная деятельность как основная форма сформированности компетенций у студентов'

Спортивно-оздоровительная деятельность как основная форма сформированности компетенций у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
446
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / COMPETENCE / COMPETENCE-BASED APPROACH / PHYSICAL FITNESS / GENERAL PHYSICAL AND SPECIAL PHYSICAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудин Максим Владимирович

Проведен анализ сформированности компетенций в процессе спортивнооздоровительной деятельности с помощью различных методик. Выделены принципы и педагогические условия построения образовательного процесса, направленного на формирование компетенций студентов. С целью изучения сформированности компетенций был проведен эксперимент со студентами технических вузов, в процессе которого на первом этапе с использованием разных методик изучался уровень сформированности компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рудин Максим Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS ACTIVITY AS THE MAIN FORM OF FORMATION OF COMPETENCES AT STUDENTS

In this article the analysis offormation of competences of process of sports activity by means of various techniques is carried out. The principles and pedagogical conditions of creation of the educational process directed on formation of competences of students are allocated. For the purpose of studying offormation of competences experiment with students of technical colleges in the course of which at the first stage with use of different techniques the level offormation of competences was studied was made.

Текст научной работы на тему «Спортивно-оздоровительная деятельность как основная форма сформированности компетенций у студентов»

IMPACT OF HEALTH AND FITNESS ACTIVITIES IN THE PHYSICAL PARAMETERS

OF WOMEN OF REPRODUCTIVE AGE

E.I. Osenkova, A.M. Sadovnikova

The results of a study to evaluate the effectiveness of the impact of health and fitness activities in the physical parameters of women of reproductive age, which are based on the methodology takes into account the ovarian-menstrual cycle and recommendations on diet, nutrition students.

Key words: health and fitness, diet, ovarian-menstrual cycle, physical parameters, women of reproductive age.

Osenkova Helena Ivanovna, personal trainer, group-program fitness-trainer, sam-am@mail.ru, Russia, Irkutsk region, Zheleznogorsk-Ilimsk,Health Club "Lenin's Fitness Studio",

Sadovnikova Alevtina Mikhaelovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, head of department, sam-am @mail. ru, Russia, Irkutsk, branch in Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE) in Irkutsk; Irkutsk State University

УДК 796.011

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ

М.В. Рудин

Проведен анализ сформированности компетенций в процессе спортивно-оздоровительной деятельности с помощью различных методик. Выделены принципы и педагогические условия построения образовательного процесса, направленного на формирование компетенций студентов. С целью изучения сформированности компетенций был проведен эксперимент со студентами технических вузов, в процессе которого на первом этапе с использованием разных методик изучался уровень сформированности компетенций.

Ключевые слова: компетенция, компетентностный подход, физическая подготовленность, общая физическая и специальная физическая подготовка.

Отличительные для начала XXI века изменения в характере образования - в направленности, целях, содержании - ориентируют на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность и компетентность будущих специалистов.

Динамично развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их

возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Эти изменения нашли отражение в Федеральном законе «Об Образовании», «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г.» [5].

Происходящие в мире и России изменения в области образования вызывают необходимость обеспечения личностно- и социально-интегрированного результата. Качественной характеристикой оценки результатов образования определена компетентность, что актуализирует проблематику реализации компетентностного подхода в образовательном процессе в целом, высшей школы в частности [5].

Высшее образование является одной из самых мощных систем культурного формирования личности и одновременно ее образа жизни. Нынешние студенты в скором будущем, в своей профессиональной деятельности, работая в школе, должны будут формировать физическую культуру у детей. Для того чтобы эффективно воспитывать физическую культуру у детей, необходимо самим будущим педагогам осознать, что для них является физической культурой. Такое осмысление личностью и превращает ее (личность) из пассивного потребителя сообщаемых знаний в творца собственной физической культуры, открывает наибольшие возможности для ее развития.

Цель исследования заключается в уточнении теоретико-эмпирических положений, раскрывающих сущность компетентностного подхода в организации спортивно-оздоровительной деятельности студентов вуза, обосновании педагогических условий его реализации, определении критериально обоснованного результата образования, выраженного с позиции личностного развития специалиста на уровнях «знать», «уметь», «владеть» и «применять в профессиональной деятельности» основные способы спортивно-оздоровительной деятельности, проявляющиеся в совокупности компетенций здоровьесбережения, спортивного самосовершенствования, укрепления здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности. Личностная и индивидуальная физическая культура наиболее сложна для изучения и представляет особый интерес в силу того, что именно личности влияют на дальнейшее развитие феномена физическая культура и являются ее носителями в обществе.

Методы исследования. Основными методами исследования являлись: теоретические (анализ психолого-педагогической, методической литературы; сравнение, изучение и обобщение педагогического опыта, моделирование, педагогическое проектирование); эмпирические (педагогическое наблюдение, эксперимент, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности). Для оценки статистической значимости

результатов педагогического эксперимента использовалась экспертная оценка и ^критерий Стьюдента [5].

Методика. Опытно-экспериментальная работа исследования проблемы реализации компетентностного подхода в организации спортивно-оздоровительной деятельности студентов вуза основывалась на результатах проведенного теоретического анализа и представленной теоретической модели. Разработка, обоснование и внедрение программы исследования опирались также на конкретно-научные принципы проведения педагогического исследования и педагогической диагностики (Ингекамп К., Краевский В.В. и др.), такие как объективность, воспроизводимость, доказательность, точность, достоверность, комплексность, систематичность, системность, прогностичность, практическая целесообразность, экономичность и др. Перечисленные принципы последовательно реализовывались на всех этапах опытно-экспериментальной работы и служили ее конкретно-научной методологической базой. Для оценки исходного уровня профессионально значимых компетенций у студентов мы использовали также метод наблюдения и анализ продуктов деятельности. В качестве средств оценивании были использованы компьютерное тестирование, контрольные нормативы, балльно-рейтинговая система, игровые методы, анкетирование, соревновательная и внеаудиторная деятельность.

Результаты исследования. Соотношение уровней сформированности компетенций у студентов в процессе спортивно-оздоровительной деятельности в экспериментальной и контрольной группах показано в таблице.

Общая таблица уровней сформированности компетенций у студентов

в ЭГ и КГ в ходе эксперимента в %

Группы компетенций Группа Высокий Средний Низкий

Начало эксперимента Окончание эксперимента Начало эксперимента Окончание эксперимента Начало эксперимента Окончание эксперимента

Личностно-рефлексивный КГ 15 44 10 18 75 38

ЭГ 14 65 12 22 74 13

Операционально-практический КГ 13 54 23 30 64 16

ЭГ 13 65 25 24 62 11

Когнитивный КГ 16 61 28 26 56 13

ЭГ 17 63 23 22 60 11

Из таблицы видно, что в процессе занятий в контрольной и экспериментальной группах идет преобладание низких и средних уровней сформированности профессионально значимых компетенций. На момент

окончания эксперимента часть студентов контрольной группы осталась на прежнем уровне, а студенты экспериментальной группы подняли свой уровень сформированности на высокую планку.

Анализ уровней сформированности профессионально значимых компетенций показал, что в обучении достигнут определенный прогресс, причем в экспериментальной группе он более существенный, чем в контрольной. Данные приведенные в таблице подтверждают определенную эффективность введенных экспериментальных факторов. Это подтвердилось коэффициентом конкордации, который составил Ж = 0,79,

значение хЖ = 23,76, значение Хо95 = 0,103. Так как хЖ >х0295 , согласие

экспертов подтверждено (приложение 6), а также обобщенный показатель t - критерия Стьюдента для числа степеней свободы у = (N1 + N) - 2 = 323-2=321, отражающего общее количество студентов, представляющих контрольные и экспериментальные группы, участвующие в педагогическом эксперименте, составляет 323 студента. Так как фактическое значение коэффициента больше табличного, а именно 3,769>2,5923, при уровне значимости Р = 0,01 и при Р = 0,05 значение t также больше t= 1,9679, можно утверждать, что разница в средних показателях сформированности профессионально значимых компетенций у студентов контрольных и экспериментальных групп является статистически достоверной.

Таким образом, вышеизложенные данные таблицы показывают, что при создании необходимых педагогических условий с применением разнообразных средств и методов в процессе спортивно-оздоровительной деятельности происходят положительные изменения в формировании профессионально значимых компетенций. В контрольной группе при незначительном углублении теоретических знаний о предмете удалось, также достичь определенных положительных умений, но они всё же оказались ниже, чем у экспериментальной группы. Также в ходе эксперимента в экспериментальной группе изменилась мотивация для изучения спортивно-оздоровительной деятельности.

Обработка статистических данных достоверно подтвердила отличия показателей в контрольной и экспериментальной группе в начале и конце эксперимента, при этом все эти показатели изменились в положительную сторону, но с наибольшими изменениями в экспериментальной группе. Также в ходе нашего исследования в экспериментальной группе значительно повысились как теоретические знания в области спортивно-оздоровительной деятельности, так и в практической части, где значительно улучшились результаты контрольных срезов и нормативов.

Итак, приведенные результаты дают основания сделать выводы, что спортивно-оздоровительная деятельность может выступать средствами формирования профессионально значимых компетенций для достижения наиболее высоких результатов в выбранной профессии для будущего

специалиста. Выдвинутая в начале нашего эксперимента гипотеза подтвердилась сравнением результатов контрольных нормативов, срезов и задачи, поставленные нами в начале исследования, считаем решенными.

Таким образом, по завершении проведенного формирующего эксперимента нами были получены данные, которые доказывают, что создание педагогических условий в процессе спортивно-оздоровительной деятельности, применение активных методов обучения, внеаудиторная деятельность, проводимая со студентами, могут привести к определенному формированию профессионально значимых компетенций и к положительной мотивации изучения спортивно-оздоровительной деятельности, способствующей формированию профессионально значимых компетенций. В результате проведенного экспериментального исследования удалось повысить качество усвоения материала студентами по сравнению с состоянием на констатирующем этапе. Практически все студенты осознали важность спортивно-оздоровительной деятельности в будущей профессии, у многих отмечена положительная тенденция развития познавательной деятельности, профессионального развития (специализации), к саморазвитию профессионально значимых компетенций. Это стало возможным в результате того, что студенты научились оценивать свой стиль и особенности коммуникативного общения, свой уровень развития культуры межличностного общения, его соответствие принятым стандартам.

Итак, можно резюмировать, что исследование основной проблемы, поставленной в нашей работе, показало возможность формирования профессионально значимых компетенций у будущих специалистов в процессе спортивно-оздоровительной деятельности.

Список литературы

1. 3имняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. №5. С.34-42.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Спб: Изд-во «Питер», 2000. 512 с.

3. Калоша А.И., Рудин М.В. Формирование культуры здоровья младших школьников как педагогически организованный процесс // Вестник Брянского государственного университета. Педагогика и психология. История. Право. Литературоведение. Языкознание. Экономика. Точные и естественные науки. Вып. 1. Брянск: РИО БГУ, 2015. С. 27-32.

4. Менхин Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. М.: СпортАкадемПресс, Физкультура и Спорт, 2006. 312 с.

5. Рудин М.В. Компетентностный подход к организации спортивно-оздоровительной деятельности студентов в вузе: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Брянск, 2012. 23 с.

6. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: Проспект, 2013. 160 с.

7. Янсон Ю.А. Физическая культура в школе: научно-педагогический аспект: книга для педагога. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2009. 635 с.

Рудин Максим Владимирович, канд. пед. наук, зав. кафедрой, fizvoss@ bk.ru, Россия, Брянск, Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского

SPORTS ACTIVITY AS THE MAIN FORM OF FORMATION OF COMPETENCES

AT STUDENTS

M. V. Rudin

In this article the analysis offormation of competences of process of sports activity by means of various techniques is carried out. The principles and pedagogical conditions of creation of the educational process directed on formation of competences of students are allocated. For the purpose of studying offormation of competences experiment with students of technical colleges in the course of which at the first stage with use of different techniques the level offormation of competences was studied was made.

Key words: competence, competence-based approach, physical fitness, general physical and special physical preparation.

Rudin Maxim Vladimirovich, candidate of pedagogical Sciences, head of Department, fizvoss@bk.ru, Russia, Bryansk, Bryansk State University of akkad. I. G. Petrovsky

УДК 796.011:378

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ РЕКРЕАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Е.О. Рыбакова, Т.Н. Шутова

Рассмотрен вопрос формирования профессиональных компетенций рекреационной направленности у студентов физкультурного вуза. Раскрыты сущность и значение рекреационной деятельности с использованием средств фитнеса, определены средства совершенствования профессиональных компетенций рекреационной направленности. Приведены некоторые данные экспериментальной работы, подтверждающие эффективность разработанного подхода.

Ключевые слова: рекреационная деятельность, профессиональная подготовка студентов физкультурных вузов, фитнес, компетентностный подход.

В программе развития российского образования до 2020 года ставятся задачи подготовки компетентных педагогов по физической культуре, отличающихся умениями работать во всех ступенях образовательных учреждений, в системе дополнительного образования, в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.