Научная статья на тему 'Спортивно-оздоровительная деятельность как средство формирования базовых компетенций будущих инженеров'

Спортивно-оздоровительная деятельность как средство формирования базовых компетенций будущих инженеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / THE COMPETENCE / BASE THE COMPETENCE / COMPETENCE THE APPROACH / PHYSICAL TRAINING / SPORTS ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудин М. В.

В данной статье раскрываются стандарты образования для инженерных специальностей в области физической культуры, а также их применения в дальнейшей профессиональной деятельности.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рудин М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n given article standards of education for engineering specialities in the field of physical training, and also their application in the further professional work reveal.

Текст научной работы на тему «Спортивно-оздоровительная деятельность как средство формирования базовых компетенций будущих инженеров»

*УДК -796.072.

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ

М.В.Рудин

В данной статье раскрываются стандарты образования для инженерных специальностей в области физической культуры, а также их применения в дальнейшей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: компетенция, базовые компетенции, компетентностный подход, физическая культура, спортивнооздоровительная деятельность.

Одним из важных понятий, определяющих качество профессионального образования, является профессиональная компетентность специалиста.

Термин «компетентность» (от лат. сошрйеп^ - соответствующий, способный) означает достаточность определенных знаний, позволяющих судить о чем-либо [1]. Это понятие близко таким понятиям, как «грамотность», «осведомленность», «информированность», «подготовленность». Оно относится к сфере деятельности личности и применимо к различным категориям работников.

Компетентность различается в зависимости от сферы деятельности человека. Так, под понятием «профессиональная компетентность» понимают интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающую уровень знаний и умений, достаточный для осуществления цели данного рода деятельности. Это понятие предполагает наличие компетенций в профессионально важных видах деятельности. В настоящее время не существует общепринятого определение компетенции. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами. Существуют достаточно конкретные определения компетенции как умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни (определения ОСА).

Профессионально важные компетенции преимущественно формируются в процессе образования. Сегодня, как полагают многие исследователи, подготовка специалистов в любой области будет эффективной на новой концептуальной основе в рамках компетентностного подхода (И. Г. Агапов, Л. К.

Гейхман, В. Гутмахер, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя, В. В. Краевский, А. К. Маркова, Д. Мертенс, Б.

Оскарсон, Л. А. Петровская, Дж. Равен, М. Н. Скаткин, Ю. Г. Татур, Р. Уайт, А. В. Хуторской, С. Е. Шишов, Г. П. Щедровицкий и др.). В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается студент.

Применительно к каждой компетентности можно выделять различные уровни ее освоения (например, минимальный, продвинутый, высокий). Особое внимание при этом уделяется ключевым компетенциям. Под компетенцией нами понимается круг вопросов, в которых личность обладает познанием и опытом, что позволяет ей быть успешной в собственной жизнедеятельности. Сущностными признакам компетенции являются следующие характеристики - постоянная изменчивость, связанная с отношением к успешности взрослого в постоянно меняющемся обществе. Компетентностный подход предполагает чёткую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учётом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Компетенция

проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в

конкретной ситуации, и связанна с мотивацией на непрерывное образование.

В соответствии со стандартами образования (ФГОС ВПО) компетенция - это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. Все компетенции делятся на общекультурные и профессиональные.

Рассматривая спортивно-оздоровительную деятельность как средство формирования базовых компетенций будущих инженеров, мы провели теоретический анализ общекультурных компетенций, которые в исследовательских целях дифференцировали на три основные группы:

- личностные: владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей ее достижения; умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков; владение одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного; владением средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;

- социального взаимодействия: готовность к кооперации с коллегами, работе в коллекп готовностью к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, толерантностью к другой культуре, готовностью нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений;

- деятельностные: способностью находить организационно-управленческие решения в

нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность; умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности; осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач; способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы [2];

Формирование компетентности осуществляется через содержание образования, которое включает в себя не только перечень предметов, хотя именно средствами учебных предметов соединяется подлежащее усвоению

содержание со средствами его усвоения, но и профессиональные навыки и умения, которые формируются в процессе овладения предметом. Все это в комплексе формирует и развивает личность таким образом, чтобы она обладала способами саморазвития и самосовершенствования.

Исходя из того, что образовательная среда в целом и содержание образования в частности обладают огромным развивающим потенциалом, мы предположили, что физическая культура как образовательная область может оказать существенное влияние на формирование базовых компетенций будущих инженеров:

- во-первых, физической культуре как образовательной области уделяется огромное внимание на всех уровнях государственного регулирования;

- во-вторых, в учебных планах определено значительное количество учебного времени;

- в-третьих, здесь задействована и учебная (занятия), и внеучебная составляющая (кружки, секции, соревнования).

Педагогические условия формирования базовых компетенций на занятиях физической культурой обусловлены общими закономерностями организации учебного процесса и заключаются в создании образовательной среды при обучении в целях достижения конкретного уровня выделенных базовых компетенций, где одним из факторов, определяющим эффективность процесса формирования личности студента в вузе, является личность преподавателя.

С целью изучения сформированное™ базовых компетенций будущих инженеров нами было проведено экспериментальное исследование на базе вузов г. Брянска (БГИТА, БГТУ). Общий объем выборки составил 123 студента. Уровень сформированное™ базовых компетенций мы изучали с помощью методик: «Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей»; «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса»; «Методика изучения мотивов учебной деятельности»; «Опросник Т. Лири».

Изучение коммуникативных и организаторских склонностей («Методика оценки

коммуникативных и организаторских склонностей») показало, что 13,2% испытуемых имеют низкий уровень проявления коммуникативных склонностей, а 8,8% - организаторских, но это констатирует лишь наличный уровень развития этих склонностей в данный период времени. При наличии мотивации, целеустремленности и надлежащих условий деятельности данные склонности могут развиваться.

Изучение мотивационной сферы личности («Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса») показало, что у данной группы испытуемых 4,3% имеют низкий уровень мотивации к успеху, 90,3% умеренно или умеренно высокий, а 5,4% имеют слишком высокий уровень мотивации к успеху.

Изучение мотивов учебной деятельности («Методика изучения мотивов учебной деятельности») обнаружило, что в большинстве своем студенты (90,2%) ориентированы на перспективу, связанную, прежде всего, с потребностью достижения успеха в жизни, а также профессиональным и познавательным интересом, со стремлением к самореализации в профессиональной деятельности. Также присутствуют и внешние мотивы

- получение высшего образования, диплома. Однако отмечаются и такие мотивы, как выполнение педагогических требований, избегания наказания и осуждения за плохую учебу, но этот мотив занимает последнее место, видимо, это связано с нежеланием некоторых студентов выполнять требования педагогов и отсутствием стремления избегать наказания за плохую учебу.

Методика Т. Лири («Опросник Т. Лири») разработана и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а так же для изучения взаимоотношений в группах, в малых группах. С ее помощью выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. При этом выделяется два фактора: "доминирование-подчинение" и "дружелюбие-агрессивность (враждебность)". В нашей исследуемой группе тип взаимоотношений преобладает

идет преобладание типа дружелюбие-агрессивность, которое по шкале исследований находятся ближе друг к другу. Исходя из этих данных, в группе преобладает дружественная обстановка, которая поддерживает дружный климат во взаимоотношениях.

Все эти методики проводились с акцентом на самостоятельную подготовку и совершенствование в процессе соревновательной деятельности, которая в свою очередь проходила в форме контрольных нормативов и соревнований.

Таким образом, проведение исследования показало, что студенты младших курсов инженерных специальностей имеют недостаточный уровень развития базовых компетенций, являющихся важным показателем профессиональной успешности будущих специалистов.

Содержание и организационные формы, методы обучения физической культуре учитывают специфику технического вуза и базируются на двигательных действиях. Мотивационная направленность процесса обучения реализуется через средства и приемы обучения, удовлетворяющей потребности студентов в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений.

Комплексное использование методических средств и приёмов обучения является еще одним важным педагогическим условием в обучении физической культуры при формировании у студентов отдельных базовых компетенций.

Социально-экономические и культурные преобразования, происходящие в России, существенно повлияли на расширение функций физической культуры как учебного предмета. России требуются здоровые, физически крепкие, специалисты, владеющие в совершенстве не только своей профессией, но и разносторонне развитые. А это в свою очередь влияет на изменение и уточнение целей обучения физической культуре.

In given article standards of education for engineering specialities in the field of physical training, and also their application in the further professional work reveal.

The key words: the competence, base the competence, competence the approach, physical training, sports activity.

Список литературы

1. Словарь иностранных слов. Изд. 7, перераб. М.: Русский язык, 1979.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования.//Высшее образование сегодня. 2003. №5. С.34-42.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 января 2010г. №54).

Об авторе

Рудин М.В.- соискатель Брянской государственной инженерно-технологической академии, fizvoss@bk.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.