Научная статья на тему 'Формирование у студентов метапрофессиональных компетенций в процессе спортивно-оздоровительной деятельности'

Формирование у студентов метапрофессиональных компетенций в процессе спортивно-оздоровительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОТИВАЦИЯ К УСПЕХУ / ОБЪЕКТИВНАЯ САМООЦЕНКА / NETPROFESSIONAL COMPETENCE / SPORTS ACTIVITY / PEDAGOGICAL SUPPORT / VALUE ORIENTATIONS / MOTIVATION TO SUCCESS / OBJECTIVE SELF-ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ретивых М.В, Рудин М.В., Калоша А.И.

В статье раскрываются сущность и компоненты метапрофессиональных компетенций человека и обосновываются возможности спортивно-оздоровительной деятельности в формировании этих компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ретивых М.В, Рудин М.В., Калоша А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF STUDENTS NETPROFESSIONAL COMPETENCIES DURING SPORTS ACTIVITIES

The article reveals the essence and components netprofessional of competences and substantiates the possibility of sports and recreational activities in the formation of these competencies.

Текст научной работы на тему «Формирование у студентов метапрофессиональных компетенций в процессе спортивно-оздоровительной деятельности»

УДК 796.011

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ МЕТАПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

М.В. Ретивых, М.В. Рудин, А.И. Калоша

В статье раскрываются сущность и компоненты метапрофессиональных компетенций человека и обосновываются возможности спортивно-оздоровительной деятельности в формировании этих компетенций.

Ключевые слова: метапрофессиональные компетенции, спортивно-оздоровительная деятельность, педагогическое сопровождение, ценностные ориентации, мотивация к успеху, объективная самооценка.

Во второй половине XX века «знаниевая» парадигма образования перестала соответствовать требованиям общества и производства, появилось явление «вымученной беспомощности», связанное с большим разрывом между теоретической и практической подготовкой обучающихся. В 60-е годы XX века в США было введено понятие «компетентность» сначала как способность конкурировать с другими, а потом - как личностное качество работника.

В начале 90-х годов XX века Международной организацией труда было принято понятие «ключевые компетенции», а Совет Европы определил 5 основных групп компетенций образования в целом (социально-политические, межкультурные, коммуникативные, информационные, когнитивные), которые характеризуют способность человека успешно функционировать в различных социально-профессиональных сообществах.

В 2003 году Россия вступила в Болонский процесс, в который включилась 46 стран Европы. Этот процесс направлен на создание общего образовательного пространства, обеспечение академической мобильности студентов. Основой Болон-ского процесса является реализация компетентностного подхода в образовании. В России начали разрабатываться теоретические основы компетентностного образования (В.А. Болотов, В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской и др.).

Учеными обоснованы положения о том, что компетентностный подход - это приоритетная ориентация на цели и результаты образования, программно-целевая и результативная основа современного образования. Он реализуется в национальных образовательных стандартах и обеспечивает преемственность в общем и профессиональном образовании.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) компетентностный подход отражен в содержании таких понятий, как «образование», «обучение», «общее образование», «профессиональное образование», «профессиональное обучение», «практика» [8]. Так, в этом законе профессиональное образование определяется как «вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и выполнять работу по профессии или специальности» [2,с.4].

В ФГОС ВПО выделяются следующие виды компетенций:

- общекультурные компетенции (ОК), которые обеспечивают вхождение человека в поликультурное общество, его подготовку к успешному функционированию в различных социально-профессиональных сообществах и являются методологической основой других компетенций;

- общепрофессиональные компетенции (ОПК), которые обеспечивают подготовку человека к профессиональной деятельности по группе родственных специальностей в рамках определенной профессии;

- профессиональные компетенции (ПК), направленные на подготовку человека к работе по определенной профессии (например, учитель математики и т.д.);

- специальные компетенции (СК), которые направлены на подготовку человека по определенной специальности (например, логопед, специалист таможенного дела и т.д.).

Схематично виды компетенций можно представить следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Виды компетенций, определенных в ФГОС ВПО

Структурно каждый вид компетенций включает в себя такие компоненты, как знания, умения, владения соответствующей деятельностью и профессионально значимые личностные качества.

Анализ работ ученых по проблемам компетентностного подхода в профессиональном образовании показывает, что существуют «экстафункциональные метапрофессиональные качества личности, которые не связаны с конкретными профессиональными функциями. Они обеспечивают общую направленность профессиональной деятельности, помогает специалисту гибко ориентироваться на рынке труда. Данный вид метапрофессиональных качеств в наименьшей степени подвержен старению под действием социально-экономических факторов» [2, с. 65].

К таким метапрофессиональным компетенциям специальности относят:

- компетенции здоровьясбережения и укрепления, ценностное отношение к здоровью, здоровому образу жизни;

- общие психомоторные способности (выносливость, координация, быстрота реакции и т.д.);

- когнитивные способности (стремление к постоянному самообразованию, способность к переносу знаний и умений

из одного вида профессиональной деятельности в другой, гибкость ума и т.д.);

- владение современными информационными технологиями, умение получать, перерабатывать информацию и создавать на ее основе новые значения;

- профессионально значимые личностные качества (ответственность, эмпатийность, креативность, мотивация достижения успеха, толерантность, ориентация на адекватное самоопределение и самореализацию, способность к сотрудничеству и социально-профессиональному взаимодействию, готовность и способность работать в команде, коммуникативные и организаторские способности, культура вербального и невербального взаимодействия, соблюдение норм этики и этикета, инновационность, способность принимать и предлагать новое, проявлять инициативу и др.);

- рефлексивность, способность к самоконтролю и самоанализу, объективная самооценка [2, с. 42-78].

Группы метапрофессиональных компетенций схематично представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Группы метапрофессиональных компетенций

Значительным потенциалом в развитии у молодого человека метапрофессиональных компетенций обладает спортивно-оздоровительная деятельность. В настоящее время эта деятельность в вузах осуществляется преимущественно на занятиях по физической культуре в соответствии с ФГОС ВПО и учебным программами по определенным направлениям.

Работы ведущих ученых в области физической культуры и спорта Ю.Ф. Курамшина, Л.П. Матвеева, Ю.В. Менхина, Ж.К. Холодова и других показывают, что занятия физической культурой и спортом являются значимым средством самоопределения и самореализации человека в современном мире.

Ученым обоснованы положения о там, что физическая культура это сфера социальной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья, развития психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности; это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности, формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 года. №329-Ф3 «О физической культуре и спорте Российской Федерации» спорт (англ. sport, сокращение первоначально disport - игра, развлечение) - это система организации и проведения соревнований и учебно-тренировочных занятий по различным комплексам физических упражнений [9]. Спорт, наряду с укреплением здоровья и общим физическим развитием человека, направлен на достижение высоких результатов и побед в состязаниях. Он является составной частью физической культуры. Неотъемлемыми особенностями спорта являются ярку выраженные состязательность, стремление к победе и достижению высоких результатов, требующие повышенной мобилизации физических, психических и нравственных качеств человека, которое совершенствуются в процессе рациональной тренировки и участия в соревнованиях.

Одной из базовых составляющих спортивно-оздоровительной деятельностью является профессионально-прикладная физическая подготовка, которая направлена на реализацию задач в соответствии с профессиональными особенностями. Эта подготовка оказывает положительное влияние на формирование профессионально важных качеств и социально-профессиональной мобильности личности. Спортивно-оздоровительная деятельность является интегративным видом деятельности. Она синтезирует в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, спортивной, оздоровительной, учебной, коммуникативной, профессионально-прикладной деятельности.

Спортивно-оздоровительная деятельность носит развивающий характер. Она способствует развитию психофизических, умственных, нравственно-психологических, двигательных и других способностей человека и тем самым повышает его адоптивные возможности.

Специфические особенности спортивно-оздоровительной деятельности как средство формирования у студентов ме-тапрофессиональных компетенций представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Специфические особенности спортивно-оздоровительной деятельности как средство формирования у студентов метапрофессиональных компетенций

Таким образом, можно сделать вывод о том, что спортивно-оздоровительная деятельность может выступать значимым средством формирования у студентов метапрофессиональных компетенций.

Одновременно мы считаем, что успешно реализовать эту функцию спортивно-оздоровительной деятельности можно при условии разработки и осуществления программы ее педагогического сопровождения.

С этой целью в экспериментальных группах в содержании лекционных занятий были включены материалы, направленные на формирование метапрофессиональных компетенций по следующим темам:

- сущность компетентностного подхода в профессиональном образовании, общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные, специальные и метапрофессиональные компетенции современного человека;

- потенциальные возможности спортивно-оздоровительной деятельности в формировании метапрофессиональных компетенций современного профессионала;

- основы здоровья и здорового образа жизни, роль физической культуры и спорта в сбережении и укреплении здоровья человека;

- регуляция психоэмоционального состояния человека средствами физической культуры и спорта;

- развитие когнитивных способностей человека в процессе спортивно-оздоровительной деятельности;

- формирование социально-нравственных компетенций человека средствами физической культуры и спорта;

- формирование у человека мотивации к успеху на занятиях по физической культуре и спорту;

- формирование у человека метапрофессиональных умений и навыков в процессе спортивно-оздоровительной деятельности;

- развитие коммуникативных и организаторских способностей человека в процессе спортивно-оздоровительной деятельности;

- формирование навыков самоконтроля и объективной самооценки на занятиях по физической культуре.

При проведении занятий использовались видеоматериалы, раскрывающие содержание различных форм спортивно-оздоровительной деятельности и видов метапрофессиональных компетенций.

С целью формирования у студентов способности к сотрудничеству и умению работать в команде в программу занятий в экспериментальных группах мы включили разнообразные ролевые подвижные игры [1].

При проведении спортивных игр особое внимание было уделено групповым тактическим действиям, взаимодействии в парах, тактическим действиям в нападении и защите, а также упражнениям с перемещениями.

Уровень физической подготовленности студентов определялся по следующим обязательным контрольным нормативам: бег на 100м (девушки и юноши), бег 2000м (девушки) и 3000м (юноши), поднимание и опускание туловища из положения лежа на спина (девушки), подтягивание на перекладине (юноши), прыжок в длину с места (девушки и юноши).

С целью формирования мотивации к успеху широко использовалась тренировочная и соревновательная деятельность. Так, 3-5 раз в неделю проводились занятия в спортивных кружках и секциях, регулярно студенты участвовали в соревнованиях по таким видам спорта, как легкая атлетика, баскетбол, волейбол, футбол и др.

Уровень физической подготовленности, степень и результативность участия в спортивных соревнованиях вносились по бальной шкале в рейтинговую систему оценки учебной и спортивно-оздоровительной деятельности студентов, которая проводилась по результатам каждого семестра.

С преподавателями спортивных дисциплин, работающими в экспериментальных группах, были проведены семинарские занятия по следующим темам: «Сущность и виды метапрофессиональных компетенций человека», «Формирование метапрофессиональных компетенций в процессе спортивно-оздоровительной деятельности», «Методы изучения уровня сформированности у человека метапрофессиональных компетенций».

Экспериментальная работа нами проводилась на базе факультета физической культуры ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского» в течении 4-х лет. В эксперименте приняли участие 78 студентов (2 экспериментальных и 2 контрольных группы). В экспериментальных группах организация спортивно-оздорови-

тельной деятельности студентов осуществлялась с помощью педагогического сопровождения, содержание которого изложено выше. В контрольных группах занятия проводились по традиционной методике.

Экспериментальное исследование состояло из 3-х этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. Итоговый контроль осуществлялся по следующим показателям: ценностные ориентации, мотивация учебной деятельности, коммуникативные и организаторские способности, стремление к сотрудничеству, мотивация к успеху, самооценка, мотивация спортивно-оздоровительной деятельности. Методика проведения опытно-экспериментальной работы подробно изложена в «Вестнике Брянского государственного университета» №1 за 2011 год [7].

Кратко охарактеризуем основные результаты исследования. Ценностные ориентации студентов выявлялись с помощью методики М. Рокича, состоящей из перечня терминальных и инструментальных ценностей. Особое внимание обращает тот факт, что если ценность «здоровье» в списке «А» в начале эксперимента в экспериментальной и контрольной группах занимало 3-е место, то после окончания эксперимента в контрольных группах осталась на третьем месте, а в экспериментальных группах она переместилась на 1-е место.

Результаты выявления мотивации студентами учебной деятельности представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты выявления мотивации студентами учебной деятельности (в %)_

Контрольные группы Экспериментальные группы

Мотивы До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента

Стать высококвалифицированным специалистом 13,9 14,9 13,0 24,2

Стремиться к саморазвитию, здоровому образу жизни 8,3 9,4 8,5 42,4

Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности 10,1 12,8 10,3 51,3

Из таблицы видно, что сформированность специально и профессионально значимых мотивов учебной деятельности у студентов контрольных групп изменилась незначительно. В экспериментальных группах сформированность этих мотивов повысилась в 2-5 раз.

Уровни сформированности у студентов коммуникативных и организаторских способностей мы определяли по методике КОС Б. Федоришина. Результаты этого исследования представлены в таблице 2.

Таблица 2

Группы и уровни способностей Контрольные группы Экспериментальные группы

До эксперимента | После эксперимента До эксперимента | После эксперимента

Коммуникативные способности

Низкий уровень 11,6 9,9 10,4 4,1

Ниже среднего и средний уровень 71,8 70,2 72,2 73,0

Высокий и очень высокий уровень 16,6 19,9 17,4 22,3

Итого 100 100 100 100

Организаторские способности

Низкий уровень 10,2 8,9 10,3 3,5

Ниже среднего и средний уровень 70,1 60,6 70,6 68,4

Высокий и очень высокий уровень 19,7 20,5 19,1 28,1

Итого 100 100 100 100

Из таблицы 2 видно, что за период эксперимента в экспериментальных группах в 2,5 раза сократилось количество студентов имеющих низкий уровень сформированности коммуникативных способностей, а имеющих низкий уровень организаторских способностей - в 2,9 раза. В контрольных группах эти изменения менее значительны.

Стремление к сотрудничеству мы выявляли с помощью методики Т. Лири по типам личности [3, с. 411-413]. За период эксперимента в экспериментальных группах в 2,6 раза увеличилось количество студентов, предрасположенных к сотрудничеству и компромиссам. В контрольных группах количество таких студентов увеличилось только в 1,5 раза.

Диагностику сформированности у студентов мотивации к успеху мы проводим с помощью методики Т. Элерса. Результаты этого исследования представлены в таблице 3.

Таблица 3

Уровни Контрольные группы Экспериментальные группы

До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента

Низкий 25,0 16,3 23,3 7,2

Средний 54,4 58,8 54,7 59,0

Умеренно высокий 12,1 14,8 13,1 18,2

Слишком высокий 3,5 10,1 8,9 15,6

Итого 100 100 100 100

Из таблицы видно, что за период эксперимента в экспериментальных группах в 3,2 раза сократилось количество студентов с низким уровнем мотивации к успеху и в 1,5 раза увеличилось количество студентов, имеющих умеренно высокий и слишком высокий уровни мотивации к успеху. В контрольных группах изменения незначительны.

Изменения уровней самооценки студентов контрольных и экспериментальных групп мы изучали с помощью методики С.А. Будасси. Результаты исследования по этому показателю представлены в таблице 4.

Результаты выявления самооценки студентов контрольных и экспе Таблица 4 риментальных групп (в %)

Уровни самооценки Контрольные группы Экспериментальные группы

До эксперимента После эксперимента До эксперимента После эксперимента

Несоответствие между Я-реальным и Я-идеальным 34,9 33,2 36,6 30,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Незначительная связь между Я-реальным и Я-идеаль-ным 25,3 27,0 25,3 17,5

Реальные представления о своем «Я» 39,8 39,8 38,1 52,3

Итого 100 100 100 100

Результаты свидетельствуют о том, что за период эксперимента в экспериментальных группах в 1,4 раза увеличилось количество студентов, у которых сформирована объективная самооценка.

В ходе экспериментальной работы мотивация спортивно-оздоровительной деятельности у студентов изменилась в лучшую сторону. Если в начале эксперимента спортивно-оздоровительную деятельность представляли полезной для своей будущей профессии лишь 12% студентов экспериментальных групп, то к окончанию обучения в университете эта цифра увеличилась до 78%. В контрольных группах таких студентов оказалось только 25%. У большинства студентов экспериментальных групп значительно повысилась успеваемость по учебным дисциплинам, появилось стремление к саморазвитию и самосовершенствованию.

Проведенное исследование позволило сделать нам следующие выводы:

1. В современных условиях каждый человек должен овладеть метапрофессиональными компетенциями, обеспечивающими его профессиональную мобильность и способность гибко ориентироваться на рынке труда.

2. К таким метопрофессиональным компетенциям относятся компетенции здоровьясбережения, ценностное отношение к здоровью, общие психомоторные способности, когнитивные способности, владение современными информационными технологиями, профессионально значимые личностные качества, рефлексивность и объективная самооценка.

3. Значительным потенциалом в развитии метапрофессиональных компетенций обладает спортивно-оздоровительная деятельность, которая развивает двигательную активность человека, повышает его адаптивные возможности, формирует навыки здоровьясбережения, способствует развитию волевых, психомоторных, личностных качеств человека.

4. Успешно реализовывать этот потенциал спортивно-оздоровительной деятельности можно при условии осуществления ее педагогического сопровождения по специальной программе.

Проведенная нами экспериментальная работа показала высокую эффективность спортивно-оздоровительной деятельности как средства формирования у студентов ценностных ориентаций, положительной мотивации учебной деятельности, коммуникативных и организаторских способностей, стремления к сотрудничеству, мотивации к успеху, объективной самооценки.

The article reveals the essence and components netprofessional of competences and substantiates the possibility of sports and recreational activities in the formation of these competencies.

Keywords: netprofessional competence, sports activity, pedagogical support, value orientations, motivation to success, objective self-assessment.

Список литературы

1. Демчихин А.А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков [Текст]/ А.А. Дем-чихин, В.Н. Мухин, Р.С. Мозола / - К.: Здоровья, 1989. - 168 с.: ил.

2. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. [Текст] /Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Э.Э. Сыманюк - М.: МПСИ, - 2005. - 216 с.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] /Е.П. Ильин - Спб: Издательство «Питер», 2000. - 512 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

4. Курамшин, Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развитие физических качеств: теория и технология применения [Текст] /Ю.Ф. Курамшин/ СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта. - СПб, 1998. - 76 с.

5. Матвеев Л.П. Что же это такое - «оздоровительная физическая культура»? [Текст] / Л.П. Матвеев // Теория и практика физической культуры. - 2005.- №11. - С. 21-64.

6. Менхин Ю. В. Физическое воспитание: теория, методика, практика. - 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / Ю.В. Менхин - М.: СпортАкадемПресс, Физкультура и Спорт, - 2006. - 312 с., с ил.

7. Рудин М.В. Спортивно-оздоровительная деятельность как средство формирования базовых компетенций будущих инженеров [Текст] / М.В. Рудин // Вестник Брянского государственного университета. Серия: Педагогика и психология - Брянск: РИО БГУ 2011. №1 - С. 167-170.

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] - М.: Проспект, 2013. - 160с.

9. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Приказ Минобразования РФ «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» [Текст]. - М.: Проспект, 2007. - 210с.

10. Холодов Ж.К. «Теория и методика физического воспитания и спорта. - 4-е изд., стер. [Текст] /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов - М . : Издательский центр «Академия» , 2006. - 480 с.

Об авторах

Ретивых М.В. - доктор педагогических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

Рудин М.В. - кандидат педагогических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

Калоша А.И. - кандидат педагогических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.