Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ УСКОРЕНИЯ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ УСКОРЕНИЯ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Громова Е. С., Шакирова О. В., Бородина Е. О., Козявина Н. В.

В статье рассматривается использование методов физического воспитания для сокращения сроков адаптации иностранных студентов в Дальневосточном федеральном университете. Актуальность проведенного исследования обусловлена постоянным увеличением количества абитуриентов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, выбирающих для получения образования Приморский край Российской Федерации. Исследуется роль и значение физической активности, как фактора, способствующего мобилизации жизненных сил и способностей человека. Занятия спортом и физической культурой рассматриваются авторами как эффективное средство восстановления биологических и психических сил, необходимых для преодоления стресса, беспокойства и тревоги, связанных с переездом в другую страну. Впервые проведено анкетирование иностранных студентов, позволяющее, на основании определения значимости для их повседневной жизни физической культуры и спорта, внести коррективы в систему адаптационных мероприятий, рабочие программы учебной дисциплины «Физическая культура и спорт» и план организации досуга во внеучебное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Громова Е. С., Шакирова О. В., Бородина Е. О., Козявина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING PHYSICAL EDUCATION TO ACCELERATE THE ADAPTATION OFFOREIGN STUDENTS (USING THE EXAMPLE OF THE FAR EASTERN FEDERAL UNIVERSITY)

The article considers the use of physical education methods to reduce the timing of adaptation of foreign students at the Far Eastern Federal University. The relevance of the study is due to the constant increase in the number of applicants from countries of the Asia-Pacific region who choose the Primorsky Territory of the Russian Federation for education. The role and significance of physical activity as a factor contributing to the mobilization of human vitality and abilities is investigated. Sports and physical education are considered by the authors as an effective means of restoring the biological and mental strength necessary to overcome the stress, anxiety and anxiety associated with moving to another country. For the first time, a survey of foreign students was conducted, allowing, on the basis of determining the significance of physical culture and sports for their daily life, to make adjustments to the adaptation system, the work programs of the educational discipline "Physical culture and sports" and the plan for organizing leisure activities outside school time.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ УСКОРЕНИЯ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)»

11. Avdeeva, T. I., Vysokoye, M. I. and Zykova S. I. (2015), "Application of the casestudy method in teaching", Humanitarian socio-economic and social sciences, No. 10-2, pp. 81-83.

Контрактная информация: mr_grenka@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.03.2022

УДК 355.233.22

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ УСКОРЕНИЯ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Елизавета Сергеевна Громова, ассистент, Ольга Викторовна Шакирова, доктор медицинских наук, доцент, профессор, Екатерина Олеговна Бородина, ассистент, Нина Валентиновна Козявина, кандидат медицинских наук, доцент, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Аннотация

В статье рассматривается использование методов физического воспитания для сокращения сроков адаптации иностранных студентов в Дальневосточном федеральном университете. Актуальность проведенного исследования обусловлена постоянным увеличением количества абитуриентов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, выбирающих для получения образования Приморский край Российской Федерации. Исследуется роль и значение физической активности, как фактора, способствующего мобилизации жизненных сил и способностей человека. Занятия спортом и физической культурой рассматриваются авторами как эффективное средство восстановления биологических и психических сил, необходимых для преодоления стресса, беспокойства и тревоги, связанных с переездом в другую страну. Впервые проведено анкетирование иностранных студентов, позволяющее, на основании определения значимости для их повседневной жизни физической культуры и спорта, внести коррективы в систему адаптационных мероприятий, рабочие программы учебной дисциплины «Физическая культура и спорт» и план организации досуга во внеучебное время.

Ключевые слова: адаптация, иностранные студенты, физическое воспитание, двигательная активность, спорт.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p82-87

USING PHYSICAL EDUCATION TO ACCELERATE THE ADAPTATION OF FOREIGN STUDENTS (USING THE EXAMPLE OF THE FAR EASTERN FEDERAL

UNIVERSITY)

Elizaveta Sergeevna Gromova, the assistant, Olga Viktorovna Shakirova, the doctor of medical sciences, docent, professor, Ekaterina Olegovna Borodina, assistant, Nina Valentinovna

Kozyavina, the candidate of medical sciences, docent, Far Eastern Federal University, Vladivostok

Abstract

The article considers the use of physical education methods to reduce the timing of adaptation of foreign students at the Far Eastern Federal University. The relevance of the study is due to the constant increase in the number of applicants from countries of the Asia-Pacific region who choose the Primorsky Territory of the Russian Federation for education. The role and significance of physical activity as a factor contributing to the mobilization of human vitality and abilities is investigated. Sports and physical education are considered by the authors as an effective means of restoring the biological and mental strength necessary to overcome the stress, anxiety and anxiety associated with moving to another country. For the first time, a survey of foreign students was conducted, allowing, on the basis of determining the significance of physical culture and sports for their daily life, to make adjustments to the adaptation system, the work programs of the educational discipline "Physical culture and sports" and the plan for organizing leisure activities outside school time.

Keywords: adaptation, foreign students, physical education, motor activity, sports.

ВВЕДЕНИЕ

Уникальная природа, море, удачное географическое расположение Владивостока имеют свой особый колорит, привлекающий потенциальных иностранных абитуриентов в кампус Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Стремясь для обучения в ДВФУ, молодежь из стран Азиатско-Тихоокеанского региона выбирает вуз с международной репутацией, современный кампус, высокое качество образования, богатейшую русскую культуру, доступную стоимость обучения, возможность грантовой поддержки [10]. В настоящее время в нашем университете успешно обучаются 3500 человек из 74 зарубежных стран. Университет проводит активную деятельность, направленную на привлечение потенциальных абитуриентов и повышение конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг. Разработаны программы адаптации для обучающихся иностранцев, созданы специальные административные структуры, регулирующие вопросы обучения, жизнедеятельности, социализации. Ведь чем успешнее пройдет адаптация, тем быстрее студент включится в образовательный процесс, тем выше будет качество его подготовки. В кампусе университета всем иностранным студентам предоставлены комфортные условия для обучения, проживания, проведения досуга, качественное медобслужива-ние. Им предлагаются программы овладения русским языком на бытовом и профессиональном уровнях, культурные мероприятия для формирования знаний о традициях, культуре, истории России. В университете поддерживается политика взаимного уважения, толерантности и симпатии между иностранными и местными обучающимися. Но, к сожалению, несмотря на все созданные благоприятные условия, некоторые иностранцы вынуждены, прервав обучение, уже в первый год своего пребывания в России вернуться домой, поскольку не сумели приспособиться к новой среде, принять новые общественные нормы [8].

В работах российских исследователей адаптация рассматривается как многофакторная система, включающая образовательный, социокультурный и психофизиологический компоненты [3]. Последний же во многом зависит от личностных возможностей индивида, его физиологической и психологической готовности меняться, приспосабливаться, взаимодействовать с новой инокультурной средой [4, 7]. Психологическая адаптация предполагает включение в процесс социально-культурных отношений, приспособление к группе, наработку собственного стиля поведения. Физиологическая же основана на взаимодействии всех функциональных систем и органов, необходимом для нормальной жизнедеятельности в изменившихся условиях [2, 6]. В этой связи возрастает роль и значение физической активности, как фактора, способствующего мобилизации жизненных сил и способностей человека. Занятия спортом и физической культурой являются эффективным средством восстановления биологических и психических сил, так необходимых для ситуации, когда меняется многое: социум, культура, язык, питание, климат. Физическая активность способна помочь студенту преодолеть стресс, беспокойство, тревогу, связанные с переездом в другую страну [1, 5, 9].

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В ходе исследования впервые был обобщен опыт использования физического воспитания как эффективного средства для сокращения сроков и улучшения качества адаптации студентов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Дальневосточном федеральном университете. Физическая культура представлена в ДВФУ тремя основными направлениями: общеоздоровительная, спортивно-профессиональная и медико-профилактическая. В начале учебного года для учащихся, прибывших из-за рубежа, реализуется программа адаптации, предусматривающая презентацию спортивной инфраструктуры кампуса, встречи и консультации с преподавателями, знакомство с тренерами и

руководителями спортивных секций. Университетский кампус располагает современной спортивной материально-технической базой для проведения академических и внеаудиторных занятий. К услугам обучающихся имеются Центр спортивной подготовки, физкультурно-оздоровительные комплексы с набором залов, бассейны, открытые площадки и стадион. Уже на первых занятиях, проводимых в сентябре в естественных условиях на открытом воздухе, преподаватели внимательно отслеживают функциональное состояние студентов. Физиологическая адаптация связанна с воздействием таких природных факторов, как высокая влажность, температура воздуха, атмосферное давление, часовые пояса, рельеф местности. Первым этапом адаптации становится преодоление физиологических проблем, с которыми студенты-иностранцы сталкиваются сразу же после приезда во Владивосток. У прибывших из-за границы первокурсников смена климата может вызывать головную боль, дистонию, смена часовых поясов - бессонницу и вялость. Для включения процесса акклиматизации наращивание интенсивности занятий происходит постепенно, нагрузки чередуются с отдыхом для достижения оптимальной двигательной активности и баланса общего физического состояния организма с непривычными условиями окружающей среды. Как правило, на открытом воздухе студенты занимаются легкой атлетикой -комплексным видом физической деятельности, включающим ряд простых доступных дисциплин, позволяющих укрепить организм, повысить его работоспособность и выносливость. Если нормализовать физическое состояние не удается, студент продолжает жаловаться на быструю утомляемость и плохое самочувствие, преподаватель направляет его на консультацию к врачу для рассмотрения вопроса о рекомендации занятий адаптивной физической культурой в медико-профилактической группе. Для каждого занимающегося подбирается индивидуальная программа с подходящей активностью и умеренной двигательной нагрузкой, целью которой является стабилизация общего состояния и, по возможности, возвращение в общеоздоровительную группу. Для иностранных студентов, которые, в большинстве своем, приезжают из стран с более жарким климатом, занятия на стадионе и открытых площадках в осеннем семестре становятся закаливающими мероприятиями перед предстоящей акклиматизацией в зимний период, стимулируют заниматься физической культурой на открытом воздухе в любое время года. На острове Русский, где и расположен кампус ДВФУ уже третий год, в рамках государственной программы «Развитие физической культуры и спорта на период 2020-2027 года», действует трасса «Русская лыжня» с системой искусственного снега, бесплатным прокатом лыж, теплыми раздевалками. Каждый сезон сюда приезжают тысячи любителей зимнего вида спорта, к ним охотно присоединяются и наши студенты - начинающие лыжники из Индии, Вьетнама, Бразилии.

На начальном этапе обучения большинство иностранных студентов испытывают определенные коммуникативные сложности с преподавателями и сокурсниками, поэтому преодоление языкового барьера - еще один этап адаптации. Физическая культура и спорт - те немногие сферы, где сложности языкового общения можно нивелировать, расслабившись и наглядно общаясь на языке движений тела и эмоций. Занятия в смешанных языковых группах способствуют укреплению межличностных отношений в коллективе, созданию дружеских связей и приятельских отношений. Иностранным студентам присущи особые черты специфичности, свойственные их этнической группе. Для создания положительного отношения к занятиям преподаватели учитывают спортивные предпочтения и особенности национальной физической культуры, уровень массовости видов спорта на родине обучающихся. Так, студенты из Средней Азии и Ближнего Востока хорошо владеют различными видами единоборств, из Южной Америки - предпочитают футбол, из Африки - легкую атлетику. Представители китайской молодежи традиционно сильны в гимнастике и настольном теннисе, но часто не умеют плаванию. Однако, со свойственной им особой ментальностью, для академических занятий многие китайцы выбирают плавание и баскетбол, а настольным теннисом и бадминтоном с удовольствием

занимаются во время досуга. Китайские студенты очень трудолюбивы, упорны, дисциплинированны, настроены получить максимум знаний. Впервые придя в бассейн, не умея держаться на воде, к концу семестра они уже готовы сдавать контрольные нормативы. Поскольку плавание является эффективным видом оздоровительного воздействия на организм, способствующим нормализации функционального состояния кардиореспиратор-ной системы и опорно-двигательного аппарата, то занятия в бассейне по различным аква-программам рекомендуются всем иностранцам. Учащихся стараются активно привлекать и к занятиям игровыми видами физической культуры. Командные игры, помимо физического воздействия на организм, оказывают влияние на психологическое состояние и характер человека, развивают сплоченность и коммуникативные навыки, формируют стремление к победе, стойкость к трудностям, способствуют установлению крепких межличностных отношений, умению работать в команде для достижения общей цели.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Важным условием социализации является привлечение обучающихся к активному спортивному досугу. Центр студенческого спорта ДВФУ занимается организацией спортивно-массовой работы, и одним из направлений его деятельности является привлечение студентов-иностранцев к участию в спортивных и оздоровительных мероприятиях. Ежегодно реализуется свыше 20 таких мероприятий. На студенческой спартакиаде "Первокурсник ДВФУ" происходит тестирование уровня физической подготовки первокурсников, всем желающим заниматься дополнительно предлагается выбор из 15 оздоровительных секций и направлений фитнес услуг. Для тех же, кто хочет заниматься самостоятельно, разработаны массовые онлайн-курсы "Спортивная морфология" и "Культура тела". Способные и перспективные ребята приглашаются в спортивные студенческие команды, успешно выступают на межвузовских спартакиадах и соревнованиях. Популярных спортивным мероприятием среди иностранных студентов является Кубок ДВФУ по стритболу. Командные баталии проходят в осеннем и весеннем семестрах, вызывая большой интерес со стороны болельщиков в силу своей зрелищности и эмоциональности. Массовым и любимым внутривузовским соревнованием стал Кубок ДВФУ по мини-футболу, в розыгрыше которого участвуют 24 любительские команды, в том числе, с иностранными учащимися. Кубок ДВФУ по силовым и национальным видам спорта привлекает студентов из разных субъектов Российской Федерации, стран СНГ и других зарубежных стран, которым присущи особые аутентичные культурные спортивные особенности. В допандемийном 2019 году свыше 150 человек оспаривали право называться сильнейшим студентом ДВФУ Легкоатлетическая эстафета ДВФУ, посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне, проводится на протяжении 7 лет и стала традиционной. Эстафета, предусматривающая обширную культурную и творческую программу, вызывает большой интерес у иностранных учащихся как возможность ближе узнать героическую историю России и ее культурные традиции. Спортивные вузовские мероприятия - это азартные зрелища стимулирующего характера, как для участников, так и для болельщиков, активный досуг и энергичный отдых, сопровождающийся выбросом адреналина и эмоциональным возбуждением. Психофизиологическая адаптация проходит тем легче, чем скорее студент-иностранец начинает ассоциировать себя как представителя данного вуза, принимая активное участие в его академических, спортивных и культурных мероприятиях.

Для того, чтобы понять, насколько физическая культура и спорт присутствуют в повседневной жизни иностранных студентов, мы предложили им ответить на вопрос: "Сколько времени вы уделяете занятиям физической культурой или спортивной тренировке?" Опрос, в котором приняли участие 38 студентов 2-3-х курсов, показал, что:

- 36,8% респондентов утверждают, что им достаточно практических занятий по дисциплине «Физическая культура», проводимых в соответствии с учебным планом;

- 26,3% иностранных студентов, помимо обязательных учебных занятий физической культурой, тренируются самостоятельно (тренажерный зал, онлайн тренировки, бег на свежем воздухе, велосипед, теннис и т. д.);

- 23,7% опрашиваемых занимаются в спортивной секции под руководством тренера (игровые виды спорта, единоборства, плавание, фитнес-программы);

- 13,2% обучающихся по состоянию здоровья занимаются в медико-профилактической группе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, иностранные студенты самостоятельно определяют режим своей физической активности. Практически все занимаются физической культурой регулярно, в соответствии со своим функциональным состоянием, наличием свободного времени, собственными предпочтениями. Респонденты отмечали, что систематическая физическая активность способствует преодолению самого сложного этапа первичной адаптации. При этом половина опрошенных занимаются общефизической подготовкой и адаптивной физической культурой лишь в соответствии с графиком учебного процесса, а вторая половина респондентов дополняет свой досуг спортивной тренировкой, персональной или под руководством тренера. При этом большинство студентов планирует в дальнейшем, после окончания учебной программы по физическому воспитанию, продолжить спортивные тренировки или самостоятельные занятия физической культурой. Стоит отметить, что профессорско-преподавательский состав стремится обучить студентов рациональному использованию средств физической культуры и спорта для успешной адаптации и последующей эффективной индивидуальной жизнедеятельности, но зачастую возникает проблема с уровнем владения иностранным языком, необходимым для качественной профессиональной деятельности и более уверенного взаимодействия с иностранными студентами. Наличие благоприятной социальной среды, включающей образовательный, воспитательный, материальный, психофизиологический и культурный компоненты, является главным условием успешной адаптации и последующей устойчивой коммуникации студентов - иностранцев. Активное использование средств и методов физической культуры и спорта помогает учащимся справиться с проблемами, социализироваться, постепенно и самостоятельно решать вопросы образования, развития и совершенствования в принимающем обществе. Опыт Дальневосточного федерального университета по использованию физического воспитания для ускорения адаптации иностранных студентов может оказаться полезным для внедрения в других высших и средних специальных учебных заведениях Российской Федерации, стремящихся привлечь к обучению потенциальных абитуриентов из зарубежных стран. Предлагаемая программа адаптационных мероприятий в сфере физической культуры и спорта призвана создать иностранцам максимально комфортные условия для обучения, помочь им успешно социализироваться и быстрее включиться в образовательный процесс, преодолеть стресс от переезда в другую страну, тревожность и неуверенность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрович П.И. Психологическая адаптация к обучению в высшем учебном заведении / П.И. Александрович // Труды Белорусского государственного технологического университета. Серия 6: История, философия, филология. - 2015. - № 5. - С. 80-84.

2. Головин О.И. Физическая культура как способ адаптации иностранных студентов / О.И. Головин, Д.В. Ильиных, А.Р. Ширев // Международный журнал гуманитарных и естественных наук: педагогические науки. - 2020. - № 9-2(48). - С. 35-37.

3. Гордашников В.А. Образование и здоровье студентов медицинского колледжа / В.А. Гордашников, А.Я. Осин. - Москва : Академия естествознания, 2009. - 395 с.

4. Груцяк Н.Б. Физическая культура как мощный фактор, способствующий адаптации иностранных студентов в вузе / Н.Б. Груцяк // Физическое воспитание студентов. - 2010. - № 2. - С.

37-39.

5. Корнилова В.Н., Прокопенко Л.А. Адаптация студентов-первокурсников к обучению в вузе через средства физической культуры и спорта / В.Н. Корнилова, Л.А. Прокопенко // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 7. -- С. 50-51.

6. Крупа Т.А. Образ жизни и адаптация иностранных студентов в дальневосточном городе (на примере Владивостока) / Т.А. Крупа // Теория и практика общественного развития. - 2021. - № 8. - С. 32-36.

7. Кудряшов Н.А. Адаптация студента - иностранца в вузе: проблемы и пути их решения.

- Краснодар : Издательский Дом - Юг, 2012. - 78 с.

8. Морозова Ю.В. К вопросам об адаптации студентов в многонациональном вузе: региональные аспекты // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т.7, №1 (22).

- С. 129-132.

9. Потапенко О.В. Организация работы по адаптации студентов первого курса: методические рекомендации / О.В. Потапенко, О.В. Сергейчук, Т.М. Пузыревская. - Горки : Изд-во БГСХА, 2018. - 60 с.

10. Хисамутдинова Н.В. Адаптация студентов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Российских вузах (на примере Владивостока) // Cross Cultural Studies: Education and Science. - 2018.

- Т. 3, № 3. - С. 483-492.

REFERENCES

1. Aleksandrovich, P.I. (2015), "Psychological adaptation to study at a higher educational institution", Works of the Belarusian State Technological University. Series 6. History, Philosophy, Philology, No. 5, pp. 80-84.

2. Golovin, O.I., Ilyinykh, D.V. and Shirev, A.R. (2020), "Physical culture as a way of adapting foreign students", International Journal of Humanities and Natural Sciences: Pedagogical Sciences, No. 9-2 (48), pp. 35-37.

3. Gordashnikov, V.A. and Osin, A.Ya. (2009), Education and health of medical college students, Academy of Natural Sciences, Moscow.

4. Grucyak, N.B. (2010), "Physical culture as a powerful factor contributing to the adaptation of foreign students at the university", Physical education of students, No. 2, pp. 37-39.

5. Kornilova, V.N. and Prokopenko, L.A. (2014), "Adaptation of freshman students to study at the university through means of physical culture and sports", International Journal of Experimental Education, N. 7, pp. 50-51.

6. Krupa, T.A. (2021), "Lifestyle and adaptation of foreign students in the Far Eastern city (on the example of Vladivostok)", Theory and practice of social development, N. 8, pp. 32-36.

7. Kudryashov, N.A. (2012), Adaptation of a student - a foreigner at a university: problems and ways to solve them, Publishing House - South, Krasnodar.

8. Morozova, Yu.V. (2018), "On the adaptation of students at a multinational university: regional aspects", Azimut of scientific research: pedagogy and psychology, Vol. 7, N. 1 (22), pp. 129-132.

9. Potapenko, O.V., Sergejchuk, O.V. and Puzyrevskaya, T.M. (2018), Organization of work on adaptation of first-year students, Belarusian State Agricultural Academy, Gorki.

10. Hisamutdinova N.V. (2018), "Adaptation of students from the Asia-Pacific region in Russian universities (using the example of Vladivostok)", Cross Cultural Studies: Education and Science, Vol. 3, No. (3), pp. 483-492.

Контактная информация: shakirova.ov@dvfu.ru

Статья поступила в редакцию 21.03.2022

УДК 796.011.3

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ 1 И 4 КУРСОВ ВОЛГОГРАДСКОГО ИНСТИТУТА УПРАВЛЕНИЯ -ФИЛИАЛА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Сергей Геннадьевич Дзержинский, старший преподаватель, Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград; Инна Владимировна Прохорова,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.