Научная статья на тему 'СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА РОССИЙСКИХ ВУЗОВ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ'

СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА РОССИЙСКИХ ВУЗОВ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бортникова Лизавета Васильевна, Наговицын Роман Сергеевич

В данной статье обосновывается необходимость и польза от вовлечения иностранных учащихся в активные занятия физической культурой и спортом для увеличения уровня их двигательной и коммуникативной активности. Спорт помогает справиться с проблемами адаптации к образовательной деятельности в месте с новыми условиям жизни, а также является мощным средством восстановления психических и физических сил студентов. В данной статье указывается необходимость развития позитивного отношения к физическому воспитанию, как важному средству психологической адаптации. В ходе исследования был выявлен ряд выводов, которые нужно учитывать в ходе организации социальной адаптации иностранных студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бортникова Лизавета Васильевна, Наговицын Роман Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS SPORTS WORK OF RUSSIAN UNIVERSITIES AS A MEANS OF ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS

This article substantiates the necessity and benefits of involving foreign students in the active physical education and sports in order to increase the level of their motor and communicative activity. Sport helps to cope with the problems of adapting to educational activities in the place with new living conditions, and it is also a powerful means of restoring the mental and physical strength of students. This article indicates the need to develop a positive attitude towards physical education, as an important means of psychological adaptation. The study revealed a number of conclusions that need to be taken into account in the course of organizing the social adaptation of foreign students.

Текст научной работы на тему «СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА РОССИЙСКИХ ВУЗОВ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ»

УДК 378.4

СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА РОССИЙСКИХ ВУЗОВ КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

Лизавета Васильевна Бортникова, старший преподаватель, Казанский государственный энергетический университет, Казань, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань; Роман Сергеевич Наговицын, доктор педагогических наук, доцент, Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г.

Короленко, Глазов

Аннотация

В данной статье обосновывается необходимость и польза от вовлечения иностранных учащихся в активные занятия физической культурой и спортом для увеличения уровня их двигательной и коммуникативной активности. Спорт помогает справиться с проблемами адаптации к образовательной деятельности в месте с новыми условиям жизни, а также является мощным средством восстановления психических и физических сил студентов. В данной статье указывается необходимость развития позитивного отношения к физическому воспитанию, как важному средству психологической адаптации. В ходе исследования был выявлен ряд выводов, которые нужно учитывать в ходе организации социальной адаптации иностранных студентов.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, спортивно-массовая работа, иностранные студенты, адаптация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p77-80

MASS SPORTS WORK OF RUSSIAN UNIVERSITIES AS A MEANS OF ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS

Lizaveta Vasilievna Bortnikova, the senior teacher, Kazan State Power Engineering University, Kazan national research technological university; Roman Sergeevich Nagovitsyn, the doctor of pedagogical sciences, docent, Glazov state pedagogical institute, V.G. Korolenko, Glazov

Abstract

This article substantiates the necessity and benefits of involving foreign students in the active physical education and sports in order to increase the level of their motor and communicative activity. Sport helps to cope with the problems of adapting to educational activities in the place with new living conditions, and it is also a powerful means of restoring the mental and physical strength of students. This article indicates the need to develop a positive attitude towards physical education, as an important means of psychological adaptation. The study revealed a number of conclusions that need to be taken into account in the course of organizing the social adaptation of foreign students.

Keywords: physical culture, sports, mass sports work, foreign students, adaptation.

ВВЕДЕНИЕ

Наше государство принимает на обучение большое количество иностранных студентов. Среди многочисленных проблем, возникающих у иностранных студентов, основной является адаптация к нашему обществу. Жизнь и здоровье человека во многом определяются уровнем его адаптивности - врожденной и приобретенной способности к адаптации, приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Адаптация студентов - это сложный динамический процесс, который связан с различными биологическими, психологическими и социальными факторами [2]. Иностранные студенты с первых дней пребывания в высшем учебном заведении начинают испытывать трудности, которые существенно отличаются от трудностей отечественных студентов [1].

Иностранцам, прибывающим на обучение в вузах, приходится адаптироваться к множеству различных факторов. Проблемы, связанные с вхождением личности в новые

условия жизнедеятельности, активно разрабатывались отечественными и зарубежными учеными, но проблема адаптивности и физической подготовленности иностранных студентов остается недостаточно изученной. Поэтому изучение этих проблем важная задача высших учебных заведений. От решения этой задачи зависит эффективность организации процесса адаптации иностранных студентов.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Многочисленные исследования и экспериментальные данные показали, что в международном образовательном пространстве необходимо решить следующие проблемы:

- ускорить процесс адаптации иностранных студентов к новым условиям жизни и образовательной деятельности;

- готовность всего преподавательского состава к педагогическому взаимодействию.

Давайте рассмотрим возможность решения вышеупомянутых проблем учебной практики для иностранных студентов, поскольку именно физическая активность служит средством защиты не только физических, но и психологических способностей студентов.

Резерв для улучшения эффективности процесса адаптации кроется в вопросах адаптации, связанных с физической активностью, которые, к сожалению, недооценивают. Физическая активность эффективное средство для развития умственных и физических способностей учащихся, чтобы помочь им справиться с последствиями социальных и индивидуально-психологических процессов.

Повышенный уровень физической подготовки и адаптации к физическим нагрузкам - показатели развития иностранных студентов. При воспитании физических качеств у иностранных студентов особое внимание следует уделять развитию выносливости и силы. Поскольку фактор скорости в мобилизации адаптивных механизмов играет важную роль в достижении устойчивой трансформации, следует иметь в виду, что упражнения должны быть периодическими и достаточно умеренными. Поэтому медленная физическая активность увеличивается, легче адаптироваться к организму.

Необходимо развивать позитивное отношение к физическому воспитанию как важному средству психолого-педагогической адаптации, особенно на начальном этапе обучения, необходимо совершенствовать физические качества, которые будут профессионально важны для будущих специалистов в различных областях. Для этого необходимо использовать обязательные и факультативные курсы физкультуры в небольшом количестве, а также включать мини-соревнования между российскими и иностранными студентами.

Для этой цели во многих вузах страны, например, в таком как Казанском государственном энергетическом университете, кафедрой физической культуры проводится спартакиада «Дружба народов» для иностранных студентов Республики Татарстан. Это прекрасная возможность для всех студентов из разных стран мира принять участие в большом спортивном событии. Данное спортивное мероприятие, особенно в смешанных языковых группах, способствует взаимообучению, расширяет коммуникативные навыки, формирует положительный психологический климат, содействует социально-культурной адаптации.

При планировании групповых занятий по физкультуре для иностранных студентов следует учитывать адаптацию студентов ко времени и климату, а инструкторам следует учитывать мнение каждого иностранного студента, особенно студентов младших курсов.

Трудности в адаптации к условиям жизни и обучения в вузе были обусловлены тем, что по результатам анкетирования адаптивности большинство студентов из Индии имели удовлетворительный уровень адаптивности, характеризующийся признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут

проявляться при смене деятельности. У этих людей обычно была низкая эмоциональная устойчивость. Были возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности.

Физическая подготовленность иностранных студентов по результатам тестирования имела средний и низкий уровень по показателям физических качеств. В связи с чем требуется особый подход к вопросам физического воспитания. В первый год пребывания иностранных студентов в новой стране в период социально-биологической адаптации особо острым является вопрос физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, которая должна обеспечить студентов знаниями, умениями, навыками, способностями для поддержания здорового образа жизни.

Упражнения, включенные в программу физического воспитания, поддерживают физическую форму, учат знаниям и пониманию правил, концепций, стратегий, обучают студентов работать как в команде, так и индивидуально, что положительно влияет на физическое развитие, физическую форму, адаптацию и здоровье.

Этнические особенности

Психологические особенности социума

Психологические барьеры

Нравственные барьеры

Проблемы адаптации ин. студентов

Религиозные барьеры

Бытовые барьеры

Рисунок - Барьеры на пути адаптации иностранных студентов

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1) необходимо создать ряд условий для адаптации иностранных студентов в новой среде для эффективного обучения в вузах России;

2) процесс адаптации иностранных студентов должен быть организован педагогическим коллективом вуза;

3) на начальных курсах обучения необходимо ввести адаптированную физическую культуру в образовательную программу с целью повышения эффективности процесса адаптации иностранных учащихся;

4) организация различных спортивных мероприятий и соревнований должна быть включена в учебную программу иностранных студентов.

Физическая активность служит средством восстановления не только физического, но и психического здоровья иностранных студентов, представляющий собой хороший способ адаптации к стрессу, который вызван необходимостью преодолевать учебные нагрузки в новой стране.

ЛИТЕРАТУРА

1. Груцяк Н. Б. Физическая культура как мощный фактор, способствующий адаптации иностранных студентов в вузе / Н.Б. Груцяк, В. И. Груцяк // Физическое воспитание студентов. -2010. - № 2. - С. 37-39.

2. Фазлеева Е. В. С. Занятия физической культурой в вузе как средство адаптации иностранных студентов к обучению / Е.В. Фазлеева, Н.В. Власенко, А.С Шалавина // Наука и спорт: Современные тенденции. - 2016. -№ 2 (11). - С. 32-33.

REFERENCES

1. Grutsyac, N.B. and Grutsyac V.I. (2010), "Physical culture as a powerful factor contributing to the adaptation of foreign students in the university", Physical education of students, No. 2, pp. 37-39.

2. Fazleeva, E. V., Vlasenko, N. V. and Shalavina, A.S. (2016), "Physical training in the university as a means of adaptation of foreign students to learning", Science and sport: Modern trends, Vol. 11, No. 2, pp. 32-33.

Контактная информация: lizaveta-dolgova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.12.2022

УДК 796.011.3:004

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ АКАДЕМИИ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ

Анна Николаевна Борцова, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Федорович Лавриненко, кандидат экономических наук, доцент, Иван Андреевич Лапшин, старший преподаватель, Академия гражданской защиты МЧС России им. генерал-лейтенанта Д.И. Михайлика, Химки; Денис Викторович Сорокин, кандидат педагогических наук., доцент, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва

Аннотация

В статье представлены результаты апробации разработанных авторами дистанционных курсов обучения физической культуре студентов Академии гражданской защиты МЧС России; обоснована их эффективность на основе анализа результатов анкетирования обучающихся и данных контроля и самоконтроля за их физическим состоянием в ходе экспериментальных исследований. Апробированные курсы дистанционного обучения физической культуре позволяют оптимизировать физические нагрузки с учетом индивидуальных особенностей организма студентов, мотивировать обучающихся к систематическим занятиям физической культурой для улучшения показателей физического развития и достижения требуемого уровня физической подготовленности.

Ключевые слова: дистанционный курс, информационные технологии, обучение самоконтроль, саморазвитие, физическая культура.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p80-85

DISTANCE LEARNING OF PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS OF THE ACADEMY OF CIVIL PROTECTION OF THE EMERCOM

Anna Nikolaevna Bortsova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Dimitri Fedorovich Lavrinenko, the candidate of economical sciences, docent, Ivan Andreevich Lapshin, the senior teacher, Academy of Civil Protection of the EMERCOM of Russia named after Lieutenant General D.I. Mikhailik, Khimki; Denis Viktorovich Sorokin, the candidate of pedagogical sciences, docent, Russian State Agrarian University-Moscow Timiryazev Agricultural Academy,

Moscow

Abstract

The article presents the results of approbation of the distance learning courses developed by the authors of physical culture of students of the Academy of Civil Protection of the EMERCOM; their effectiveness is substantiated on the basis of analysis of the results of the questionnaire of students and the data of control and self-control over their physical condition in the course of experimental studies. Proven courses of distance learning of physical culture allow to optimize physical activity taking into account the individual characteristics of the body of students, to motivate students to systematic physical education to improve indicators of physical development and achieve the required level of physical fitness.

Keywords: distance course, information technology, self-control training, self-development, physical education.

Дистанционное обучение - учебный процесс, построенный на интерактивном общении преподавателя и студентов, находящихся на расстоянии друг от друга, реализуемый с применением информационных технологий и телекоммуникационных сетей [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.