game offootball with the connection ofperipheral vision at the initial stage of sports specialization: Practical Guidelines, publishing house “Polesye State University”, Pinsk, Belarus
4. Yakovlev, A.N., Maslowski E.A., Saskevich A.P. (2013), “Definition of rational structure of physical training of young athletes in the Organizational Structure of technical skills of the game of football”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 104, No. 10, pp. 177-182.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.09.2014.
УДК 796(091)
СТАНОВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ПЕТРОГРАДСКОМ (ЛЕНИНГРАДСКОМ) УНИВЕРСИТЕТЕ В 1920-1930 ГОДАХ
Борис Алексеевич Михайлов, кандидат физико-математических наук, профессор, Виктор Васильевич Трунин, кандидат биологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет
Аннотация
В статье проанализировано состояние студенческого спорта в вузах Санкт-Петербурга в первые годы советской власти, до принятия в 1929 году Декрета СНК РСФСР «О введении физического воспитания как обязательного предмета в высших учебных заведениях». Этот период характеризуется самодеятельным участием студентов в различных спортивных мероприятиях. Анализ проведен на примере развития спорта в эти годы в Петроградском (Ленинградском) университете, однако он в целом отражает состояние студенческого спорта и в других высших учебных заведениях.
Ключевые слова: студенческий спорт, физическая культура.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.09.115.p97-101
PHYSICAL TRAINING AND SPORTS DEVELOPMENT AT PETROGRAD (LENINGRAD) UNIVERSITY IN 1920-1930
Boris Alekseevich Mikhailov, the candidate of physical and mathematical sciences, professor, Victor Vasilyevich Trunin, the candidate of biological science, senior lecturer,
St. Petersburg State University
Annotation
This article analyzed the condition of the student's sports in higher schools of St. Petersburg within the first years of the Soviet power, before acceptance in 1929 of Decree SNK RSFSR “About physical training introduction as obligatory subject in higher educational institutions”. This period is characterized by amateur participation of students in various sports actions. The analysis is carried out on the example of development of the sports during these years at Petrograd (Leningrad) university; however, it reflects the condition of student's sports in other higher educational institutions.
Keywords: student's sports, physical training.
ВВЕДЕНИЕ
Исследование развития спорта и особенно студенческого спорта в 20-е годы XX века представляют значительный интерес в силу его малой изученности. В этой связи можно лишь отметить работы известного историка спорта А.Б. Суника [3].
Это был сложный период становления нашего государства. После 1917 года руководство страны стало обращать пристальное внимание на физическую подготовку населения и в первую очередь с целью увеличения обороноспособности. Шла гражданская война, но уже в 1919 году в Москве прошел 1 Всероссийский съезд по физической культуре, спорту и допризывной подготовке. Председателем съезда был Л. Е. Марьясин -первый руководитель Всеобуча. Съезд принял постановление «О принятии положения о
допризывной подготовке». Можно отметить, что в работе съезда принимал участие с докладом и универсант Г.А. Дюперрон. В августе 1919 года в Петрограде создано специализированное высшее учебное заведение - Государственный институт физического образования имени П.Ф. Лесгафта. В августе 1920 года при Главном управлении Всевобуча создан Высший совет физической культуры (ВСФК), председателем которого стал
Н.И. Подвойский. В октябре 1920 года третий съезд РКСМ принял развернутое постановление о развитии физической культуры среди молодежи. Отметим, что в период 19181920 гг. усилиями Всевобуча и Наркомпроса было подготовлено около 6 тысяч инструкторов спорта. Летом 1923 года был принят Декрет ВЦИК РСФСР «Об образовании Высшего и местных советов физической культуры трудящихся РСФСР», в котором в частности ликвидировались все ранее созданные спортивные организации.
В сентябре 1923 года в Москве состоялся I Всесоюзный праздник физической культуры. В апреле 1924 года Президиум ВЦСПС утвердил положение о кружке физической культуры при профсоюзном клубе. В августе 1928 года состоялась I Всесоюзная Спартакиада, в которой приняли участие команды Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Закавказской Федерации, Узбекистана, Туркменистана и представители рабочих спортивных организаций 14 зарубежных стран.
В июле 1929 года был принят Декрет СНК РСФСР «О введении физического воспитания как обязательного предмета в высших учебных заведениях». Стали создаваться кафедры физической культуры.
В августе 1918 года СНК РСФСР утвердил декрет о правилах приема в высшие учебные заведения. По новым правилам каждый, кто достиг 16 летнего возраста, мог стать слушателем любого вуза, без предоставления диплома, аттестата или свидетельства об окончании школы. Это привело к тому, что резко увеличилось число студентов университета (на 1 июля 1919 года их было около 8500 человек). Поэтому наряду с новыми правилами приема в вузы было введено платное обучение и широкая перерегистрация («чистка»). Плата за обучение была введена с 1922 года, однако с 1924 года право на бесплатное обучение получили беднейшие крестьяне, безработные, бывшие воины Красной Армии. Постоянные «чистки» приводили к тому, что постоянно менялся состав студентов, и студентам было не до спорта, к тому же это было довольно голодное время.
Цель исследования: провести анализ состояния студенческого спорта в вузах, на примере Петроградского (Ленинградского) университета, в преддверии введения в 1929 году физического воспитания как обязательного предмета и создания кафедр физической культуры.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В качестве одного из основных источников для исследования были выбраны периодические издания «Студенческая правда», «Красный студент», издаваемые в 1923-929 годах.
Условия для учебы в эти годы были тяжелыми. Так, например, в феврале 1922 года хозяйственный комитет Университета принял решение «прекратить отопление библиотеки и химической лаборатории за недостатком дров - в целях экономии их на случай наступления морозов». Профессор Степан Васильевич Солдатенков в своих воспоминаниях пишет: «... Зимой было холодно, а в малых аудиториях и темно. Лектор в шубе с поднятым воротником, прохаживается между кафедрой и первой скамьей, на которой, закутавшись, без движения, сидит десяток студентов. В маленькой комнате первого этажа главного здания университета стоя, в зимнем пальто и шапке читает лекцию профессор С.П. Кравков. На столе стоит едва мерцающая свеча, на скамье сидят 4-5 студентов, заправив руки в рукава и поеживаясь. Слегка отапливались и освещались электричеством лишь большие аудитории, где по вечерам профессора читали лекции для целого факультета» [Санкт-Петербургский государственный университет - 275 лет. СПб, 1999. С. 295].
В 1923 г. началась работа в организации студенческого спорта высших учебных заведений через общество «Спартак», который создавался под руководством комсомольских организаций. 20 апреля 1923 года принята Резолюция Общего собрания организаторов спорт-ячеек при коллективах РКСМ в ВУЗах по докладу Губкома «Спартака», в которой делается попытка организовать спортивную работу. На собрании присутствовали представители 11 высших учебных заведений: Институт Инженеров путей сообщения; Технологический институт; Сельскохозяйственный институт; Консерватория; Педагогический институт им. А.И. Герцена; Горный институт; Университет; Эстонский Педагогический институт; Гимз (Институт медицинских знаний); Институт гражданских Инженеров; Географический институт» [Красный студент. -1923. - № 5. -С.44].
В том же номере газеты помещено объявление, что «спортивная организация при Петроградском государственном университете устраивает для лиц, желающих заниматься разными видами спорта, кружки по легкой атлетике, футболу, баскетболу, и лаун-теннису. С наступлением теплой весенней погоды должна возобновиться работа этих кружков».
В конце 1923 года начинает возобновляться шахматная жизнь в высших учебных заведениях. На повестке дня стоит вопрос об организации чемпионата - турнира всех ВУЗов Петрограда [Красный студент. - 1923. - № 9-10. - С. 36]. В образованный в 1924 году студенческий клуб университета вошла и студенческая организация «Спартак». В то время она насчитывала до 300 студентов и имела 9 групп, разделенных по видам спорта: конькобежная, легкоатлетическая, фехтование и др. Одна из основных секций - это секция общей физической подготовки. Отмечается, что проблемой в работе этой секции является недостаток инструкторов в мужской группе. Такое развитие студенческого спорта привело к тому, что в феврале 1925 года в университете рассматривался проект постройки спортивного павильона [Материалы по истории Санкт-Петербургского университета 1917-1965(обзор архивных документов) / под. ред. Г.А. Тишкина. СПб. СПбГУ. 1999. С. 44]. Однако этому проекту не суждено было сбыться
В 1920-е годы стали популярны лозунги « Физическую культуру - 24 часа в сутки»; «К культуре мы придем через физическую культуру»; «Спорт - дорога для масс в физкультуру». В 1923 году создано издательство «Физкультура и спорт». Начали выходить иллюстрированные журналы: «Известия физической культуры»; «Библиотека физкультурника». С 1924 года журнал «Красный спорт»; шахматный журнал «64», а с 1925 года - журнал «Пролетарский спорт»
В 1920-е годы стала утверждаться «пролетарская» идеология в противовес «буржуазной». «Буржуазная» идеология основана на индивидуализме, а «пролетарская» на коллективизме. Коллективизм утверждался во всех сферах жизни, в том числе и спорте. Пропагандировались в основном коллективные виды спорта, поэтому особенно стали популярными пешие и велосипедные походы и пробеги «звездные эстафеты», шахматные турниры и дальние лыжные переходы. Отметим, что лыжный спорт и особенно протяженные лыжные переходы стали в 20-е годы очень популярными у студентов.
Начинает развиваться лыжный спорт и в университете. Отметим, что тренировки проходили как правило на льду реки Невы напротив университетских зданий 12 коллегий. В марте 1929 года состоялся розыгрыш лыжного первенства ЛГУ. Дистанция эстафеты: мужчины 4^5 км, женщины 2*3 км. Полные команды смогли выставить только команды двух факультетов. На розыгрыше лыжного первенства вузов в 1928 году команда университета заняла 4 место (в прошлом 1928 году, команда ЛГУ заняла 7 место) [Студенческая правда. 1929. № 1 (20)].
Особо необходимо отметить шахматы и настольный теннис. В 1928-1929 годах в университете начался бум игры в «пинг-понг» (настольный теннис). В университете играли все время там, где стояли столы, часто даже пропуская лекции [Студенческая правда. 1928. №8.].
Все же особенную популярность получили шахматы. Вот типичные объявления в газете «Студенческая правда» за 1929 год: «Работа шахматно-шашечной секции ЛГУ до сих пор протекает в условиях непрерывной борьбы за существование. Виной этому прежде всего недостаток средств и теснота нашего клуба: нередко даже серьезные состязания приходится проводить в шумной комнате. В конце марта шахсекция проведет межфакультетские шахматные соревнования на первенство факультетов» [Студенческая правда. - 1929. - № 1 (20)].
Так, например, 27 ноября 1928 года открылся большой шахматный чемпионат ЛГУ. В нем принимали участие студенты: Винокур, Симкович, Алихан, Закревский, Цейтлин, Энор, Сокольский и ставший в дальнейшем чемпионом Мира по шахматам Михаил Ботвинник, который был в то время студентом 1 курса математического факультета. Однако после 1 семестра он перевелся в Политехнический институт на электромеханический факультет [1].
Постепенно растет количество студентов университета, зажимавшихся физкультурой. Если в 1927-28 учебном году ею занималось 839 человек, то в 1928-29 уч. году уже 1 194 человека.
В это время уже начинает становиться актуальным вопрос о включении физической культуры в учебные планы вузов. Непосредственным же толчком к возникновению вузовского физического воспитания послужило выступление М.И. Калинина в 1926 г. на Всероссийском ректорском совещании, где он говорил о том, что «наши вузы должны следить, чтобы параллельно учебе шло физическое укрепление учащихся». И с этого же 1926 г. вводятся занятия по физической культуре в высших и средних учебных заведениях, в которых для этого имелись условия.
В 1927-1928 гг. физическое воспитание включается в учебные планы педагогических и медицинских вузов.
В Ленинградских вузах вопрос о физкультуре возник в ноябре 1928 г., когда в Ленинград попала программа преподавания физической культуры в высшей школе, утвержденная РККА. Согласно этой программе занятия по физкультуре должны были проводиться по линии военных кафедр под руководством военруков при вузах. Начать работу по физкультуре по этой программе предлагалось со второй половины учебного года. Однако, программа пришла уже тогда, когда учебный год был в полном разгаре и в сметах на этот предмет не было никаких ассигнований, не было и достаточных кадров преподавателей. Тем не менее, Правление Ленинградского университета, в октябре 1928 г. включило в учебный план физическую культуру как обязательный курс для всех факультетов, предусмотрев в нем теоретическую и практическую части. Однако в текущем году физическая культура была включена факультативно. В то же время была развернута работа по созданию межфакультетского кабинета физической культуры при военном кабинете [2].
Предполагалось, что практические занятия начнутся в ноябре, а теоретическая часть будет пройдена во втором семестре. Планировалось параллельное существование кружка физкультуры, объединявшего несколько секций, с новой формой работы — по факультетскому принципу. Изначально кабинет физической культуры был объединен с военным кабинетом (он назывался «кабинет военно-физической подготовки»), руководителем которого был военрук Г. И. Овчинников.
В 1929 году кабинет физической подготовки объединил нескольких инструкторов, работавших в различных спортивных секциях при университете, и двух молодых преподавателей физкультуры — Евгения Павловича Петрова и Людмилу Петровну Макарову, только что окончивших в 1928 году Институт физической культуры им. П. Ф. Лесгафта.
По воспоминаниям самого Е.П. Петрова дело было так: «В сентябре 1929 года мы, восемь преподавателей по физвоспитанию, прибыли в университет. Спорт кафедры тогда еще не было, и нас объединили с системой военной подготовки. Мы организовали секции по гимнастике, борьбе, баскетболу, легкой атлетике, лыжную и конькобежную. Спортив-
ная база была весьма скудной: нынешний спортзал № 1, отапливаемый дровами, и 100 пар лыж, стоящих сначала в вестибюле подъезда Главного здания на Менделеевской линии, а затем в подвале общежития (ныне в этом здании местком и бухгалтерия). Занятия по лыжному спорту проводились на территории Ботанического сада, а главным образом — на Неве» [Ленинградский университет. - 1975. - № 77 (2439)].
В апреле 1930 года Г.И. Овчинников ушел из университета на должность руководителя военной подготовки вузов Ленинграда и области и вместо кабинета военнофизической подготовки образовались кафедры военной подготовки и физической культуры.
Вывод: студенческий спорт в высших учебных заведениях Петрограда и в частности в университете снова начал свое развитие в 20 годы прошлого века и особенно с появлением в 1923 году организации «Спартак». Под эгидой комсомольских и профсоюзных организаций проводились различные соревнования, в том числе и между высшими учебными заведениями Ленинграда.
ЛИТЕРАТУРА
1. Михайлов, Б.А. История кафедры физической культуры I Б.А. Михайлов II Университет Олимпийский. Спортивный мир Санкт-Петербургского университета : сборник. - СПб. : Изд-во «Культурный фонд "Знаменитые универсанты СПбГУ", 2013. - С. 142-150.
2. Смирнов, В.Н. К вопросу об истории кафедры физической культуры Санкт-Петербургского университета I В.Н Смирнов II Вопросы физического воспитания студентов. -199б. - Вып. 25. - С. 1б.
3. Суник, А.Б. Очерки отечественной историографии истории физической культуры и спорта I А.Б. Суник. - М. : Советский спорт, 2010. - б14 с.
REFERENCES
1. Mikhaylov B. A. (2013), “History of chair of physical culture”, Collection: University Olympic. Sporting world of the St. Petersburg University, publishing house Cultural fund "Well-known University Students of St. Petersburg State University", pp. 142-150.
2. Smirnov, B.H. (199б), “To a question of history of chair of physical culture of the St. Petersburg university”, Questions ofphysical training of students, Issue 25, pp. 1б.
3. Sunik A.B. (2010), Sketches of a domestic historiography of history physical culture and sport, Soviet sports, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 02.09.2014.
УДК 796
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ
САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Анатолий Александрович Оплетин, кандидат педагогических наук, доцент,
Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Аннотация
В статье рассматривается задача по созданию и формированию у студентов технологии компетенции саморазвития личности средствами физической культуры, в условиях вузовского образования. В процессе реализации программы и разработанной технологии по формированию компетенции саморазвития личности физическая культура выступает как платформа, на которой у студентов формируется потребность к максимальной самореализации и саморазвития. Компетент-ностный подход к исследованию такой проблемы определяет в целом его стратегию и тактику, сохраняя целостность формируемой системы и ценности формируемой личности.
Ключевые слова: физическая культура, студент, компетенция, саморазвития, экспериментальная программа, образовательная технология.