Научная статья на тему 'СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА КАК ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА'

СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА КАК ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА / ОРГАНИЗАЦИЯ / АКТИВНОСТЬ / PHYSICAL EDUCATION / STUDENTS / SPORTS AND MASS WORK / ORGANIZATION / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чистякова Екатерина Владимировна

Рассмотрены вопросы и разработана система организации спортивно-массовой работы во внеучебное время тренерско-преподавательским составом кафедры физического воспитания и студенческим спортивным клубом в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чистякова Екатерина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS AND MASS WORK AS PART OF EDUCATIONAL ACTIVITIES UNIVERSITY’S

The system of organization of sports and mass work in extracurricular time was developed by the coaching and teaching staff of the Department of physical education and the student sports club at the Saint Petersburg Humanitarian University of Trade Unions and the questions on the topic erre considered.Relevance. In higher education institutions, an integral part of the educational process is the discipline “Physical culture and sport” and “Elective courses in physical culture and sport”. Sports and mass work is a continuation of training sessions. The organization of this work is a complex and multifaceted process, the effectiveness of which depends on the cohesive and coordinated actions of the team as a whole.Problem, goal, tasks. The purpose of the article is to organize sports and mass work in extracurricular time to increase the motor activity of students. Tasks: to identify the activity of participation of students of 1-3 courses of 5 faculties (arts, culture, conflictology, economics and law) in sports and mass events during extracurricular time and to conduct a comparative analysis of activity between students of 1, 2 and 3 courses.Materials and Methods of research. The analysis of sports and mass work organized in the 2018/19 academic year was carried out. The activity to attend free sports sections, group and individual paid classes, participation in competitions within the framework of the SPbGUP complex Spartakiad, participation in physical culture and recreation events was analyzed.Results and discussion. After processing and analyzing the data on attendance of sports events at the University, information was obtained. Students of the 2nd year were very active in attending free sports sections. Students of the 3rd year were very active in attending paid group and individual classes. After analyzing the activity to attend the “Days of physical culture and sports”, it turned out that the most frequently attended these events were students of the 2nd year of 3 faculties: conflictology, culture and law. Students of the 2nd year of 3 faculties: culture, Economics and law made a greater contribution to the complex sports Contest.Conclusions and conclusion. Conclusions: due to sports and mass work carried out in extracurricular time, the motor activity of students increased; students of the 2nd year were more active.

Текст научной работы на тему «СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА КАК ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА»

УДК 796.799 ББК 75.4

DOI 10.24411/2500-0365-2020-15408

СПОРТИВНО-МАССОВАЯ РАБОТА КАК ЧАСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА

Е. В. Чистякова

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, Санкт-Петербург, Россия

Рассмотрены вопросы и разработана система организации спортивно-массовой работы во внеучебное время тренерско-преподавательским составом кафедры физического воспитания и студенческим спортивным клубом в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов.

Ключевые слова: физическое воспитание, студенты, спортивно-массовая работа, организация, активность.

Актуальность. В связи с непростой экономической и политической ситуацией в конце 1990-х — начале 2000-х годов наше государство уделяло не достаточно внимания не только развитию большого спорта, но и развитию массового физкультурного движения. Нынешнее поколение студентов, сформировавшееся именно в этот период, отличается низким уровнем здоровья и физической подготовленности.

С каждым годом количество студентов, занимающихся в подготовительных и специальных медицинских группах, неуклонно растет. Здоровых и практически здоровых студентов становится все меньше. Это обусловлено, прежде всего, образом жизни современной молодежи. По данным Минздрава РФ, из 6 млн. подростков 16—18 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5 % были зарегистрированы различные заболевания. При этом треть заболеваний ограничивает выбор будущей профессии [2, с. 74].

В этом контексте формирование здорового образа жизни и культуры досуга студенческой молодежи должно стать одной из важных сфер деятельности высших учебных заведений [1, с. 31—33].

Сейчас физическая культура поддерживается на всех уровнях власти [3]. Здоровый образ жизни широко пропагандируется через информационно-массовые средства.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом1. ЗОЖ это сложное понятие, включающее не только грамотно составленный рацион питания, но и физическую активность.

1 URL: https://ra.wikipedia.org/wiki/Здоровый_об-раз_жизни.

В высших учебных заведениях неотъемлемой частью учебного процесса является дисциплина «Физическая культура и спорт» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту». Целью дисциплины является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей жизни и профессиональной деятельности [6].

Физическое воспитание в режиме учебной работы студентов регламентируется учебными планами и программами, которые разрабатываются с учетом основополагающих законодательных, инструктивных и программных документов

[5; 8].

Основной формой занятий физической культурой являются учебные занятия. Они могут быть: теоретическими, практическими, контрольными; элективными и факультативными практическими занятиями; индивидуальными и индивидуально-групповыми дополнительными занятиями; самостоятельными занятиями по заданию и под контролем преподавателя [4; 7., с. 17—23].

Внеучебные занятия — это занятия вне обязательных занятий физической культурой. Они организуются в форме: самостоятельных занятий; занятий в спортивных секциях; массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий (спортивные соревнования, физкультурные праздники) [4].

Взаимосвязь разнообразных форм учебных и внеучебных занятий по дисциплине «Физическая культура и спорт» и «Элективные занятия по физической культуре и спорту» создают условия необходимые для нормального функционирования организма студенческой молодежи.

Спортивно-массовая работа в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов (СПбГУП) является продолжением учебного процесса. Эта работа направлена на пропаганду здорового образа жизни, укрепление здоровья, улучшение физического развития, подготовленности, спортивного мастерства и активного отдыха студенческой молодежи.

Организация спортивно-массовой работы в вузе — это сложный и многогранный процесс, эффективность которого завит от сплоченных и скоординированных действий коллектива в целом [9, с. 156—160].

Цель работы: Организация спортивно-массовой работы во внеучебное время для повышения двигательной активности студентов.

Задачи:

1. Выявить активность участия студентов 1— 3-х курсов 5 факультетов (искусств, культуры, конфликтологии, экономического и юридического) в спортивно-массовых мероприятий во внеучебное время.

2. Провести сравнительный анализ внеаудиторной спортивно-массовой активности студентов 1, 2 и 3 курсов.

Организация исследования. В СПбГУП существует общественная спортивная организация — студенческий спортивный клуб. Координирует работу клуба спортивный организатор университета, назначенный ректором СПбГУП преподаватель кафедры физического воспитания. В состав студенческого спортивного клуба входят совет и актив клуба, состоящие из студентов, выразивших добровольное согласие принимать участие в реализации цели и задач клуба.

Основной целью студенческого спортивного клуба является создание социокультурной среды, в которой здоровый образ жизни и физическое совершенствование являются осознанным приоритетом для каждого студента.

Спортивный клуб работает во взаимодействии с руководством кафедры физического воспитания СПбГУП, деканатами и студенческим активом университета, согласует принципиальные вопросы своей деятельности с администрацией СПбГУП.

Для формирования у студентов СПбГУП осознанного отношения к собственному здоровью и потребности в физически активном образе жизни используются разнообразные формы внеучебной работы.

Преподавателями кафедры физического воспитания и тренерами спортивно-оздоровительного

комплекса (СОК) им. М. М. Боброва, находящегося на территории СПбГУП, проводятся спортивные секционные и групповые занятия. В спортивных секциях студенты занимаются бесплатно, а групповые занятия посещают платно.

Для определения с выбором секции в течение первых двух недель сентября для студентов тренерами организовываются открытые занятия по расписанию работы секции. Если студент выбирает бесплатную спортивную секцию, то он подходит на кафедру физического воспитания и записывает на нее. Если студент выбирает платные групповые занятия, то он оплачивает определенное количество занятий у администратора СОКа.

В спортивно-оздоровительном комплексе работает тренажерный зал с современными тренажерами. В этом зале студенты СПбГУП могу заниматься платно как самостоятельно, так и с инструктором.

Студенты университета принимают участие во внутренних соревнованиях, таких как комплексная Спартакиада СПбГУП. Организация и проведения соревнований осуществляется преподавателями кафедры физического воспитания и активом студенческого спортивного клуба.

Также студенты СПбГУП участвуют во внешних соревнованиях: Чемпионат Санкт-Петербурга среди студентов образовательных организаций высшего образования, традиционные массовые соревнования Санкт-Петербурга и соревнования Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

Актив студенческого спортивного клуба, спортивный отдел студенческого совета Дома студентов, Первичная профсоюзная организация и преподаватели кафедры физического воспитания организуют и проводят физкультурно-массовые мероприятия, которые называются «Дни физической культуры и спорта».

В работе был проведен анализ спортивно-массовой работы организованной в 2018/19 учебном году.

В сентябре 2018/19 учебного года был разработан календарь спортивно-массовых мероприятий отдельно на осенний и весенний семестр.

На первом этапе календарь разрабатывался активом студенческого спортивного клуба совместно со спортивным организатором университета. На втором этапе он согласовывался с тренерско-преподавательским составом кафедры физического воспитания. На третьем этапе был утвержден заведующим кафедрой физического воспитания на заседании кафедры.

В календаре прописываются даты таких мероприятий как: внутри университетские соревнования по разным видам спорта на «Приз Первокурсника» и в рамках Спартакиады СПбГУП, «Дни физической культуры и спорта», собрания со спортивным активом.

Также активом спортивного студенческого клуба совместно со спортивным отделом студенческого совета Дома студентов и Первичной профсоюзной организацией разрабатывался план проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий «Дней физической культуры и спорта» на осенний и весенний семестр. План был утвержден спортивным организатором университета.

Вся информация о спортивно-массовых мероприятиях распространялась среди студентов через актив студенческого спортивного клуба. Одной из функций спортивного организатора является своевременное информирование одногруппников о предстоящих мероприятиях.

Также у спортивного клуба была организована группа в социальных сетях «Спорт и жизнь СПбГУП». В эту группу подписаны практически все студенты университета. В этой группе любой студент университета мог найти информацию, как о предстоящих, так и о прошедших спортивно-массовых мероприятиях.

Еще одна из функций спортивного организатора это ведение пропаганды здорового образа жизни. Эта пропаганда велась с использованием различных постов в группе в социальных сетях, также на собственном примере. Ориентируясь на спортивных организаторов, студенты СПбГУП активно принимали участие в спортивной жизни университета.

Участие студентов в спортивно-массовой работе поощрялось на уровне университета (университетские и факультетские благодарности) и на уровне кафедры физического воспитания (дополнительные баллы к аттестации и зачету по физической культуре).

На протяжении всего учебного года проводилась комплексная Спартакиада университета среди факультетов.

Первокурсники СПбГУП приняли участие в соревнованиях на «Приз Первокурсника» по 8 видам спорта: легкоатлетический кросс, волейбол, баскетбол, настольный теннис, дартс, бадминтон, шахматы и мини-футбол.

Студенты с 1 по 3 курс приняли участие в соревнованиях в рамках Спартакиады СПбГУП по 11 видам спорта: легкоатлетический кросс, легкоатлетическая эстафета, волейбол, баскетбол, арм-

рестлинг, настольный теннис, дартс, бадминтон, шахматы, мини-футбол и туристическое многоборье.

Все соревнования проводились по окончании учебного дня по разработанным тренерами расписаниям соревнований.

В осеннем и весеннем семестрах 2018/19 учебного года было проведено по 6 «Дней физической культуры и спорта». Мероприятия проводились по воскресеньям 2 раза в месяц по 2,5 часа.

В 2018/19 учебном году в СПбГУП работали 9 бесплатных спортивных секций: волейбол, баскетбол, спортивная аэробика, мини-футбол, настольный теннис, шахматы, бадминтон, спортивный туризм и черлидинг. Также в СОКе им. М. М. Боброва проводились платные групповые занятия по 4 направлениям: стрейчинг, силовая тренировка, пилатес и степ-аэробика. Все занятия были организованны после 16.00 2 раза в неделю по 1,5 часа.

Индивидуальные платные занятия в тренажерном зале проводились в свободное от учебы время с понедельника по субботу. Количество занятий в неделю и время одного занятия устанавливалось самим студентов (индивидуально).

Студенты СПбГУП приняли участие в соревнованиях разного уровня: Чемпионат Санкт-Петербурга среди студентов образовательных организаций высшего образования, IV Молодежный фестиваль Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Студенческий марафон», турнир «Невская грация» и открытый Чемпионат Санкт-Петербурга по спортивной аэробике, Звездная эстафета. Студенты также приняли участие в товарищеских встречах с другими вузами Санкт-Петербурга.

В конце мая 2019 года активу студенческого спортивного клуба (60 спортивных организаторов) было дано задание по сбору информации о посещаемости спортивно-массовых мероприятий во внеучебное время в учебной группе за 2018/19 учебный год.

В результате проведенного анализа отчетов от 60 спортивных организаторов 5 факультетов (факультет искусств, культуры, конфликтологии, экономический и юридический) были получены данные по 1279 студентам 1—3-х курсов. Полученные данные были обработаны стандартной программой Excel.

Результаты исследования. Обработав и проанализировав данные, собранные спортивными организаторами, была получена следующая информация.

Вначале рассмотрим результаты активности к посещению студентами 1—3-х курсов бесплатных спортивных секций, платных групповых и индивидуальных занятий (рис.1 и 2).

На рис. 1 видно, что в осеннем семестре активность к посещению бесплатных спортивных секций у студентов 1-го курса была выше, чем у студентов других курсов (13 %).

В весеннем с еместре этот показательу студен -тов 1-го курса снизился до 8 %, но вырос уже показетель у слдентов 2еьрлае10%доЬУ%. Активность к посещению студентов 3 курса бесплатных спортивныхсекций оставшись практически на одном уровне 8—9 %.

На рис. 2 видно, что ак вность к п сещению студентами Л кьрса платных занятий была выше как в осеннем, так и в весеннем семестре по сравнению с активдьстью студентув Л и %-х кррсов (35—37 %). По полученным данным студенты 3-го кнлоеедтивунй худел и золиматьсуе тредл-жерный зал, чем на групповые занятия.

Активность к посещению студентами 1-го курса платных секций была практически на одном уровне (5—6 %).

Этот же показатель у студентов 2-го курса в весеннем семестре снизился по сравнению с осенним семестром с 14 до 10 %.

Сравнивания данные активности к посещению студентами 1-го курса в осеннем и весеннем семестр ах беспсатддгс р пеьдныхзауятиН между факультетами мы выявили.

Акти вность к посещению студентами бесплатных спортивных секций в весеннем семестре по ьуавлет ию с оь-ньин немесь^м ддесех 5 факультетах (факультет искусств, культуры, конфликтологии, экономический и юридический) значительно снизилась (с 17 до 10 %).

Активность к посещению первокурсниками плетныхглнтповыл и индивммуашьных занятий в весеннем семестре по сравнению с осенним се-местпол снтдилась не юридическьм дахльтете (с 9 до 6 %), на факультете культуры активность

Рвы 1 Активность к посещению студентами 1—3-е курсов бесплатных спортивных секций

в осеннем и весеннем семестрах

14%

35%

Осенний семестр

Весенний семестр

В 1 курс Ы 2 курс Ы 3 курс

Рис. 2. Активность к посещению студентами 1—3-х курсов платных индивидуальных и групповых занятий в осеннем и весеннем семестрах

осталась без изменений (7 %), а на факультетах искусств, конфликтологиии и экономическом активность немного повысилась (с 7 до 11 %).

Сравнивания результаты активности к посещению студентами 2-го курса в осеннем и весеннем семестрах бесплатных спортивных секций и платных групповых и индивидуальных занятий между факультетами мы получили.

Активность к посещению студентами бесплатных спортивных секций в весеннем семестре по сравнению с осенним семестром повысилась на всех факультетах за исключение факультета культуры (факультет искусств с 11 до 15 %, конфликтологии с 13 до 17 %, экономический с 16 до 21 % и юридический с 9 до 15 %). Активность студентов факультета культуры осталась на прежнем уровне 4 %.

Активность к посещению студентами 2-го курса платных групповых и индивидуальных занятий в весен нем ееместре по сравнению с осенним семестром на- фаиельтетае(факсльтет конфликтологии, экономический, юридический) значительнс сеизиласо Но 2Сдс 12 %)• На факультете искусств этот показатель остался на том же уровне (4 %), а лот на ф акррктмкекультрры ои вырос с 8 до С1 %•

Сравнивания полученные данные активности к посещению екудееа ами 3 мурсм в осеием м и весеннем семестрах бесплатьым скоргивессн уекций и платных индивидуальных и групповых занятий между факультетамимы спешили.

Активность к посещению студентами всех 5 факультетов (факультет искусств, конфликтологии, кулььумы, окономичессий и юридический)

бесплатных спортивных секций в весеннем семестре по сравнению с осенним семестром практически не изменилась.

Изменения произошли в активности к посещению студентами платных индивидуальных и групповых занятий. На факультетах конфликтологии и культуры этот показатель вырос с 35 до 38 % и с 13 до 23 % соответственно. На факультете искусств и экономическом факультете активность к посещению студентами платных занятий осталась на прежнем уровне (29 и 45 %). На юридическом факультете активность студентов снизилась с 67 до 61 %.

Рассмотрим подробно результаты активности к посещению студентами 1—3-го курсов «Дней физической культуры и спорта» в течение учебного года (рис. 3).

Как видно на рис. 3 активными в 2018/19 учебном году оказались студенты 2-го курса факуль-теоек кон фиоатолмеии, культффе1 у юридического (40,ф 0 и 70 %).На Ыекуиьееьн исмусств активными были студенты 1-го курса (44 %), а на эконо-миченком Опоилетеге — 3- го к%р ее (74 %).

3-й курс экономического факультета оказался самым активным среди анализируемых факультетов и курсов, а вон К-й курс факусьтета культуры — самым неактивным.

фнаыиз рсеуыеумтнв вкиивностик посещению сыуде%тами 1—3-х курсов «Дней физической культуры и спорта» на протяжении всего учебного г ода стеоакс, что стоиенты 2-го курса активней студентов других курсов посещали эти физкультурно-оздоровительные мероприятия во внеучебное время.

Рис. 3. Активность посещения студентами 1—3-х курсов «Дней физической культуры и спорта»

в 2018/19 уч. г.

Проанализировав отчеты спортивных организаторов СПбГУП по ещеодной форме занятий физической культурой во внеучебное время это участия в соревнованиях, были получены следу-ющид резулотаоы 0оис- Ы, 5)

На рис. 4 видно, что больше всего первокурс-никоа дщ юовдшесь^с^м фнкультеяе (аЗ%) пршмле участие в соревнованиях на «Приз Первокурсника», меньше всего — на факультете искусств (16 %).

На диаграмме усс. 5 вщдис» чон (^тндант^ы 2-го курса факультетов культуры, экономического и юмидичеукого акощвнте дфуаихгурсов ятчт факультетов участвовали в Спартакиаде СПбГУП. На фан^льт^рс юню/а ств стддeс»ыд»гф кпрсавоо%-ще не приняли участие в соревнованиях, а актив-

ными оказались студенты 1-го курса. На факуль-тесе коыфликмотыгии актненыыи фыяи студенты 3-го курса.

В заключение рассмотрим активность к посе-щеадщ стуфантары С—Т-х иутынвиюИыд, яргсни-зованных тренерско-преподавательским составом кафедщыфизсноыкого вoсыдыaыпа, япорвовно-массовых мероприятий в 2018/19 учебном году (рис. 6).

На рис. 6 видно, что в весеннем семестре ак-яивыосас 1С пссещесню студентами саортовно-массовых мероприятий повысилась по сравнению с оседном семестром » 6Тд рт^йо тсиовеы

В осеннем семестре 52 % студентов были ак-тыоны, 4е % ню птидтили пю oыюoеo онсртивно-масового мероприятия. В весеннем семестре

Рис. 4. Количество первокурсников принявших участие в соревнованиях на «Приз Первокурсника» в 2018/19 уч. г. (в процентах)

60%

50% ^

40%

30%

20%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10%

0%

1 курс

2 курс

3 курс

ф-тиск. ф-тконф. ф-ткул. экон.ф-т юрид. ф-т

Рис. 5. Количество студентов 1—3=х курсов, принявших участие в Спартакиаде СПбГУП 2018/19уч. г (в процентах)

Рис. 6. Количество студентов 1—3-х курсов участвующих и не участвующих в спортивно-массовых мероприятиях в 2018/19 уч. г.

процент не активных студентов понизился и составил 32 %, а процент активных пов ысился и составил 68 %.

Заклюияние. Рсоаналазировав аопивно сти участия студентов 1—3-х курсов 5 факультетов в спороивсо-маасосых меслпвияслй во внеучебное время можно сделать следующие выводы:

1. В СПбГУИ,орготизоватиыл тренерско-преподавательским составом кафедры физичесаого аоспвтапив и совделавяким спортивным клубом, спортивно-массовые о^р^с^г^р^^осоп придвазиичевы дия втаст^1ы студентов представителей различных видов спорта, разного уровня подготовки и разных медицввских грувпздоровьв.

2. За счет спортивно-массовой работы прово-двмоп во воеоеебвол влвия повысиласв ивв% гательная активность студентов СПбГУП. (58 % от всей стынснтол 1—3-н ь^рсов аив тивно посещали спортивно-массовые меро-приятвя.

3. Более активными к посещению спортивно-илccозыт мееогфнятвй во ввееиебвои врепо оказались студенты 2-го курса. Объяснить это мвмно тем, что з.детто^-го в°а сипь-но загружены учебной нагрузкой, а студенты 3-го курса помимо учебы уже работают.

Список литературы

1. Ванькоеа , А. гфяпессо оевак-сации на занятиях по физическому воспитанию на сввстме ннои эоапеоыснзеги образяванвял А. Ванькова, Л. Кожевникова // Физическое вос-питaилсcтульнтoс. — 2010. — №К. — в 31—Зл,

2. Перевозникова, Н. И. Организация сохранения т ииреопаннл знаровья студентов / Н. И. Пе-ревозникова // Физическая культура и здоровье молодежи: XIV Всероссийская научно-практиче-

ская конференция. — Санкт-Петербург : СПбГУП, 2018. — С. 74.

3. Поручение Президента Российской Федерации В. В. Путина №Пр-1 2 от 0С.01.2016// Правительство Санкт-Петербурга. Комитет по физи-чеекой культуре и спорту. — URL: http://kfis.spb. ru/media/uploads/userfiles/2016/05/ЗО/сканирова-ние0014.р df.

4. Об организации процесса физического вос-титаввя 8 еысцсв /че/ных заиедевоое: приказ Госкомвуза РФ № 777 от 26.07.1994 (ред. от и1цт069В р Смч^с^!^4^: нов оста Ро ссии и мира.— URL: https://www.lawmix.ru/pprf/75768.

5. Об утверждении государственных образова-текчвых ттачдартоавчияеоч гфеОесоионального образования : приказ Минобразования России № 08(5 от 02.03.Т00С// ЧотсультаетПшад.— URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doH& base=EXP&n=289809#06157795882447117.

6. Примерная программа по циклу (дисциплине) Низиччскаоесльктрп С Митиатеачтво ор/вввания и науки Российской Федерации. — URL: http:// TaosBO.m/uploadOles/epK/BM 1 10ЦТ31Ч6П20.рВ.

7. Ушаков, С. В. Физкультурно-оздоровительная в епортивсо-маазовая .о^ти о вуре / р. в^ша-ков, В. Ю. Акулов, М. П. Тищенко // Физическая культура и спорт студенческой молодежи в современных условиях: проблемы и перспективы развития : сб. науч. тр. участников X Между-ваб.чнуч.-сфакт. вовф. — Туио. Р!зе^^оТулГУ, 2015. — С. 17—23.

8.0 фчзвчеокот культбре в снортз в Тоссий-ской Федерации : Федер. закон № 329-Ф3 от 04.12.2007 44КонсулФтаЧ6П0Фс. — РФФ^П^: еttp:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_73038/.

9. Чистякова, Е. В. Организация спортивно-массовой работы в СПбГУП / Е. В. Чистякова // Физическая культура студентов : Материалы

63-й С.-Петерб. межвуз. науч.-практ. конф. по фи- России. — Санкт-Петербург : Буревестник, 2014. зич. воспитанию студентов высш. учеб. заведений — С. 156—160.

Поступила в редакцию 22 июня 2020 г.

Для цитирования: Чистякова, Е. В. Спортивно-массовая работа как часть воспитательной деятельности университета / Е. В. Чистякова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2020. — Т. 5, № 4. — С. 55—63.

Сведения об авторе

Чистякова Екатерина Владимировна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, Санкт-Петербург, Россия. https://orcid. org/0000-0003-3046-1003. Katarina-skvo@mail. ru

PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION

2020, vol. 5, no. 4, pp. 55—63.

Sports and mass work as part of educational activities university's Chistyakova E.V.

Saint Petersburg University of Humanities and Social Sciences, Saint-Petersburg, Russia. Katarina-skvo@mail.ru

The system of organization of sports and mass work in extracurricular time was developed by the coaching and teaching staff of the Department of physical education and the student sports club at the Saint Petersburg Humanitarian University of Trade Unions and the questions on the topic erre considered.

Relevance. In higher education institutions, an integral part of the educational process is the discipline "Physical culture and sport" and "Elective courses in physical culture and sport". Sports and mass work is a continuation of training sessions. The organization of this work is a complex and multifaceted process, the effectiveness of which depends on the cohesive and coordinated actions of the team as a whole.

Problem, goal, tasks. The purpose of the article is to organize sports and mass work in extracurricular time to increase the motor activity of students. Tasks: to identify the activity of participation of students of 1—3 courses of 5 faculties (arts, culture, conflictology, economics and law) in sports and mass events during extracurricular time and to conduct a comparative analysis of activity between students of 1, 2 and 3 courses.

Materials and Methods of research. The analysis of sports and mass work organized in the 2018/19 academic year was carried out. The activity to attend free sports sections, group and individual paid classes, participation in competitions within the framework of the SPbGUP complex Spartakiad, participation in physical culture and recreation events was analyzed.

Results and discussion. After processing and analyzing the data on attendance of sports events at the University, information was obtained. Students of the 2nd year were very active in attending free sports sections. Students of the 3rd year were very active in attending paid group and individual classes. After analyzing the activity to attend the "Days of physical culture and sports", it turned out that the most frequently attended these events were students of the 2nd year of 3 faculties: conflictology, culture and law. Students of the 2nd year of 3 faculties: culture, Economics and law made a greater contribution to the complex sports Contest.

Conclusions and conclusion. Conclusions: due to sports and mass work carried out in extracurricular time, the motor activity of students increased; students of the 2nd year were more active.

Keywords: physical education, students, sports and mass work, organization, activity.

References

1. Vankova A. Aktualnost processa relaksacii na zanyatiyah po fizicheskomu vospitaniyu na sovre-mennom etape vysshego obrazovaniya [Relevance of the relaxation process in physical education classes at the present stage of higher education]. Fizicheskoe vospitanie studentov [Physical education of students], 2010, no. 2, pp. 31—33. (In Russ.).

2. Perevoznikova N.I. Organizaciya sohraneniya i ukrepleniya zdorovya studentov [Organization of preservation and promotion of students ' health]. Fizicheskaya kultura i zdorove molodezhi [Physical culture and youth health]. Saint-Petersburg, 2018. Pp. 74. (In Russ.).

3. Poruchenie Prezidenta Rossijskoj Federacii V.V. Putina no. Pr-12 ot 02.01.2016 [Order of the

President of the Russian Federation V.V. Putin no. PR-12 from 02.01.2016]. Pravitelstvo Sankt-Peter-burga. Komitetpo fizicheskoj kulture i sportu [Government of Saint Petersburg. Committee on physical culture and sport]. Available at: http://kfis.spb.ru/me-dia/uploads/userfiles/2016/05/30/cKaHHpoBaHHe0014. pdf. (In Russ.).

4. Ob organizacii processa fizicheskogo vospitaniya v vysshih uchebnyh zavedeniyah [On the organization of the process of physical education in higher educational institutions]. Sejchas.ru: novosti Rossii i mira [Now.ru: news of Russia and the world]. Available at: https://www.lawmix.ru/pprf/75768. (In Russ.).

5. Ob utverzhdenii gosudarstvennyh obrazo-vatel'nyh standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya [On approval of state educational standards of higher professional education]. Konsul-tantPlyus [ConsultantPlus]. URL: http://www.con-sultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP &n=289809#06157795882447117. (In Russ.).

6. Primernaya programma po tsiklu (discipline) Fizicheskaya kul'tura [Sample program for the cycle (discipline) Physical Culture]. Ministerstvo

obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federatsii [Ministry of education and science of the Russian Federation]. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ ppd/20110323164024.pdf. (In Russ.).

7. Ushakov S.V., Akulov V.Y., Tishchenko M.P. Fizkulturno-ozdorovitelnaya i sportivno-massovaya rabota v vuze [Sports and recreation and mass sports work at the University]. Fizicheskaya kultura i sport studencheskoj molodezhi v sovremennyh usloviyah: problemy i perspektivy razvitiya [Physical culture and sport of students in modern conditions: problems and prospects of development]. Tula, 2015. Pp. 17—23. (In Russ.).

8. O fizicheskoj kulture i sporte v Rossijskoj Federatsii [On physical culture and sport in the Russian Federation]. KonsultantPlyus [ConsultantPlus]. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_73038. (In Russ.).

9. Chistyakova E.V. Organizaciya sportivno-mass-ovoj raboty v SPbGUP [Organization of sports-mass work in SPbGUP]. Fizicheskaya kul'tura studentov [Physical culture of students]. St. Petersburg, 2014. Pp. 156—160. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.